Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема 13. Учение о методах истинного знания в философии Нового времени.Стр 1 из 10Следующая ⇒
Борьба со схоластикой. Эмпиризм Ф. Бэкона, Т.Гоббса, Д. Локка, Проблема «очищения разума». Элиминативная индукция Ф. Бэкона как истинный метод науки. Теория «врожденных идей» против обоснования эмпиризма Гоббсом и Локком. Сенсуализм Беркли и Юма. Ассоциативная теория мышления Юма. Влияние эмпиризма на развитие естественных наук. Европейский рационализм. Учение Декарта о методе, правила метода, развитие аналитико - синтетического метода. Противоположность эмпиризма и рационализма. «Геометрический метод » Спинозы. Проблема познавательных возможностей человека. Истина и метод в философии Нового времени. Теория познания Лейбница. Законы логики истинного познания. Философия Просвещения о познавательных возможностях человека. Оформление «парадигмы Просвещения ». Систематизация наук.
Тема 14. Учение о человеке в философии Нового времени: познающий субъект, практический субъект, гражданин. От Средневековья к Новому времени (сам.раб.) Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Отношение природы и человека. Понимание человека в раннепротестантской философии. (Э. Роттердамский и М. Лютер) Отношение морали и веры. Возникновение п сихофизической проблемы. Человек как субъект познания, его характеристики. Познавательные возможности человека. Человек как моральный субъект. Философские учения о морали. Просвещение и моральное сознание в философии Нового времени и Просвещения. Этика как практическая философия (Спиноза). Проблема согласования свободы воли с природным и социальным детерминизмом. Социальная антропология и этика. Человек как гражданин. Обязанности человека по отношению к государству. Воля к власти. Господство и подчинение - две стратегии общественного поведения.
Тема 15. Теории общества и государства в философии Нового времени (сам.раб.) Теория государства Т. Гоббса («Левиафан»). Образование государства как результата естественного договора. Этапы общественного договора в философии Гоббса. Государство как политическое тело. Абсолютизм государственной власти. Права и обязанности народа и монарха в абсолютистском государстве Гоббса. Теория государства Дж. Локка. Теория свободы гражданского общества. Необходимость и функции государства в философии Спинозы. «Богословско - политический трактат» Спинозы как произведение социальной и политической философии. Принцип разделения властей в философии Нового времени, его обоснование. Социологические взгляды Юма. Влияние философии Нового времени на политическую философию и политическую практику Европы.
Тема 16. Теория общественного прогресса в философии Просвещения (сам.раб.) Философия Просвещения об обществе и государстве.( Монтескье, Дидро, Руссо и др.) Теории государства и власти у французских просветителей. Идея поступательного развития и прогресса в философии Просвещения. Критерии исторического прогресса. Соотношение идеи прогресса и всеобщего равенства. Философия истории Гердера. Социальная антропология Просвещения. Свобода и социальная необходимость в истории. Парадигма Просвещения и ее критика философией ХХ века. « Негативная диалектика » Хоркхаймера и Адорно как выражение критики Просвещения. Историцизм и его критический анализ.
Тема 17. Проблема человека в философии Просвещения и немецкой классике Моральная философия Канта. Виды веры. «Критика практического разума». Задачи морального сознания. Автономия практического разума. Моральные правила: максимы и императивы. Долг и свобода воли. Категорический императив. Условия реализации категорического императива. Человек как гражданин государства. Анализ субъективного духа в философии Гегеля. Формы субъективного духа. Господство и подчинение - «господин» и «раб». Диалектика отношений господина и раба в «Феноменологии духа». «Герои» и «толпа». Роль личности в истории. Личность как носитель Абсолютного Духа в истории. Нормы этики и права в изложении классической немецкой философии. Взаимная зависимость этих норм. Антропология Гегеля.
Тема 18. Учение о бытии и материи в немецкой классической философии. Тождество бытия и мышления. Естественные науки и философия на рубеже 18 и 19 веков. «Докритический » Кант. Понятие « вещи в себе » в философии Канта. Антиномии Канта.. «Вещь в себе» и материальная субстанция. « В - себе - бытие » и « для - нас бытие ». Учение о Природе в философии Шеллинга и Фихте. Диалектика Я и не -Я. Философия природы, тождества и Абсолюта. Онтология Гегеля как феноменология Духа. Бытие духа как самостоятельной субстанции. Понятие субъективного, объективного и абстрактного духа. Бытие Абсолютного Духа. Тождество бытия и мышления в философии Гегеля. Онтологизация логики. Система и диалектический метод Гегеля.(«Наука логики» как грамматика разума). Понятие Абсолютной Идеи. Место природы в гегелевской системе. Философская онтология после Гегеля. Философия воли Шопенгауэра. Разрушение систематической философии. Кризис философии и пути выхода из него.
Тема 19. Критическая философия Канта. Границы разума и познания (сам.раб.) Естественные науки и философия в конце 18 века. Проблема Трансцендентального Субъекта как субъекта познания. «Критика чистого разума» Канта. Априорное и апостериорное знание. Пространство и время как формы чувственного восприятия ( трансцендентальная эстетика Канта) Рассудочное знание ( трансцендентальная аналитика ) Система категорий рассудка и их функции в познании. Трансцендентальная диалектика. Принципы разума. Три класса идей разума. Антиномии разума - естественная антитетика. Идеал чистого разума. Кант, неокантианство и посткантианство. Неокантианские школы, их место в современной философии.
Тема 20. Философия истории, государства и права Канта и Гегеля (сам.раб.) Учение Канта о государстве и праве. Роль права в правильно устроенном государстве. Система права. Частное и публичное право. Типы и виды государственной власти. Философия истории и философия права Гегеля. Понятие исторической закономерности. Категориальный аппарат гегелевской философии истории. Движение истории как движение Духа. История как прогресс в сознании свободы. Место и роль труда в философии истории Гегеля. Диалектика истории. Финал гегелевской философии истории. Проблема социального идеала. Неогегельянство в ХХ веке. Теория истории Б. Кроче.
Тема 21. Диалектическая логика Гегеля и Маркса как теория познания От Канта к Гегелю. Наукоучение Фихте. Ступени развития духа и ступени познания в трансцендентальном идеализме Шеллинга. «Наука логики» Гегеля. Система категорий гегелевской философии. Законы логики. Диалектический принцип построения системы категорий. Диалектический принцип как альтернатива аналитическому принципу познания. Система понятий и объективная реальность. Философия природы, религии, права и т.д. Систематизация теоретического знания. Роль метода в построении системного знания. Диалектика как метод познания: принципы, законы, область применимости. Современные варианты диалектики. Диалектика марксизма: основные принципы, категории, законы. Рль практики в познании и понимание истины в марксизме
Тема 22. Онтологическая проблематика в современной философии Кризис систематической философии. Основоположения онтологии Н. Гартмана. Многослойность бытия.. Онтологизация личного и социального бытия. Онтологизация языка. Феноменология и структурализм.( Э. Гуссерль, ) Категории структуры и практики. Принцип независимости рационального объекта. Структурное бытие: физические структуры, биологические структуры, социальные структуры. Экзистенциалистская онтология. Поиск новых оснований бытия. Антропологизация бытия. Бытийные сферы мира и духа. Время как метафизическая проблема. Диалектика Бытия и Ничто.( Ж.П. Сартр) Философская онтология Хайдеггера. Язык - дом бытия. Установки сознания в его отношении к миру. «Захваченность бытием». Понятие и проблема трансценденции. ( К Ясперс). Бытие и Ничто. Понятия современности и постсовременности (постмодерна). Принцип «разволшебствления » мира. Тема 23. Позитивизм и неопозитивизм Х1Х-ХХ века Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 485; Нарушение авторского права страницы