Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия И. Канта, И. Г, Фихте и Ф. В. И. Шеллинга



Немецкая классическая философия охватывает историче­ский период примерно в 100 лет - с середины XVIII века до се­редины XIX века. Представители немецкой классической фило­софии-Кант, Гегель, Шеллинг, Фихте и Фейербах. Родона­чальником этого философского направления считается Имма­нуил Кант (1724 -1804). Его творчество обычно подразделяют на два этапа: < < докритический» (до написания «Критики чисто­го разума» в 1770 г.) и «критический» (примерно с 1770 г.). На первом этапе своего духовного развития Кант придерживался новых для того времени натурфилософских идей. В сочинении «Всеобщая естественная история и теория неба» он предложил космогоническую гипотезу, которая в дальнейшем была раз­вита Лапласом и вошла в историю науки под названием гипоте­зы Канта-Лапласа. Кант предположил, что вначале материя на­ходилась в состоянии газопылевой туманности, в которой во­круг более тяжелых частиц под влиянием сил притяжения и от­талкивания группировались первоначально небольшие асте­роиды.. Механический круговорот частиц без всякого вмеша­тельства бога привел к образованию Солнца и планет. Одно­временно внутреннее движение частиц в первоначальных кос­мических телах вызывало в них теплоту. По такой же схеме, по мнению И. Канта, происходило образование звезд и других не­бесных тел.

Кроме этой гипотезы «докритический» И. Кант высказывал идею о приливном трении, замедляющим суточное вращение Земли, выступал против духовидения, других проявлений мис­тики.

Главное достижение Й. Канта - это его критическая филосо­фия, изложенная в трех работах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суж­дения». Первое сочинение посвящено вопросам теории позна­ния и отвечает на вопрос: «Как возможна наука и философия? ». Второе посвящено морали и отвечает на вопрос: «Как возможна нравственность и каким должно быть поведение людей? ». И третье - проблемам явления нашему сознанию вещей и процес­сов природы и отвечает на вопрос: «Как возможно прекрасное в природе и в искусстве? »


В «Критике чистого разума» И. Кант пытается ответить на вопрос, возможен ли вообще чистый разум, т.е. разум, свобод­ный от всякого опыта. Если такой разум и есть, то, по мнению И. Канта, его надо критиковать. Идея Канта состояла в том, что благодаря разуму человек способен познавать мир. Познание возможно с помощью аналитических и синтетических сужде­ний. Синтетические суждения предпочтительнее аналитиче­ских^ так как они дают приращение нового знания (например, возьмём три суждения: 1. 3 делится на 2 и 4 без остатка; 2.4 делится на 2 и 4 без остатка;

3. Сумма, состоящая из 8 и 4, т.е. 12, делится на 2, 4 и 3 без остат­ка.

Последнее суждение - синтетическое, оно выявляет новое свойство, т.е. свойство целого, которого нет в составляющих его частях -делится на 3 без остатка).

И. Кант считал также, что весь мир выражает себя через «явления» и «вещи в себе».

И. Кант полагал, что человек пытается проникнуть в суть вещей, но познает ее с искажениями, которые исходят от его органов чувств. Всякий раз, когда человек входит в контакт с «вещью в себе», или независимым от человеческого сознания ядром вещи, он искажает знание об этой вещи своими перцеп­циями, т.е. нервными окончаниями, скрытой в них энергией. «Вещь в себе», по мнению философа, оказывается неуловимой и непознаваемой.

Опираясь на идею И. Канта о вещах в себе, некоторые со­временные философы использовали ее в учении о так называе­мом приборном идеализме. Известно, что человек наблюдает явления в эксперименте через прибор, имеющий шкалу и стрелку. Когда он постигает вещи и явления, то он видит не то, что происходит на самом деле независимо от него, а то, что от­ражается на стрелке прибора. Поскольку без прибора мы не можем познать вещь, то делается вывод, мы познаем не вещи сами по себе, а только их проявления - или в органах наших чувств, или в приборах, то есть мир якобы непознаваем.

Но как же человек в такой ситуации практически существу­ет в мире уже много сотен тысяч лет? Кант выходит из этого затруднения, предполагая, что возможно доопытное, или апри­орное знание, являющееся врожденным. Способность к сверх­чувственному познанию, в котором человек выходит за преде­лы опыта даже к надродовым идеям, он называл трансценден­тальной апперцепцией. Пространство и время кенигсберский философ объявлял априорными формами чувственного созер­цания. Это значило, что человеку уже при рождении дана спо­собность ориентировки в пространстве и времени. И даже жи-


вотные обладают врожденными инстинктами, способностями (например, маленькие утята идут к воде и начинают плавать без всякого обучения). Благодаря трансцендентальной апперцепции в человеческом сознании возможно постепенное накопление знаний, переход от врожденных идей к идеям разумного позна­ния.

На этапе познания мира через практический разум человек, по И. Канту, использует знания, полученные с помощью чис­того, или теоретического разума. Практический разум ори­ентирует человека на его поведение в обществе, в жизни вооб­ще. Основой поведения субъекта является «автономная воля» и правила, или максимы, вырабатываемые в обществе. Авто­номная воля побуждает человека к поступкам - добрым или злым. Самым существенным регулятором поведения людей, ограничивающим их волю, оказывается моральный закон. В понимании Канта он существует объективно и необходимо и выражается как категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения стала для тебя всеобщим за­коном». Таким образом, вся мораль в обществе должна основы­ваться на соблюдении чувства долга: человек должен по отно­шению к другим людям проявлять себя как разумное, ответст­венное и неукоснительно соблюдающее моральные правила существо.

И. Кант предлагал также, опираясь на категорический импе­ратив, изменить жизнь людей в обществе, создать новый «эти­ческий общественный строй». Он считал, что люди живут как бы в двух измерениях: 1. среди регламентации и установлений, в государстве; 2. в процессе своей жизнедеятельности в обще­стве, в мире морали. Мир, официально регламентируемый го­сударством и церковью, И. Кант не считал истинно человече­ским миром, так как такой мир, по его мнению, основывается на суевериях, обманах и пережитках животных влечений в че­ловеке. Только общество, в котором поведение людей будет ре­гулироваться добровольным исполнением моральных законов, и прежде всего категорического императива, может дать истин­ную свободу человеку.

Идеи Канта продолжал и развивал философ Поган Готлиб Фихте (1762-1814). Его концепция называлась «Наукоучение». Он считал, что философия - это основополагающая наука, по­могающая выработать единый метод познания. Главное в фи­лософском познании - это интеллектуальная интуиция. В про­цессе познания субъект взаимодействует с объектом, его созна­ние выступает как активное и творческое начало. Процесс по­знания, по Фихте, проходит три этапа:

1) «Я» утверждает себя само, создает само себя;

2) «Я» противопоставляет себя «Не-Я», или объекту;


3) «Я» и «Не-Я», ограничивая друг друга, образуют синтез.

На естественный вопрос: « Существует ли объект без субъ­екта или нет? »- философия Фихте отвечает, что без субъекта нет и объекта. Тоесть только активное «Я», или воля субъекта, через взаимодействие с объектом, способна изменить мир и ут­вердить себя в нем.

Другой представитель немецкой классической философии Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллшг(1775-1854) известен как идеалист и диалектик, создатель «Системы трансцендентально­го идеализма». Сердцевина философии Шеллинга - категория Абсолюта. Абсолют ~ это нечто самостоятельное, не завися­щее от отдельных < (Я», существующее в потустороннем мире, но через природу воплощающее себя в социальной жизни. Аб­солют, по Шеллингу, есть полная тождественность духа и при­роды, из которой он проявляется в обществе. С другой стороны, развитие в природе идет за счет развития ее самопознания по схеме: внутреннее чувство самой природы-> саморефлексия че­ловека-^ абсолютная воля. Абсолют оказывается, по существу, богом, в первом случае творящим мир, во втором - являющимся конечной целью развивающегося мира.

Философия Г. В. Ф. Гегеля

Самым крупным философом немецкого классического идеа­лизма был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Его главное сочинение называется «Наука логики». Философ упо­добил весь мир мышлению, которое не только функционирует по своим собственным законам, но и предписывает их и приро­де, и общественной жизни. Другие сочинения Гегеля: «Энцик­лопедия философских наук», «Феноменология духа», «Фило­софия истории», «Философия права», «История философии», «Эстетика» и др.

Гегель оставил после себя целую систему философии. В ос­нове мироздания, по Гегелю, лежит Абсолютная Идея, неиз­менная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от че­го. На обыденном языке это есть не что иное, как бог. Абсо­лютная Идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышление, где проходит три ступени в своем разви­тии: понятие, суждение, умозаключение. После того, как она исчерпывает себя в мышлении, она отчуждает себя в другую область - природу. Здесь она, проходя через три ступени: меха­нику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит в своем развитии новые три ступени: субъективный дух, объектив­ный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух (в виде искусства, религии и философии). 60


Главное для Гегеля - доказать, что сознание, жизнь духа и мышления определяют законы природы и общества. Дух на своем высшем этапе развития, т.е. в искусстве, религии и фило­софии, лишь воплощает то, что заложено в мышлении. Само мышление объективно существует в мире еще до природы, ко­торая также выступает проявлением Абсолютной Идеи. В фи­лософии самого Гегеля эта идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Так Абсолют­ная Идея совершает круг в своем развитии. Но вся эта деятель­ность идеи оказывается деятельностью чисто духовной, инобы­тием разума. Философия, по Гегелю, есть проявление мысля­щего разума, творящего мир и изменяющего его.

С точки зрения концептуальной философия Гегеля заверше­на.

Но Гегель является еще и творцом диалектического мето­да, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количест­венных и качественных изменений, отрицания отрицания. Суть диалектического метода Гегеля выражена в схеме, которая на­зывается триадой (поскольку в ней три основных элемента). С чего следует начинать науку? - спрашивает Гегель. И отвечает: с ничто. Этому ничто противоположно неопределенное бытие, или нечто. Взаимодействие между ними приводит к зарожде­нию какого-то зачаточного, или нового знания, или уже опре­деленного бытия. Это появление нового происходит через промежуточные ступени: становление (т.е. брожение, взаимо­переход от небытия к бытию и обратно от бытия к небытию) и снятие (т.е. отрицание старого, но с сохранением всего положи­тельного в нем).

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находя­щейся в состоянии тождества к самой себе, заложено её отри­цание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала про­цесс зарождения противоречий, а затем и процесс разрешения их. Диалектика Гегеля требует вечного развития, революцион­ных изменений. В то же время философская система Гегеля требует возврата к исходному пункту развития. Возникает про­тиворечие между диалектическим методом и метафизической системой Гегеля.

Последователи Гегеля, взявшие на вооружение его диалек­тический метод, стали называться младогегельянцами. Они же­лали изменения государственного строя, желали государствен­ных реформ. Сторонники сохранения старых форм жиз­ни - старогегельянцы - оправдывали разумностью действитель­ность феодально-сословного государства. В 30-е-40-е годы XIX века в Германии, как и в других странах Европы, шла тео-


ретическая борьба между двумя этими ветвями послегегелев-ской философии. В ней отражались и сила воздействия гегелев­ских идей на общество, и общественная потребность в реализа­ции прогрессивных идеалов.

Философия Л. Фейербаха. Марксизм

К школе младогегельянцев в первоначальный период своей философской деятельности принадлежал Людвиг Фейербах (1803-1872). Он был материалистом в понимании природы и полагал, что человек познает мир через свои ощущения, кото­рые рассматривал как проявление природы. Родоначальник ан­тропологического материализма, Фейербах в то же время ос­тавался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к богу выражает и любовь к человеку, так как бог есть отчужденная сущность че­ловека. Через религию человек выражает свое чувство любви, устремленное к бессмертию. В этом духовном стремлении вы­ражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится движителем общественного развития.

Немецкая классическая философия, основными чертами ко­торой были идеализм, диалектика, абстрактность, элитарность, увлеченность разработкой философских категорий, попытками осмыслить специфику труда и жизни общества, подготовила почву для появления марксизма.

Марксизм сформировался в Европе в 40-е годы XIX века. В понимании природы и общества Карл Маркс (1818 -1883) и Фридрих Энгельс (1820 -1895) были материалистами. Они, опираясь на философское творчество Гегеля и Фейербаха, пе­реосмыслили идеалистическую диалектику и антропологиче­ский материализм, результатом чего явилось создание принци­пиально нового философского направления - диалектического материализма.

В решении гносеологических вопросов основоположники марксизма исходили из того, что человек познает мир с помо­щью органов чувств, которые дают ему точные копии реально­сти в образах.

К. Марксом и Ф. Энгельсом впервые в истории философии диалектико-материалистическое понимание было распростра­нено на общество. Большое внимание было уделено диалектике


производительных сил и производственных отношений,

единство которых образует способ производства.

Общество проходит в своем развитии через ряд ступеней,
или общественно-экономических формаций, которые отлича­
ются друг от друга способами производства, т. е, уровнем раз­
вития производительных сил, объективно складывающихся на
их основе отношений (прежде всего отношений собственно­
сти), а также юридической и политической надстройкой и ду­
ховной культурой. Эффективность труда, его производитель­
ность, определяет преимущество одной формации по отноше­
нию к другой. Переход от формации к формации является пе­
реходом от внутрикачественных (количественных) изменений к
качественным, т.е. означает революцию, скачок в развитии об­
щества. -.

К. Маркс переосмыслил теорию классов и классовой борь­бы, впервые выдвинутую французскими историками начала XIX века, о чем писал: «То, что я сделал нового, состояло в до­казательстве следующего: 1) что существование классов связа­но лишь с определенными историческими фазами развития производства; 2) что классовая борьба необходимо ведет к дик­татуре пролетариата; 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без клас­сов». На основе материалистического понимания истории мар­ксизмом разработана научная теория коммунизма, первой ста­дией развития которого в XX веке стал рассматриваться социа­лизм.

Марксистская философия рассматривала общество, осно­ванное на принципах коллективного труда, т.е. социализм, как общество, в котором науке, когда она превращается в непо­средственную производительную силу, отводится важная роль одного из движителей общественного прогресса.

К. Маркс и Ф. Энгельс блестяще применяли диалектико-материалистическую методологию при исследовании конкрет­ных явлений эпохи, в которой они жили, - таких, как револю­ция и гражданская война во Франции 1848 -1851 годов, Па­рижская коммуна и т.д.

На протяжении нескольких десятилетий в Европе марксизм служил угнетенным классам (рабочим и крестьянам) програм­мой их революционных движений. Философия марксизма на всем историческом отрезке существования СССР провозглаша­лась идеологией государства, рассматриваясь в качестве инст­румента построения социализма, способного в будущем транс­формироваться в коммунистическое общество.

Философские, экономические, политические взгляды Мар­кса и Энгельса до сих пор оказывают колоссальное влияние на общество. В 1999 году в Великобритании был проведен массо-


вый опрос, в ходе которого выяснились крупнейшие мыслители уходящего тысячелетия, оказавшие наибольшее влияние на судьбы мира. Первым, опередив А. Энштейна и И. Ньютона, оказался Карл Маркс.

Словарь

Абсолют - основная категория в философии Шеллинга, означаю­щая наличие в мире высшей вечной неизменной духовной сущно­сти.

Абсолютная идея - основная категория гегелевской философии, показывающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютный дух - часть гегелевской философской системы, в ко­торой описывается жизнь свободного духа, не ограниченного про­странством и временем и проявляющегося в искусстве, религии и философии.

Автономная воля - категория в философии Канта, показывающая независимость нравственной воли от внешних обстоятельств, тра­диций, ценностей и т.п.

Антиномии - противоречащие друг другу суждения. Антитезис - противоположное тезису положение. Апостериорный - существующий после опыта, за его пределами. Априорный - существующий до всякого опыта, врожденный.

Априорные формы чувственного содержания - объекты позна­ния, которые человек застает при рождении. В философии Канта это - пространство и время.

«Вещь в себе» - основное понятие в философии Канта, показы­вающее наличие сущности вещи, независимой от нашего сознания, но не познаваемой.

Воля - центральное понятие в философии Фихте, показывающее человека в качестве движителя социального и духовного развития.

Законы диалектики - законы, являющиеся общими принципами развития природы, общества и мышления. У Г. В. Ф. Гегеля сфор­мулировано три основных закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количества в качество и качества в количество, отрицания отрицания.

Императив - правило, которым руководствуются в поведении, правило побуждающее к поступку.

Категории диалектики - основные понятия, характеризующие всеобщие свойства развивающегося мира, например: возможность, действительность, необходимость, случайность и т.п.


Категорический императив - правило, требующее обязательного исполнения.

Любовь - согласно философии Фейербаха главное средство изме­нения социальной действительности, поскольку она является нрав­ственным чувством, помогающим находить духовную связь между «Я» и «ТЫ».

Максима - правило поведения, внешне выраженная формула по­ведения.

«Не-Я» - окружающая субъекта пассивная среда в философии Фихте.

Объективный дух - часть гегелевской системы, в которой отра­жены воззрения философа на социально-историческую жизнь че­ловечества, проявляющуюся в праве, семье, государстве.

Опредмечивание - превращение сырья, идеи в предмет, вещь, ко­торые становятся уже элементом культуры.

Отчуждение - категория гегелевской философии, означающая процесс делания чего-либо (например: труда, личности) чужим для человека.

Отчуждённая сущность человека - в философии Фейербаха это бог, в других философских системах - душа, труд и др.

Распредмечивание - превращение вещи в идею, принцип.

Старогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его консервативную метафизическую систему.

Младогегельянцы - последователи философии Гегеля, взявшие на вооружение его диалектический метод.

Перцепция - чувственное восприятие действительности.

Синтез - соединение тезиса и антитезиса в некоем единстве, где сохраняются их некоторые черты, но в то же время утверждается нечто новое (определенное бытие).

Субъективный дух - категория гегелевской философии, показы­вающая жизнь индивидуального сознания.

Тезис - первое, основное положение гегелевской триады, сделан­ное в виде утверждения.

Тождество - категория в философии Шеллинга, показывающая примерную схожесть, равенство духа и природы, включающая в себя субъект и объект.

Трансцендентальный - существующий по ту сторону мира, до всякого опыта.

Трансцендентальная апперцепция - доопытное сверхчувствен­ное восприятие действительности, служащее условием синтеза чувственного и рационального рассудочного знания.

3 Зак. 65


Трансцендентный - выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада - метод гегелевской философии, показывающий трехзвен-ную структуру любого диалектического процесса.

Явление - основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

«Я» - категория в философии Фихте, указывающая на централь­ную роль субъекта в мире.

Вопросы для самоподготовки

1) Исторические рамки немецкой классической философии.

2) Назовите основные сочинения И. Канта.

3) Особенности докритической философии И. Канта.

4) Что такое «вещь в себе» в философии И. Канта?

5) Как понималось «явление» в истории философской мысли и у
И.Канта?

6) Особенности аналитических и синтетических суждений.

7) Почему философию И. Канта называли агностической?

8) Что такое приборный идеализм?

9) Что означает термин «трансцендентальная апперцепция» в
философии Канта?

10) Пространство и время в философии И, Канта.

11) Что такое практический разум у И. Канта?

12) Регуляторы поведения человека в обществе согласно филосо­
фии И. Канта.

13) Роль императивов в обществе и в этике И. Канта.

14) Функции категорического императива И.Канта в идеальном
обществе.

15) Основные идеи философии И. Г. Фихте.

16) Роль субъекта в познании и обществе согласно взглядам
И. Г. Фихте.

17) Понятие Абсолюта у Ф.В. И. Шеллинга.

18) Система трансцендентального идеализма Ф. В. И. Шеллинга.

19) Понятие Абсолютной Идеи в философии Г. В. Ф. Гегеля.

20) Роль мышления в эволюции мира согласно философии
Г. В. Ф. Гегеля.

21) Основные законы диалектики, сформулированные
Г. В. Ф. Гегелем, и их особенности.

22) Принципы диалектики.

23) Основные категории диалектики.

24) Что такое триада?

25) Противоречие между системой взглядов Г. В. Ф. Гегеля и его
методом.

26) Основные принципы антропологической философии Фейерба-

ха.



 

27) В чем состоял идеализм Л.Фейербаха в понимании общества?

28) Основные положения марксистской философии в понимании
природы и познания

29) Отношение марксизма к гегелевской философии и ее методу.

30) Молодой К.Маркс о разных формах отчуждения в буржуазном
обществе.

31) Учение К.Маркса об общественно-экономических формациях.

32) Марксизм о классовой борьбе и социальной революции.

33) Марксизм и опыт реального социализма в СССР.

Упражнения и задачи

1. Попробуете установить, кому могли бы принадлежать сле­
дующие суждения:

«Материя не существует. Она есть совокупность наших
ощущений»;

«Мы не можем познать материю, так как наше познание ог­
раничено нашими ощущениями, которые отражают лишь
внешнюю сторону вещей»;

«Математик изучает одно и то же пространственное от­
ношение методами геометрии, аналитической геометрии, ал­
гебры и теории чисел. Богослов и ученый изучают человече­
скую жизнь разными путями и потому религия и наука могут
существовать рядом, не уничтожая друг друга».

(Дж.Беркли, Т. Гоббс, И.Кант, Г.В.Ф. Гегель, А.Шопенгауэр, У. Джемс).

2. Как понимают различия между вещью в себе и явлением
И. Кант и А.Шопенгауэр?

3. Что такое триада Г. В. Ф. Гегеля? Нарисуйте ее схему.
Сводится ли диалектика Гегеля к принципу триадичности разви­
тия?

4. «Все действительное разумно, все разумное действитель­
но». Кому принадлежит это суждение (И. Канту, Г.В.Ф. Гегелю,
И.Г.Фихте, К Марксу)? Можно ли считать, что в этом суждении
содержится тавтология? Что этим высказыванием хотел выра­
зить его автор?

5. «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдель­
ному индивиду. В своей действительности она есть совокупность
всех общественных отношениий». «...Возникшее общество произ­
водит, как свою постоянную действительность, человека со всем
этим богатством его существа, производит богатого и всесто­
роннего, глубокого во всех его чувствах и восприятиях человека».

Какому К. Марксу принадлежат эти суждения - молодому или зрелому? Поясните различие этих высказываний: по их структу­ре, по их смыслу, по их применимости в разных контекстах.


Литература

1) Антология мировой философии. т.З, М., 1971. с.89 - 352.

2) Рассел Б. История Западной философии. Кн. 3, ч.2. М., 1993.

3) Нарский И. С. Западноевропейская философия XIX века.
М., 1976. с.З - 526

4) Кант И. Пролегомены. // Кант И. Сочинения. чЛ, М., 1965,
с.67-210.

5) Кант И. Основы метафизики нравственности. чЛ, М., 1965,
с.219-310.

6) Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г.
// Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42.

7) Энгельс Ф. Анти-Дюринг. // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 20.

8) Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. М., 1992.

9) Поппер К. Нищета историцизма. // Вопросы философии, 1992,
№ 8, 9, 10.


ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В РОССИИ


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Философия и мировоззрение.
  2. XIX век: иррационализм и философия жизни.
  3. А.Н. Радищев «философия человека»
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  11. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  12. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1964; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь