Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии (структура философского знания)



ФИЛОСОФИЯ — учение о мире и месте человека в нем, теоретическая основа мировоззрения, спосо­б познания мира, логика теоретического мышления, методология научного знания и практической деятельности, форма общественного сознания, мера человеческих ценностей, феномен духовной культуры.

Предмет философии - всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

Содержание философии - проблемы и их исследование, опирающееся на определенные философские принципы, законы и категории, они не существуют и не могут существовать независимо от философского учения.

Следует учесть, что долгое время предмет философии многими учеными отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты философии.

Структура философского знания

Классическими разделами философии считаются онто­логия, гносеология, логика, этика, эстетика и история философии.

1. ОНТОЛОГИЯ (от греч. онтос— сущее и логос — слово, учение, наука) — учение о сущем, учение о бытии. Онтология — это учение обо всем, что существует. Она изучает наи­более общие формы бытия, отвлекаясь от их конкретного содержания. Эти формы выражаются в основных онтологических категориях: бытие и небытие, материальное и идеальное, материя и сознание, про­странство и время, прерывность и непрерывность, движение, измене­ние и т. д.

В составе онтологии выделяют свои подразделы:

1) Философия природы, или натурфилософия (от лат. натура — приро­да) — древнейший раздел философии. Его предметом являются ос­новные закономерности существования природы. Натурфилософия стремится обобщить имеющиеся знания о физическом мире, создать единую картину мира. Важнейшей философской проблемой изучения природы явля­ется вопрос о происхождении физического мира.

2) Философская антропология (от греч. антропос — человек) — фило­софское учение о человеке. Как самостоятельная отрасль она сформи­ровалась в XVI в. Философская антропология изучает проблемы про­исхождения человека, смысла его существования, взаимоотношений человека с природой и обществом.

3) Социальная философия (от лат. социо общество) — наука об основ­ных законах существования общества. Разделы социального знания содержались во всех крупнейших философских учениях со времен античности, но выделение общества в качестве самостоятельного объекта - в начале XIX в. Современная социальная философия рассматривает общество как систему (как совокупность взаимодействующих элементов) и как процесс (как последовательное изменение, развитие общественных структур). Синонимами социаль­ной философии в различных философских теориях выступают поня­тия «общая социология», «философия истории», «исторический ма­териализм» и др.

2. ГНОСЕОЛОГИЯ (от греч. гнозис — знание) — учение о познании, теория познания. Гносеология изучает сущность и содержание процесса познания, исследует взаимоотношения между субъектом и объектом познания, рассматривает проблемы границ, источников, форм и способов позна­ния существующего мира (подробнее см.: 5.3. Философское учение о по­знании).

В гносеологии выделяются отрасли:

1) Эпистемология (от греч. эписте — знание) — учение о знании как таковом. Эпистемология изучает знание, отвлекаясь от субъектно-объектных отношений в процессе познания. Она исследует структуру знания и закономерности его функционирования. Эпистемология су­ществует со времен античной философии, хотя многие ее проблемы до XX в. изучались в рамках формальной логики.

2 ) Науковедение — изучает теоретические проблемы развития науки. Выделение науковедения в самостоятельную отрасль - 1960-е гг.

3. логика (от греч. логосслово, понятие, мысль, уче­ние, наука) — наука о законах мышления. Логика изучает законы, фор­мы, способы, средства мышления, рассматривает проблемы, связанные с интеллектом, в том числе и искусственным (машинным). Логика за­родилась в античный период.

1) формальная логика — учение о формах рассуждений, рассматриваемых отвлеченно от их содержания. Родоначальником формальной логики является Аристотель. Классическую формальную логику называют также традиционной, или аристотелевской. С конца XIX в. в рамках формальной логики получила распространение математиче­ская (символическая) логика, изучающая процессы мышления по­средством их математического описания.

4. Этика (от греч. этике — обычай, характер) — учение о нравственно­сти, морали. Этика исследует природу, сущность и содержание нрав­ственности, изучает основные ценности человеческой жизни. Основной проблемой этики является вопрос о происхождении нравственных норм: создает ли их общество, или они существуют объективно, независимо от человека.

1) этология — наука о нравственных нор­мах конкретных обществ

2) аксиология (от греч. акси — ценность) — учение о ценностях человеческой жизни.

5. Эстетика (от греч. эстетиков чувствующий, чувственность) — учение о законах прекрасного. Эстетика изучает сущность, формы, типы прекрасного в природе, искусстве, человеческой жизни. Основной проблемой эстетики является вопрос о происхождении критериев пре­красного: существует ли «объективно прекрасное», или понимание прекрасного всегда субъективно как порождение человеческого сознания.

6. История философии изучает развитие философской мысли от ее зарождения до наших дней. Структурной основой истории философии является ее периодизация, а также направления и школы. В истории философии выделяют несколько эта­пов становления философского знания.

 

Место и роль философии в культуре (функции философии)

Роль философии в культуре определяется тем, что она размышляет над основаниями культуры. Она извлекает культурные смыслы из социально-исторического контекста, очищает их от конкретики и превращает их в чистые понятия, оперируя которыми конструирует возможные идеальные миры. Фундамент культуры составляют ценности и знания, а рефлексией над ними занимается философия. В отличие от науки, философия ставит перед собой задачу оценки ценностей, оценки того, что должно быть, а не того, что есть. И в центре рассмотрения философии находятся так называемые смысложизненные, или экзистенциальные, ценности: свобода, жизнь, смерть, зло, смысл жизни, добро, истина, красота, цель и т. п. В культуре существуют разные мировоззренческие системы: религия, мифология, философия. Однако лишь философские теории отвечают критерию рациональности. Взгляд философии на мир и человека точнее и шире, чем точка зрения здравого смысла и жизненно-практического мировоззрения..

Функции: Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Функции философии

1. Мировоззренческая функция - создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем с рациональных, понятийных позиций. Ее компоненты:

- гуманистический (вопросы жизни и смерти, проблемы отчуждения)

- социально – аксиологический

- культурно – воспитательный

- объяснительно - информационный

2. Гносеологическая функция (от греч. гнозис— знание). В теории познания отношение «мир — человек» рассматривается как отношение объекта и субъекта познания. Вопрос о том, что такое истина - один из вопросов гносеологии.

1) эмпиризм (греч. эмпириа — опыт) единственный источник знания - опыт, основанный на чув­ственном познании.

2) рационализм (лат. рациоразум) абсолютизируют роль абстрактного мышления.

3. Методологическая функция - философия разрабатывает всеобщие, частные и общенаучные методы познания, вырабатывает основополагающие принципы познания, исследует наи­более общие пути, способы познания мира.

4. Интегративная функция - знания отдельных дис­циплин сводит в еди­ную целостную систему.

5. Критическая функция - принцип «подвер­гай все сомнению» - критический подход по от­ношению к существующему знанию и социокультурным ценностям.

6. Аксиологическая функция (греч. акси — ценность) ориентируется на определенные ценности. Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самых различных ценностей: социальных, нравственных, эстетиче­ских, идеологических и т. п

7. Социальная функция философии является аспектом обще­ственной жизни и выполняет двуединую задачу — объяснять социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению.

8. Прогностическая функция философии предполагает формулиров­ку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития человека и мира. Это своего рода обращенность к будущему. При этом степень вероятнос­ти прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опи­рается на науку. Философия, опираясь на теоретическое осмысление жизни, закладывает фундамент новых взглядов и идей, нового миропо­нимания. Таковыми могут считаться «планетарная этика» Рерихов или «русский космизм» К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского, рассматрива­ющих единство человека и космоса, «ноосферная» концепция В. И. Вер­надского и др.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Предмет, метод и специфика административного права как отрасли права
  2. I. СОЦИОЛОГИЯ, ЕЁ ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВА
  3. II. Цели, задачи и предмет деятельности
  4. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  5. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 18439; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь