Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОМБИНИРОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ СО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЕЙ



Другая известная сторонница оценки семьи с помощью арт-терапии s Соболь s объединила методы стратегической семейной терапии с техниками арт-терапии. Она добилась этого, используя творчество пациентов для выявления метафорической информации, изменения иерархии и семейных союзов, а также для облегчения самоанализа (Соболь, 1982). Работа пациента для нее — это упражнение в невербальной коммуникации. Для Соболь концепция метафоры как основы коммуникации в семье (Haley, 1963) стала звеном, объединяющим стратегическую модель и арт-терапию. Искусство метафорично. Художественная экспрессия дает возможность семье представить свои проблемы более откровенно и менее деструктивно, чем с помощью слов или действий (Соболь, 1982).

Информация, полученная на основе творчества пациента, служит терапевту для определения целей и планирования рекомендаций. " Перестройка" семейной системы проводится во время самого творческого акта. Соболь (1982) пишет о трех задачах арт-терапевта. Это:

1) Получение метафорической информации, которая может быть использована во время планирования будущих интервенций. Если, например, рисунок данного члена семьи указывает на его доминирующую позицию, терапевт будет относиться к этому человеку с большим уважением; он может также заняться самым слабым членом семьи, помогая ему стать более активным участником.

2) Введение заданий, расшатывающих иерархическую структуру или семейные коалиции (можно, например, позволить родителям работать над одним рисунком без участия детей).

3) Помощь, оказанная данному члену семьи в выражении себя в рисунке — например, самому младшему, фрустри-рованному ребенку, к которому остальная часть семьи " не прислушивается".

Соавтор этой книги заинтересовалась работами Соболь и объединила ее способ использования рисунков с подходом Хейли, относительно вступительного интервью в диагностических целях. По Хейли, интервью как таковое состоит, как


правило, из четырех этапов (HaJy, 1976). А именно: 1) " Социальная" стадия приветствия, в которой терапевт создает сердечную и дающую чувство безопасности атмосферу; 2) " проблемная" стадия, во время которой терапевт наводит семью на распознание вопросов, требующих непосредственного вмешательства; 3) " интерактивная", когда члены семьи устанавливают коммуникацию; и 4) этап " установления целей", на котором терапевт просит семью назначить направление терапевтического изменения. Хейли рекомендует также задавать " домашние задания", чтобы семья все время была вовлечена в терапевтический процесс. Этого легко добиться с помощью рекомендаций, касающихся простых рисунков для выполнения дома. Для социальной стадии подходящим заданием может стать просто рисунок на свободную тему. Возможно также объединить социальную стадию с проблемной стадией с помощью таких рекомендаций как: " Нарисуйте, почему вы здесь" или " нарисуйте свою проблему". Чтобы помочь семье определить цели терапии, терапевт иногда рекомендует всем членам семьи индивидуально представить изменения, каких они хотели бы. В интерактивной фазе терапевт просит, например, сделать индивидуальные рисунки " Как я вижу свою семью", а также совместную работу на большом листе бумаги, которая поможет ему идентифицировать семейные подсистемы. В этой стадии ведущий может углубить свое знание о семье, предлагая общий рисунок среди выявленных заранее диад и триад. Конечный этап — это просмотр рисунков. Приведенное ниже описание показывает, как использовать различные рекомендации касающиеся рисунка, чтобы провести семью через все ступени вступительного интервью Хейли.

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Семья Бадд обратилась к психологу после того, как 17-летний Том Бадд поранил свою 12-летнюю сестру Эми и по решению суда был направлен в психиатрическую больницу. Парень утверждал, что не помнит своего поступка, объясняя его воздействием алкоголя и наркотиков. В период пребывания Тома под наблюдением в отделении для подростков, группа специалистов выявила лишь незначительную патологию в поведении, а индивидуальные психологические и нейрологи-ческие тесты не показали серьезных нарушений. Семья была


направлена к специалисту но стратегической семейной терапии, который должен был опекать ее после выхода Тома из больницы. Этот врач попросил социального работника дать дополнительную информацию о функционировании семьи, чтобы установить, можно ли вернуть домой пациента. Во время вступительного интервью по телефону семья Бадд заняла оборонительную позицию, сохраняя определенную дистанцию по отношению к социальному работнику. Поэтому она решила преодолеть сопротивление на первых встречах с помощью не вызывающего страх метода, каким является рисунок. (Социальный работник был предварительно обучен оценивать семью с помощью арт-терапии и часто сотрудничал с арт-тера-певтами). Выводы анализа рисунков должны были быть переданы персоналу больницы и уже упоминавшемуся специалисту по семейной терапии.

Семья Бадд с дочерью начали приходить на сессии с социальным работником. Мисс Бадд казалась " авторитетом", личностью, доминирующей в этой семейной конфигурации. Она постоянно подчеркивала, насколько открыта их семья и как сильно все ее члены хотят помочь Тому " преодолеть свои проблемы". Во время рисования пробных рисунков она объясняла роли остальных членов семьи, часто также отрицая их интерпретацию или не воспринимая ее.

Эта часть исследования заняла 5 встреч, на которых рисунок являлся главным средством выражения. Сессии длились от часа до полутора. Терапевт попросила нарисовать отдельные рисунки, представляющие: 1) как члены семьи видят " проблему"; 2) каких изменений они бы желали; 3) как они видят свою жизнь перед возникновением проблемы, когда она появилась, и когда будет решена; 4) семейный портрет. Далее семья получила задание выполнить совместно два настенных рисунка, причем второй должен был быть нарисованным под руководством отца.

Первый рисунок Эми указывал на высокий уровень тревоги, вызванный пребыванием в новом окружении (в кабинете терапевта находились: венецианское зеркало, микрофоны, что и было учтено на рисунке) (см. рис. 4.12). Рисунок по-видимому символизировал определенные надоедливые тенденции, которые, возможно, символически представляли боязнь во время процесса оценки или отражали компульсивное


Рис. 4.12

поведение, позже определенное в динамике семье. Этот мотив также можно интерпретировать как символическое представление чувств, сопутствующих ситуации, в которой девочка была ранена ножом. Толстая черная линия, которой обведена комната, указывала на необходимость справиться с беспокойством. В общем поведение всей семьи выдавало огромную необходимость в самоконтроле — выбирая инструменты, все выбрали карандаши и кисти. Это, вероятно, означало, что они испытывают сильный страх.

Первый рисунок Тома более непосредственно отражал его беспокойство, связанное с " проблемой" (см. рис. 4.13). Большая черная туча над головой персонажа могла указывать на скрытую депрессию или на неуверенность относительно будущего; веревки, которыми он был привязан, говорили о беспомощности. Символы в кружочке касались важнейших для пациента вещей, то есть, алкоголя, наркотиков, автомобилей, девушек, работы и оценок в школе.


Рис. 4.13

Рис. 4.14

Первый рисунок отца свидетельствовал о сильной тревоге, на что указывали персонажи и частое употребление резинки (рис. 4.14). В сравнении с работами остальных членов семьи этот рисунок достаточно убог, доказывает отсутствие спонтанности и наличие склонности сдерживать чувства. Что


Рис. 4.15

интересно, единственный цвет, который появился на рисунке (красный), заполнял пространство дома; это могло означать тенденцию к отрицанию наличия проблем в семье. Позиция отца отражалась в содержании его работы. На рисунке Том возвращается домой и не видно, что он является источником проблемы. Отец также сказал, что он и его рисунок " безнадежны", показывая свою низкую самооценку и чувство, что его полезность для семьи весьма мала.

В работе на тему желаемого изменения главным образом царила идеализация. На рисунке Эми проблема Тома была всеми просто уменьшена, либо вычеркнута (рис. 4.15). " Вычеркивание" нарисованных объектов часто непосредственно говорит об отрицании этого. Кроме того, на этом этапе процесса оценки никто из членов семьи не желал взять на себя ответственность за возникшую проблему. Доминирующая позиция матери и ее склонность отрицать иллюстрировали ее слова " наша счастливая семья" и нарисованный ею дом: " В гостях хорошо, а дома лучше". Несоответствие проявлявшееся в рисунках матери и дочери указывало также на существующую между ними сильную эмоциональную связь.

Конфликт между родителями проявился в рисунке миссис Бадд " перед, во время и после" (рис. 4.16). Каждый его фрагмент представлял мужа, отъезжающего из дома; она же сама должна была делать дела, оставленные ей мистером Баддом.


Рис. 4.16

На рисунке отца дом " перед, во время и после" значительно преображался (рис. 4.17). В части " перед" весь дом был покрашен красным, а в " во время" и " после" красным был лишь фрагмент здания. Вероятно, большая часть злости и непонимания была испытана в семье до инцидента, а сам поступок Тома и его последствия частично высвободили подавляемые


Рис. 4.17

эмоции. Этот случай с ножом можно также рассматривать метафорически: сын разряжает в сторону матери гнев отца. Кроме того, из рисунка ясно, мистер Бадд считает, его сын чувствует себя угнетенным излишком работы — а именно таково было мнение семьи об отце. Часть " перед" показывает, как работодатель Тома требует от него больше работы, в то время как директор школы имеет к парню претензии за слабые оценки. В этом рисунке отец сигнализирует, что в свое время сына

лишили контакта с ним — он представил себя, выезжающим на работы. Стремление мистера Бадда к союзу с сыном также проявлялось в рисунке черной тучи в части " во время" (два предыдущих рисунка Тома содержали такую тучу).

Необходимо отметить, что хотя вербально семья выражала желание того, чтобы Том вернулся домой, их рисунки указывали на определенную амбивалентность в чувствах семьи. Это проявлялось особенно при сопоставлении данной работы отца и его первым рисунком, иллюстрирующим существенную проблему. Этот мотив повторялся и во втором рисунке, представляющем желаемое изменение (рис. 4.18), на всех


Рис. 4.18

Рис. 4.19


Рис. 4.20

Рис. 4.21

этих картинках отец размещал Тома на " безопасном" расстоянии от остальной семьи.

Рисунок Эми " до, во время и после" открывал определенный секрет, который девочка до этого никому не открыла (рис. 4.19). В первой части рисунка она нарисовала себя, размышляя, сказать ли маме о том, что Том начал пить. Она


Рис. 4.22

явно знала, что Том хранит свои заначки в подвале (где и было нанесено ранение ножом) и грозила, что донесет на него.

Следующие рисунки семьи подтверждают, что главным защитным механизмом, который она использовала, было отрицание и поддержание видимости счастливой, беспроблемной семьи. На нарисованном мистером Баддом портрете семьи он сам с женой ухаживают за огородом, а Том и Эми играют с мячом и ездят на велосипедах (рис. 4.20).

Приведенные далее примеры общих настенных рисунков иллюстрируют различия между свободным рисунком (рис. 4.21) и тем, где ведущий назначил отца на роль лидера, чтобы помочь ему более погрузиться в действия семьи (предыдущие работы отца намекали, что он " не слишком занят как родитель" ) (рис. 4.22). Во время общей работы рисунки, сделанные отдельными членами семьи, постоянно накладывались друг на друга, что указывало на отсутствие ясных границ, характерных для семьи с путаницей.


Рис. 4.23

При выполнении рисунка 4.21 миссис Бадд руководила работой семьи. Мистер Бадд нарисовал лишь деревья на верхушках холма, тучи и солнце. Под конец он работал совершенно один. Это подтверждало раннюю гипотезу о том, что он находится на периферии семейных коалиций. В центре рисунка находится красное дерево. Миссис Бадд попросила мужа, чтобы он его пересадил. Мистер Бадд отказался, разрешая однако это сделать жене. Это было очередное подтверждение конфликта между ними и отсутствия взаимопомощи при решении проблем. Миссис Бадд нарисовала мужа в виде маленькой фигурки возле бассейна, мастер Бадд в ответ нарисовал себе шляпу, как символическую попытку удержать в руках злость по отношению к жене. В этот момент Эми быстро нарисовала мать рядом с домом на безопасном расстоянии от отца. Таким образом казалось, что дочь играла роль " буфера" в конфликте родителей. Когда миссис Бадд представила своих детей в бассейне, Эми тут же нарисовала, как они расплескивают воду, пытаясь таким образом ослабить беспокойство, вызванное размещением ее в непосредственной близости с


братом, который ранее ее чуть не убил. Отец первым отошел от рисунка, а Том вскоре после этого прекратил работу тоже. Опять все указывало на их союз против двух женщин в семье. Мать и дочь остались у рисунка, чтобы все закончить; мать дорисовала дом слева и дерево справа.

Во время работы над вторым настенным рисунком (рис. 4.22) мистер Бадд вначале действительно продемонстрировал способности лидера, приказывая Эми представить больницу, жене — дом, а Тому — школу. Сам он нарисовал дорогу, соединяющую эти три места. Однако вскоре семья исключила отца из общей работы, и он лишь спрашивал о том, что они делают в данный момент. В конце он смирился со своей второстепенной ролью, дорисовал тучи и солнце.

Во время обсуждения этого рисунка миссис Бадд настаивала, чтобы муж проявлял больше активности и активнее участвовал в семейной жизни. В ответ мистер Бадд подчеркнул, что дом находится " под юрисдикцией" его жены, в то время как он занимается работой, таким образом косвенно подтверждая статус супруги.

В конце ведущая попросила, чтобы родители выполнили общий рисунок. Дети должны были лишь наблюдать. Целью этого задания было получение дополнительной информации о конфликте между родителями и роли, которую играют в нем дети. Ведущая думала, что задание будет особенно трудным для родителей, но поможет выяснить спорные вопросы.

Миссис Бадд начала работу без обсуждения с мужем и не согласилась с его идеей и попытками рисовать. Далее между ними произошла ссора о подборе цветов. Том постоянно вмешивался, пытаясь давать советы, хотя терапевт просила его этого не делать. Этот мелкий инцидент, казалось, очень точно отражал функционирование семейной системы и тревогу, вызванную спором родителей.

Это подтверждает и рисунок Тома, выполненный во время индивидуальной арт-терапии (рис. 4.23). Мальчик нарисовал себя, тонущего между двумя помостами, на которых стоят его родители. Мать пытается его спасти, отец однако считает, что сын сам справится. Из этого можно сделать вывод, что мать постоянно культивирует беспомощность сына, в то время как отец поддерживает его стремление к независи-


мости. Рисунок также можно интерпретировать как символизацию различия в подходе родителей к сыну. Так или иначе, " линия двойной связи" — графический символ борьбы Тома за независимость в процессе сепарации - индивидуации — была для него принципиальным вопросом.

На основании творчества членов семьи, а также их поведения во время сессии можно было допустить, что первичным источником тревоги в семье был конфликт между родителями. Ведущая исследования посоветовала врачу, который обратился за консультацией, что эту проблему прежде всего необходимо поднять во время семейной терапии. Мистер Бадд проявил много злости, но не мог успешно справиться с этим чувством — он просто сдавал свои позиции, что углубляло его фрустрацию. Хотя жена была внешне недовольна его пассивностью в семейной жизни, она явно поддерживала это, чтобы поддержать свой статус, игнорируя его или критикуя, когда он пытался вести себя асертивно. Эта двойная связь, конечно, очень сильно влияла на детей, которые демонстрировали значительную враждебность к конфликтам родителей. Агрессивная атака на сестру, возможно, была для Тома способом символически выразить злость отца и собственное внутреннее напряжение.

После окончания сессий, посвященных оценке семьи, родители некоторое время встречались с социальным работником без участия сына и дочери, чтобы проработать свой конфликт и представить перед детьми крепкий союз. Когда Том покинул больницу, специалист в области стратегической семейной терапии продолжил работу над укреплением иерархии в семье. Члены семьи по-видимому перестали ощущать сильный стресс и научились большей гибкости по отношению к проблемам. Том закончил школу и с помощью родственника нашел работу в другом городе.


ГЛАВА 5


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 697; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь