Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Герою запрещают что-либо делать



Например, не выходить во двор, не оставлять дом и т. д. Чтобы подчеркнуть бед­ственное положение, можно использовать контрапункт. До наступления беды нам показывают идиллическую картину благополучия: у царя есть прекрасный сад с золотыми яблоками, с урожаем все в порядке и т. д. (Пропп В.).

Герой нарушает запрет

Это момент появления злодея-антагониста: «Он выступает в роли нарушителя по­коя счастливого семейства, он вызывает беду, наносит вред, ущерб. Противником героя может быть и змей, и дьявол, и разбойники, и колдунья, и мачеха, и т. д... Итак, в действие вступил вредитель. Он пришел, прокрался, прилетел и т. д. и на­чал действовать (Пропп В., с. 25).

Злодей пытается разузнать

Его цель — понять, куда делись царские дети, где скрыты ценные предметы и т. д. Антагонист задает вопросы, чтобы получить ценную информацию.

Злодей получает сведения

Наивные герои отвечают на вопросы антагониста. В большинстве случаев это происходит в форме диалога, например, между мачехой и зеркалом, которое от­вечает, что она очень красива, но есть и красивее ее.

Злодей пытается обмануть жертву, чтобы забрать ее имущество

В этом случае злодей маскируется под другого персонажа: «Змей прикидывается золотой козой... или прекрасным юношей... Колдунья прикрывается образом сердечной бабульки... Поп надевает козлиную шкуру... Вор прикидывается про­стаком...» (Пропп В., с. 25).

Жертва поддается обману и тем самым невольно помогает врагу

Герой верит всему, что ему говорит злодей, и действует по его наставлению. Инте­ресно, что запреты всегда нарушаются, а слова злодея принимаются с дружеским доверием и, соответственно, исполняются.

Пропп определяет эту функцию как предварительную беду.

Злодей начинает вредить

Это ключевая функция, потому что именно она выступает настоящим началом эк-шена. Существует масса разных вредительств: • злодей крадет:

♦ жертву (змеи крадут царских дочерей, колдуньи — мальчиков; старшие
братья — жену младшего брата и т. д.);

♦ волшебное средство;

♦ волшебного помощника;

♦ урожай;

♦ свет;

♦ золотые яблоки;


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

• действия злодея:

♦ наносит увечья персонажам (лишает их глаз, ранит ноги и прочее);

♦ делает так, что персонаж исчезает, например, пропадает невеста (поче­
му-то ничего не говорится про тещу);

♦ преследует положительных персонажей;

♦ бросает положительных персонажей в море;

♦ превращает положительных персонажей в животных;

♦ заменяет положительных персонажей на отрицательных;

♦ приказывает убить положительных персонажей;

♦ убивает положительных персонажей;

♦ изолирует добрых персонажей;

♦ угрожает жениться силой;

♦ угрожает съесть героя;

♦ объявляет войну и т. д. (Пропп В.).

Здесь начинаются преследования положительных персонажей. Антагонисты и их помощники все время преследуют героя. Герой тоже преследует злодеев, но это становится важным в конце нарратива. Средства передвижения имеют большое значение.

Для преследований характерны:

• скорость;

• невероятные шоферские навыки;

• опасные ситуации;

• любая стрельба;

■ трудности разного рода: пропасти, переполненные рынки, каннибалы, айс­берги, водопады, тупики, открытое космическое пространство и т. д.;

• спасение протагониста: он избегает опасности и остается невредимым, не­
смотря на козни злодеев и их помощников.

Ухудшающие функции и экшен-фильмы

Сюда входят в основном фильмы о катастрофах. Эти нарративы организованы следующим образом:

1) мир перед катастрофой;

2) катастрофа;

3) мир в момент катастрофы.

Катастрофы, в свою очередь, делятся:

• на природные бедствия;

• преступления;

• технические неполадки;

• несчастные случаи и какие-то комбинации перечисленных выше.


ДЕЙСТВИЯ

Место катастрофы: самолет, солидный аэропорт, океанский лайнер, небоскреб, современный урбанистический центр и т. д. (Знеполски И.).

В этих фильмах используются эсхатологические мифы в их современном вариан­те. Одна из основных составляющих здесь — страх перед машинами: «Трагический инцидент выявляет латентные страхи и недоверие массового зрителя. В один миг техника перестает быть безупречной и послушной, она оказывается недостаточно совершенной и надежной, выходит из-под контроля, бунтует... Воссоздается один старый-престарый мотив — демонизм техники» (Знеполски И., с. 26).

Улучшающие действия

«Зов предков»

Он развивался (точнее, дичал) очень быстро. Его мускулы стали сильнее, пропала чув­ствительность к любой обыкновенной боли. Он стал неприхотливей — как внешне, так и внутренне. Бэк мог есть любую пищу, даже самую отвратительную и неудобо­варимую. Его желудок извлекал из съеденного все питательные вещества, а кровь разносила их по телу, создавая из них крепчайшую ткань. Значительно обострились зрение и обоняние, а слух его развился так, что Бэк во сне мог различить самый тихий звуки понять, что он означает — мир или опасность. Он выучился выкусывать лед, на­бившийся между пальцев, а когда хотел пить, а полынью затягивал лед, разбивал его сильными передними лапами. Самой замечательной была способность чувствовать ветер и предсказывать его направление на ночь вперед. И неважно, насколько тихим был вечер, — Бэк выкапывал себе нору под деревом или на берегу с подветренной стороны, и там было тепло и уютно.

Джек Лондон

«Пеппи Длинныйчулок»

Дети двинулись за ней. В игрушечном магазине оказалось столько интересного, что у всех разбежались глаза: заводные поезда и машины разных моделей, маленькие и большие куклы в чудесных нарядах, игрушечная посуда и пистолеты с пистонами, оловянные солдатики, плюшевые собаки, слоны, книжные закладки и марионетки.

— Что вам угодно? — спросила продавщица.

— Все... Нам угодно, — повторила Пеппи и окинула любопытным взглядом полки. —
Мы страдаем от острой нехватки пистолетов с пистонами и отсутствия марионеток.
Но я надеюсь, вы нам поможете.

И Пеппи вынула из кармана полную горсть золотых монет.

И тогда каждый из ребят получил право выбрать себе ту игрушку, о которой давно меч­тал. Анника взяла себе великолепную куклу с золотыми локонами, одетую в нежно-ро­зовое шелковое платье; а когда ей нажимали на живот, она говорила «Мама». Томми

145'


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА





Da's na fijn, zunne!...Have a Coke

...a friendly American custom lands in Brussel

 


Рис. 110. Свеча логотипа Amnesty International явно улучшает ситуацию: петля сгорает

Рис. 111. Кока-кола — элемент улучшения ситуации в только что освобожденном от нацис­тов Брюсселе




 



Рис. 112. Слоган рекламы журнала: «Позвольте нам мечтать о лучшем мире». Ситуация

кажется ухудшающей. Супруг неожиданно вернулся домой и застал супругу-изменницу.

Но действие улучшается, он видит, кто спрятан в шкафу

Рис. 113. Bacardi превращает серый мир (холод и черно-белые пингвины) в тропический рай, населенный розовыми фламинго. Так достигается хеппи-энд


ДЕЙСТВИЯ

Рис. 114. На скамейке, обтянутой тканью, надпись: «Немного ткани значительно изменяет ситуацию». С помощью ткани мы делаем мир приветливее, а значит, счастливее

Рис. 115. Химическое средство Glassex тоже делает мир привлекательней. Благодаря ему черно-серый мир становится небесно-голубым и солнечным. Поэтому ситуация в этой рек­ламе улучшается


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

давно хотелось иметь духовое ружье и паровую машину. И он получил и то и другое. Все остальные ребята тоже выбрали кто что хотел, и, когда Пеппи закончила свои покупки, в магазине почти не оставалось игрушек: одиноко лежали на полке несколько книжных закладок и пять-шесть «Конструкторов». Себе Пеппи ничего не купила, а господин Ниль-сон получил зеркальце. Перед тем как уйти, Пеппи купила еще всем по дудке, и, когда дети вышли на улицу, каждый дул в свою дудку, а Пеппи отбивала такт рукой манекена.

АстридЛиндгрен

«Три мушкетера»

Пока они плыли, миледи ухитрилась развязать веревку, связывавшую ее ноги. У бере­га она легко выпрыгнула из лодки и побежала. Но земля была мокрой, и, подскольз-нувшись, миледи упала на колени.

Ее поразила суеверная мысль: она решила, что небеса отказывают ей в помощи, и ос­талась сидеть в том положении, как упала — склонив голову и сложа руки.

С другого берега было видно, как палач медленно поднял обе руки, и лунный свет сверкнул на лезвии большого меча. Руки с силой опустились, послышался свист меча и крик жертвы, затем обезглавленное тело упало от удара.

Палач снял свой красный плащ, расстелил на земле и положил на него тело, голову ки­нул туда же, завязал плащ за четыре угла, взвалил себе на спину и снова вошел в лодку.

Александр Дюма

«Мастер и Маргарита»

Нагая и невидимая летунья сдерживала и уговаривала себя, руки ее тряслись от нетер­пения. Внимательно прицелившись, Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронесся первый жалобный вой. Исступленно кричал ни в чем не повинный беккеровский кабинетный инструмент. Клавиши на нем провалились, костяные на­кладки летели во все стороны. Со звуком револьверного выстрела лопнула под ударом молотка верхняя полированная дека. Тяжело дыша, Маргарита рвала и мяла молотком струны. Наконец, уставши, отвалилась, бухнулась в кресло, чтобы отдышаться...

Из кухни в коридор уже бежал поток. Шлепая босыми ногами в воде, Маргарита ведрами носила из кухни воду в кабинет критика и выливала ее в ящики письмен­ного стола. Потом, разломав молотком двери шкафа в этом же кабинете, бросилась в спальню. Разбив зеркальный шкаф, она вытащила из него костюм критика и утопи­ла его в ванне. Полную чернильницу чернил, захваченную в кабинете, она вылила в пышно взбитую двуспальную кровать в спальне. Разрушение, которое она произ­водила, доставляло ей жгучее наслаждение, но при этом ей все время казалось, что результаты получаются какие-то мизерные. Поэтому она стала делать что попало. Она била вазоны с фикусами в той комнате, где был рояль. Не докончив этого, возвраща­лась в спальню и кухонным ножом резала простыни, била застекленные фотографии. Усталости она не чувствовала, и только пот тек по ней ручьями...


ДЕЙСТВИЯ

Маргарита поднялась на метр вверх и ударила по люстре. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Крики в скважине прекратились, на лестнице послышался топот. Маргарита выплыла в окно, оказалась снаружи окна, размахну­лась несильно и молотком ударила в стекло. Оно всхлипнуло, и по облицованной мрамором стене каскадом побежали вниз осколки...

Михаил Булгаков

Определение

Улучшающее действие — это действие, благодаря которому герои побеждают злодеев и добро торжествует.


Поделиться:



Популярное:

  1. XXXII. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ И ДЕЛАТЬ ЕЖЕДНЕВНО, ЧТОБЫ НЕ БОЛЕТЬ, А ЕСЛИ БОЛЕЕШЬ, ТО КАК ВЫТАЩИТЬ СЕБЯ В ТЕЧЕНИИ ДНЯ, ПОЧТИ, С ТОГО СВЕТА.
  2. Боитесь ли Вы сделать ошибку?
  3. Бхагаван, не могли бы Вы рассказать что-либо о Вашей внешней и Вашей внутренней работе?
  4. Бюджет : как делать , как представить и как отчитаться
  5. В руках черная папка, в глазах оптимизм и желание скорее сделать очень нужное и очень важное дело.
  6. Вещей, которые надо сделать, чтобы стать лучше
  7. Вот что случилось несколько дней назад. Ко мне пришел человек и сказал: «Я предоставляю все вам. Я буду делать все, что вы скажете».
  8. Встает вопрос: что делать дальше? Давать подобную информацию или нет? Оставаться в светлой однобокости или иногда выходить за её пределы?
  9. Глава 24. Сборка аспектов и перестройки организма: кто виноват и что делать?
  10. Государство – это политико-правоваятерриториальная организация суверенитета и публичной власти, способная делать свою волю общеобязательной и способная принуждать к исполнению этой воли.
  11. Даже двигаясь вместе со всеми, можно делать это


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь