Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Периодизация развития русской философии



Русская философия является составной частью мировой фи­лософии. В то же время она отлична от философии в других странах. Первое отличие состоит в том, что она существовала не как всесторонняя система взглядов о природе, обществе и человеке, излагаемая в трактатах особо­го - философского - типа, а была рассеяна в политической, ху­дожественной, этической, религиозной литературе и поэтому в первую, очередь касалась нравственно-религиозных и социаль­ных проблем. Второе отличие в том, что она существовала как проявление соборного сознания, характерного для русского на­рода, чего не было в странах Западной Европы. Эти черты рус­ской философии проявлялись на протяжении всей её истории. Но на каждом из этапов развития русская философия затраги­вала преимущественно какой-то один из аспектов философско­го самосознания. В истории русской философии можно выде­лить несколько этапов.

Первый этап - древняя русская философия (с момента по­явления первых религиозно-философскихсочинений до XV ве­ка). Можно упомянуть о таких философских источниках как «Слово о законе и благодати» Илариона (1051 г.), «Изборник 1073 г.», «Моление Даниила Заточника» и др. Первые фило­софские сочинения на Руси были во многом подражательными. В них продолжались традиции древнегреческой философии, а также неоплатонизма, пришедшего на Русь уже из Византии. Основные проблемы древнерусской философии: расшифровка скрытых значений слов, премудрость Божия, вопрос о правде в жизни человека, богопознание и его сущность, борьба добра и зла в природе и в человеке, ответственность человека за зло, идея божьего блага и мировой гармонии и др.

Второй этап - появление и развитие доктрины «Моск­ва - Третий Рим». По словам монаха Филофея, жившего в XVI веке, два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. Это значило, что Москва унаследовала от Рима и Константинополя традиции государства, цементируемого не столько силой, сколько культурой и религией как их квинтэссенцией. Поэтому русские, жившие в то время, стали испытывать ответственность за весь христианский мир ввиду угрозы исламизации Европы, исходившей от Османской Турции.

Третий этап - философия Просвещения XVIII века, в кото­рой можно выделить два основных направления: первое, тра-


диционное, идущее от древней русской философии и выражае­мое в трудах Феофана Прокоповича, Дмитрия и Антиоха Кан­темиров и др. философов. В нем рассматривались проблемы связи бога с природой, соотношение теизма и пантеизма, задачи человека в жизни и истории и др.; второе, естественнонаучное, представленное в трудах М. В. Ломоносова и А. Н. Радищева. Здесь затрагивались вопросы философского метода познания, механицистского подхода в изучении природы и истории, чело­века, его смертности и бессмертия и др.

Четвертый этап - развитие философско-социальной мысли декабристами (П. И. Пестель, И. Д. Якушкин и др.), в чьих со­чинениях рассматривались проблемы движущих сил историче­ского процесса, социальной структуры и её развития, роли лич­ности в истории и др.

Пятый этап - борьба между славянофилами и западниками, проходившая на протяжении большей части XIX века. Основ­ные идеи, появившиеся в русской культуре в результате этого: роль русского народа в истории, «негосударственность» рус­ского народа и его приверженность общине, православной ре­лигии, место науки в социальном прогрессе, соотношение «ге­роев» и «толпы» в историческом процессе и др.

В рамках этого этапа особого внимания заслуживает фило­софия революционных демократов, прежде всего Герцена и Чернышевского. Философское творчество А. И. Герцена (1812 -1870) сосредоточивалось на проблемах единства бытия и мышления, жизни и идеала. Мыслитель стремился к такому методу познания, который являлся бы единством опыта и умо­зрения, «эмпирии» и «спекуляции». В основном философском сочинении «Письма об изучении природы» он развил идею единства противоположностей, утверждая необходимость ли­квидации антагонизма, обнаруженного им между философией и естествознанием. В области философии истории исследовал проблему общественного закона, который представлялся Гер­цену как сочетание стихийного хода истории и сознательной деятельности индивидов. Большое внимание уделял философ­ским проблемам взаимоотношения личности и общества, резко критикуя как буржуазный индивидуализм, так и уравнительные теории коммунистов-утопистов (Бабеф, Кабэ и др.).

Выдающимся русским философом-материалистом был Н. Г. Чернышевский (1824 -1889). Научное осмысление приро­ды и общества он осуществлял в русле идей Л. Фейербаха. Од­нако Чернышевский раздвигает границы антропологического материализма, рассматривая человека не только биологически, но и социально. Он ставит коренной вопрос гуманизма: «могут ли отношения между людьми устроены так, чтобы способство­вать потребностям человеческой натуры»? В основе всеобщей 72


истории он видел изменение «материальных условий быта, иг­рающих едва ли не первую роль в жизни». Большое внимание Чернышевский уделял анализу экономической структуры об­щества и классовым интересам людей. Активно выступал за устройство общества на социалистических, коллективистских началах. Под предлогом обсуждения вопроса о положении кре­стьян после отмены крепостного права проповедовал на стра­ницах журнала социалистические идеи.

Шестой этап - русская религиозная идеалистическая фило­софия конца XIX - начала XX века. ( В. С. Соловьев, Н. О. Лосский, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин и др.). Проблемы, поставленные и отчасти решенные русскими философами в это время, чрезвычайно важны и для русского самосознания, и для русской культуры вообще.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 721; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь