Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОЦЕНКА СЕМЬИ ПРИ ПОМОЩИ АРТ-ТЕРАПИИ



Терапевт, вводящий рисунок в сессию, получает дополнительный метод наблюдения интеракций в семье. Эта техника невербальная, поэтому она облегчает обход защитных стратегий, которыми пользуются клиенты, и помогает свободно


самовыражаться (Rubin, 1978). Рисунок дает возможность членам семьи делиться наблюдениями, перерастающими опыт их нормальной жизни. Терапевт, оценивающий поведение семьи, может использовать рисунок чтобы: 1) собрать новую информацию на основе наблюдения за клиентами, поставленными перед лицом опыта; 2) определить цели будущей интервенции; 3) прервать неадекватные способы коммуникации между членами семьи; 4) определить союзы (так называемые диады и триады), которые могут сдерживать функционирование семьи; 5) укрепить связи, благодаря совместному рисунку; 6) склонить — не вызывая опасений — к выражению чувств.

Еще одна польза состоит в том, что применение рисунка стирает возрастные грани. Родители обычно более способны в вербализации, в то время как дети лучше выполняют конкретные задания. Различия в творческом выражении отдельных членов помогают изменить играемые обычно роли в семейной иерархии и дают больше гибкости во взаимных интеракциях (Wadeson, 1980).

Сторонник стратегии, направленной на " решение проблем", может использовать рисунок, чтобы расшатать существующую систему семьи, предложив поменяться ролями во время выполнения рисунка. Благодаря этому, семья имеет возможность испытать новые конфигурации в относительно безопасной среде. Рисунок помогает также в сохранении равновесия в период перемен, происходящих в семье (Landgarten, 1981).

Когда коммуникация концентрируется на общем действии, легче склонить всех участвовать в разговоре. За это время терапевт может черпать диагностический материал из различных источников (вербальных, невербальных, индивидуальных и интеракционных), внимательно наблюдая за поведением семьи во время работы. Конечная форма рисунка и связанные с ним ассоциации также дают богатую информацию, помогающую генерировать начальные, рабочие гипотезы.

Динамика семьи проявляется в содержании рисунков, использованных символах, количестве работ, их размерах, размещении элементов, а также в самом творческом процессе и способе исполнения работ (Rubin, 1978). Роли и модели коммуникации в данной семейной структуре можно познать, обращая внимание на то, кто начинает рисунок, а кто присо-


 

единяется, кто активен, а кто пассивен, кто проявляет сопротивление — и т. д. Иногда роли меняются, самый младший из детей выбирает тему рисунка, инициируя его исполнение. Пассивные и скромные личности часто хотят работать самостоятельно, помещая свои рисунки в уголке листа. На тех, кто бы избран " козлами отпущения", семья возлагает ответственность за все, что, по ее мнению, не удалось в рисунке. На основе размещения, выполненных индивидуально фрагментов общей работы можно распознать постоянные союзы и коалиции. Если два человека постоянно сотрудничают друг с другом, это говорит о существовании диады. Конфликты между членами семьи проявляются, когда кто-нибудь входит в область листа, занятую другим человеком.

Законченная работа также выдает скрытую информацию и семейные секреты. Символы, используемые отдельными членами семьи, часто говорят о том, кто для них важен и какие у них отношения с остальной частью семьи. Если двое воспользуются одним символом, это может указывать на их союз в рамках семейной системы. Во время рисунка легко разглядеть также разрушительные тенденции, когда, например, осуждающие, негибкие родители критикуют работу своего ребенка, пытаясь ее поправить. Другим примером разрушительных тенденций является ситуация, где ребенок постоянно ждет акцептации своего рисунка, но не получает ее. На основе таких наблюдений можно ввести предварительные гипотезы о путанице в семье или отсутствии тепла.

Также важно знать, сколько времени нужно семье для завершения рисунка. Если это занимает слишком много времени, семья вероятно демонстрирует сопротивление выдаче информации о себе или демонстрирует отсутствие доверия к терапевту. Детальное объяснение того, как в рисунках проявляется динамика семьи, будет проведено при описании клинического случая в конце главы.

К интерпретации можно приступить лишь черед некоторое время, когда терапевт сможет распознать повторяющиеся символы, паттерны исполнения рисунков и т. д. Так же как и в вербальной терапии, прежде чем интерпретация станет успешной, между терапевтом и семьей должно зародиться доверие. Поэтому ни в коем случае нельзя пытаться интерпретировать па вступительных сессиях, поскольку это может


 

оказаться преждевременным, ошибочным или звучать оскорбительно для семьи, которая из-за этого откажется впоследствии сотрудничать (Landgarten, 1981). Терапевт, пользующийся искусством при оценке семьи, обычно дает интерпретации только человеку, обращающемуся с просьбой о консультации. В других случаях делиться интерпретацией с исследуемой семьей не желательно, однако информацию дать самым заинтересованным.

РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ РИСУНКА,

В ОЦЕНКЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР

Рисунок также помогает в процессе оценки пар. Хэри-ет Вадесон (Hariet Wadeson, 1980) приводит пять преимуществ, вытекающих от использования арт-терапии на супружеских сессиях. Первая — это " необходимость совместного выполнения задания". Вторая состоит в том, что " спонтанность" нео-. жиданного содержания, проявляющегося в рисунках, расшатывает старые убеждения, к которым пара была сильно привязана. Следующее преимущество, по Вадесон, это характеризующая рисунок " пространственная экспрессия", которая символически отражает жизненное пространство пары. Четвертое — " постоянство" — рисунок это конкретный объект, который изучается и используется для понимания проблемы, объект, на который люди реагируют и к которому можно впоследствии обратиться. Последнее преимущество, которое приводит Вадесон, это " совместное ощущение приятного". Рисунок может стать своего рода игрой для двоих людей, забывших как играть.

Как считает Вадесон (1980), существуют три основных инструкции рисунка, полезные в супружеской терапии. Первая из них, — это " совместный рисунок". Пара должна нарисовать совместно рисунок, лучше не разговаривая друг с другом в этот период. Вторая рекомендация состоит в том, что каждый из супругов рисует абстрактную картинку, символизирующую их брак. Можно также попросить каждого из них нарисовать автопортреты, которыми они потом обменяются. Портреты должны быть реалистичными и представлять человека целиком. Когда они закончат и обменяются ими, терапевт разрешает им внести поправки на рисунке партнера. Это упражнение позволяет определить, кто доминирует в этом со-


Рис. 4.1

юзе, каковы происходящие в нем конфликты и борьба за власть, а также какова степень интимности между партнерами.

Рисунки 4.1 и 4.2 сделаны одной парой во время вступительной консультации. Каждый из них встречался со своим индивидуальным терапевтом и все дальше отдалялся от другого. Ведущий попросил нарисовать отдельные абстрактные рисунки, отражающие индивидуальный взгляд на их союз.

Работа мужа (см. рис. 4.1) представляла восходящее солнце (занимает весь лист), на его фоне горы, птицы и деревья. Мужчина прокомментировал, что это символизирует, каким идеальным был этот союз, пока не появились проблемы. Плавящийся циферблат слева выражает чувство о том, что, возможно, у этого брака нет будущего. В то же время жена нарисовала 3 сердца, верхнее справа принадлежит мужу, слева — ей, а нижнее дочке (рис. 4.2). Свой брак она представляла в виде карнавала (так она озаглавила свою работу). Позже она назвала ее шарадой и сказала, что ни она, ни ее муж не откровенны друг с другом. Стоит обратить внимание, что черная линия, представляющая серпантин, отделяет ее сердце от сердца мужа и дочери, намекая (что впоследствии подтвердилось) на ее подсознательное желание уйти. После завершения этих рисунков супруги смогли честнее разговаривать о болезненных проблемах в их союзе.

Рисунки 4.3 и 4.4 это автопортреты супругов, которыми они обменялись друг с другом. Они обратились в район-


Рис. 4.2

ную консультацию психического здоровья за помощью, когда узнали, что у каждого из них есть роман. Они были готовы прийти к согласию при помощи специалиста. Закончив свой портрет, жена — к удивлению мужа — назвала его " Одинокая женщина". Сама она, однако, не удивилась, увидев автопортрет партнера, одетого в костюм, в котором он ходит на работу. Сразу можно было понять, что ее претензии касались того, что муж вечно работает, оставляя ее в одиночестве.

Когда ведущий попросил клиентов обменяться рисунками и поправить их на свой вкус, женщина дорисовала вторую фигуру, представляющую мужа в менее официальной одежде (рис. 4.3). Этот портрет припоминал ей счастливые времена перед свадьбой. Муж, в свою очередь, поправил портрет жены, сильно выделяя губы (рис. 4.4). Выгнул их кончики вверх, дорисовав улыбку, и подписал " Разговариваю, разговариваю". Во время сессии он признался, что хотел бы, чтобы жена чаще говорила с ним. Как он считал, даже тогда, когда у него было время для нее, пытаясь сблизиться с ней, жена отступала, что вызывало у него раздражение и чувство беспомощности. По


Рис. 4.3

многим причинам супруги не могли перестать себя взаимно ранить; поняв это, благодаря рисункам и вербальной коммуникации, они попытались решить свои проблемы на следующих сессиях.

РИСУНОК В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ СЕМЬИ

Если терапевт планирует применить рисунок на встрече с большой семьей, ему необходима комната, которая бы без проблем вместила всех. Там должен быть стол или мольберт и все необходимое для рисунка. Ханна Квятковска (1978), пионер оценки семьи при помощи арт-терапии, рекомендует установить мольберт полукругом, чтобы все могли работать независимо или имели возможность подглядывать чужие работы. Стоит также установить дополнительные мольберты, с помощью которых можно узнать, у кого существует тенденция изолироваться и кто работает вблизи и с кем. Это облегчает идентификацию семейных коалиций. Если это возможно, лучше всего занять всех членов семьи. В занятиях арт-те-


Рис. 4.4

эапии участвовать могут даже дети в возрасте трех-четырех лет. Квятковска (1978)говорит, что оптимальное время продолжительности сессии s от полутора до двух часов.

Необходимо помнить, что не каждая семья позитивно реагирует на введение рисунка; иногда терапевт сталкивается с защитой. Если, например, один человек художественно одарен, остальная

часть семьи может почувствовать боязнь. Часто вначале все члены семьи проявляют сопротивление.

Начало исследования всегда вызывает определенные сомнения, которые могут углубиться, если семья встретится с новой ситуацией — опытом совместного рисунка. Некоторые авторы утверждают, что объяснения лишь увеличат беспокойство (Квятковска, 1978); другие же (например, Rubin, 1978) считают, что терапевт должен попытаться объяснить цель исследования и ответить на возможные вопросы, чтобы снять начальное напряжение. В любом случае ведущий должен быть принципиальным, но поддерживать семью, оказывая ей уважение, уверяя клиентов, что их художественные способности не будут оцениваться. Так, по всей видимости, будет легче продолжать сессию, а вопросом беспокойства стоит заняться лишь


тогда, когда оно проявляется в форме сопротивления и тормозит продвижение терапии.

Терапевт чаще всего просит клиентов озаглавить и подписать рисунки, а также поставить дату. Это дает большую интимность в период данной встречи и помогает в будущей оценке. Заглавие можно рассматривать с точки зрения степени конкретности и дополнительной символики. Нередко титул придает дополнительное значение рисунку, как в глазах художника, так и остальных участников встречи. Размер и размещение подписи говорит о том, как человек воспринимает сам себя (Квятковска, 1978).

ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ

Существует несколько различных моделей поведения, которыми пользуются арт-терапевты в целях диагностики. Авторы данной книги, проводя оценку семьи, пользовались многими идеями известных арт-терапевтов, подстраивая их к особенностям конкретных ситуаций. Например, данной семье может быть необходимо " наглядно показать" работу ее внутренних механизмов, прежде чем она согласится с интерпретацией; другая реагирует сопротивлением на обсуждение проблем и рисунок может " растопить лед"; третьей необходимо нечто конкретное — такое как рисунок — чтобы точнее понять цель терапии. Терапевт, использующий такие подходы, возможно, захочет подстроить их к своему личному стилю и рабочей среде. Некоторые рисунки (или целая их серия) могут необычайно помочь в коммуникации с семьей и планированию терапевтических сессий.

Обсуждение совместных работ обычно происходит по правилам, обязательным во время групповой терапии (см. следующую главу). Роль ведущего в основном пассивна; исключение составляют такие модели как описанные Ландгар-тен, где терапевт чаще делает рекомендации (Landgarten, 1981). Терапевт принимает все рисунки, стараясь сохранить неосуж-дающую позицию. Он также предлагает спонтанно описать работы, облегчая обмен репликами о каждом рисунке (Квятковска, 1978). Вопросы, задаваемые ведущим, служат примером, который должен помочь коммуникации и получить более полный образ происходящего членам семьи. Такими вопросами могут быть: ''Кто был заводилой? ", " Кто здесь старался мень-


Рис. 4.5

ше всех? ", " Какие чувства вы испытывали? ", " Проходил ли ваш совместный рисунок так же как ваши совместные действия дома или нет? ".

Квятковска (1978) и Рубин (1978), используя рисунок в работе с семьей, чаще всего пользуются психодипамической моделью. Квятковска просит выполнить шесть различных ри-


Рис. 4.6

сунков. Тема первого из них свободная — каждый член семьи рисует то, что ему приходит в голову. Многие работы представляют данного члена семьи или определенные аспекты семейной проблемы.

Описанный ниже " рисунок на свободную тему" работа матери, которая по просьбе семейного терапевта (общественного работника) подверглась обследованию при помощи арт-терапии (рис. 4.5). На первой из двух сессий она нарисовала рисунок, отражающий испытанный ею стресс и желание отдохнуть. Па-

циентка одна воспитывала две дочери в возрасте 15 и 7 лет. Старшая дочь, которая также участвовала в сессии, находилась до этого в 4.6 слева: мать, автор картины, младший брат и младшая сестра), мать (рис. 4.7) нарисовала больше родственников (свою мать и сестер, от которых была зависима). Еще одно резкое отличие касалось размещения на картине сына. Дочь причислила его к ближайшему окружению, а мать исключила его из нарисованной ею группы (размещая его внизу справа), поскольку он жил отдельно со своим отцом. Эти детали обсуждались позднее с терапевтом и психиатром.

Третья инструкция в модели Квятковской звучит: " Нарисуй абстрактный портрет семьи". Это задание дает возможность терапевту оценить способность изучаемого к абстракции. Если семья не понимает этого понятия, терапевт может порекомендовать нарисовать " Цвет, движение, линии и формы" представляющего каждого члена семьи.


Во время оценки семьи одну 15-летнюю пациентку попросили нарисовать " абстрактный портрет семьи" (рис. 4.8). Эта девушка начала принимать наркотики и пропускала школу, что и было непосредственной причиной направления ее на лечение. Представленный ею портрет семьи, помещенный в огромном глазе, производил большое впечатление, указывая на вероятную необходимость в контроле. Стоит обратить внимание на волнистую линию посредине глаза, она символизирует разлом в семье. Фон с левой стороны темнее, а изображенные на нем члены семьи представлены более выразительно, что может указывать на то, что автор видела их как доминирующих личностей с ясно очерченными ролями. Что важнее всего, персонаж в центре, разделенный на две части, представлял саму " художницу", которая призналась, что чувствует себя перетягиваемой со стороны на сторону.

Четвертый рисунок у Квятковской начинается с рисунка " каракулей". Однако вначале испытуемые упражняются, двигая плечами (вертикально, горизонтально и кругами), вовлекая в эти движения все тело. Далее они " рисуют" в воздухе " каракули", после чего переносят эти движения на бумагу. Полученные " каракули" переделываются в картинку на основе индивидуальных проекций или ассоциаций. Такой рисунок напоминает технику, иногда используемую в индивидуальных обследованиях (см. главу 2). Однако ведущий должен

Рис. 4.7


Рис. 4.8

учесть, что на содержание рисунка часто влияет тот факт, что во время его исполнения присутствуют члены семьи. Пятый рисунок (общие " каракули" ) семья исполняет согласно таким же рекомендациям. Когда члены семьи закончат свои " каракули", терапевт предлагает спроецировать свои мысли на чужую работы. Группа выбирает чьи-либо " каракули" и совместно переделывает их в картинку, договариваясь между собой о ее содержании.

Общие " каракули" на рис. 4.9 были интересны для ведущего со многих точек зрения, с них началась дискуссия о пространстве, которое делит семья, и склонности к сентиментальным чувствам. У психолога была возможность частично наблюдать процесс оценки при помощи арт-терапии, что дало ему много полезной информации. Сделанный матерью и ее дочерью-подростком рисунок содержал несколько существенных элементов. Когда обе исполнили индивидуальные " каракули", дочь попросила подойти мать к своему мольберту. Это был чрезвычайно важный момент, поскольку мать была значительно лучше образована и эмоционально стабильна, чем она. У нее были трудности в делении пространства со своим


Рис. 4.9

ребенком, поскольку, будучи художницей, она не могла принять корявых линий, нарисованных дочерью. (Как видно, эта проблема была основной в их доме, поскольку мать любила порядок, а дочь наоборот жила в хаосе). Мать закончила верхнюю часть картинки (представляющую канюка), дочь рабо-


 

тала внизу, не смея пересечь срединную линию. Ее вклад в рисунок — слово " любовь" и глаз, расположенный где-то в животе канюка — дал понять терапевту, что у девушки существуют чувственные и сексуальные проблемы. Через месяц оказалось, что она беременна.

Шестым, последним рисунком, исполняемым во время оценки семьи, является у Квятковской еще одна " свободная тема". Описанная серия шести рисунков с самого начала дает семье большую свободу выражения; упражнения для плеч и " каракули" до определенной степени освобождают от напряжения, а члены семьи обретают большую сопротивляемость к стрессу.

В то же время Рубин (1978) в своей модели учитывает лишь три главных задания. Первое из них — это индивидуальный рисунок, выведенный из " каракулей". Каждый член семьи должен что-нибудь намазать, не отрывая карандаша от бумаги. Когда все закончат, терапевт спрашивает, что они " видят" в своих работах, и просит развить данный мотив. Под конец каждый клиент дает своей работе название и представляет ее остальной семье. Второй рисунок — это " портрет семьи" (абстрактный или реалистический), который также становится предметом общего обсуждения. Третья работа — это " общая настенная картина", делается на прикрепленном к стене листе бумаги 2, 5x5 м. Это требующая сотрудничества работа обычно отражает способ принятия решений в семье, показывая интеракции, поэтому необходимо внимательно наблюдать за поведением клиентов. Если кто-то выполнил два первых индивидуальных задания, прежде чем другие успели сделать это, то он получает инструкцию нарисовать что-нибудь на свободную тему. Модель Рубина имеет своей целью собрать максимум информации ценой наименьшего стресса. Например, рисунок " каракулей" часто уменьшает беспокойство пациентов, являясь отличной техникой диагностирования проблем личности и семьи.

Подход Ландгартен опирается на другие философские основания, нежели два предыдущих (Landgarten, 1981). Ее взгляды на получение диагностической информации и подготовку семьи к лечению выводятся из " системной теории семьи", которая подчеркивает взаимное воздействие в сфере семьи. Ландгартен концентрируется главным образом не на


Рис. 4.10

определенном пациенте, а на всей семье. Поведение пациентов изучается при выполнении ими художественных заданий, направленных на " решение проблем". Правильно функционирующая семья выполняет эти задания без особых трудностей; в дисфункциональной системе однако начинают возникать коалиции, разрывающие уровни иерархии, что является важным указанием в процессе изучения семьи.

Ландгартен вначале просит каждого члена семьи нарисовать свои инициалы как можно большего размера. Далее клиенты должны найти в них некий мотив, развить его, озаглавить полученный рисунок и в конце показать его семье. Этот рисунок — как в большинстве проективных техник — дает опытному терапевту увидеть некоторые аспекты личности человека. Второй рисунок члены семьи делают совместно на одном листке бумаги. Им нельзя друг с другом разговаривать, поскольку невербальные задания, как правило, открывают больше подсознательного материала. Каждый пользуется фломастером разного цвета, чтобы можно было легко определить индивидуальный вклад. Если семья состоит более чем из четырех, пяти человек, ведущий просит клиентов разделиться на две группы, из которых каждая будет рисовать отдельную картинку. Одновременно терапевт может сделать выводы на основе того, как разделится семья.

Одна мать с сыном были присланы в клинику семейной терапии, поскольку срочно необходимо было дать оценку их взаимным отношения. Женщина недавно развелась с му-


Рис. 4.11

жем, который выехал из города. Во время вступительной беседы она была раздраже-на из-за неудачных попыток заново отстроить свою жизнь в отношениях с сыном. Она рассказывала о напряженных отношениях между ними и о на-растающей злости мальчика и его неконтролируемом поведении.

Сын создавал трудности в школе, кроме того, обвинялся в поджогах.

Во время всесторонней оценки мать и сына попросили (хотя в этот период они не разговаривали друг с другом) нарисовать свои инициалы на весь лист, и впоследствии сделать из этого картинку. Мать, имя которой начиналось на " А", сделала из буквы домик (рис. 4.10). А его красный цвет и дым из трубы указывали на подавляемое чувство сильной злости, в чем клиентка призналась. Компульсивно отмеченные кирпичи свидетельствовали о попытке контролировать гнев. Рисунок, возникший из инициала сына — " О" — также выдавал злость и попытку контролировать это чувство (рис. 4.11). Большое количество красного цвета (это цвет звезды и круга) и толщина круга, а также расположение эмблемы в нижней части листа, свидетельствовало об интенсивности эмоций и нужд мальчика. Заполнение контуров черным, вероятно, относилось к чувству грусти. Благодаря рисункам мать и сын смогли взаимно разрядить свое раздражение.


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оказание помощи при различных травмах и повреждениях.
  2. A. особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства
  3. B. Принципы единогласия и компенсации
  4. Cочетания кнопок при наборе текста
  5. D-технология построения чертежа. Типовые объемные тела: призма, цилиндр, конус, сфера, тор, клин. Построение тел выдавливанием и вращением. Разрезы, сечения.
  6. EP 3302 Экономика предприятия
  7. Exercise 5: Образуйте сравнительные степени прилагательных.
  8. H. Приглаживание волос, одергивание одежды и другие подобные жесты
  9. I. «Движение при закрытой автоблокировке (по путевой записке).
  10. I. Если глагол в главном предложении имеет форму настоящего или будущего времени, то в придаточном предложении может употребляться любое время, которое требуется по смыслу.
  11. I. Запоры — основная причина стресса
  12. I. Оценка инженерно-геологических и гидрогеологических условий площадки застройки.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.051 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь