Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ



РИСУНКА, ДАЮЩИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ

ИНФОРМАЦИЮ

Ниже описаны наиболее популярные варианты рекомендаций, касающиеся рисунка, который используется во время индивидуальной клинической оценки детей и взрослых. Отдельные техники проиллюстрированы клиническими случаями. Данные интерпретации должны обратить внимание на богатство данных, полученных благодаря рисункам, их необ-


ходимо воспринимать как пример, который поможет понять сложность проблем, представленных отдельными пациентами.

РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ ГУДЕНАУ-ХАРРИСА

Рисуночный тест Гуденау-Харриса (Harris, 1963), лучше известен как тест " Нарисуй человека", он применяется главным образом психологами и педиатрами, поскольку является быстрой методикой, измеряющей интеллектуальную способность детей школьного возраста. Среди других тестов, которые используют для измерения интеллекта, он выделяется оригинальной концепцией, краткостью и легкостью применения. Он годен к использованию в изучении детей с дефектами слуха, с неврологическими проблемами, неадаптированными и с нарушениями характера.

Коэффициент интеллекта (IQ), полученный на основе этой методики, довольно точно отвечает тесту Станфорда-Бинета и еще лучше данным, полученным на шкале Векслера. IQ высчитанный на основе рисунка обычно, как правило, более низок, нежели в названных более полных тестах, которые используют для измерения интеллекта (Palmer, 1970). Поэтому тест " Нарисуй человека" не должен заменять другие детальные тесты, и его результаты не могут быть взяты за основу оценки школьных достижений (результатов). Он зато годится, чтобы отобрать детей, на которых необходимо обратить более пристальное внимательное.

Главной целью техник, использующих рисунок, является измерение когнитивной зрелости. Эта методика опирается на наблюдении Флоренц Гуденау о том, что на основе человечков, нарисованных детьми школьного возраста можно оценить уровень интеллектуального развития (Goodenough, 1926). Предложенная ей в 1926 г. система оценки, применялась без изменений вплоть до 1963 г., когда Дэйл Харрис её модернизировал. Пункты давались за наличие в рисунках таких элементов, как отдельные части тела, детали одежды, пропорции и перспектива. Анализируя возраст, общие результаты теста и результаты теста на фоне группы, Харрис выделил 73 отмечаемые пунктами элемента рисунка.

Рекомендации, используемые в этой методике относительно просты. В версии Харриса, ребенок, главным образом, получает инструкции нарисовать мужчину, женщину и авто-


портрет. Это последнее задание было вначале включено как проективное задание, однако теперь его используют редко, поскольку результаты научных исследований не были многообещающими (Harris, 1963). Ведущий просит ребенка, чтобы каждый нарисованный персонаж был нарисован целиком, то есть, не только голова и плечи. В отличие от техник, направленных на изучение аспектов личности на основе рисунка, в системе оценки Гуденау-Харриса важен лучший рисунок, какой в состоянии нарисовать ребенок. Не рекомендуется введение лимита времени, поскольку задачей терапевта является оценка полного знания ребенка о строении человеческого тела.

Рисунки маленьких детей обычно очень просты. На них прежде всего отмечается голова со схематичным изображением лица, а остальные части тела вырастают из головы. Часто случается, что ребенок рисует голову и тело вместе, в форме колеса. Если рисунком ребенка являются бесцельные неконтролируемые мазки, он получает ноль пунктов, что в этой системе соответствует трем годам возраста. Если в рисунке можно разглядеть признаки некого контроля со стороны ребенка, он получает один пункт, что соответствует трем годам и трем месяцам. Каждый следующий пункт соответствует 3-м месяцам. По мере развития ребенка его рисунок становится все более точным.

Пункты признают в зависимости от того, содержит ли рисунок такие части тела, как голова, туловище, руки и ноги; связаны ли руки и ноги с телом; нарисованы ли глаза, нос, рот и волосы, отмечены ли такие детали как пальцы и сохранены ли пропорции. В объяснениях к тесту даются таблицы, с помощью которых непосредственную шкалу оценок можно заменить на стандартные ценности и выразить ее в процентах (Харрис, 1963).

Описание случая

Рисунки 2.1 и 2.2 были сделаны братом и сестрой (6 и 8 лет) во время исследования, проводимого с целью поиска возможных эмоциональных отклонений, вызванных неожиданной смертью отца. Они иллюстрируют зависимость между ожидаемым уровнем развития и системой оценки. Как брат, так и сестра уместились в узкой области средней интеллигентности (IQ, составил соответственно 99 и 101). Можно од-


нако заметить, что человек, нарисованный мальчиком (рис. 2, 1), значительно менее полон, чем рисунок его сестры. Ладони, стоны и волосы обычно появляются только на рисунках детей свыше шести лет. Несмотря на то, что рисунки похожи, старшая сестра получила дополнительные пункты за детали, объемный нос и обувь (рис. 2.2).

НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА

Тест " Нарисуй человека" был создан Карен Маховер на основе ее раннего опыта в оценке интеллектуальных способностей ребенка при использовании техники Гуденау (Machover, 1952). Уже ранее в поисках значительных диагно-

Рис. 2.1

Рис. 2.2


стических указаний использовали многочисленные средства и художественные техники, однако больше всего внимания посвящали рисунку человека, который считался формой изучения динамики личности. Существовало убеждение, что черты нарисованного персонажа отражают самого автора. Были выдвинуты гипотезы, что такой рисунок можно принимать, как бессознательную проекцию того, как данный человек воспринимает себя.

Можно допустить, что на рисунок часто проецируются эмоции, например, враждебность. В этом случае пациент придает рисунку человека вытаращенные глаза, оскаленные зубы, сжатые губы или даже дает ему в руки оружие. (Hammer, 1967). Не лучшее восприятие реальности может также проявляться в рисунке странных черт лица (человек получает звериную голову) или напоминающих робота; в размещении на рисунке религиозных или мистических символов или представлении лица с деперсонализированным, пустым выражением. Агрессивные тенденции можно угадать по растопыренным, загнутым как когти пальцам. Другие аспекты личности, которые часто проявляются в рисунке человека, это, кроме прочего, сексуальная идентификация, доминация или подчиненность, а также тенденции к бунту.

Эту технику вводят, вручая изучаемому бумагу и карандаш с простой рекомендацией: " Нарисуй человека". Эта кажущаяся простой инструкция встречается однако многими вопросами вроде: " Мне нарисовать голову или всего человека? " или " Какого человека? " (Koppitz, 1968). Эти сомнения лучше всего прокомментировать общим объяснением (например: " Рисуй то, что хочешь" ). Если изучаемый протестует, чувствуя отсутствие навыков в рисовании, обычно достаточно сделать некое поддерживающее заявление типа: " Рисуй, как умеешь", " Меня не интересует, умеешь ли ты хорошо рисовать, а то, какого человека ты нарисуешь", или " Все, что нарисуешь, будет хорошо".

Когда изучаемый закончит первую работу, ведущий просит его еще нарисовать человека противоположного пола. Это очень существенно при определении сексуальной идентичности (Маховер считает, что подавляющее большинство людей рисуют вначале человека своего пола — Machover, 1952). Ведущий также наблюдает последовательность рисования от-


дельных частей тела и другие детали, которые помогут ему в создании гипотез относительно изучаемого. Иногда терапевт просит, чтобы пациент выдумал историю о каждом нарисованном персонаже и рассказал о различных чертах этих людей, таких как возраст, чувства, которые они ощущают.

Приверженцы техники рисунка человека согласны с тем, что нет простой зависимости между неким конкретным знаком или эмоциональным признаком и определенной личностью или ее чертой. (Hammer, 1967; Koppitz, 1968; Machover, 1952). Многочисленные попытки изучить эти переменные показали, что способ выражать беспокойство, конфликты или позиции изменяется в зависимости от человека и ситуации. Поэтому терапевт не в состоянии — и не должен пытаться — поставить диагноз на основе единичного знака; в процессе анализа необходимо учитывать рисунок, как целое, а также рассмотреть комбинацию отдельных факторов. Интерпретация должна также учитывать возраст, зрелость, эмоциональное состояние, общественный и культурный фон, а также опыт изучаемого. Примером детали рисунка, требующей осторожности во время интерпретации, является непрерывная линия, иногда считающаяся указателем беспокойства. Эта характеристика повышается с возрастом и является нормальной для большинства подростков, которые почти всегда выражают определенную степень беспокойства (Koppitz, 1968).

Существуют однако определенные важные с клинической точки зрения знаки, которые в многочисленных исследованиях техники " Нарисуй человека" оказались постоянными критериями в определении различных типов личности. Список эмоциональных указателей, приведенный ниже, дает интерпретирующему несколько опорных точек, с которыми будут согласны теоретики и исследователи этой области.

1) Слабо интегрированные части тела → Высокий уровень фрустрации и импульсивность.

2) Затемнение пустых мест → Тревога (чем темнее, тем более интенсивное представление).

(А) Затемнение лица → Серьезно нарушено, негативное

самоощущение.

(Б) Затемнение рук → Проявление агрессии.


3) Наклон персонажа на угол больше 15° → Нестабильность, отсутствие психического равновесия.

4) Небольшие размеры персонажа → Сильная нехватка чувства безопасности, депрессия, чувство неприспособленности.

5) Большие размеры персонажа → Экспансивность, слабый внутренний контроль.

6) Прозрачные элементы рисунка → Незрелость, импульсивность, склонность к резкому выражению своих чувств.

7) Зубы → Агрессивность (оральная).

8) Короткие руки → Тенденция к отступлению, обращенность внутрь, попытки тормозить импульсы.

9) Длинные руки → Желание побеждать, накапливать, направленность к окружающим.

10) Большие ладони → Поведение " acting-out" (взрывной характер).

11) Отсутствие ладоней → Чувство неприспособленности, ощущение угнетения.

12) Отсутствие рук → Чувство вины от ощущения враждебности или сексуальности.

13) Взгляд в сторону → Подозрительность, параноидные наклонности.

Описание случаев

14-летняя Ханна П. была направлена судом в подростковое отделение психиатрической больницы штата с целью наблюдения и лечения. При поступлении в больницу она переживала галлюцинации, то есть, утверждала, что в ее тело вступают демоны и дьяволы, контролирующие ее сознание. Перед госпитализацией она принимала наркотики, убегала из дома и пропускала занятия в школе. Годом раньше она находилась в больнице из-за попытки самоубийства.

Во время процесса оценки личности Ханну попросили нарисовать человека. Пациентка быстро набросала несколько гротескный персонаж (рис. 2.3). Несмотря на то, что она не производила впечатлению психотической личности — и на это не указывали другие тесты — в ней было много злости, и она пыталась манипулировать окружающими. Импульсивный способ рисования и диспропорции частей тела указывали на слабый внутренний контроль и низкую фрустрационную толерантность. Отмеченные зубы — проявление большого количе-


Рис. 2.3

ства злости. Данные других тестов подтверждают эти предварительные гипотезы.

16-летний Поль Б. был направлен на психологическое обследование, когда выяснилось, что его сексуально использовал взрослый опекун школьного клуба. Первый такой случай имел место во время двухдневной поездки. Среди симпто-


 

мов, о которых проинформировали терапевта, была возбудимость, ведущая к дракам в школе, и уход из общественной жизни. Отношения в семье были у Поля нестабильные; мать часто переезжала, трижды выходила замуж. Поль не знал своего родного отца. Перед тем, как его сексуально использовали, мальчик был активным участником школьной жизни и хорошо учился.

Получив задание " Нарисуй человека", Поль набросал частично голову и часть тела (рис. 2.4). На первый взгляд, рисунок указывал на контролируемое беспокойство (затемненные замкнутые плоскости в определенных строго границах), определенная степень подозрительности или параноидного поведения (слишком сильно выделенное ухо) и общий страх (вытаращенные глаза). Другие тесты подтвердили беспокойство и отсутствие доверия, которые являлись причиной значительного стресса.

" НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ПОД ДОЖДЕМ"

Интересной версией, описанного теста, является задание " Нарисуй человека под дождем". Эта простая модификация основной инструкции дает необыкновенно богатый клинический материал. Создатели этой техники (вероятно, Арнольд Абрамс или Абрахам Эмчин; в: Hammer, 1967) пытались обработать процедуру, приоткрывающую взгляд на чело-

Рис. 2.4


Рис. 2.5

века, находящегося под действием символического стрессоген-ного фактора, в этом случае — дождя.

Этот метод особенно полезен для диагноста, интересующегося силой это пациента. Применение этой процедуры совместно с другими тестами позволяет консультанту ответить на следующие вопросы: " Каким образом изучаемый отреагирует на ситуацию стресса? ", " Какими личными ресурсами он располагает, чтобы функционировать в среде, вызывающей беспокойство? ", " Может ли тестируемый успешно планировать свое поведение в ситуациях, вызывающих беспокойство? " и " Какие виды защиты (например, отрицание, отступление) он использует в трудных для него ситуациях? ".

Часто тестируемый выражает чувство своей неспособности и " покинутости", рисуя мокрого человека, без какого-либо прикрытия (как на рис. 2.6). Такой рисунок отражает также отсутствие уважения к самому себе и вероятнее всего нерешенные проблемы с независимостью. Его автор не имеет


Рис. 2.6

мотивации к избеганию неполезных ситуаций и не подготовлен принять вызов, если он будет рассчитывать на свои силы. Человек, не чувствующий себя угнетенным и не впадающий в панику перед лицом стресса, обычно рисует защитную одеж-

 


ду или, например, зонтик. Люди, которые не могут справиться с мельчайшим беспокойством, скорее всего, нарисуют себя, мечущихся панически, не имея возможности убежать.

Всегда имеет смысл сравнить анализируемый рисунок с другими работами пациента, сделанными в период оценки его личности или с результатами других тестов. Или, например, соответствуют ли выводы о пассивных тенденциях результатам теста Роршаха или ТАТ, указывающими на пассивную модель контактов с другими людьми? Начинают ли в условиях стресса рисунки пациента выражать больше патологических черт? В этом последнем случае есть ли у тестируемого достаточные компенсирующие способности, чтобы представить себя как личность, приспособленную и лишь в экстремальных условиях проявляющую свои страхи? Таким образом, мы получаем образ человека в условиях стресса и его отсутствия. В стандартных рисунках обычно не проявляется склонность тестируемого к неправильным реакциям. И лишь нетипичное задание открывает патологические элементы, и тем самым достигается цель практически каждой проективной техники.

Описание случаев

16-летний Хэнк М. был направлен на психологическое тестирование во время пребывания в центре для несовершеннолетних. Поводом послужила необходимость принятия решения, куда следует поместить Хэнка, причем необходимо было учесть насилие, имеющее место у него дома, и взрывы злости мальчика. Ранние тесты показали интеллектуальное развитие выше среднего, а также проблемы с контролем тревоги и импульсивного поведения.

То, как Хэнк представлял человека под дождем, ясно отражало его позицию в стрессовых ситуациях (рис. 2.5). Хотя нарисованный человек имел определенную защиту — плащ и шляпу, зонтик, который он держит, сломан ветром. Отсутствие полной защиты символизировало слабую систему защиты мальчика, подтвержденную дальнейшими теслами. В конфронтации со стрессом Хэнку действительно приходилось разрешать свое беспокойство, либо бегством либо деструктивными взрывами злости. Дом, на рисунке, вероятно представляет теплое и безопасное место, которое является исполнением


мечты мальчика. Рисуя ясную дорожку к дому, Хэнк указываем", что дом близко, необходимо лишь выбраться из зоны бури.

Следующий, очень грустный рисунок, это работа Питера, шестнадцатилетнего парня, который провел несколько лет в закрытом лечебном центре (рис. 2.6). Он был направлен на консультацию с вопросом о степени депрессии и ориентации в реальности. С Питером стали возникать проблемы, и на основе тестов необходимо было решить, где ему в дальнейшем находиться. Незадолго перед этим он в драке ранил человека, делающего ему гомосексуальные предложения.

Рисунок, полученный после предложения " Нарисуй человека под дождем", интересен с нескольких точек зрения. Когда Питер просто рисовал человека, пропорции были достаточно правильными, и в частях тела не чувствовалось серьезных диспропорций. В то же время человек под дождем был чрезвычайно истощен и имел чересчур большую голову. Это было тем более странно, ведь в реальности Питер имел значительный излишний вес. Эта концентрация на психической активности отражала также результаты теста Роршаха, которые показали очень далекие и оторванные ассоциации Питера. Учет в рекомендации стрессогенного фактора (дождя) дал возможность Питеру нарисовать, как он в действительности видел себя в конфронтации хотя бы с минимальным стрессом — без какой-либо защиты, не способного обороняться. Низкое чувство собственной ценности и грусть, которую выражает лицо нарисованного персонажа, худое тело, соответствовало полученным в MMPI данным о депрессии и чувствительности. Этот не оставляющий равнодушным портрет позволил создать новый план лечения, который изменил прежнее направление терапии и помог мальчику.

ДОМ - ДЕРЕВО - ЧЕЛОВЕК

Техника " Дом — дерево — человек" возникла параллельно с тестами на интеллект, которые должна была дополнять (Buck, 1948). Этот метод используется для того чтобы помочь терапевту собрать данные о степени интеграции личности, зрелости и ее действенности. Открытие того, что рисунок этих трех объектов дает эмоционально заторможенным людям большую свободу выражения, придало исследователям немалую клиническую пользу.


Все три темы (дом, дерево и человек) были выбраны потому, что известны очень маленьким детям, принимаются людьми в любом возрасте и, кроме того, вызывают больше ассоциаций, чем другие объекты. Эту рекомендацию, помимо использования при индивидуальной оценке личности, можно применять во время групповых исследований для выявления неадаптированных личностей. Он также полезен во время тестирования детей, начинающих учиться в школе, отбора кандидатов на работу, а также в случае поиска общих черт в репрезентативной группе людей.

Тестируемого просят нарисовать дом, дерево и человека. Инструкции не содержат дополнительных комментариев о размерах, типе, состоянии данных объектов. Пациент рисует их так, как сам хочет, основываясь на своем опыте. Последовательность задаваемых тем всегда остается та же самая, поскольку в приведенной последовательности увеличивается уровень психологической трудности, поскольку дерево, а тем более фигура человека, сильнее провоцируют личностные реакции (Hammer, 1967).

ДОМ

Рисунок дома всегда отражает вопросы, связанные с семьей пациента, испытанную им в этой среде интерперсональную динамику. Считается, что дом представляет место, где личность ищет любовь и безопасность, отсюда рисунок трубы с дымом часто связывают с желанием тепла и уюта (Dileo, 1983). Тестируемый, которого просят нарисовать дом, практически всегда представляет здание снаружи (Dileo, 1983). Чтобы получить полную картину дома, включая внутренний вид, видимо, необходимо попросить тестируемого об этом.

Интерпретация рисунка дома иногда касается конфликтов в фаллической сфере — если выделяется труба, или в оральной, если имеют место характерные черты окон (Hammer, 1967). На рисунок дома также влияет развитие. Ребенок, рисуя дом, выражает отношение к родителям, своим братьям и сестрам, в то же время взрослый концентрируется на семейных отношениях с супругом/супругой. Кроме того, дети младше 8 лет обычно рисуют трубу вертикально по отношению к наклонной плоскости крыши; вертикальная труба указывает на то,


что ребенок перешагнул некий важный порог в своем когнитивном развитии (Dileo, 1983).

Описанные ниже факторы являются условными критериями интерпретации неисчислимых ответов па задание " Нарисуй дом" (на основе Jolles, 1971). Интерпретация возможна лишь при учете всех деталей каждого из трех рисунков (дом, дерево, человек) и требует подтверждения на основе истории болезни, представленных проблем, сравнения с другими тестами.

1) Детали

(А) Основные (для нормального рисунка) — По крайней мере одни двери, одно окно, одна стена, крыша и труба.

(Б) Дополнительные (напр. кусты, цветы, тропинка) — Необходимость дополнительного упорядочения окружающего пространства, которая иногда связана с отсутствием чувства безопасности или желанием контролировать интерперсональные конфликты.

2) Труба — Символ теплых, интимных отношений; иногда связан с фаллической символикой.

(A) Отсутствие трубы — Нет тепла в психической сфере или наличие конфликтов с важным человеком мужского пола.

(Б) Слишком большой — Слишком преувеличена сексуальная сфера, также возможны эксгибиционистские тенденции.

(B) Много дыма — Внутреннее напряжение.

3) Двери

(A) У основания дома, без лестницы — Недоступность в интерперсональных контактах. (Б) Отсутствие двери — Крайние трудности в контактах с другими людьми.

(B) Открытые — Сильная необходимость в получении тепла от внешнего мира.

(Г) Очень большие — Чрезмерная зависимость от

других.

(Д) С замком или с завесами — Дефенсивность

(защитная позиция).

4) Забор вокруг дома — Необходимость эмоциональной защиты.


Рис. 2.7

5) Водосточный желоб — Подозрительность.

6) Рисунок, прилегающий к нижней границе листа — Отсутствие чувства безопасности в семейной или интимной жизни.

7) Дом, представленный в перспективе, вид снизу — Отрицание дома или чувство того, что достижение желаемой ситуации дома невозможно.

8) Дом в перспективе, вид сверху — Отрицание домашней ситуации.

9) Крыша.

(А) Плоская (одна линия между двумя стенами) —

Отсутствие воображения или эмоциональная

заторможенность.

(Б) Слишком большая — Поиск удовлетворения в

фантазиях.

10) Ставни.


(А) Закрытые — Крайняя дефенсивность (защитная

позиция).

(Б) Открытые — Способность приспосабливаться в

интерперсональных контактах.

11) Тропинка.

(А) Очень длинная — Ограниченная доступность. (Б) Узкая около дома, широкая на другом конце — Человек поверхностно дружелюбный.

12) Стены (их солидность) — Непосредственно связаны с силой эго.

13) Окно (окна)

(A) Нет окон — Враждебность, бегство (эскапизм). (Б) Только на первом этаже — Разрыв между реальностью и фантазией.

(B) С форточками — Резерв, самоконтроль.

(Г) Без штор — Поведение открытое, непосредственное.

Описание случаев

12-летняя Анна О. подверглась тестированию, поскольку рассматривалась возможность помещения ее в закрытое отделение. Она была свидетелем смерти обоих родителей и, несмотря на несколько попыток терапевтического вмешательства, не могла примириться с трагедией. Она воспитывалась у тети вместе с сестрой и тремя двоюродными сестрами. Она поддерживала дома атмосферу напряжения, угрожая направить агрессию на своих двоюродных сестёр, угрожая самоубийством.

Когда ее попросили нарисовать дом, Анна поспешно набросала рисунок (рис. 2.7). Он указывает не только на импульсивность и нестабильность, но также на несколько существенных эмоциональных черт, которые были подтверждены в следующих тестах. Длинная тропинка, отходящая от левого нижнего угла листа указывает на необходимость упорядочить ок-

Рис. 2.8


ружение и эмоциональную неуверенность. Окна без штор указывали на непосредственность π открытость в интерперсональных контактах. Единичная линия над трубой может означать эмоциональную пустоту, которую пациентка видит в своей семейной жизни.

Тестирование 14-летнего Джона К. проводилось для определения уровня его интеллектуального и эмоционального развития. Это должно было помочь медицинской группе обработать необходимые стратегии терапии и опеки. Последний год мальчик жил с отцом, после чего переехал в дом матери и ее нового мужа. Во время тестирования выяснилось, что у него еще не было возможности осмыслить развод родителей и что он не принял отчима как источник поддержки. Дезадаптация, с тех пор как расстались его родители, проявлялась в пропуске уроков, воровстве и драках, а также в приступах злости. В начальной стадии обследования его попросили нарисовать дом, чтобы сориентироваться в его семейной ситуаций.

Дом, который нарисовал Джон, содержал множество деталей, однако представлен он был в перспективе сверху (рис. 2.8). Согласно приведенному списку эмоциональных указателей, такая перспектива обычно означает попытку полного отрицания семейной ситуации. Конечно, именно так и было в случае с Джоном, который не был готов вернуться в дом матери.

ДЕРЕВО

Считается, что рисунок дерева связан с жизненной ролью рисующего и с его способностями принимать награды от окружения. Считается, что рисунок дерева дает особо богатый материал о " содержании жизни", то есть, открывает конкретные ситуации прошлого или отражает черты личности тестируемого.

Дерево, по всей видимости, показывает долговременные, неосознанные чувства по отношению к своему " Я", которые главным образом существуют на базовом, первичном уровне. Кроме того, на дерево легче, чем на дом, проецировать негативные чувства к самому себе; одновременно оно пробуждает меньше непосредственных ассоциаций, чем рисунок человека.


Кроме описания и интерпретации рисунка дерева, сформированных Баком (в его описании техники " Дом — дерево — человек" ) были предложены две другие системы, принимающие изображение дерева в виде отдельного диагностического указателя, содержащие точное описание и детали, касающиеся интерпретации (Bolander, 1977; Коси, 1952). Читателям, желающим лучше изучить применение рисунка дерева как проективной техники, мы отсылаем к работам этих авторов.

Расшифровка нижеприведенных знаков или символов, которые могут появиться в рисунке дерева, является лишь небольшой частью множества возможных интерпретаций, но может дать общее представление о создании гипотез о тестируемом.

1) Очень большое дерево — Склонность к агрессии.

2) Маленькое деревце — Низкая самооценка.

3) Тонкая линия — Чувство неприспособленности, нерешительность.

4) Деревце, состоящее лишь из двух линий, символизирующих ствол и кружки вместо кроны — импульсивность, изменчивость.

5) Чрезмерно подчеркнутый ствол — эмоциональная незрелость.

6) Чрезмерно подчеркнутая крона — Эмоциональная заторможенность, ограниченные способности к рассуждению.

8) Шрамы, дупло, сломанная ветвь — Травма, несчастный случай, болезнь, изнасилование (время этого происшествия соответствует положению знака).

9) Отсутствие линий, символизирующих землю — Податливость стрессу.

10) Обозначена линия земли, но нет корней — Подавленные эмоции.

11) Затемненные плоскости, очень темные или сильно обведенные — Защитная враждебность или агрессивное поведение.

12) Тонкая прерывистая линия — Ярко выраженное беспокойство.

13) Дупла — Сексуальная символика. (А) Маленькое или в форме ромба — Ассоциация с вагиной.


(Б) Маленькое или круглое — Переживание

сексуального преследования или ранний сексуальный

опыт.

(В) Сильно обозначенный контур Свидетельствует

о сильном влиянии травмы.

(Г) Концентрические круги внутри — Опыт,

оставленный в прошлом, " залеченный".

(Д) Заштрихованное, затемненное — Стыд,

связанный с данным опытом.

(Е) Большое — Захваченность идеей

воспроизведения.

(Ж) С маленьким зверьком в середине —

Амбивалентность, касающаяся отцовства или

материнства.

Описание, случаев

8-летняя Дженифер Р. была направлена на психологическое исследование в детскую психологическую клинику из-за ухудшения учёбы в школе. Проблемы, связанные с поведением, проявлялись в том, что она била младшего брата, кражах, недержании мочи. В карте обследования упоминалась возможность физического или сексуального злоупотребления. Во вступительной части тестов Дженифер попросили нарисовать дом, дерево и человека.

Дерево, нарисованное девочкой, указывало на бурю, которая сотрясала ее изнутри (рис. 2.9). Наиболее бросающимися в глаза элементами были: 1) сильно затемненная и очерченная кора, представляющая враждебность, агрессию и защитную позицию (дефенсивность). 2) Замазанные поверхности, символизирующие беспокойство; 3) Ветки резко обрывающиеся на верхушке кроны — попытка отбросить болезненные фантазии или их отрицание; 4) Чересчур сильно подчеркнутые корни, врастающие в землю — отсутствие чувства безопасности (в интерпретации Коха и других это означает сильное укоренение в реальности); 5) зачерненное дупло, отражает большой стыд, связанный с травмой, которая — как видно — имела место недавно. Все это и данные других тестов говорили, что Дженифер недавно перенесла травму. Эти подозрения были подтверждены в следствии, проведенном работни-


Рис. 2.9

ками общественной опеки, которые открыли, что в семье Дженифер доходило до кровосмешения.

11-летняя Линн С. пребывала под наблюдением в психиатрической больнице штата из-за учащающегося неконтролируемого поведения (драки, взрывы злости, пропуски уро-


Рис. 2.10а

не). Через минуту Линн перевернула лист и сказала, что плохо поняла просьбу терапевта, думала, что нужно нарисовать дерево, которое мог бы создать каждый — а это совершенно не ее дерево. После этих слов она быстро представила объект, резко отличающийся от первой картинки; сказала, что она рисует дерево именно таким образом (рис. 2.10б). Как легко

ков, ограбление соседских домов). Когда ее попросили нарисовать дерево, Линн быстро нарисовала — казалось бы — вполне " уравновешенное" дерево (рис. 2.10а). Несмотря на то, что можно было заметить определенные, незначительные признаки эмоционального беспокойства (неровность коры), импульсного, бесцельного поведения (невидимые ветки) и экспансивности (большие размеры дерева), в целом рисунок был подозрительно " позитивный", беря во внимание историю пациентки (одинокая жизнь в дерев-

Рис. 2.10б


можно заметить, второе дерево выглядит намного менее " уравновешенным" и более бедным (убогим), что вероятно больите соответствует эмоциональному состоянию Линн. Поломанные или отрезанные ветки обычно отражают травму в прошлом, а также утрату радости жизни (оба эти факта были вскоре подтверждены). Кривой ствол на втором рисунке также более верно показывает ее регрессивное и импульсивное поведение. Благодаря осознанию собственного " Я" и способности реагировать на ограничения и внешний контроль, Линн смогла вернуться в общество и жить в центре для молодежи под опекой специалистов.

ЧЕЛОВЕК

Можно допустить, что рисунок человека возбуждает сознательные чувства, касающиеся образа собственного тела и образа " Я" как с физической точки зрения, так и с психологической. Чувство неприспособленности проявляется, например, в маленьких размерах рисунка или в опущенных плечах. Терапевты считают, что рисунок человека стимулирует также эмоции, связанные с интерперсональными отношениями, а также чувства, направленные к идеальному " Я". В последовательности " Дом — дерево — человек" этот последний элемент самый трудный для рисования, и создает наибольшую опасность того, что будет отброшен пациентом, который боится поражения. Рисунок человека был рассмотрен значительно шире, чем остальные 2 объекта (дом и дерево), а кроме того, существует несколько различных методик оценки (см. в начале книги тесты Гуденау-Харриса и тест Маховер " Нарисуй человека" ). Поэтому мы не будем здесь его подробно описывать. Однако, чтобы читатель получил более полную информацию о возможных эмоциональных указателях, ниже представлен список знаков, дополняющих символы, описанные ранее в этой книге (Jolles, 1971).

1) Руки — Служат изменению или контролированию окружающей среды.

(А) Сложенные на груди — Враждебность или

подозрительность.

(Б) За спиной — Желание контролировать злость,

нежелание интерперсональных контактов.


(В) Отсутствие — Беспомощность, неприспособленность.

2) Стопы — Уровень интерперсональной активности.

(A) Большие — Стремление к безопасности или возмужанию.

(Б) Маленькие — Зависимость, подавленные чувства.

(B) Отсутствие — Отсутствие независимости.

3) Пальцы.

(А) Длинные — Агрессивность, враждебность. (Б) Обозначенные петельками или одной чертой — Желание подавить агрессивные импульсы.

4) Голова.

(A) Большая — Поглощенность миром воображения, концентрация на психической активности.

(Б) Маленькая — Личность маниакально-компуль-сивная, чувство более низкого интеллектуального уровня.

(B) Повернутая затылком — Параноидные или шизофренические тенденции.

5) Ноги.

(A) Отсутствие — Подавление, вероятно страх перед кастрацией.

(Б) Разные по длине — Противоположные чувства, касающиеся независимости.

(B) Длинные — Стремление к автономии.

(Г) Короткие — Нарушения в эмоциональной жизни.

6) Рот.

(А) Сильно обведен — Незрелость, оральная

активность.

(Б) Слишком большой — Оральный эротизм.

7) Плечи.

(A) Неровные — Эмоциональная нестабильность. (Б) Широкие — Необходимость в чувстве силы в себе.

(B) Квадратные — Чрезмерно защитная позиция, враждебность в отношении к окружающим.

Описание случаев

Два примера, приведенные ниже, иллюстрируют предложение нарисовать " Дом — дерево — человека", где необхо-


димо было нарисовать все 3 объекта на одном листе. Такая инструкция обеспечивает связь между отдельными элементами, а кроме того, создает возможность составить историю во время последующих сессий.

Родители привели 9-летнего Вильяма Р. в психиатрическую клинику по рекомендации его школьного учителя. Мальчик жил с отцом (моряком), матерью (домохозяйкой), двумя сестрами (семилетней и годовалой), а также с двумя братьями (пяти- и трехлетним). Поводом направления были нарушения поведения в школе и дома. Вильям врал, воровал, вступал в конфликты с сестрами и братьями. Его часто выгоняли из школы за драки. Документы содержали информацию о случаях издевательства в семье.


Поделиться:



Популярное:

  1. B. это наиболее суровая мера юридической ответственности
  2. III. Из предложенных слов выберите то, которое наиболее близко передает значение подчеркнутого.
  3. V участок – кирпичный газоход.
  4. А. Разомкнутые системы скалярного частотного управления асинхронными двигателями .
  5. Активные техники работы со сновидениями в терапевтическом анализе
  6. Анализ использования строительной техники
  7. Анализ спектра рассчитанных характерных частот
  8. Антивитамины – вещества, тормозящие действие витаминов; часто близкие по строению к соответствующим витаминам; антивитамин – разновидность антиметаболитов.
  9. Б. Техники слияния и двойственности
  10. Базовые элементы электротехники и ПЭ: R, C, L и их физический смысл.
  11. Борьба за жизнь наиболее упорна между особями и разновидностями одного и того же вида.
  12. В главе 4 описываются методы регистрации поведения. Таким образом, Раздел I представляет собой введение в обучающие техники и описание проблем, которые нужно преодолеть.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 919; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь