Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 11. Позитивизм и неопозитивизм Х1Х-ХХ века
Теория познания и философия науки в современной философии План 1. Возникновение позитивизма и его первые претензии на научную философию. Позитивистская методология естественных и социальных наук. Кризис естественных наук конца 19 века и «философия чистого опыта». 2. Аналитическая философия. Логический анализ языка Фреге и Рассела. Теория дескрипций. Теория истины в неопозитивизме, металогика. Язык науки и философии. Логический синтаксис и логическая семантика. Философия Л. Витгенштейна. Конвенционализм и позитивизм. 3. Современный позитивизм в научной методологии. Методы и формы научного познания. Построение научной теории. Методы ее построения. 4. Неопозитивизм и постпостпозитивизм. Социальная проблематика в методологии научного познания. 5. Специфика социальных и гуманитарных наук.
Онтологическая т гносеологическая проблематика Тема 1. Открытие человеческой субъективности. Истоки проблемы истинного знания (сам.р.) План 1.Человеческая субъективность как предмет философствования. Деятельность софистов как учителей мышления и языка. Проблема знания и истины. Истина в понимании софистов. «Человек есть мера всех вещей» ( Протагор) как эпистемологическое положение. Аргументы Протагора. 2. Философия Сократа. Анализ понятий с помощью диалога. Проблема истинного знания. Диалектика Сократа. Принципы и формы сократического диалога. Истина и добродетель. Истина как бытие. Роль самоосновных понятий в диалектике Сократа. Сократ и Парменид в понимании Единого. Сократ и сократические школы. Киники, киренаики. Тема 2. Античная гносеология (Платон и Аристотель.) Первые принципы теоретического знания (сам.раб.) План 1. Гносеология Платона. «Истина» и «мнение». Познание как воспоминание души. Иерархия душ, идея их переселения. Образ «пещеры». Чувственное и рациональное в познании. Платоновский тип мышления. 2. Теория познания Аристотеля: от чувств к разуму. План достижения истины и определение истины. Система категорий. Аристотелевский тип мышления. Первые принципы теоретического знания. 3. Учение об истине в послеаристотелевской философии. 4. Аристотель и Платон в гносеологических теориях средневековой философии. «Две линии» в отношениях веры и знания. Философская схоластика и ее роль в развитии теории познания. Дунс Скотт, И. Эриугена. Теория «двойственной истины». Аверроэс, Сигер Брабантский.
Тема 3. Критическая философия Канта (сам.раб.) План 1. Естественные науки и философия в конце 18 века. 2. Проблема Трансцендентального Субъекта как субъекта познания. «Критика чистого разума» Канта. Априорное и апостериорное знание. Пространство и время как формы чувственного восприятия (трансцендентальная эстетика Канта) 3. Рассудочное знание (трансцендентальная аналитика) Система категорий рассудка и их функции в познании. Трансцендентальная диалектика. 4. Принципы разума. Три класса идей разума. Антиномии разума - естественная антитетика. 5. Идеал чистого разума. Кант, неокантианство и посткантианство. Неокантианские школы, их место в современной философии. Тема 4. Феноменология и герменевтика: история и современность (сам.раб.) План 1. Библейская экзегетика как начало и исток герменевтики. Проблема понимания. 2. Классическая герменевтика Шлейермахера и Дильтея. Грамматическая и психологическая герменевтика. 3. Преодоление психологизма (Риккерт, Гадамер) Герменевтика Гадамера. Герменевтика как методология гуманитарных наук. Проблема интерсубъективности в современной герменевтике. Понимание и структуры сознания и языка. Герменевтика П. Рикера. Истолкование символов. 4. Герменевтика и феноменология. Понимание субъективности в феноменологии. 5. Идея феноменологии как обосновывающей теории науки. От герменевтики к современной диалогической философии. Тема 5. Современные проблемы теории сознания, познания и науки (сам.раб.) План 4. Философия науки в эпоху «большой науки». Проблема научного факта и истинность эмпирического знания. Проблема обоснования научной теории. 5. Постпозитивизм в современной философии. Фальсификационизм К. Поппера, теория науки Тулмина, Лакатоса, Куна. Проблема научной рациональности. 6. Классическая и неклассическая рациональность. Понимание научной рациональности в современной философии науки. Понимание истины в современной науке. 7. Онтологическая относительность и гносеологическая абсолютность объекта науки. Развитие научного знания. Передний край и дисциплинарная матрица науки: характер взаимоотношений. 8. Философско-методологические проблемы современной науки. Методы естественнонаучного и гуманитарного знания, их методологическое различие. Неокантианский проект (Риккерт, Виндельбанд). Специфика «наук о духе».
Антропологическая и социально-философская проблематика Тема 6. Человек античности: философский анализ (сам.раб.) План 3. Проблема человека в философии античности. Сократ: истина как добродетель. 4. Учение Платона о добродетелях и качествах души. 5. Этика Аристотеля. Теория «господина» и «раба». Рабы по природе и рабы по установлению. Человек как гражданин. Отличие человека от животных. Принцип «золотой середины» в этике Стагирита. Этические и дианоэтические добродетели, их происхождение и значение в человеческой жизни. Этический идеал Аристотеля. 6. Идеал мудреца в эллинистической философии: скептицизм, стоицизм, эпикуреизм. Скептический мудрец – теория сомнения. Эпикурейский мудрец – удовольствие. Стоический мудрец – долг. 7. Теории смысла и мудрости жизни в античной философии, их влияние на последующую европейскую культуру. 8. Распад морального и истинного, последствия отделения добродетели от истины. Эллинизм и христианство: общее и различное в понимании человеческой природы.
Тема 7. Учение о человеке в христианской философии (сам.раб.) План 1. Природа человека и смысл его существования в понимании христианской философии. Вера и разум в структуре личности (А. Блаженный). 2. Знание и воля. Проблема свободы воли в средневековой философии, как проблема морального выбора. Категории добра и зла как категории морального прогресса. 3. Человек как общественное существо. Средневековая схоластика о проблеме человека. Новые горизонты в философской антропологии П. Абеляра. 4. Антропология и моральная философия Ф. Аквинского. Вера в Бога как необходимое условие подлинного человеческого существования. Проблема добра и зла в философии Аквината. 5. Развитие взглядов средневековой философии в последующую эпоху. Томизм и современный неотомизм. 6. Развитие философско-антропологических взглядов в эпоху Реформации.
Тема 8. Учение о человеке в философии Нового времени: познающий субъект, практический субъект, гражданин (сам.раб.) План 1. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения. Отношение природы и человека. 2. Понимание человека в раннепротестантской философии. (Э. Роттердамский и М. Лютер) 3. Отношение морали и веры. Возникновение психофизической проблемы. Человек как субъект познания, его характеристики. Познавательные возможности человека. 4. Человек как моральный субъект. Философские учения о морали. Просвещение и моральное сознание в философии Нового времени и Просвещения. Этика как практическая философия (Спиноза). Проблема согласования свободы воли с природным и социальным детерминизмом. Социальная антропология и этика. 5. Человек как гражданин. Обязанности человека по отношению к государству. Воля к власти. Господство и подчинение - две стратегии общественного поведения.
Тема 9. Проблема человека в современной философии (сам.раб.) План 9. Новое понимание человека в философии конца 19 - начала 20 века. Предтечи иррационализма - Шопенгауэр и Кьеркегор. Философия Единичного и его воли. «Философия жизни» Ницше. 10. «Природа человека» и ее проблемы. Понимание природы человека в философской антропологии, философии психоанализа, марксизме. 11. Понятия витальности и трансвитальности. Витальность и духовность. Трансцендентальная духовность как отличительный признак человека. 12. Индивид, человек, личность Человек как космопланетарный феномен. Понимание человека как космического существа (Шелер, русские космисты, Т. де Шарден) 13. Координаты человеческого существования. Укорененность индивида в структуре непосредственной практической жизни.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы