Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная стратификация, социальная мобильность



 

Социальное пространство – это место, где происходят события, явления и процессы. Социальное пространство – это социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.

Социальное пространство по Питириму Сорокину – это пространство, охваченное волнением. Социальное пространство обозначает положение индивидов или групп и его изменение в некоторой системе координат. Сущность социального пространства Сорокин раскрывает через понятия социальной стратификации и социальной мобильности.

Социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества, объективно обусловленное существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п. Всё общество делится на различные слои –страты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. Социальная стратификация находит выражение в существовании высших и низших слоев.

 

Вопрос 11: Какие различия наиболее сильно проявляются в современном российском обществе и почему?  

 

Различают открытые и закрытые системы стратификации. Социальную структуру, члены которой могут менять свой статус относительно легко, называют открытой системой стратификации. Структуру, члены которой с большим трудом могут изменить свой статус, называют закрытой системой стратификации.

Несколько похожее различие отражается в концепциях достигнутого и предписанного статуса: достигнутые статусы приобретаются по индивидуальному выбору и в конкурентной борьбе, тогда как предписанные статусы даются группой или обществом.

В открытых системах стратификации каждый член общества может изменять свой статус, подниматься или опускаться по социальной лестнице на основе собственных усилий и способностей. Современные общества, испытывая потребности в квалифицированных и компетентных специалистах, способных управлять сложными социальными, политическими и экономическими процессами, обеспечивают достаточно свободное движение индивидов в системе стратификации.

 

Задание 8: В качестве задания на самостоятельную работусформулируйте 3-4 вопроса для исследования степени открытости системы стратификации в российском обществе.  

 

Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства – класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд – угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.

Макс Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать. Например, преподавательский состав университетов и духовенство пользуются высоким престижем, однако по богатству и власти оцениваются обычно относительно невысоко. Некоторые официальные лица могут располагать значительной властью и в то же время получать небольшую заработную плату и не иметь престижа.

 

Вопрос 12: Какие еще примеры подтверждают несовпадение трех элементов стратификации?  

 

Питирим Сорокин использует многомерную модель стратификации, разделенную тремя основными направлениями: экономикой, политикой и профессиональной деятельностью, которые можно назвать базисными.Кроме этих существуют характеристики, не являющиеся основными и создающими расслоение в обществе – возраст, культура, речь и другие.

Трактовка социальной стратификации П.Сорокина совпадает с теорией М.Вебера в следующем: индивидуум, занимающий определенную позицию в экономическом плане общества высшего слоя, одновременно относится к высшим политическим и профессиональным слоям, а низшие слои в иерархии, как правило, лишены гражданских прав. Однако при такой классификации существует и исключение, например, совершенно не обязательно человек, занимающий высокие позиции в финансовых сферах, одновременно относится и к политической и к профессиональной вершинам.

Также не всегда индивидуумы, занимающие низкое положение в финансовом плане одновременно занимают такой же уровень в политике и профессиональной иерархии. Политическая стратификация по теории Сорокина имеет следующий вид: в пределах любой группы существуют различные ранги и независимо от терминов их определяющих это означает, что группа имеет политическую дифференциацию, на которую имеет непосредственное воздействие размер политического организма и разнородность населения. Профессиональная стратификация определяется как группы общества, разделенные между собой по роду их деятельности и занятиям притом, что некоторые профессии имеют более престижную окраску по сравнению с другими.

Основное идея теории социальной стратификации согласно П.Сорокину состоит в том, что в обществе в целом существует устойчивая тенденция сохранения социальной пирамиды с верхушкой из привилегированных слоев и основанием из имеющих меньшее количество привилегий. Только при условии вытягивания пирамиды вверх в социуме происходят катаклизмы социального плана, перевороты, революции, превращая пирамиду в трапецию. Вслед за этим возникает вновь рост пирамиды благодаря вхождению в нее новых сил и это чередование циклично.

Меняя профессию, вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс называется социальной мобильностью. Питирим Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.

Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации (например, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними).

Вертикальная мобильность– это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке (например, из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший).

Объективной основой существования вертикальной мобильности выступает экономическое неравенство людей, «которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения».

 

Задание 9: В качестве задания на самостоятельную работупроанализируйте тенденции неравенства в семье, используя данные вторичных социологических исследований.  

 

Изучение социальной мобильности позволяет:

1) детально и основательно изучить социальную структуру общества;

2) определить степень «открытости» или «закрытости» общества;

3) глубже понимать межгенерационные (между поколениями) и внутригенерационные (внутри поколения) процессы.

На основе исследования социальной мобильности можно определить степень «открытости» или «закрытости» общества: если в обществе нет вертикальной мобильности – общество закрытое; если в обществе есть вертикальная мобильность – общество открытое.

В науке существует такая точка зрения, что «абсолютно закрытых» обществ (обществ без вертикальной мобильности) в реальной жизни не бывает; и «абсолютно открытых» общества то же не бывает: в периоды беспорядка при нарушении дезинтеграции социальных слоев, вертикальная мобильность хаотична и в ней есть ограничения в перемещениях в виде новых возникающих каналов.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  11. Антисоциальная (социопатическая) личность
  12. Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 706–709.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь