Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА
Полный катарсис и регрессия часто зависят от типа использованных средств художественного выражения. Если единственной формой экспрессии является рисунок, эти процессы (катарсис и регрессия) возникают довольно редко. Гораздо чаще с ними приходится сталкиваться во время рисунка пальцами или лепки из глины. Специалист в области психического здоровья, который не был специально обучен арт-терапии, редко использует эти способы. Рисунок, как средство выражения, вводит в терапевтические отношения дополнительный элемент. Пациент получает материал, который помогает его независимому функционированию в этих отношениях. Юдит Рубин, известный арт-терапевт, считает, что терапевтам, пользующимся пластичными материалами, труднее сохранить нейтральность по отношению к явлению переноса, поскольку это они дают пациенту бумагу и карандаш. Таким образом, по мнению Рубин, терапевт становится " кормильцем", " соблазнителем" и питает определенные " ожидания" по отношению к пациенту (Rubin, 1978). Рис. 3.3 ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕНОСА Важно, чтобы арт-терапевт обратил внимание на явление переноса. Тематика работы или цвета часто представляют чувства человека, который подвергается терапии. Это явление аналогично проецированию мыслей или чувств одного человека на другого. (Rubin, 1978). Перенос на терапевта иногда заметен в самих рисунках, в других случаях проявляется в агрессивном использовании принадлежностей для рисунка. Пациент рисует или самого ведущего, или себя, наделяя свой образ некой чертой, которая в определенной степени делает его похожим на терапевта, иногда представляя символические признаки неуверенности, сопротивления или злости, направленных на авторитеты. Эту фазу терапевтического процесса иллюстрируют два рисунка, описанные ниже. Символическое изображение солнечной системы (рис. 3.3) выполнено 15-летним пациентом, который был помещен в закрытое отделение, поскольку угрожал насилием своей ма- тери. По-видимому, этот рисунок указывает на перенос в отношениях между ним и ведущей (арт-тераневтом, одним из авторов книги). По интерпретации пациента, больший объект символизирует его самого, а меньший — терапевта. Стоит обратить внимание на то, что меньшая форма частично вытолкнута с листа. Это указывает на трудности с установкой границ, поскольку пациент еле разместился на бумаге. Парень сказал, что он особенно доволен этим рисунком и своим отношением к терапии, поскольку у него были огромные проблемы, связанные с установлением зрелых отношений (контактов), ему трудно было испытать чувство доверия, особенно по отношению к личностям материнского типа. Следующий рисунок (рис. 3.4) является работой уже упоминавшегося Хенка В., который сделал его на следующем этапе терапевтического процесса. Хотя он все еще ощущал интенсивную злость, он начал выражать ее в других местах, вне дома. На этом рисунке, иод титулом " Бойтесь, терапевты, я иду", гнев пациента направлен скорее на терапевта и других людей, которых Хенк принимает как авторитетов. Частичная заштрихованность рисунка указывает на то, что этот процесс возбуждает у пациента беспокойство, поскольку он не знает последствий разгрузки злости на других взрослых, а не на отце. Ведущий в определенный момент добавил на картинке (это был совместный рисунок) замкнутый свод над медитирующим человеком (в правом нижнем углу). Это фрустрировало и разозлило Хенка, который привык к открытым атакам со стороны отца. Терапевт (психолог, один из авторов этой книги) написал под рисунком " Злость, которой нет конца". Это стало поводом множества дискуссий о чувстве, доминирующем в эмоциональной жизни пациента. Здесь возникает существенный вопрос, на который необходимо ответить, включая рисунок в терапевтические отношения: должен ли терапевт активно эмоционально участвовать в общем рисунке с пациентом? Если он так поступит, клиент может решить, что терапевт не посвящает ему исключительного внимания, какого бы ему хотелось. Однако, как было отмечено, совместный рисунок полезен в работе с людьми, которые отличаются сильным сопротивлением, уходом из общественной жизни или имеют трудности налаживания терапевтических отношений, когда другие методики не ра- г ботают. Терапевт, участвующий в рисунке, как бы " одалживает" пациенту силу своего это. Во время совместного творчества терапевт должен быть очень внимателен к своему вкладу в работу. Если рисунок реалистичен, ведущий должен конструировать объекты, которые укрепляют и поддерживают идею пациента: обозначить линию земли, стараться не указывать направление, в котором развивается рисунок, предлагая подопечному реализовать собственные идеи. Однако, если работа абстрактна, кроме соблюдения вышеизложенных правил, не- обходимо сохранять особое внимание, поскольку абстракция обычно высвобождает более свободную экспрессию, создавая опасность ослабления объективности терапевта. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы