Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОБУЖДЕНИЕ К СПОНТАННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЮ ФАНТАЗИИ



Рисунок обычно не препятствует спонтанности личности и ее способности к вербализации. В большинстве случаев он даже способствует этому. Пациентам, проявляющим сопротивление, эта техника дает возможность свободно самовыражаться. Как мы уже говорили, рисунок усиливает спонтанность. Исключения из этого правила могут составлять художники, часто использующие рисунок защитным образом, а также люди с компульсивной личностью, которые пользуются линейкой, стараясь привести все в совершенство. В случае вербализации рисунок обычно становится основой для дискуссии и мотивирует пациента к разговору о своей проблеме. Эрнест Крис доказывал, что в творческом процессе барьер между бессознательным и эго становится " прозрачным", и бессознательное легче проникает в сферу сознания (Kris, 1952).

Рисунок также позволяет выразить мир воображения при условии, что терапевт занимает по отношению к творчеству пациента неосуждающую позицию.

Этого типа работы помогают обоим сторонам терапевтических отношений видеть, как фантазии пациента влияют на его обычную жизнь, принятие решений, выбор цели и т. д. Однако нельзя забывать, что у психотиков или людей в пре-психотическом состоянии, так же как и у тех, кто имеет склонность к бегству в мир иллюзий, рисунок может пробуждать слишком много страхов или укреплять патологические склонности. В этих случаях он противопоказан, так как будет наносить вред. Во всех случаях, где рисунок выражает фантазию, необходимо посоветовать также другую работу, которая — для сравнения — будет отражать реальность (например, см. рисунок в конце этой главы).

ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ

Важной частью психотерапевтического процесса является интра- и интерперсональное развитие. В этом отношении рисунок также обогащает опыт личности, что изменяет ее точку зрения, сдвигая центр интересов. Это изменение происходит постепенно, и отдельные ее аспекты могут иметь различные значения для личности пациента, в которой происходит


безостановочное накопление материалов наблюдения и подстройка их к различным позициям, мыслям и чувствам. Рисунки играют в этом процессе немаловажную роль, поскольку являются конкретным звеном в цепи событий, ведущих к выздоровлению.

Эти концепции здоровья отражает цитата из работы Вирджинии Экслайн (Virginia Axline, 1969): " Когда человек приобретает достаточную уверенность в себе, чтоб добыть из страны тьмы свою концепцию собственного " Я" и выставить ее на солнце, когда сознательно и целенаправленно управляет своим поведением посредством оценки и выбора, с огромным трудом приходя к своей жизненной цели, являющейся полной самореализацией — тогда такую личность можно назвать хорошо организованной".

СОЗДАНИЕ ОСНОВ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Основным условием терапевтических перемен является создание среды, не возбуждающей страха, способствующей лучшему функционированию личности. Перед началом работы над реализацией этой цели человек, подвергающийся терапии, должен вначале осознать роль, которую он играет, или " социальные маски", которые он надевает в своей жизни. Чтобы подавить хаос внутри себя или беспокойство, многие люди создают фасад, за который прячутся, погружаясь тем самым в ложь, и ненавидя самих себя (Rogers, 1961). Терапевт, вводящий рисунок в терапию, может использовать следующую рекомендацию: " Нарисуй свою маску и то, что находится под ней". Некоторые люди вначале могут оскорбиться таким явным издевательством над их социальным имиджем, однако люди, действительно желающие измениться, вероятнее всего захотят использовать шанс изучить свою " маску" (или маски) в атмосфере отсутствия критики (сравните пример в главе 5).

Рисунок применяется в терапии для того, чтобы пациент смог " расслабиться" и " наконец что-то сделать". Техника рисунка была задумана так, чтобы заставить пациента действовать, тем самым предоставляя источник удовлетворения и чувство завершения. Графическое самовыражение, которым является рисунок, таким образом, становится инструментом, ведущим к изменениям. Терапевт не принимает никаких зара-


нес установленных ролей, разрешая однако свободно развираться терапевтическим отношениям. В рисунке, как в линзе, мы видим симптомы перемен, он также является записью актуального опыта. Предлагая рисовать, терапевт лишь в минимальной степени указывает направление, оставляя рисующему свободу действий, чтобы подойти к тем сферам жизни пациента, которые видятся искаженно или не осознаются. В результате человек может позволить себе ослабить защиту и открыться навстречу другим возможностям, которые существуют и реальны.

Открываясь новому опыту, приносимому инструкцией рисовать, пациент начинает замечать реальность в настоящих, постоянных формах, без помех, накладываемых вербальной защитой. Этот процесс инициирует постепенную трансформацию личности, увеличивая ее гибкость в мышлении и наблюдении. Это, в свою очередь, дает мудрость, позволяющую приобрести большую терпимость к своей неуверенности. Таким образом, рисунок дает пациенту шанс увидеть себя по-новому.

Как считает Роджерс (1961), занятие терапией — это " процесс становления", и человек быстро понимает, что этот процесс непрерывен. Пациенты не находятся в статических отношениях, а начинают понимать постепенность перемен, по мере того, как их убеждения и наблюдения постоянно видоизменяются. Рисунок является записью этого процесса и дает возможность последующим интерпретациям и дискуссиям.

РАБОТА НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ

И СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

Рисунки могут стать неоценимой помощью в интерпретации, поскольку они постоянны и им не так легко перечить. Поскольку они являются графической записью, пациент может наглядно " увидеть" используемую терапевтом методику интерпретации. Чтобы человек посредством собственного творчества смог заглянуть внутрь себя, необходимо воспринимать его работу метафорически, используя в разговоре символы примененные им. Иногда комментарий терапевта не имеет большого значения, поскольку сам рисунок настолько образен, что это облегчает взгляд внутрь себя. Иногда, однако, терапевту приходится обратиться к ранним работам пациента, чтобы произвести интерпретацию или доказать ему, как силь-


Рис. 3.1

но он изменился. Поэтому необходимо ставить на рисунках дату и тщательно их хранить. Необходимо также помнить, что после интерпретации нужно спросить пациента, не хочет ли он что-то исправить на рисунке или нарисовать новый, чтобы указать на существующие возможности изменений.

Укрепление терапевтических отношений происходит благодаря неосуждающим, поддерживающим, эмпатичным ответам терапевта на творчество, которым с ним делится пациент. Например, картина клиента, повешенная на стене, информирует его, что он важен; старательно хранимые рисунки в закрываемом ящике стола и в отдельной папке отражают доверительный характер отношений, помогая их укреплять. На этом этапе иногда стоит проводить совместный рисунок — терапевт может рисовать вместе с пациентом — особенно, если пациент реагирует уходом или сопротивлением (и при условии, что ведущий ограничит до минимума свое участие в работе). В укреплении отношений большую роль играет также поддержка всяческих достижений пациента, даже мельчайших.


Можно попросить его нарисовать свои " чувства", связанные с личным успехом (рис.3.1).

12-летняя Анна М. через 8 месяцев работы с терапевтом-женщиной начала сессию с терапевтом-мужчиной. На первой встрече Анна заняла очень недоверчивую защитную позицию и не хотела разговаривать. Из-за этого терапевт предложил рисовать вместе, на что девочка охотно согласилась. Такой подход дал возможность Анне, не вызывая страха, контактировать с новым терапевтом и, кроме того, показал ей, что иная, чем прежде, терапия также может быть успешной. Рисунок 3.1 является результатом этой совместной работы. Анна, полная беспокойства и излишне себя контролирующая, нарисовала вначале вверху листа лишь понурые тучи, представляющие ее неуверенность в данной ситуации. Прежде чем терапевт включился в рисунок, Анна взяла в руку цветные фломастеры и дорисовала лучистое солнце и надпись " Джип Джерри". Когда она почувствовала удовлетворение от работы (и собственной храбрости, отважившись рискнуть взять контроль), " разрешила" терапевту дополнить рисунок, но только на оставшемся чистым пространстве листа. Терапевт дорисовал дорогу и автомобиль.

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

В начале терапевтического процесса терапевт старается установить, какие защитные механизмы, отмеченные в процессе диагностики могут пригодиться пациенту, а какие по-видимому блокируют его развитие. Если клиент заблокирован и избегает всяческих проблем или отрицает их существование, это может проявиться в его рисунках, которые не будут отличаться друг от друга формой и содержанием. Сильные и слабые стороны такой полной ресурсов личности можно идентифицировать, рекомендуя ей нарисовать символ, представляющий эти черты. Рисунок, таким образом, позволяет прояснить нерешенные в прошлом эмоциональные проблемы, соотнося их в конкретной форме репрезентации к настоящему.

Клиенту можно помочь в разрешении конкретного конфликта, попросив его, например, нарисовать собственные фантазии о выражении своей злости или создании символов, представляющих злость. Рисунок обеспечивает безопасное пространство для выражения злости, и если он был выполнен на


индивидуальной сессии, никто не будет обижен. На последующих этапах укрепления терапевтических отношений часто оказывается, что рисунок выражает все больше эмоций. Может дойти до катарсиса, высвобождения чувств и даже до регрессии. Случается, пациент теряет в этот момент контроль над рисунком и лишь хаотично мажет по бумаге. Терапевт в таких случаях должен показать понимание, предлагая клиенту сформировать из каракулей какие-либо формы. Это полезно для


процесса сублимации, который имеет своей целью преобразование избытка чувств в более зрелые формы экспрессии. Иллюстрацией такого процесса является рисунок 3.2.

13-летний Хэнк В. попал на лечение из-за частых взрывов злости, которые он обычно направлял на своего отца. У Хэнка были трудности с вербальным выражением чувств, поэтому в сессии был введен рисунок. Пациент нарисовал картинку, представленную на рис. 3.2, спонтанно назвав ее " Я и мой папа". Вначале в центре листа он нарисовал большую космическую ракету — символ власти, которой, в его понимании, владел отец. Постепенно он дорисовал атакующие самолеты, стреляющие ракетами, чтобы разбить большой космический корабль. Если бы не остатки самоконтроля мальчика и конец сессии, рисунок превратился бы в полную неразбериху.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 598; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь