Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ



Почти каждый психотерапевт или психиатр, имея дело с различными типами и разнородными проблемами, иногда пользуется в своей практике групповым методом. Как в круглосуточном отделении, дневном стационаре, так и в консультативной работе, перед терапевтами часто возникает необходимость создания группы. Такие группы можно классифицировать по теоретической ориентации (например, психоаналитические группы, направленные на самопознание, гештальт -группы или рационально-эмотивные группы), или в зависимости от проблем, которыми они занимаются (например, трудности в контактах с окружающими, стресс, наркомания или алкоголизм). Набор структурированных упражнений дополняется ведущими целой гаммой вербальных и невербальных техник и рекомендаций. Такие техники могут состоять из демонстрации и объяснении фактов или принимать форму, требующую большей активности — например, играть роли в психодраме.

Группа служит превентивным и лечебным целям (Corey, 1981). Хотя данная терапия может касаться определенных вопросов — например, профессиональных или школьных — каждый из них охватывает также интерперсональные процессы с акцентом на мыслях, чувствах или поведении. Важной целью групповой терапии является решение актуальных проблем, таких как трудные ситуации или саморазрушающие тенденции. Группа разделяет чувства каждого участника и дает так необходимую ему поддержку. Благодаря этому возникает атмосфера доверия, помогающая анализу и решению конфликтов.

Роль ведущего сводится в принципе к облегчению интеракции между участниками. Терапевт помогает им углубить взаимный интерес и знания об остальных участниках группы, а также находить личные цели и действия, помогающие ослабить симптомы. Взгляд на группу как на источник акцепта-


 

ции отличает групповую терапию от индивидуальной, где терапевт исполняет роль проводящего изменения (Yalom, 1970).

ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ

О более специфических терапевтических целях решают сами участники; существуют однако определенные общие задания для всех групп. К ним мы относим: 1) обучение доверию к себе и другим; 2) осознание того, что переживаемые проблемы являются распространенными; 3) открытие альтернативных стратегий решения конфликтов; 4) рост независимости; 5) обогащение репертуара социальных навыков; 6) выявление и модификация системы ценностей (Corey, 1981).

Существует множество причин, по которым стоит создать терапевтическую группу, чтобы помочь личности. У участников будет шанс научиться способам входить в отношения с окружающими, получая бесценную обратную информацию: узнать, как они выглядят со стороны. Терапевтическая группа во многом напоминает их нормальное окружение, являясь миниатюрной моделью их мира. Процесс группового опыта дает примеры проблем, не слишком отличающихся от тех, с которыми приходится сталкиваться вне группы.

Группа гарантирует поддержку и понимание, давая возможность участникам открыться и получить чувство принадлежности, которое полезно для обретения новых взглядов. Имея такую базу, члены группы в состоянии предпринять больший риск в поисках альтернатив саморазрушающему поведению, а также упражняться в новых типах поведения в дружеской атмосфере. Все аспекты индивидуальной психотерапии становятся еще более выразительными во время работы в группе, особенно это касается взаимных отношений и динамики группового процесса.

" Теория и практика групповой терапии" Ялома считается классической работой, суммирующей теоретические основы группового опыта (Yaloin, 1970). Автор приводит следующий список " лечебных факторов", возникающих во время групповой терапии:

1. Польза о интерперсональных контактов — так называемая обратная информация, получаемая от членов группы.

2. Катарсис — облегчение, возникающее от вербализации собственных проблем.


3. Сплоченность группы — конец чувству одиночества.

4. Самоанализ — осознание причин собственного поведения.

5. Вклад в интерперсональные отношения — вовлеченность в чужие конфликты.

6. Экзистенциальное сознание — принятие определенной непредсказуемости жизни.

7. Универсальность — осознание похожести с другими людьми.

8. Пробуждение надежды — осознание пользы, которую могут принести группы.

9. Альтруизм — чужие проблемы становятся не менее важными чем свои.

10. Разыгрывание семейных ситуаций —переживание заново прошлого семейного опыта.

11. Обретение проводника — получение указаний от участников группы.

12. Идентификация — выбор образца личности среди участников группы.

ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ

Терапевт должен вложить много труда в планирование, чтобы группа пришла к успеху. В эту работу входит: установление процедуры, определяющей принципы создания группы; определение типа участников группы; выработка процесса селекции; оценка численности группы, частоты встреч, а также длительности терапии; будет ли группа открыта или закрыта для новых членов; выбор критериев позднейшей оценки успешности группы. Эта подготовительная фаза возможно является одним из важнейших факторов, влияющих па успешность всего предприятия (Corey, 1981). Как считает Ялом, слитность группы является главным критерием селекции участников (Yalom, 1970). Организатор группы должен таким образом задать себе вопрос, кто получит пользу от этого типа опыта, а кто создает опасность, мешая групповому процессу.

Решение о том, кого принять в группу, требует ясно сформулированной терапевтической цели. Если группа должна концентрироваться на некой конкретной проблеме (например, алкоголизме или наркомании), возраст участников не имеет значения; если же она работает над специфическими


проблемами данного жизненного этапа (например, проблемами, возникающими в начале обучения), однородность группы по отношению к возрасту становится необходимым условием. Если цель группы в том, чтобы получить обратную информацию из различных источников, лучше чтобы состав был более разнообразным. Необходимо помнить, что на некоторые структурные черты группы влияют также люди, становящиеся ее членами (Wadeson, 1980); например, личности, ориентированные на самоанализ, будут, вероятно, охотнее делиться своими переживаниями, чем люди с ограниченными вербальными способностями. Другим более конкретным примером может быть группа матерей аутичных детей, участницы которой будут склонны концентрироваться на специфических вопросах, касающихся поведения их детей.

Критерии подбора участников и размеры группы зависят от типа среды, где происходит селекция, а также — до определенной степени — от опыта ведущего. При решении о численности группы необходимо также взять во внимание вероятность ограниченности во времени и возможности концентрации участников. Группа сверхвозбудимых 17-летних подростков обычно будет меньшей, нежели группа взрослых, страдающих депрессией. Первую группу необходимо ограничить до четырех — шести участников, вторая будет лучше функционировать при участии по меньшей мере 10 человек. Идеальный участник группы — это, конечно, тот, кто хочет и может вербально выражать свои чувства; а в случае использования в терапии рисунка, графическая коммуникация приобретает фундаментальное значение.

Частота встреч также зависит от типа группы. Сессии проходят обычно раз в неделю, но в случае групп, состоящих из детей и подростков, лучше назначать более частые и короткие встречи. О продолжительности терапии необходимо проинформировать в самом начале, чтобы участники не имели сомнений относительно целей группы и ее планов на будущее.

ЭТАПЫ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА

После решения вышеописанных вопросов успех группы будет зависеть в большой мере от подготовки и организации. Необходимо выяснить ожидания и сомнения участников. Отсутствие этой информации на ранних этапах терапии мо-


жет углубить тревогу в группе. Во время этой " фазы поисков" участники концентрируются главным образом на том, чтобы подстроиться к правилам, узнать проблемы других людей, участвовать в формировании собственных целей и нахождении себе места в группе. Именно в этот период будут возникать неожиданные взрывы, имеющие своей целью изучение существующих границ. Это также поиск своего " Я" в группе и создание основ для построения взаимного доверия. Этот последний вопрос особенно важен, если в будущем группе предстоит выйти за границы поверхностных интеракций. Доверие позволяет принять больший риск, давать более исчерпывающую обратную информацию и экспериментировать. Условием этих действий является сильное чувство общности в группе.

Прежде чем группа начнет работу над индивидуальными проблемами и теми, которые возникают в результате группового процесса, обычно она проходит этап повышенной защищенности и сопротивления (Corey, 1981). Несоответствия между необходимостью безопасности, желанием быть более свободным и открытым людям, приводят в начале к конфликтам. Чтобы действовать успешно, терапевт должен осознать беспокойство, выражаемое этим поведением, и уважать его, поддерживая тем самым чувство соучастия. Еще одна важная проблема, появляющаяся в этой переходной стадии, это конфликты, касающиеся доминирования и контроля (Schultz, 1961; Yalom, 1970). Такая борьба за власть часто проявляется в форме негативных комментариев, соперничества за внимание группы и установления общественного " порядка нападения". В период этих споров важнейшей задачей терапевта является интервенция в нужный момент и помощь в распознании и выражении конфликтов. Эти действия создадут атмосферу безопасности, которая даст возможность участникам группы проанализировать себя и укрепить чувство автономии.

Смыслом существования каждой группы является готовность участников работать над важнейшими проблемами и находить способы достижения желаемого вместе с сопутствующими изменениями поведения. Только в таких условиях ведущий может сделать соответствующие шаги, чтобы привлечь участников к самостоятельному анализу проблем группы, помочь каждому стать ее важным членом и дать ему соответствующую обратную информацию, из которой участник сам


выберет то, что захочет включить в свою систему убеждений. Группа в это время берет роль ведущего, концентрируясь на продуктивных действиях. Достигается взаимное принятие и забота. В этот период группа получает также надежду и убеждение, что желаемые изменения придут, отрабатывает стратегию действия и акцептирует чувство близости, объединенное с желанием открыться, что приводит к свободе выражения. Когда группа действительно начнет функционировать, ведущий может отдохнуть, разрешая участникам сделать большую часть работы.

Последнее задание участников группы s научиться обобщать новые идеи и модели поведения, полученные во время терапии, то есть, переносить их в мир вне группы. Это время делиться впечатлениями, обобщать, интегрировать и интерпретировать пережитый опыт. Эта конечная фаза в большой степени скажется на последнем впечатлении, которое останется у всех участников, и на успехе или поражении группового опыта. Если некие вопросы останутся нерешенными или члены группы не отважатся испытать свои новые навыки вне терапевтической среды, останется чувство поражения и разочарование. Во время последних сессий ведущий должен играть активную роль. Необходимо обсудить с группой следующие темы: 1) вопрос сепарации и чувство утраты; 2) подчеркнуть, что участники сами добились достигнутого; 3) подготовка к интеракциям с важными людьми вне группы и успешных изменений в отношениях с ними; 4) выделение конкретных целей, возникших во время встречи; 5) шанс обменяться обратной информацией между всеми членами группы (включая ведущего); 6) определение незаконченных дел. На последнем этапе заданием терапевта также является организовать такие занятия, чтобы участники группы могли лучше понять собственные переживания и использовать приобретенные навыки в новой среде.

ПОЛЬЗА ОТ ВВЕДЕНИЯ РИСУНКА

В ГРУППОВУЮ ТЕРАПИЮ

Существует множество поводов, по которым стоит использовать рисунок в групповой терапии. На закрытом отделении для острых случаев или в кризисных группах рисунок может послужить для идентификации событий, которые вы-


вели данного человека из равновесия, вызвали травму или довели до госпитализации. Рисунок также годится для определения терапевтических целей и их достижения. Дополнение вербальных ответов графической экспрессией углубляет у участников сознание существующих конфликтов, позволяя более реалистично взглянуть на мир и облегчает победу над деструктивным поведением. Таким образом, если отвести часть сессий на вербальные ответы, а другую часть — на графические, проблемы, поднятые на вербальных сессиях, дадут темы для творчества и наоборот (Cardone, Merengo и Calish, 1982).

Рисунок может также поддержать коммуникацию в группе, если ее члены имеют проблемы с самовыражением. Успех этой методики доказывают группы арт-терапии, организованные для матерей аутичных детей (Stone, 1982). Рисунок — это конкретный способ объяснить спутавшиеся мысли и чувства. Законченная работа укрепляет чувство собственной ценности и удовлетворения, которые являются основой уважения к себе.

Вероятно, самая существенная польза от введения рисунка в групповую терапию вытекает от того, что человек показывает свои картины — то есть, его понимают на глубоком личном уровне (Wadeson, 1980). Рисунок также изменяет структуру группы, поскольку участники получают конкретное задание, служащее точкой отсчета. Непосредственным объектом интереса является в это время работа пациента, а не он сам, благодаря чему интерпретации вызывают в нем меньшее беспокойство.

Роль ведущего групповую терапию с использованием рисунка такая же, как и в традиционных вербальных группах, состоит в том, чтобы указать или объяснить поднятые вопросы, а также в создании атмосферы принятия и понимания. Начальные инструкции относительно рисунка должны содержать намеки и обеспечивать структуру; это правило касается первых занятий каждой группы. Применение вначале рекомендаций рисовать сопутствует позднейшей вербальной коммуникации, поскольку благодаря им участники могут приоткрыть скрываемые чувства и проблемы, не испытывая страхов. В группе, в которой используется рисунок — как и в любой другой — полное раскрытие происходит вначале по отношению к терапевту индивидуально; ведущий однако старается,


чтобы такие интеракции происходили между всеми членами группы.

Терапевт, использующий рисунок в группе, предлагает участникам выражать свои чувства спонтанно. Он однако не должен допускать деструктивного поведения, например, ломать принадлежности для рисования, уничтожать работы (за редким исключением, когда такой акт имеет терапевтическое воздействие) и так далее. Необходимо также ввести в группу определенные правила — например, наводить порядок на столах после завершения сессии. Это укрепляет у всех чувство соучастия и ответственности. Ведущий хранит рисунки в " безопасном месте", что положительно сказывается на атмосфере доверия и переносе. На каждой работе ставится дата, подпись и название, чтобы терапевт мог вернуться к ней в любой момент, если в этом возникнет необходимость.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ

ГРУППОВОГО ОПЫТА

Во время первых сессий групповой терапии с использованием рисунка можно выделить следующие стадии:

1) Знакомство с другими членами группы и ясное определение терапевтических целей. В случае использования арт-терапии терапевт может порекомендовать нарисовать автопортрет или символы, представляющие проблемы или способы их решения, собственное бессилие, любимые и ненавидимые вещи, или, нарисовав кружок, попросить: " Заполни свой мир". Другие рекомендации это: " Нарисуй то, для чего ты здесь" или " Нарисуй то, что ты хочешь изменить".

2) Совместное действие с остальными участниками. Оно может состоять в передаче листка по кругу, на котором каждый может что-нибудь дорисовать. Группа также может воспользоваться совместным рисунком на большом листе, прикрепленном на стене. К этому времени группа должна в основном объединиться настолько, что в состоянии позволить участникам всяческую свободу.

На этом этапе " совместных действий" была создана определенная композиция. Во время первой сессии каждого члена группы попросили обрисовать свою руку и затем " раскрасить ее, вырезать и поместить на большом листе бумаги


вместе с ладонями остальных". Вначале бумажные руки оказались далеко друг от друга. Когда ведущий порекомендовал провести изменения, участники стали сближать нарисованные ладони, что привело к увеличению нервного напряжения. Общий высокий уровень беспокойства и сопротивление относительно использования общего пространства выражались дрожащей линией и плохой координацией руки с карандашом. Также поведение группы в период выполнения этой работы указывала на общее беспокойство, поскольку участники слишком часто хихикали и болтали. Картина отражала также определенные сомнения относительно присоединения к группе у трех человек, работающих отдельно.

3) Выявление из рисунка ролей, которые играют участники группы. Анализируя определенные ключевые элементы рисунка, терапевт зачастую может определить динамику группы. Наиболее доминирующий участник будет вероятнее всего рисовать больше знаков, чем остальные, у него будет тенденция рисовать большие, помещенные в центр объекты. В то же время человек слабый и неконтактный имеет склонность ютиться на краю бумаги, стараясь ставить как можно меньше знаков. Лидеров группы также можно отличить по асертивному поведению: они решают, что нарисует группа, или чаще командуют во время общей работы. Личности, пытающиеся саботировать работу группы часто перечеркивают чужие рисунки или " наезжают" на них своими. Для разборчивости желательно, чтобы каждый член группы пользовался своим цветом. Чтобы углубить понимание ролей отдельных участников группы, терапевт может воспользоваться инструкцией: " Нарисуй себя в группе" или двойной рекомендацией: " Нарисуй, как ты видишь себя" и " Нарисуй, как, по твоему мнению, тебя видят другие".

Из рисунков 5.1 и 5.2 видно, что их автор считает себя несколько скромным и неуверенным, у него однако есть мнение, что окружающие видят его злобным.

Еще одной рекомендацией, предлагающей теснее работать в группе, является: " Нарисуй, каким ты видишь других членов группы". Она содержит элемент риска, поскольку может вызвать защитное поведение. Поэтому необходимо применять ее лишь когда в группе чувствуется взаимная поддержка. Конечно, поддержка развивается во время терапевтичес-


Рис. 5.1

Рис. 5.2

кого процесса, причем отнюдь не без значения здесь интервенции и суггестии ведущего. Терапевт, например, может попросить участников " нарисовать символ проблемы", а потом попросить передать листки по кругу, чтобы другие члены группы могли добавить свои " символы поддержки". Во время этого упражнения необходимо всегда советовать совместно обсуждать рисунки. Также важно, чтобы иногда рисовать на свободную тему, что помогает независимому функционированию в группе, разрешая выражать проблемы, которые терапевт мог бы не заметить.

На рис. 5.3 подрастающий мальчик представил, как он видит себя среди людей и в одиночестве. Что интересно, на рисунке " без людей" мальчик нарисовал себя в процессе рисования. В этом случае творческое действие служило, по видимому, защитой.


Рис. 5.3

Поскольку у него были художественные способности, это укрепило его чувство самооценки в группе. На основании рисунка были выдвинуты также другие гипотезы. Можно было, например, допустить, что когда мальчик пребывает среди друзей, он находится в центре внимания, проявляя лидерские черты или же в тот момент он лучше ориентировался чего ожидали от него окружающие.

Работы участников необходимо хранить в отдельных папках, возвращаясь к ним время от времени, например, на последней сессии или в момент, когда кого-нибудь покидает группу. Таким образом, группа как целое, а также каждый участник отдельно получают чувство общности; просмотр рисунков также помогает осознать авторам изменения, происходящие во время группового процесса. На такой последней встрече могут быть даны следующие рекомендации:

1) Выполните три отдельных автопортрета: первый — вы до терапии или находитесь на первых сессиях с группой; второй — в течение терапии; третий — теперь.


Рис. 5.4

2) Нарисуйте другого человека из группы в начале и в конце терапии.

3) Нарисуйте какое-нибудь иное " прощание" или " завершение", которое вы пережили когда-то.

4) Нарисуйте свои чувства, связанные с покиданием группы.

5) Представьте символически то, что вы получили от других участников группы.

6) Нарисуйте свои будущие цели, к которым вы будете стремиться, после того как покинете группу.

Рисунок 5.4 представляет чувства подростка, связанные с окончанием групповой терапии. Работа подтверждает внутреннюю спутанность в связи с депрессией и чувством утраты. Мальчик также открывает свой скрытый страх о том, что никто не будет по нему скучать. Из этих, на первый взгляд, очень эмоциональных утверждений, можно прочесть злость и низкое чувство самооценки автора.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ " ТРУДНЫХ" УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ

Терапевт, ведущий группу, всегда сталкивается с людьми, создающими особенные проблемы. Далее мы описываем несколько чаще всего встречаемых типов такого рода личностей и стратегий для них.

В случае человека, изолирующего себя от группы можно: 1) поделить группы на пары, далее постепенно увеличивая число работающих над одним рисунком; 2) изучать участников, попросив их нарисовать, как они чувствуют себя среди других и как в одиночестве; 3) попросить нарисовать рисунок, но вначале не заставлять проявлять вербальное участие.

Если кто-то ведет себя агрессивно, выражая свои эмоции, необходимо напомнить ему основное правило — нельзя уничтожать рисунки. Необходимо объяснить, что каждый рисунок важен формой экспрессии и необходимо его сохранить. Если несмотря на это человек уничтожил свою работу, терапевт должен — лично, если это необходимо — достать то, что осталось, из корзины для мусора, подчеркивая этим, что нельзя уничтожать и выбрасывать (символически) никакую часть собственного " Я" (в этом случае имеется ввиду способность самовыражения). Интерпретация терапевта помогает, если участник уже в определенной степени ему доверяет. Тогда можно порекомендовать ему представить свою злость в форме символа или спонтанных, полных экспрессии " каракуль". Необходимо отчетливо дать понять, что выражение злости таким образом совершенно естественно.

Чтобы противостоять взрывам злости агрессивного участника, также используется давление группы. Терапевт может получить поддержку других участников, попросив их символически представить на рисунке свой гнев. Выгнать агрессивную личность можно лишь в случае крайней необходимости, когда все остальные средства не срабатывают. Нельзя допустить, чтобы кто-либо чувствовал себя отброшенным лишь оттого, что ощущает злость. Если разозленный человек замыкается в гневе, необходимо позволить ему это. Терапевт однако должен пытаться интерпретировать его поведение или даже попросить остальных участников нарисовать, как они его интерпретируют. Только тогда, когда этот человек не в состоянии выразить свою злость символически и постоянно тормо-


зит продвижение группы, ведущий вынужден будет просить его уйти.

Встретившись с типичным выкриком " Но я не умею рисовать! ", терапевт должен объяснить участникам, что терапия не художественный конкурс и никто не будет оцениваться за технику исполнения работ; наоборот, каждая форма ауто-экспрессии приемлема. Если кто-то отказывается рисовать, ему можно помочь также, как и человеку, который пытается изолироваться — то есть, организовать работу в парах. Возможно, он чувствует страх перед творчеством, проявляет бунт или же боится регрессии, это проблемы для позднейшего анализа. Необходимо избегать любой борьбы за власть, которую может провоцировать такой человек. Попыткам смягчить такого типа конфликты помогает — как всегда — климат принятия, поддержки и отсутствия оценивания.

Если в группе есть " нервная" личность, которая постоянно говорит, мешая окружающим концентрироваться на своей работе, терапевт может попросить выполнять рисунки в полном молчании. Если участник почувствует себя " заблокированным" (что чаще всего необходимо объяснять высоким уровнем тревоги), ведущий просит нарисовать рисунок на свободную тему или организует неструктурированное, проективное художественное упражнение (например, техника " каракулей" ), которое дает ему информацию для дальнейшего анализа. Когда существует риск того, что некоторые участники будут слишком долго работать над своими работами, необходимо установить лимит времени. Необходимо запомнить, кто старается как можно скорее завершить работу, а кто заставляет ждать других; эти наблюдения могут впоследствии пригодиться во время интерпретации или подаче обратной информации.

РЕКОМЕНДАЦИИ РИСУНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ

Еще одним важным вопросом, который необходимо учитывать, являются возрастные различия. Дети в латентном периоде (от 6 до 9 лет) часто не в состоянии интерпретировать свои рисунки и лишь начинают учиться сотрудничеству, интеракции с ровесниками и вступлению в социум. Помня об этом, терапевт, работающий с детьми, должен сам выбрать


Рис. 5.5

лидера группы, не позволяя спонтанного появления лидера, что рекомендуется в группе со старшими. В группе детей необходимо стремиться к тому, чтобы роль предводителя передавалась по очереди различным участникам, учась таким образом новым общественным интеракциям.

Группа, составленная из маленьких детей, должна быть более структурирована и ориентирована на задание.

Необходимо старательно наблюдать за поведением детей во время работы и точно анализировать их рисунки, имея в виду скрытое содержание. Эта информация послужит реализации терапевтических целей. Встречаются, например, дети, которые не в состоянии контролировать быстрый импульсивный рисунок, им это быстро надоедает и их работа очень хаотична. Терапевт, работая с такого типа ребенком, должен организовать его действия, предлагая ему сначала выполнить простые задания, систематически увеличивая степень сложности, что помогает развитию самоконтроля. (Детей с такого типа проблемами обычно легко определить на основании законченной общей работы всей группы. Если лидером во вре-


Рис. 5.6

мя этой работы был слабо контролирующий себя ребенок, рисунок будет существенно неупорядочен).

Маленький ребенок в состоянии графически представить проблемы, которые не смог бы выразить в словах — такие как, например, конфликт родителей или плохое обращение с ним родителей. В этой возрастной группе нужно пользоваться метафорическими рекомендациями для рисунка, помогающими переработать страхи, возникающие из проблем ребенка. Сигналами таких страхов являются, например, рисунки, на которых постоянно появляются чудовища. В таких случаях терапевт может порекомендовать ребенку нарисовать безопасное место, недоступное для чудовищ, а далее обсудить чувства, возникающие от полученного таким образом чувства безопасности. Рисунок 5.5 это работа 6-летнего мальчика, рисующего только огромных " монстров-матерей", дышащих огнем на своих " монстров-детей". Это было симптоматично для


отношений этого мальчика с его матерью. По просьбе терапевта маленький пациент нарисовал дерево и нору под ним, где " монстр-ребенок" мог спрятаться.

Группы, составленные из подростков, более ориентированы на самоанализ поскольку в этом возрасте рисунки становятся более символичными, выражая и объясняя внутренние конфликты. Проблемы, появляющиеся чаще всего в это время, это:

1) неуверенность в собственной идентичности, что требует таких рекомендаций как: " Нарисуй, кто ты (то есть, что любишь, чего не любишь, свои сильные и слабые стороны, что чувствуешь); нарисуй свою маску и то, что под ней кроется; нарисуй свой мир, нарисуй свои цели; нарисуй, как ты видишь себя через 5 лет"; 2) проблемы с сексуальной идентифи-

Рис. 5.7


кацией — работа над этим вопросом хорошо идет в группах подростков одного пола, когда участники не стесняются говорить на эту тему, а инструкции могут касаться рисунков " идеального парня" или " идеальной девушки", что помогает поддержать беседу об отношениях между полами; 3) бунт против авторитетов и стремление к независимости — в этом случае терапевт разрешает обычно более свободный выбор тем для рисунков.

Рисунок 5.6 представляет фантазии 17-летнего мальчика, который представляет себя через 5 лет в тюрьме. Во время, когда возник рисунок, автор был в глубокой депрессии. Группа начала обсуждать его пессимистический взгляд на будущее, и началась важная дискуссия, благодаря которой молодой человек получил немного надежды. На рис. 5.7 16-летний парень нарисовал свою маску. Что интересно, он видел у себя целых три маски — " позитивный парень", " крутой" и " отвязанный" это характерно для подростков, у которых есть склонность манипулировать другими и которые знают, как в различных ситуациях играть разные роли.

Старшие люди обычно характеризуются большим сопротивлением самовыражению посредством рисунка. Частично это происходит от того, что они очень давно не занимались этим, считая это детским занятием. Более пожилой человек также менее открыт к изменениям, хотя при определенном старании сопротивление можно побороть. Иногда терапевт просит нарисовать воспоминания (хорошие и плохие), чтобы облегчить процесс подитоживания собственной жизни

Рис. 5.8


Рис. 5.9

(Landgarten, 1981). Воспоминание прошлого и укрепление его в форме рисунка укрепляет чувство тождественности.

На рис. 5.8 18-летняя женщина представила дом своего детства. Дрожащая линия была вероятно следствием диски-неза, признаки которого проявлялись у нее довольно выразительно. На рисунке доминировал красный цвет, указывающий на чувство злости. На встречах группы женщина часто выгружала свой гнев, вызванный необходимостью находиться в больнице. Выполняя этот рисунок, она рассказала о многих событиях из своих детских лет. Это дало импульс группе привести также свои воспоминания.

Можно также порекомендовать и пожилым выполнение более выразительных рисунков, таких как " каракули". Можно также попросить изобразить фрустрацию, вызванную своим возрастом (например, возрастающую зависимость от окружающих). В случае работ, выполненных коллективно пожилыми людьми, необходимо акцентировать внимание на достижении, каким является создание работы, которую могут смотреть другие люди. Иногда терапевт даже предлагает уча-


стникам группы поместить рисунки в рамки и сделать свою

выставку.

Начиная работу с пожилыми людьми, необходимо хорошо обдумать вопрос о принадлежностях для рисования. Случается, что движения пальцев ограничены (например, страдающие артритом с трудом держат карандаш); в этом случае лучше использовать пастель или ручку, которые не нужно так сильно прижимать к бумаге (Landgarten, 1981).

ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ

Нижеописанный случай касается введения рисунка в групповую терапию взрослых в открытой системе. Вначале она проводилась лишь психологом; позднее к нему присоединился арт-терапевт. Сессии были ограничены во времени от 1 часа 15 мин. до 1 часа 45 мин. Участники группы имели достаточно времени, чтобы отреагировать на работу других и обсудить ее, поскольку исполнение рисунка обычно занимало полчаса (в зависимости от рекомендации). Также был необходим определенный резерв времени для того, чтобы навести порядок после занятий.

Группа насчитывала шесть человек от 30 до 40 лет, образованных, интеллектуальных и с творческим подходом к жизни. Терапия концентрировалась на их личных проблемах в сфере человеческих отношений и профессиональной жизни. Все участники страдали приступами депрессии и страха.

Приведенные ниже примеры иллюстрируют некоторые описанные в данной главе этапы группового процесса.

ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК

Лин нарисовал домик в горах, где он прятался, чтобы " испытать немного спокойствия" (рис. 5.9). Способ исполнения линий указывал на высокий уровень тревоги, которую он испытывал в первой фазе терапии. Выбранная тема также говорила о склонности к избеганию интерперсональных контактов в ответе на стресс. Со временем Лин приоткрыл перед остальными участниками группы историю своего пристрастия к алкоголю, из-за которого иногда неделями не выходил из дома.

Джим показал на своем рисунке, как он видит мир — " с расстояния в полметра и, мягко говоря, спутанно". Он при-


Рис. 5.10

знался, что такой стиль отношений продолжался " как для него слишком долго". Рисунок был разделен на две части (см. рис. 5.10). Верхняя представляла будущее, нижняя — серьезные эмоциональные нарушения в прошлом (когда у него распознали шизофрению). Для обоих ведущих терапевтов важной являлась информация о том, что Джим неоднократно был госпитализирован из-за попыток самоубийства. Этот факт поддерживал гипотезу о том, что разделение рисунка может указывать на пограничную личность, характерной особенностью которой являются признаки самоубийственных тенденций. Другая черта рисунка — отсутствие цветов — говорила о скрытой депрессии. Джим однако осознавал путаницу, представленную на рисунке, что указывало на то, что в первой фазе терапии он функционировал относительно хорошо.

На рисунке 5.11 Хенк нарисовал одноколесную машину, загруженную деревом, подписав " Вот наше солнце превра-


щает зиму нашего неудовольствия в прекрасное лето". В этой работе можно было обнаружить автопортрет Хенка, представившего себя в виде машины, содержащей знания, но не имеющей направления. Действительно, трудно было определить, в какую сторону направляется этот транспорт, который к тому же одним концом тащился по земле. На этом конце находится отверстие в форме рта, который обычно указывает на проблемы с достижением независимости. В углу листа находится дом со знаком вопроса, что, вероятно, символизирует трудности в отношениях с женой. Различие в размерах обоих нарисованных объектов возможно указывает на роль, которую Хенк приписывает каждой из этих проблем.

РИСУНОК КАК ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 813; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь