Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Посягательства на национально-культурное наследие народов
1. В последние годы человечество столкнулось с чрезвычайно острой проблемой. Речь идет о различных, мы подчеркиваем именно это, о различных посягательствах на национально-культурное достояние стран и народов. Причем эти посягательства совершаются внутри страны как гражданами, так и иностранцами. В ряде случаев граждане способствуют иностранцам, вывозящим культурные ценности из данной страны в другие государства. Побудительные мотивы к этому различны: от простого разграбления, завладения тем, что «плохо лежит», не охраняется, с целью обогащения и дальнейшей продажи до краж и хищений из музеев, государственных хранилищ, ограбления частных коллекций с целью нанесения ущерба данной стране (и в том и в другом случае основное — корысть). Западные миллионеры, коллекционирующие различные культурные ценности, закрывая глаза на то, что часто получают их от лиц, занимающихся преступным промыслом, устраивают выставки этих ценностей, не придавая значения тому, что это фактически награбленное имущество, что эта «демонстрация» стала возможной благодаря преступлению, которое нанесло ущерб не только и не столько частным лицам, сколько государствам и народам. Не следует упускать из виду, что подобные действия подрывают государственный суверенитет, право государства и народа на собственные культурные ценности, представляют собой не что иное, как организованное разграбление национальных богатств, создаваемых веками. Национальное достояние, памятники древней (и не только древней) культуры становятся разменной монетой на рынке капиталистического бизнеса. Нельзя не > > > 154> > > сказать, что кроме всего прочего это оказывает отрицательное влияние на неустойчивых людей и в социалистических странах; ради получения материальных выгод последние вступают в преступные связи с крупными и мелкими бизнесменами-грабителями из капиталистических стран, поднимающими руку на народное достояние. Говоря об этом явлении как сравнительно новом, мы должны сделать оговорку: новое по размаху, но, безусловно, существовавшее и ранее. Ряд юристов и деятелей культуры неоднократно пытались привлечь к нему внимание. В связи с этим необходимо сказать о роли замечательного русского художника Н. К. Рериха, явившегося инициатором принятия важнейшего международно-правового документа о защите памятников культуры от уничтожения, получившего наименование Пакта Рериха, проект которого впервые был опубликован в 1929 году. Вокруг этого документа шла длительная борьба. В результате в 1935 году США и 25 государств Латинской Америки подписали договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников. Волокита в Лиге Наций не позволила подписать его другим государствам. В ходе второй мировой войны выяснилось, что гитлеровцы пытались уничтожить все, что создавалось народами Европы в течение веков. Поэтому проблема заЩиты памятников прошлого, истории народов от современных варваров встала со всей остротой. В настоящее время появились последователи гитлеровцев, ополчившиеся на культуру и искусство прошлого и настоящего, культуру и искусство демократические и гуманистические. Так поступают современные фашистские режимы типа чилийской хунты и некоторые родственные им по духу режимы в Латинской Америке и в Азии. По этому пути идет, например, реакционное правительство Уругвая. Там и в некоторых других местах, как было в недавнем прошлом, начали пылать костры из книг. Правящая диктатура душит культуру своей страны, уничтожает памятники культуры других стран. Книги перемалываются на бумажную массу. Упоминания об изречениях национального героя Уругвая Хосе Артигаса запрещены. Издания всех прогрес- > > > 155> > > сивных писателей, писавших на испанском языке и о Латинской Америке—Гар'сиа Лорки, Пабло Неруды, Антонио Мачадо, Николаса Гильена, Сесара Вальехо и других, запрещены и подлежат уничтожению. За сохранение национально-культурного наследия нужно бороться. Его уничтожение как внутри какой-либо страны, так и на международной арене — преступно. 14 мая 1954 г. были подписаны Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта и протокол к ней. Ее ратифицировали более 60 государств. Однако события, связанные с войной во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, вновь заставляют ставить вопрос о недопустимости варварского отношения к памятникам культуры и об ответственности за их порчу и уничтожение. При всей ее важности Гаагская конвенция 1954 года имеет существенный недостаток. Она регулирует вопросы, связанные лишь со случаями вооруженного конфликта. Все иные виды посягательств на национальное богатство и культурное наследие, совершенные в мирное время, остаются в стороне. О том, как защищать это богатство, как государства должны помогать друг другу в охране культурных ценностей, ни в Гаагской конвенции, ни в других межгосударственных соглашениях не говорится (если не считать упомянутого выше Пакта Рериха, имеющего локальный характер и, кстати, плохо соблюдающегося). Между тем обстановка в мире настораживает. Так, в странах Латинской Америки толпами кочуют «любители древностей», они крадут находящиеся под охраной культурные ценности, что довольно трудно и опасно, но главным образом производят «изыскания» в местах раскопок древних индейских племен — майя и ацтеков. Поскольку эти ценности и не охраняются, и официально не приняты государством под охрану, преступники растаскивают их. Можно сказать, что в руки ученых попадает меньше ценностей, чем в руки грабителей. Не случайно многие коллекционеры древностей в США и Западной Европе с гордостью демонстрируют редчайшие предметы древней культуры ацтеков и майя. По свидетельству очевидцев, многие места раскопок в странах Латинской Америки после нашествия «любителей древностей», а попросту говоря, грабителей напоминают пустыню. > > > 156> > > Деяния этих преступников остаются безнаказанными, ибо формально то, что обнаружено при раскопках, не является собственностью государства, хотя обнаруженные предметы в большинстве случаев настолько ценны, что трудно даже определить их стоимость. Мы не говорим о моральном ущербе, который наносится странам, где разграбляется национальное достояние, а предметы культуры — гордость нации — рекой текут на капиталистический рынок, становятся предметом спекуляции. Не менее показательна судьба дреаних памятников культуры Колумбии. Известно, что около тысячи лет до новой эры на склонах Анд расцвела высокоразвитая цивилизация, погибшая по неизвестным причинам. Остатки ее культуры, культуры одного из племен карибских индейцев, сохранились в виде так называемых «авгуетивских изваяний» (по имени города Сан-Августин, в окрестностях которого они были найдены) и других предметов искусства, сделанных, в частности, из золота. Под предлогом изучения около 20 статуй было вывезено в Европу, в Гамбург. Та же участь постигла вещи, сделанные из золота. В национальном музее Колумбии находится только пять статуэток из золота. Остальные незаконно вывезены. Так, голландский принц Бернард вывез на личном самолете огромное количество древних произведений искусства индейцев и исторических памятников времен завоевания Америки. Сейчас эти ценности находятся в Амстердаме, хотя их место в Колумбии. В Колумбии действуют банды международных преступников, совершающие нападения на католические храмы. Они совершили кражу из старинной церкви Ла-Пенья, расположенной на восточных холмах Боготы, и еще из 20 храмов. Похищено в общей сложности не менее 150 картин знаменитых художников. Есть данные о том, что эти произведения искусства попадают в руки американских богачей — коллекционеров44. Лихорадка разграбления национальных ценностей и торговли ими охватила практически все страны. Например, в Дели полиция отобрала у частных коллекционеров и темных дельцов набор произведений древнего искусства стоимостью 70 тыс. долларов. Официальные чины полиции считают доказанным, что цель вывоза этих > > > 157> > > произведений — продажа за границей. Среди конфискованных ценностей были, например, бронзовая фигурка Будды и каменная фигурка Шивы, относящиеся соответственно к VIII и X векам. Куплены они были за крайне низкую цену, а специалисты-археологи дали заключение, что стоимость этих двух фигурок равна 20 тыс. долларов. Из известного индийского музея Салар-Джунга в городе Хайдерабад были украдены произведения искусства на сумму 24 тыс. долларов. Миниатюрная живопись стоимостью 860 тыс. долларов исчезла из дворцового музея Джайпура. Специалисты считают, что убытки, понесенные Индией от краж произведений древнего искусства, за последние годы равны 133 млн. долларов45. Сумма колоссальная, но, вероятно, далекая от истинных потерь, которые лросто.неизвестны и, .конечно, гораздо больше. Владение культурными ценностями других стран, практически присвоение этих ценностей противоречит резолюции ЮНЕСКО о возврате национально-культурных ценностей стране-владельцу. Отказ от ее выполнения может вызвать и вызывает осложнения отношений между государствами. Это проявилось, например, в споре о драгоценном камне Ко-х'и-нор. Находится он в Англии, но вывезен либо из Индии, либо из Пакистана. Во всяком случае, Пакистан предъявил Англии претензию о возврате. В то же время на «его лретендует Индия. В любом случае, хотя камень и в Англии, не английская королева — хозяйка этой восточной драгоценности. Разграблению подвергаются и национальные богатства Египта. Недавно в Каире были арестованы три американца, пытавшиеся вывезти произведения искусства эпохи фараонов. Поскольку грабеж, официальный и нелегальный, начался давно (в XVII в. или ранее), неудивительно, что огромное количество произведений искусства Египта находится за рубежом, в частности в Англии. В Египте похищаются ценности, обнаруженные при раскопках. В апреле 1976 года, например, в подвале одного из домов Александрии полиция обнаружила 30 тыс. незарегистрированных произведений древнего искусства, подготовленных к вывозу из страны. В мае 1975 года у одного антиквара из Луксора конфисковали > > > 158> > > приготовленные для продажи за границу художественные ценности на сумму более миллиона долларов46. Расхищение произведений искусства и народного творчества продолжает расширяться. Так, путешествующие в Океании туристы избрали своим объектом Мела-незию, Новые Гебриды, Новую Каледонию. Они скупают по дешевке, а часто и просто воруют предметы искусства и старины. Не щадят даже древние захоронения. Как пишет парижская газета «Манд», похищенные ценности рано или поздно появляются в магазинах, специализирующихся на торговле произведениями так называемого «примитивного» искусства. Такие магазины есть почти в каждом большом городе Западной Европы и Америки; недавно в швейцарском городке Невшатель была выставлена коллекция деревянной скульптуры, незаконно вывезенная из Океании и Индонезии. Несмотря на то что США и Западная Европа служат рынком сбыта награбленных ценностей, составляющих национальное культурное достояние других стран, их тоже не миновала эпидемия расхищения произведений искусства. Италия, например, является страной, обладающей богатейшими культурными ценностями. Без преувеличения о ней (как и о Франции) можно говорить как о стране, развитие культуры которой дало толчок к развитию культуры всей Европы. Весь мир знает имена Микельанджело, Рафаэля, Бенввнуто Челлини и Леонардо да Винчи, неповторимы памятники погибших городов Помпеи, Геркуланума, ими по праву гордится не только итальянский народ, но и весь мир. Между тем культурное наследие итальянского народа потихоньку расхищается. Так, из одной частной коллекции в 1976 году было похищено более двух десятков полотен Рафаэля, Рубенса, Тициана, Веласкеса и других великих художников. Эти бесценные произведения искусства до сих пор не найдены. В 1974 году две картины выдающегося итальянского живописца Тинторетто были украдены из музея в Италии. Полиция не нашла преступников, не обнаружила и каналов, по которым эти картины были вывезены из страны. В то же время картины удалось обнаружить в Японии в художественной галерее г. Осаки. Они были проданы неизвестными лицами Осакскому музею за 360 тыс. долларов. Как безусловно положительный сле- > > > 159> > > дует оценить факт возвращения Японией картин их владельцу — Италии. Вывоз из Италии произведений искусства без специальной государственной лицензии запрещен. Возникает другой вопрос. Когда картины или другие произведения искусства или предметы национальной культуры покупают частные владельцы, не спрашивая, откуда эти вещи или предметы, это еще можно понять (но не оправдать). Когда же такие вещи покупают государственные органы, этого ни попять, ни объяснить нельзя. Очевидно, что в национальном законодательстве должны быть соответствующие нормы. Франция, давшая миру замечательные образцы культуры, прекрасные произведения человеческого гения, также является объектом пристального внимания любителей торговать культурными ценностями. Конечно, Лувр или Эйфелеву башню, Дом Инвалидов, музей Родена или скульптуры с площади Согласия не украдешь, но посягательства на национальные богатства и культурные ценности, хранящиеся в музеях этой страны, приобрели большой размах. Так, в январе 1976 года из папского дворца в Авиньоне было похищено 118 картин Пабло Пикассо. Преступники были вооружены и действовали весьма уверенно. Через восемь месяцев часть грабителей полиции удалось задержать (непосредственных исполнителей) и картины возвратить музею. Преступники собирались их продать за 30 млн. франков. Среди преступников были выходцы из Голландии, Западной Германии, Франции. Но кто стоял за их спиной — осталось неизвестным47. По данным журнала «Интерпол» (№ 294), в 1973 году во Франции из музеев и других хранилищ культурных ценностей было совершено 22989 краж. Аналогично положение и в других странах. Нельзя, в частности, не отметить пристрастие некоторых израильских руководителей к национальному достоянию других государств, в частности арабских. Один из таких «любителей», грабящих соседние страны, в частности Иорданию, •— небезызвестный Моше Даян. В Иордании производятся раскопки и восстановление древних городов, однако значительная часть этих ценностей утекла к Моше Даяну. Видимо, этому генералу не дают покоя лавры Геринга, грабившего Европу. Из картинной галереи университета г. Калгари (Ка- > > > 160> > > нада) похищено 20 картин великого художника эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Они оценены в 750 тыс. долларов. Это, конечно, лишь продажная их цена, не отражающая подлинной художественной ценности произведений. В свете изложенного нетрудно видеть, что посягательства на предметы национально-культурного наследия приобрели черты преступления международного характера. 2. Следует сказать, что преступления такого рода затрагивают и интересы СССР. Практика показывает, что преступлениями, связанными с посягательствами на предметы старины и культурные ценности, занимаются как иностранцы (в том числе, к сожалению, работники некоторых посольств), так и пораженные стремлением к наживе советские граждане, пренебрегающие интересами государства. Эти лица встали ради извлечения материальной выгоды на преступный путь. В их деяниях весьма отчетливо проявляются разлагающее влияние западного образа жизни, связанного со стремлением к обогащению, и частнособственнические пережитки, привычки, нравы, традиции. Деяния подобного рода служат иллюстрацией нашей концепции о причинах преступности. В частности, они свидетельствуют о влиянии эксплуататорской общественно-экономической формации и ее пережитков. Анализ рассматриваемых деяний позволяет ощутить действие этой причины, .которая в данном случае предстает не в абстрактном, а в совершенно конкретном выражении: преступные деяния совершаются.под влиянием общей причины (наличие эксплуататорской формации, присущего ей образа жизни со всей сложностью такого влияния) и конкретных пережитков частнособственнической психологии. Предметом преступления служат, в частности, иконы, церковная утварь, часто ценные не только как произведения искусства, но и потому, что они изготовлены из серебра, золота с вкраплениями драгоценных камней. Скупкой предметов старины и провозом их за границу, как мы отметили, занимаются многие иностранные граждане. Провезти за границу стараются все: иконы я картины, изделия, представляющие художественную ценность, старинные книги, рукописи, скульптуры и т. д. Так, был задержан итальянский гражданин, который > > > 161> > > спрятал на спине старинную икону. Некий Луи Диэ и стюард из Венесуэлы Хосе Гомес пытались вывезти две иконы48. Такие примеры далеко не единичны. Но это — иностранцы-одиночки; вывезти много они не могут, хотя должны отвечать по всей строгости советских законов, карающих за контрабанду. Что же касается советских граждан, то необходимо отметить различные по характеру деяния этого рода. Есть люди, которые по разным соображениям покидают свою Родину. Эту сторону их поведения мы затрагивать не сбудем. Здесь важно другое, то, что при этом нередки случаи, когда уезжающие стремятся вывезти из страны ценности, золото и предметы национальной культуры. В таких случаях возникает вопрос об уголовной ответственности похитителей. Так, некий гражданин Н., переселявшийся на постоянное местожительство в США, пытался вывезти из страны 29 предметов, не заявленных в таможенной декларации, имеющих большую художественную ценность, среди них были иконы, позолоченные браслеты старинной работы, ажурный серебряный пояс и другие редкие и ценные вещи. Такие же попытки имели место и со стороны некоторых людей, выезжавших в Израиль. Но это — одна сторона проблемы. Другая — более общественно опасна. Органами МВД были арестованы, а затем судами осуждены преступники, которые занимались кражами из музеев в различных городах, ограблением квартир отдельных граждан, коллекционировавших предметы старины. В Ленинграде, например, была арестована группа преступников, совершивших ограбление квартиры К. — заведующего кафедрой одного из институтов. В его коллекции было немало предметов старины, ценных и по стоимости, и ino фактической оценке как предметов, которые могли стать украшением государственных музеев. Расследование показало, что преступники находили скупщиков этих ценных предметов и, более того, специально выискивали в Москве скупщиков из числа советских граждан и иностранцев либо для продажи за иностранную валюту, либо для продажи за границу за крупные суммы денег. Некоторые предметы, принадлежавшие К., были обнаружены у итальянского подданного в аэропорту Шереметьево советскими таможенниками. Расследование показало, что ленинградские грабители имели связи с московскими сбытчиками краденых ценностей, «клиентами» послед- 11 Заказ 5947 161 > > > 162> > > них были преимущественно иностранцы. Так была установлена связь между уголовными преступниками и «честными» иностранными гражданами, приезжавшими в нашу страну для того, чтобы нажиться на предметах старины и искусства. В одном из северных городов группа преступников совершила крупную кражу из помещения краеведческого музея, расположенного в здании старинного монастыря. Украдены были в основном иконы и церковная утварь. Через некоторое время в Москве был задержан преступник, пытавшийся продать эти иконы иностранцам. Вслед за этим были установлены ©го соучастники — жители Харькова. Причем один из них был ранее судим, второй имел высшее образование и занимал довольно ответственный пост в одном из советских учреждений. Кстати, именно на работе он сталкивался с иностранцами и «понял», где и на чем он и его дружки могут нажиться. Выявилось, что краденое скупали вроде бы честные люди, не интересовавшиеся в то же время, откуда эти ценности. Другие скупщики никаких иных целей, кроме продажи ценностей за границу, не имели. В качестве «экспертов» выступали нередко «непризнанные гении». Они же выступали и в качестве наводчиков и пособников при совершении краж и спекуляций. Таким образом, между преступниками, совершающими преступления внутри нашей страны, и преступниками, занимающимися разграблением и продажей культурных ценностей за рубежом; прямых организационных связей как будто и нет. Однако есть связь «идейная», основанная на стремлении к наживе. При расследовании дел такого рода выявилось, что «информаторами» о спросе выступают «е только туристы и иностранцы хапуги-одиночки, ной официальные лица, причислять которых к этому роду бизнеса (просто неудобно, они-то и выступают, образно говоря, в качестве агентов грабительского бизнеса, процветающего за рубежом. Кроме того, в подобных аферах принимали участие некоторые ра-ботники посольств капиталистических стран. Используя дипломатическую почту и дипломатическую неприкосновенность, они занимаются контрабандой. В процессе расследования такого дела в одной пограничной с СССР стране были задержаны граждане этой страны, а также советская гражданка; у них было изъято большое количество икон. Задержанные показа- > > > 163> > > ли, что им по> мог вывезти эти предметы старины дипломат одного государства, который немедленно убыл из страны, бросив приобретенные и вывезенные ценности-, часть предметов они вывезли сами, скупив их у людей, занимавшихся кражами из музеев и обиранием церквей, которые не охранялись и были безнадзорными. Таких памятников старины в СССР, кстати, не так уж мало. Очевидно, что вопрос об их охране становится весьма существенным. Часть вывезенных ценностей была возвращена, поскольку была доказана их принадлежность конкретному музею. Но часть по формальным основаниям не была возвращена. В связи с этим возникает весьма серьезный -вопрос, который выше мы лишь наметили. Если принадлежность вещи конкретному лицу, музею не может быть установлена, но установлено, что она является произведением искусства той страны, откуда она вывезена, то, как нам представляется, такие предметы старины, искусства либо иные культурные ценности должны возвращаться государству, которому они принадлежат (откуда они вывезены). К сожалению, каких-либо международных соглашений по этому поводу нет. 3. Необходимо отграничивать посягательство на национально-культурное наследие как преступление международного характера от посягательства на национально-культурное наследие, являющегося составной частью такого международного преступления, как геноцид. Выше мы говорили, что А. Н. Трайнин относил уничтожение национальной культуры, ее достижений и богатств к геноциду, рассматривая это как его третью форму. Вторая мировая война показала, что уничтожение культуры и национальных богатств было составной частью гитлеровской программы порабощения народов, подчинения всего мира нацизму. Известно, что те народы, которые должны были «уступить» свое «жизненное пространство», подлежали уничтожению (в лучшем случае— низведению до уровня рабов), уничтожению подлежало и все то, что было этим народом создано. Гитлеровцы вывозили из захваченных стран, особенно из нашей страны, все, что составляло какую-то ценность, в-се, что можно было вывезти. Достаточно напомнить, например, судьбу знаменитой янтарной комнаты из пригорода Ленинпрада г. Ломоносова, уничтожение такого замечательного произведения искусства, как фигура Самсона И* 163 > > > 164> > > и Льва-—фонтана в Петродворце, поджоги пригородных дворцов и вывоз ценностей из-под Ленинграда, Москвы, Киева, осквернение Ясной Поляны и т. п. Всего не перечесть. Гитлеровцы методично оставляли после себя пустыню. Драгоценности, произведения культуры и искусства захватывали нацистские генералы, гауляйтеры и т. п., пополняя свои коллекции и подвалы с драгоценностями. Гитлеровцы были не прочь поживиться и произведениями искусства своих союзников — итальянцев. На тайных переговорах между Даллесом и нацистским ге-нералом Гофманом в конце войны «обсуждался» и такой вопрос, кому и какие ценности других народов, в частности итальянцев, достанутся. Очевидно, что с точки зрения юридической похищение национального богатства и ценностей культуры и искусства в подобных случаях не самостоятельное преступление для организаторов агрессивной войны, а с о-ставная часть геноцида. Для рядовых же гитлеровцев, грабивших население, воровавших ценности, уничтожавших их и т. п., ответственность наступала за эти конкретные преступления: за убийства, истязания, изнасилования и т. п. Так этот вопрос был решен на Июрнбергоком процессе и «а всех других процессах, где нацисты отвечали за свои преступления. Те формы посягательств на национально-культурное наследие, которые мы рассмотрели выше, отличаются, во-первых, тем, что они самостоятельны как преступные деяния; во-вторых, тем, что они избиратель-н ы, не являются средством уничтожения всей культуры вообще; в-третьих, тем, что эти посягательства совершаются тайно, между тем как посягательства гитлеровцев были открытыми; в-четвертых, они часто сопровождаются выплатой хотя бы небольшого вознаграждения со стороны тех, кто хочет завладеть ценностями, тем, кто их похитил. Таковы основные черты, отличающие посягательство на национально-культурное достояние народов как уголовное преступление международного характера от международного преступления — геноцида. 4. Подводя итог оказанному, мы полагаем, что можно сделать следующие выводы. Международные соглашения по этому вопросу, действующие сейчас, решают только часть проблемы защиты национальных богатств, памятников старины и культурных ценностей от преступ- > > > 165> > > ных посягательств на них. Следовало бы поэтому тщательно изучить этот вопрос и достичь соглашений, отражающих степень опасности указанных преступных посягательств. Очевидно, что вести борьбу с такими преступными деяниями, которые затрагивают межгосударственные интересы, являются преступлениями международного характера, необходимо и с помощью совершенствования внутреннего законодательства, в особенности уголовного. Это не исключает, а, напротив, предполагает разработку на международной основе охраны культурных ценностей и других профилактических мер. Об огромном внимании Советского государства к охране национально-культурного наследия свидетельствует принятие пятой сессией Верховного Совета СССР в ноябре 1976 года Закона СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» и постановления о порядке введения в действие этого Закона. В них нашли отражение различные методы охраны памятников истории и культуры нашей Родины, в частности было названо и такое средство, как привлечение к уголовной ответственности. Принятые акты настоятельно требуют совершенствования конкретных узаконений, в том числе уголовно-правовых. Ибо следует учитывать, что ряд посягательств подпадает под действующее законодательство (.например, кража), но 'Некоторые деяния остаются вгае воздействия уголовного закона (например, растаскивание ценностей в местах раскопок, из неохраняемых церквей и т. п.). Кроме того, мы полагаем, что при выработке международных соглашений (или конвенции) следовало бы. во-первых, специально указать на то, что посягательство на национально-культурное наследие есть преступление международного характера, и, во-вторых, рекомендовать государствам принять соответствующие уголовно-правовые акты, карающие за эти преступления. Касаясь советского законодательства, мы полагали бы возможным высказать следующие соображения. Посягательства на национально-культурное достояние представляют повышенную общественную опасность, они наносят непоправимый, подчас, ущерб нашей стране, ее культурному наследию. При этом нельзя отвлекаться и от большого морального ущерба, который несут такие преступления. Поэтому подобные преступные деяния > > > 166> > > должны быть, по нашему мнению, предусмотрены самостоятельными нормами (подобно тому как кража оружия выделена в специальный состав), включая ответственность не только за кражу, сбыт краденого, контрабанду, но и за иные виды посягательств, которые связаны с присвоением предметов, представляющих культурную ценность, в частности в местах раскопок. Целесообразным представляется и усиление мер наказания; в качестве дополнительных мер наказания следовало бы предусмотреть конфискацию имущества, крупный денежный штраф и т. п. Все сказанное объясняется не только важностью объекта посягательства, которым является национально-культурное достояние, но и тем, что это — преступление международного характера; последствием его могут быть осложнения отношений между государствами (например, когда одно государство не будет возвращать другому -- потерпевшему государству -- принадлежащие ему по праву предметы национальной культуры). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы