Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 706–709.
1. Как развивались идеи кризиса культуры в истории западной философии XX в.? XX в. подорвал оптимизм философии культуры относительно торжества гуманистических начал в жизни человечества. Все западные мыслители сходятся в признании кризиса гуманистической культуры, но в понимании его истоков и путей преодоления их мнения разнородны. Западные мыслители нашего столетия единодушны в признании кризиса гуманистической культуры, но их понимание его истоков и путей преодоления сложившейся ситуации являет собою мозаику разнообразных идей и мнений. Уже в теории локальных цивилизаций было поставлено под вопрос существование единого человечества, его прогрессивного социокультурного развития по пути к лучшему будущему. Экзистенциальная философия предложила глубокий взгляд на кризис гуманистической культуры, его причины, отправляясь от аналитики онтологии человеческого существования. Для М. Хайдеггера гуманизм предстал итогом общей установки метафизической эпохи, пораженной субъективизмом, забвением бытия, а потому чреватой тягчайшими последствиями для человека. Воззрения Сартра радикально полярны построениям Хайдеггера: первоначально отвергнув гуманизм как посягающий на уникальность индивидуальной свободы, он заговорил позднее о необходимости его экзистенциальной интерпретации. Императив экзистенциального гуманизма выглядит у Сартра необходимым условием постоянной трансформации культуры, призывая к сопротивлению извечному гнету созидаемым людьми оковам отчуждения и уважению человеческой свободы. Однако камнем преткновения для экзистенциальной философии Сартра осталась проблема универсальных ценностей, необходимых человеку. В полемике с сартровским нигилизмом, знающим лишь абсолютную ценность свободы, Г. Марсель призвал к уважению позитивного арсенала культурно-исторической традиции в свете религиозно-гуманистической установки. Обнаруживая корни восстания людей против «человеческого», он предложил религиозно-нравственную перспективу исцеления зашедшей в тупик гуманистической культуры Запада. Рассуждая о постоянно нарастающих коммуникативных связях, порожденных в истории человечества импульсом «философской веры», К. Ясперс связывает преодоление современного кризиса с единением начал науки, гуманизма и религии. В философии X. Арендт гуманистические ценности рассматриваются в перспективе их активной защиты Через гражданскую активность личности, политическое действие, противостоящее любым формам авторитаризма и тоталитаризма. 2. Какие концепции кризиса культуры были выдвинуты в этот период времени? В этот период времени были выдвинуты концепции кризиса культуры: Теория локальных цивилизаций О. Шпенглера ставит под вопрос существование единого человечества, его прогрессивного развития. Экзистенциальная философия (М. Хайдеггер, Сартр, Г. Марсель, К. Ясперс, Х. Арендт, Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас) рассматривает кризис гуманистической культуры. Культурфилософия структурализма и постструктурализма (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Деррид, А. Де Бенуа, Б.-А. Леви) представляет линию теоретического антигуманизма, видящего опасность для жизненного начала в культурных феноменах. Религиозная культурфилософия (Р. Нибур, П. Тиллих, Ж. Маритена, Ф. Розенцвейга) говорит о необходимости синтеза гуманизма и религии. Наиболее полно линию теоретического антигуманизма представляет культурфилософия структурализма и постструктурализма. Растворяя человека в культурном априори, совокупности символических форм, К. Леви-Стросс не был склонен принять упрек в антигуманизме, адресованный ему многими толкователями его творчества. Напротив, ему представлялось, что структурная антропология и есть наивысший тип гуманизма, говорящий о равноправии различных культур и предполагающий единение человека с природой. Генеалогия власти М. Фуко раскрывает механизмы социального контроля, сложившиеся в европейской культуре Нового времени. Критикуя дисциплинарное общество, Фуко избегает гуманистических деклараций, но утверждает свою приверженность идеалу свободного развития человека. Именно поэтому свободный человек и становится предметом изучения в эстетике существования позднего Фуко, заинтересованного техниками его самосозидания. Ж. Деррида более последовательно выдерживает линию аксиологического нейтрализма. Предложенная им глобальная деконструкция европейской культурно-исторической традиции раскрывает ее фоно-лого-центристскую основу, отбрасывает любые ценностно-мировоззренческие представления как порожденные ею. Вполне естественно, что и гуманизм предстает в этом варианте производным от фоно-лого-центризма, власти звучащего слова. Грамматологические построения Деррида последовательно реализуют дух переоценки всех ценностей, присутствующий в постструктурализме. Постструктуралистская деконструкция лишает культуру ценностных оснований, превращая ее в чисто игровую деятельность. Подобный климат делает возможным пришествие неоязычества. А. Де Бенуа и его сторонники из группы «новых правых» отвергают ценности иудео-христианской традиции, взывая к языческому гуманизму, призванному дать жизнь сверхчеловеку в контексте современной культуры. «Новым правым» противостоит «новая философия». Б.-А. Леви создает «философию сопротивления», полагая, что патологии власти, царяшей в истории, может противостоять только практически мыслящий интеллектуал, отстаивающий гуманизм и ценности иудео-христианской традиции. Один из основных мотивов религиозной культурфилософии нашего столетия - синтез гуманизма и религии. Если К. Барт провозгласил непроходимую пропасть между божественной реальностью и миром культуры, то такие видные протестантские теоретики, как Р. Нибур и П. Тиллих, подчеркивали самостоятельную ценность культурно-исторической активности личности. Религиозное и гуманистическое начало не рассматриваются ими как радикально противоположные, а напротив, видятся взаимодополнительными. Правда, культурно-исторический мир далек от совершенного воплощения идеала гуманизма, полон неисчерпаемых конфликтов. Констатируя обезбоженность цивилизации современности, представители теологии «смерти Бога» верят в возрождение гуманистической культуры на основе универсальных ценностей христианства, которые живы в человеке. Католическая мысль в лице философии неотомизма также приходит к идее присутствия в истории самостоятельных гуманистических ценностно-целевых ориентиров, дополняющих трансцендентное измерение, провиденциально-эсхатологический план. Эта тема детально прорабатывается в культурфилософии Ж. Маритена, предложившего идеал «интегрального гуманизма». И хотя сегодня в неотомистской культурфилософии на первый план выходят мотивы эсхатологического порядка, критика любых внутримирских утопий будущего, вера в необходимость постоянной борьбы за торжество гуманистических начал сохраняется. Абсолютный гуманизм христианства трактуется как ценностный базис развенчания любых форм фанатического сознания, анализа традиции прошлого и современной ситуации. Тема синтеза гуманизма и религии активно обсуждается Ф. Розенцвей-гом, М. Бубером, Э. Левинасом и другими еврейскими философами в перспективе диалогической установки. Признание гуманизма другого человека представляется им незыблемо значимым основанием межличностной и межкультурной коммуникации, диалога между различными конфессиями. Религиозные авторы приходят к убеждению относительно важности дополнения светского гуманизма совокупностью абсолютных ценностно-целевых установок, по-разному «высвечивающихся» в ткани культуры.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-08; Просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы