Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Различать систему и её создателя ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8
Выше уже приводился один из доводов противников реализации системы Макаренко в широкой воспитательной практике: «Чтобы работать по системе Макаренко, надо быть вторым Макаренко». Если встать на эту ложную точку зрения, то действительно надо отказаться даже от попыток работать так же успешно, как это делал создатель эффективнейшей воспитательной системы. Этот предрассудок демобилизует педагога вместо того, чтобы помочь ему понять и освоить поистине эффективную систему воспитания. Опыт успешной реализации системы Макаренко его последователями, работавшими в разное время и в разных условиях, говорит о том, что при хорошей подготовке руководителя воспитательного учреждения к деятельности на основе макаренковской системы результаты работы получаются великолепные ( ). Эти факты доказывают, что система Макаренко может хорошо «работать» не только в руках её создателя. Есть и другие веские доказательства определённой независимости этой системы от личности самого Макаренко. Чтобы понять это, надо вспомнить обстоятельства, при которых была создана эта система. Рождение системы Макаренко не было случайностью, связанной только с появлением в педагогике этой уникальной личности. Не только Макаренко, но и многие другие педагоги в 20-е годы прошлого века искали новые пути решения воспитательных задач, поставленных той эпохой. После Октябрьской революции, провозгласившей курс на построение общества справедливости и социального равенства всех граждан страны, общества всеобщего труда и народовластия – социалистического общества – остро встал вопрос о системе подготовки всего населения страны и особенно подрастающих поколений к жизни в новых условиях. Задача состояла в том, чтобы обеспечить повышение общей культуры широких народных масс, уровня образования и воспитания и взрослых, и детей. Без решения этой задачи было невозможно реализовать фундаментальную идею социалистической революции – вовлечение всех трудящихся в активную и сознательную работу по строительству нового общества, в котором трудящиеся должны стать не рабами или слугами господ, а хозяевами своей жизни и своей страны. Как решать эту сложнейшую задачу? – вот вопрос, который остро встал в начале 20-х годов и перед властью, и перед педагогами. В вопросах обучения эта проблема решалась относительно просто. В короткие сроки были разработаны новые учебные планы и программы, которые вытекали из целей построения нового общества. С воспитанием дело обстояло значительно сложнее. Конечно, государство (прежде всего, Наркомат просвещения) в самом общем виде сформулировало в руководящих документах основные задачи, формы и методы обучения и воспитания. Важным ориентиром в решении этих вопросов была и речь Ленина на 3-м съезде комсомола в октябре 1920 года, а также выступления наркома Луначарского и других руководителей системы образования. Однако искать конкретные пути решения этих задач приходилось «на местах», в учебно-воспитательных учреждениях всех типов. Каким путём шёл к своей воспитательной системе Антон Семенович мы знаем из произведений самого Макаренко, а также из документов и многочисленных исследований макаренковедов. Но не только Макаренко вёл подобные поиски. На просторах России, а потом и СССР работали многие тысячи школ и учебно-воспитательных учреждений разных типов, в том числе и таких, в каком работал Макаренко. Среди руководителей учреждений образования было немало педагогов самоотверженных, творческих, преданных делу воспитания. Они, как и Макаренко, тоже находили немало интересных решений в вопросах воспитания. Макаренко, в меру своих возможностей, внимательно следил за успехами своих коллег по профессии, сравнивал свой опыт с опытом других. Известно, что ему довелось своими глазами видеть коллективы, в которых дело воспитания было поставлено великолепно ( ). В числе наиболее успешных в этом отношении учреждений он называл Болшевскую коммуну, в работе которой по существу были реализованы многие из тех основных принципов, на которых строилась работа и в колонии им. М.Горького. Таким образом, система Макаренко – это не случайное явление, связанное только с личностью её создателя, а закономерный результат развития теории и практики воспитания, пример того, как наука и передовой опыт отвечают на требования жизни, на социальный заказ своего времени, государства и общества. Сказанное ничуть не принижает талант и заслуги Макаренко перед наукой. Речь идёт о том, что воспитательная система Макаренко, будучи созданной и многократно проверенной опытом на её эффективность, перестала быть как бы частью самого Макаренко, его неповторимой личности. Особая значимость этой системы состоит не только в её эффективности, но и в её подлинной научности. Это подтверждено практикой. А практика, как известно, является важнейшим критерием истины. О подлинной научности системы Макаренко свидетельствует не только проверка её опытом, практикой, но и самый пристрастный теоретический анализ. Заслуга Макаренко перед наукой, уникальность подвига этого педагога-учёного состоит в том, что он, опираясь на свою общенаучную и философскую подготовку, раньше и лучше других сумел осмыслить и реализовать на практике основной закон воспитания, открытый философами, отобрал всё лучшее, что было до него в педагогической и смежных с нею науках и на этой основе осуществил небывало успешный социально-педагогический эксперимент, продолжавшийся полтора десятилетия. Всё это и стало основой его воспитательной системы, которая при всей очевидной её убедительности и эффективности не понята до конца потомками Макаренко до сих пор. Как бы предвидя те трудности, которые возникнут у его последователей, Макаренко совершил ещё один подвиг помимо основного, научного. Он не только создал свою систему, но и выполнил роль летописца истории её возникновения и развития, истории борьбы за реализацию системы, историю побед и поражений в этой борьбе. Причём сделал это в художественной форме, а не только в виде отчётов, статей, выступлений и т.п. Разумеется, равняться на Макаренко во всех многогранных его талантах невозможно. Но ведь от рядового руководителя учебно-воспитательного учреждения этого и не требуется. А освоить уже созданную и проверенную опытом воспитательную систему Макаренко и реализовать основные её элементы с учётом реальных условий места и времени – дело вполне посильное для хорошо подготовленного и добросовестного педагога-руководителя. Законы Архимеда, Ньютона и других великих учёных носят имена тех, кто открыл эти законы. Но ведь эти законы в реальной жизни действовали и до их открытия. Сегодня мы используем эти законы не из уважения к именам открывателей, а потому, что это объективные законы природы, действующие неумолимо, независимо от желания и воли людей. Воспитательная система Макаренко подобна этим законам природы, только она действует в более сложной сфере действительности – в системе воспитания человека. Объективный закон природы, устанавливающий прямую зависимость внутреннего облика человека (качеств его личности) от характера его жизнедеятельности (образа жизни) действовал всегда, начиная с первых шагов первобытного человека, хотя науке этот закон стал известен лишь в середине 19–го века. Педагогика по существу до сих пор игнорирует этот закон и этим ослабляет себя как науку. Макаренко первым из педагогов в полной мере оценил роль этого закона для теории и практики воспитания. Из области философии он решительно перенёс этот закон в теорию и практику воспитания и на этом гранитном фундаменте выстроил многофункциональное, прочное и красивое здание своей воспитательной системы. Задача новых поколений макаренковедов и педагогов вообще, видимо, состоит в том, чтобы до конца понять эту систему и научиться реализовывать её в новых условиях. Приближается время, когда система Макаренко, обогащённая новыми открытиями и опытом его последователей, популярно изложенная для педагогов-практиков, превратится в общепринятую научную систему эффективного воспитания. Система эта хороша не потому, что её создал выдающийся педагог и философ Макаренко, а потому, что она построена на основе объективных законов, делающих её поистине научной и эффективной. Философский анализ системы Макаренко должен помочь нам чётко различать, с одной стороны, саму эту универсальную воспитательную систему, готовую и сегодня, и завтра безупречно «работать» в руках хорошо подготовленных педагогов-воспитателей, и, с другой стороны, славное имя её создателя, который прекрасно сделал своё дело и занял заслуженное почётное место в истории мировой педагогической науки. Созданная им система может и должна служить людям так же надёжно и бесконечно, как служат нам все познанные наукой объективные законы природы.
О философской методологии
Интернациональная армия макаренковедов сделала уже очень много для помощи педагогам-практикам в реализации системы великого реформатора воспитания. Однако факт игнорирования большинством педагогов воспитательной системы Макаренко требует поиска причин существования этого факта. Логика поиска подводит нас к необходимости углублённого анализа сущности системы Макаренко и истоков её поразительной эффективности. Отсюда вполне понятен повышенный интерес макаренковедов к исследованию методологических аспектов системы Макаренко. В этом отношении заслуживает внимания и максимальной поддержки выпуск серии брошюр «Наследие А.С.Макаренко: современная разработка и перспективы (в аспекте методологии педагогики) под редакцией А.А.Фролова и Е.Ю.Илалтдиновой. Эта инициатива лаборатории «Социальная педагогика А.С.Макаренко», плодотворно работающей уже много лет в Нижнем Новгороде, очень своевременна и полезна с точки зрения рассматриваемой в нашем материале проблемы. Приступив к анализу методологических основ системы Макаренко, исследователи неизбежно сталкиваются с серьёзными трудностями, хотя, может быть, и не всегда осознают их. Дело в том, что конкретно-научный (педагогический) уровень методологии, на котором сосредоточены сегодня основные усилия макаренковедов, ограничен в своих возможностях для анализа системы Макаренко, если педагогическая методология органически не связана с методологией философской. И проблема здесь не только в том, что философская методология по отношению к конкретно-научной является высшим уровнем методологии (хотя и в этом тоже). Главная проблема в том, что в 20-х годах, когда Макаренко создавал свою систему, он опирался в своих научно-педагогических поисках непосредственно на методологию философскую. Поэтому если мы хотим до конца понять систему Макаренко и её методологические основы, необходимо осуществить анализ его системы не только в аспекте методологии педагогики, но и сквозь призму философской методологии. Для того чтобы сделать это, надо помнить, о какой именно философской методологии идёт речь. Выше уже было сказано о том, что Макаренко опирался на философию марксизма. Именно она и выполняла методологическую функцию в трудных научно-педагогических поисках, результатом которых и стала воспитательная система Макаренко. Философский анализ системы Макаренко, естественно, требует соответствующей подготовки того специалиста, который таким анализом занимается. В этом смысле макаренковедам необходима деловая помощь профессиональных философов, знакомых с проблемами воспитания и имеющих достаточное представление о воспитательной системе Макаренко. И это понятно: практически все макаренковеды (за редкими исключениями) являются профессиональными педагогами, а философская подготовка большинства педагогов, как правило, весьма поверхностна. По этой причине макаренковедам непросто самостоятельно осуществлять философский анализ педагогических явлений, в том числе и анализ системы Макаренко. Выход из этой ситуации состоит, вероятно, во встречном движении философов и педагогов. С одной стороны, необходимо участие философов-профессионалов в исследовании методологических основ системы Макаренко. С другой, -- педагогам-макаренковедам хорошо бы проявить некоторую любознательность по отношению к философии вообще, а к вопросам философской методологи воспитания – в особенности. Повышение философской культуры позволит макаренковедам использовать философское знание в качестве очень надёжного инструмента исследований самых сложных педагогических явлений, к числу которых относится и воспитательная система Макаренко.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 762; Нарушение авторского права страницы