Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Эпоха Просвещения в философии



XVIII век в истории называют эпохой Просвещения. В эту эпоху знание из лабораторий выходит в свет. Царит всеобщая уверенность в мощи человеческого разума, его безграничных возможностях, в прогрессе, создающем условия для экономиче­ского и социального благоденствия. Эпоха Просвещения счита­ет себя эпохой разума и света, возрождения свободы, расцвета науки и искусств.

В XVIII веке сильнее подчеркивается связь науки с практи­кой, ее общественная полезность, резкой критике подвергается метафизика. Наука и прогресс - главные лозунги этой эпохи. Разум должен быть освобожден от всех предрассудков - и рели­гиозных, и метафизических, он должен опираться на опыт.

К ключевым идеям Просвещения можно отнести следую­щие: разумность, естественность, свободомыслие, скептицизм, веру во всесилие человеческого разума и общественный про­гресс, острую критику феодализма, церковной идеологии, рели­гии, ориентацию на светскую культуру, внимание к педагогике и проблемам общественного устройства.

Французское и английское Просвещение в философии от­личны друг от друга. В Англии с именем Д. Беркли связано по­явление - субъективного идеализма. В центре внимания анг­лийских мыслителей оказались проблемы сенсуализма и но­минализма. Односторонность этих течений, положенных в ос­нование предшествующим философским материализмом, вы­звали к жизни альтернативные подходы, что нашло отражение работах Беркли и Юма. Философскому анализу были подверг­нуты теории первичных и вторичных качеств и проблема суб­станции. Впервые Д. Юмом дано было развернутое обоснова­ние скептицизма и агностицизма.

Д. Локком разрабатывается теория естественного права. К неотчуждаемым правам человека он относил жизнь, свободу и собственность. Собственность им представлялась как результат труда человека. Правовое равенство индивидов является необ-


ходимым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Но­вая, юридическая всеобщность, перед лицом которой все люди-равны, приходит на смену прежним - сословным, конфессио­нальным - общностям.

Французская философия выдвинула проблемы иного рода. Один из идеологов Просвещения - Вольтер остановился на деи­стической форме материализма, одновременно активно разви­вая материалистически-иррелигиозные взгляды. Ж.-Ж. Руссо выдвигает идею справедливого общественного договора.

С именем А. Гольбаха, К. Гельвеция, Ж. Ламетри связано построение системы материалистического миропонимания. В этой системе нашли решение вопросы, касающиеся понимания материи как субстанции, движения «как способа существова­ния материи», детерминизма и материалистического сенсуа­лизма.

Словарь

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку, как поступать, а философия постигает абсолютную истину.

Антропоцентризм - мировоззрение, оценивающее мир через че­ловека, полагая его главной ценностью мироздания.

Атеизм'- отрицание веры в бога

Атрибут - неотъемлемое свойство чего-либо.

Гелиоцентризм - система взглядов, считающая Солнце центром вселенной.

Геоцентризм - система взглядов, считающая Землю центром все­ленной.

Гуманизм - /от лат. Humanus/ - движение, возникшее к концу пе­риода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности, - высшее куль­турное и нравственное развитие человеческих способностей в со­четании с мягкостью и человечностью, система взглядов, выра­жающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье, и равенство, уважение принципов справедливо­сти и милосердия как норм отношения между людьми, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и спо­собностей человека.

Дедукция - логический вывод от общего к частному.


Деизм - учение, которое признает бога в качестве безличной пер­вопричины мира, развивающегося затем по своим собственным за­конам.

Дуализм - принятие двух субстанций, равноправно лежащих в ос­новании мира. Индукция - логический вывод от частного к общему.

Иррационализм - в периоды кризиса общественных структур пес­симистическая оценка познавательных и деятельностно- преобра­зовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса, скептицизм и агностицизм.

Клерикализм - общественно-политическое направление в дея­тельности религиозных организаций, ориентированное на повы­шение влияния религии и церкви в различных сферах жизни обще­ства.

Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего. Апологетика - сочинения ранних христианских философов и бо­гословов, направленные на защиту христианского учения от язы­чества.

Модусы - свойства.

Монада - философский термин, обозначающий в учении Лейбница бестелесные простые субстанции.

Монизм - утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция - духовная либо материальная.

Монотеизм - поклонение одному богу, единобожие.

Натурфилософия - философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, в средние века - учение о при­роде, свободное от подчинения теологическим умозрениям.

Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Пантеизм - философское учение, максимально сближающее поня­тия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению. Нату­ралистический пантеизм одухотворяет природу, наделяя ее боже­ственными свойствами и как бы растворяя их в природе.

Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в. Перипатетики - последователи учения Аристотеля. Плюрализм - признание множественности субстанций Политеизм - поклонение многим богам, многобожие.

Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие человеческого общества, источники его движе­ния и цель определяются таинственными силами - провидением, богом.



Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума, идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характери­зующееся историческим оптимизмом, верой в безграничные воз­можности человека в познании и преобразовании природы.

Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью об­ладают только общие понятия, или универсалии.

Секуляризация - освобождение от религии и церковных институ­тов.

Сенсуализм - направление в теории познания утверждающее, что единственной основой истинного познания являются ощущения.

Картезианство - совокупность взглядов Декарта и его последова­телей.

Субстанция - некоторое первоначало или первооснова, объектив­ная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее само­развития.

Схоластика - «школьная философию», представители которой стремились рационально обосновать и систематизировать христи­анское учение

Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога

Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла. Аскетизм - умерщвление плоти для возрастания духа. Телеология - религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теоцентризм - направление средневекового мышления согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.

Томизм - учение Фомы Аквинского

Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов.

Эмпиризм - направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эсхатология - учение о конце света.

Вопросы для самоподготовки

Философия средневековья.

1) Теоцентризм и антропоцентризм. В чем, по вашему мнению,
состоит смена акцентов в рассмотрении философской пробле­
матики средневековья и Возрождения?

2) Основные проблемы и своеобразие средневековой философии.

3) Ценность духовности в христианской философии средних ве­
ков.


 

4) Тема бога и человека в философии А. Августина.

5) Идеи Платона и Аристотеля в философии средних веков.

6) Обоснование идеи бога у А. Августина и доказательства суще­
ствования бога у Ф. Аквинского.

7) Схоластический спор об универсалиях: реализм и номинализм.

8) Каковы разновидности и смысл теодицеи?

9) Дух, душа и тело в понимании философов средневековья.

10) Особенности понимания природы и человека как творений бо­
га.

11) Специфика средневековой онтологии.

12) Специфика средневековой гносеологии.

13) Грехопадение человека и христианское учение о грехе.

14) Смысл человеческой жизни и смысл истории в средневековом
мировоззрении.

Философия Возрождения

1) В чем проявился гуманизм философии Возрождения?

2) Дух новой эпохи в искусстве Возрождения.

3) Платонизм в философии Возрождения.

4) Что такое пантеизм? У каких мыслителей Возрождения он
встречается?

5) Вселенная глазами мыслителей Возрождения. Н. Кузанский,
Н. Коперник, Дж. Бруно.

6) Возрождение античной диалектики: совпадение противопо­
ложностей /Зенон - Н. Кузанский/.

7) Социально-философские взгляды Н. Макиавелли.

8) Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы.

9) В чем состоит смысл названия эпохи - «Возрождение».

10) В чём суть философских достижений эпохи Ренессанса, ока­
завших влияние на философию Нового времени.

Философия Нового времени.

1) Рождение научного естествознания.

2) Механико-материалистическая картина мира.

3) Бэкон и Декарт: две концепции научного метода.

4) Антитеза эмпиризма и рационализма.

5) Субъективный идеализм Дж. Беркли: аргументы и контраргу­
менты.

6) Что такое агностицизм? Ваше отношение к концепции Юма.

7) Дуализм метафизики Декарта. Теория врожденных идей.

8) Лейбниц: монадология - учение об «истинах факта» и «исти­
нах разума».

9) Пантеистическая натурфилософия Б. Спинозы.

10) Представления о субстанциях во взглядах Декарта, Спинозы,
Лейбница.

11) Учение Бэкона об «идолах» человеческого ума.

Философия Просвещения. 1) Как относились философы-просветители к религии?


3) Индуктивный метод Ф. Бекона и дедуктивный метод Р. Декар­
та.

4) Философские и социально-политические взгляды Дж. Локка.

5) Теория общественного договора и общественно-правовой иде­
ал Просвещения.

6) Проблема универсали и спор реалистов и номиналистов.

7) Философия неоплатоников и христианство.

8) Какое влияние оказал труд Н. Коперника «Об вращении не­
бесных сфер» на развитие философии и науки?

9) Пантеизм Дж. Бруно.

10) Характеристика эмпиризма и рационализма, их значение в
развитии философии и науки.

И) Т. Мор и Т. Кампанелла как представители утопического со­циализма.

12) Французские материалисты Гольбах, Гельвеции, Ламберт о
мире, человеке и познании.

13) Философские взгляды и просветительская деятельность Д.
Дидро.

Литература

1) Антология мировой философии. T.I. ч.2.

2) История философии в кратком изложении. М., 1991.

3) Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954.

4) МорТ.Утопия., 1978.

5) Гоббс Т. Левиафан. М., 1936.

6) Руссо Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

7) Асмус В.Ф. Историко-философские Этюды. М., 1984.

8) Бабкин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль
мышления. М., 1978.

9) Бурлацкий Ф.М. Загадки и уроки Никколо Макиавелли.
М., 1977.

10) Горфункель А.Г. Философия эпохи Возрождения. М., 1960.

11) Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

12) Косарева Л.М. Социокультурный генезис науки Нового вре­
мени /Философский аспект проблемы/. М., 1989.

13) Майэрон Г.Г. Формирование средневековой философии.
М., 1979.

14) Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века.

15) Моторшилова Н.В. Рождение и развитие философских идей.
М., 1981.

16) Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века.
М., 1974.

17) Рассел Б. История западной философии. М., 1959. кн.2, 3.

18) Соколов. В.В. Европейская философия XV-XVII веков.
М., 1964.

19) Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. М., 1984.

20) Французское Просвещение и революция /М.А. Киссель, Э.Ю.
Соловьев. Т.И. Ойзерман и др./ М., 1989.


Поделиться:



Популярное:

  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. Авторский текст // Практикум по философии: В 2-х ч. Ч. 1. – Мн., 2004.– С. 182-186, 209–216.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1384; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь