Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Священное Предание и его состав



Под именем Священного Предания разу­меется то, что истинно верующие и чтущие Бога словом и примером передают один другому, и предки ¾ потомкам учение веры, Закон Божий, таинства и священные обряды. Если сказать кратко, это - передача духовного опыта жизни в Духе Святом, во Христе, а как внешнее проявление этого - устная, а затем и письменная передача Божественного Откровения.

Состав:

- деяния Вселенских соборов,

- святоотеческое наследие,

- литургико-канонические памятники, апостольские правила,

- мартирологи - мученические акты,

- символы веры,

- церковная история,

- и другие способы передачи православного духовного наследия.

Священное Писание. Разделение и число священных книг.

Рис.

Священное Писание - это записанное Священное Предание, принявшее завершенную каноническую форму (из состава определенных книг) с добавлением неканонических книг ( Рис. ). Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные Духом Божьим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Обыкновенно эти книги называются Библией. Всех книг Священного Писания в Ветхом Завете ¾ 50; из них 39 канонических (22 по еврейскому исчислению) и 11 ¾ неканонических, новозаветных ¾ 27.

Это собрание книг называется Библией, которая делится на Ветхий и Новый Завет. Ветхий Завет включает 50 книг из них 39 канонических и 11 неканонических. Новый Завет включает 27 канонических книг. Они также для удобства делятся по содержанию ( Табл.21).

Таблица 21

Деление книг Св. Писания Ветхого Завета Нового Завета
по содержанию Канонические Неканонические Канонические
Законоположительные -
Исторические
Учительные
Пророческие
Всего: -
 
всего 77 книг

 

На богодухновенность и непреложность Писания указывал Сам Господь Иисус Христос: " Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона..." (Мф. 5.18).

" Исследуйте Писания: ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную, а они свидетельствуют о Мне" (Ин.5.39).

" Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (1 Тим. 3.16).

Церковь как хранительница Святого Писания и Святого Предания. Возможно ли понять Святое Писание без Святого Предания? Признаки богодухновенности

Церковь - установленное от Бога общество людей, соединенных православной верой, законом Божьим, священноночалием и таинствами. Она является хранительницей благодати Духа Святого, то есть того Духа, с помощью Которого Писание и Предание и являются Священными, - значит, правильно понимаются и служат во спасение ( Рис. ).

 

Рис.

Качественное Соотношение Божественного Откровения и Писаний можно условно изобразить следующим образом.

Верное хранилище Священного Предания ¾ Церковь, " Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины" (1 Тим. 3, 15). Святитель Ириней Лионский пишет: " не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в нее все, что относится к истине, так что всякий желающий берет из нее питие жизни (Откр. 22: 17). Она, именно, есть дверь жизни, а все прочие (учители) суть воры и разбойники" (свят. Ириней Лионский. Против ересей. Книга 3.Глава IV. Истина находится только в кафолической Церкви).

Основанием для Священного Предания служат сверхъестественные и естественные Откровения Божьи. Священное Писание - ряд священных книг из Священного Предания, получивших каноническое (законное) признание Церкви ( Сх.22). Принцип организации расположения сфер не по объему знаний, а с учетом - 1. единства точки отсчета (учение о Боге - Троице и Двоице), 2. степени канонического достоинства, 3. использования за богослужением.

 

 

Понять Писания вне Церкви (без благодати Духа Святого) невозможно, тем более умаляя их взаимосвязь, т.е., пренебрегая одним, понять другое, - иначе это ведет к помрачению ума.

Признаки богодухновенности

Есть четыре вида свидетельств богодухновенности Библии. Доводы к этим видам заимствуются из самого Священного Писания, а так же они сравниваются с соображениями человеческого разума.

1) высота - ибо от Бога Писания, а не от разума;

2) глубина - ибо являет силу Божью, могущую воздействовать на сердца человеческие;

3) широта - ибо описывает все Домостроительство Божие и явленные благодатные чудеса для всех желающих спасения: " дабы в разум истины пришли" и спаслись;

4) чистота - ибо является чистым источником Духа Святого, действовавшего при написании от пророков до апостолов и их последователей, дающего нам учение обо всем, что необходимо для нашего спасения.

 

Высота -

ибо от Бога Писания, а не от разума человеческого( Рис. )

Рис.

Первый признак Откровения, как истинного слова Божия, есть высота изложенного в нем учения. Священное Писание содержит учение о Боге, о духовном мире, о душе и о жизни вечной. Все это ¾ столь высокие предметы, которых человек сам собой никогда не мог бы вполне постигнуть, если бы Сам Бог не сообщил людям об этих предметах путем Своего непосредственного (сверхъестественного) Откровения. Ум человеческий приходит к заключению о Божественности Библии через сравнение ее учения с высочайшими и лучшими созданиями человеческого ума (в сопредельной области: философии и естественных науках). Сличение содержащегося в Библии учения с учением всех и всяких естественных науках и философских систем приводит к мысли, что Библия не только есть Книга книг, то есть первая из человеческих книг, но что она вышечеловеческая Книга по высоте, чистоте и соответствию ее учения со всеми истинно-человеческими потребностями духа. Замечательное единство содержания, гармония между отдельными библейскими книгами проходит через все Священное Писание. В нем (Священном Писании) заключается изумительная полнота мыслей, знаний, фактов. Но через все приходит одна и та же мысль. Из всех его отдельных частей веет один и тот же дух религии, оно во всех своих отдельных частях преподает одно и то же учение, провозглашает одни и те же великие истины, указывает нам один и тот же путь спасения, раскрывает одно и то же домостроительство Божие. Это единство Священного Писания поистине достойно всякого удивления.

Несмотря на такой огромный период времени, в который были написаны все ветхозаветные книги, а этот период обнимает собой более 1500 лет, все же Библия по содержанию составляет одно целое; хотя она была написана самыми различными авторами, при самых различных обстоятельствах и условиях, для самых различных целей, в самых различных формах речи и, тем не менее, какое изумительное единство духа и всего миросозерцания. Во всем мире, во всех литературах народов нельзя указать что-либо, хотя бы только чуть похожее на это. Священное Писание составляет одно целое; оно не есть как бы сборник сочинений, оно есть как бы одна книга, как бы один организм, в котором каждая часть необходима; в нем нет ничего случайного, излишнего. Центр всего этого есть Иисус Христос и Его Крест. Он есть средина. Он есть верх всего Священного Писания. Отсюда можно судить, что это не есть творение человека.

Ведь те, которые писали отдельные части Священного Писания, очень часто даже совершенно не знали друг о друге, ничего не знали и о целом, для которого они работали. Здесь господствует не собственное размышление авторов, и нельзя всего этого приписать случаю, но только можно объяснить действием Духа Божия. Это творение имеет только Одного Создателя ¾ создавший его Дух Святой, который пользовался отдельными людьми для составления целого творения. Священное Писание высказывает глубочайшие мысли и самые широкие воззрения с такой уверенностью и простотой, как будто бы дело шло о простых истинах мира, или о знакомых всем понятиях.

Глубина -

ибо Священное Писание являет силу Божью, могущую воздействовать на сердца человеческие (Евр. 4, 12)

Библия благодатно оказывает действует на все стороны человеческого духа. Нет книги в мире сколько-нибудь подобной ей по силе благодатного влияния, которая просвещала бы так же, как освящает Библия человека, его ум, сердце и волю; нет ни одной книги в мире, которая бы изменила мировоззрение и жизнь народов, людей всякого звания, образования; нет книги в мире, которая оказывала бы столь преображающую силу на людей, как Библия. И здесь исполняется пророческое слово апостола Петра, сказанное Господу в ответ на Его вопрос ученикам: " Не хотите ли и вы отойти? " Симон Петр отвечал ему: " Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (Ин. 6, 67-68).

Проповедниками слова Божия были простые и неученые иудейские рыбари, но они своим учением покорили весь мир (Рис.).

Рис. Икона " Призвание апостолов Петра и Андрея" .

Вначале против них вооружились все и всем: мудрецы и философы ¾ умом и пером, властители и сами римские императоры ¾ огнем и мечом, жрецы и чернь ¾ неистовой яростью и злобой, клеветой и насмешкой. Казалось бы, достаточно было немного такого времени для того, чтобы стереть христианство с лица земли и предать его полнейшему забвению в самом раннем потомстве. Три века лилась кровь мучеников, но учение о Христе не погибло. Оно с неимоверной быстротой захватывало все новые и новые страны тогдашнего мира. Апостол Павел писал к римлянам: " …благодарю Бога моего чрез Иисуса Христа за всех вас, что вера наша возвещается во всем мире" (Рим. 1, 8). Главная сила такой несокрушимости христианского вероучения заключается в том, что оно есть не человеческое, а Божие. Истина христианства, как дело от Бога, не может быть разрушена. По своей жизнеспособности Библия представляет нечто исключительное в истории; ни одну книгу в мире столько не оскорбляли, преследовали и проклинали, как эту книгу, и, однако, она не погибла. Множество книг пропадает от внутренней своей слабости, а об эту книгу, как скалу, разбиваются предрассудки и равнодушие, огненная ненависть и злоба неверия. " Библия есть самая международная книга, какую когда-либо видела земля, она переведена более чем на 400 языков". (Светлов т. 1, стр. 110-111).[20]

Библия имеет дивную силу и способность давать утешение во всяком страдании, мир душе, сопротивление греху и возрастание в добре ¾ все это делает из нее живую " силу Божию" (Рим. 1, 16), Книгу Жизни.

Об этой необыкновенной черте Библии, кроме ее собственного свидетельства о себе самой как о нравственной силе, знает каждый верующий читатель по собственному опыту.

 

Широта -

ибо описывает все Домостроительство Божие и явленные благодатные чудеса для всех желающих спасения: " дабы в разум истины пришли" и спаслись

Рис. Крест и Евангелие.

Другим важным признаком Священного Писания, как истинного слова Божия, является его широта. Нравственные начала, изложенные в слове Божием, до того высоки, совершенны, что их полную справедливость признают даже враги слова Божия. ( Рис. ) Могущество Божие является через чудеса обращения грешников и даже гонителей христиан ко спасению. Были такие примеры, что люди неверующие, которые брались за книги Священного Писания с намерением опровергнуть содержащееся в них учение веры и правила нравственности, сами были побеждены божественной непреодолимостью слова Божия, и из врагов делались самыми ревностными поборниками этого ученая, и даже полагали за него всю жизнь. Всякое чудо не нарушает в существе того или другого закона, а только на время препобеждает его в силу особой на то воли Божией: " Где хочет Бог, побеждается естества чин".

Человеческое учение высшей мыслью своих изысканий и предписаний поставляет главным образом благосостояние в этом мире, но учение слова Божия направлено к тому, чтобы всех людей воспитать, развить и приготовить человека для неба и вечности... " Будьте совершенны, как отец ваш небесный...". В языческом мире даже великие люди допускали негативное отнощение к ближним так, величайший из философов древнего мира Платон, наречный современниками Божественным (427-347 гг. до н.э.) в своем фундаментальном творении " Государство" вместе с высокими правилами, обусловливающими счастливую жизнь государства, предписывает убивать слабых здоровьем детей. Другой великий грек, родоначальник доброго десятка наук, Аристотель (384-322 гг. до н.э.) восклицает: " Как можно любить невольников? Можно ли чувствовать привязанность к подлым орудиям? "

Римские законы ¾ " образчик справедливости" древнего мира ¾ налагали наказание одинаковое как за убиение чужого раба, так и за убиение чужой скотины, а с собственным рабом каждый господин мог распоряжаться как ему угодно. А Писание говорит: " Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах" (Кол. 4, 1). Слово Божие внушает никого не презирать, но всех любить, даже врагов, и, вообще, быть совершенным, как совершен Отец наш небесный.

Господь же говорит: " Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного" (Мф. 18, 10), " …кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею его, и потопили его во глубине морской" (Мф. 18, 6).

Чистота -

ибо является чистым источником Духа Святого, действовавшего при написании от пророков до апостолов и их последователей, дающего нам учение обо всем, что необходимо для нашего спасения

Рис.

Под именем пророчества разумеются ясные и определенные предсказания о будущих событиях совершенно случайных, которые не могут быть доступны соображениям человеческого разума, а ведомы только одному бесконечному Уму ( Рис. ). К пророчествам относятся совершенно случайные события, то есть которые могут быть, а могут и не быть. Такие события не подчиняются естественным законам природы, а только совершаются всемогущей волей Божией и Его Промыслом. Все то, что можно предвидеть на основании естественных законов, не является пророчеством (врач, астроном, политик и т.д.). Пророчества имеют предметом своим будущие события не только случайные, но и чудесные, совершенно зависящие от единой воли Божией, каковы были пророчества о десяти казнях египетских, пророчества Исайи и многих других, просвещенных Духом Божьим мужей. Мессианские пророчества обнимают собой во всех подробностях жизнь и дело Христово: предсказаны точно время и место рождения Мессии, поклонение волхвов, избиение младенцев, бегство в Египет, появление Предтечи, чудеса Спасителя, Его учение, отвержение Мессии иудейским народом, страдания, смерть, воскресение и т.д. Все эти пророчества Паскаль считает " величайшим из доказательств истинности Иисуса Христа" (а вместе с тем и Библии).

Святой Иустин Философ говорит: "...каким бы образом поверили мы Человеку Распятому, что Он Первенец нерожденного Бытия Бога, и произведет суд над всем родом человеческим, если бы не находили мы свидетельств, предсказанных о Нем прежде, нежели Он пришел и сделался человеком, и если бы не видели, что точно так и сбылось, то есть, что земля иудейская опустошена, что люди из всего народа уверовали в Него посредством учения Апостолов Его" (Св. Иустин Философ. Соч., стр. 83, 145; Разговор с иудеем Трифоном).

Целый народ в течение нескольких тысяч лет возвещал Мессию. Возникает вопрос: если Мессия столь ясно был предсказан, то как могло случиться, что иудеи не узнали Его? на этот вопрос можно ответить словами известного французского ученого – мыслителя Блеза Паскаля: " Иудеи, убивая Христа, чтобы не признавать Его за Мессию, доказали этим самым в последний раз, что Он ¾ Мессия, продолжая Его не признавать, они стали безупречными свидетелями истинности Мессии. И убивая, и продолжая отказываться от Него, они исполняли пророчество" (Б. Паскаль. Мысли о религии, стр. 177-178, 182).

Среди множества мессианских пророчеств особенно сильное впечатление производит псалом 21, с поразительной точностью и ясностью пророчествующий о Мессии ¾ Искупителе, в связи с псалмом 63, дающим полную и подробную картину крестных страданий и смерти Иисуса Христа (стихи 2, 8-9; 17-18; 19, Пс. 68, 22).

Господь, обращаясь к пророку Моисею, говорит: " итак пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить" (Исх. 4, 12). Пророк Давид восклицает: " Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня" (2 Цар. 23, 2).

Сам Спаситель часто ссылается на Писание Ветхого Завета. Он пользовался ветхозаветным Писанием как оружием против искусителя. Господь называет Священное Писание словом Божьим: " …устраняя, ¾ говорит Он книжникам и фарисеям, ¾ слово Божие преданием Вашим…" (Мк. 7, 13), приписывает непогрешимость его истинам, говоря " Не может нарушиться Писание" (Ин. 10, 35); или: " Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все" (Мф. 5, 17-18).

Как Сам Учитель, так относились к ветхозаветному Писанию и ученики. Апостол Петр прямо говорит: " Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божьи человеки, будучи движимы Духом Святым" (2 Петр. 1, 21); а апостол Павел к Тимофею пишет: " Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности" (2 Тим. 3, 16).

Сам Христос не оставил никаких писаний. Он был послан возвестить Благодать и истину словом уст Своих и избавить человеческий род Своей смертью и воскресением от вечного осуждения. Он был не составителем, а Предметом Священного Писания. Святое Писание должно было говорить о Нем, но не быть написанным от Него. Своих апостолов Господь сначала также посылал не для того, чтобы они писали, а чтобы проповедовали: " …идите, научите все народы..." (Мф. 28, 19); " …проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16, 15).

Кроме указанных исторических свидетельств, взятых из самой Библии, о происхождении ее от Самого Бога свидетельствует сущность содержащегося в ней всего учения, то есть сама Библия, внутренними своими свойствами, которые отличают ее от всех книг человеческого творения, свидетельствует о своем сверхъестественном происхождении.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. CEМEЙНOE КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ЕГО ОСОБЕННОСТИ
  2. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно-контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  3. Cистемы зажигания двигателей внутреннего сгорания, контактная сеть электротранспорта, щеточно–контактный аппарат вращающихся электрических машин и т. п..
  4. Ex. Переведите, обратив внимание на перевод инфинитива, определите его функцию.
  5. I) индивидуальная монополистическая деятельность, которая проявляется как злоупотребление со стороны хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке.
  6. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  7. I. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры
  8. I.3. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗМЕ ЛЮДЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА И ПУТИ ИХ ПРОФИЛАКТИКИ
  9. II РАЗДЕЛ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШЕСТИЛЕТНЕГО РЕБЕНКА
  10. II семестр – срок сдачи контрольных работ до 1 апреля текущего учебного года.
  11. II. Принятие решения о проведении таможенного досмотра и организация его проведения
  12. II. Система обязательств позднейшего права


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 1051; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь