Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Семантическое поле понятия «бой»
Ниже приведены слова, которые входят в это понятие (по словарю Роджета): • бой (1) — действие, драка, ссора, перебранка, битва, схватка, скандал, шум, • бой (2) — агрессия, агрессивность, атака, воинственность, отвага, драчливость, • бой (3) — ссора, нападение, атака, перебранка, битва, служба в армии, пота • бой (4) — ссора, перебранка, серьезно браться за работу, продолжать, сра • действие — агрессия, битва, конфликт, противоборство, столкновение, схват • агрессия — агрессивность, противостояние, воинственность, драчливость, • битва — действие, драка, стычка, отказ, конфликт, противостояние, столкно I60 ДЕЙСТВИЯ Преследования и уход от погони Злодеи преследуют героев почти постоянно. Дело в том, что сначала злодеи занимают более сильную позицию. Но к концу нарратива ситуация полностью меняется и протагонисты начинают преследовать антагонистов. Средства передвижения (кони, телеги, кареты, лодки, корабли, автомобили, поезда, самолеты, космические корабли и т. д.) очень важны для этой функции. Для преследования характерны: • большая скорость; • сильное напряжение; • исключительное мастерство вождения; • опасные ситуации (узкие и крутые дороги, пробки, встречное движение, водо • стрельба; • бой во время преследования и т. д. Почти каждое преследование заканчивается освобождением — в большинстве случаев герою удается убежать. Злодей тоже убегает, но к концу нарратива его ловят и убивают. Преследование осуществляется разными способами: • преследователь летит вслед за героем (в том случае, когда преследователи — • преследователь следует за героем, превращаясь в различных животных; • преследователь превращается в привлекательные предметы, встречающиеся • преследователь пытается схватить героя; • преследователь пытается повалить дерево, на котором сидит герой, и т. д. Герой уходит от погони В волшебных сказках существует несколько возможных вариантов: • герой исчезает в воздухе, например, с помощью быстрого коня, птицы и т. д.; • герой убегает, параллельно расставляя препятствия преследующему его зло
• герой превращается в кого-то другого и таким образом запутывает преследо • герой прячется и т. д. Битва Битва — это сражение героя со злодеем. Для нее есть ряд причин и одна из них связана с образом врага: «Основополагающая мысль в связи с любой мифологией о войне в том, что враг — это чудовище, уничтожая его, ты защищаешь единственное, что имеет цену, свой народ. В обрядах посвящения племени навахо смелые юноши играют роль молодых ТЕОРИЯ НАРРАТИВА богов-героев из мифологии, которые в свое время спасли людей, очистив пустошь от ядовитых змей, великанов и прочих кошмаров» (Кэмпбелл Д. Мифы, в которых нам жить. С. 156). Через образы злодеев в национальных нарративах мы можем понять, кто является врагом в соответствующей культуре. Например, униформы штурмовиков Дарта Вейдера удивительно напоминают форму вермахта (Berger A.). Классификация битв Битвы можно классифицировать таким образом. • Символическая битва: протагонист и антагонист играют в карты, и протаго • Настоящие битвы. • Битвы между героями и помощниками-злодеями. В некоторых вариантах это • «Куча мала»: масштабная шумная битеа многих людей. В некоторых голливуд • Битвы, в которых герой попадает в затруднительное положение (функция • Бой, в котором используют или не используют магические средства. • Гипердраматизированные битвы:
♦ первый вариант: в сражении используют средства передвижения, а это ♦ второй вариант: сражение происходит в очень опасном месте — на крутых Битвы в волшебных сказках Пропп описывает следующие их виды: • Персонажи (герои, злодеи, змеи, богатыри и целые войска) сражаются в от • Сражение происходит в форме состязания, когда герой побеждает хитро • Игра в карты. • Соревнование в чем-либо {например, кто больше весит) и т. д. (Пропп В.). ДЕЙСТВИЯ Финальная битва Финальная битва — это сражение героя со злодеем в конце повествования, завершающееся смертью антагониста. Это самая драматическая сцена, и по этой причине вся энергия нарратива (сказка ли это, фильм, политика или маркетинг) сосредоточивается здесь. В фильмах эту битву показывают во всех деталях, используя спецэффекты и исключительно драматические сцены. Приемы достаточно примитивны. Злодей берет верх, и кажется, что положительный герой умрет в следующую минуту. Однако злодей отвлекается на что-то либо герой получает небольшую, но существенную помощь от помощника. Этого оказывается достаточно, чтобы ситуация изменилась коренным образом и злодей был убит. Еще один штрих в драматизации — это так называемая «двойная смерть». По всему видно, что злодей побежден, но оказывается — нет. Как только герой поворачивается спиной, решив, что все в порядке, злодей подло приподнимается, держа в руке нож. Тогда герой его убивает, и на этот раз — окончательно. После Второй мировой войны в мире кино произошли изменения: финальную битву часто стали заканчивать взрывом. Очень уж эффектно все это выглядит. Еще важнее тот факт, что с помощью взрыва мы можем очень хорошо показать обращения к силе. Герой взрывает целые мегаполисы злодеев, таким образом эк-шен приобретает космический масштаб. Таковы взорванные имперские космические мегаконструкции в трилогии «Звездные войны». ТЕОРИЯ НАРРАТИВА
Рис. 131. Герои и героини находят общий язык, хотя и принадлежат к различным культурам. Этому способствует волшебное средство — жевательная резинка, которая их объединяет Рис. 132. В этой рекламе показан «патриархальный» вариант сексуальности. Русая, полуголая и хорошо сложенная красотка находится в позиции подчинения и зависит от доминирующего героя
Рис. 133. Два супергероя-коммуниста — генеральные секретари советской и немецкой компартий Леонид Брежнев и Эрих Хонекер действуют сексуально. Волшебным средством в данном случае выступает не только жевательная резинка, но и марксистская щньшт ДЕЙСТВИЯ Рис. 134. Море — один из самых подходящих топосов для финальной сцены, в данном случае — для «сексуальной» награды Рис. 135. На фото из календаря кофейной компании Lavazza представлено интересное решение: сочетание присутствующего персонажа (девушка) и отсутствующего (летчика). Сексуальная львица — блондинка с пышными формами, в соответствующей позе, в соответствующем интерьере — одета в форму летчика. А летчик — одна из самых сильных фигур в мифологических нарративах
Рис. 136. В конце сказки герой и принцесса женятся. В данном случае герой обут в кроссовки, несмотря на торжественность момента. Они очень качественные, и храбрец даже готов выдержать скандал, который может устроить его разозленная супруга Рис. 137. Красавица-невеста поправилась, и взявший ее на руки герой увяз от тяжести в торте. Вывод: надо есть рекламируемые низкокалорийные продукты Рис. 138. Любовная сцена из фильма «Титаник» — одна из самых волнующих в отношениях героя и богатой принцессы. Она вдохновляет даже игрушки ДЕЙСТВИЯ Рис. 139. Герой — это сильный человек, который обычно несет красавицу на руках, когда спасает ее (в ситуации ухудшения) или когда они направляются к свадебному алтарю (в ситуации улучшения). В данном случае они поменялись ролями, и счастливая красавица несет героя к месту венчания Рис. 140. В рекламе Pepsi Max Золушка здорово повеселилась с двумя злодеями. Но в результате этого (улучшающее/ухудшающее действие) свадьбы с принцем не будет, хотя потерянная туфелька принадлежит именно ей ТЕОРИЯ НАРРДТИВА Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы