Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»



Общие рекомендации:

Будущее человечества; геополитика: человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы современности: взаимодействие цивилизаций (К.Ясперс, А.Тоинби) и сценарии будущего. Преподавателю необходимо представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов; проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества; научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития; развивать способности к самостоятельному анализу современных социальных проблем; знать факты и понимать причины глобальных проблем.

Учебные цели – изучить философскую проблематику глобализации общества в системах «человек – социум», «человек – природа», уяснить векторы процесса глобализации, а также возможные пути решения глобальных проблем современности (и стратегий будущего развития)

Цели модуля – уяснить основные понятия глобальных проблем современности с позиции философского компонента; ознакомиться со смыслом проблем, занимающих футурологов и глобалистов, научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития.

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития и возможных вариантах решения глобальных проблем современности.

Вопросы учебного занятия

1. Проблемы глобализации общества в системе «человек – социум».

2.Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.

3. Римский клуб и исследование глобальных проблем.

4. Пути решения глобальных проблем.

5. Философия и современный мир.

Литература

Основная

1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2008

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011

4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование запад­ной философии в связи с общественными и политическими об­стоятельствами. — М., 1998.

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2012

 

Тема 9 «Философия науки и техники»

Общие рекомендации:

Основные проблемы, которые необходимо рассмотреть сводятся к установлению степени научности (и всенаучности) знания – вопросу «Что есть наука? »; определении критерия научности; структуры научного познания, его методы и формы: роста научного знания (научные революции и смены типов рациональности); наука и техника, основные проблемы философии техники, техника и этика; человек в информационном обществе.

Учебные цели – изучить проблематику философии науки и техники, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого

Цели модуля – уяснить основные понятия философии науки и техники, проанализировать интерпретацию природы техники в истории философии, исторические типы рациональности, научить ориентироваться в проблемах современной научной цивилизации

Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных теориях научного развития, ознакомить с профессиональной ответственностью ученого.

Вопросы учебного занятия

1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

2. Проблема демаркации в философии науки.

3. Концепция научных революций Т. Куна.

4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.

5. Профессиональная ответственность ученого.

6. Современная техническая цивилизация.

Литература

Основная

1. Философия и методология науки. - М., 2012

2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2007.

3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2011

Дополнительная

1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012

2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011

3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2009

4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991

5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в ис­торию философии. — 2009.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.

7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.

8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007

Глоссарий

Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта, который содержит все существующее и творит его.

Абстракция – одна из сторон, форм познания, мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение какого-либо свойства или отношения.

Агностицизм – философское учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.

Аксиология – философское исследование природы ценностей.

Аксиома – предположение какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.

Акциденция – временное, несущественное свойство вещи, в отличие от субстанционального, существенного.

Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей (в самом общем значении).

Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обусловленными суждений.

Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и характеристик на природу и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.).

Апатия – состояние безразличия. В учении стоиков бесстрастие, душевная невозмутимость.

Апейрон – беспредельное, неопределенное, бескачественное начало мира, находящееся в вечном движении (Анаксимандр).

Апория – трудноразрешимая проблема.

Апостериори – понятие, в отличие от априори, означающее знание, полученное из опыта.

Априори – понятие, в отличие от апостериори, означающее знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.

Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, определенный крайней воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ ради достижения морального или религиозного идеала.

Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости духа.

Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, отказ от всякой религии.

Атомистика – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц).

Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться.

Бессознательное – понятие, обозначающее особую область психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых недоступен сознанию.

Благо – наиболее общее понятие, обозначающее положительную ценность в противоположность злу, отрицательной ценности.

Бог – фантастический образ сверхъестественного, всемогущего существа сотворившего мир и управляющего им (абсолют для религии).

Бытие – 1.Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир; 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

Вера – состояние субъекта, связанное с духовным миром личности, возникающее на основе информации об объекте, выраженной в идеях или образах, связанное с эмоцией уверенности.

Верифицируемости принцип – принцип логического позитивизма, согласно ему истинность всякого утверждения об объекте должна быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными.

Вечность – бесконечная длительность времени существования мира.

Видимость (кажимость) – понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления.

Волюнтаризм – философское направление, признающее волю первоосновой всего сущего.

Воля – специфическая способность или сила; целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.

Воображение – способность человека создавать новые образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений.

Восприятие – чувственное познание предметов и объективных ситуаций (взаимоотношений предметов, движений, событий); целостная форма чувственности, неразрывно связанная с опытом.

Время – форма протекания всех процессов в мире, их длительность, условие возможности движения, изменения, развития.

Врожденные идеи – понятия и положения, присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта.

Всеобщая связь явлений – наиболее общая закономерность существования мира, результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.

Гедонизм – принцип этики, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страдания.

Географическая среда – совокупность предметов и явлений неживой и живой природы, вовлеченных в процесс общественной жизни и представляющих необходимое условие существования и развития общества.

Герменевтика – искусство и теория истолкования, целью которой является выявление смысла текста.

Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.

Гипотеза – предположение.

Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, заключающаяся в выдвижении гипотез и проверке их путем вывода из них следствий и сопоставлении этих следствий с фактами.

Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих существование и выживание как мира в целом, так и его регионов или стран.

Гносеология – теория познания.

Движение – в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и их состояний.

Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, умозаключение от общего к частному.

Деизм – учение, признающее бога как безличную первопричину мира, развивающегося далее по своим собственным законам.

Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).

Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, в котором человек преобразует мир и самого себя.

Диалектика – теоретическое мышление, его форма и способ, предметом которого являются противоречия.

Доказательство – рассуждение, цель которого обосновать истинность(ложность) утверждения.

Дуализм – учение, обосновывающее равноправие материальной и духовной субстанций.

Ереси – различные отклонения от официального религиозного вероучения, оппозиционные или враждебные ему.

Естественное право – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из велений разума и «природы» человека.

Жэнь – понятие конфуцианской философии, означающее гуманность.

Закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Знание – 1. умение, навык, необходимый для того, чтобы сделать что-то; 2. познавательно значимая информация, удостоверенная и проверенная с объективной и субъективной стороны.

Идеализм – мировоззрение, отождествляющее мир с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от сознания человека, а внешний мир считающее проявлением этого универсального сознания (объективный идеализм).

Идентификация – установление на основании определенных признаков тождества различных объектов.

Идея – философский термин, обозначающий смысл, значение, сущность.

Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).

Индукция – тип умозаключения от частного к общему, а также метод исследования.

Интеллигибельный – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией.

Интенциональность – направленность сознания на предмет.

Интуиция – способность непосредственного постижения истины.

Иррационализм – учение, ограничивающее возможности разума.

Иррациональный – не постижимый разумом, невыразимый в логических понятиях.

Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения.

Культура – развивающаяся система надбиологических программ жизнедеятельности человека, выраженных в знаково-символической форме, воспроизводящая и изменяющая социальность.

Логос – понятие античной философии, означающее разум, слово, меру, всеобщий закон и т.д.

Ложь – высказывание, сознательно искажающее действительное положение дел.

Материализм – мировоззрение, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, а человеческое сознание как закономерный результат эволюции мира.

Материальное – все, что существует вне и независимо от сознания субъекта.

Мера – категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления.

Метатеория – теория, предметом исследования которой является какая-то другая теория.

Метафизика – 1. «первая философия» Аристотеля, исследующая умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; с 16 века в равном значении применялся термин «онтология». 2. «Антидиалектика» со времен Г.В.Ф.Ф. Гегеля.

Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (общее значение); как средство познания –способ воспроизведения в мышлении исследуемого объекта.

Методология – 1. совокупность познавательных средств, методов, используемых какой-либо наукой; 2. учение о методах теоретической и практической деятельности.

Мировоззрение – система взглядов, ценностей, принципов, идеалов и убеждений, центром которой является проблема мира и места человека в нем.

Модальность – характеристика суждения по «силе» высказываемого в нем утверждения ( суждение может быть необходимым, случайным, возможным, невозможным и т.д.).

Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.

Монада - понятие, означающее субстанциональную, структурную единицу бытия.

Монизм – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.

Мышление – процесс решения проблем, переход от условий, задающих проблему, к результату.

Натурфилософия – умозрительная философия природы.

Необратимость – характеристика изменения, при котором не происходит возврата к началу, а есть переход в качественно новое состояние.

Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).

Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное с положительными идеалами.

Ноумен – термин, означающий сущность, постигаемую только умом, в противоположность феномену.

Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, всесторонне зависящих друг от друга (в широком смысле слова).

Онтология – учение о бытии вообще.

Ощущение – элементарное содержание, находящееся в основе чувственного познания мира, необходимое для построения восприятия и др. форм чувственности.

Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для ее дальнейшего использования.

Пантеизм – философское учение, сближающее понятия бога и природы, стремясь их отождествить.

Понятие – форма рационального мышления, связанная с применением языка, обобщающая предметы и явления.

Представление – форма чувственного познания, наглядный, целостный образ предмета и явления, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств.

Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений.

Причина и следствие – категории, обозначающие объективные причинно-следственные связи действительности; причина предшествует во времени явлению и является необходимым условием, предпосылкой возникновения и изменения явления.

Противоречие – категория, обозначающая внутренний источник всякого развития, изменения, движения.

Развитие – закономерное качественное изменение объектов, характеризуемое как необратимое и направленное.

Рационализм – 1.установка философского мировоззрения, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума; 2.направление в гносеологии, считающее источником достоверного знания деятельность разума.

Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.

Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий, своего психического состояния, самопознания и оснований культуры.

Самосознание – выделение человеком самого себя из мира, переживание, оценка и осознание себя и своего отношения к миру.

Сенсуализм – направление в гносеологии, считающее ощущения, чувства единственным источником достоверного знания.

Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношения между собой, образующих единство, целостность.

Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.

Содержание и форма – категории, выражающие взаимосвязь двух сторон реальности, определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, т.е. формы.

Сознание – уровень психической активности человека, который выражается в субъективной переживаемости мира и самого себя, а также в интерпретации информации, поступающей извне и изнутри человеческого организма.

Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.

Суждение - форма рационального мышления, мысль в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте.

Сущность и явление – категории, обозначающие совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов действительности, и конкретные свойства, процессы, события, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.

Телеология – религиозно-философское учение об объективных внечеловеческих целях и целесообразности в действительности.

Трансцендентный – термин, обозначающий то, что находится за пределами сознания и познания, в противоположность имманентному.

Умозрение – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях.

Умозаключение – форма рационального мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Фатализм – концепция, согласно которой все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Философия – теоретическое мировоззрение, предметом которого являются мир и человек; метакультурная сфера творчества.

Ценность – понятие, выражающее социокультурную значимость предметов и явлений.

Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Этика – философия морали.

Язык – система знаков, средство человеческого общения, мышления и выражения.

11.2 Методические указания для студентов

Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе

При изучении курса целесообразно придерживаться следующей последовательности:

1. До посещения первой лекции:

а) внимательно прочитать основные положения программы курса;

б) подобрать необходимую литературу и ознакомиться с её содержанием.

2. После посещения лекции:

а) углублено изучить основные положения темы программы по материалам лекции и рекомендуемым литературным источникам;

б) дополнить конспект лекции краткими ответами на каждый контрольный вопрос к теме и при возможности выполнить задание для самостоятельной работы;

в) составить список вопросов для выяснения во время аудиторных занятий;

г) подготовиться к практическим занятиям.

Самостоятельная работа студентов по заданию преподавателя должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы дать возможность не только выполнять текущие учебные занятия, но и научиться работать самостоятельно. Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется преподавателем на практических занятиях.

Самостоятельная работа представляет собой работу с материалами лекций, чтение книг (учебников), изучение дополнительной литературы с конспектированием материала. Такое чтение с конспектированием должно обязательно сопровождаться также выявлением и формулированием неясных вопросов, вопросов, выходящих за рамки темы (для последующего поиска ответа на них). Полезно записывать новые термины, идеи или цитаты (для последующего использования). Желательно проецировать изучаемый материал на свою повседневную или будущую профессиональную деятельность.

В структуру самостоятельной работы входит

1. работа студентов на лекциях и над текстом лекции после нее, в частности, при подготовке к зачету;

2. подготовка к практическим занятиям (подбор литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление реферативного сообщения или доклада и пр.),

3. работа на практических занятиях, проведение которых ориентирует студентов на творческий поиск оптимального решения проблемы, развивает навыки самостоятельного мышления и умения убедительной аргументации собственной позиции.

Студент должен проявить способность самостоятельно разобраться в работе и выработать свое отношение к ней, используя полученные в рамках данного курса навыки.

Задания для самостоятельной работы студентов являются составной частью учебного процесса. Выполнение заданий способствует:

ü закреплению и расширению полученных студентами знаний по изучаемым вопросам в рамках учебной дисциплины «Философия»

ü развитию навыков работы со и специальной литературой

ü развитию навыков обобщения и систематизации информации;

ü развитию навыков анализа глобальных проблем современности, выявления тенденций изменения различных социокультурных показателей.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем в сфере экономики и страхования, в частности.

Задания для самостоятельной работы выполняются студентами во внеаудиторное время.

В процессе самостоятельного изучения по каждой теме студенту необходимо:


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 890; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь