Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия XIX – начала XX веков
№ 1 1. «Вещь в себе» у Канта означает: 1) закрытую для других личность; 2) скрытый смысл вещи; 3) закон 4) сущность. 2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие: 1)с мышления; 2) co свободы воли; 3) с природы; 4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии: 1) Ньютон; 2) Фейербах; 3) Шеллинг; 4) Гегель.
4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория: 1) мышление; 2) любовь; 3) самосознание нации; 4) долг
5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма: 1) это учение о высшем понимании мира; 2) это познание причин и принципов сущего; 3) это учение о том, как человеку жить; 4) это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии: 1)эмпиризм; 2)позитивизм; 3) нравственно-религиозный характер; 4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал: 1) как обусловленный религией процесс; 2) как нечто неподвижное; 3) как процесс, определяемый государством; 4) как нечто фатальное.
8. В основу славянофильства легли принципы: 1) учение о народе как движущем факторе истории; 2) любовь к славянству; 3) опора на сельскую общину; 4) увлеченность языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению: 1) славянофильство; 2) западничество; 3)позитивизм; 4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает: 1) учение о сущности единого общества; 2) единство природы и человека; 3) единство природы и общества; 4) единство Бога со всем миром.
11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено: 1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога; 2) стремление к свободе; 3) Бог; 4) софия.
12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как: 1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы; 2) сотворение добра; 3) не причинение зла другому; 4) середина между добром и злом.
13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву: 1)в мессианизме; 2) в позитивизме; 3) в русском национальном характере; 4) в западнической политики Петра I. Ответы: 1---2; 2---2; 3---4; 4---2; 5---4; 6---3; 7---1; 8---3; 9---2; 10---4; 11---2; 12---3; 13---3. № 2 1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к: 1) царству божию; 2) декадансу; 3) гуманизму; 4) варварству.
2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью: 1) правителей государства; 2) выдающихся личностей; 3) изобретателей-новаторов; 4) религиозных лидеров.
3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал: 1) язык; 2) новаторство; 3) традицию; 4) миф.
4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с: 1) языка; 2) трудовой деятельности; 3) прямохождения; 4) развития рук.
5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул: 1) теорию подлунного мира; 2) небулярную теорию; 3) теорию предустановленной гармонии; 4) теорию множественности миров.
6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти: 1) интуитивно; 2) способом доказательств; 3) на основе чувственного опыта; 4) в первичном ощущении.
7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств: 1) априорности чувственного опыта; 2) трансцендентных предметов; 3) апостериорности ощущений; 4) непознаваемости «вещи в себе».
8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение: 1) все наше познание начинается с чувственного опыта; 2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом; 3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств; 4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
9. По теории Канта, время и пространство: 1) являются вечными реальными атрибутами субстанции; 2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту; 3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира; 4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть: 1) вещь в себе; 2) феномен; 3) ноумен; 4) интеллектуальный синтез.
11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку: 1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости; 2) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения; 3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей; 4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»: 1) привычной формой твоего поведения; 2) принципом инстинкта самосохранения; 3) общим «естественным» законом; 4) примером для подражания других.
13. По Канту, знание нравственного закона: 1) является актуальной проблемой этики; 2) обусловлено образованием или воспитанием; 3) дается в эмпирическом опыте; 4) дано каждому доопытно. Ответы: 1 --3; 2 --3; 3 --3; 4 --3; 5--2; 6 --2; 7 --2; 8 --4; 9 --2; 10 --2; 11--4; 12 --3; 13---4 Онтология № 1 1. Что означает понятие «материя»: 1) материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия; 2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях; 3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств; 4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму: 1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени; 2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества; 3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе; 4) сознание — божественный дар человеку.
3. Что означает время как философская категория: 1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом; 2) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает; 3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью; 4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
4. Что характеризует пространство как философскую категорию: 1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю; 2) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом; 3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей; 4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
5. Что такое диалектика: 1) искусство ведения спора; 2) представление о вечном становлении мира; 3) универсальная теория и метод познания мира; 4)учение о противоречиях.
6. Что такое метафизика: 1) другое название философии; 2)отрицание развития; 3) признание развития за счет внешнего толчка; 4) теоретическая физика.
7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным: 1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия; 2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению; 3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений; 4) противоречие — это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной: 1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл; 2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе; 3) законы науки — следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал; 4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
9. Что означает термин «агностицизм»: 1) представление о непознаваемости мира; 2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости; 3) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность; 4) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
10. Какое познание основано на ощущении: 1) чувственное познание; 2) логическое познание; 3)интуитивное познание; 4) образное познание.
11. Отметьте формы, в которых осуществляется логическое познание: 1) представление; 2) понятие; 3)восприятие; 4) умозаключение. Ответы: 1---1; 2---1; 3---3; 4---2; 5---4; 6---3; 7---3; 8---4; 9---1; 10---1; 11-2, 4 Гносеология № 1 1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: 1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности; 2) значимая информация в аспекте деятельности; 3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека; 4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как: 1) рассмотрение процесса познания; 2) рассмотрение объектов познания; 3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания; 4) сомнение в возможности познания.
3. В современной гносеологии объект познания: 1) существует «сам по себе»; 2) противостоит субъекту познания; 3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего; 4) является частью самопознающего субъекта.
4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это: 1) чувственное отражение; 2) познавательный контакт с объектом познания; 3) представление; 4) объяснение.
5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется: 1) абстрактным; 2) теоретическим; 3) обыденным; 4) научным.
6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она: 1) абстрактна; 2) объективна; 3) субъективна; 4) абсолютна.
7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии: 1) ложь; 2) заблуждение; 3) суждение; 4) предрассудок.
8. Среди современных концепций истины отсутствует: 1) когерентная; 2) соответствия; 3) системная; 4) прагматическая.
9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности: 1) прогнозирование; 2) предусмотрение; 3) целеполагание; 4) опережение.
10. Любое изменение, преобразование, процесс - это: 1) эволюция; 2) развитие; 3) инволюция; 4) движение.
11. Субъект познания в современной гносеологии - это: 1) абстрактный индивид; 2) реальный ученый или философ; 3) технические средства (компьютер, научное оборудование и т.д.); 4) мыслительный коллектив.
12. Современные гносеологические исследования предполагают: 1) эмпиризм; 2) рационализм; 3) интуитивизм; 4) теоретико-методологический плюрализм.
13. Формой практики не является: 1) преобразование природы с помощью орудий труда; 2) преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений; 3) воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека; 4) научный эксперимент. Ответы: 1---4; 2 ---3; 3 --3; 4 ---3; 5 --3; 6---2; 7---2; 8--3; 9 --3; 10 --4; 11 ---4; 12 --4; 13 ---3 Сознание № 1 1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении: 1) объективный идеализм; 2) субъективный идеализм; 3) диалектическый материализм; 4) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как: 1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности; 2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира; 3) высшую функцию мозга, связанную с речью; 4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще: 1) пассивное отражение действительности; 2) активная, творческая деятельность; 3) непосредственное воздействие на действительность; 4) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека - это: 1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования; 2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми; 3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества; 4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это 1) рассудок; 2) разум; 3) мышление; 4) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность: 1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью; 2) ориентации в обыденной жизни; 3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам; 4) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык: 1) мышление; 2) язык; 3) одновременно; 4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как: 1) непосредственная деятельность сознания; 2) адекватное выражение мысли; 3) система естественных и искусственных знаков; 4) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он: 1) позволяет передавать и распространять информацию; 2) способствует совершенствованию профессиональных знаний; 3) является средством общения всех людей между собой; 4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии-это: 1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение; 2) рефлекторные процессы в организме человека; 3) все, что не осознается человеком; 4) нечто, присущее только отдельному человеку. Ответы: 1 ---3; 2 --3; 3 --2; 4 --4; 5 --2; 6 --3; 7 ---3; 8 --3; 9 --4; 10 --1.
Общество № 1 1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»: 1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности; 2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности; 3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества; 4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса: 1) капитализм; 2) феодализм; 3) традиционное общество; 4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля: 1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим; 2) общество развивается по спирали; 3) общество развивается по кругу; 4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста: 1) состояние морали; 2)способ производства; 3) уровень демократизма в государстве; 4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития: 1) К. Маркс; 2) У. Ростоу; 3) Н. Данилевский; 4) А. Тойнби.
6. Что такое система: 1) рядоположенность предметов любой природы; 2) порядок в расположении предметов одного типа; 3) любая совокупность элементов; 4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности: 1) совокупность предметов материальной культуры; 2) общество, развитие которого определяется техникой; 3) общество, имеющее свою специфическую культуру; 4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это: 1) разделение общества на классы; 2) сложная неустойчивая структура в обществе; 3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии; 4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются: 1) У. Ростоу; 2) К. Маркс; 3) A. Тоинби; 4) Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества: 1) «Закат Европы»; 2) «Россия и Европа»; 3) «Постижение истории»; 4) «Смысл истории».
11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории культурно-исторических типов? 1)П. Я. Чаадаев; 2) Н. К. Михайловский; 3) Н. Я. Данилевский; 4) Н. А. Бердяев.
12. Понятие «традиционное общество» означает: 1) докапиталистическое, доиндустриальное общество; 2) восточное общество; 3) общество, где господствующей религией является ислам; 4) примитивное общество.
13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и характеризующие их особенности западного общества: 1) экономическая сфера; 2) социальная сфера; 3) политическая сфера; 4) духовная сфера: а) независимое положение личности; б) частная собственность; в) рациональное мышление; г) правовое государство. Ответы: 1---1, 2; 2---3, 4; 3---2; 4---4; 5---3, 4; 6---4; 7---4; 8---4; 9---1; 10---4; 11---3; 12---1; 13---1/б, 2/а, 3/г, 4/в. № 2 1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как: 1) культурология; 2) социальная философия; 3) гносеология; 4) политология.
2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на: 1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть; 2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями; 3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей; 4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это: 1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания; 2) понимающее «бытие-в-мире»; 3) свободный практический и творческий выбор; 4) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из: 1) жизни людей согласно их речевым актам; 2) истолкования смысла социальных действий людей; 3) формы материального производства; 4) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это: 1) воплощение совершенной идеи справедливости; 2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»; 3) продолжение природы и космических закономерностей; 4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда: 1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества; 2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе; 3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов; 4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится: 1) антропосфера; 2) социосфера; 3) ноосфера; 4) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться: 1) взаимодействие общества и природы; 2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования; 3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека; 4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде: 1) циклов; 2) стрелы; 3) спирали; 4) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах: 1) немецкого философа К. Ясперса; 2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта; 3) французского историка и культуролога Ф. Броделя; 4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул: 1) Ф. Бродель; 2) П. Сорокин; 3) Ф. Фукуяма; 4) А. Тойнби.
12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали: 1) К. Сен-Симон и Г. Спенсер; 2) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; 3) К. Маркс и Ф. Энгельс; 4) Ф. Ницше и А. Камю.
13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: 1) герменевтики; 2) структурализма; 3) постмодернизма; 4) синергетики. Ответы: 1 ---2; 2 ---2; 3 --4; 4 --3; 5 --3; 6 --2; 7 --3; 8 --3; 9 --3; 10 ---2; 11 --3; 12 ---4; 13 –4
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 13844; Нарушение авторского права страницы