Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Материалы тестовой системы или практических заданий (задач) по темам лекций
Практические задания по онтологической проблематике Задача 1.Сделать сравнительный анализ онтологии Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Для сравнительного анализа: 1.Выделить онтологические понятия, как параметры сравнения. 2.Оценить значимость данных параметров в рамках указанных систем.( устно) 3.Выяснить взгляды каждого философа по выбранным параметрам. 4.По итогам составить таблицу:
Задача 2. Дать расшифровку следующих понятий: апейрон, логос, атом, космос, , эйдос, бытие, категория, перводвигатель Аристотеля, субстанция, натурфилософия, монизм, детерминизм, онтология, субъект, объект, гомеомерия, монада, модус, атрибут, Трансцендентальный Субъект, индетерминизм, универсум, апория, Абсолютный Дух, Дазайн, феноменология, интеллигенция ( Шеллинг), не–Я ( Фихте), Забота и тревога ( Хайдеггер) Задача 3. Построить таблицу по следующей схеме:
Задача 4. Заполнить таблицу
Задача 5. Сравнить понимание «вещи в себе в следующей таблице
Задача 6. Какое место занимает человек в мире, согласно Хайдеггеру:
Задача 7. Какие следствия имеет противопоставленность человека миру: А) для природы Б) для общества В) для самого человека
Примечание: дополнительные задания можно найти в банке практических заданий и тестов в электронной форме ( приложение)
Темы для творческих работ (эссе). 1.Смерть Бога на Западе стала прелюдией к грандиозному метафизическому сериалу. Христианство мастерски ухитрялось сочетать исступленную веру с надеждой на вечное приобщение к абсолютному Бытию. Когда эта вера угасла, делались многочисленные попытки дать человеку надежду хоть на какой–то минимум бытия, чтобы примирить мечту о бытии, которая жила в его душе, с непрерывным становлением. До сих пор эти попытки оказывались безуспешными, и беда продолжала распространяться. Последняя по времени попытка – реклама. 2. Гераклит сказал когда-то: «Бытие любит прятаться»? Тем самым он хочет сказать, что… 3. Мир есть то, что имеет место, так начинается «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна… Практические задания по гносеологической проблематике. Произвести анализ приведенных цитат, пользуясь а) методом Бэкона; б) методом Декарта; в) диалектическим методом; г) методом герменевтики Сравнить полученные результаты. 1. Несчастные посланцы нашли в космосе то, чего было предостаточно на Земле: кошмар бессмыслицы, которой нет конца. Вот три трофея, которые дал нам космос: ненужный героизм, дешевая комедия, бессмысленная смерть. 2. В толпе все знали, что материализация видна не будет, но каждый получал удовольствие, глазея на голую стену и воображая себе, что там творится. 3. Как любой другой преподаватель университета, он норовил выискать как можно более замысловатые и длинные слова, а когда не находил подходящих слов, сам сочинял сложные и непереводимые ученые термины. 4. Мы слышали собственными ушами, как язык ученых называют интернациональным языком. Все они дают вещам одинаковые греческие и латинские клички, и все они переговариваются на языке математики. 5. С каждым часом Солнечная система приближается на сорок три тысячи миль к шаровидному скоплению М13 в созвездии Геркулеса, но в то же время находятся недоумки, которые упорно отрицают прогресс. 6. Кончилось время человека, настало время систем; сотворение уступило место воспроизводству. Время, когда существует только настоящее, время бессонницы, стирающей привычную триаду: прошлое–настоящее–будущее. 7. Информации много, слишком много, но привычные смысловые критерии начинают размываться. Человек боится, что он ничего не поймет, при том, что он познать почти все. 8. В то время как наука укрощает природу, заставляет отступить болезнь и смерть, люди с каждым днем все больше боятся потерять над ней контроль. В их душах оживают древние страхи: перед концом света, перед повседневностью, перед болезнью. 9. Прилив новых знаний и технических достижений, череда модных поветрий, неясное будущее оставляют у человека горькое ощущение недостижимой мечты, к которому прибавляются зависть, обида, унижение, и возникает желание обокрасть, ударить, разбить, поджечь. 10. Пространство неудержимо расширяется, его границы беспрестанно раздвигаются, отступают, наш взгляд не встречает больше вех, которые помогли бы сориентироваться. Это нарушает привычное чувство единственной осязаемой реальности. 11. Когда ненормальный или болван приходит к какому-либо мнению, он непременно считает, что остальные должны разделять его убеждения. Подобные люди вообще не задумываются, что нужно приложить усилия и убедить других в своей правоте. 12. Основанная на фактах или научная информация может не иметь никакого значения, если речь идет о принятии решения, касающегося личных проблем. Темы для эссе 2. Можно считать чистым лишь то представление, которое претендует быть только отображением внешнего мира, то есть не включает в себя собственный критический комментарий. Активное внедрение в представления аллюзий, насмешки, интерпретаций, юмора быстро привело к выхолащиванию искусства и философии, превратило их в риторику. 3. Если мы понимаем вопрос, надо освободить его от излишнего представления, свести к простейшему вопросу и разделить на возможно меньшие части. 4. Для тех, кто философствует ( исследует) неупорядоченно, нерешенные проблемы часто представляются неразрешимыми только потому, что они не проводят различия между духом и телом. 5. Главное назначение здравого смысла заключается в той способности нашей души, благодаря которой мы отличаем истинное от ложного в нашей повседневной деятельности. Эта способность редко когда получает большее применение за пределами того. что каждодневно происходит в жизни людей.
Практические задания по онтологической проблематике.
Темы для эссе. 1.Современный человек не имеет той стихийной могучей силы, которую Шопенгауэр именовал волей. Отсюда и недостаток индивидуальности, заметный у каждого. 2. Новейшие и очень модные курсы переквалификации ставят себе целью создание бесконечно изменчивых личностей, лишенных какой–либо интеллектуальной или эмоциональной устойчивой сущности. Освободившись от ограничений, которые накладывают убеждения, принадлежность к определенному кругу, твердые правила поведения, современный человек готов занять свое место во вселенской системе торговых сделок, где ему будет – вполне открыто – присвоена определенная меновая стоимость. 3. Надо занять эстетическую позицию по отношению к механическому ритму нашего мира: достаточно сделать шаг в сторону…. Больше не участвовать, больше не знать; временно приостановить всякий прием информации. Достаточно просто на несколько секунд замереть в неподвижности. 4. Философский имморализм оказывает прямое влияние лишь на ограниченный круг людей. Тем сильнее его косвенное влияние Ввиду известной податливости человеческого ума для многих вполне достаточно знать, что есть философы, отрицающие всякие основы морали, чтобы заключить, что из такой морали ничего путного не выйдет 5. Тайна человеческой души состоит в том. чтобы лавировать между «Я» «Оно». До тех пор, пока человек способен возвратиться из областей этих пограничных ценностей, он здоров. Практические задания по социально-философской проблематике. Задача 1. Заполнить таблицу
Задача 2. В левом столбике указаны имена социальных философов, а в правом – их произведения. Укажите, кто какие произведения написал?
Темы для эссе. 1.Творческое оскудение, которое наблюдается в различных областях искусства, есть не что иное как оборотная сторона столь характерной для современного общества неспособности к разговору. Ведь современный разговор протекает так, словно прямое выражение чувства или мысли стало недопустимым как нечто пошлое. Все должно быть пропущено через формирующий фильтр юмора – который в конце концов самоистощается, оборачиваясь трагической немотой. 2. Согласно экономической логике, подчиняющей себе как собственно экономические, так и любые другие отношения, необходимо стремиться к установлению быстро обновляющихся связей, а значит добиваться быстроты и легкости потребления, основанных на этике ответственности, открытости и на свободе выбора. 3. Понадобились десятилетия, чтобы полностью развеять предрассудки, традиционно придававшие различным профессиям возвышенный ( служители культа, врачи, учителя), либо позорный ( воровство, проституция) смысл. Теперь стало возможно установить точную иерархию различных социальных структур, пользуясь простыми численными параметрами: годовой доход и количество отработанных часов. 4. Получив возможность оценить самих себя с помощью несложного набора числовых показателей, освободившись от проблем бытия, которые долгое время мешали быстрому и легкому течению мысли, западные люди – во всяком случае молодые – смогли приспособиться к прорывам в технологии, которые вызвали в обществе масштабные экономические, психологические и социальные перемены. Начался странный парадоксальный процесс, который длится по сей день: параллельно с глобализацией в сферах развлечений и деловых обменов усиливается роль национальных языков и культур. 6. Общество, достигшее «перегрева», не обязательно взрывается, оно теряет способность создавать нечто значимое, поскольку вся энергия уходит на информативное описание его случайных проявлений.
Темы, выносимые на самостоятельное изучение:
Тема 1.Методологические функции философии Возникновение методологической функции философии с возникновением науки. Методы философии и методы науки: их соотношение. История выработки «единственно правильного научного метода. Индукционизм Бэкона, аналитико-синтетический метод Декарта, диалектика Гегеля. Проблема ограниченного научного познания как методологическая проблема. Методология неокантианства. Методология феноменологии. Методология герменевтики. Герменевтика от библейской экзегетики до герменевтики Хайдеггера и Гадамера. Методологические разработки М. Фуко. Методы деструкции, реконструкции. Деконструкции. Возможности использования разработок философии в разных науках. Специфика социально-гуманитарного знания и его методологические проблемы. Специфика построения теоретических моделей в естественных и социальных науках. «Жесткие» и «мягкие модели», области их применения. Литература: 1. Ильин В.В. Философия науки – М. 2003. 2. Койре А. Очерки истории философской мысли – М. 2004 3. Кохановский В. Философия науки – М. 2005. 4. Зотов А. Современная западная философия – М. 2003. Дополнительная литература: 5. Башляр Г. Новый рационализм.– М. 1987. 6. Герменевтика: история и современность.– М. 1985. 7. Канке В. Основные философские направления и концепции науки. Итоги ХХ века.– М. 2000. 8. Л. Витгенштейн. Философские работы.– М. 1994. 9. Л. Витгенштейн: человек и мыслитель. –М. 1993 10. Поппер К. Предположения и опровержения. – М. 2004 11. Языки как образ мира – М. 2003 Контрольные вопросы по теме : 1. Что означает понятие «методологическая функция философии»? 2. По отношению к каким областям знания это понятие может употребляться? 3. Дайте основные характеристики метода элиминативной индукции. Где и как этот метод может использоваться? 4. Дайте основные характеристики дедуктивного метода? Где и как этот метод может быть использован? 5. В чем состоит сущность диалектического метода? В отношении каких объектам он может быть применен? 6. Как и когда был разработан герменевтический метод? В чем состоит трудность его применения? 7. Назовите основные методы, разработанные постмодернистской философией. В чем состоит их специфика?
Тема 2.Изменение понятия истины от Аристотеля до современности. Первая логическая формулировка понятия истины Аристотелем. Освобождение понятия истины от морального аспекта. Поиск абсолютной истины в классических теориях познания. Понятие истины у Декарта, Спинозы, Лейбница. Истина корреспонденции и когерентная истина. Онтологическое обоснование истинности знания. Критика абсолютной истины Кантом. Границы познания. Категория истины в гегелевской философии. Абсолютная, относительная и объективная истина, их характеристики. Переход от относительной к объективной истине. Истина как процесс. Несводимость истинного знания к логическому или эмпирическому знанию. Истина как конвенция в теории Пуанкаре. Истина как консенсус в социальных и политических науках. Расширение понятия истины в современной философии. Литература: 1. Ильин В.В. Философия науки – М. 2003 2. Философия науки ( под ред. С. Лебедева) – М. 2004 3. Койре А. Очерки истории философской мысли – М. 2004 4. Кохановский В. Философия науки – М. 2005. 5. Зотов А. Современная западная философия – М. 2003. 6. Свасьян К. Становление европейской науки – М. 2002 7. Библер В. От наукоучения к логике культуры.– М. 1991 8. Гадамер Г. Истина и метод. – М, 1994 9. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. –Киев, 1997 10. Н. Моисеев. Расставание с простотой.– М. 1996. 11. Рикер П. Конфликт интерпретаций – М. 2002 12. Ж. Делез..Критическая философия Канта: учение о способностях. Бергсонизм. Спиноза. –М, 2000. 13. Мамардашвили М. Кантианские вариации.– М. 1997. 14. Труфанов С «Наука логики» Гегеля в доступном изложении – М. 1999 Контрольные вопросы по теме: 1.Что означает слово «истина» в ее первоначальном понимании? 2. Что такое «абсолютная истина»? Может ли она существовать? 3. В чем состоит особенность в понимании истины как конвенции? Как консенсуса? 4. Что означают слова Гегеля «истина есть процесс»? 5. В состоянии ли познание отказаться от истины? Чем ее можно заменить? 6. Кто из современных философов внес серьезный вклад в современное понимание истины?
Тема 3.Функции социальной философии в современном мире. Специфика социальной и политической философии. Понятие социального. Социальный постмодернизм. Методологические принципы исследования общества: системный принцип, диалектический принцип, принцип историзма и др. Общая характеристика методов изучения социального: системный метод, метод моделирования. И др. Возможности и границы эксперимента в социальных и политических науках. Необходимое и случайное в политике. Тема власти и общества в современных социальных теориях. Власть в понимании М. Вебера, Ю. Хабермаса, М. Фуко и т.д. Власть и контроль: Онтологические характеристики. Интеллектуалы и власть.Человек в тоталитарных, автократических, технократических и демократических системах. Демократическая система и демократический человек. историческое сознание и посттрадиционная идентичность. Прогностическая функция современной философии. Глобальные проблемы. Глобальные трансформации мира, глобализм и антиглобализм. Литература: 1. Арон Р. Введение в философию истории – М.2000 2. Гаджиев К.С. Политическая философия. – М.1999. 3. Зиммель Г. Проблемы философии истории. Проблема исторического времени. // Зиммель Г. Избранное. Т. 1– М. 1996. 4. История теоретической социологии – М.1998, разд 2, 5. Маркузе Г. Эрос и цивилизация – М.2002 6. Новая индустриальная волна на Западе.– М. 1993 7. Новая постиндустриальная волна на Западе.– М. 1999. 8. Философия техники в ФРГ. –М. 1989. 9. Фукуяма Ф. Доверие – М. 2004. 10. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек – М. 2004 11. Хабермас Ю. Политические работы. – М. 2005 12. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – СПб, 1997 13. Эллюль Ж. Политическая иллюзия. – М. 2003 14. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт – М. 2002 Контрольные вопросы по теме:
Задания для самостоятельного выполнения: (тематика рефератов)
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 809; Нарушение авторского права страницы