Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основополагающие идеи русской религиозной философии
Во-первых, идея богочеловечества как конечной цели исторического процесса занимает видное место в сочинениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. По мысли В. С. Соловьева история общества есть процесс движения от дохристианского языческого его состояния к христианскому как к его истинному состоянию. На дохристианской стадии основой общества была природа человеческая, образующим началом - разум божественный, а результатом истории - Богочеловек (Христос). На христианской стадии основой общества является натура божественная (София), действующим и образующим началом является разум человеческий, а результатом - коллективный или универсальный человеко-бог, или Вселенская Церковь. Человеческое начало в Западной церкви, соединенное с божественным началом Восточной церкви, и приводит к богочеловеческому состоянию общества, где материя и дух, добро, истина и красота объединены в одной гармонии. Во-вторых, видное место в русской религиозной философии занимает идея всеединства. Она встречается в творчестве В. С. Соловьева, Н. О. Лосского, Н. А. Бердяева. В природе, согласно Соловьеву, господствуют три царства: природное, где преобладает энергия растений и животных, человеческое, где господствует энергия разума, божественное, где царствует всеохватывающая гармония духа. Только богочеловек наполняет эволюцию природы нравственным духом, осуществляет всеединство благодаря своей синтезирующей любви. Я О. Лосский дополняет это понимание природы идеей мира как органического целого. Для него весь мир есть результат развития идеи органического целого: «Первоначально существует целое, а элементы способны существовать и возникать только в системе целого». Это первоначало мира - не отвлеченная абстракция, а существующая реальность, Царство Бо-жие как осуществленный идеал. Этот идеал и есть мир как всеединство. В-третьих, для русской философии важна проблема свободы человеческой личности. И. А. Бердяев в книге «Философия свободы» говорит, что свобода существует изначально в Ничто, или Ungrund. Бог не властен над этой свободой и не несет ответственности за свободный выбор в пользу добра или зла. Другой вид свободы - это рациональная свобода, которая подчиняет человека моральному закону, т.е. ограничивает его. Наконец, высшее проявление свободы - свобода, выражающая себя как божественная любовь. Эта свобода чаще всего предстает как жертва, искупление, индивидуальное и коллективное спасение. В-четвертых, в русской философии видное место занимает идея правды как истины, в которой объединены рациональный, моральный и эстетический подходы к бытию. Правда в русской философии и русской истории издавна была идеалом народным, идеалом справедливости и естественного права, вытекающего из природы вещей, идеалом религиозным. «Русская Правда» в XI веке была сводом законов Древней Руси. Программа декабристов также была изложена в сочинении П. И. Пестеля под названием «Русская Правда». Наконец, главная газета коммунистов, выходящая с 1912 года, называется «Правда». Традиция идеала правды, таким образом, восходит к старой платоновской идее высшего Блага, в котором сосредоточены Добро, Истина и Красота. Дополненная христианским мирочувствованием в нравственно-религиозной троице - Вере, Надежде, Любви - эта идея воплощалась в процессе русской истории то в идее батюшки-царя, то в идее нравственно-религиозной свободы, то в идее царства Божия и, наконец, в идее коммунизма. Каждое сословие искало свою правду, а русский народ в целом - высшую правду жизни. В-пятых одно из центральных мест в русском самосознании занимала русская идея. Впервые упомянул о русской идее В. С. Соловьев в своем выступлении в частном клубе в Париже в 1882 году. Он сказал, что «идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что бог думает о ней в вечности». Он сводил русскую национальную идею к идее всечелове-чества, или богочеловечества. Религиозно-моральный смысл 1 Н. О. Лососий. Избранное. - М., 1991. - с. 340-341 74 русской идеи у Соловьева выразился в отказе от государства светского в пользу государства теократии, в отказе от национально-эгоистической религии в пользу всемирной религии и Вселенской Церкви. Русская идея в нашем национальном самосознании существовала также в идее соборности, проявлялась через историческое мессианство, т.е. через спасение своим социальным опытом всего человечества. Для неё характерны также духовность, выражающаяся в полноте и целостности жизни, устремленность народа к нравственному идеалу_Доб- ра, культ народа как целостности, несущей в себе божий дух, признание ненасилия принципом жизни людей. Таким образом, видно, что русская идея формировалась и жила в культуре как идея высшего нравственно-религиозного идеала в обществе. Был и другой аспект у русской идеи - государственно- патриотический. Государственная власть (вначале царь, а затем, в XX веке, Советская власть) рассматривала русскую идею как идею оправдания исторического места русского государства в мировой социальной структуре. О народных корнях национального идеала, о его природных истоках говорилось как о чём-то побочном. В результате, по мнению ряда исследователей, русская идея никогда не была в нашей истории идеей родовой, национальной, а всегда была идеей собирательной, всемирной. Этот отрыв от жизни, от практики, этот утопизм - характерная черта русского менталитета. Очевидно, что философская домарксистская мысль в России развивалась как нечто особенное, отличное от философской мысли Запада и Востока. В этом нет ничего необычного, так как каждый народ создает свое философское самосознание, которое свойственно его характеру, его системе ценностей. Эти особенности духовного начала, сокрытого в жизни каждого народа, определяют особенности его быта и материальной культуры. Характерные черты русской домарксистской философии выразились в следующем: ш Русская философия есть философия по преимеществу рели-гиозно-нравсвенная; ■ В ней преобладал принцип целостности бытия, или все ■ Её нравственный идеал (например, высшее Благо) выража ■ В русской философии сильна струя мессианства, восприня ■ Соборность является характерной чертой и русской соци ■ Русская философия связана с греческой философской тра ■ Она связана со всем полем русской культуры, имеет публи Развитие диалектико-материалистической философии Особым этапом развития отечественной философии является период господства диалектического материализма. Выдающимися представителями марксистской мысли в России были Г. В. Плеханов и В. И. Ленин. Г. В. Плеханов (1856 -1918) вошел в историю как яркий философ-материалист. Он был непримиримым противником философского идеализма и политического ревизионизма, опиравшегося на идеализм как свою методологию. Ему принадлежит оценка диалектического материализма как «алгебры революции». Во многих работах Плеханов дал обстоятельную критику идеализма и агностицизма неокантианцев. В трехтомной «Истории русской общественной мысли» он впервые дал диалекти-ко-материалистическое объяснение развития общественного сознания в России; высоко оценил роль революционных демократов как в философии, так и в социально-политических процессах. Становление философских взглядов В, И. Ленина (1870 -1924) проходило под влиянием Н. Г. Чернышевского, который как бы подготовил его к диалектико-материалистической философии марксизма. На всех этапах творчества В. И. Ленин большое внимание уделял борьбе с идеализмом. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» был дан обстоятельный анализ истоков и заблуждений второго этапа позитивизма, его связи с субъективным идеализмом и агностицизмом. В этой работе дано классическое определение материи, построенное на решении основного вопроса философии. Большое внимание уделено теории познания - объективной истине и практике как источнику, цели и критерию познания. Разрабатывая проблемы диалектики, В. И. Ленин пришел к выводу, что закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики.
В. И. Ленин внес серьезный вклад в развитие исторического материализма, исследуя роль объективных условий и субъективных факторов в истории, диалектику революции и эволюции в общественном развитии, проанализировал империализм как внутриформационную ступень капитализма. Постоянно занимался изучением политической системы, политической организации общества и роли классов в поступательном развитии истории. Большое значение имеет его теория государства. Наконец, самостоятельным этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917 -1991 гг.). На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова, В. И. Ленина. Согласно этой концепции, которую ее критики называли «наивным материализмом», материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека. Мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей. Социальный прогресс происходит не только эволюционно, но и прежде всего благодаря скачкам, или революциям. Человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы. Конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил. В этом социальном идеале преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения. Словарь Богопознание - процесс постижения человеком бога как высшей истины и ценности бытия. Богочеловечество - категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами. Вера, надежда, любовь - понятия в христианской философии, являющиеся выражением в области чувств традиционных высших морально-ценностных идеалов мировых религий - Добра, Истины, Красоты. Вера показывает связь человека с богом и людьми, надежда показывает устремленность человека и общества к новому состоянию, любовь означает синтезирующую способность материи. Всеединство - категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного. Всемирная церковь - категория в философии B.C. Соловьева, означающая образованную в результате постепенного сближения общность людей, верующих в общечеловеческие религиозные идеалы - Благо, Красоту, свободу личности и в единого бога. Всечеловеческий характер русской философии - направленность русской философии на общечеловеческие моральные и религиозные ценности: любовь, благо, свободу личности, ответственность за зло, поиски единого бога и т.п. Диалектический материализм - направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазвивающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах. Добро, истина, красота - три высших моральных и ценностных идеала человечества, показывающих связь морально-духовной, познавательно-идейной и эстетически-духовной среды, в которой живет человеческая личность. Евразийство - направление в философско-социологической мысли, провозглашающее Россию континентом Евразии, отличным и от Европы, и от Азии своей особой культурной духовностью. Ведущими факторами социального бытия евразийство объявляет территорию и климат. Жертва - умерщвление чего-либо с целью расположения к себе божества и искупления грехов; безвозмездная отдача какой-либо ценности. Смерть Христа рассматривалась как жертва богу за людские грехи. В русской философии часто говорили о жертве революционеров в пользу народа, в пользу счастья человечества. Западники - сторонники западного пути развития России в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру. Искупление - категория христианской философии, показывающая заглаживание вины человека и человечества, виновных перед богом и историей своими грехами и слабостями. Марксизм - мировоззрение, родоначальниками которого считаются Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Суть марксизма - в диалекти-ко-материалистическом подходе к миру, в признании формацион-ного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений. Материализм - направление в философии, признающее материю в качестве первичного начала бытия мира, признающее адекватное познание мира человеком. Мессианизм - черта русской философии, показывающая её пророческий характер, её способность предвидения хода истории и предугадывания средств для контроля над нею и управления процессами социальной жизни. Миссионизм - учение об исторической миссии, предназначении человека, целого народа или какой-либо общественной организации. В русской философии исторической миссией русского народа провозглашалось сначала роль народа-богоносца, а позднее - освобождение трудящихся всего мира от гнёта и эксплуатации. «Москва - третий Рим» - доктрина, в которой Московскому княжеству (царству) приписывалась роль спасителя христианского мира в его противоборстве с исламистским обществом. Органическое целое - понятие в философии Н.ОЛосского, показывающее системное строение материи с приоритетом в ней целостного, гармонического начала, существующего до составляющих его частей и определяющего их бытие. Правда - истина, наполненная моральным смыслом и идеей естественного права. Промысел божий - идея управления миром божеской волей по определенному плану. Русская идея - национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи. Русский философский ренессанс - период развития русской философии, начинающийся с 90-х гг. XIX века и оканчивающийся 50-ми годами XX века. В этот период были разработаны философско-социальные концепции всеединства, философии хозяйства, свободы, ненасилия, исторической судьбы России и т.п. Свобода человека - категория, показывающая независимость сознания и воли человека от других субъектов, общества и бога. Согласно концепции Н. А. Бердяева, свобода человека предопределена её корнями, находящимися в подоснове бытия, Ungrund, существующем прежде бога. Славянофилы - сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям. Соборность - объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества. София - мудрость мира, принявшая форму духовной ткани бытия, возникающая одновременно с богом и участвующая в творении мира. Теория официальной народности - учение, провозглашающее формулу «православие - самодержавие - народность» специфичной для России и обеспечивающей гармоничное единство царской власти и народа. 8) Вехи. Интеллигенция в России. Сб. статей 1909-1910 гг., М., 9) Вехи. Из глубины. М., 1991. 10) Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1998. 11) Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века, 12) Взгляд на русскую философию. // Вопросы философии, 1994, 13) Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. 14) Кантор В. В поисках личности - опыт русской классики. 15) Кантор В. Западничество как проблема «русского пути». // Во 16) Карасев Л.В. Русская идея /символика и смысл/. // Вопросы 17) Лавров П.Л. Философия и социология, т.1, 2 М., 1965. 18) Лосев А.Ф. Русская философия - // Век XX и мир. 1988, №3. 19) Лосев А.Ф. Основные особенности русской философии. 20) Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991. 21) Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. 22) Милюков П.И. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. 23) Мудрое слово Древней Руси. М., 1989. 24) Писарев Д.И. Исторические эскизы. М., 1989. 25) Россия и Запад. // Вопросы философии, 1992, № 2, 5. 26) Россия между Западом и Востоком. М., 1993. 27) Российская ментальность /материалы «круглого стола»/. // Во 28) Русский космизм. М., 1993. 29) Трубецкой Н.И. Славянофильство. М., 1986. 30) Федоров Н.Ф. Философия общего дела. 1982. 31) Флоренский П.А. Сочинения в 2-х томах, т.1, 2. М., 1990. 32) Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992. 33) Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л., 1991. 34) Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. 35) Шпет Г. Г. Сочинения, М., 1984. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1858; Нарушение авторского права страницы