Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)



Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

 

Источники:

- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со

своим рабом», «песня арфиста», « спор разочарованного со своей душой», « похвала смерти» и др.

 

  Основное содержание предфилософских воззрений - развитое предметно-математическое исчисление - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э. - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака - признание священными знаний жрецов - политеизм - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом - существует 2 мира: земной и загробный - противоречие между мифологией и научным знанием - почитание письменности и книг - самостоятельное философское творчество отсутствует  

 

Представители: жрецы, редко - фараоны

 

Философия Древней Индии (XII в. до н.э. - II в. н.э.)

Источники:

- Веды (священные тексты) - сборники гимнов богам, эпоса, магии, ритуалов и т.п.:

1. Собственно Веды или самхиты (основные книги самхит: Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа)

2. Брахманы

3. Араньяки

4. Упанишады - содержат в основном философские тексты

- Бхагавадгита (священное знание) - часть 6-ой книги 18-книжной Махабхараты-эпического сказания о «битве бхаратов» (княжеских родов)

- Труды мудрецов-философов

Главные философские идеи - мирозданье состоит из 3-х миров: земли, воздушного пространства и неба - мирозданье есть проявление атмана (начало, основа и завершение всего) или брахмана (начало всего существующего и его завершение) - боги управляют миром. Пантеон богов – более 3 тысяч - человек - творение богов и часть природы. Тело человека смертно, душа – бессмертна - странствие души по различным телам – сансара - человек должен поступать согласно дхарме – божественному закону и правосудию - за нарушение дхармы следует карма – возмездие - материалистические идеи - психологизм философствования, направленность на человека - зарождается самостоятельное философское творчество
Основные философские школы  
    джайнизм       локаята (чарвака)     йога     миманса       веданта  
                 
    буддизм       санкхья       Вайшешики     ньяя     бхагаватизм  
                     
                       

Представители: Махавира Вардхамана, Сиддхарта Гаутама (Будда), Чарвака, Аджита, Ишваракришна, Патанджали,

Джаймини, Бадараяна, Мадхва.

 

Философия Древнего Китая (ХI в. до н.э. - I в. н.э.)

 

 

Источники:

 

- книга гор и морей

- пятикнижие: книга песен, книга истории, книга перемен, книга порядков, летопись «Весна и Осень»

- книги философов

- мифология и верования

- эпос

 

 

  Нерелигиозная тенденция         Религиозная тенденция
   
соперничество “ста школ”

Даосизм ДАО – понятие, отражающее беспредельную реальность, начало и суть всего   Конфуцианство - в основе-«ЛИ» - установленный порядок вещей - небо-всеобщий прародитель и великий управитель  
 

   
школа имен  

школа «инь-ян» (натурфилософы)      
     
 
моизм

      Школа закона (легизм)  
  - зарождается самостоятельное философское творчество
                   

 

Представители: Лао-цзы, Чжуан-цзы, Вэнь-цзы, Мо Ди (Мо-цзы), Кун Фу-цзы (Конфуций), Сюнь-цзы, Мэн-цзы,

Цзюнь- цзы

Философия европейского Средневековья (II-XIV вв.)

 

Источники:

 

- Библия и другие священные книги христианства

- труды иерархов и монахов христианской церкви

- работы Платона и Аристотеля

- язычество, эпос

 

Основные идеи и учения

- религиозно-философское объяснение бытия природы и человека

- философия патристики. Доказательства бытия Бога

- сближение христианской веры с идеалистической философией

- гностицизм и манихейство

- апологетика, первенство божественной воли над разумом

- неоплатонизм и неоаристотелизм

- противоборство номинализма и реализма

- дискуссия об универсалиях

- пантеистические воззрения

- конфликт религиозной философии с естествознанием. Инквизиция

- иррационально-мистическое философствование

- проблема познания в философских воззрениях

- философия и духовная культура европейских народов.

 

Представители: Тертуллиан, Ориген, Аврелий Августин, Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Иоанн Росцеллин, Пьер Абеляр, Альберт Великий, Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Дунс Скотт, Уильям Оккам.

 

Основные идеи и воззрения

- сохранение натурфилософской тенденции от античной философии

- платонизм и аристотелизм в арабской философии. Перипатетика и метафизика

- разработка проблем познания и знания

- Бог и мир. Учение о единстве четырёх родов бытия: бытие духовного (Бог-главное духовное существо), бытие менее духовного,

бытие предметно-духовного, бытие материального

- философский психологизм и нравственно-этическая проблематика в духе восточного философствования. Философия человека

- единство математического, физического, астрономического медицинского и философского знания

- философская поэзия

- разработка проблем логики

- философские основы ислама

- религиозно-философский еретизм и мистика

- философские идеи об обществе, государстве и правителях

- самостоятельное философское творчество отсутствует

 

Представители: Мутазилиты, Аль-Кинди, Аль-Фараби, Аль-Бируни, мутакаллимы, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс), Аль-Ашари, Аль-Газали, Омар Хайям, суфисты и шииты, «братья чистоты»

Основные идеи и концепции

- философское созерцание и наука, основанная на опытном знании. Концепция опыта

- эмпиризм, механистический материализм

- защита религии и идеалистического понимания бытия. Объективный и субъективный идеализм

- критицизм в понимании как материальности, так и идеальности бытия

- концепция «двойственности истины»: истины откровения (от Бога) и истины философии (от опыта)

- концепция о первичных и вторичных качествах, номинальных и «реальных» сущностях

- концепция науки как основного средства познания и решения социальных проблем

- сенсуализм и теологический рационализм. Иррационализм.

- новый метод познания («новая логика») как «соединение мыслей с вещами»

- душа человека двойственна: она разумна (от Бога) и чувственна (от человека)

- критика силлогистической логики как метода схоластики, утверждение метода «эмпирической индукции»

- учение об «идолах», препятствующих познанию: идолы рода, пещеры, рынка и театра

- концепция «идеального общества»

- концепция возникновения общества из семейных и родовых отношений людей, его движущих сил

- концепция защиты конституционной монархии и её экономических основ

- нравственная проблематика

 

Представители: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Толанд, Дж.Беркли, Д.Юм, И.Ньютон


Основные идеи и концепции

- вопросы религии и веры, веры в знания, религии и атеизма

- материалистически-механистическая концепция бытия. Атрибуты материи

- учение о человеке как части природы

- учение о врожденных способностях разума человека, о мировом разуме

- разграничение функций религии, науки, морали и образования в обществе

- гносеологический скептицизм. Эмпиризм и рационализм в познании

- проблема систематизации наук

- принцип редуцируемости всех природных сил к формам движения материальных частиц

- понимание универсальности движения и его атрибутов

- детерминизм и причинность

- учение о субъекте и его активности; об «общественном человеке», о «человеке-машине»

- концепция «естественного» возникновения общества, его состояниях и законах

- теория «общественного договора»

- проблема социального неравенства и противоречивости общественного развития

- критика частной собственности, социально-политический радикализм

- концепция общественного прогресса. «Закон интересов»

- человек и его свобода; проблема воспитания

- философия свободы, равенства и братства

 

Представители: П.Бейль, Ж.Мелье, Ш.Монтескье, Ф.Вольтер, Ж.-Ж.Руссо, Ж.Кондорсе, Д.Дидро, Ж.ДўАламбер, Ж.Ламетри, П.Гольбах, К.Гельвеций.

Основные идеи и воззрения

- разработка идеи объекта и предмета философии

- переосмысление исторического развития философии через решение её основного вопроса

- критика религии и идеализма

- теория диалектического материализма:

1) проблемы бытия природы, человека и общества. Понятие материи

2) материалистическая диалектика. Критика метафизики

3) материалистическое объяснение процесса познания. Критика религиозной веры и агностицизма

4) учение об историческом процессе как естественно-историческом возникновении, развитии и смене общественно-экономических формаций

5) диалектика общества: общество как система; общественно-экономическая формация; базис и надстройка, классовая борьба и социальные революции, прогрессивное и регрессивное развитие

6) учение о насилии и его роли в истории

7) наука и культура в обществе, общественное и индивидуальное сознание; идеология

- проблема человека: эволюционная концепция возникновения человека и его сознания; материальное и духовное, физическое и психическое, биологическое и социальное в человеке; человек как совокупность общественных отношений; роль личности в истории

- философия и политика, философия и идеология

- утопическая модель коммунизма как высшего идеала и последней общественно-экономической формации

 

Представители: Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс


Основные школы и учения

- религиозно-философские концепции соотношения веры и знания

- критический рационализм (неорационализм)

- аналитическая философия

- логический позитивизм

- диалектико-материалистическая гносеология

- герменевтика

- синергетика

- иррационализм

- интуитивизм

- релятивизм и скептицизм

- современный мутакализм

- философия науки

- эволюционная эпистемология

- джняна-йога

- дзэн-буддизм

 

Представители: Адорно Т., Бредяев Н.А., Бергсон А., Бишляр Г., Виндельбанд В., Витгенштейн Л., Вригт Г.Х.,

Генон Р., Гадамер Х.Г., Ильенков Э.В., Карнап Р., Копнин П.В., Кун Т.С., Лакатос И., Мангейм К., Мертон Р.К., Налимов В.В., Ойзерман Т.И., Пиаже Ж., Поппер К Р., Рассел Б., Риккерт Г.,

Судзуки Д., Тулмин С.Э., Уайтхед А.Н., Фейерабенд П.К., Франк С.Л., Шри Ауробиндо


Основные школы и учения

- персонализм

- экзистенциализм

- философия жизни

- религиозно-философское понимание человека

- диалектико-материалистическая концепция человека

- постструктурализм

- современный буддизм

- кришнаизм

- карма-йога

- раджа-йога

- современное конфуцианство

- философская антропология (школа)

- прагматизм

- неофрейдизм

 

Представители: Бергсон А., Бердяев Н.А., Ганди М., Дюркгейм Э., Камю А., Кришнамурти Д., Ницше Ф., Ортега-и-Гассет Х., Плеханов Г.В., Сартр Ж.-П., Судзуки Д., Тагор Р., Шарден Т., Франк С.Л., Фрейд З., Фромм Э., Фролов И.Т., Хабермас Ю., Хайдегер М., Швейцер А., Шелер М., Шестов Л.И., Шри Ауробиндо, Юнг К.Г., Ясперс К.


Философия Древнего Египта (XI-VI вв. до н.э.)

 

Источники:

- иероглифические тексты на папирусе: «тексты пирамид», «текст о саркофагах», «книга мертвых», «разговор арфиста со

своим рабом», «песня арфиста», « спор разочарованного со своей душой», « похвала смерти» и др.

 

  Основное содержание предфилософских воззрений - развитое предметно-математическое исчисление - строгая хронология династий от 1-ой в 2900 г. до н.э. до 26-ой в 525 г. до н.э. - знания по астрономии и астрологии. Вычисление эклиптики и выделение знаков Зодиака - признание священными знаний жрецов - политеизм - существование многих теогоний. Гелиопольская теогония: вначале существовал первородный хаос. Он породил Бога солнца Ра. Затем возникли другие боги и их творения. Людей создал бог Ра из своих слёз. Небо - это тело богини Нут, вытянутое и поднятое над богом Земли Гебом - существует 2 мира: земной и загробный - противоречие между мифологией и научным знанием - почитание письменности и книг - самостоятельное философское творчество отсутствует  

 

Представители: жрецы, редко - фараоны

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 573; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь