Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социально-этнических процессов
Социально-этнические процессы представляют собой совокупность изменений, происходящих в этнической структуре общества под воздействием социальных (экономических, политических, духовно-идеологических) факторов. Сущность этих процессов состоит в приспособлении этнических общностей к реальным условиям жизнедеятельности людей, формирующимся в рамках классовой, профессиональной, территориальной структур. Сказанное означает, что представители таких общностей, осуществляя перемещения в системе общественного разделения труда, изменяются с точки зрения их этнических признаков. Каждая нация (как и исторически предшествующая ей народность), приспосабливаясь к окружающей природно-географической среде и геополитическим обстоятельствам, вырабатывает наиболее соответствующие ее возможностям виды совокупного общественного производства. В процессе эволюционного развития нации, в ней происходят внутренние социальные перемещения, связанные с возникновением все новых видов деятельности. Но одновременно изменяются и условия жизни, формы взаимодействия людей, как между собой, так и с окружающей материально-вещной средой. В результате даже между представителями одной и той же нации, занятыми в разных сферах совокупного общественного производства, проявляются существенные различия не только классового, профессионального, поселенческого, но даже, в определенной степени, этнического характера. Конечно, сказанное не означает, что люди, принадлежащие к одному и тому же этносу и занятые принципиально различными видами деятельности, говорят на разных языках. Однако, если сопоставить представителей какой-либо нации, проживающих на территории своей исторической родины, но имеющих разную классовую, профессиональную, территориально-поселенческую принадлежность, то можно обнаружить между ними различия с точки зрения этнической психологии, приверженности национальным традициям и обычаям, владения теми или иными пластами лексического состава разговорной речи и национальной культуры в целом. Обусловлено данное явление тем, что основные этнические признаки формируются на ранних этапах развития той или иной народности, связанных с освоением первичных видов производительной деятельности (земледелия, скотоводства и т. п.). Но в процессе перехода определенной части общества к новым видам деятельности указанные признаки зачастую становятся препятствием для освоения соответствующих производственных, материально-вещных, коммуникативных аспектов среды обитания. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить между собой, основываясь на отмеченных этнических признаках, горожан и жителей деревни, промышленных рабочих и представителей интеллигенции, предпринимателей и людей, находящихся за чертой бедности, которые принадлежат к одной нации и живут в одной стране. Все более существенное влияние оказывают социально-экономические факторы на этнические процессы, происходящие внутри национальных меньшинств. Сохранение представителями таких меньшинств своих этнических признаков возможно преимущественно в условиях сохранения традиционных форм производительной деятельности. Так, корейцы Казахстана продолжают общаться на родном языке, придерживаться своих этнических традиций главным образом благодаря компактному проживанию в сельской местности, где они занимаются в основном выращиванием риса и бахчевых культур. Но те из них, которые являются горожанами во втором поколении, в своем подавляющем большинстве уже не владеют корейским языком. Ведь освоение новых видов трудовой деятельности требует постоянного общения на языке, которым данная деятельность изначально опосредствована в силу исторических обстоятельств. То же самое можно сказать и о любой другой этнической группе, принадлежащей к числу национальных меньшинств. Невозможность для представителей таких групп осуществлять традиционные формы трудовой деятельности, в рамках которых они могут общаться на родном языке, объективно ведет к их ассимиляции преобладающим в численном и экономическом отношении этносом в течение жизни нескольких поколений. На первом этапе указанного процесса происходит переход к преимущественному общению на языке национального большинства при сохранении владения родным языком на бытовом уровне. Далее следует утрата родного языка и большинства национальных традиций. При этом еще длительное время сохраняются национальное самосознание, некоторые черты этнической психологии. Завершающим этапом ассимиляционного процесса является массовый переход к смешанным бракам, полное освоение всех основных атрибутов этнической культуры национального большинства, утрата ощущения общности со своим этносом. Процесс этнической ассимиляции национальных меньшинств характерен для всех стран с развитой экономикой, хотя в наиболее цивилизованных из этих стран (например, в Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и ряде других) данный процесс, благодаря грамотной национальной политике, растянулся на неопределенно долгое время. Однако целиком остановить его невозможно, поскольку, во-первых, сужаются традиционные для указанных меньшинств сферы трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом, а во-вторых, происходит появление и развитие все новых форм деятельности, опосредствованных, естественно, языком доминирующего этноса. Социально-экономический характер ассимиляционного процесса доказывается уже тем, что экономически господствующий этнос вовсе не обязательно является коренной нацией. В автономиях Российской Федерации, в Белоруссии, в Казахстане, во многих городах Украины, Молдовы и ряда других стран, ранее входивших в СССР, на протяжении длительного периода происходила (а в определенной степени происходит и в настоящее время) ассимиляция значительной части коренных наций (не говоря уже о небольших этнических группах) русскоязычным населением, доминирующим в экономической сфере общественной жизни. Таким образом, в процессе социальных перемещений представителей той или иной этнической общности наблюдается определенная закономерность. Изменение их положения в системе общественного разделения труда, объективно ведет к естественной ассимиляции. Исчезает основное условие этнического единства - внутриобщностное социально-экономическое взаимодействие, без которого в современных условиях невозможно сохранить в массовых масштабах основные атрибуты этноса - язык, культуру, психологические особенности, традиции, обычаи. Социально-этнические отношения И процессы в советском и Постсоветском обществе Хотя существовавшая до 1917 г. Российская империя была фактически " тюрьмой народов", однако входившие в нее этнические общности сохраняли основные присущие им черты, поскольку каждая из них занимала в целом вполне определенное место в системе общественного разделения труда. Национальный гнет со стороны царизма выражался, прежде всего, в том, что многочисленные нации, народности, этнические группы были лишены возможности для своего самостоятельного и самобытного социально-экономического, политического, культурного развития. Отдельные же представители этих общностей могли реально повысить свой социальный статус преимущественно путем отказа от традиционных для своего этноса форм жизнедеятельности, и даже ассимиляции с господствующей нацией. При советской власти отношения между населявшими страну нациями, народностями и этническими группами подверглись существенным изменениям. С одной стороны, был провозглашен принцип полного равенства всех людей, независимо от их национальной принадлежности, во всех сферах жизни общества. Одновременно, благодаря созданию новых форм национальной государственности, возникли предпосылки для более свободного развития культуры народов. И нельзя отрицать, что в данном направлении был достигнут значительный прогресс. Однако развитие социально-этнических отношений в СССР имело и другую сторону. Курс на превращение страны в единый народнохозяйственный комплекс, сопровождавшееся крупномасштабным строительством промышленных предприятий, массовая " коллективизация" сельскохозяйственного населения, проводившаяся без всякого существенного учета его этнических особенностей, всестороннее идеологическое оболванивание целых народов - все это подрывало складывавшиеся веками, естественноисторическим путем традиционные формы хозяйственной деятельности людей. Тем самым сужалась материальная основа внутреннего языкового, культурного, психологического единства этносов. Фактически происходило изменение положения последних в системе общественного разделения труда, которое выражалось в переходе этих этносов к несвойственным для них формам и видам трудовой деятельности. В качестве примера можно привести социально-экономическое развитие Казахстана, где были осуществлены меры по искоренению кочевого образа жизни казахов, их переводу на оседлость. Эти меры, совершенно не учитывавшие специфику жизнедеятельности и этнической психологии казахского народа, проводились силовыми методами. Результатом такой политики была не только массовая гибель огромной части коренного населения от голода и репрессий, но также переход казахов к менее эффективным в условиях засушливых степей формам ведения скотоводческого хозяйства. Негативные последствия для развития казахского этноса повлекло и освоение на территории Северного Казахстана целинных земель. Следствием указанной крупномасштабной хозяйственной акции стало не только увеличение объемов производства зерновых культур, но также и сокращение числа животноводческих хозяйств, которое привело к массовому резкому переходу животноводов-казахов к крупнотоварному земледелию в качестве наемных сельскохозяйственных рабочих, а также к усилению их миграции в города. Переход значительной части казахского населения к городскому образу жизни носил значительно более сложный и противоречивый характер, чем, например, переселение в города русского крестьянства. Русскоязычный город мог предложить вчерашнему скотоводу лишь рабочие места, не требовавшие сколько-нибудь значительной квалификации, а, следовательно, самые низкооплачиваемые. К тому же степень отчуждения труда в промышленности, в силу более глубокого разделения функциональной деятельности, значительно выше, чем в животноводстве, что угнетающе действовало на психику новых горожан. В городе не было места для их прежних традиций, обычаев, многих форм духовной культуры. К тому же во всех присущих городу сферах совокупного общественного производства господствовал русский язык, которым необходимо было овладеть для того, чтобы выполнять трудовые функции. Образно говоря, русскоязычный город " перемалывал" казахский этнос, постепенно лишал городских казахов не только национальных корней, но даже родного языка. В третьем поколении большинство из них этим языком уже не владело. Ничего удивительного в этом нет, если учесть, что только на русском языке можно было получить высшее и среднее специальное образование, профессию, требующую высокой квалификации, подавляющую часть необходимой информации и т. д. Подобные процессы были характерны также для других союзных республик, хотя и в разной степени. Другим аспектом волюнтаристской социально-экономической политики советского руководства, существенно затрагивавшей интересы коренного населения союзных и автономных республик, было массовое перемещение русскоязычных рабочих и инженерно-технических работников в эти республики. Подобное перемещение являлось необходимым условием создания там новых промышленных производств и освоения природных богатств. Соответственно интересы коренных наций отходили на второй план, поскольку привлечение работников извне предполагало материальное стимулирование миграции, а значит, первоочередное обеспечение таких работников необходимыми жизненными благами. В результате недовольство коренных жителей реальным положением их национальной культуры усугублялось также их общим социально-экономическим неравенством по отношению к русскоязычным мигрантам. Вместе с тем только имперской политикой руководства СССР нельзя объяснить сущность проблем социально-этнического характера, характерных и ныне для населения бывших советских республик. Здесь следует также учитывать, что вся промышленность (особенно крупная), а также промышленная инфраструктура изначально формировались в России, а затем уже распространялись по другим республикам. А раз этот процесс принял устойчивый характер, то в дальнейшем все указанные сферы деятельности, будучи системными социально-экономическими образованиями, имели возможность реально функционировать только на основе использования русского языка. Любая же попытка изменить язык функционального общения какими-либо принудительными средствами в рамках отрасли или отдельного предприятия означала бы искусственное вторжение в технологический процесс, несовместимое с нормальной работой соответствующего производства. Вот почему подавляющее большинство промышленных рабочих и технической интеллигенции, составляющих основную массу городского населения названных выше республик бывшего СССР, является русскоязычным. Значительная часть указанных работников - это выходцы из России. Другие же, будучи представителями коренной нации и этнических меньшинств, ассимилировались в процессе перехода к нетрадиционным для них видам трудовой деятельности. Что же касается сельского населения, проживающего в тех же республиках, то оно, естественно, сохраняет все основные этнические черты, характерные для той или иной нации. Поэтому, мигрируя в города, где в основных сферах совокупного общественного производства доминирует русский язык, принадлежащие к коренному населению жители деревни с большим трудом осваивают чуждую им социальную среду. Многочисленные наблюдения показывают, что они стремятся занять преимущественно те социальные " ниши" в городской поселенческой общности, которые, во-первых, позволяют им общаться на родном языке в ходе трудового процесса, а во-вторых, предполагают менее высокий, по сравнению с промышленным производством, уровень отчуждения труда. Последнее немаловажно для данной социальной группы, поскольку в сельской местности этот уровень также относительно невысок. В городах Казахстана, например, мигрирующая туда сельская казахская молодежь, в отличие от городской, ориентируется главным образом на непромышленные виды трудовой деятельности (бытовое обслуживание населения, торговля, образование, здравоохранение и т. д.). Тем самым возникает социальная база для формирования казахской городской этнокультурной среды. На Украине подобный процесс зашел еще дальше. Например, в Киеве, где еще в 50 - 60-х гг. почти все население говорило на русском языке, в настоящее время украинский язык является не менее распространенным. Причина данного феномена состоит в массовой миграции украинской сельской молодежи в столицу. Указанная миграция привела там к фактическому удвоению численности городского населения. При этом и в настоящее время практически единственным разговорным языком на киевских промышленных предприятиях остается русский. Зато весьма значительная часть работников сферы обслуживания в Киеве постоянно пользуется в общении украинским языком. Постепенно украинский язык укрепляет свои позиции и в других отраслях инфраструктуры. К сказанному следует добавить, что данное социальное явление характерно не только для столицы, но и для многих других городов Украины. Таким образом, именно массированная перекройка совокупной системы общественного разделения труда, осуществлявшаяся на протяжении всего существования советского строя, которая очень мало учитывала специфику развития и интересы многочисленных этнических общностей, явилась, в конечном счете, главной причиной сохранения в СССР существенных межнациональных противоречий. Пока сохранялась экономическая и политическая стабильность, эти противоречия были мало заметны. Но как только в стране разразился кризис всех сторон общественной жизни, стремление входивших в нее наций к обособлению стало существенным социальным явлением. В настоящее время как в республиках бывшего СССР, ставших независимыми государствами, так и в автономных национальных образованиях, наблюдаются процессы, которые в совокупности можно назвать этническим ренессансом. Быстро растет число учебных заведений с обучением на родном языке, осуществляется внедрение этого языка в официальное делопроизводство в качестве государственного, увеличивается выпуск на нем различной литературы. Народы вновь обращаются к своим этническим корням, к полузабытым обычаям, традициям, многообразным проявлениям культурной самобытности. Однако у данного процесса существует и другая, социально-экономическая сторона. Существенный спад промышленного производства задел, прежде всего, интересы проживающих за пределами России русскоязычных работников, которые одновременно ощутили резкий психологический дискомфорт в результате своей оторванности от исторической родины. Между тем их миграция из стран, где они до настоящего времени проживали, оборачивается для последних дальнейшим экономическим спадом. Ведь поскольку представители коренного и некоренного населения занимают там, в значительной степени, разное место в системе общественного разделения труда, практически отсутствует возможность полноценной замены работников промышленной сферы в случае их массового отъезда. Особенно заметна острота указанной проблемы в Казахстане. Совершенно нереально в короткие сроки и в широких масштабах осуществить подготовку кадров по технически сложным специальностям из числа представителей коренного населения, ориентированных на принципиально иные виды деятельности. А это объективно означает необходимость достижения межнационального согласия в указанных странах, обеспечения равенства граждан независимо от национальной принадлежности, от знания государственного языка и т. д. Г Л А В А VII СОЦИОЛОГИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ Социально-демографическая Структура общества Среди социальных отношений и процессов, присущих обществу, значительную роль играют такие, которые обусловлены принадлежностью людей к целостным общностям, называемым населением или народонаселением. Население существует и функционирует во вполне определенных природных (географических, климатических, биологических) и социальных (экономических, политических, духовно-идеологических) условиях совокупной жизнедеятельности, придающих ему неповторимый облик. Население является объектом исследования особой науки - демографии, название которой дословно означает, в переводе с древнегреческого, " описание народа". Демографическими стали называть и процессы, присущие населению как единому общественному организму. Среди указанных процессов важнейшими являются: воспроизводство населения (смена одних поколений другими); демографическая мобильность (переход людей из одного состояния в другое по мере изменения их возраста, семейного положения, числа детей); миграция (перемещение людей с одной территории на другую). Однако в качестве самостоятельной дисциплины, носящей по преимуществу описательный характер, демография лишь констатирует факты, отражающие процесс развития народонаселения. Лишь превратившись в составную часть социологической науки, она способна раскрыть закономерности развития и естественного движения населения, осуществляя с этой целью изучение взаимосвязей демографических процессов, а также характера зависимости последних от состояния основных сфер социальной жизни общества. В составе населения люди отличаются друг от друга по полу, возрасту, семейному положению, числу детей, срокам проживания в той или иной местности. Подобные отличия, выступающие в качестве демографических признаков, объективно означают принадлежность индивида к определенным демографическим группам, представители которых имеют специфические потребности. Так, у мужчин имеются иные потребности, чем у женщин, у молодежи - иные, чем у людей зрелого возраста, у холостяков - иные, чем у тех, кто состоит в браке и т. д. Различия в потребностях порождают и различия в характере трудовых, поведенческих, бытовых, досуговых и других форм жизнедеятельности людей. Однако сами по себе, как и этнические, указанные различия не порождают существенных противоречий социального характера. Возникновение социальных различий между демографическими группами, то есть различий в условиях, возможностях и особенностях удовлетворения важнейших потребностей представителей этих групп, как показывает теоретический анализ, вытекает, в конечном счете, из процесса общественного разделения труда. Мало того, первой исторической формой разделения труда, известной с глубокой древности, было распределение занятий между людьми в соответствии с их демографическими признаками. В " Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс отмечали, что общественное разделение труда покоится " на естественно возникшем разделении труда в семье и на распадении общества на отдельные семьи" 71. Еще в первобытных родовых общностях мужчины, как известно, занимались иными, чем женщины, а дети - иными, чем взрослые, видами трудовой деятельности. Определяющим фактором в данном случае явились биологические особенности человеческого организма. Однако социальный характер демографическим различиям стал присущ лишь в процессе разложения родоплеменных форм общности людей, обусловленного общественным разделением труда. Выделение в обществе отдельных семей в качестве самостоятельных хозяйственных единиц, эксплуатация в этих семьях жен мужьями и детей - родителями, перемещение людей, прежде совершенно невозможное, за пределы своей исконной территориальной общности - все эти социальные явления в своей основе были связаны с возникновением различий между людьми в складывающейся системе общественного разделения труда. Общественное разделение труда между представителями разных полов и возрастов, между различными по типу семьями, между местными уроженцами и мигрантами существовало в тех или иных проявлениях на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Сохраняется оно, в значительной степени, и в настоящее время, чем объясняется, в конечном счете, присущий демографическим отношениям социальный аспект. Протекающие в обществе демографические процессы непосредственно выступают в виде определенных демографических явлений, среди которых следует выделить, в качестве наиболее существенных, рождаемость, смертность, среднюю продолжительность жизни, брачность, разводимость, детность, сложность и полноту семей, миграционные перемещения. Указанные явления носят социально-групповой характер. Они оказывают существенное влияние на динамику социальных процессов в целом, существующую в конкретном обществе. Это означает, что в результате роста или снижения рождаемости, смертности, брачности, разводимости, миграционной активности среди населения той или иной страны, региона, поселенческой общности, в обществе происходят серьезные изменения, влияющие на его социально-экономическое развитие. Устойчивые связи между многообразными демографическими группами, образующиеся в процессе участия этих групп во всей совокупности социальных отношений, составляют социально-демографическую структуру общества. Это едва ли не самая сложная из подструктур социальной структуры в целом, поскольку один и тот же индивид обладает не одним, а несколькими демографическими качествами, а значит, входит одновременно в несколько демографических групп в соответствии с данными качествами. В социально-демографической структуре выделяют половозрастную, семейную и генетическую структуры населения, каждая из которых выражает соотношения и связи между однопорядковыми элементами, а также комбинацию указанных соотношений и связей по определенным признакам72. Так, в рамках половозрастной структуры взаимодействуют группы, различающиеся по двум параметрам, имеющим биологическую основу, - полу и возрасту. В семейной структуре населения индивиды рассматриваются не непосредственно, а в качестве членов семей. Сами же семьи группируются по таким признакам как количество несовершеннолетних детей (детность), наличие обоих супругов либо отсутствие одного из них (полнота семьи), совместное проживание с супругами других родственников (сложность семьи). Наконец в генетической структуре населения взаимодействуют между собой местные уроженцы и лица, переселившиеся извне в данную местность. Изучение социально-демографической структуры общества, содержание которого составляет, прежде всего, выявление существенных связей между социальными (классовыми, профессиональными, поселенческими, этническими) процессами и явлениями с одной стороны, и демографическими - с другой, является одним из необходимых условий научно обоснованного регулирования социальных отношений в целом. Хорошо известно, к каким последствиям приводят крупномасштабные централизованные мероприятия, осуществляемые государством в области экономики, политики, обороны, экологии, если они не учитывают демографических факторов. Да и стихийные экономические процессы, происходящие в настоящее время в постсоветском обществе и связанные с переходом этого общества к рыночным отношениям, порождают существенные проблемы демографического характера. Между тем деформация демографических процессов, протекающих преимущественно естественноисторическим путем, объективно способна привести к таким последствиям, которые не только негативно отразятся на жизни современного общества, но и болезненно затронут интересы последующих поколений. Социология пола Биологические различия между мужчинами и женщинами, сами по себе, естественно, не порождают, да и не могут породить никаких социальных противоречий. Что же касается различий небиологического характера, специфически присущих представителям противоположных полов, то они являются продуктом процесса общественного разделения труда. Данный факт подтверждается, в частности, результатами этнографических исследований. Изучение сохранившихся вплоть до XIX - XX вв. родоплеменных общностей в различных регионах Азии, Африки, Америки, Австралии дает основание полагать, что на протяжении длительного периода в первобытном обществе отсутствовало сколько-нибудь значимое неравенство между мужчинами и женщинами с точки зрения удовлетворения их существенных потребностей. Хотя те и другие выполняли разные функции в совокупном производственном процессе, что было связано с их физиологическими особенностями, однако подобное разделение труда было целиком подчинено общим интересам рода, необходимости физического выживания последнего. Лишь в результате разложения первобытнообщинного строя отмеченное неравенство приобрело значимый для общества характер. В основе социального неравенства между мужчинами и женщинами изначально лежит обусловленное разделением деятельности отчуждение людей от производимых ими продуктов, от содержания такой деятельности, от общечеловеческих ценностей. В результате возникновения отношения частной собственности, генетически связанного не с внутрисемейным, а с общественным, товарным производством, где господствующее положение, в силу объективных причин, занимал мужчина, женщина была отстранена от активного участия в таком производстве. Тем самым она оказалась в полной экономической зависимости от мужа, сама превратилась в товар, в объект купли-продажи. Произошло прочное закрепление за мужчинами и женщинами различающихся между собой коренным образом социальных функций. Соответственно возникло и неравенство между ними с точки зрения условий и возможностей удовлетворения многих существенных потребностей, непосредственно не связанных с различиями по полу. Благодаря своему доминированию в совокупном общественном производстве, мужчина занял привилегированное положение по отношению к женщине (естественно, в рамках своей классовой и сословной общности). Здесь следует также отметить, что, одновременно с разложением первобытнообщинных отношений, на смену парной семье, которая существовала внутри рода и функционировала главным образом в качестве формы осуществления людьми репродуктивной функции, пришла моногамная семья. Сущность последней вытекала из необходимости воспроизводства социальной структуры общества, то есть обеспечения социализации молодого поколения в соответствии с требованиями данного общества. При этом моногамная семья, в отличие от парной, являлась самостоятельным субъектом хозяйственной деятельности. Разделение труда по признаку пола, как в семье, так и за ее пределами, выраженное в закреплении за мужчинами, прежде всего функций основных субъектов совокупного общественного производства, а за женщинами - почти исключительно функций по ведению домашнего хозяйства, породило специфически мужские и специфически женские потребности социального характера. Подобные потребности связаны с осуществлением определенных социальных ролей. Если рассматривать, например, роли женщины, которые утвердились в обществе на протяжении истории цивилизации, то легко заметить, что основным мотивом социального поведения здесь всегда было стремление вступить в брак, сохранить и укрепить семью. Только семья, за редкими исключениями, давала женщине возможность осуществлять общественно значимую деятельность, а закрепленные за женщиной социальные функции (поддержание " домашнего очага", воспитание детей) санкционировались обществом в качестве единственно приемлемых. Вне же ролей жены, матери, домохозяйки она была обречена на неполноценное (как с точки зрения общества, так и с точки зрения самой женщины) существование. Такое положение объективно вело к формированию у женщин устойчивых стереотипов добрачного и брачного поведения, а также поведения в семье и за ее пределами. Осуществление женщиной предписываемых обществом социальных ролей предполагало удачное замужество, удержание супруга от внебрачных связей, поддержание имиджа семьи в глазах окружающих и т. д. Соответственно формировались и специфически женские потребности, прежде всего, в материальных атрибутах социально-половых ролей (нарядах, украшениях, косметике), а также в определенных видах деятельности и общения, продуктах духовной культуры. То же самое можно сказать и о формировании специфически мужских социальных потребностей, обусловленных иным, чем у женщин, положением в системе общественного разделения труда. А поскольку в целом совокупная жизнедеятельность мужчин, вплоть до недавнего времени, объективно была богаче подобной жизнедеятельности женщин, относящихся к той же социально-классовой общности, разнообразнее были и потребности первых. Именно мужчины являлись безраздельными хозяевами всех сфер социальной жизни за пределами семьи, а женщины допускались туда лишь в виде отдельных исключений. Развитие как моногамной семьи, так и социальных отношений между полами в целом в ходе истории человеческой цивилизации представляло собой долгий процесс завоевания женщинами равных прав с мужчинами в обществе. К настоящему времени данный процесс, называемый женской эмансипацией, привел к существенному ослаблению социального неравенства между мужчинами и женщинами. Сущность такой эмансипации в наиболее четкой форме определена в работе Ф. Энгельса " Происхождение семьи, частной собственности и государства": "...Первой предпосылкой освобождения женщины является возвращение всего женского пола к общественному производству, что, в свою очередь, требует, чтобы индивидуальная семья перестала быть хозяйственной единицей общества" 73. Действительно, если даже еще в XIX веке трудовая деятельность женщины за пределами домашнего хозяйства была нечастым явлением и не одобрялась обществом, то в настоящее время в этом отношении произошли коренные перемены. Причем, чем выше уровень экономического развития той или иной страны, тем больше возможностей там имеет женщина для того, чтобы заниматься желаемыми видами профессиональной деятельности, приобщаться к любым достижениям материальной и духовной культуры. Соответственно увеличивается доля женщин в составе участников совокупного общественного производства, а также их роль в создании совокупного богатства общества. Однако и теперь между мужчинами и женщинами существуют определенные социальные различия, связанные, прежде всего с тем, что те и другие в значительной степени продолжают занимать разное место в системе общественного разделения труда. С данной точки зрения все виды трудовой деятельности можно условно разделить на три группы. К первой относятся те из них, которые требуют приложения значительных физических усилий, осуществляются в условиях, вредных для здоровья человека. Отношение к таким видам труда как специфически " мужским" прочно закрепилось в общественном сознании. Привлечение к ним женщин не должно допускаться, поскольку, в силу особенностей женского организма, это означает существенную угрозу их здоровью и, особенно, нормальному осуществлению репродуктивной функции. Ко второй группе можно отнести виды деятельности (относительно немногочисленные), где доминируют женщины. К подобным видам можно отнести труд машинистки, медсестры, кассира, уборщицы, ткачихи, швеи и т. п. Мужчины, в своем подавляющем большинстве, избегают заниматься таким трудом, считают его " женскими". Указанные виды деятельности составляют материальные условия формирования особой социально-психологической среды, которая коренным образом отличается от социально-психологической среды, присущей" мужским" видам труда. При этом переход женщин к специфически " мужским" видам деятельности, как и мужчин - к специфически " женским", то есть изменение положения тех и других в системе общественного разделения труда, где признак пола является одним из системообразующих факторов, объективно ведет к существенной деформации социального сознания и социального поведения людей. Так, превращение государства в СССР во всеобщего капиталиста сделало всеобщей и эксплуатацию наемного труда. Прежде рабочий-мужчина, как правило, был в своей семье единственным кормильцем и получал заработную плату, позволявшую обеспечить хотя бы минимальный прожиточный уровень для всей семьи, то есть стоимость его рабочей силы. При советской же власти женщины стали составлять едва ли не более половины наемных рабочих в промышленности и других сферах материального производства. В результате почти вдвое увеличилась прибавочная стоимость, присваиваемая государством, поскольку стоимость рабочей силы была фактически поделена между рабочим-мужчиной и его женой. При этом в массовых масштабах появились женщины-металлурги, трактористы, кузнецы, строители, путевые рабочие и т. д. Приведенная выше идея Энгельса, которая указывала на необходимость участия женщин в совокупном общественном производстве, была интерпретирована таким образом, что женщины должны участвовать в непосредственном производстве материальных благ в качестве наемной рабочей силы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1561; Нарушение авторского права страницы