Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социально-этническая структура



Общества

На протяжении всего процесса общественного развития люди принадлежали к определенным общностям, исторически сложившимся на конкретной территории и отличающимся друг от друга по таким существенным признакам, как язык, особенности материальной и духовной культуры, общие черты психологического склада, обычаи, традиции. Такие общности обозначаются в общественных науках понятием " этнос". Этнические различия между людьми изначально носят естественноисторический характер, поскольку они обусловлены природно-географическими условиями, в которых формировался тот или иной этнос, а также присущими последнему традиционными формами трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом.

Однако этническая однородность встречается в современном обществе довольно редко, что связано с миграцией значительных масс людей за пределы своей исторической родины, происходившей на протяжении целых исторических эпох. Естественно, что в ходе такой миграции происходит взаимодействие представителей различных этнических общностей, а, следовательно, возникают межэтнические отношения.

Непосредственной основой данных отношений выступают различия в характере потребностей, обусловленных этнической принадлежностью людей. Сами по себе подобные различия не порождают, да и не могут породить существенных социальных противоречий, поскольку они не задевают материальные интересы людей. Однако в тех случаях, когда удовлетворение существенных потребностей индивидов попадает в зависимость от этнической принадлежности этих индивидов, межэтнические отношения могут приобрести значительную социальную остроту. Возникает же указанное явление, как будет показано ниже, в тех случаях, когда представители различных этносов занимают разное положение в системе общественного разделения труда.

Чтобы убедиться в сказанном, следует рассмотреть специфику складывания любого этноса в ходе исторического процесса. Такое складывание всегда происходило в определенных природных и исторических условиях, предписывавших людям наиболее приемлемые формы производительной деятельности. В ходе данного процесса, решающим фактором которого был, безусловно, прогресс материальных производительных сил, эти формы могли изменяться, оказывая влияние на дальнейшее развитие языка, культуры, этнической психологии. Но благодаря естественному характеру подобных изменений, в целом сохранялись присущие этносу основные специфические черты.

Посмотрим, к примеру, как происходило формирование и развитие тюркоязычных этносов Средней Азии. Они имеют общие языковые корни, восходящие к эпохе существования Тюркского каганата (VI в. н. э.). Но в процессе первого великого общественного разделения труда, представлявшего собой отделение земледелия от скотоводства, развитие отдельных ветвей пратюркского этноса пошло разными путями. Предки узбеков заняли плодородные земли в долинах рек Амударьи и Сырдарьи, где главной формой производительной деятельности неизбежно должно было стать земледелие, основанное на искусственном орошении.

Предки же казахского народа в силу исторических причин расселились в засушливых степях, где отсутствовали благоприятные условия для любых форм земледелия, возможных в то время. Поэтому основной формой производительной деятельности для них стало кочевое скотоводство. Отсюда - существенные различия между казахами и узбеками, относящиеся к языку, этнической психологии, формам быта, культуры и т. д. Если же сравнить казахский этнос с кыргызским, то и здесь, несмотря на их более заметную близость друг к другу, существуют определенные различия. Нетрудно заметить, что последние обусловлены, прежде всего, различиями между кочевым скотоводством степняков и горно-пастбищным скотоводством жителей долин Тянь-Шаня.

Конечно этнические особенности нельзя выводить только из характера трудовой деятельности основной массы представителей того или иного этноса. На протяжении всей истории человеческой цивилизации происходили переделы государственных границ, миграции больших масс людей и даже целых народов, усиление либо ослабление связей как соседних этносов, так и отдельных частей одного и того же этноса. Все это существенно влияло на формирование указанных особенностей. Достаточно вспомнить здесь причины разъединения древнерусской народности в XIII - XIV вв. и появления великорусской, украинской и белорусской народностей, входивших в состав разных государств. Однако вне взаимодействия с представителями других этносов, основанного, прежде всего на экономических связях, на обмене деятельностью и продуктами деятельности, этнические особенности не могли породить существенных противоречий между людьми, а, следовательно, принять социальную окраску.

В настоящее время, как уже говорилось, существует очень немного стран, где сохранилась полная этническая однородность общества. Как правило, наряду с основным этносом, испокон веков населяющим определенную территорию, на этой территории живут и представители других этносов, волею судеб оказавшиеся за пределами своей исторической родины. Поэтому объективно существует почва для возникновения межэтнических отношений.

В качестве субъектов указанных отношений выступают этнические общности, совокупность устойчивых связей между которыми образует социально-этническую структуру общества. Системные элементы данной структуры неоднородны. Среди них можно выделить нации, народности, этнические группы, этнографические группы. Нацией принято называть исторически сложившийся тип этноса, которой постоянно воспроизводится на основе общности территории проживания, языка, культуры, психологического склада, этнического самосознания, а также сложившихся экономических связей.

В каждой стране обычно существует одна нация, чаще всего и дающая этой стране название. В Казахстане такой нацией являются казахи, в России (на ее исконных землях) - русские, в Германии - немцы и т. д. Этнос, населяющий ту или иную страну, становится нацией тогда, когда в данной стране складывается единый рынок, связывающий жителей в качестве участников совокупного общественного производства. Соответственно, именно представители коренной нации обычно занимают доминирующее положение во всех основных сферах данного производства, определяющих развитие страны в целом (хотя, как будет показано ниже, в этом правиле существуют исключения, обусловленные определенными историческими причинами).

Народность исторически предшествует нации и отличается от последней отсутствием или неразвитостью внутренних экономических связей. В настоящее время народности сохранились на севере и северо-востоке Российской Федерации, в ряде стран Азии и Африки.

Помимо коренной нации, в составе населения большинства стран существуют этнические группы, объединяющие в своем составе представителей этносов, историческая родина которых находится за пределами страны проживания. Эти группы сохраняют свой язык, культуру, психологические особенности, этническое самосознание, которые национальные традиции. На протяжении длительного времени они могут не смешиваться с коренным населением.

От этнической группы следует отличать группу этнографическую, представляющую собой обособленную часть какого-либо этноса. Культура и быт этнографической группы сохраняют некоторые особенности, проявляющиеся в языке, обрядах, религиозных верованиях и т. д. Примером подобной группы может служить казачество, проживающее на территории России, а также в некоторых областях Казахстана. Имеются этнографические группы на Украине (гуцулы), в Грузии (сваны) и во многих других странах.

Хотя понятия " национальное" и" этническое" в основном тождественны, однако этническую принадлежность человека не следует смешивать с национальностью. Последняя обозначает, прежде всего, формальную принадлежность к этносу, основанную на этническом происхождении и этническом самосознании. Между тем в любой стране существуют люди, субъективно относящие себя к этносу своих предков, но при этом не владеющие языком, культурой, традициями данного этноса и фактически ставшие представителями коренной нации либо численно преобладающей этнической группы. Сам же процесс слияния этноса или его части с другим этносом, сопровождающийся утратой основных этнических признаков, называется этнической ассимиляцией.

Социально-этническая структура общества имеет две сущностные стороны - собственно этническую и социальную. Этническая сторона по своей природе консервативна. Она выражается в стремлении этнических общностей к обособлению, к закреплению и воспроизводству всех присущих им черт и особенностей. Это как бы самозащита этноса от разрушения внешними силами. В основе такой самозащиты лежит порожденное отчуждением труда отчуждение людей от общественных связей, побуждающее отдельных индивидов отгораживаться от могущественных стихийных социальных сил. Именно поэтому, прежде всего, люди стремятся замкнуться в этнических общностях, ища в них защиту и поддержку. Но при этом возникает опасность консервации сложившихся социальных отношений, присущих этносу, замедления темпов его исторического развития по сравнению с другими этносами.

Социальная сторона указанной структуры, поскольку она обусловлена общественным разделением труда, наоборот, порождает центробежную тенденцию, выражающуюся в разрушении всех тех элементов этноса, которые препятствуют интеграции данного этноса в другие подструктуры социальной структуры общества - классовую, профессиональную, территориальную.

Преобладание подобной тенденции в развитии этносов, составляющих меньшинство в составе населения той или иной страны либо региона, означает для них усиление ассимиляционного процесса, несет в себе угрозу утраты основных этнических признаков, растворения в другом, более многочисленном и экономически развитом этносе.

Такое противоречие между двумя сущностными сторонами социально-этнической структуры общества является источником ее развития. Однако в тех случаях, когда это развитие происходит стихийно, его социальный аспект объективно доминирует над этническим, порождая ассимиляционные процессы. Между тем, как известно, общечеловеческая культура складывается из этнических культур во всем их многообразии. Поэтому утрата существенных элементов какой-либо из подобных культур означает ущерб для человечества в целом. И наоборот, взаимосвязь этнических культур, способствующая их развитию и обогащению, соответствует интересам всех людей, независимо от их этнической принадлежности. Для того же, чтобы придать подобному развитию и обогащению этнических культур оптимальный характер, необходима грамотная государственная национальная политика.

Межнациональные отношения

Исторический опыт показывает, что отношения между людьми, принадлежащими к разным этносам (такие отношения чаще всего называют национальными или межнациональными), как существенный фактор социальной жизни общества, возникли практически одновременно с зарождением капиталистических производственных отношений. До этого основной формой этнической общности людей была народность, для которой характерны натуральные формы ведения хозяйства, а, следовательно, отсутствие развитого рынка. Экономические контакты между соседними народностями носили нерегулярный характер, а миграция людей за пределы исторической родины была относительно нечастым явлением. Что же касается межэтнических различий, то они существенно проявлялись в социальных отношениях главным образом тогда, когда на них накладывались различия религиозные.

Развитие капитализма, сопровождавшееся возникновением международного разделения труда и международного рынка, привело к быстрому росту миграции самодеятельного населения за пределы своей страны. К такой миграции людей побуждали, прежде всего, тяжелые условия жизни на родине, стремление достичь материального благополучия и т. д. В результате этнический состав населения многих стран стал приобретать все более смешанный характер. В настоящее время данное явление приобрело еще более широкие масштабы, причем, чем выше уровень экономического развития той или иной страны, тем больше желающих туда переселиться.

В то же время в ходе развития капиталистических производственных отношений, сопровождавшегося усилением процесса отчуждения труда, обострение социально-классовых противоречий неизбежно накладывалось на отношения между представителями различных этносов. Основная причина данного явления состоит в том, что мигранты из других стран могли сохранить свою этническую самобытность, лишь занимая особое место в системе общественного разделения труда.

Это означает, что представители некоренных этносов осуществляли преимущественно те виды трудовой деятельности, которые в целом не были свойственны представителям национального большинства, либо отвергались указанным большинством как тяжелые, невыгодные и непрестижные. Естественно, что в подобных случаях между людьми, относящимися к разным этническим общностям, возникали значительные различия с точки зрения условий, возможностей и особенностей удовлетворения их существенных потребностей, а, следовательно, противоречия социального характера, проявлявшиеся в национальной неприязни и межнациональных конфликтах. Особую остроту такие противоречия приобретали тогда, когда представители разных этносов противостояли друг другу в качестве представителей противоположных классов.

При всем многообразии конкретных форм проявления межнациональных противоречий можно выделить два основных типа порождаемых данными противоречиями конфликтных отношений, которые находят свое отражение как в общественном сознании, так и в практической социальной действительности.

Первый из таких типов - великодержавный шовинизм - означает стремление определенной части представителей доминирующей нации к экономическому, политическому и даже психологическому превосходству над этническими меньшинствами. Зачастую шовинизм выступает на уровне общественной идеологии, например, в виде утверждения о том, что некоренные этнические группы якобы паразитируют благодаря " великой" нации, препятствуют процветанию последней, разрушают ее культуру и т. д. Питательной средой для шовинизма служит, прежде всего, массовая психология экономически неустойчивых классовых групп, в основном, мелкой буржуазии. Проявления подобной психологии, принимающие форму предрассудков наиболее невежественных слоев населения, могут быть использованы определенными социальными силами для достижения их экономических и политических целей. Истории известно множество случаев проявления шовинизма в виде столкновений на почве национальной розни, приводивших к многочисленным человеческим жертвам. Наиболее уродливой формой шовинизма был германский фашизм с его изуверской расовой " теорией".

Другим типом конфликтных отношений, имеющим этническую окраску, является местный национализм, характерный преимущественно для относительно немногочисленных наций, народностей и этнических групп. В таком национализме выражается стремление указанных общностей к сохранению основных атрибутов своей культуры путем обособления от доминирующей нации, приобретения, по отношению к последней, максимально возможной самостоятельности в решении своих внутренних проблем. При этом было бы ошибкой считать, что национализм подобного рода представляет собой лишь реакцию на великодержавный шовинизм, проявляющийся в осуществляемой от имени доминирующей нации государственной политике.

Причины местного национализма заложены в социально-экономическом неравенстве, связанном с различным положением этносов в системе общественного разделения труда. Так, производственная специализация автономных территориальных образований порождает разницу в уровне благосостояния между коренными жителями этих образований, сохраняющими приверженность традиционным видам трудовой деятельности, и мигрирующими туда представителями других этносов, осуществляющими развитие передовых отраслей народного хозяйства. Соответственно возникает недовольство первых своим социальным положением, зачастую приобретающее националистическую окраску.

С национализмом не следует отождествлять национальное самосознание людей. Практически каждый человек в той или иной степени идентифицирует себя с определенной этнической общностью, проявляет свою принадлежность к последней в трудовой, бытовой, коммуникативной и других сферах своей жизнедеятельности. Но пока он не ощущает опасности для социально-экономического и политического положения своего этноса, какой-либо угрозы извне (реальной или кажущейся) своей этнической самобытности и культуре, подобная идентификация носит слабо выраженный характер, присутствует преимущественно на уровне подсознания. Рост национального самосознания личности означает переход такой личности к сознательному выражению своей этнической принадлежности, к формулированию и выдвижению требований, направленных на защиту специфически этнических интересов.

Само по себе национальное самосознание людей не представляет никакой угрозы для общества в целом, поскольку культура и самобытность любого этноса не могут нанести ущерба культуре и самобытности других этносов. Наоборот, этнические культуры взаимно обогащают друг друга. Поэтому все без исключения этнические общности объективно должны быть заинтересованы в ослаблении противоречий между ними. Любое же реальное ущемление интересов какого-либо этноса более сильным в экономическом и политическом отношении этносом наносит последнему, в конечном счете, ущерб, несоизмеримо превышающий полученные выгоды. Как заметил еще Ф. Энгельс, " не может быть свободен народ, угнетающий другие народы, поскольку сила, нужная ему для подавления другого народа, в конце концов, оборачивается против него самого" 70.

§ 3. Сущность и содержание


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1585; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь