Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Некоторые «механизмы» терапевтического фотографирования



1. Художественная фотография отличается от живописи тем, что, сдерживая, ограничивая художника объективом, не дает размахнуться фантазии или хотя бы поменять местами два дерева. Но в этой документальности содержится особенный терапевтический момент. Тяга инертных, дефензивных пациентов к истории, прошлому семьи, традициям, всему тому, с чем так трудно расставаться, удовлетворяется здесь целебно именно фактом документальности (например: «а кофту эту умершей уже бабушке купили тогда в Даниловском универмаге»). И уже наперед пациент с камерой в руках чувствует себя в некотором роде серьезным летописцем, о снимках которого скажут когда-нибудь хотя бы его правнуки: а ведь здесь ничего не придумано, все точно так и было целых сто лет назад. Нашим пациентам основательно помогла прочувствовать этот терапевтический момент книга С.А. Морозова[107]. Когда сейчас, в тысячный раз, смотрим в этой книге, например, фотографию М. Дмитриева «В " голодный год". Общественная столовая (Н. Новгород, 1892)» с настоящими (не нарисованными) крестьянами с блестяще-голодными исподлобья взглядами в сторону фотографа, то снова ежимся оттого, что вот это все так точно и было. Таким образом «ограниченность » художественной фотографии диалектически оборачивается ее преимуществом над живописью.

2. Пациенты, особенно в дефензивных малопрогредиентно-шизофренических случаях с деперсонализационными расстройствами, месяцы и годы сопротивляются предложению фотографировать. Когда же, наконец, приносят в группу первые свои слайды, чтобы не слышать больше упреков и не «выкручиваться», придумывая объяснения, вникают в разговоры в группе о личностных особенностях их слайдов в сравнении со слайдами товарищей по группе, только тогда начинают они чувствовать это свое и испытывать облегчение от общения со своими слайдами, от съемок. Отныне практически любое аффективное расстройство они способны смягчить общением с самими собой в слайдах, в фотографиях, в съемках природы, любимых углов своего дома (при этом «снимать» возможно не только фотоаппаратом, но и просто глазами). Теперь, когда им тяжко, они стремятся не к врачу, а в лес с камерой или к своим фотографическим архивам. И то, что в «мерзком» состоянии «ускользания своей личности» выходят «характерные», свои слайды, говорит лишь о том, что это зловещее прежде «ускользание личности» — кажущееся, наносное, не такое уж жуткое.

Подобное случилось с пациентом С., 49 лет, который серьезно помог понять автору лечебный эффект творчества (в том числе фотографического) как возвращение к самому себе из тягостного ощущения размывания, ускользания индивидуальности в аффективном расстройстве (Бурно М.Е., 1981). В течение 2-3 лет С. сопротивлялся советам фотографировать. Поскольку все напоминали ему (как бы невзначай), что аппарат стоит всего 15 рублей, С. купил, наконец, дешевую камеру и сделал слайды — только для того, чтобы «отчитаться». Когда же показывал слайды в группе на экране, сравнивал их с «покупными» слайдами-пейзажами, слайдами товарищей, слушал, что говорят в группе о его слайдах, обнаружил то, что его «ошарашило». Да, иные слайды профессиональны, технически неизмеримо выше его слайдов, но его слайды — это его слайды, ему свойственные, по-своему снятые, и от этого сразу ощутимо спокойнее, увереннее стало на душе, появилось несомненное чувство опоры, а это-то и есть в лечебном отношении главное. Вот два слайда С, которые он считает в этом смысле своими (илл. 2, 3).

3. Поначалу снимки (слайды) могут быть просто продолжением целебного общения с природой (дома, на экране), но потом все сильнее обнаруживается осознанное терапевтическое действие своего в слайде.

4. Прочувствовав по-своему с помощью фотографии знакомые деревья, дома, заборы и т. д., пациент острее тянется теперь ко всему этому, подробнее, эмоциональнее привязывается к жизни. Так, Е., 48 лет, полюбил старое горбатое дерево за своим окном только после того, как снял его, и в снимке ощутил, осознал свое теплое к нему отношение. Горбатое дерево «сделалось родным».

5. Постоянно фотографируя, пациент и без фотоаппарата в руках со временем по привычке начинает смотреть вокруг по-своему, невольно терапевтически ищет созвучное ему, например в природе.

6. Многие увлеченные фотографией пациенты, вынужденные (нет условий и времени) отдавать печатать снимки в фотолабораторию, рассказывают, что это почти постоянное затаенное ожидание дня получения снимков, тлеющее в душе, временами разгораясь, целебно поддерживает-поднимает их месяцы и годы. Пациент, среди профессиональных дел и домашних забот ожидающий встречи со своими снимками, в сущности, ждет встречи с самим собой, целебно проясняющей его расстроенное настроение схваченной в снимках собственной душевной определенностью-самобытностью.

7. Слайды и фотографии растений, птиц, валунов и т. д., ограничивая все это рамками кадра, помогают всмотреться в это природное и теперь уже личностно преломленное и сообщают тем самым этим предметам, явлениям природы особую целебную прелесть. Нередко не заметишь в природе, что какой-то скромный цветок, окруженный пышным разноцветьем, так прекрасен, а на слайде в темноте вечера это видно. И вот пациент, обогащенный слайдом этого цветка, уже и в природе видит теперь его по-новому, с известным терапевтическим тяготением к нему.

Практические советы

1. Творчески-терапевтическое воздействие съемки обычно усиливается одновременным записыванием в книжку предполагаемого названия снимка и даже очерка, сопровождающего будущий снимок. Позднее, общаясь со своим снимком, слайдом (как и записью в книжке), пациент часто испытывает то вдохновенно-просветленное состояние возвращения к себе самому, что охватывало его и во время съемки.

2. Следует специально объяснить пациентам, что любой творческий снимок (слайд), будь там хоть гусеница на листе дуба, — есть «автопортрет» в том смысле, что снято это по-своему, отражает индивидуальность, особое настроение фотографирующего. Вот слайд и снимок, которыми автор побуждал пациентов к фотографированию (илл. 4, 5), и «ответные» снимки и слайд пациентов (илл. 6-8).

3. Различные фотографические камеры (в том числе самые сложные, дорогие) есть лишь технические «пристройки» к глазу человека, дабы запечатлеть духовно созвучное ему. Таким образом, хотя, несомненно, через терапевтический снимок пациент приобщается к современному техническому прогрессу (без которого невозможна сегодняшняя фотография), он не должен забывать, что само фотографическое творчество совершается не в технике, а в нем самом. Автор писал пациентке Л., 31 года, с высокой степенью близорукости (06.08.1982 г.):

«Конечно, тонкости, полутона изображения, мягкость-прозрачность пейзажей зависят от качества фотокамеры, но главное для нас настроение, индивидуальность возможно выразить любой, самой дешевой, самой " детской" камерой. Это даже особенно интересно выразить себя самым примитивным аппаратом, подобно тому, как художник может необычно интересно выразить себя какими-нибудь " хозяйственными", " кухонными" красками или рисуя на клеенке, как Пиросмани, или орудуя первобытным резцом. В этом смысле главное наше даже не зависит от небрежной работы лаборанта, печатающего снимки с негативов разной плотности на одной фотобумаге. В то же время самая технически-качественная фотография может быть банально-трафаретной, как и написанное на ее обороте поздравление. В наше время фотолюбительства и дешевизны простых камер фотоаппарат можно сравнить с авторучкой (сидящей у каждого в кармане), которой можно записать ерунду, а можно свое, интересное многим и важное для себя самого душевное движение».

4. В некоторых случаях упорного сопротивления терапии творческим фотографированием помогает предложение поначалу «фотографировать» близкое себе в природе глазами, без камеры, как советует это фотограф-художник С.В. Мараков: «даже без фотоаппарата " снимать" глазом окружающие объекты, быстро укладывая их в невидимые рамки предполагаемого кадра»[108]. Когда пациент «снимает» таким образом, например, рыхлый снег на желтых листьях клена или бабочку-крапивницу на пижме и испытывает при этом душевное смягчение, ему легче представить, как поможет целебно фотоаппарат.

5. Многим психастеникам, циклоидам важно знать (хотя бы в объеме школьных учебников ботаники, зоологии) то, что снимаешь (как важно знать то, о чем пишешь). Они глубже, вдохновеннее любят природу, изучая ее научно, как больше любят людей, занимаясь характерологией. Других пациентов (чаще шизоидных и шизофренических), напротив, вдохновляют непонятность, космическая символика растения или насекомого, и из терапевтических соображений не следует их «приземлять» в их творчестве советами изучать ботанику, энтомологию и т. д. Здесь все глубинно-индивидуально, и случается даже естественник ради целебного таинственного общения с цветами знать не хочет их анатомических деталей.

6. Музыкальным пациентам советуем снимать то, что созвучно их любимым мелодиям (особенно тогда, когда они только приступают к фотографированию). Можно, наоборот, подбирать музыку к своим уже сделанным слайдам и слайдам товарищей. Тут возможны захватывающие индивидуальные и коллективно-творческие музыкально-слайдовые композиции (объединяющие в себе слайды, любимые мелодии нескольких или всех членов группы).

7. Альбомы пациентов с целебными фотографиями и подписями к ним могут лежать на столе в фойе амбулатории и всюду, где можно, не торопясь, их посмотреть. Важно также устраивать побуждающие к лечебной фотографии выставки, присматриваясь при отборе снимков не к высокому техническому качеству, пугающему неуверенных в себе пациентов, а к способности снимающего основательно выразить свое настроение, мироощущение.

8. Когда пациенты скованны в группе, стоит для смягчения-оживления «поговорить слайдами». Например, посмотреть несколько спокойных слайдов-картин Тропинина или Шишкина, а потом пусть каждый покажет свои слайды, т. е. через свои слайды покажет себя другим, как когда-то в Китае рассказывали о себе друг другу, читая вслух свои стихи. Сперва идет тихое (даже без музыки) общение слайдами: смотрим на деревья, цветы, облака, снятые пациентами, врачом, медицинской сестрой, потом возникают восклицания, обсуждение, интерес друг к другу, забота о товарище с проникновением в известное уже по слайдам его настроение, с уважением к нему.

9. Если некогда написать лечебное письмо пациенту, можно в почтовом конверте послать ему фотографический пейзаж или снимок улицы, выражающий настроение врача и бессловесную просьбу ответить тем же. Побуждать к фотографированию собственными снимками следует порой неустанно, поскольку часто не знаешь, какой именно снимок тут подействует. Так, терпеливо посылал пациентке Л., 31 года (с высокой степенью близорукости, с тягостными аффективными расстройствами), в домашней переписке разные свои снимки, больше пейзажи. Только один снимок из 14 (посланных ей за два года) — старый дом и старое дерево рядом в Риге — вдохновил ее купить фотоаппарат. Она стала думать теперь о старинных домах в том месте Москвы, где живет, и захотелось «оставить», снять их аппаратом по-своему. Вот этот снимок автора и рядом один из первых снимков Л. (илл. 9, 10).

10. Научиться фотографировать по-своему помогает изучение душевных особенностей, типологии характеров. Пациенту важно почувствовать, какие художники в широком смысле (и в том числе живописцы, фотографы) созвучнее ему, чтобы совершенствоваться именно на этом духовно-творческом пути, не бежать насильно-искусственно от себя.

11. Дефензивный циклоид в творчестве тянется (сообразно особенностям душевной защиты) к светлому, уютному спокойствию, естественно-ярким краскам, как бы растворяя тревогу-напряженность (это так и видится в слайдах) в слиянии с природой (например, просторной голубой рекой и светло-зеленым полем, залитым вечерним солнцем), в мягком синтонно-уютном восприятии людей (портреты, жанровые сцены), в живописно-гурманистических натюрмортах (илл. 11, 12).

12. Психастенические, астенические пациенты близки дефензивным циклоидам стремлением к спокойной мягкости, к реалистическим формам, но в отличие от циклоидов выказывают в творчестве тягу не к открытым светлым просторам, а к камерным скромным уголкам природы и быта (как бы для уютной защищенности). В то же время в этом тревожно-мягком, нежном изображении купальницы у подножья дерева или одухотворенного подберезовика звучит земное нравственное размышление, порой аналитическое раздумье о едином плане строения живого («у лягушки тоже глаза»), о том, как в жизни домашних птиц светится нечто, похожее на человеческое, и т. д. Все это трезво-реалистически, без шизоидной символики-философичности, без тени зловещей черной пустоты, страшной для психастеника (илл. 13, 14).

13. Фотографии, слайды шизоидных, многих ананкастических и шизофренических пациентов (как и поэзия, проза, живопись) нередко выразительно отличаются от циклоидных, психастенических, астенических именно звучанием вселенской трагедийности, зловеще-символической графики и в ветках деревьев, и в силуэтах домов, и в самых обыкновенных домашних предметах. Нравственно-гармоничному культу Аполлона (в творчестве циклоидов, психастеников) здесь противопоставляется культ Диониса с мотивами зловещих мистерий, мефистофельской философичности. Высокое небо, окно, выходящее как будто бы прямо в космос, в котором так хорошо раствориться, подмосковный пейзаж в дзен-буддийском духе, сказочно-фиолетовая кошка в вечерней старой чопорно-средневековой Риге — таковы обыкновенно слайды шизоидов, многих ананкастов, шизофреников. Внутренней своей самозащитой эти пациенты, как лермонтовский Парус, ищут покой в опасности, в тревожных картинах («как будто в бурях есть покой! »). Пациентка Б., 31 года, объяснила свои слайды, наполненные тревожными облаками, тем, что все же в этой стихийной тревоге неба — жизнь: «хоть чувствуешь, что по-настоящему живешь, коли боишься». В то же время слайды (фотографии) мягких психастеноподобных шизофреников с деперсонализационными расстройствами часто весьма напоминают психастенические работы, отличаясь от них более острой тревожной напряженностью и одновременно большей суховатостью, блеклостью (илл. 15-17).

14. Дефензивные истерические психопаты обычно ярко выказывают в своих снимках стремление восхищать своей необычностью. Это следует поощрять как свою манеру самовыражения, действительно многих восхищающую, но при этом подчеркивать, что в житейских отношениях с людьми надо, напротив, вживаться в свою противоположность — скромность, застенчивость. Этим возможно добиться в жизни гораздо большего, нежели крикливой демонстративностью. Вот снимок пациентки Д., 56 лет (илл. 18).

15. Советуем некоторым дефензивным пациентам, испытывающим духовное созвучие с какими-то своими писателями, художниками, музыкантами, отправляться с камерой в те места, где когда-то жили эти люди, и там снимать, проникнувшись их настроением, снимать так, чтобы березы, ивы на снимках таили в себе пушкинское, чеховское, левитановское.

16. Один из простых способов помочь пациентам ощутить, что фотографическое творчество, как и всякое творчество, есть путь к людям, — это научить их дарить друг другу свои фотографии и слайды.

17. Следует подсказать пациентам, что с небольшой камерой возможно всегда быть вместе, положив ее в портфель или в карман, чтоб не жалеть, что нечем запечатлеть неожиданную встречу с духовно созвучным.

Графика и живопись

Терапия графикой, живописью возможна и без помощь уроков специалиста-художника, потому что цель этого занятия — не в создании истинных произведений искусства, а в стремлении выяснить, подчеркнуть свою индивидуальность, хотя бы время от времени, в том числе и с помощью карандаша, фломастера, кисти[109]. Известный в психотерапии, психологии проективный рисунок служит для другого — для выявления конфликтов, проблем преимущественно невротического пациента (Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М., 1983. С. 246).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 670; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь