Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сексуальные функции в волшебных сказках



По теории Проппа, это последняя функция нарратива. Здесь герой женится и по­лучает царский престол. Варианты могут быть разные:

• Герой получает красавицу и полцарства, а после смерти родителей — и дру­
гую половину.

• Герой женится, но ничего не получает, потому что невеста вовсе не принцесса.
(Очевидно, что это один из самых неблагоприятных вариантов, и в этом случае
нельзя говорить о хеппи-энде.)

• Бывают и такие варианты: например, герой получает престол, но не женится. Такой
конец порождает постмодернистские экшены, в которых женитьба запрещена.

• Действия могут быть супердраматизированы. Например, злодей может делать
какие-то гнусные ходы как раз перед свадьбой. Тогда действие завершается
помолвкой.

• Возможна ситуация, когда в начале нарратива муж теряет свою жену. В резуль­
тате его героических действий в конце сказки он находит и отвоевывает свою
жену и таким образом спасает свой брак.

• Неплохой вариант хеппи-энда, с современной точки зрения, когда герой вме­
сто принцессы получает денежную или иную награду.

Сексуальные взаимоотношения без женитьбы — поэтика постмодернист­ских экшен-нарративов

Без сомнения, женитьба — это высшая точка в сказочных нарративах прошлого. Скорее всего, причина этого кроется в том, что семья играла ведущую роль в сис­теме ценностей прошедших эпох.


ДЕЙСТВИЯ

Случайно или нет, но красавица имеет благородное происхождение и высоко стоит на социальной лестнице. Так что благодаря женитьбе герой получает поло­вину, а иногда и целое царство.

В современных же экшен-нарративах красавица — это всего лишь средство, но не конечная цель. Одна из причин этого заключается в том, что герой продол­жает сражаться и в следующих фильмах, книгах, комиксах и т. д. Там он встретит еще много любвеобильных красоток. Поэтому брак становится лишним и даже мешает.

В этом смысле очень показательны фильмы с Джеймсом Бондом. Единствен­ный раз он женится в одном из первых фильмов. Но уже через пять минут него­дяи убивают его красавицу-жену. Конечно, это откровенно злодейский, но в то же время и очень логичный акт с точки зрения современного героического нар-ратива.

В связи с этим мы можем утверждать, что Джеймс Бонд — это инвариант. Он выступает в роли постоянного героя всех нарративов. Красавицы же меняются, так как они не главные персонажи. Они всегда разные и никогда не повторяются. Единственное общее у них всех (инвариантные характеристики) — это молодость и безумная красота.

Инвариантно и последнее действие во всех бондовских фильмах — сексуаль­ные взаимоотношения. Вот что характерно для таких сцен:

• почти всегда действие происходит у воды — на яхте, в море, у бассейна;

• красавица всегда очень счастлива;

• Бонд всегда создает ситуацию, в которой его начальники выглядят очень
смешно, разыскивая его для последнего доклада.

Любовная литература и мыльные оперы модель Золушки

Здесь совсем другая ситуация — конец мыльных и любовных нарративов обя­зательно предполагает брак. Это происходит благодаря исключительно женской аудитории таких коммуникаций. Следует заметить, что путь к бракосочетанию оказывается довольно тернист (драматический и трагический}, но иначе невоз­можно создать двести с лишним серий.

В данном случае инвариант — героиня, т. е. Золушка. Она очень красивая, ум­ная, отзывчивая, добрая, работящая и т. д. Другой инвариант — это ее любимый. Он тоже красивый и умный, а еще и богатый (благородный) и т. д.

Третий инвариант — это злодей. В его роли выступает другая прекрасная, но мерзкая в душе, злобная, мстительная и т. д. красавица. Она совершает всевоз­можные гадости, но в конце концов добро побеждает и Золушка выходит замуж за любимого.

Маркетинговые коммуникации

Прославление (символом которого служит женитьба) — это обязательный финал большинства рекламных роликов. Повторим еще раз: герой {красивая мать) по­беждает злодея (жирное пятно) с помощью волшебного средства — рекламируе­мого стирального порошка.


ТЕОРИЯ НАРРДТИВА

Восторженный ребенок восклицает: «Мама, ты стираешь лучше всех! » Но глав­ная задача матери — расхвалить товар, и поэтому она отвечает: «Лучше всех сти-

рает" Ариэль"! »


ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА

ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА

Здесь анализируются многочисленные волшебные средства — различные предметы, ору­жие и средства передвижения. Исследуются их определения, классификации и их исполь­зование в политических и маркетинговых коммуникациях.


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА






 


 






 


 






 


 






 



ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА




 


 




 


Рис. 141-152. С помощью волшебной дудочки (рис. 141) герой ведет многочисленные зло­дейские полчища крыс к морю (рис. 142). Так он спасает город, но толстый лысый мэр не дает ему обещанной награды — чемодана с деньгами (рис. 143).

Тогда герой пользуется другим волшебным средством — дезодорантом Lynx {рис. 144). После этого ни одна красавица не может перед ним устоять. Прекрасная секретарша мэра моментально западает на него (рис. 145): распускает волосы, а это определенно сексуаль­ный жест (рис. 146).

Потом сексапильная медицинская сестра (рис. 147) бросает беспомощного пациента ради нашего героя. За несколько секунд почти десяток красавиц отправляются вслед за ним

(рис. 148).

К ним присоединяются две пленительные близняшки (рис. 149), а также три вооруженные героини типа суперменш (рис. 150).

Минут через пять все красотки Вселенной преследуют героя, желая заняться с ним сексом |рис. 151). Все это происходит благодаря эффективному волшебному средству — дезодо­ранту Lynx

175'


ТЕОРИЯ НАРРАТИВД




 


Рис. 153. Слоган рекламы бриллиантов: «Если ты лягушка, превратись в принца». Без со­мнения, эти драгоценные камни — настоящее волшебное средство, с помощью которого даже страшная жаба может расположить к себе гордых красавиц

Рис. 154. Прекрасный принц показывает по мобильному телефону жемчужное ожерелье своей красивой невесте. В этой рекламе сразу два волшебных средства — дорогое укра­шение и JSM, с помощью которого можно ей его показать




 



Рис. 155. Красавица-блондинка в буквальном смысле пленила принца с помощью своего тайного оружия — прекрасных волос, заплетенных в гигантскую косу. Но на всякий случай она демонстрирует ему и свое другое оружие — прекрасные ножки, обутые в реклами­руемую обувь


ВОЛШЕБНЫЕСРЕДСТВА

Рис. 156. Даже кошка пользуется волшебным средством — диетическим «Пепси». Поэтому она смогла залезть в маленькую норку мышки-злодейки

Рис. 157. Без всякого сомнения, Ахе — это самое мощное волшебное средство мужчин. Целых семь Белоснежек готовы приласкать несчастного гномика, который пользуется

этим дезодорантом


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА


Рис. 158, 160. В двух рекламах демонстрируется волшебное оружие тореадора. В первой

(рис. 158) герой расстреляет быка-злодея из пистолета. Отсюда и слоган; «Почему бы не

попробовать? » В другой (рис. 160} злодеем становится бутылка с вином. Для того чтобы ее

открыть, требуется другой волшебный инструмент — штопор

Рис. 159. Меч — это любимое оружие (волшебное средство) героев. Рекламисты исполь­зовали его одновременно в двух маркетинговых коммуникациях — в рекламе и этикетки, и бутылки. Меч заменил (прием метонимии) букву Гв названии коньяка


ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА




 


Рис. 161. В основе рекламы водки Red Army — тоже волшебное оружие, в данном случае патрон. Это не случайно: герои Красной Армии, пьющие эту водку, используют огнестрель­ное оружие




 


Рис. 162. Архизлодей Дарт Вейдер меняет острие своего лазерного меча. В данном случае показана мощная люминесцентная лампа «Филипс»


ТЕОРИЯ НАРРДТИВА

Предметы

«Мастер и Маргарита»

Утихли истерические женские крики, отсверлили свистки милиции, две санитарные машины увезли: одна — обезглавленное тело и отрезанную голову в морг, другая — раненную осколками стекла красавицу вожатую, дворники в белых фартуках убрали осколки стекол и засыпали песком кровавые лужи, а Иван Николаевич как упал нз скамейку, не добежав до турникета, так и остался на ней...

Однако неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них, востроно­сая и простоволосая, закричала над самым ухом поэта другой женщине так:

- Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсол­нечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила... уж она руга­лась, ругалась! А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы...

Михаил Булгаков

«Легенды и мифы Древней Греции»

Медея же между тем, встав рано утром, достала ларец с волшебными мазями и вы­нула из него мазь, которая называлась «масло Прометея». Она была приготовлена из сока корней растения, выросшего из крови Прометея. Всякий, кто натирался этой мазью, становился неуязвимым ни для железа, ни для меди, ни для огня; необоримую силу приобретал он и на день становился непобедимым. Эту-то мазь и решила Медея дать Ясону. Позвала Медея рабынь и поехала в храм Гекаты. Радостно было на сердце у Медеи, она забыла все свои тревоги и думала лишь о свидании с Ясоном...

Молчала Медея и лишь смотрела на Ясона глазами, полными любви. Прекрасна была она в своем смущении. Трепетной рукой достала она приготовленную волшебную мазь из-за пояса и подала ее Ясону. Чуть слышным голосом Медея сказала ему:

— Слушай, Ясон, вот в чем будет заключаться моя помощь: ночью омойся ты в реке; надев черные одежды, вырой глубокую яму на берегу и над ней принеси Гекате в жерт­ву черную овцу, облив ее медом. Потом иди на корабль твой, но смотри — не обора­чивайся. Услышишь ты голоса и яростный лай собак, ноты иди прямой не бойся. Когда же наступит утро, намажь свое тело, копье, щит и меч этой мазью. Неодолимую силу даст тебе мазь, и выполнишь ты поручение Эета. Помни только: когда вырастут из зем­ли воины, брось в них камень, и они начнут сражаться друг с другом, тогда напади на них. Возьми же мазь, с ее помощью ты добудешь руно. Вези тогда руно, куда хочешь.

Николай Кун

«Легенды и мифы Древней Греции»

Я же ответил, что до тех пор не буду ничего есть, пока не вернет она прежнего образа моим спутникам. Тотчас Кирка вывела из хлева свиней, помазала их волшебной мазью, возвратила им их прежний образ и сделала их даже красивее и сильнее, чем они были


ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА

раньше. Обрадовались мои спутники, увидав меня; их радость тронула даже Кирку. Про­сила меня волшебница сходить на берег моря за оставшимися там моими спутниками и привести их всех к ней во дворец. Тотчас исполнил я просьбу Кирки и привел к ней всех своих спутников, хотя и уговаривал их Эврилох не доверяться коварной волшеб­нице. Когда все мы собрались во дворце Кирки, устроила она великолепный пир.

Николай Кун

«Мастер и Маргарита»

Кончиком пальца Маргарита выложила небольшой мазочек крема на ладонь, причем сильнее запахло болотными травами и лесом, и затем ладонью начала втирать крем в лоб и щеки. Крем легко мазался и, как показалось Маргарите, тут же испарялся. Сде­лав несколько втираний, Маргарита глянула в зеркало и уронила коробочку прямо на стекло часов, от чего оно покрылось трещинами. Маргарита закрыла глаза, потом глянула еще раз и бурно расхохоталась.

Ощипанные по краям в ниточку пинцетом брови сгустились и черными ровными дуга­ми легли над зазеленевшими глазами. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала. Исчезли и желтенькие тени у висков, и две чуть заметные сеточки у наружных углов глаз. Кожа щек налилась ровным розовым цветом, лоб стал бел и чист, а парикмахер­ская завивка волос развилась.

На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала глядела от природы кудрявая черноволо­сая женщина лет двадцати, безудержно хохочущая, скалящая зубы.

Михаил Булгаков

«Граф Монте-Кристо»

— Два миллиона римских скудо, около трех миллионов на наши деньги.

— Невероятно! — воскликнул Дантес, пораженный огромной суммой.

— Почему же невероятно? — спросил старик. — Род Спада был старейшими одним
из самых могущественных в пятнадцатом веке. И в те времена, когда возможностей
для инвестиций не было, такие накопления в золоте и драгоценностях не были ред­
костью. Еще сейчас в Риме есть семьи, которые погибают от голода, обладая мил­
лионами в золоте и алмазах, переданных по наследству, и к которым они не смеют
прикоснуться.

Эдмон подумал, что видит сон — он колебался между неверием и радостью.

— Я хранил это в секрете от вас так долго, — продолжал Фариа, — потому что хотел
испытать вас, да и изумить вас. Если бы мы бежали до моего припадка, я бы повез
вас на Монте-Кристо. Теперь, — вздохнул он, — вы повезете меня. Итак, Дантес, вы
поблагодарите меня?

Александр Дюма


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

Оружие

«Выбор принцессы»

Люк так увлекся, что не сразу обратил внимание на пульсацию чужой ауры — где-то рядом находилось живое существо. Он обернулся в последний момент и увидел де­вушку с длинными рыжевато-русыми растрепанными волосами и мускулистыми го­лыми ногами. Незнакомка была одета в темно-желтые шкуры какого-то неведомого зверя. Девушка в мгновенье ока очутилась рядом со Скайуокером и странным прие­мом попыталась ударить ногой. Люк пригнулся и взмахнул Мечом. Он ощутил импульс Силы, сигнал атаки, но прежде чем успел среагировать, девушка взмахнула дубиной с такой мощью, что в Огненном Мече замкнулись цепи и оружие отлетело прочь. Еще один выпад незнакомки достиг цели — она угодила Люку ногой в живот. Люк потерял равновесие. Откатившись в сторону, джедай призвал Силу вернуть Меч ему в руку.

Дэйв Волвертон

«Жизнь дается лишь дважды»

Бонд взял бумаги. На первом листе были общие сведения о ядовитых растениях. За­тем следовали примечания. На всех листках стояли печати Министерства. Вот что он прочитал:

«Перечисленные яды делятся на шесть основных групп:

1.Нервно-паралитические. Симптомы: галлюцинации, бред, расширенные зрачки,
сухость во рту, потеря координации, затем спазмы и паралич.

2.Опьяняющие. Симптомы: расстройство функций центральной нервной системы,
потеря координации, мышечные боли, расстройство зрения, сонливость и глубо­
кая кома.

3.Конвульсанты. Симптомы: клинические судороги, распространяющиеся вниз по
телу. Летальный исход в течение трех часов или быстрое выздоровление...»

Ян Флеминг

«Жизнь дается лишь дважды»

Бонда повели в замок на чаепитие, а потом на выставку вооружения «ниндзя». Были там стальные метательные звезды с заточенными лучами, размером с серебряный доллар, цепи с острыми грузиками на концах, их использовали как лассо в Южной Америке, колючки из гвоздей против босоногих преследователей (Бонд припомнил, что такие же применяли бойцы Сопротивления против немецких автомобилей), по­лые бамбуковые трубки для дыхания под водой (Бонду приходилось пользоваться ими на Карибских островах), всевозможные медные кастеты, перчатки, усеянные на внутренней стороне множеством очень острых, слегка загнутых крючков для «хо­ждения» по стенам и потолку, и целая куча столь же примитивных устройств. Бонд демонстрировал одобрение и изумление и вспоминал русскую «штучку», имевшую


ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА

большой успех в Западной Германии — газовый пистолет, не оставлявший следов, а у жертвы были все симптомы сердечной недостаточности. Все эти Тигриные «нинд-зя» просто детский сад!

Ян Флеминг

«Доктор Но»

— Вы знаете, шеф, ■ — сказал он скромно. — Я сам испытал большинство автоматиче­ских пистолетов мелкого калибра — пять тысяч выстрелов с двадцати метров. И наи­более подходящим считаю «Вальтер ППК» 7, 65 мм. Он занимает всего лишь четвертое место после японского «М14», русского «Токарева» и «М38 Зауэра». Мне нравится его мягкий спуск. Специальная форма магазина делает его очень удобным. Думаю, 007 он подойдет. Это действенное оружие. Конечно, калибр 32 потяжелее «Береты-25», но более легкого пистолета не подобрать. К тому же патроны для «Вальтера» прода­ются во всем мире.

Ян Флеминг

«Звездные войны-!: Призрачная угроза»

Танки дали новый залп. Безрезультатно. Силовое поле гунганов выдержало. Оно выдержало еще раз. Еще раз. Потом танки прекратили огонь, И тогда открылись пе­редние люки десантных кораблей. Джар Джар и генерал Кеел встревоженно пере­глянулись. Из недр кораблей выгружались дроиды. Тысячи дроидов. Вот они одно­временно выпрямились, развернулись с ужасающей однообразностью и четкостью движений, достали оружие. И пошли в атаку. Они не торопились. Не ломая рядов, они спустились с холмов на равнину. Защитное поле им не стало помехой...

Терри Брукс

«Выбор принцессы»

Оба разрушителя отступили от шквального огня хэйпанского звездолета. Когда дже-дай покинул ходовой мостик, Изольдер посмотрел ему вслед. Хотя хэйпанский дра­кон являлся грозным противником, ничто не могло сравниться с разрушителем, ко­гда в бой вступали его истребители. Истребители могли прорваться сквозь защитное поле боевого дракона и поразить кружащиеся артиллерийские установки во время их подзарядки. Собственные истребители Изольдера были в состоянии лишь на не­которое время сдержать ястребов Цзинджа. Это не могло продолжаться вечно.

Дэйв Волвертон

«Из России с любовью»

Бонд слышал каждое движение Керима. Тот отстегнул крышку кожаной сумки, замок щелкнул, и Керим сунул в руку Бонду длинный цилиндр, расширяющийся на обоих концах, длиной в два фута...


ТЕОРИЯ НАРРАТИВА

— Ствол от нового винчестера, — с гордостью прошептал Керим. — Рассчитан на патрон калибра 0, 308. В обойме три патрона. Дай прицел. Я хочу сориентироваться и быть наготове до того, как мои люди постучат в дверь сарая. Ты не будешь возра­жать, если я воспользуюсь твоим плечом вместо упора?

Ян Флеминг

Предметы и оружие

Определение

Волшебное средство — это наделенный сверхъестественной силой предмет, ко­торый помогает герою или злодею победить.

Виды волшебных средств

Это могут быть:

• предметы/средства;

• средства передвижения;

• средства для борьбы;

• средства для счастливой жизни и т. д.

Предметы — это в основном средства передвижения, оружие и другие инстру­менты. Качества, которыми обладают герои, — это нечеловеческая сила, способ­ность превращаться в животных и др.

Средства передвижения могут быть самыми разными — от волшебных ков­ров-самолетов, коней, мифических существ, мотоциклов, машин, скутеров, под­водных лодок до космических кораблей, и так без конца.

Оружие — это один из самых любимых подарков, и его видам нет числа.

Волшебные предметы

Согласно Проппу, волшебные предметы чрезвычайно разнообразны:

• одежда — шапки, рубашки, обувь и т. д. Такая шапка встречается в повествова­
ниях о Гарри Поттере. Она помогает первокурсникам понять, в какой колледж
им следует поступать;

• украшения — кольца и др.;

• сумки, мешки;

• посуда — бочки, горшки, тарелки;

• волоски, перья, яйца животных;

• музыкальные инструменты;

• инструменты (огниво, четки, зеркала и др.). Хороший пример — волшебная
палочка. В романе о Гарри Поттере волшебная палочка Волана де Морта сде­
лана из тиса, Хагрида — из дуба, а Гарри Поттера — из пера феникса;

• напитки (вода);

• еда (фрукты) и т. д.


волшебные средств;

Волшебное оружие

Определение

Оружие — это инструмент, с помощью которого мы раним или убиваем про­тивника.

В волшебных нарративах оружие и есть волшебное средство — подарок, кото­рый делает персонажей непобедимыми и готовыми к любым сражениям.

С точки зрения теории Маршала Маклунна, оружие используется для защиты, нападения и даже убийства. У человека нет органов, которые могли бы ему по­мочь умерщвлять, как например, у животных — когти и клювы у хищных птиц, специальные клыки — у тигров и львов.

Мифологические экшен-нарративы прежде всего отображают идею страшных схваток и насильственной смерти. При таком положении вещей оружие, и особен­но мощное (волшебный дар), приобретает огромное значение в этих историях.

Классификация

У мифологических и современных героев — огромный выбор волшебных средств (оружия): для атаки/обороны; холодное/огнестрельное; с небольшой дальностью/с большой дальностью; низкотехнологичное/высокотехнологичное; оружие героев/злодеев; оружие мужчин/женщин (яд); земного/внеземного про­исхождения и т. д.

Лазерный меч

Очень важное место среди волшебного оружия занимает лазерный меч из «Звездных войн». Его острие — это чистая энергия, сконцентрированная с по­мощью кристаллов. Лазерные мечи положительных героев излучают синий цвет, а злодеев — красный. Некоторые из них имеют одно острие, а некоторые — два. Это вносит в сражения еще больше динамики.

Идея лазерного меча родилась до появления «Звездных войн». Ее использова­ли многие писатели-фантасты. Часть из них позаимствовала эту идею из мифоло­гических нарративов, например, из мифа о короле Артуре и его мече Эскалибре. В северных мифах тоже есть подобный феномен — пылающий меч.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 544; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь