Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия конструктивного альтернативизма



 

Точки отсчета. В основе созданной Келли теории личности лежат две идеи. Во-первых, людей проще понять, если рассматривать их через призму столетий; во-вторых, «каждый человек по-своему представляет себе поток событий, быстро проносящийся мимо него» (Kelly, 1955, vol. 1, p. 3). С учетом этих соображений появляется возможность открыть способы, при помощи которых люди могут перестроить свою жизнь. Перспективный взгляд, таким образом, сосредоточивается на развитии человечества и на ученых, пытающихся предсказывать и контролировать ход событий, в которые они вовлечены. В связи с этим человеческая мотивация видится в новом свете, а не с точки зрения аппетитов, потребностей и импульсов.

Человечество существует в реальной Вселенной, которая постепенно поддается пониманию. Мысли также реально существуют, но нет полного соответствия между представлениями людей о существующих вещах и тем, что реально существует, хотя это соотношение постоянно меняется. Вселенная едина, все ее части жестко связаны друг с другом, однако и она постоянно меняется, поэтому необходимо принимать в расчет временное измерение. Хотя некоторые аспекты Вселенной имеют смысл вне времени, жизнь подлежит осмыслению только в перспективе времени.

Жизнь обладает способностью представлять иные формы реальности или собственного окружения, а также помещать в свое окружение альтернативные конструкции; таким образом, она не ограничивается простой реакцией на окружение. Человек может иметь неверное представление о реальном феномене, однако это ложное представление само по себе будет реальным; «воспринимаемое им может не существовать, однако его восприятие существует» (Kelly, 1955, р. 8). Люди смотрят на мир через стереотипы, которые представляют собой способы конструирования мира, или конструкты. Хотя люди пытаются улучшить свои конструкты за счет расширения их набора с целью привести в оптимальное соответствие восприятие и реальное окружение, более обширная система, в которую входят их конструкты, может противодействовать изменениям по причине их личной заинтересованности или зависимости от нее.

Близкие конструктные системы могут оказывать взаимное влияние, и их связь при этом усиливается. Разрабатываются системы для конкретных областей знаний — например, для психологии и физиологии, — однако эти области могут перекрываться или порождать альтернативные системы или способы представления тех же фактов, как в случае психологии и физиологии. Не существует универсальной системы конструктов. Все наши системы невелики и имеют ограниченный диапазон. Система личных конструктов ограничена человеческой личностью и проблемами межличностных отношений. Системы имеют центры или точки, в которых они работают наилучшим образом. Теория личных конструктов преимущественно фокусируется на области человеческой адаптации к стрессу, поэтому, собственно, и представляет интерес для психотерапевта.

Конструкты используются с целью прогноза событий. Следовательно, они оцениваются с точки зрения их прогностической значимости. Конструкт может получить подтверждение в результате событий, о которых составлено неверное представление, так как их тоже нужно подтверждать. Конструкты в большей степени подвержены пересмотру, когда проверяются путем эксперимента. Последовательный ход событий позволяет судить о прогностической ценности того или иного конструкта, создавая предпосылки для пересмотра конструктов и конструктных систем. Некоторые люди боятся выражать и проверять свои конструкты; эта проблема проявляется в процессе психотерапии.

Философская позиция. Мир может быть объяснен различными путями. Интерпретации представляют собой серию последовательных приближений к абсолютной конструкции. Конструктивный альтернативизм предполагает,

«что все наши настоящие интерпретации Вселенной подлежат пересмотру или замене... Мы придерживаемся мнения, что всегда имеются альтернативные конструкции, при помощи которых можно объяснять мир и взаимодействовать с ним. Никто не должен загонять себя в угол; никто не должен полностью подчиняться обстоятельствам, быть жертвой своей биографии» (Kelly, 1955, р. 15).

Одни альтернативы лучше, другие хуже; некоторые порождают проблемы. Единственным критерием является специфическая прогностическая значимость каждой из них, а также той системы, частью которой она может стать.

Конструкты не обязательно выражаются в словах, иногда их попросту невозможно вербализовать; подобная концепция представляется скорее психологической, чем философской. Конструктивный альтернативизм — это скорее философская точка зрения, а не философская система. Эта точка зрения некоторым образом связана с различными философскими системами и вместе с тем находится в области эпистемологии, называемой гносеологией (т. е. природой знаний). Она также опирается на эмпиризм и прагматическую логику, однако, являясь в меру рационалистической, стоит в стороне от традиционного реализма, который превращает людей в жертвы обстоятельств.

Идея о единой Вселенной содержит в себе детерминизм. Вместе с тем в связи с отсутствием повторяемости и уникальностью каждой цепочки событий «нет ничего страшного в том, чтобы признать это и сказать о предопределенности. Это действительно последовательность — но она бывает лишь однажды! » (там же, р. 21). В данном случае важен такой аспект детерминизма, как контроль высшего конструкта над своими элементами. Элементы не определяют конструкт, который, таким образом, свободен или независим от них.

«Детерминизм и свобода неразделимы, поскольку то, что определяет, соответственно свободно от этого определяемого. Детерминизм и свобода представляют собой стороны одной медали — два аспекта одних и тех же отношений. Таким образом, человек, в той степени, в какой он может управлять своими обстоятельствами, может обрести свободу от их власти... Теории представляют собой плод размышления человека, ищущего свободу посреди водоворота событий. Теории включают основные убеждения, касающиеся конкретных областей этих событий. В той мере, в какой эти события могут быть, независимо от этих прошлых убеждений, интерпретированы, предсказаны, а их ход рассчитан, люди обретают контроль и собственную свободу в этом процессе» (Kelly, 1955, pp. 21-22).

Что касается людей, которых ограничивают их же конструкты, теория личных конструктов помогает им переосмыслить собственную жизнь, чтобы перестать быть заложниками прошлого.

 

Базовая теория

 

Основной постулат. Процессы конкретного человека психологически направляются по тем каналам, в русле которых антиципируются события. Будучи постулатом, это утверждение не подлежит обсуждению. Оно принимается без доказательств. Термин процессы указывает на то, что человек — существо действующее, поэтому нет необходимости ссылаться на какую-либо психическую энергию. Термин «канализируются» говорит о наличии сети путей, гибких, но структурированных, которые одновременно облегчают и ограничивают диапазон действий индивида. Антиципация указывает на прогностические и мотивационные составляющие, направленные в будущее. « Антиципация — это движущая сила личных конструктов» (там же, р. 49). Психология личных конструктов развивается из этого постулата через следствия, отчасти вытекающие из него, а отчасти развивающие и дополняющее его.

Следствие конструирования. Человек антиципирует события, конструируя их копии. Это означает, что события можно предсказать, основываясь на повторяющихся аспектах событий или структурируя их. Структурирование не идентично словесной формулировке; оно не обязательно должно происходить в символьном виде.

Следствие индивидуальности. Люди отличаются друг от друга тем, как они структурируют события. Это объясняется тем, что нет людей, которые одинаково участвуют даже в одном и том же событии.

Следствие организации. Каждый человек вырабатывает для удобства антиципации событий особую систему конструирования, в которой устанавливаются определенные взаимоотношения в ряду конструктов. Система конструктов минимизирует несовместимость и непоследовательность, создает иерархию конструктов, в которой выделяются главные и подчиненные. Время от времени эта система требует пересмотра, однако индивид может предпочесть сохранить статус-кво. Хотя это напоминает концепцию потребности в целостности «Я» Лекки (Lecky, 1945), однако индивид стремится не к целостности как таковой, а к сохранению системы, поскольку система необходима для антиципации (предвосхищения) событий.

Следствие дихотомии. Система конструирования состоит из ограниченного числа дихотомических конструктов. Сходства и отличия, проявляющиеся в повторах, характеризуют один и тот же аспект; таким образом, если выбрать аспект, в котором А и Б сходны между собой, но отличны от В, этот аспект и составляет основу конструкта. «В своем минимальном контексте конструкт представляет собой взаимоотношения, в которых не менее двух элементов сходны между собой и отличаются от третьего» (Kelly, 1955, р. 61). Концепции не имеют смысла вне сопоставления с контрастирующими, противоположными или дополнительными; например, хорошее обретает смысл лишь в сравнении с плохим.

Следствие выбора. Человек выбирает альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которого он антиципирует более высокую вероятность расширения и определения системы. Выбор заключается в придании относительных ценностей альтернативным значениям дихотомий. Расширение и определение включает как развитие, или дополнение, так и эксплицитность, или ясность. В то время как выбор, если можно так выразиться, представляет собой «поиск самозащиты» или «сохранение собственной целостности,... система конструирования у каждого человека, с нашей точки зрения, предназначена для антиципации событий. Если бы она имела иное назначение, она, вероятно, была бы иначе оформлена» (там же, р. 67). Таким образом, человек не ищет удовольствия, удовлетворения, вознаграждения или снижения напряжения, он стремится прогнозировать события; «это непрерывное движение к прогнозированию событий, а не серия сделок с целью получения временного удовлетворения, и это движение есть суть человеческой жизни (там же, р. 69).

Следствие диапазона. Конструкт пригоден для антиципации лишь ограниченного круга событий. Конструкты ограничены определенным диапазоном перцептуального поля и применимы только к нему. Некоторые люди используют конструкты более широко, чем другие.

Следствие опыта. Система конструирования человека меняется по мере того как он успешно интерпретирует повторяющиеся события. События подчиняют систему личных конструктов процессам проверки на правильность, что ведет к пересмотру системы или перестройке жизни через опыт. Научение — неотъемлемая часть этого следствия и, таким образом, является частью предполагаемой структуры теории; научение не является особым классом психологических процессов, оно сродни любому другому и всем сразу.

Следствие модуляции. Вариации системы конструктов ограничены их проницаемостью, в диапазоне которой располагаются возможные варианты. Проницаемость — это пропускная способность для новых, еще не подвергшихся толкованию элементов. Вариантами служат старые и новые конструкты. Изменение, таким образом, происходит в рамках системы, в которой вышестоящие конструкты пропускают в свой контекст новые.

Следствие фрагментации. Человек может последовательно применять разнообразные подсистемы конструктов, несовместимые друг с другом. Последовательная несовместимость между подсистемами может быть согласована в рамках большей системы. Последовательные формулировки могут не вытекать друг из друга; новые конструкты не обязательно являются дериватами старых конструктов, они могут происходить из этой большей системы.

Следствие общности. В той мере, в какой человек использует конструирование переживаний, сходное с тем, что используется другим человеком, их психологические процессы похожи. Дело не столько в переживании одних и тех же событий или стимулов, а в сходном их конструировании (причем сами события могут принципиально различаться), что и является причиной сходства психологических процессов. С феноменологической точки зрения полная идентичность конструктов или процессов невозможна.

Следствие социальности. В той мере, в какой человек интерпретирует процесс конструирования другого человека, он может принимать участие в социальном процессе, включающем другого. Это нечто большее, чем способность видеть глазами другого человека; это также способность понимать точку зрения другого, в определенной степени принимать его и его взгляд на вещи. Все это служит основой для конструктивных с ним отношений. Толкование мыслей других людей позволяет нам прогнозировать их поступки. Хотя общность делает более вероятным понимание системы конструктов другого человека, это не является существенным.

 

Природа личных конструктов

 

Индивидуальное использование конструктов. «Конструкт представляет собой представление о некоторых вещах в плане их сходства и различия» (там же, р. 105). Различие включается в понятие конструкта, а не образует иную концепцию, как в обычной логике. В этом отношении конструкт отличен от концепции. Он включает не только абстрактный элемент концепции, но также и восприятие. Дихотомия представляет собой универсальный аспект человеческого мышления.

Человек не способен выразить всю систему своих конструктов целиком и может неверно истолковать перспективы развития ситуации. Индивиду иногда не удается выразить некоторые конструкты в форме, понятной окружающим, чтобы они могли включить их в собственные системы, правильно прогнозируя его поведение. Он может выразить свои конструкты недостаточно полно, упуская сопоставление, например, сказав: «Мэри нежна». Слова о нежности Мэри подразумевают, что, как минимум, один человек нежен, а другой нет, или же, с учетом минимального контекста для конструкта (три элемента), двое других не нежны. Любое другое утверждение нелогично и антипсихологично. Говорить о том, например, что все нежны, бессмысленно. Поскольку конструкты в основном индивидуальны, их не так-то просто понять. Таким образом, в целом ряде случаев человек имеет в виду совсем не то, что говорит.

Конструкты абстрагируют повторяющиеся свойства событий и предполагают, что эти повторяющиеся свойства могут проявиться в другом событии. Прогноз, таким образом, строится на толковании. Предсказывается не конкретное событие, а его свойства, сочетающиеся особым образом. Прогноз подтверждается только в том случае, когда происходит событие, которое может быть предсказано точно так же, как и сочетание его свойств.

Конструкты позволяют связывать или группировать события, делая их прогнозируемыми и управляемыми. Человек властвует над собственной судьбой в той степени, «в какой он способен создать систему конструирования, с помощью которой он идентифицирует себя и которая настолько всеобъемлюща, что включает окружающую его действительность... Согласно этой точке зрения, человечество медленно обучается контролировать свою судьбу, хотя процесс этот длинный и утомительный» (там же, р. 127).

Индивид обладает выбором между двумя полюсами, или крайними значениями, конструктов, однако сам подвержен влиянию комплекса взаимосвязей внутри системы конструирования. Вместе с тем для расширения системы могут создаваться новые конструкты. Конструкт в результате представляет собой конкурирующие гипотезы, причем индивид может действовать в соответствии с любой из них.

«Я» также представляет собой конструкт. Использование «Я» как отправной точки формирования конструктов приводит к тому, что они жестко контролируют поведение, особенно поведение по сравнению с другими людьми. Эти сравнения, которые делает индивид, контролируют его социальную жизнь. «Когда человек истолковывает поведение других людей, он формирует систему конструктов, регулирующую его собственное поведение» (там же, р. 133) — таким образом, каждый из нас определяет свою роль. Система конструктов обнаруживает себя, когда человек говорит о других людях.

Формальные аспекты конструктов. Символизм позволяет с помощью одного из элементов отобразить весь конструкт. Коммуникация, таким образом, представляет собой воспроизведение символического элемента с целью выявления параллельного конструкта у другого индивида. Слова играют роль символов, но не всегда эффективно. Фигуры, такие как мать или отец, могут символизировать конструкты. Этот вид символизма характерен для детей. Такие фигуры придают конструкту ясность и стабильность (ригидность).

Для оценки конструктов других людей используются различные аспекты. Наиболее употребительным является параметр абстрактное/конкретное, однако оно не очень-то помогает; гораздо более полезен параметр проницаемость/непроницаемость, о котором уже шла речь. Упреждающий конструкт приписывает элементы исключительно к одной сфере — мяч может быть только мячом и ничем иным. Констелляционный конструкт допускает одновременную принадлежность своих элементов к другим сферам (например, мяч может отскакивать от поверхности, подобно другим предметам). Предполагающий конструкт оставляет свои элементы открытыми для толкования, не определяя других сфер, к которым они могут принадлежать (например, «любое округлое тело может оказаться, в том числе и мячом», р. 155). Он в корне отличается от упреждающих и констелляционных конструктов. Имеются и другие аспекты, такие как тревога, враждебность, перенос и зависимость, о которых пойдет речь ниже.

Изменение конструктов. Валидизация является результатом предугадывания или прогноза. Валидизация — это не подкрепление; она гораздо шире и может включать, например, перелом ноги после того как это событие было предсказано. Несостоятельная валидизация ведет не только к изменениям прогноза, но также и к обращению к иному конструкту в качестве основы для прогноза или к пересмотру системы конструктов. Формированию новых конструктов благоприятствуют определенные условия, в том числе подход к конструктам в контексте, исключающем собственное «я» или членов семьи и, напротив, включающим в качестве контекста свежий набор элементов. Именно это и делает терапия. К другим условиям относятся атмосфера экспериментирования, в которой «испытываются» предположительные конструкты, а также доступность валидизирующих данных — знание результатов. Вместе с тем результаты следует анализировать с позиции участника, а не экспериментатора.

Наиболее важным условием, неблагоприятным для формирования новых конструктов, служит угроза. «Конструкт служит угрозой, когда он сам является элементом конструкта более высокого порядка, несовместимого в свою очередь с другими конструктами высшего порядка, которые связаны с жизненными интересами индивида» (там же, р. 166); например, «конструкт опасности представляет собой угрозу, когда становится элементом в контексте смерти или травмы» (там же, р. 166). Такие элементы исключаются из системы личных конструктов, поскольку они несовместимы и воспринимаются как угрожающие, когда представляются элементами нового конструкта, и потому не могут быть использованы без затруднений.

«Эффект угрозы приводит к тому, что клиент судорожно цепляется за свой базовый конструкт. Угроза вызывает необходимость мобилизовать все ресурсы. Следует иметь в виду, что мобилизованные ресурсы могут не всегда быть зрелыми и эффективными. Следовательно, под влиянием угрозы человек часто ведет себя по-детски. Другим эффектом от введения угрожающих элементов, часто весьма нежелательным, является склонность клиента опираться на свой травматический опыт как на субъективное оправдание своих неадаптивных представлений» (Kelly, 1955, pp. 167-168).

Вторым неблагоприятным условием для формирования новых конструктов является озабоченность старым материалом, старыми непроницаемыми конструктами, старыми привычками. Третье условие — это отсутствие лаборатории, в которой можно испытывать новые конструкты в относительно контролируемой и безопасной ситуации.

Смысл опыта. Наш опыт есть часть всех происшествий в мире, которая касается нас. Вместе с тем события происходят с нами лично, лишь когда мы ведем себя в соответствии с ними, интерпретируем их, а не только когда реагируем на них. Люди не учатся на опыте; научение и есть опыт. Последующее толкование или реконструкция событий обогащают опыт.

Психология личных конструктов расценивает опыт индивида как феноменологический, однако пытается

«приподнять данность от личного на сравнительно высокий уровень абстракции. Это несколько напоминает высказывание, что мы конкретно работаем с абстракциями человека, а не абстрактно с его конкретикой. Бихевиоризм, например, поступает иначе; он создает общественные абстракции из минутной личной конкретики» (Kelly, 1955, р. 173).

Психотерапевт, работающий в рамках личных конструктов, наблюдает конструкты или абстракции поведения своих клиентов, принимает номинальную ценность всего, что видит и слышит, в том числе всего, что касается конструктов клиента. Это обычно называется принятием; это доверительная установка. Абстрактные элементы в системе индивида — это конкретные элементы, ждущие конструирования в системе психотерапевта. «Все это значит, что мы не можем считать психологию личных конструктов феноменологической теорией, если это означает игнорирование личных конструктов психолога, осуществляющего наблюдение» (там же, р. 174).

Теория личных конструктов, подобно перцептуальным теориям, предполагает внеисторический подход, который заключается в том, что действительность человека в каждый конкретный момент определяется его взглядами в этот момент, а прошлое оказывает влияние на поведение лишь через текущее восприятие. Основа восприятия включает как «бессознательные», так и сознательные процессы. Исторический метод исследования может быть использован для выявления последовательной стереотипизации элементов, входящих в личные конструкты индивида.

В валидизации личных конструктов человека заметную роль играют окружающие. Их мнение учитывается при оценке истинности конструктов, не связанных с людьми. Если же конструкты индивида включают людей в качестве элементов, а другой человек ведет себя несообразно ожиданиям, индивид испытывает угрозу. В свою очередь он также испытывает определенное влияние; даже отвергая ожидания других, человек составляет представление о себе в зависимости от этих ожиданий.

Другим аспектом валидизации с помощью групповых ожиданий является конструирование роли. Понятие роль используется применительно к деятельности человека в свете его представлений о системах личных конструктов одного или нескольких других людей. Таким образом, играя роль, индивид действует, как ему кажется, в соответствии с представлениями окружающих, поэтому толкование роли следует валидизировать в терминах ожиданий этих окружающих. Эта последняя ситуация иллюстрирует типичный подход для психотерапевта личных конструктов, который стремится выяснить роль по отношению к другим людям. Теория личных конструктов является, по существу, «ролевой теорией».

Культура влияет на личные конструкты индивида, приводя к сходству конструктов у представителей одной культуры. Психотерапевту следует иметь в виду эти культурные влияния и рассматривать эти групповые конструкты как элементы, на которых человек строит свои личные конструкты. Таким образом, сходства и различия между людьми в культуре должны быть максимально учтены.

Диагностические конструкты. Назначением диагностических конструктов является обеспечение клиницистов набором профессиональных конструктов, которые могут охватывать личные конструкты клиентов; это дает клиницисту возможность играть профессионально значимую роль в отношении своих клиентов. Эти конструкты не имеют ничего общего с диагностическими категориями, типами людей или чертами характера; скорее они представляют собой набор универсальных систем координат, в соответствии с которыми можно очертить любое поведение клиента и изменения в его психологических процессах. Эти конструкты используются не для классификации клиентов, а для демонстрации различных направлений движения, открытых перед ними. Детальное письменное структурирование клиницистом опыта клиента называется структуризацией. Структурирование обозначает план, который согласует поведение клиента с его внутренними личными конструктами, а затем приводит их в соответствие с собственными системами клинициста или подключается к ним. Феноменологический подход используется, чтобы выйти на личные конструкты индивида, а затем они с помощью нормативного подхода сопоставляются с тем, что известно о других людях, таким образом переводя системы каждого клиента в область общественного.

Хороший диагностический конструкт должен обладать характеристиками других хороших конструктов. Это, в частности, предположительность (относительная независимость), дихотомия, проницаемость, определяемость (операционная), временный характер, прогностичность, социальность, а также способность выдвигать гипотезы, особенно касающиеся лечения.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь