Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-политическая философия эпохи Возрождения ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Для эпохи Возрождения было характерно повышение интереса к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви и государственных институтов, верующих. Основными направлениямикоторой были: • философия Реформации; • политическая философия; • философия социалистов-утопистов. 1) Философия Реформацииимела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими. Предпосылками возникновения данного направления были: • кризис феодализма; • зарождение и укрепление класса торгово-промышленной буржуазии; • ослабление феодальной раздробленности, становление европейских государств; • кризис, моральное разложение католической Церкви, ее оторванность от народа, отставание от жизни, практика выдачи индульгенций; • распространение в Европе идей гуманизма; рост самосознания личности, индивидуализм. В Реформации выделяются два основных течения: • бюргерско-евангелическое; М. Лютер, У. Цвингли, Ж. Кальвин. • народное. Т. Мюнцера, анабаптистами, диггерами Основоположником Реформации считается доктор богословия Мартин Лютер(1483 - 1546). 31 октября 1517 года на дверях Виттенбергской замковой церкви в Германии им были прибиты 95 тезисов против индульгенций, что положило начало идеологической борьбе против католицизма. Основные идеи М. Лютера сводились к следующим: • общение между Богом и верующими должно происходить напрямую; • необходимо упрощение обрядов; • церковь должна стать демократичной, а обряды — понятными людям; • должен быть восстановлен авторитет гос. институтов и светской власти; •необходимо освободить культуру и образование от засилья католических догм; • необходимо запретить индульгенции. Другим крупным лидером бюргерско-евангелической Реформации был Жан Кальвин(1509 — 1564). Он продолжил дело Лютера и систематизировал его идеи. Согласно Кальвину: • ключевой идеей протестантизма является идея предопределения; • смысл данной идеи в том, что людям изначально предопределено Богом либо быть спасенным, либо погибнуть, не состояться в жизни; • все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению; • выражением смысла жизни на Земле для человека является профессия; • профессия — это не только способ зарабатывания денег, но и место служения Богу; • добросовестное отношение к своему делу — путь к спасению; • успех в работе — признак богоизбранности; • вне работы необходимо быть скромным и аскетичным. Кальвин не только выдвинул собственное теоретическое религиозно-философское учение и систематизировал идеи Лютера, но и воплотил протестантизм на практике: • возглавил реформационное движение в Женеве; • добился признания реформированной (кальвинистской) Церкви в качестве официальной, упразднил в Женеве католическую Церковь и власть Римского Папы; • подчинил кальвинистской Церкви светскую власть; • провел реформы как внутри собственной Церкви, так и в городе: были запрещены пышные католические обряды, праздники, яркая одежда, развлечения, танцы, ношение украшений, был установлен строгий пасторский надзор за населением, целью которого было воспитание граждан в духе аскетизма, пуританизма, добросовестного отношения к работе. Народное направление Реформации возглавил Томас Мюнцер(1490 — 1525). Будучи священником, он первоначально примкнул к Лютеру, стал его сторонником, однако в 1520 г., через три года после начала Реформации, разошелся с учителем. Мюнцер выдвинул и собственные идеи Реформации, смысл которых в следующем: • необходимо реформировать не только Церковь, но общество в целом; • цель изменения общества — достижение всеобщей справедливости, " Божьего царства" на земле; • главная причина всех зол — неравенство, классовое разделение, в основе которого лежат частная собственность и частный интерес; • частный интерес необходимо подавить, все должно стать общим (имелось в виду прежде всего имущество, новый способ организации производства); •жизнь и деятельность человека должны быть полностью подчинены интересам общества, что угодно Богу; • власть и собственность должны принадлежать простому народу — " ремесленникам и пахарям". В 1524 — 1525 гг. Томас Мюнцер возглавил антикатолическую и революционную по своим социальным целям Крестьянскую войну в Германии. Война была проиграна, а сам Мюнцер погиб. Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма, которая продолжалась в течение XVI в. и в дальнейшем почти во всех странах Европы. езультатом этой борьбы стало падение католицизма в ряде государств и религиозное размежевание в Европе: • торжество различных направлений протестантизма (лютеранство, кальвинизм и др.) в Северной и Центральной Европе — Германии, Швейцарии, Великобритании, Голландии, Дании, Швеции, Норвегии; • сохранение католицизма в странах Южной и Восточной Европы — Испании, Франции, Италии, Хорватии, Польше, Чехии и др. 3. Политическая философияисследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Никколо Макиавелли(1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель. Философия Макиавелли опирается на следующие основные положения: • человек обладает изначально злой природой; • движущими мотивами поступков человека являются эгоизм и стремление к выгоде; • совместное существование людей невозможно, если каждый будет преследовать только свои эгоистические интересы; • для обуздания эгоизма создается особая организация — государство; • правитель должен руководить государством, не забывая о низменной природе подданных; • правитель должен выглядеть щедрым и благородным, но не быть таковым в действительности, поскольку при соприкосновении с реальностью данные качества приведут к противоположному результату (правитель будет свергнут далеко не благородными соратниками либо противниками, а казна — промотана); • руководитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей; • в борьбе за освобождение родины от иностранного владычества за ее независимость допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные. 4. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства, Церкви. Часть философов основное внимание сосредоточила на разработке проектов идеального государства. Поскольку их проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты. Томас Мор(1478 — 1535) считается основателем утопического социализма. Ему хорошо были знакомы проблемы реального государства, так как он профессионально занимался политической деятельностью: с 1504 г. являлся членом парламента, 1523 — 1529 гг. — председателем палаты общин, 1529 г. — лордом-канцлером Великобритании (высший пост в государстве после короля). В 1535 г. Т. Мор был казнен как сторонник католицизма за отказ дать присягу королю как главе независимой от Папы Римского англиканской Церкви. Согласно Т. Мору в Утопии: • не существует частной собственности; • все граждане участвуют в производительном труде; • все произведенные продукты (результаты труда) поступают в собственность общества (общественные склады) и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии: • рабочий день — шесть часов; • самые грязные работы выполняют рабы — военнопленные и осужденные преступники; • первичной ячейкой общества является не кровнородственная семья, а " трудовая семья"; • все должностные лица избираются — прямо или косвенно; • мужчины и женщины имеют равные права (как и равные обязанности). Другой проект идеального общества был дан Томмазо Кампанеллой(1568 — 1639) в произведении " Город Солнца". Действие происходит в фантастическом Городе Солнца, где его жители — солярии — построили идеальное общество, основанное на социальной справедливости, и наслаждаются жизнью и трудом. По Кампанелле, в Городе Солнца: • отсутствует частная собственность; все граждане участвуют в производительном труде; • результаты труда поступают в собственность всего общества, а затем равномерно распределяются между его членами; • труд совмещается с одновременным обучением; • большое внимание уделяется воспитанию — с рождения ребенок забирается от родителей и воспитывается в специальных школах, где обучается наукам и приучается к коллективной жизни, другим правилам поведения Города Солнца; • во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель (избираемый соляриями) — Метафизик, владеющий всеми знаниями своей эпохи и всеми профессиями. Идеи социалистов-утопистов, выдвинутые в эпоху Возрождения, были ответом на имевшую место социальную несправедливость и имели много сторонников среди желающих изменить мир как в эпоху Возрождения, так и в будущем.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-10; Просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы