Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие и функции государства.
Государство – это особая организация власти, которая осуществляет управление обществом, обеспечивает в нем порядок в интересах всех его членов. Государство – особая суверенная территориальная организация политической власти, обладающая специальным аппаратом управления и принуждения и регулирующая отношения в обществе с помощью общеобязательных правил поведения (норм права). Государство – это социальное образование, характеризующееся признаками: 1) Наличие публичной власти (органы и должностные лица), Территориальное подразделение подданных или граждан, Суверенитет, Наличие права как регулятора общественных отношений, Налоги и сборы, Органы охраны правопорядка и вооруженные силы, Государственно-правовые атрибуты (герб, флаг, гимн, столица, конституция). Назначение государства, его роль в жизни общества выражается в его функциях. Функция – это направление, предмет деятельности, содержание деятельности. Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению основных задач, стоящих перед государством на том или ином этапе его развития, и представляют собой средство реализации этих задач. Вся функциональная деятельность современного государства направлена на достижение главной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности. Классификация функций: 1. По сферам общественной жизни: - политические, - экономические, - социальные, - духовные (идеологические). 2. По способу осуществления функций: - регулятивные, т.е. упорядочивающие общественные отношения посредством закрепления существующих общественных связей; - охранительные (правоохранительные), ориентированные на установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения. 3. По продолжительности действия: - постоянные – осуществляются государством на всех этапах развития, - временные – прекращают свое действие с решением определенной задачи, имеющие чрезвычайный характер (например, ликвидация стихийных бедствий). 4. По территориальному масштабу: - в федеративном государстве – это функции, осуществляемые на территории государства в целом или территориях его субъектов; - в унитарном – это функции, осуществляемые на территории единого государства; - в конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза. 5. Функции государства, базирующиеся на принципе разделения властей: - законодательные (правотворческие), - управленческие, - судебные, - информационные. 6. По степени социальной значимости: - основные – наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период; относятся к деятельности государства в целом, выполняются в разной мере всеми или многими звеньями государственного аппарата; - неосновные – направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, узкой сфере общественной жизни. 7. По сферам политической направленности: - внутренние – деятельность государства внутри страны, определяющие его роль в жизни данного общества. К ним относят: - экономическая функция (выработка и координация государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме), - финансовый контроль (контроль доходов и расходов, проверка финансовых обязательств перед государством, проверка соблюдения правил финансовых операций, контроль правильности использования государственных средств, предупреждение и устранение нарушений финансовой дисциплины), - функция налогообложения, - социальная функция (обеспечивает социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов обществе независимо от непосредственного участия в производстве материальных благ), - духовная функция (поддержка развития культуры, науки, образования), - экологическая функция, - политическая функция (реализация волеизъявления народа в форме правотворчества, обеспечение государственного суверенитета, официальное представительство общества, защита конституционного строя), - охрана правопорядка (обеспечение полного и точного осуществления законных предписаний всеми участниками общественных отношений, а также контроль исполнения правовых норм), - защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка. - внешние – деятельность государства, в которой проявляется его роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями, на международной арене. Эти функции призваны обеспечить: - взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствам мирового сообщества, - оборону страны от нападения извне, - содействие по обеспечению международного мира, - интеграция в мировую экономику, - культурное и научно-техническое сотрудничество Теории о происхождении государства. Теологическая теория. Основная идея – божественный первоисточник происхождения и сущности государства и права: вся власть от бога. Это придавало ей обязательность и святость. Так, по древнекитайскому мифу о происхождении и характере земной власти именно персона верховного правителя Поднебесной (т.е. императора Китая) является единственной точкой связи с высшими небесными сферами. Вся власть сконцентрирована в особе правителя в виде его личной потенции и внутренней силы, а остальные должностные лица и государственный аппарат в целом есть лишь проводники высшей власти. В Египте, Вавилоне, Индии существовала другая версия. Боги, являясь источниками власти правителя, сами вместе с тем продолжают оставаться вершителями земных дел. Согласно мифам египтян, а затем и греков, боги выступают также в качестве первоначальных непосредственных правителей и законодателей в учрежденных ими государствах и обществах. Своеобразие присуще религиозно-мифологическим представлениям древних евреев. По их версии, единый, истинный бог находится в особом договорном отношении со всем еврейским народом, является его главой и царем (верховным законодателем, правителем и судьей). Законы еврейского народа получены прямо от бога – законы Моисея. В обычных условиях отправление власти осуществляется людьми от бога, от его имени, но в экстраординарных случаях он действует непосредственно – через откровения, чудеса. Законы, правосудие, справедливость по-египетски – олицетворение богини Маат. Судьи носили ее изображение и считались ее жрецами. Божественный характер земной власти фараонов, жрецов, официально одобренных правил поведения означал, что все они соответствуют естественному божественному порядку справедливости. Патриархальная теория. Представители: Платон, Аристотель. Платон в труде «Государство» конструирует идеальное, справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Идеи патриархальной теории получили развитие в 17 в. в сочинении англичанина Р. Фильмера «Патриарх», где он доказывал получение власти от бога, затем передачи ее старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям. Договорная теория. Г. Гроций, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев, Дж. Локк. Государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном состоянии», который превращает их в единое целое, в народ. На основании первичного договора создается гражданское общество и его политическая форма – государство. Оно обеспечивает охрану частной собственности и безопасности заключивших договор индивидов. В последующем заключается вторичный договор о подчинении их определенному лицу, которому передается власть над ними, обязанному осуществлять ее в интересах народа. В противном случае народ имеет право на восстание (Руссо, Радищев). Дж. Локк обосновывал идею монархии, т.к. общественный договор есть определенный компромисс между монархом и подданными, есть определенное ограничение свободы и монарха, и народа. Теория насилия. Л. Гумплович (профессор государственного права в Австрии), К. Каутский. Причина происхождения и основа политической власти и государства – не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В результате насилия образуется единство противоположных элементов государства: властвующих и подвластных, правящих и управляемых, господ и рабов, победителей и побежденных. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновение враждебных племен, грубое превосходство силы, война. К. Каутский в книге «Материалистическое понимание истории» писал, что племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на себя, платить дань или подати. При всяком случае такого завоевания возникают классы, но не вследствие раскола общины на различные подразделения, а в результате соединения двух общин, из которых одна делается господствующим, другая – угнетенным и эксплуатируемым классом. Принудительный же аппарат, который создается победителями для управления побежденными, превращается в государство. Государство – это «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы. Органическая теория. Г. Спенсер. Государство – результат органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция. Подобно тому, как в живой природе выживают наиболее приспособленные, так и в обществе в процессе внешних войн завоеваний происходит естественный отбор, который определяет появление правительств и дальнейшее функционирование государства в соответствии с законами органической эволюции. Психологическая теория. Объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами. Известный русский ученый Л.И. Петражицкий исходил из якобы изначально присущей психике индивида потребности к повиновению, подчинению «выдающимся личностям». З. Фрейд – основатель психоаналитического направления в социологии – выводил необходимость создания государства из психики человека. Из существовавшей первоначально патриархальной орды, глава которой был убит своими взбунтовавшимися сыновьями, движимыми особыми сексуальными и биопсихическими инстинктами («Эдипов комплекс») появляется государство для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 881; Нарушение авторского права страницы