Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Л. Теоретические основы моделирования социально-технологической культуры менеджера
Разработка концептуальной модели и системы управления формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера ставит ряд общеметодологических и теоретических вопросов. Прежде всего, для концептуального осмысления феномена социально-технологической культуры необходимо обозначить его место в предмете социологической науки. Полипарадигмальность современной социологии позволяет использовать несколько подходов к анализу сущности этого сложного социокультурного явления. Зафиксируем исходное для нас содержание понятий «парадигма» и «подход». Категорию «парадигма» в философию науки впервые ввел позитивист Г.Бергман, однако подлинный приоритет в ее использовании и распространении принадлежит Т.Куну в следующем концепте - система теоретических, методологических и аксиологических установок, принятых в качестве образца решения научных задач и разделяемых всеми членами научного сообщества, совокупность фундаментальных знаний, ценностей, убеждений и приемов, выступающих в качестве образца научной деятельности10. Подход в словарном толковании В.И.Даля, обозначает «идти под низ чего-то», т.е. находиться в основе. Подход, определяется некоей идеей, концепцией, принципом позицией, точкой зрения, обусловливающей исследование, организацию того или иного явления, процесса и центрируется на основных для него двух-трех категориях. Соотношение этих понятий определяется как соотношение уровней социологического анализа: научная парадигма может включать ряд подходов или методологических стратегий в анализе социальной действительности, которые, в свою очередь, соотносятся по принципу дополнительности. 1 Куп Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977. — С. 11.
Современная социологическая наука пред; гавлена тремя основными парадигмами: социологический реализм (объект исследования - общество, социальные системы, социальная структура, социальные институты), социологический номинализм (объект исследования - индивид, личность, социальные группы и общности), социологический конструктивизм (объект исследования - общественное сознание и поведение в условиях конкретной среды). Структура, урозни и понятийный аппарат каждой социологической парадигмы зависят от того, что считается объектом социологии как науки. Здесь начинается логика построения понятийного аппарата. В зависимости от того, какой аспект социальной реальности избран предметом анализа, основополагающим исходным понятием выступают общество или человек как личность, или синтез того и другого и их органическая целостность[71]. В соответствии с предметом нашего исследования объектом конструктивистского рассмотрения становится социальный агент - менеджер (следует различать понятия актора, исполняющего свои роли в своем статусе, и агента - метафора из химии, где агент есть вещество, участвующее в реакции), как далее неделимый элемент социального, носитель социальнс-технологической культуры, определенного типа сознания и поведения в условиях конкретной социальной среды, социальных институтов, в которых протекает его социальная и профессиональная деятельность. Конструктивистская парадигма обоснована в конце XX века, как попытка учета взаимосвязи между объективно-предметным социологическим реализмом и субъективно-ценностным социологическим номинализмом. Именно анализ феномена - «человек в обществе» - позволяет с наибольшей полнотой судить как о человеке, так и об обществе, причем эта ориентация на человека все больше и больше усиливается. В современной социологии эта тенденция находит отражение в работах А. Турена, 3. Баумана, П. Бергера, феномену взаимодействия (коммуникации) придал центральное значение Ю. Хабермас, еще большую определенность в ориентации на человека как основной предмет исследований социологии выразил Э. Гидденс, назваз ее «ослепительным и захватывающим предприятием, чьим предметом является поведение людей как социальных существ». Его концепция струк- турации, осуществляемой агентом, есть снятие противостояния личности и общества[72]. В отечественной социологии такая методологическая стратегия, выраженная кРнЧепИией социологии жизни, в определенной степени разд1еляется ю-Г. Волковым, С.А. Кравченко, С.И. Григорьевым, Г.Э-Дыльновым, Т.М. Дридзе, Н.И. Лапиным, Ю.М. Резником, Ж.Т. Тощенко'[73]. В ее центре - сознание и поведение человека в об]Щественной среде (макро-, мезо- и микроусловий) социальной жи13^ человека, то есть органического сочетания субъективных факторов и объективных условий, взаимоотношений общества и человека. Переход науки от классической к постнеклассической парадигме привел в социологии к выделёнию новой аналитической единицы социального. Если раньше yi^op делался на социальные структуры, то теперь обращается ВнИмание на деятельностную сторону социального актора, на его[74] действие, на событие[75]. С формированием конструктивистской парадигмы в общесоциальных теориях структурно-функцион1альная и институциональная составляющие начинают уступать приоритет деятельностно- субъектным и социально-культурным. Начиная с 60-х годов XX века, в теоретической социологии все более настойчиво утверждается концепция деятельностного (деятельностно-активистского) подход 3 к описанию, объяснению и пониманию социальной реальности социальных процессов. Суть этого подхода: отказ от концепции социальной истории как «естественно-исторического» процесс? 1 в пользу концепции «социально-исторического» процесса, в котором решающую роль играют социальные субъекты-деятели, ' включая науку, социальные движения, легитимных лидеров, массы обычных граждан. Этот подход существенно видоизмен^ет представления о взаимоотношениях между подсистемами.социокультурного целого, между объективными условиями общественного бытия и ролью во социальных агентов, своей практической деятельностью изменяющих социальные институты и себя самих. Деягельностно- активистский подход, по существу сформулированный молодым К. Марксом в его утверждении о том, что люди, рождаясь при одних обстоятельствах, своей практической деятельностью создают новые, иные обстоятельства общественной жизни, развивается сегодня в трудах Дж. Александера, М. Арчер, П. Бурдье, Э. Гидденса, П. Штомпки и др. Теоретики данного направления стремятся удержать многое из классики прошлого и начала нашего века, совместить макро- и микро- подходы к анализу социальных процессов. Деятельностный подход делает акцент на реальные поведенческие практики социальных агентов. Социальные субъекты своей практикой взаимодействий с другими людьми и с социальными институтами изменяют и институты, и сами изменяются. Деятельностный подход основан на убеждении, что главный способ активного (в сущности, адаптивного) взаимодействия человека с миром - это деятельность, благодаря которой появляется возможность не только целенаправленного преобразования природы, но и включения её в сферу культуры человека. Именно сквозь призму сложившейся системы ценностей личность воспринимает для себя значение того или иного объекта и выбирает соответствующий образ действия. Применительно к предмету нашего исследования указанные положения позволяют заключить, что основными социологическими категориями при описании феномена социально-технологической культуры современного менеджера являются категории социального действия и социального взаимодействия, а также ценностной базы деятельности, то есть культуры социальной деятельности. Кроме того, попытка интеграции субъективного и объективного начал деятельности (интенций и правил и ресурсов), учет потенциала социального действия агента (ресурсы и капитал) и составляющих социального контекста деятельности, а также мысль о том, что социальные практики есть деятельностная основа существования общества, предложенные теоретиками дея- тельностно-активистского подхода позволяют выделить в структуре социально-технологической культуры интенциональную составляющую и объективную, задаваемую социальной средой и в совокупности представляющую собой социальный капитал, используемый в структуре социальных практик. Однако, как справедливо отмечает М.Арчер, вопросы взаимосвязи деятельности и культуры теоретиками деятельностно- активистского подхода разработаны недостаточно. Восполнить этот пробел при разработке методологической стратегии исследования сущности социально-технологической культуры менеджера позволит обращение к социокультурному подходу анализа социальной реальности, то есть пониманию общества как единства культуры и социальности, образуемых и преобразуемых деятельностью человека. Суть этого подхода выразил П.Сорокин в книге «Общество, культура и личность: их структуры и динамика» (1947). Поясняя «родовую структуру» социокультурных явлений, он заключает: «Структура социокультурного взаимодействия... имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2) общество как совокупность взаимодействующих индивидов с его социокультурными отношениями и процессами и 3) культура как совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения. Ни один из членов этой неразделимой триады (личность, общество и культура) не может существовать без двух других»[76]. Многомерность человека получает здесь воплощение в методологической интеграции трех специфических форм (способов, измерений) человеческого бытия. Опираясь на этот фундаментальный синтез, Н.И. Лапин предлагает понимать под культурой совокупность способов и результатов деятельности человека (материальных и духовных: идеи, ценности, нормы, образцы и др.), а под социальностью - совокупность отношений каждого человека или социального субъекта с другими субъектами: экономических, социальных, идеологических, политических отношений, формируемых в процессах деятельности103. Исходным в социокультурном подходе является принцип человека активного (homo activus) - он близок к общефилософскому принципу деятельности, но специфичен тем, что акцентирует внимание на многомерности человека как био-социо- культурного существа и на элементах структуры личности как субъекта действий, а само действие субъекта понимается как компонент взаимодействия с другими субъектами, как имеющее значение для них и выполняющее определенные функции по отношению ко всем субъектам взаимодействий; тем самым, принцип homo activus одновременно является и принципом человеческого взаимодействия как простейшего, или родового социокультурного явления. Поскольку эти действия, по М.Веберу, имеют значение для других людей, то одновременно они суть взаимодействия и представляют собой, по П.Сорокину, клеточку всех социокультурных явлений. Субъектами действий/взаимодействий выступают как индивиды, так и социальные общности (группы, организации и др.). Принцип социокультурного баланса означает динамическое равновесие между культурными и социальными компонентами как условие устойчивости общества. Социокультурный подход не противостоит деятельно-акти- вистскому, а дополняет его. Более того, понимание человека как активного субъекта действия характерно и для Т. Парсонса, который делал акцент на структуре и функциях действия отдельного субъекта, тогда как П. Сорокин - на взаимодействии как родовой модели социокультурных явлений. Следующим уровнем в методологическом обосновании исследования сущности социально-технологической культуры в соответствии со структурой уровней социологического знания, предложенного Ж.Т. Тощенко[77], является уровень системных (обобщающих) социологических теорий, к которой автор относит и социологию управления. Она связана с решением особого класса задач - исследованием механизма регулирования социальных процессов в каждой из сфер общественной жизни и их элементов, требованием выявления и анализа специфических особенностей управления в конкретной сфере общества. Формирование социологии управления как социологической теории на основе развивающихся с давних времен предпосылок шло на протяжении всего XX века. Однако до настоящего времени трактовка ее предмета и круга изучаемых проблем остается дискуссионной[78]. В этом вопросе мы придерживаемся точки зрения А.В.Тихонова, который в соответствии с постнеклассиче- скими требованиями к построению научного знания, определяет управление как встроенный в социальный процесс, сознательно конструируемый и направляемый социокультурный механизм регуляции отношений между участниками совместной деятельности, сочетающий их интересы, организацию и самоорганизацию, формальные и неформальные нормы, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей. Ученый определяет объект социологии управления как «процесс институализации управления как социокультурного механизма поддержания и изменения социального порядка, повышения эффективности работы федеральных, региональных и местных органов управления, работы политических, экономических и общественных организаций», а предмет - «управляемость социальных объектов и процессов, закономерности функционирования и трансформации регулятивных механизмов, оптимально сочетающих интересы участников совместной деятельности, их организацию и самоорганизацию, формальные нормы и неформальные правила, достижение продуктивных целей и устойчивости социальных связей и отношений»" '. Онтологический аспект социальной реальности, с которым имеет дело социология управления, есть не что иное, как реальная управленческая практика, которая характеризуется шестью критериями: - эмпирической достоверностью (наглядностью существования таких элементов, как люди, занятые в управлении, их реальные практические действия, имеющие свои координаты места и времени, другие люди как объекты этих действий, занятые совместной деятельностью, некоторые данные, относящиеся к результатам управленческих действий); - повторяемостью (набором элементов и последовательностью их связи во времени, феноменом так называемого управленческого цикла); - инвариантностью, т.е. присутствием эмпирически достоверных и повторяемых элементов и циклов управления в самых разнообразных социальных формах и ситуациях; - каузальностью, т. е. наличием причинно-следственных связей между действиями субъекта управления, совместной деятельностью участников и ее результатами; - рефлективностью - постоянным присутствием в управленческой практике той или другой степени осознания смысла, значимости, целей и задач совместной деятельности, ее организации, результатов и действий по корректировке своей деятельности на основе когнитивных моделей; - организованной технологичностью практики управления, искусственно соединяющей в одну функционирующую и развивающуюся систему разнородные элементы (людей, средства и предметы деятельности, идеальные образы, планы, цели и задачи) путем разделения полномочий, распределения ресурсов, стимулирования индивидуальной и групповой активности в заданных направлениях и т. п. [79]. Таким образом, везде, где можно выделить социальные формы на основе этих шести критериев, мы можем говорить об эмпирической области, которой интересуется и занимается социология управления. В связи с такой особенностью практики управления, как повторяемость ряда явлений, в ней вырабатываются некоторые устойчивые схемы, которые становятся основой социальных технологий управления. Именно этот ракурс рассмотрения является ключевым для определения сущности социально-технологической культуры менеджера. Теория и практика социальных технологий представляет уровень специальных социологических теорий, предметом которых является общественные явления и процессы, характерные для конкретной сферы общественной жизни. В управлении общественными процессами социальные технологии играют особую роль - они способствуют организации и упорядочиванию целесообразной практической деятельности, направленной на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижения заданного результата. В работах по проблемам технологизации социального пространства[80] само понятие «социальная технология» определяется как процесс оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий (глобальных, внедренческих, обучающих, адаптационных и других), которые позволяют включать в этот процесс не то.лько познание, методы социальной диагностики, но и активные способы его изменения: мотивации, обучения, организации, как субъектов управления, так и социальных систем в целом. В этом ракурсе социально-технологическая культура предстает как определенный уровень овладения прикладными социальными технологиями. Именно такая узкая трактовка, на сегодняшний день, доминирует в научной литературе. Вместе с тем социально-технологическая культура проявляет себя в процессах управления экономическими, социальными, политическими и духовными процессами, в процессах совершенствования деятельности, в различных сферах - образовании, интеллектуальной деятельности. Являясь частью культуры, она в большой степени продукт науки управления, ее неотъемлемый элемент. Вбирая в себя эти особенности, она приобретает универсальный характер, распространяясь на процессы познания и преобразования социальной действительности, не подменяя культуру деятельности, делая акцент на принципе организации последней, поскольку динамизм и усложняющиеся задачи требу гот разработки новых принципов организации (технологий) деятельности. Таким образом, в широком смысле теория социально- тех-нологической культуры может быть концептуализирована как качество организации социального взаимодействия в ходе преобразовательной деятельности людей на определенном историческим этапе цивилизационного развития (рис. 2.1) и представляет собой социологическую концепцию, объектом которой выступает социальный феномен, проявляющийся в конкретных, отдельны: * явлениях и процессах, системно взаимосвязанную с обобщающими и специальными социологическими теориями. Постановка вопроса о социально-технологической культуре в социологической литературе является относительно новой. Впервые попытка анализа ее феномена была осуществлена в начале 90-х годов XX века в работах Н.С. Данакина" 4, JT.tf. Дятченко[81], В.Н. Иванова" 6 и В.И. Патрушева" 7, Г.Д. Ник- редина" 8, Ж.Т. Тощенко" 9 и некоторых других ученых, которые исследовали ее в ракурсе овладения и готовности к восприятию социальных технологии управленческими кадрами. Ученые, занимающиеся исследованием социально-техноло- гической культуры, приводят различные определения, обусловленные исходными теоретико-методологическими подходами авторов к ее анализу, а также сложностью и многоаспектностью данного явления. В научной литературе, на наш взгляд, сложились следующие подходы к определению сущности социально-технологической культуры. Л.Я. Дятченко, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, Ю.П. Сурмин, Ж.Т. Тощенко рассматривают социально-технологическую культуру с объективистских позиций, как инструмент развития социальных систем, отмечая ее особенность «стремиться в своем содержании интегрировать достижения технических и гуманитарных наук, применять интегрированные принципы не только к изучению социального пространства, но и к активному его обустройству в соответствии с целями развития социальных систем, смыслом человеческого существования»[82]. Так, В.Н. Иванов и В.И. Патрушев в своей работе «Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления» отмечают, что социально-технологические знания составят основу новой управленческой культуры XXI века[83]. Л.Я. Дятченко рассматривает социально-технологическую культуру как составляющую культуры современного человека, способствующую воспроизводству форм жизнедеятельности, направленных на гармонизацию отношений между человеком и экосоциальной средой[84].
Украинские ученые Ю.П.Сурмин и Н.В.Туленков, обосновывая ведущую роль социальных технологий в общественном развитии, говорят о социально-технологической культуре как об инструменте овладения новой парадигмой научного мышления и видения социальной реальности1'14. Т.Н. Морозова, Л.Г. Пуляева, О.П. Шамаева вычленяют личностный, субъективистский аспект социально-технологи- ческой культуры, анализируя ее как личностное образование, обеспечивающее достижение жизненных целей и готовность к эффективным действиям. О.П. Шамаева исследовала социально-технологическую культуру как готовность студентов к включению в социальные процессы и принятию самостоятельных решений[85]. В диссертационном исследовании Л.Г. Пуляева, связывает социально-технологическую культуру с овладением социальными технологиями управленческими кадрами как средством повышения эффективности организационно-управленческой деятельности126. Т.Н. Морозова, исследовав социально-техно- логическую культуру школьника, определяет ее как систему диспозиций личности, умений и навыков ее поведения, обеспечивающих достижение жизненных целей и благоприятные условия для саморазвития и проявляющихся в конкретных социальных действиях и взаимодействиях[86]. Еще одно направление в исследовании технологической культуры представлено педагогами И.Ю.Башкировой[87], В.Д. Симоненко, В.П.Овечкиным[88], М.В.Петровой[89], А.С. Ти- 131 132 хоновым, Ю.Л.Хотунцевым, Р.М.Чудинским и другими, которые в рамках образовательной области «Технология», рассматривают ее как уровень овладения учащимися простейшими производственными технологиями и способами преобразовательной деятельности. В.Д.Симоненко считает, что в социальном (широком) плане технологическая культура - это уровень развития жизни общества на основе целесообразной и эффективной преобразовательной деятельности людей, совокупность достигнутых технологий в материальном и духовном производстве; в личностном (узком) плане технологическая культура - это уровень овладения человечеством современными способами познания и преобразования себя и окружающего мира[90]. По мнению И.Ю.Башкировой, технологическая культура представлена в социально-культурном и личном плане. Е5 социально-культурном плане - это характеристика универсальной культуры, типичной для современной исторической эпохи, проявляющаяся как источник регулирования социального взаимодействия между людьми и природой. В личном плане - это уровень овладения человеком формами и способами социокультурной, профессиональной деятельности и их сознательного подчинения ценностным социокультурным приоритетам, уровень овладения общими формами реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления[91]. По мнению Р.М.Чудинского технологическая культура - это мера и способ самореализации личности во всех видах творческой деятельности и общении, направленных на освоение наиболее эффективных способов и оптимальных методов преобразования материи, энергии и информации в интересах человека, общества и охраны природы[92]. По определению Ю.Л. Хотунцева и А.С.Тихонова, технологическая культура - это культура преобразующей, творческой, природосообразной (экологически оправданной) деятельности по созданию материальных и духовных ценностей[93]. Однако, за пределами анализа этих авторов остался самый важный, на наш взгляд, аспект технологической культуры - социальный, определяющий предназначение любой технологии - способствовать развитию личности и социума, что позволяет определить их подход в определении сущности социально- технологической культуры как технократический. Отдавая должное труду ученых, занимающихся разработкой проблем социально-технологической культуры, следует признать, что существуя как термин в рамках социологии управления, в научной литературе еще не сложилось системное представление об этом феномене общественного развития XXI века, позволяющее проанализировать его проявления на всех уровнях социальной организации во взаимосвязи с различными социальными процессами, социально-технологическая культура до сих пор не получила своего системного методологического, теоретического и эмпирического обоснования. Определение феноменологического поля социально- технологической культуры личности как новой формы организации жизнедеятельности, ее места в структуре личности и социальной деятельности, способов, механизмов ее формирования позволит получить более детальное представление об организации социальных практик современных акторов, перспективах гармонизации социальных отношений и условиях эффективного включения в социокультурную среду, современные цивилизационные процессы посредством активизации внутренних резервов социального развития субъективного фактора. Для выполнения этой задачи необходимо «проникнуть внутрь» феномена и проанализировать его мультиструк- турную сущность. Анализируя феноменологическое поле социально- технологической культуры, мы воспользуемся методологическим приемом, предложенным П. Бурдье, который, вводя понятие социального поля, делает акцент на том, что это, прежде всего, логически мыслимая структура, своего рода среда, в которой осуществляются социальные отношения, а потом уже - реальные социальные, экономические, политические и другие институты13'. В связи с этим под феноменологическим полем социально-технологической культуры мы будем понимать комплекс когнитивных дескриптивных моделей, позволяющих системно описать данный феномен. В настоящее время нельзя назвать область человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не использовались бы методы моделирования. Особенно это относится к сфере управления различными системами, где основными являются процессы принятия решения18. Под моделью (от лат. modulus - мера, образец, норма) в широком смысле в науке принято понимать аналог, «заместитель» оригинала (фрагмента действительности), который при определенных условиях воспроизводит интересующие исследователя свойства оригинала. В определении Н.Н.Моисеева модель - «упрощенное, если угодно, упакованное знание, несущее вполне определенную, ограниченную информацию о предмете (явлении), отражающее те или иные его свойства»'39, «логические схемы, упрощающие рассуждения и логические построения, уточняющие природу явлений»[94]. В социологическом исследовании моделирование является методологическим инструментом, который должен «проявить образ предмета, сделать его ясно выраженным (эксплицированным), более четким и определенным. Предмет должен быть подвергнут своего рода системному анализу», который в данном случае понимается как синоним всестороннего подхода к объекту[95]. В результате объект изучения может быть представлен как «расчлененный на качественно различные элементы, связанные воедино в некоторую гипотетическую систему». Модели принято делить на содержательные и формальные. В данной работе основное внимание уделяется именно содержательным моделям, представляющим собой мыслительные образы объекта, сформулированные на естественном языке. Для выяснения специфики феномена социально-технологической культуры, необходимо выяснить соотношение ряда понятий, имеющих смысловое пересечение с исследуемым, то есть сформулировать его логико-семантическую модель. Идея системной организации исследования означает отказ от гегелевского линейного выведения одних категорий из других, от так называемого восхождения от абстрактного к конкретному. Для целостного осмысления проблемы анализа сущности и механизмов формирования социально-технологической культуры необходимо вместо принципа категориальной линеаризации, на наш взгляд, использовать принцип категориального кластирования1При этом каждый кластер рассматривается как определенный уровень иерархической организации методологии социологического исследования, тогда как внутри каждого кластера предполагается взаимодополнительность («равноправие») всех входящих в него категорий как элементов определенных смысловых структур. Первый кластер составляют философские категории «цивилизация», «культура», «технология», «деятельность», «личность», необходимые для концептуального осмысления социально-философских оснований феномена социально-технологи- ческой культуры. Во вторую группу входят категории системного подхода, с помощью которых можно концептуально осмыслить методологию исследования сложных социальных систем, системные свойства исследуемого явления и средства, позволяющие обеспечить рациональное управление: «система», «подсистема», «элемент», «взаимосвязь», «структура», «управление». Системный подход выступает удобным способом систематизации практики, конструирования технологий управления сложными социальными системами, но, как отмечает А.В.Тихонов, не является объяснительной методологией социальных процессов141. Поэтому для концептуального осмысления феномена социально-технологической культуры необходимо задействовать категории различных уровней и отраслей социального знания. Общесоциологические категории «социальная действие», «социальное взаимодействие», «социальное сознание», «социальное поведение», «социальная среда» составляют третий кластер, позволяющий осмыслить социальную природу технологической деятельности, базовые категории социально- технологической культуры. Специфику проявлений в преобразовательной, управленческой, профессиональной деятельности, а также управленческие механизмы формирования социально-технологической культуры можно «схватить» с помощью понятий теории управления - управление, обратная связь, принятие решения. Категории социологии управления позволят выявить особенности социокультурного механизма функционирования и формирования социально-технологической культуры, управляемость социальных объектов и процессов, закономерности функционирования и трансформации регулятивных механизмов, формальные нормы и неформальные правила, устойчивость социальных связей и отношений, социологические характеристики субъекта и объекта управления. Кластер категорий социальных технологий задает содержательное наполнение элементов социально-технологической культуры, основополагающие принципы организации деятельности (рациональное расчленение социального процесса на процедуры и операции, координация и синхронизация), механизмы оптимизации этого процесса. Кластер компетентностного подхода позволит системно представить результирующую основу процесса формирования социально-технологической культуры - «компетенция», «компетентность», «структура компетентностей», «ключевые компетентности». Связующим стержнем кластерной организации понятийного аппарата социально-технологической культуры является понятие «культура». Понятно, что мы лишь схематично наметили основы кластерной структуры категориального аппарата социально- технологической культуры, но предложенная систематизация категориального аппарата, на наш взгляд, позволит более четко и глубоко осмыслить природу этого социального феномена. Предлагая концепцию социально-технологической культуры, мы исходим из следующих положений. Исходное положение свидетельствует о том, что, поскольку социально-технологическая культура является одной из составляющих подсистем культуры общества, постольку, закономерности, присущие культуре в целом, являются также и закономерностями социально-технологической культуры, регуляторы культуры общества определяют и направленность формирования социально-технологической культуры. Второе положение характеризует место социально- технологической культуры в жизни общества, связанное в основном с предметной человеческой деятельностью. Деятельно- стная сущность проявляется во взаимообусловленном воздействии друг на друга двух процессов - деятельности и культуры, «приводящих к обоюдному прогрессу в их развитии по технологии, вырабатываемой культурой»14. Третье положение определяет, что ценностная трактовка социально-технологической культуры создает перспективу исследования внутренних оснований организации познавательной и преобразовательной деятельности. Четвертое положение связано с многоуровневостью изучения феномена социально-технологической культуры, проявляющегося как на уровне личности, так и на уровне социальных организаций, институтов и социальных систем в целом. Пятое положение ориентирует процесс исследования на раскрытие творческой сущности социально-технологической культуры. Творчество характерное для человека, является сутью культуры, в том числе и социально-технологической культуры, которая изменяется под влиянием внутренних и внешних факторов. В ней, как в любой сфере жизнедеятельности «действуют два начала - консервативное, обращенное к прошлому и поддерживающее с ним преемственную связь, и творческое, обращенное к будущему и созидающее новые ценности»[96], но лишь творческая составляющая социально-технологической культуры способствует принятию нестандартного решения в неординарных ситуациях. Шестое положение указывает на то, что, именно технологический аспект является смыслообразующим в концепции социально-технологической культуры. Культура общества опирается не на виды, а на способы деятельности, указывая на наличие у нее совокупностей специфических механизмов или регуляторов действия системы и соответствующей технологии их проявления и обеспечения саморазвития14*'. Многомерное содержание социально-технологической культуры может быть раскрыто через выделение различных аспектов его содержания. Познавательный аспект социально-технологической культуры позволяет представить ее как инструмент познания социальной действительности. Когнитивный аспект позволяет увидеть ее как совокупность знаний о социальных процессах, механизмах социального взаимодействия, социально-технологических инструментах. Праксеологический аспект социально-технологической культуры заключается в умении использовать имеющиеся знания в практической деятельности, в умении распорядиться специальными знаниями. Аксиологический аспект заключается в том, что в процессе социальной деятельности, социального взаимодействия происходит отнесение к ценностям, которые обладают положительной значимостью для личности, той или иной социальной группы, общества в целом и определяют характер социально- технологической культуры. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 746; Нарушение авторского права страницы