Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


О существе лечебного творчества



Творчество есть «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью»[67]. В творчестве выражается личностное: только личностное может быть настолько неповторимо-оригинальным, чтобы являть собой всегда нечто качественно новое. Открытия в теоретической физике и математике, конструкция аппарата, картина художника, художественная фотография, скульптура, произведение архитектуры, роман, стихотворение, музыкальная мелодия, искусно-творчески составленный букет — все это объединяется личностной «солью» творчества: созидающей самобытностью автора, без которой немыслим предмет творчества. Индивидуальность, самобытность человека, нравственно направленная, есть его дорога к людям. В истинном, гуманном смысле творит не просто индивидуальность, а нравственная индивидуальность, созидающая, преобразующая мир. В этом и состоит общественно-историческая уникальность творчества[68]. Здесь подчеркивается нравственный момент творчества, поскольку только самовыражение (в том числе и душевнобольного) может быть и безнравственным, антигуманным. А.Д. Зурабашвили считает главнейшим в человеке совесть, нравственность, определяя сегодняшнего человека как Homo moralis. Созвучные нравственные переживания связывают людей в истинный коллектив. Такова диалектика индивидуального и коллективного в отношении к творчеству. Члены коллектива связаны между собой общими нравственными целями и одновременно своей непохожестью друг на друга, самобытностью, лежащей в основе всякого живого творческого дела. Таким образом, индивидуальностью необходимо быть не для индивидуализма, а для того, чтобы в полном смысле быть с людьми.

Существо идеалистических представлений о творчестве состоит в том, что для идеалиста творит не сам человек как частица Природы и Общества: творит через человека внутри его изначальный Дух, Идея, Божество, и только оно несет в себе истинную индивидуальность. Так, для Гегеля художественное творчество «лишь тогда разрешает свою высшую задачу, когда (...) является только одним из способов осознания и выражения божественного»[69], и, таким образом, «художник — мастер бога»[70]. Для диалектико-реалистически мыслящего человека (даже самого одухотворенного материалиста) по законам природы и общества творит сам человек — наисложнейший момент саморазвивающейся материи — Природы. И человеческий дух есть сложный нематериальный блеск высокоорганизованной материи, отразившей в себе природу и общество сообразно своим особенностям.

В творчестве (в самом широком смысле, в том числе в творческом чтении книг, в одухотворенно-творческой слесарной работе и т. д.) человек ощущает себя поистине самим собой во имя нравственных связей с людьми. Особенная, высокая радость встречи с самим собой в творчестве есть вдохновение. Творчество в широком смысле (как выполнение чего-либо общественно полезного по-своему) обнаруживает, укрепляет самобытность творца, прокладывая ему тем самым дорогу к людям, которым интересна, созвучна его духовная индивидуальность. Значение глубокого контакта с людьми (ценностных коммуникаций) для дефензивного пациента трудно переоценить. Но и творческое углубление в себя само по себе (в смысле уяснения своей особенности в творчестве) действует здесь, как правило, терапевтически, вытесняя чувство неопределенности, «медузности»-беспомощности, поддерживающее болезненную напряженность, всякое расстройство настроения. Самое тягостное для многих наших пациентов — это чувство неопределенности в душевной напряженности, когда не знаешь, чего хочется, чего боюсь, что люблю. Когда же дефензивный пациент, обретающий в творчестве самого себя, ощущает свою стойкую индивидуальность-основу, осознает теперь себя среди близких, товарищей и незнакомых людей, в своем народе, в человечестве как неслучайную, созидающую личность, проникается в связи со всем этим душевным светом, он уже не способен страдать так остро, как прежде. Поэтому в созданном пациентом творческом произведении нас должно интересовать не столько то, есть ли это истинное произведение искусства или науки, сколько то, как удалось в этом произведении пациенту выразить свою индивидуальность и как это лечебно ему помогло, ибо прежде всего это есть истинная ценность для врача[71].

«Механизм» творчества представляется отчетливее, если сравнить его с двумя другими «механизмами » психотерапии (и вообще освоения действительности) — внушением и разъяснением (убеждением). Внушение как механическое вкладывание мимо критического осмысления есть элементарный уровень освоения человеком действительности (и в здоровой жизни, и в процессе психотерапии). Разъяснение, убеждение (рациональный уровень) — логическая работа, при которой человек, которому разъясняют, сам способен затем разъяснить это же другому, понимает (и в здоровой жизни, и в процессе психотерапии), почему это именно так, а не иначе. Это, несомненно, более высокий уровень лечения, вообще освоения действительности, вбирающий в себя и моменты внушения. Высший уровень, содержащий в себе в «снятом» виде первые два, — это творчество. В случае творчества пациент не просто лечебно-логически понимает врача, а понимает обогащенно по-своему, личностно, с собственными самостоятельными суждениями и переживаниями на этот счет[72].

Общая характеристика метода

Пациенты в обстановке душевной, человеческой заботы о них врача и медицинской сестры, в индивидуальных беседах с врачом, в групповых занятиях в раскрепощающей «немедицинским» уютом обстановке психотерапевтического кабинета (чай, слайды, музыка, свечи и т. п.), в домашних трудах над полученным заданием в течение 2-5 лет учатся понимать себя и других, выражать себя творчески (в широком смысле) сообразно своим клиническим особенностям. Конкретные методики терапии творчеством, составляющие содержательную сердцевину приема, сплетаются, растворяются друг в друге в этом методе на основе разъяснительно-воспитательного нравственно-творческого познания себя и других, вплоть до изучения известных характерологических радикалов, патологических расстройств, свойств (болезненные сомнения, тревоги, неуверенность, рефлексия, деперсонализация, ипохондрия, депрессия и т. д.), которые также нередко возможно научиться лечебно-творчески и с пользой для людей применять в жизни.

Отдельные методики терапии творчеством — это терапия: 1) созданием творческих произведений; 2) творческим общением с природой; 3) творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) творческим коллекционированием; 5) творческим погружением в прошлое; 6) ведением дневника и записных книжек; 7) домашней перепиской с врачом; 8) творческими путешествиями; 9) творческим поиском одухотворенности в повседневном. Термин «творческий» понимается здесь широко, как и вообще в сегодняшней нашей жизни. Суть его — по-своему, с привнесением в любое дело (служебное общение с людьми и домашнее приготовление салата) своего, индивидуального. Именно это индивидуальное (а не трафаретное, банальное, машинное) есть истинный духовный путь к другим людям. Термин «творческий» уместен в названии каждой отдельной указанной методики еще и потому, что важно постоянное осознавание пациентом своей самобытности, например, и в художественной галерее, и при чтении художественной литературы (что мне созвучно, а что чуждо), и в отношении всего того, с чем он знакомится в путешествии. Пациенты должны ясно осознавать то, что происходит с ними в процессе этого лечения.

Кратко-схематически отметим здесь содержание и формы Терапии творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения).

Содержание. 1. Самопознание («познай самого себя» — «nosce te ipsum»): изучение собственных болезненных расстройств, своего характера.

2. Познание других душевных (прежде всего — хронических) расстройств и других человеческих характеров («для каждого свое» — «suum cuique»: занятия по психиатрии и типологии характеров). Продолжительность того и другого этапа — 1-3 мес.

3. Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» — «vires que acquiriteundo») с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой основе стойкого светлого мироощущения с помощью конкретных указанных выше 9 методик терапии творчеством. Продолжительность — 2-5 лет.

Формы. 1. Индивидуальные беседы (первые 1-2 года от 2 раз в неделю до 1 раза в 2 мес, потом вдвое, втрое реже). Переписка (от нескольких писем в месяц до нескольких в год).

2. Повседневная домашняя работа (изучение художественной и научной литературы, изучение природы, творчество).

3. Группы (открытые) творческого самовыражения в «психотерапевтической гостиной» (Терапия творческим самовыражением в уютной обстановке с чаем, свечами, цветами, музыкой, слайдами, чтением своих рассказов и т. д.). Встречи — 2 раза в месяц параллельно индивидуальным беседам с врачом на протяжении всего курса лечения.

Параллельно всему этому, по надобности, применяются приемы гипносуггестивной, тренировочной психотерапии, проникнутые внешне тихими, глубокими эмоционально-стрессовыми мотивами, лекарства в небольших дозах.

Терапия творческим самовыражением — самая личностная (в естественно-научном смысле) терапия, и она невозможна без личного контакта с пациентом. Контакт этот имеет серьезные особенности в зависимости от нозологической группы пациентов, но общее, стержневое — это стойкий человечески-товарищеский мотив в отношениях с дефензивными пациентами, основанный на искреннем интересе к их личностным свойствам, переживаниям, поступкам, к их жизненным обстоятельствам, а не только к симптомам и синдромам. При этом необходимо открыть пациенту собственную личность (в известных границах, с необходимой дистанцией, но с добротой, естественностью). Пациент должен ясно ощущать духовную индивидуальность своего врача, его искреннее желание помочь. Все это, понятно, возможно при высокой ответственности врача за пациента и способности врача чувствовать и уважать живую духовную индивидуальность пациента — основу его творчества — независимо от того, талантлив пациент или нет.

Терапия творческим самовыражением — это не отвлечение, не развлечение, не лечебное хобби («конек», увлеченность для себя, на досуге). Многие наши пациенты увлекались фотографией, живописью, писанием рассказов, коллекционированием и т. д. и до нашего лечения. Существо дела тут — в сознательном, целенаправленном выяснении пациентом в процессе терапии творчеством своей индивидуальности, своего места среди людей, «силы своей слабости» и в личностном, творческом самоутверждении. Все это и обусловливает охваченность подлинным смыслом жизни, целебное светлое мироощущение, стойкое и не сравнимое по своей психотерапевтической силе с прежним хобби.

Например, пациент пишет рассказ не только и не столько для того, чтобы написать рассказ, увлечься его писанием, сколько для того, чтобы развивать, обогащать творческую индивидуальность, чувствовать, осознавать ее «изгибы», «нюансы», и всюду, в том числе в житейском общении с людьми, в профессиональном деле, жить, действовать активно-творчески в постоянном поиске своего самого общественно полезного места в жизни. «Не умею я рисовать», — протестует неопытный пациент, не желая выразить себя в рисунке. «А все же попробуйте нарисовать хоть дом, сквер своего детства, — предлагает врач или более опытный пациент. — Пусть это будет неумело, но по-своему, и тогда подробнее, ярче почувствуете себя самим собой, т. е. человеком, и, значит, еще больше сможете сделать в том деле (быть может, профессиональном), к которому особенно способны». Даже пациент, выполняющий механическую, монотонную работу, которую лучше его сможет выполнить автомат, прибор (например, сделать копию чертежа), все равно делает эту работу с человеческой одухотворенностью, если творческой душой осознает необходимость и благородство этого механического дела, его связь с другими делами, людьми. Наконец, в процессе успешной Терапии творческим самовыражением можно, не приобретя ни одного увлечения на досуге, творчески увлечься исключительно своею профессиональной деятельностью[73].

Таким образом, в сложном клиническом методе Терапии творческим самовыражением специфические воздействия («механизмы») терапии творчеством (ведущие здесь) тесно и незаметно сплетаются с рациональными (разъяснительными), психагогическими (психотерапевтически-воспитательными) и групповыми воздействиями (механизмами).

Цели и задачи метода

Цели метода. 1. Цель медицинская — вызвать стойкое, по возможности необратимое улучшение у дефензивных пациентов, помогая им сделаться «самими собой» — по-своему, творчески активными, полезными членами общества с постоянным прочувствованным пониманием этого как светлого смысла своей жизни.

2. Цель общественная — открыть, привести в действие, раскрепостить скрытые, подчас богатые в дефензивных пациентах резервы общественной, нравственной деятельности.

Задачи метода. 1. Помочь дефензивным пациентам (медицински-просветительными, психологически-типологическими занятиями) узнать, изучить себя среди других людей, диалектически выяснив, уточнив свои душевные особенности и расстройства не только как «слабое», но и как «сильное в своей слабости », общественно-нравственно полезное.

2.Помочь пациентам (на базе личностного психотерапевтического контакта с врачом) различными методиками терапии творчеством (индивидуально и в группе) обрести себя в творчестве.

3. Помочь дефензивным пациентам на основе укрепленной творческой индивидуальности стойко, продуктивно войти в коллективы — трудовые, учебные, бытовые и т. д.


Поделиться:



Популярное:

  1. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества
  2. XX конкурса-фестиваля детского художественного творчества «Лучики надежды – 2017»
  3. А. Механизмы творчества с точки зрения З. Фрейда и его последователей
  4. Анализ источников творчества
  5. Бережное отношение к процессу и результату творчества.
  6. В число объектов внешне выполняющих все условия охраноспособности, но не подпадающих под правовую охрану авторского права, входят произведения народного творчества (пп.3 п.6 ст.1259).
  7. Взаимосвязь здоровья, эмоций, творчества, работоспособности
  8. Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (вторая половина XX в.)
  9. Взгляды исследователей на проблему детского творчества в рисунке (конец XIX — 40-е гг. XX в.)
  10. Виды детского изобразительного творчества
  11. Виды сухого лечебного голодания и их отличия
  12. Все сходится в твоем существе.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 625; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь