Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)Стр 1 из 21Следующая ⇒
Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания) Общественное сознание — отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Оно отражает, в сущности, и само состояние конкретного общества. Философия - рациональное отношение к действительности. Философ постигает мир рациональным способом. Философия есть форма общественного сознания. Она представляет собой мировоззрение, т. е. имеет в центре своего проблемного поля вопрос об отношении человека и мира. Она есть система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. В философии формируется теоретическое мышление. Из философии выделяется наука как из рационального способа постижения мира. Главное отличие в том, что наука обязательно имеет практическое основание, то есть, связана с опытом, а философия нет. Философия охватывает область мышления. В отличие от философии другие формы сознания не охватывают область мышления. В философии реализуется мыслительная функция.
4 этапа: · Античная философия 6в. До н.э. – 5в. Н.э. 1. Натурфилософия – Главный интерес: происхождение мира; Материальная субстанция (Фалес, Гераклит и др.), Атомы + пустота (Левкипп, Демокрит и др.), Числа (Пифагор и др. 2. Интеллектуализм - Идеи (Сократ, особенно Платон и др.) Форма (Аристотель и др.). 3. Эллинистическая философия - Самодостаточность человека (киники), Счастье человека как наслаждение (эпикурейцы), Человек и его космическая судьба (стоики), Мудрое молчание (скептики). 4. Неоплатонизм - Иерархия: Единое-Благо — Мировой Ум — Мировая Душа — Материя. · Средневековая философия 5-14в.в.
· Философия Нового времени 14-19в.в.
· Философия XX века
Предмет философии (структура философского знания) ФИЛОСОФИЯ — учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, способ познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры. Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления. Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения. Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии. Место и роль философии в культуре (функции философии) Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные, ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения.. Функции: Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять: Функции философии 1. Мировоззренческая функция - создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты: - гуманистический (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения) - социально – аксиологический - культурно – воспитательный - объяснительно - информационный 2. Гносеологическая функция (от греч. гнозис— знание). В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. Вопрос о том, что такое истина - один из вопросов гносеологии. 1) эмпиризм (греч. эмпириа — опыт) единственный источник знания - опыт, основанный на чувственном познании. 2) рационализм (лат. рацио— разум) абсолютизируют роль абстрактного мышления. 3. Методологическая функция - философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наиболее общие пути, способы познания мира. 4. Интегративная функция - знания отдельных дисциплин сводит в единую целостную систему. 5. Критическая функция - принцип «подвергай все сомнению» - критический подход по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. 6. Аксиологическая функция (греч. акси — ценность) ориентируется на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п 7. Социальная функция философии является аспектом общественной жизни и выполняет двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. 8. Прогностическая функция философии предполагает формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропонимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматривающих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вернадского и др. ФИЛОСОФСКИЙ МЕТОД (греч. тетойоз — путь познания) - система наиболее общих приемов теоретического и эмпирического освоения действительности. Философские методы не определяют однозначно путь поиска истины, следовательно, оптимальной является взаимодополнительность меmoдов.
Философия древнего Китая (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм) Конфуцианство. Основателем конфуцианства является Кун-Цзы (Конфуций), живший в 551-479-ом годах до нашей эры. Конфуций учил тому, что небо – высшая сила, грозный повелитель, судьба, рок. Он недоволен существующим положением вещей. Его идеалы находятся не в будущем, а в прошлом. Кун-Цзы основал идею «исправления имён». Это идея состояла в том, чтобы попытаться привести явления к их былым значениям. При всех отклонениях от нормы, считал Конфуций, следует обязательно к ней вернуться. Основой порядка в стране по Конфуцию является ли (церемониал, ритуал, почтительность, благопристойность и так далее…) Конфуцианская этика опирается на понятия «взаимности» (щу), «золотой середины» (чжун юн) и «человеколюбия» (жэнь), которые составляют «правильный путь» (Дао). Правильному пути должен следовать каждый человек, желающий жить счастливо. Конфуций считал, что ключ к управлению народом находится в силе нравственного примера вышестоящих граждан нижестоящим. Кун-Цзы стремится к устранению следующих четырёх зол: · Жестокости · Грубости · Разбоя · Жадности В конфуцианской философии подчёркивается идея чжун («преданность») – идея покорности. Также подчеркивалась необходимость почитать правителя, родителей и старших братьев младшими. Конфуций выдвинул идею о том, что люди по своей природе близки друг другу, что люди обладают врождённым знанием, которое он считал «высшим знанием». Также люди имеют другие виды знания, полученные в ходе обучения и в непосредственном опыте. В сферу обучения, считал Конфуций, должны входить: · Ритуал · Музыка · Искусство стрельбы из лука · Управления лошадьми · История и математика О важности обучения Конфуций говорит: «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно». Также он считал, что необходимо «изучать старое, чтобы познавать новое». Моизм. Основатель философии моизма является Мо Ди (Мо-Цзы), живший в 479-400-ом годах до нашей эры. Как и Конфуций, одной из основных идей Мо-Цзы считает идею любви к небу. Воля неба – это всеобщая любовь и взаимная выгода. Мо-Цзы в принципе отвергает влияние судьбы на жизнь человека, показывая наиболее уязвимое место конфуцианского учения: «Требовать, чтобы люди учились, и утверждать, что есть судьба, это всё равно, что приказать человеку уложить волосы и тут же сбить с него шапку». Мо-Цзы, как и Кун-Цзы, близки интересы народа. Он утверждал, что правители должны любить народ и заботиться о нём. Мо-Цзы и его сторонники предложили комплекс принципов поведения людей: «почитание мудрости», «почитание единства», «всеобщая любовь», «принцип против нападений», «принцип за экономию в доходах», «принцип против музыки и увеселений» и так далее… Моисты первыми начали изучать процесс познания. Они выступили против учения Конфуция о врождённом знании. Последователи Мо-Цзы считали, что человек обладает не врождённым знанием, а врождённой способностью познания. Моисты впервые в китайской философии выделили и дали определения философским категориям: вещь, бытие и небытие, знание, разум, пространство и время, и многим другим.… К примеру определение разума, данное моистами, выглядит следующим образом: «Разум – это понимание сущности вещей». Поздние моисты разрабатывали правила ведения спора. Фа-цзя (Легисты). Школа легистов сформировалась в IV-ом веке до нашей эры. Легисты Шан Ян, Хань Фэй-Цзы и другие, отвергали методы управления, основанные на ритуалах и традициях, высмеивали рассуждения человека о человеколюбии, долге, справедливости, братской любви и так далее… Представители школы фа-цзя в своих суждениях исходили из того, что человек по своей природе зол. Изначально заложенная в человеке звериная сущность не может быть изменена воспитанием, но проявления её могут быть предотвращены строгими едиными законами. Легисты считали, что для порядка в государстве необходимо: Иметь в государстве максимум наказаний и минимум наград Карать жёстко, внушая трепет Жёстко карать за мелкие хулиганства, тогда условий для крупных преступлений не появится Разобщать людей взаимной подозрительностью, слежкой и доносами Эта программа была реализована императором Цинь Ши-Хуаном, который ввёл единое законодательство, денежные единицы, письменность, имущественную и социальную градации населения, создал единый военно-бюрократический аппарат. Категории философии - соотношения материи и эйдоса (формы), акта и потенции выявляет «энергийный динамизм» сущего в его развитии - при этом усматривается причинная зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение - действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в потоке универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл: «то, ради чего» - три категории: сущность, состояние, отношение - ввел в философию принцип развития как ответ на апорию элейцев (согласно которым сущее может возникнуть либо из сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае сущее уже не существует, а во втором — нечто не может возникнуть из ничего) } и чувственный мир должен быть отнесен к царству «небытия» - ввел в оборот философии категории возможности (потенция) и действительности (акт) 3) Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал - мировое движение - цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и единого двигателя - исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине (т.е. космологическое доказательство бытия божия) - Бог - причина движения, начало всех начал, чистая форма и первая сущность -но Бог Аристотеля - не есть личный Бог Идея души - душа не что иное, как неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения - душа — энтелехия тела (т.е. не может существовать без тела, но сама имматериальна, нетелесна) - то, благодаря чему мы живем, ощущаем и размышляем, — это душа, так что она есть некий смысл и форма, а не материя, не субстрат: «Именно душа придает смысл и цель жизни» - телу присуще жизненное состояние, образующее его упорядоченность и гармонию - это и есть душа, т.е. отражение актуальной действительности всемирного и вечного Ума Теория познания и логика - бытие – предмет познания - опыт — ощущения, память и привычка (ПР любое знание начинается с ощущений) - разум усматривает общее в единичном (формы истинно научного знания - понятия, постигающие сущность вещи) - Аристотель - основоположник логики: рассматривал операции ума, его логику, в том числе и логику высказываний; сформулировал логические законы - закон тождества (понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия («не противоречь сам себе») и закон исключенного третьего («А или не-А истинно, третьего не дано») - разработал учение о силлогизмах, где рассматриваются всевозможные виды умозаключений в процессе рассуждений - разработка Аристотелем проблемы диалога (углубившего идеи Сократа) Этические взгляды - государство требует от гражданина определенных добродетелей, без которых человек не может осуществлять свои гражданские права и быть полезным обществу: добродетельно то, что служит интересам общества, что укрепляет социальный порядок - виды добродетели: интеллектуальные и волевые - характер: кроткий или умеренный - интеллектуальные добродетели: мудрость, разумная деятельность, благоразумие (человек - как одаренное разумом существо). Такие добродетели приобретаются путем усвоения знаний и опыта предшествующих поколений и проявляются в разумной деятельности - счастье человека — это энергия завершенной жизни сообразно завершенной доблести - этические свойства не даются людям от природы, хотя они и не могут возникнуть независимо от нее. Природа дает возможность стать добродетельным, но эта возможность формируется и осуществляется лишь в деятельности: творя справедливое, человек становится справедливым; действуя умеренно — он становится умеренным; поступая мужественно — мужественным. Сущность добродетели состоит в сочетании щедрости и умеренности. Принцип этического учения - стремление найти среднюю линию поведения - идея справедливости: справедливым можно быть лишь по отношению к другому, а забота о другом в свою очередь есть проявление заботы об обществе. Об обществе и государстве - человек — политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству» (Аристотель еще не отделял идею общества от идеи государства) - человека отличает способность к интеллектуальной и нравственной жизни - только человек способен к восприятию понятий: добро и зло, справедливость и несправедливость - первый результат социальной жизни - образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. - отождествлял общество с государством - элементы государства: зависимость деятельности людей от их имущественного положения - бедные и богатые «оказываются в государстве элементами, противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. - три главные слоя граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и средние Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Он считал, что в основе жизни людей, обладающих чрезмерным богатством, лежит противоестественный род наживы имущества. - государство возникает когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной и достаточной для самой себя жизни - сторонник рабовладельческой системы (связывал рабство с вопросом собственности) - По Аристотелю, кто по природе принадлежит не самому себе, а другому и при этом все-таки человек, тот по своей природе раб. - в основе всех общественных потрясений - имущественное неравенство - выделял 6-ть форм государства: 3-ри правильные – монархия, аристократия, полития и 3-ри неправильные – тирания, олигархия, демократия («за» политию) Киники Антисфен (являлся учеником Сократа) (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную философию никчемной. Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). (ученик Антисфена) Антисфен - за опрощение жизни отказ от каких-либо потребностей - полагал необходимым быть ближе к природе - «нет»: правительству, частной собственности, браку - осуждал рабство - презирал роскошь и стремление к наслаждению Диоген (ПР - символично предание о том, как Диоген днем с фонарем безуспешно искал честного человека). - искал добродетели - считал, что моральная свобода заключается в освобождении от желания (Будьте безразличными к благам, которыми одарила вас фортуна, и вы освободитесь от страха) - (ПР – он утверждал, что боги поступили справедливо, жестоко наказав Прометея: он принес человеку искусства, породившие запутанность и искусственность человеческого бытия (это напоминает мысли Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстого) - мир плох, поэтому надо научиться жить независимыми от него - блага жизни непрочны: они — дары судьбы и случая, а не честные вознаграждения за наши подлинные заслуги - для мудреца важно — смирение - человек по своей природе имеет высшее достоинство и назначение, состоящее в свободе от внешних привязанностей, заблуждений и страстей — в доблести духа -ПР - по преданию один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча». Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески преуменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. (Отсюда ясно, как слова «циничный», «циник» приобрели свое современное значение.) Популярный цинизм учит, по словам Б. Рассела, не отказу от благ этого мира, а лишь некоторому безразличию к ним. Скептики Скептицизм (от греч.скепсис — рассматривающий, исследующий, критикующий). Это течение возникло на основе идей о постоянной текучести всех событий сущего, противоречиях между чувственными впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений. Пиррон - основатель скептицизма(360—270 до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит. Пиррон - участник азиатского похода Александра Македонского, где знакомство с индийскими аскетами и сектантами способствовали формированию такого рода его этических воззрений, прежде всего идеи безмятежности (атараксии). Пиррон не писал сочинений, а излагал свои воззрения устно. - философ —тот, кто стремится к счастью, которое состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий - философ обязан ответить на вопросы: - из чего состоят вещи? - Как мы должны относиться к этим вещам? - Какую выгоду мы можем получить из такого отношения к ним? На первый вопрос чел не в состоянии получить ответа: всякая вещь «есть это не в большей мере, чем то». Поэтому ничто не должно быть называемо ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым. Всякому утверждению чел о любом предмете может быть с равным правом и равной силой противопоставлено противоречащее ему утверждение. - «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо! » - скептицизм Пиррона — это не полный агностицизм: достоверны все наши чувственные восприятия, когда мы рассматриваем их лишь как явления - ПР - если нечто кажется нам сладким или горьким, следует высказаться так: «Это кажется мне горьким или сладким» - воздержание от категорического суждения об истинной природе вещей рождает чувство невозмутимости, безмятежности - это высшая степень доступного философу истинного счастья. Эпикур и эпикурейцы Эпикур (341—270 до н.э.) Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.) Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личности в сложном историческом контексте того времени. Эпикур - развивал идеи атомизма - во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следует из того, что иначе было бы невозможно движение - идея об «отклонении» атомов – т.е. атомы наделены способностью самопроизвольного отклонения, когда атомы движутся в «связном потоке», которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека } атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир. - мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. - но (? ) тяжесть атомов не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну - «В необходимости нет никакой необходимости! » - Эпикур впервые в истории философской мысли выдвинул идею об объективности случайности - жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет» - Жизнь и есть наибольшее наслаждение. Такая, как она есть, с началом и с концом. - Эпикур признавал наличие души у человека - душа – «ничего нет ни тоньше, ни достовернее этой сущности (души), и состоит она из самых мелких и самых гладких элементов» - душа – это принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли и воли, как принцип вечного существования - знание начинается с чувственного опыта, но наука о знании имеет своим началом анализ слов и установление точной терминологии - принцип этики - удовольствие, кот отличаются: благородным, спокойным, уравновешенным и созерцательным характером — принцип гедонизма - стремление к удовольствию - принцип выбора или избежания - если у человека отнять чувства, то не останется ничего - «за» постоянное блаженство - предел наслаждения и блаженства —избавиться от страданий! «нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно! » - «за» благочестие, богопочитание - «Бог — существо бессмертное и блаженное Лукреций Кар - признавал существование богов, состоящих из тончайших атомов и пребывающих в между мировых пространствах в блаженном покое - поэма «О природе вещей» - на сознание чел оказывают влияние атомы путем истечения особых «эйдолов», в результате чего возникают ощущения и все состояния сознания - атомы – это творческие начала, т.е. атомы — это материал для природы - творческий принцип - в прародительнице-Венере, в искуснице-Земле, в созидательном естестве — природе - ценит чел разум, овладевающий знаниями и искусствами
Стоицизм Стоицизм как специфическое направление философской мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех философских школ. 1) ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. Их труды сохранились в фрагментах, поэтому уяснение их воззрений затруднено. 2) поздние стоики (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.
ПР -уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возникает представление о мудром человеке, который весьма мужественно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным. Стоики выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного мудреца. Марк Аврелий (121 —180; римский император с 161 г. н.э.) Работа: «Наедине с собой» - Бог дает каждому человеку особого доброго гения в руководители (эта идея зозродилась в христианстве в образе ангела-хранителя) - Вселенная —целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой - афоризмы Марка Аврелия: - «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении» -«Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века» - « Сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием» - «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем» - особое внимание уделяли феномену воли: самообладанию, терпению и т.п. - развитие природы - в религиозном духе: все предопределено - Бог не отделен от мира, он — душа мира - принцип всеобщей целесообразности (ПР: все имеет свой смысл: даже клопы полезны, поскольку они помогают просыпаться по утрам и не лежать слишком долго в постели) Сенеки (ок. 4 до н.э. — 65 н.э.) - божество господствует над всеми вещами и событиями: ничто не может ее изменить. Отсюда покорность, выносливость и стойкое перенесение жизненных невзгод - не сопротивление злу: т.к. оно текуче - тело мира образовано из: огня, воздуха, земли и воды - душа мира — это огненная и воздушная пневма - бытие - разная степень напряжения божественно-материального первоогня, т.к. огонь превращается во все прочие стихии по закону (Логосу) - Логос мира =отождествлялся с Судьбой Зенон ( 332—262 до н.э.) - судьба — это власть, двигающая материю - бог - пламенный разум мира (Бог =Ум = Судьба) - по природе все человеческие существа равны - использовал термин «лектон» - предмет, который мы имеем в виду, когда пользуемся его обозначением (язык (его лексика и грамматика, синтаксис, семантика и т.п.)
Особенности теории. Отверг кастовость коммунизма, его связь с эксплуатацией и неравенством, распространил коммунистические принципы на все общество. Ввел требование всеобщего производительного труда. Отошел от платоновского подавления личности государством, от монополии государства на духовную жизнь человека, связал коммунистический идеал с демократией. Коммунистическая идея возникает как отклик на социальное неблагополучие, из сочувствия к угнетенным, из стремления к равенству и преодолению социальной несправедливости (социализм приобретает социальную окраску, связывается с участью трудящихся). Мор ввел жанр утопии как средство критики существующего строя (нереальность проекта, полное отсутствие практической заинтересованности позволили ему остаться верным высоким нравственным принципам). Кампанелла. Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», то есть имеет все общее, не исключая и жён. С уничтожением собственности уничтожаются в городе Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трёх подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие». Кампанелла находит странным, что люди так заботятся о приплоде лошадей и собак, вовсе не думая о «человеческом приплоде», и считает необходимым строгий выбор брачующихся, для совершенства поколения. В городе Солнца этим заведуют жрецы, точно определяющие, кто с кем обязан временно соединиться браком для производства детей, причём женщин полных соединяют с мужчинами худыми и т. п. Те женщины, которые оказываются бесплодными, становятся общими женами. Столь же деспотически, но сообразно способностям каждого распределяются между жителями работы; похвальным считается участвовать во многих разнообразных работах. Вознаграждение за труд определяется начальниками, причём никто не может быть лишен необходимого. Продолжительность рабочего дня определяется в 4 часа и может быть ещё сокращена при дальнейших технических усовершенствованиях, которые Кампанелла прозревал в будущем: так, например, он предсказывал появление кораблей, которые будут двигаться без парусов и весел, при помощи внутреннего механизма. Религия жителей г. Солнца — это, по всей вероятности, религия самого Кампанеллы: деизм, религиозная метафизика, мистическое созерцание; всякие обряды и формы устранены. Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов). ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ I – ый - чувства - имеют два недостатка: 1. они многое не замечают в явлениях природы (ПР: из-за слишком больших или малых размеров, скорости и т. п.) 2. чувства в принципе обманывают человека (т. к. дают предмет не по аналогии мира, а по аналогии человека), по Бэкону, все чувственные качества (цвета, вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения) не существуют в самих предметах. Это явление Бэкон называет «великим обманом чувств». Избавить чувства от этого недостатка невозможно. - в ходе проведения опытов один предмет природы сталкивается с другим предметом природы, а ученый фиксирует результат (метод - наблюдения) 1) т. е. это диалог человека и природы 2) есть и «монолог» самой природы - ВЫВОД: не доверяет чувствам как источнику знания - они всегда обманывают - но, в то же время, без них познать природу невозможно - это противоречие (или гносеологический парадокс) снимает понятие «специальных опытов» (современное название которых — эксперимент)
II – ой - ум - имеет 2-ва недостатка: 1. быстро отрывается от данных чувств, от опыта 2. из-за плененности «идолами» привносит многое от себя в познание природы - чтобы ум занимался только осмыслением данных чувств и «опытов» - надо использовать – индукцию – это набор процедур, обеспечивающих строгую фиксацию данных наблюдений и опытов (экспериментов), располагает их так, чтобы стало очевидным, какие явления — причины, а какие — следствия ВЫВОД: Бэкон обосновал экспериментально-индуктивное естествознание. Бэкон разработал теорию познания, в которой использовал понятие объекта («вещь сама по себе») и субъекта («ум сам по себе») Томас Гоббс (1588—1679) - выходец из простонародья; закончил Оксфордский университет (Англия). Помогли ему туда поступить очарованные его способностями дядя и школьный учитель Латимер. От карьеры университетского преподавателя он отказался и стал домашним учителем барона Кавендиша. В семье знатных и богатейших дворян он познакомился со многими знаменитостями того времени, в частности с Бэконом, мысли которого Гоббс записывал под диктовку. А Бэкон говорил, что Гоббс лучше всех понимает его мысли. Трижды Гоббс вместе с Бэконом посещал Европу. В четвертый раз он отправился в Париж в эмиграцию (1640—1551). - работы: «Основы философии», делится на три части: «О теле» (1655), «О человеке» (1658), «О гражданине» (1642); «Левиафан...» (1645), «Бегемот, или Долгий парламент» (1668) - работа по истории гражданской войны в Англии; перевел с древнегреческого на английский и издал поэмы Гомера «Одиссея» и «Илиада» (1677) - (? ) - о природе мыслящей вещи и об источнике знаний человека - действия мышления осуществляет тело при помощи органов ощущений, через которые извне и поступают знания - новая философия разделилась на два направления: эмпиризм и рационализм Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 6023; Нарушение авторского права страницы