Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРОБЛЕМ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Во время группового процесса воспользовались инструкцией, которая должна была помочь участникам в распознании своих слабых и сильных сторон. Попросили всех нарисовать периоды, когда они были более всего " целостны" и Рис. 5.11 Рис. 5.12 наиболее " раздроблены". Рисунок, описанный ниже, возник в ответе на стратегию интервенции. Представляя период " раздробленности", Луис нарисовала разозленный персонаж с взрывающимися наружу линиями (см. рис. 5.12). Эта картинка должна была представлять ее разрыв с любовником. Период " целостности" был показан как " не слишком разозленный" персонаж, заключенный в форму мандалы (см. рис. 5.13). Рассматривая каждый рисунок в отдельности, можно заметить, что и в самое тяжелое время Луис могла замкнуть свою злость в ромбовидной форме, окружающей фигуру. Группа подала мысль, что такая способность к тотальному контролю своих эмоций (что подтверждал рисунок) могла иногда создавать проблему, поскольку Луис имела склонность сдерживать полное выражение искренних чувств. Следующая рекомендация на этом этапе группового процесса требовала нарисовать важнейшие " проблемы" или " чувства". Работы, которые были сделаны, открывали важнейшие скрытые конфликты каждого участника. Например, на рисунке, представляющем главную проблему Хенка, мужчина-атлет, стоящий на краю пропасти, сталкивал другого (более слабого) в нечто вроде раскрытой пасти, что Хенк определил как трамплин (см. рис. 5.14). По Хенку, трамплин символизировал его способность выходить из каждой эмоциональной проблемы. Группа одна- Рис. 5.13 Рис. 5.14 ко считала, что прыгая на трамплине, нельзя слишком хорошо контролировать движения. Рисунок являлся конкретным доказательством скрытого чувства отсутствия контроля, хотя вербальная интерпретация Хенка была пробой утаить это, объясняя его " отталкиванием от дна". На своем рисунке Хенк написал: " Люди, управляющие нами, глупы". Персонажи без лиц ясно указывали отсутствия решительного чувства самоидентичности; указывая также на переживаемое Хенком чувство беспомощности и злость из-за увольнения с работы. В свою очередь Надя, в ответ на ту же инструкцию, представила свои доминирующие " чувства", рисуя себя стоящей на краю обрыва, подписав рисунок " На краю безумия" (см. рис. 5.15). Такой рисунок сигнализировал мысли о само-убийстве, и терапевт обя- Рис. 5.15 Рис. 5.16 зан проверить, действительно ли автор чувствует настолько сильное угнетение, чтобы посягнуть на свою жизнь. Следующая рекомендация должна была дать участникам группы точку отсчета, относительно которой они могли бы определить свои проблемы, конфликты и цели. Их попросили нарисовать или " проблему и ее решение", или " прошлое и будущее" относительно проблем. Джим нарисовал " проблему и ее решение" в виде колонны (см. рис. 5.16). У ее основания s автопортрет со знаком вопроса, отражающим непонимание. Колонна со знаком доллара символически представляет решение. Шаровидная форма на верхушке символизирует " стиль жизни", о котором мечтает Джим. С обеих сторон автопортрета нарисованы предметы и ступеньки, которые должны помочь ему взобраться на колонну. Рисунок симметричен, что интерпретируется как признак интегрированной личности. Верхушка колонны однако кажется недостижимой, что указывало на скрытое чувство беспомощности. Когда Лин нарисовал " прошлое и будущее", оказалось, что его прошлое имело одно направление. Эта ситуация не давала ему удовлетворения жизнью и намекала на недостаточные способности к адаптации (см. рис. 5.17). Будущее, нарисованное им, распространялось во всех направлениях и это состояние лучше удовлетворяло Лина. Рисунок напоминал взрыв, что указывало на возможность наличия злости; терапевт поднял этот вопрос во время общего обсуждения работ отдельных членов группы. Рис. 5.17 РИСУНОК, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ ИНТЕРАКЦИИ В ГРУППЕ, И ПОСТРОЕНИЕ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ Рисунки, передаваемые друг другу участниками, в общем, укрепляют чувство общности в группе. Один из участников начинал что-то рисовать и далее передавал листок следующему, дополнявшему картину. Когда рисунок возвращался к тому, кто его начал, ему давали название. Необходимо сказать, что при выполнении таких " ходящих по кругу" рисунков каждый член группы пользовался своим цветом, что облегчало идентифика- Рис.5.18 цию. Примером такого упражнения является рисунок 5.18. Название его привело участников к конфронтации с собственными чувствами, касающимися того факта, что одна из ведущих — психолог — уезжала в отпуск. Создавая общий рисунок, участники открыли, что особенно их беспокоила перспектива остаться один на один со вторым ведущим — арт-тера-певтом, требующим от них рисунков. Это привело к чрезвы- Рис. 5.19 чайно плодотворной дискуссии об их страхах перед неконтро-лированным раскрытием перед терапевтом, который пришел к ним недавно и не был еще так хорошо знаком. Другой " ходящий по кругу" рисунок однако доказал, что группа способна на поддержку (см. рис. 5.19). Рисунок начала Надя, нарисовавшая тучу — символ грусти. Остальные участники добавили по очереди выходящее из-за тучи солнце, дружелюбный самолет и опекающий ветер, пытающийся раздуть тучу своим дыханием. Надя не осталась равнодушной к поддержке, она озаглавила рисунок " Безопасность и тепло". (До задания с общим рисунком она изолировалась и сторонилась группы). ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ Описанная группа еще встречалась (с короткими перерывами) целый год. Все участники испытали чувство поддержки и безопасности, которых не испытывали до создания группы. С помощью терапевта каждый член группы смог придать своей жизни более выразительное направление и цель. Участники научились использовать свои рисунки при решении конкретных проблем и получили ясную запись своего развития. Рисунки также обогатили конечную фазу группового процесса, пробуждая множество ценных воспоминаний и ассоциаций. Многие участники, благодаря собственному творчеству, смогли успешно бороться с проблемами, вызывающими у них пиковые эмоции, которых они раньше не могли описать словами. Благодаря рекомендациям рисовать, эти перегруженные эмоциями темы вышли на передний план и смогли стать целью терапевтической интервенции. Литература Anastasi, A. (1982). Psychological testing. New York: Macmillan. Appel, К. Е.. (1931). Drawings by children as aids in personality studies. American journal of Orthopsychiatry, 1, 129-144. Axline, V. M. (1969). Play therapy. Boston: Houghton Mifflin. Bateson, G. (1972). Steps to an ecology of mind. New York: Ballantine Books. Bender, I. (1938). A visual motor gestalt test and its clinical use. New York: The American Orthopsychiatric Association. Betensky, M. (1973). Self-discovery through self-expression. Springfield, Illinois; Charles С Thomas. Bolander, K. (1977). Assessing personality through tree drawings. New York: Basic Books. Buck, J. N. (1948). The H-T-P test. Journal of Clinical Psychology, 4. 151-159. Burns, K. C, Kaufman, S. H. (1970). Kinetic family drawings (K- F-D): An introduction to understanding children through kinetic drawing. New York: Brunner/Mazel. Burt, С (1921). Mental and scholastic tests. London: V. S. King and Son. Cane, К (1951). The artist in each ofus. New York: Pantheon. Caplan, G. (1964). Principles of preventive psychiatry. New York: Basic Books. Cardone, I., Marengo, J., Calisch, A. (1982). Conjoint use of art and verbal techniques for the intensification of the psychotherapeutic group experience. The Arts in Psychotherapy. 9 (4), 263-268. Corey, G. (1981). Theory and practice ofgfvup counseling. Monterey, California: Brooks/Cole. Dileo, J. H. (1983). Interpreting children's drawings. New York: Brunner/Mazel. Feder, E., Feder, B. (1981). The expressive arts therapies: Art, music and dance as psychotherapy. Englewood Cliffs, New York: Prentice-Hall. Fleshman, В., Fryrear, J. I.. (1981). The arts in therapy. Chicago: Nelson-Hall. Frank, I. K. (1948). Protective methods. Springfield, Illinois: Charles С Thomas. Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalyses. New York: Norton. Freud, S. (1958). The interpretation of dreams. New York: Basis Books. Gabel, S. (1984). The draw a story game: An aid in understanding and working with children. The Aits in Psychotherapy, 11, 187-1 Gardner, R. A. (1975). Psychotherapeutic approaches to the resistant child. New York: Jason Aronson. Goodenough, F. L (1926). Measurement of intelligence by drawings. New York: Harcomt, Brace and World. Gumaer, J. (1984). Counseling and therapy for children. New York: Macmillan. Haley. J. (1963). Strategies of psychotherapy. New York: Gmne and Stratton. Haley, J. (1976). Problem-solving therapy. San Francisco: Jossey- Bass. Haley. J. (1980). Leaving home: The therapy of disturbed young people. New York: McGraw-Hill. Hammer, E. F. (1967). Clinical applications of projective drawings. Springfield, Illinois: Charles С Thomas. Harris, D. B. (1963). Children's drawings as measures of intellectual maturity. New York: Harcourt, Brace, and World. Hathaway, S. R., Meehl, P. E. (1951). An atlas for the clinical use of the MMPI. Minneapolis: University of Minnesota Press. Jastak, J. E. Jastak. S. (1978). The Wide Range Achievement Test. Wilmington, Delaware: Jastak Associates. Jolles, I. (1971). A catalog for the qualitative interpretation of the H-T-P. Los Angeles: Western Psychological Services. Jung, С G (1971). The portable Jung. (Pod red J. Campbella. TL. R. F. С Hull). New York: Viking Press. Kellogg, R. (1970). Analyzing children's art. Palo Alto: Mayfield Publishing. Koch, K. (1952). The tree test: The tree-drawing test as an aid in psychodiagnosis. Bern: Hans Huber. Koppitz, E. M. (1968). Psychological evaluation of children's human figure drawings. New York: Grune and Stratton. Koppitz, E. M. (1984). Psychological evaluation of human figure drawings by middle school pupils. New York: Grune i Stratton. Kramer, E. (1971). Art as therapy with children. New York: Schocken Books. Kris, E. (1952). Psychoanalytic exploration in art. New York: International Universities Press. Kvviatkowska, H. Y. (1978). Family therapy and evaluation through art. Springfield, Illinois: Charles С Thomas. Landgarten, H. B. (1981). Clinical art therapy: A comprehensive guide. New York: Brunner/Mazel. Lindemann, E. (1944). Symptomatology and management of acute grief Americanjoumal of Psychiatry, 101, 141-148. Lyddiatt, E. M. (1971). Spontaneous painting and modeling: A practical approach in therapy. New York: St. Martin's Press. Machover, K. (1952). Personality projection in the drawing of the human figure. Springfield, Illinois: Charles С Thomas. Madanes, C. (1981). Strategic family therapy. San Francisco: Jossey- Bass. Minuchin, S. (1974). Families and family therapy. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Minuchin, S., Fishman, С (1981). Family therapy techniques. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Murray, H. A. (1943). Thematic Apperception Test. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press. Naumburg, M. (1966). Dynamically oriented art therapy: Its principles and practice. New York: Grune and Stratton. Oaklander, V. (1978). Windows to our children. Moab, Utah: Real People Press. Palmer, J. 0. (1970). The psychological assessment of children. New York: Wiley. Rhyne, J. (1973). Thegestalt art experience. Monterey, California: Brooks/Cole. Robbins, A., Sibley, L. B. (1976). Creative art therapy. New York: Brunner/Mazel. Rogers, С (1961). On becoming a person. Boston: Houghton-Mifflin. Rorschach, H. (1942). Psychodiagnostics. Bern: Verlag Hans Huber, 1942. Rubin, J. A. (1978). Child art therapy. New York: Van Nostrand Reinhold. Satir, V. (1967). Conjoint family therapy. Palo Alto: Science and Behavior Books. Schutz, W. (1961). On group composition. Journal of Abnormal and Social Psychology. 62, 275-281. Sobol, В. (1982). Art therapy and strategic family therapy. American Journal of Art Therapy, 21.23-31. Stone, B. (1982). Group art therapy with mothers ofautistic children. The Arts in Psychotherapy, 9. 31-48. Wadeson.H. (1980). Art psychotherapy. New York: Wiley. Wechsler, D. (1981). Manualfor the Wechsler Adult Intelligence Scale-Revised. New York: Psychological Corporation. Winnicott, D. W. (1971). Therapeutic consultations in child psychiatry. London: Hogarth Press. Wolff, W. (1942). Projective methods for personality analysis of expressive behavior in preschool children. Character and Personality, 70, 309-330. Yalom, I. D. (1970). The theory and practice ofgroup psychotherapy. New York: Basic Books. СОДЕРЖАНИЕ ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО................................................................4 ПРЕДИСЛОВИЕ..................................................................................6 ГЛАВА 1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ДИАГНОСТИКЕ И ТЕРАПИИ..................................................12 ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ........................................................................................ 12 ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ САМОВЫРАЖЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.................................. 12 ОТКРЫТИЕ ИСКУССТВА ПСИХОТЕРАПЕВТАМИ............................................. 14 ТЕРАПЕВТ. ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ИСКУССТВО — ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ.................................................................................................................. 15 РИСУНОК ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ДИАГНОЗА.......................................................... 17 ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ПОЛЬЗА РИСУНКА............................................................. 19 РИСУНОК И ДРУГИЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА.........................................................21 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ЦВЕТЕ....................................................................................22 ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ..........................................23 СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ...............................................23 ТЕХНИКА НАХОЖДЕНИЯ ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ, С КОТОРЫМИ ОБРАЩАЮТСЯ ЛЮДИ ДЛЯ КОНСУЛЬТАЦИИ...................................................24 РИСУНОК КАК ОЦЕНКА КОГНИТИВНОЙ ЗРЕЛОСТИ......................................26 РИСУНОК КАК ПРОЕКТИВНАЯ ТЕХНИКА..........................................................27 НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ..........................................................................29 НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ РИСУНКА. ДАЮЩИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКУЮ ИНФОРМАЦИЮ................................................................29 РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ ГУДЕНАУ-ХАРРИСА..........................................................30 НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА.................................................................................................32 НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА ПОД ДОЖДЕМ"................................................................37 ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК....................................................................................41 ДОМ..................................................................................................................................42 ДЕРЕВО............................................................................................................................46 ЧЕЛОВЕК........................................................................................................................51 " НАРИСУЙ СЕМЬЮ"...................................................................................................56 РИСУНОК НА СВОБОДНУЮ ТЕМУ.........................................................................61 " КАРАКУЛИ".................................................................................................................64 ИГРА В РИСОВАНИЕ ИСТОРИИ...............................................................................66 ВЫВОДЫ.........................................................................................................................70 ГЛАВА 3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ.................................72 ЦЕННОСТЬ РИСУНКА ДЛЯ ПСИХОТЕРАПИИ....................................................72 НАЧАЛЬНЫЕ ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ..............................................................73 ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ..............................................................................................74 БЕЗ ТЕРАПЕВТА...........................................................................................................75 ПОЗИЦИЯ ТЕРАПЕВТА, ПРИМЕНЯЮЩЕГО РИСУНОК.................................... 76 ПОБУЖДЕНИЕ К СПОНТАННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЮ ФАНТАЗИИ............. 77 ПОМОЩЬ В РАЗВИТИИ.............................................................................................. 77 СОЗДАНИЕ ОСНОВ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ........................78 РАБОТА НАД ИНТЕРПРЕТАЦИЕЙ И СОЗДАНИЕ ОТНОШЕНИЙ...................79 РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ..................................................................................81 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ФОРМ ИСКУССТВА.........................83 ВЫРАЖЕНИЕ ПЕРЕНОСА..........................................................................................84 ПРОЦЕСС ПЕРЕРАБОТКИ ПРОБЛЕМЫ.................................................................. 87 КОНЕЧНАЯ ФАЗА........................................................................................................89 ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В КРАТКОСРОЧНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ВО ВРЕМЯ ПЕРЕКРЕСТНЫХ ИНТЕРВЕНЦИЙ............................................................90 СЛУЧАЙ ДАВИДА........................................................................................................94 ГЛАВА 4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА В СИСТЕМНОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИИ................................... 115 СЕМЬЯ, ФУНКЦИОНИРУЮЩАЯ ПРАВИЛЬНО. И ДИСФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СЕМЬЯ..................................................................... 115 РОЛЬ ТЕРАПЕВТА...................................................................................................... 117 ПРОЦЕСС ОЦЕНКИ СЕМЬИ.................................................................................... 118 ОЦЕНКА СЕМЬИ ПРИ ПОМОЩИ АРТ-ТЕРАПИИ............................................ 120 РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ РИСУНКА. В ОЦЕНКЕ СУПРУЖЕСКИХ ПАР................................................................................................. 123 РИСУНОК В ПРОЦЕССЕ ОЦЕНКИ СЕМЬИ.......................................................... 126 ВЫБОР МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ.............................................................................. 128 КОМБИНИРОВАНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ СО СТРАТЕГИЧЕСКОЙ СЕМЕЙНОЙ ТЕРАПИЕЙ.............................................. 137 ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ................................................................................................ 138 ГЛАВА 5 ПРИМЕНЕНИЕ РИСУНКА В ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ............ 151 ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ.............................................. 152 ПЛАНИРОВАНИЕ ГРУППОВОЙ ТЕРАПИИ......................................................... 153 ЭТАПЫ ГРУППОВОГО ПРОЦЕССА....................................................................... 154 ПОЛЬЗА ОТ ВВЕДЕНИЯ РИСУНКА В ГРУППОВУЮ ТЕРАПИЮ.................... 156 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОГАЩЕНИЯ ГРУППОВОГО ОПЫТА.............................................................................................. 158 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РИСУНКА ДЛЯ " ТРУДНЫХ" УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ........................................................................................................................ 163 РЕКОМЕНДАЦИИ РИСУНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ................ 164 ОПИСАНИЕ СЛУЧАЯ................................................................................................ 170 1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ РИСУНОК............................................................................ 170 2. РИСУНОК КАК ПОМОЩЬ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОБЛЕМ И ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ.................................................................................. 172 3. РИСУНОК, ОБЛЕГЧАЮЩИЙ ИНТЕРАКЦИИ В ГРУППЕ, И ПОСТРОЕНИЕ ЧУВСТВА ОБЩНОСТИ............................................................. 176 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ...................................................................... 178 ЛИТЕРАТУРА.............................................................................................. 179 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы