Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ
Целью процесса оценки личности является изучение поведения человека при помощи наблюдения за его действиями и систематический анализ результатов его работы. Этот процесс обычно инициирует человек, который обращается к терапевту с просьбой о консультации, задавая ему конкретные вопросы о поведении данного человека. Эти заинтересованные личности (родители, учителя, врачи, судьи или персонал различных учреждений) решают, что у кого-то возникла проблема, требующая изучения и, возможно, вмешательства. Терапевт вносит в этот процесс свой опыт, что позволяет ему перевести способности, дисфункции и эмоциональные конфликты пациента в полезную информацию. Далее он передает ее человеку, который попросил его о консультации. Авторы данной книги ежедневно встречаются с ситуацией, где врач (как правило психиатр или педиатр), судья или общественный служащий хочет получить конкретный ответ, который поможет ему принять решение о направлении данного человека на специальное лечение. Оценка личности таким образом состоит в попытке решения проблем, которые были представлены терапевту. Проблема это обычно вопрос поведения. Ниже мы приводим несколько фиктивных примеров, которые могут проиллюстрировать причины, по которым обращаются за консультацией. Случай 1 Отдел общественной опеки заинтересовался 15-летней Элис, младшей дочерью в семье с 11-ю детьми, подозревая, что старший брат ее сексуально использует. Она 6 месяцев не посещала школу и жаловалась на различные физические не- домогания. Во время пребывания в временном отделении опеки она произвела несколько демонстративных членовредительств и впоследствии суд для несовершеннолетних направил ее под наблюдение в закрытом психиатрическом отделении. Просили выяснить следующие вопросы: 1) уровень депрессии пациентки; 2) вероятность новых попыток самоубийства; 3) способность нормального функционирования в школьной и общественной среде; 5) необходимость потенциального лечения. Случай 2 Шестилетний Джеймс был направлен педиатром на наблюдение к психологу из-за проблем с учебой и взрывов злости в семье. Родители утверждали, что Джеймс стал развиваться медленнее, чем его старший брат и сестра; они также заметили, что у него вероятно появились проблемы со слухом и с речью. Они также считали беспокоящим частые превращающиеся в авантюру проблемы с утренним подъемом с постели. Они описали также многочисленные страхи Джеймса, он боялся зверей, клоунов, шума. Родители хотели узнать, что происходит с Джеймсом и какие шаги можно предпринять для того, чтобы преодолеть эти трудности. Педиатр, который обратился за помощью, просил протестировать интеллектуальные способности мальчика и ответить на вопрос: могут ли эмоциональные проблемы тормозить его развитие. ТЕХНИКА НАХОЖДЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, С КОТОРЫМИ ОБРАЩАЮТСЯ ЛЮДИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ На основе приведенных примеров видно, что терапевт предстает перед множеством вопросов, требующих срочного изучения с целью постановки диагноза и описания рекомендаций в лечении в рамках различных систем. Решение этих личных и общественных проблем требует техник, позволяющих определить тип и размер отклонений, а также получить характеристики сильных и слабых сторон пациента. Благодаря этому станет возможным и применение способа лечения, которое эффективно изменит поведение личности. Таким образом оценке личности должно сопутствовать применение различных вариантов терапевтических процедур. Тщательный анализ дает основную информацию, являясь исходной точкой для желаемых изменений в личности исследуемого. Человек, просящий о консультации получает данные о шансах различных методик. Психолог или психиатр, проводя исследование, должен собрать ряд примеров, описывающих различные эмоциональные черты пациента, и потом объединить эти хаотические данные с полученной базовой информацией, делая определенные выводы. Для этого терапевт должен сконцентрировать внимание на изучаемом, собирая информацию, непосредственно связанную с представленными проблемами. Получив конкретные вопросы от человека, который обратился за консультацией, и установив цель исследования, необходимо выбрать методы и инструменты, которые дадут возможность достичь намеченные цели. Выработаны определенные техники, помогающие терапевту в следующих областях: интеллектуальная оценка (например, Шкала Векслера для Взрослых: (Wechsler, 1981)); нахождение нарушений в работе мозга (например, Bender Visual-Motor Gestalt Test; Bender, 1938); измерение успехов в учебе (напр. Wide Range Achievement Test; Jastak и Jastak, 1978) оценка степени эмоциональных нарушений (напр. Rorschach Test; Rorschach, 1942); определение типа личности (напр. Тест Тематической Апперцепции; Murray, 1943 и Многофакторный Минесотский Личностный Опросник, MMPI; Hathaway и Мееh, 1951). Неоценимую помощь в этом нелегком процессе оказал рисунок, который дает материал для формирования гипотез к приведенным выше требованиям. Несмотря на то, что интерпретации работ пациентов различаются в зависимости от теоретической ориентации, собранного материала и личного опыта терапевта, наблюдений — можно с определенными замечаниями — сделать выводы и сравнить ее с информацией из других источников. В этом процессе особое внимание необходимо обратить на интерпретацию рисунка, проведенную самим пациентом, учитывая его актуальную стадию развития. Помня об этом, терапевт может начать работу над обзором концептуальных, интеллектуальных и эмоциональных реакций, отмеченных у пациента. РИСУНОК КАК ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ Рисунок человека относится к древнейшим изображениям — и зачастую самым интересным с клинической точки зрения — техникам, которые используются в работе с детьми И взрослыми. Эти методики ввела Флоренс Гуденью, которая использовала ее для постановки быстрого диагноза интеллектуальной зрелости (Goodenough, 1926). При оценке такого типа, рисунок человека необходимо изучать согласно определенным этапам развития ребенка. В возрасте 6-ти лет ребенок в состоянии нарисовать фигуру человека, которую возможно идентифицировать. Тест " Нарисуй человека" за короткий период стал одним из самых популярных, хорошо отработанных и наиболее ценимых вариантов техники рисунка. В версии Дэйла Харриса тест " Нарисуй человека" (под названием Рисуночный Тест Гуденау-Харриса) является продолжением описанной идеи, дополненной расширенной и более совершенной системой оценки (Harris, 1963). Модификация состоит не только в добавлении рекомендации " Нарисуй женщину" и " Нарисуй себя", но также на замене используемого Гуденау понятия интеллектуальности идеей, что рисунок является показателем концептуальной зрелости. На основе рисунков Харрис выделил три основные стадии развития ребенка. В первой ребенок концентрируется на удовольствии от рисования знаков. Со временем эта способность обогащается формой и характером. Тогда наступает следующий этап, который состоит в подражании и копировании. Нарисованный в этом периоде человек будет отличаться большим количеством деталей. Индивидуальное развитие не всегда достигает конечного этапа, то есть, ученой фазы, где рисующий использует графические процедуры, основанные на принципах проектирования и гармонии. На этом этапе человек пытается добиться результата удовлетворительного в эстетическом смысле, демонстрируя окружающим коммуникацию, выраженную нарисованной идеей. Элизабет Коппитц (Elizabeth Koppitz, 1968) создала систему анализа рисунка человека, основанную на определенных правилах развития. Изучая рисунки, она указала на то, что некоторые фрагменты представленных на них персонажей подвержены изменениям постоянным образом, нропорцнональ- но возрасту ребенка. Коппитц подает таблицу норм для мальчиков и девочек в возрасте от 5 до 12 лет, где описывает " ожидаемые", " обычные", " не удивляющие" и " исключительные" черты рисунка ребенка. В системе Коппитц нет шкалы оценки, которую предлагает метод пунктации Гуденау-Харриса, однако она дает терапевту шанс проверить, типичным ли является рисунок ребенка для данного возраста. Позднее Коппитц расширила свои исследования над рисунком человека, охватывая ими учеников от 11 до 14 лет (Koppitz, 1984). Множество таблиц и иллюстраций доказывают у нее, что для более старших детей рисунок уже не является спонтанным действием и что в возрастной группе старше 11 лет количество деталей в рисунке человека не возрастает систематично. Эта информация является для изучающих детей ученых существенным указанием о необходимости деления детской популяции на возрастные группы. РИСУНОК КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА Инструкции, даваемые рисующему, могут быть модифицированы таким образом, чтобы сконцентрировать ценность рисунка как коррелята личности. Такое использование рисунка относится к развитию чувства собственного " Я" у ребенка, как и того, каким образом взрослый видит себя в интерперсональных контактах. В этой методике ведущий должен конф-ронтировать с человеком, чья ситуация менее структурирована. Пациент должен обратиться внутрь себя, воспользоваться собственным опытом придать выполняемому заданию значение. Неопределенность задания происходит главным образом, от того, что терапевт дает очень скупые указания. Пациент может, таким образом, рисовать на заданную тему свободно, решая о размере, размещении, возрасте и других чертах создаваемых образов. Buck (1948), Machover (1952) и Hammer (1967) считаются главными зачинателями использования техники рисунка человека как проективной техники. В этом случае рисунок человека анализируется по наличию в нем эмоциональных признаков. Роль рисунка становится отражением эмоциональных конфликтов и позиции личности, а не только указанием ее стадии развития. Эти эмоциональные признаки делятся обычно на три категории. Первым из критериев оценки являются общие характеристики нарисованного человека. Это характер штриха (прерванный он или нет), степень контакта частей тела и их пропорции, а также заполнение цветом нарисованных поверхностей. Вторая группа признаков касается специфических, нетипичных черт рисунка. Это такие детали, как большая или маленькая голова, зубы, сдвинутые плечи, косые глаза, отсеченные ладони или руки и т.д. К последней категории эмоциональных признаков относятся детали, появляющиеся в большинстве работ. В рисунках 10-летних детей, более старших и взрослых можно ожидать, что будут учтены такие части тела как глаза, нос, стопы и шея. Отсутствие этих деталей может оказаться значительным во время последнего анализа. Несмотря на то, что — как в большинстве случаев проективных техник — предлагаемые системы оценки, касающиеся гипотез и интерпретации рисунков, показали определенную неоднородность, использование рисунка как проекции внутреннего опыта личности пользуется огромной популярностью (Koppitz, 1968). Когда терапевты начали повсеместно использовать эту практичную и не возбуждающую страхов методику получения необходимой информации о внутренних конфликтах, желаниях и фантазиях, появились новые варианты тем для рисунков. Здесь можно назвать хотя бы рисование дома, дерева или семьи (см. разделы о популярных процедурах рисунка далее в этой главе). Обычно принимается, что отдельные рисунки касаются различных элементов личности. Терапевт, прося нарисовать дом, обычно ожидает, что подобная просьба пробудит ассоциации о контактах и конфликтах в семье. Особенно в случае с детьми, характер такого рисунка зависит от того, каким образом они видят своих родителей, сестер, братьев. Такую же ясную информацию дает рисунок семьи. Его рекомендуют прежде всего с целью подтверждения предварительных гипотез о том, как ребенок воспринимает свой статус в семейной иерархии. Если, например, ребенок считает, что он для семьи важнее, чем остальные дети в семье, вероятнее всего он нарисует себя рядом с родителями. И наоборот: ребенок, чувствующий себя изолированным или " иным", на рисунке поместит себя сбоку или не включит в действия, предпринимае- 2К мые родителями. Просьба нарисовать дерево обычно связана с идеей, что эта тема отражает более глубокие и, возможно, менее сознаваемые чувства о своем " Я". Кажется, что рисующему легче приписать не слишком желаемые черты личности такому объекту как дерево, поскольку он меньше себя с ним идентифицирует. Рисунок человека более непосредственно выражает чувства, с которыми пациент сталкивается ежедневно. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ Наблюдение за поведением пациента во время работы дает терапевту такую же ценную информацию, как и сам рисунок. Внимательный терапевт сможет составить начальное мнение о таких важных вопросах, как моторика, зависимость от кого-либо или чего-либо, напряжение, импульсивность, отсутствие чувства безопасности. Во время процесса оценки личности терапевт может также обратить внимание на скорость рисования, спонтанность поведения и комментарии, а также детальность рисунка, что позволит уточнить впечатления об общем функционировании пациента. Терапевт также получает возможность наблюдать за некоторыми проявлениями эмоций. Злость, окрашивающая голос, выражение грусти на лице или беспокойство, проявляющееся в дрожании руки — все это непосредственно указывает на внутреннюю бурю чувств. Однако нельзя строить интерпретацию исключительно на жестикуляции или выражении лица изучаемого, поскольку многие легко могут скрывать свои чувства, особенно за короткое время сессии. Поэтому необходимо пользоваться большим количеством более объективных исследовательских процедур. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 585; Нарушение авторского права страницы