Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие о Символе Веры. Причины его появления
Символ веры - учение о том, во что должны веровать, исповедовать христиане. В Символе веры заключаются все необходимые для нашего спасения истины христианской веры в сжатом и сокращенном виде. Слово " символ" происходит от греческого глагола, который в переводе означает " вместе бросаю", " сливаю" и имеет два значения: а) " склад", " собрание"; б) " знак". В первом смысле этим названием указывается на содержание Символа веры; во втором ¾ на то, что Символ веры служит вернейшим признаком и указанием, к какому кто принадлежит вероисповеданию. Символ Веры составлен отцами первого и второго Вселенских соборов. Когда явилась у апостолов потребность обратиться к авторитетному высшему голосу или суду всей Церкви, то апостолы собрались на собор в Иерусалиме (Деян.15), и постановления собора признали обязательными для всей Церкви (Деян.16.4). Этим они дали пример для соборного решения важнейших вопросов в Церкви на все времена. В дальнейшем причиной появления остальных семи соборов стали возникающие ереси (ложные, ошибочные вероучения), такие как арианская, македонская, несторианская, монофизитская, монофилитская, иконоборческая. Высшим органом власти в Церкви и высшим авторитетом является собор епископов (Рис. ): для поместной Церкви — ее местных епископов, а для вселенской — собор епископов всей Церкви.
Рис. Икона. Святые отцы семи Вселенских Соборов.
Вселенские соборы есть собрание епископов, пастырей и учителей — предстоятелей большинства поместных церквей для (выражения) утверждения и защиты Православного вероучения от искажений. Вселенских соборов было — 7. 3.6.2 Разделение на члены. Краткое содержание Символ Православной веры (изложение на славянском языке)
Троица и двоица как предел Православия Самое существенное в православной вере – это учение о Троице (1) и Двоице (2) 1) Бог троичен в лицах, но един по существу, причем лица равны и различаются лишь в отношениях. Отец – не рождается и не исходит, Сын - рождается и не исходит, Святой Дух – не рождается, а исходит. 2) Господь Иисус Христос - Богочеловек, вторая ипостась (лицо) Пресвятой Троицы - совершенный Бог и совершенный человек.
Вселенские Соборы (Табл.)
Годы проведения Вселенских Соборов и основное вероучительное значение Таблица
Первый Вселенский Собор Первый Вселенский Собор был созван в 325 году в Никее при императоре Константине Великом. Созван этот Собор был против лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение второго Лица Святой Троицы — Сына Божия — от Бога Отца; и учил, что Сын Божий есть только высшее творение. В Соборе участвовали 318 епископов, среди которых были: св. Николай, архиепископ Мир Ликийских, св. Иаков, епископ Низибийский, св. Спиридон, епископ Тримифунтский и другие отцы Церкви. Участвовал и св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона. Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков, и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи положениях (членах) Символа веры. Второй Вселенский собор Рис. Икона. Второй вселенский собор. Второй Вселенский Собор был созван в 381 году в Константинополе при императоре Феодосии Великом. Созван он был против лжеучения бывшего арианского епископа Константинопольского Македония, который отвергал Божество третьего Лица Святой Троицы — Духа Святого; он называл Его тварью или сотворенною силою и при том служебною Богу Отцу и Богу Сыну так же, как ангелы. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: св. Григорий Богослов (он председательствовал на Соборе), св. Григорий Нисский, св. Мелетий Антиохийский, св. Амфилохий Иконийский, св. Кирилл Иерусалимский и другие. Ересь Македония была осуждена и отвергнута. Собор утвердил догмат о равенстве и единосущии Бога Духа Снятого с Богом Отцом и Богом Сыном. Собор также дополнил Никейский Символ веры пятью членами, в которых изложил учение: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом, составился Никеоцареградский Символ веры, который и служит руководством для Церкви на все времена.
Третий Вселенский собор Третий Вселенский Собор был созван в 431 году в Ефесе при императоре Феодосии 2-м, Младшем. Созван он был против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым потом Бог соединился нравственно, обитал в Ней, как в храме. Ересь Нестория была осуждена и отвергнута, а Несторий низложен. Собор утвердил догмат о том, что Божеское и человеческое естества во Христе соединены нераздельно и неслиянно и что Господь Иисус Христос был зачат неискусомужно и рожден без первородного греха. Поэтому Матерь Божия Приснодева и Богородица. Кроме этого запретил изменять текст Символа Веры. Четвертый Вселенский собор Четвертый Вселенский Собор был созван в 451 году в Халкидоне при императоре Маркиане. Созван он был против лжеучения архимандрита одного из Константинопольских монастырей Евтихия, который отвергал человеческую природу в Господе Иисусе Христе. Опровергая чужие ереси и защищая Божественное достоинство Иисуса Христа, он сам впал в крайность и учил, что в Господе Иисусе Христе человеческое естество было совершенно поглощено Божеством, почему в Нем следует признавать только одно Божеское естество. Это лжеучение называется монофизитством, а последователи его называются монофизитами (одноестественниками). На Соборе присутствовали 650 епископов. Собор осудил и отверг лжеучение Евтихия и определил истинное учение Церкви, а именно, что Господь наш Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек: по Божеству Он вечно рождается от Отца, по-человечеству Он родился от Пресвятой Девы и во всем подобен нам, кроме греха. При воплощении (рождении от Девы Марии) Божество и человечество соединилось в Нем, как едином Лице, неслиянно и неизменно (против Евтихия), нераздельно и неразлучно (против Нестория). Пятый Вселенский собор ( Рис. ) Рис.Икона. Пятый Вселенский Собор Пятый Вселенский Собор был созван в 553 году в Константинополе при императоре Юстиниане I. Поводом для созыва Собора послужили споры между последователями Нестория и Евтихия. Главным предметом споров были сочинения трех учителей сирийской церкви, пользовавшихся в свое время известностью: Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы Едесского, в которых ясно выражались несторианские заблуждения, а на четвертом Вселенском Соборе ничего не было упомянуто об этих трех сочинениях. Несториане в споре с евтихианами (монофизитами) ссылались на эти сочинения, а евтихиане находили в этом предлог отвергать и сам четвертый Вселенский Собор и клеветать на Православную Вселенскую Церковь, что она будто бы уклонилась в несторианство. На Соборе присутствовало 165 епископов. Собор еще раз подтвердил учение о Святой Троице и снова повторил осуждение ереси Нестория и Евтихия. Собор осудил все три сочинения и самого Феодора Мопсуетского как нераскаявшегося, а относительно двух остальных Феодорита Кирского и Ивы Едесского осуждение ограничилось только их несторианскими сочинениями, сами же они были помилованы, так как отказались от своих ложных мнений и скончались в мире с Церковью. Кроме этого собор осудил лжеучение Оригена о существовании души человека и ей посмертной участи, а именно лжеучение о предсуществовании душ, их переселение (реинкорнацию) и всеобщее спасение, включая и темных духов. Шестой Вселенский собор Шестой Вселенский Собор был созван в 680 году в Константинополе при императоре Константине Погонате и состоял из 170 епископов. Созвали Собор против лжеучения еретиков - монофелитов, которые хотя и признавали в Иисусе Христе два естества, но волю только одну - Божественную. После пятого Вселенского Собора волнения, производимые монофелитами, продолжались. Греческий император Ираклий, желая примирения, решил склонить православных к уступке монофелитам и силою своей власти повелевал признавать в Иисусе Христе одну волю при двух естествах. Защитниками и изъяснителями истинного учения Церкви явились св. Софроний, Патриарх Иерусалимский и константинопольский монах Максим Исповедник, которому за твердость веры вырезали язык и отрубили руку. Шестой Вселенский Собор осудил и отверг ересь монофелитов, и определил признавать в Иисусе Христе два естества — Божеское и человеческое, и по этим двум естествам — две воли, но так, что человеческая воля во Христе не противна, а покорна Его воле Божественной. Достойно внимания, что на этом Соборе произнесено было отлучение, в числе других еретиков, и Римского Папы Гонория, признававшего учение о единоволии православным. Определение Собора подписали и римские легаты: пресвитеры Феодор и Георгий, и диакон Иоанн. Это ясно указывает, что высшая власть в Церкви принадлежала Собору, а не Папе Римскому. Через 11 лет Собор вновь открыл заседания в царских палатах, называемых Трулльскими, для решения вопросов, относящихся к церковному благочинию. В этом отношении он как бы дополнил Пятый и Шестой Вселенские Соборы, потому и называется еще Пятошестым. Собор утвердил правила, которыми Церковь должна управляться, а именно: 85 правил святых апостолов, правила шести Вселенских и семи Поместных Соборов, и правила 13 отцов Церкви. Эти правила впоследствии были дополнены правилами Седьмого Вселенского Собора и еще двух Поместных Соборов и составили так называемый Номоканон, а по-русски - Кормчую Книгу, которая и является основанием церковного управления Православной Церкви. На этом Соборе осуждены были некоторые нововведения Римской Церкви, не согласные с духом постановлений Церкви Вселенской, в том числе: принуждение священников и диаконов к безбрачию, изображение Христа в виде ягненка и некоторые другие. Седьмой Вселенский Собор Седьмой Вселенский Собор был созван в 787 году в Никее при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара) и состоял из 367 отцов. Собор был созван против иконоборческой ереси, возникшей за 60 лет до того при греческом императоре Льве Исавре, который, желая обратить магометан в христианство, считал необходимым уничтожить почитание икон. Эта ересь продолжалась при сыне его Константине Копрониме и внуке Льве Хозаре. Собор осудил и отверг иконоборческую ересь и определил: поставлять и полагать в храмах вместе с изображением Честного и Животворящего Креста Господня и святые иконы, почитать и воздавать им поклонение, возводя ум и сердце к Господу Богу, Божией Матери и святым, на них изображенным. Богу христианин призван поклоняться всецело, а иконам (мощам, святыням) почтительно. ( Рис. ) Рис. Седьмой вселенский собор После седьмого Вселенского Собора гонение на святые иконы продолжалось при трех последующих императорах еще около 25 лет. Почитание святых икон было окончательно восстановлено и утверждено на Поместном Константинопольском Соборе в 842 году при императрице Феодоре На этом Соборе, в благодарность Господу Богу, даровавшему Церкви победу над иконоборцами и всеми еретиками, установлен был праздник Торжества Православия, который положено праздновать в первое воскресенье Великого Поста и который празднуется и доселе во всей Вселенской Православной Церкви. Примечание. Римско-католическая Церковь вместо семи признает более 20 Вселенских Соборов неправильно включая в это число соборы, бывшие в Западной Церкви после разделения Церквей, а лютеране несмотря на пример апостолов и признание всей Христианской Церкви не признают ни одного Вселенского Собора. Таблица Вселенских Соборов Таблица
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1340; Нарушение авторского права страницы