Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Категория материи и ее значение для философии
Мир объективен, то есть существует вне и независимо от сознания, представляет собой движущуюся материю во всем многообразии форм ее проявления. Философия рассматривает материю как основу и сущность окружающего нас мира. Современная наука выделяет различные уровни организации материи: микроорганизм и макроорганизм, мельчайший атом и огромных размеров небесное тело - все это различные формы материи, всем им присуще одно и то же свойство: быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания. Понятие «материя» /materia лат./ изначально означала вещество. Началом формирования представления о материи явился поиск того, что роднит все качественное многообразие существующих вещей. Он и привел к появлению понятия для обозначения единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира. Все многообразие мира выводилось из какого-либо одного качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента /огонь, вода и т.д./. В дальнейшем появилась идея атомарного строения мира, в основе которой атом - чувственно не воспринимаемая частица, основа мироздания. Атомистическая концепция строения мира перестала господствовать в философии и науке после того, как был открыт электрон. Дальнейшие открытия в области физики установили возможность исчезновения вещества. В какой-то момент наука стала молиться новому богу - полю. Получили распространение утверждения, что якобы материя исчезает, а материализм терпит крах. На смену моделей, созданных механистически мыслящими учеными-естествоиспытателями XVIII - XIX вв., пришли новые открытия в области естествознания на рубеже XIX - XX вв., /открытие электронов, радиоактивности, теории относительности.../. Выявившиеся философские противоречия нашли свое разрешение прежде всего в рамках диалектического материализма, пришедшего на смену материализму механистическому. В.И. Ленин, раскрывая сущность кризиса в понимании материи, пояснил, что исчезла не материя, а метафизические представления о ней, и новые открытия могут быть поняты лишь с позиций диалектического материализма, который не связан жестко с вопросом о конкретном строении материи. Вопрос о строении материи - это физический вопрос, а вопрос об отношении нашего познания к физическому миру - это философская проблема. В.И. Ленин внес и принципиально новое осмысление сущности материи, подчеркнув, что единственное ее свойство есть «свойство быть объективной реальностью, существовать вне нашего сознания». Путь к диалектическому определению понятия материи как единой субстанции лежит не через перечисление ее свойств, а, как показал В. И. Ленин, через соотнесение ее с сознанием: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Ленинское определение материи направлено как против объективного идеализма, исходящего из признания духа в качестве субстанции сущего, так и против субъективного, полагающего, что все окружающие предметы являют «комплексы наших ощущений». Одновременно оно отвергает агностицизм. Материя нигде и никогда не утрачивает своей способности ко все новым превращениям. При этом возможны любые ее превращения, кроме двух - возникновения из ничего и перехода в ничто. Материи неоткуда взяться и некуда деться: она и источник, и причина, и следствие самой себя. Она едина в своем самобытии. Принцип сохранения материи подтверждается современной наукой. Из этого следует, что неуничтожимость и несотворимость есть непременное условие самого существования мира: ведь энергия суть мера движения материи. Существует взаимосвязь между естественнонаучным и философским определением материи. Естественнонаучное находится в постоянном изменении в зависимости от развития науки. На основании достижений естествознания менялись представления человечества о картине мира. Так, в основе геоцентрической картины мира лежат представления о мире древнегреческого ученого и мыслителя Птоломея. На формирование гелиоцентрической картины мира оказали влияние открытия в области физики, астрономии XVI - XVII ввУН. Коперник, И. Ньютон.../. Современная научная картина мира создана на основании величайших открытий XIX - XX вв. во всех областях естествознания /А. Эйнштейн, Максвелл, Планк, И. Пригожий.../ Материи присущи такие свойства, как несотворимость, неуничтожимость, бесконечность, независимость от человеческого сознания. 1 Ленин В.И. ПСС, т.18, с.275. 2 Ленин В.И. ПСС, т.18, с.296. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1291; Нарушение авторского права страницы