Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Немецкая классическая философия как завершение новоевропейской философской классики.



Принципиально новым этапом развития философии Просвещения стало творчество немецких классиков конца XVIII — начала XIX вв. — Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля, Людвига Фейербаха. Сам термин «классическая немецкая философия» был введен Энгельсом в его поздней работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», опубликованной в 1886 году. Что касается общего характера этой философии, то в ней происходит смещение акцентов с анализа природы на исследование человека, человеческого мира и истории. Особенно важной становится идея духовного творчества, получившая в немецком идеализме, включая сюда и романтизм, всестороннее философское обоснование.

Уже у Канта ясно выражена мысль об автономности человека и мира культуры относительно природы. До этого философы знали, с одной стороны, природу, а с другой — человека, который рассматривался как особого рода природное тело, наделенное душой. Представители немецкой классики впервые осознают, что человек живет не в мире природы, а в мире культуры. Они рассматривают сущность человека через призму его духовной творческой деятельности, как на творца культуры и одновременно как её продукт. Речь идёт о мире человека и его культуры, организованном в соответствии с законами Истины, Добра и Красоты. Но откуда берется этот мир? Где его корни? В ответах, которые дают на эти вопросы в немецкой классике, скрыта колоссальная мистификация.

Коперниканский переворот в философии, сделанный Кантом – родоначальником немецкой классической философии – означал её поворот от изучения метафизики субстанции к теории субъекта, его творческой активности. Кантом были заложены основные принципы трансцендентального идеализма как некой методологии творческого субъекта.

Отталкиваясь от тезиса Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» И. Кант впервые повернул западноевропейскую философию к теории творческой познавательной активности субъекта. Согласно Канту сознание человека не отражает мир, а творит его. Всё, что мы знаем о мире феноменов, есть результат нашего собственного ментального творчества. Мы знаем только то, что сами создаём: сознание активно, оно творит не только мир феноменов, но и само себя, и в этом оно свободно. Следовательно, не объект определяет субъект, а, наоборот, субъект определяет объект. Не природа даёт законы человеку, а человек предписывает законы природе. Объект – конструкт субъекта.

Субъект по Канту имеет дело не с объективной реальностью, а со своими собственными продуктами: с априорными формами рассудка и чувственными данными, с ощущениями, которые лишь аффицируются воздействием объективного мира. Их синтез на основе продуктивного воображения и есть по Канту свободное творчество субъекта и одновременно – познавательный процесс, который однако не проникает в сущность вещей самих по себе.

У Канта человек познаёт только феномены, а именно то, что лежит на поверхности, дано в чувственном восприятии – внешнюю сторону вещей. Что касается их сущности, то есть внутренней стороны, то она закрыта для человека, причём закрыта навсегда, в принципе. Между субъектом и объектом поставлена преграда – непроницаемая стена. Объект для субъекта как бы остаётся «вещью-в-себе». Конечно, человеческий опыт (практика) постоянно расширяет границы наших знаний, но они не исчезают навсегда. И если познающий субъект выходит за пределы опыта, то он неизбежно впадает в противоречия (антиномии). Например, на основе опыта невозможно доказать или опровергнуть, существует ли Бог или нет, конечен мир или бесконечен… Такие предметы умопостигаемого мира, как Бог, свобода, бессмертие души исключались Кантом из сферы науки, как «вещи-в-себе» (ноумены). Разум не в состоянии проникнуть в тайны Универсума. Одной из таких тайн является живая природа, в том числе человек. В.Виндельбанд: «индивидуальная личность (душа) в своём извечно живом своеобразии осталась чем-то иррациональным и непонятным: её пришлось переместить из познаваемого мира опыта в метафизическое царство вещи-в-себе, в царство сверхчувственного и непознаваемого».[10]

Науку Кант признавал в качестве наиболее адекватной формы познания мира… Однако наши отношения к миру не сводятся к чисто познавательным, они содержат в себе аксиологический, оценочный аспект, то есть ценностные, включающие веру, нравственные убеждения. Отсюда три знаменитых вопроса Канта с разных сторон отвечающие на его главный вопрос «Что такое человек? ». Это – «Что я могу знать? », «На что я могу надеяться? », «Что я должен делать? ». На первый отвечает метафизика, т.е. философия, на второй – религия, на третий – мораль.

Поставленные Кантом проблемы попытался решить его последователь – И.Фихте (1762-1814 гг.) Философия Фихте преодолевает кантовские представления о «вещи-в-себе». У Фихте познавательная (творческая) сила человеческого духа (Я) безгранична, и в этом смысле «Я» тождественно Божеству, Абсолюту. А, следовательно, творчество «Я» и его результат – состояние мира – у Фихте совпадают. Абсолютное «Я» у Фихте не имеет никакого объекта вне себя. Оно из себя через деятельность разума порождает объект, «Не-Я». Мир в этом случае есть некое живое органическое целое, не статическое, а динамическое, вечно развивающееся, творящее и творимое «Я». Единство мира – в творчестве «абсолютного Я». Именно поэтому «Я» у Фихте – абсолютный принцип философствования.

Фихте, как и Кант, приоритетное значение придавал рациональному мышлению, разуму отводилась основная роль и в творчестве. Отличие фихтеанской позиции от кантовской в том, что разум, по Фихте, имеет абсолютный характер. Он не встречает никаких препятствий или ограничений. Он всесилен и выступает как Абсолют. Если у Канта познание ограничено миром феноменов, то у Фихте оно не имеет границ. Познание – абсолютное творчество субъекта на основе способности воображения. Субъект творчества у Фихте равнозначен Богу. Для Фихте проблема познаваемости мира решена благодаря деятельности абсолютного, трансцендентального субъекта. Из него выводится «весь мир представлений со всем его содержанием и формой». Но если у Канта мир существует сам по себе как объективная реальность, то у Фихте он творится самим субъектом. «Я» творит мир из себя путём самосознания, совершенно свободно, из ничего, как и художник.

Фихте преодолел границы кантовского критицизма, который обозначил пределы человеческого знания. Человек у него сам есть творец и носитель мира и его законов. Он властвует над миром, потому что он сам его создал. Изучая своё духовное «Я», он приобщается к знанию Абсолюта.

Философию Фихте можно эксплицировать как последовательный идеализм. Она исходит из творческого принципа деятельности «Я», которое осознаёт себя и только потому способно осуществлять философскую рефлексию. Полагая себя, «Я» рефлексирует, осознаёт себя в процессе творческой самопредставленности. Поэтому акт самосознания у Фихте есть акт творчества, ибо в нём «Я» само себя порождает. «Я» созерцает себя через собственную деятельность, через её продукты. У Фихте это называется «интеллектуальным созерцанием», или «интуицией».

Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф.Шеллинг (1775-1854гг.). В своём учении Шеллинг преодолевает противопоставления «Я» и «не-Я», природы и свободы, свойственные философии Фихте. Главный тезис его философствования – идея тождества субъекта и объекта. Абсолютный субъект у Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество, точку «безразличия». Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть «творческий акт», который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания – интуиции. Такая интуиция недоступна всем смертным, она дана лишь особо одарённым людям, гениям.

Следующим представителем немецкой классики был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831гг.). Его творчество по праву считается вершиной немецкого идеализма первой половины XIX в. Г.Гегель является не только завершающим звеном в развитии немецкой философии, но одной из последних систем классического новоевропейского рационализма.

Он создал философскую систему, в основе которой лежит Абсолютная идея, неизменная духовная сущность, не зависящая ни от кого и ни от чего. Абсолютная идея, существуя изначально в мире, отчуждает себя сначала в мышлении, после чего она отчуждает себя в другую область – природу. Здесь она проходит три ступени: механику, химизм и органику, достигает своего высшего выражения в человеке и отчуждает себя в общество, где проходит новые три ступени: субъективный дух, объективный дух (в виде права, семьи, государства) и абсолютный дух ( в искусстве, религии и философии).

Следовательно, идея приходит к познанию самой себя, возвращается к исходному пункту своего развития, после чего начинает вновь свое инобытие в мышлении. Философия, по Гегелю, есть проявление мыслящего разума, творящего мир и изменяющего его.

Гегель является создателем диалектического метода, в основе которого лежат три закона диалектики: единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания.

Согласно гегелевской диалектике, в каждой вещи, находящейся в состоянии тождества самой себе, заложено ее отрицание, нечто иное. Благодаря этому происходит сначала процесс зарождения противоречий, а затем их разрешение. Диалектика требует вечного развития, революционных изменений, в то же время философская система требует возврата к исходному пункту развития, т.е. возникает противоречие между диалектическим методом и метафизической системой.

Диалектический метод Гегеля включал в себя несколько принципов анализа действительности:

1. Восхождение от абстрактного к действительности, то есть переход от общих теоретических концепций действительности, к практическим фактам действительности.

2. Соответствие исторического и логического, то есть усмотрение в непрерывной истории развития логически необходимых по своей последовательности этапов.

3. Принцип всесторонности, то есть понимание действительности, как результата всеобщей закономерной связи всех элементов.

История по Гегелю носит строго закономерный характер, в котором проявляется целенаправленная деятельность Абсолютной Идеи, или Мирового Разума. Люди, преследуя свои цели, на самом деле реализуют в тоже время историческую необходимость, определенную замыслом Абсолютной Идеи.

Общая мировая история есть у Гегеля процесс самосознания Абсолютной Идеи, которая заставляет отдельных людей и целые народы выполнять ту или иную историческую миссию в точности со Своим планом, для чего представляет детали этого плана людям таким образом, что те воспринимают их как собственные цели, устремления и желания. Так Абсолютная Идея творит ежеминутно историю, направленную на достижение Ею состояния Абсолютного Духа.

В заключении следует подчеркнуть ещё раз, что гегелевская система есть завершение и апофеоз (апогей) классического новоевропейского рационализма, «правившего бал» в философии Нового времени. Это, прежде всего, безграничная вера в «рацио». Знаменитая формула Гегеля: «Разум действителен, действительность разумна» означает следующее: мир в целом устроен достаточно упорядоченно, закономерно, разумно. Он не враждебен человеку, а, наоборот, соразмерен, удобен ему. Это – вера в безграничные способности человеческого разума. Именно эти принципы и составляют суть новоевропейского менталитета, суть восходящей буржуазной эпохи.

Базовые понятия: рационализм, эмпиризм, сенсуализм, субстанция, метод, интуиция, индукция, дедукция, гносеология, антиклерикализм, теизм, деизм, материализм, опыт, наука, научный разум, атеизм, прогресс, гуманизм, детерминизм, фатализм, естественное состояние, природа, свобода, необходимость, либерализм, демократия, счастье, польза, здравый смысл, равенство, эгалитаризм, агностицизм, априори, априоризм, трансцендентное, трансцендентальное, рассудок, разум, феномен, ноумен, вещь-в-себе, категорический императив, гражданское общество, абсолютный дух, диалектика, субъект, объект, имманентное, панлогизм, абстрактное, конкретное.

 

Словарь терминов:

-эмпири́ зм, эмпирицизм (от др.-греч. έ μ π ε ι ρ ί α — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

- сенсуализм (от фр. sensualisme, лат. sensus — восприятие, чувство, ощущение) —направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия —основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление.

- рационализм (от лат. rationalisразумный) — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму, эмпиризму. Исторически рационалистическая традиция восходит к древнегреческой философии.

- субстанция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно, само по себе, в отличие от акциденций, существуюших в другом и через другое. «Субстанция» — философская категория классической рациональности для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее проявления и саморазвития. Субстанция неизменна в отличие от перманентно меняющихся свойств и состояний: она есть то, что существует в самой себе и благодаря самой себе. Первопричина происходящего. Как правило, именно субстанции приписывают свободу, как возможность определять само себя лишь посредством своих собственных оснований. То есть она не может и не должна иметь сторонней по отношению к себе действующей силы. Традиционно принято выделять 2 вида субстанций — Дух и Материя.

- интуи́ ция (позднелат. intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) – непосредственное постижение истины без логического обоснования, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.

- антиклерикали́ зм (от греч. ά ν τ ι — против и κ λ η ρ ι κ ό ς — клирик) — движение, направленное против притязаний религиозных организаций и духовенствана господство или влияние в политической, экономической и культурной областях, а также в сфере науки и образования. Несмотря на схожесть с атеизмом, антиклерикализм имеет свои отличительные черты:

§ антиклерикализм не отрицает существование Бога;

§ антиклерикализм отрицает не саму религию, а роль церкви в общественной жизни

- эгалитари́ зм (фр. é galitarisme, от é galité — равенство) — концепция, предлагающая создание общества с равными возможностями по управлению и доступу к материальным благам всем его членам. Противоположность элитаризму. Может рассматриваться как разновидность утопического социализма, основывающегося на всеобщем уравнении как основе социальной жизни.

теизм (греч. Θ ε ό ς — Бог) – вера в Бога или богов; в узком понимании — религиозно-философское мировоззрение, утверждающее существование монотеистического Бога, создавшего мир и продолжающего в нём свою активность

- атеизм – это отрицание веры существование богов; безбожие.

-деи́ зм (от лат. deus — бог) — религиозно-философское направление, признающее существование Бога и сотворение им мира, но отрицающее большинство сверхъестественных и мистических явлений, божественное откровение и религиозный догматизм. Большинство деистов полагают, что Бог после сотворения мира не вмешивается в течение событий; другие деисты считают, что Бог все же влияет на события, но не контролирует их полностью… Деизм предполагает, что разум, логика и наблюдение за природой — единственные средства для познания Бога и Его воли. Деизм высоко ценит человеческий разум и свободу. Он стремится привести к гармонии науку и идею о существовании Бога, а не противопоставлять науку и Бога.

-либерали́ зм (фр. libé ralisme) — философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка. Это течение отличается терпимостью и снисходительностью по отношению к любым законным способам распоряжаться собой и своей собственностью.

- агностици́ зм (от др.-греч. ἄ γ ν ω σ τ ο ς — непознаваемый, непознанный) — позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально возможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира

-априо́ ри (лат. a priori — буквально «от предшествующего») — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание). Этот философский термин получил важное значение в теории познания и логике благодаря Канту. Идея знания априори связана с представлением о внутреннем источнике активности мышления. Учение, признающее знание априори, называется априоризмом. Противоположностью априори является апостериори(лат. a posteriori — от последующего) — знание, полученное из опыта (опытное знание). В современной философии априори (как и апостериори) считается видом дескриптивного знания.

-трансценде́ нтность ( трансценденция, прил. трансценде́ нтный ) (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) —философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте. В широком смысле трансцендентное понимается в качестве потустороннего в отличие от имманентного как посюстороннего.Термин «трансцендентный» употреблялся в философии Канта для характеристики ноуменов, то есть вещей-в-себе, которые хоть и проявляются в мире феноменов в виде известных нам явлений, не могут тем не менее сами быть восприняты в чувственном (эмпирическом) опыте, об их существовании мы узнаём лишь умозрительно. Таким образом, Кантом утверждается принципиальная непознаваемость мира: познанию доступны лишь явления, но нет никакой возможности узнать, что же лежит в их основе, чем являются вещи-в-себе на самом деле.

- трансцендентальное – близким к трансцендентому понятием, которое, тем не менее, важно от него отличать, является понятие трансцендентального. Изначально оно характеризовало область отвлечённых умственных категорий (таких как вещь, сущее, истина, добро и т. п.), а позже было развито Кантом, который стал так называть то, что изначально присуще сознанию: не приобретено в процессе опыта, а, напротив, обуславливает и определяет возможность всякого опыта, т.е. является своеобразной «сверхопытной данностью», данной человеку особым априорным (т.е. «прежде всякого опыта») образом. Необходимость введения трансцендентальных категорий возникла перед Кантом, когда он пришёл к заключению, что построить философскую систему лишь на опытных данных невозможно, однако изначально отказывался принимать другой источник опыта, кроме эмпирического. Поэтому ему пришлось допустить, что некоторые ноумены всё же доступны познанию человека, хотя и не являются предметами опыта, как-то: пространство и время как априорные формы восприятия, логические категории, идеи Бога, бессмертия души, добра (см. категорический императив), красоты и др.

-панлогизм (от греч. π ᾶ ν — все и λ ό γ ο ς — мысль, слово, разум) — метафизическая теория, согласно которой всё существующее представляет собой воплощение разума или логоса

- имманентное (от лат. immanens, род. падеж immanentis – пребывающий в чем-либо, свойственный чему-либо) – философское понятие, обозначающее нечто, пребывающее и действующее внутри предмета, не направленное и не переходящее вовне; соответствующее природе предмета, присущее ему, а не привнесенное извне. Имманентное противопоставляется трансцендентному как выходящему за пределы предмета, внешнему. Метод называется имманентным, когда он определяется природой исследуемого предмета.

Темы рефератов и докладов:

1. Эмпиризм и индуктивизм Ф.Бэкона. Идолы сознания.

2. Р.Декарт как родоначальник новоевропейской философии.

3. Политическая философия Т.Гоббса.

4. Идея «войны всех против всех» и становление капитализма.

5. Пантеизм и рационализм Б.Спинозы.

6. Теория познания Дж. Локка.

7. Дж. Локк как родоначальник либерализма.

8. Естественное право и общественный договор.

9. Дж. Локк о воспитании.

10. Мировоззренческие аспекты английского деизма.

11. Проблема свободы и необходимости в философии французских просветителей.

12. Вольтер как главный идеолог Французского Просвещения.

13. Ш.Л. Монтескье: «О духе законов».

14. Просветительская концепция общественного прогресса Ж.Кондорсэ.

15. Ж.Ж. Руссо о природе человека.

16. Культурно-историческая концепция Ж.Ж. Руссо.

17. Руссо – реакция против философии Просвещения.

18. И.Кант: поворот от метафизики субстанции к теории субъекта.

19. Этика Канта.

20. Цель и смысл истории в социально-философских взглядах Канта.

21. Абсолютный идеализм Г.Гегеля.

22. Роль разума в истории и философии Гегеля.

23. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

24. Природа человека в ранних философских произведениях К.Маркса.

25. Проблема отчуждения (Л. Фейербах, К. Маркс).

26. К. Маркс. Материалистическое понимание истории.

27. Историческая судьба марксизма

Основная литература

1. Гуревич П.С. Основы философии. М., 2011.

2. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие. М., 2010.

3. Философия для технических вузов. В. О. Голубинцев, А. А. Данцев, В. С. Любченко. Ростов н/Д, 2010

4. Кохановский В.П. Яковлев В.П. История философии: учебное пособие для студентов ВУЗов. Ростов н/Д., 2011.

5. Хрестоматия по философии: учебное пособие для ВУЗов. Под ред. Кохановского В.П. – Ростов на Дону, 2003.

6. Философия: учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. М., 2012.

7. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х.. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. М., 2010.

8. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений./ Скирбекк Г., Гилье Н.- М., 2008.

9. Спиркин, А.Г. Философия: учеб. для бакалавров. - М., 2012.

10. Рассел Б. История западной философии. М., 2002.

11. Аблеев С.Р. История мировой философии. М., 2010

Дополнительная литература

1. Антология мировой философской мысли в четырёх томах. Т. 2. М., 1970.

2. История философии: Запад-Россия-Восток. Книга вторая. Философия XV-XIX вв. // Под ред. Н.В. Мотрошиловой. М., 1996. Книга 2. Раздел 3.

3. Поупкин Ричардс, Стролл А. Философия. Вводный курс. Американский учебник философии для российского студента. М., 1998.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998. Раздел 5. Главы 6-7.

5. Блинников Л. В. Великие философы. Словарь-справочник. М., 1997-1998. Статьи: Вико, Вольтер, Дидро, Ламетри, Руссо, Фурье.

6. Джовани Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истокой до наших дней. СПб., 1996. Кн.3.

7. Мир философии. Книга для чтения. М., 1991. Часть 2. (Отрывки из текстов Вольтера, Руссо, Кондорсе, Монтескье…).

8. Хрестоматия по истории философии. От Лао-Цзы до Фейербаха. М., МПГУ. 1998.

9. Локк Дж. Мысли о воспитании. \\ Соч. в 3-х т. Т. 3. М., 1988.

10. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.

11. Кузнецов В.Н. Ф.М.Вольтер. М., 1978.

12. Кузнецов В. Н. Вольтер и философия французского Просвещения XVIII в. М., 1965.

13. Сиволап И.И. Социальные идеи Вольтера. М., 1978.

14. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

15. Хоркхаймер М., Адорно Т. В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М., С-Пб., 1997.

16. Век Просвещения. Москва-Париж, 1970.

17. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

18. Вольтер А. Философские сочинения. М., 1988.

19. Леви-Строс К. Руссо – отец антропологии. // Клод Леви-Строс. Первобытное мышление. М., 1994.

20. Кассирер Э. Философия Просвещения. М., 2004.

21. Асмус В. Ф. Ж. Ж. Руссо. М., 1962.

22. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. М., 1987.

23. Руссо Ж. Ж. Исповедь. // Ж.Ж. Руссо. Избр. соч. Т. 3. М., 1961.

24. Руссо Ж. Ж. Рассуждение, получившее премию Дижонской Академии в 1750 году по вопросу, предложенному этой же Академией: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов? » // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

25. Руссо Ж. Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

26. Руссо Ж. Ж. Суждение о вечном мире // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

27. Руссо Ж. Ж. О политической экономии // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

28. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

29. Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

30. Алексеев-Попов В. С. О социальных и политических идеях Руссо // Руссо Ж. Ж. Трактаты. М., 1969.

31. Гельвеций К. А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938.

32. Гельвеций К. А. Об уме. М., 1938.

33. Гольбах П. Система природы. М., 1940.

34. Дидро Д. Избранные философские произведения. М., 1941.

35. Дидро Д. Племянник Рамо. Жак – фаталист и его Хозяин. // Дидро Д. Сочинения в 2-х т. М., 1991. Т. 2.

36. Длугач Т. Е. Дени Дидро. М., 1975.

37. Ерофеев Вик. Маркиз де Сад. Садизм и 20 век // В лабиринтах проклятых вопросов. М., 1996.

38. Бовуар де С. Надо ли жечь Сада? // Эрос. Страсти человеческие. М., 1992.

39. Киссель М. А. Принципы 1889 года. Генезис и первое применение // Вопросы философии. 1989. № 10.

40. Коломиец Т. А. Концепция человека во французском материализме. Киев, 1978.

41. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

42. Гулыга А. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

43. Зиммель Г. Кант и современная эстетика. СПб., 1904.

44. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. М., 1998.

45. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни 19-го столетия. М., 1993.

46. Виндельбанд В. Философия культуры и трансцендентальный идеализм // Культурология XX века. Антология. М., 1995.

47. Фишер Куно. История новой философии. Т. 7. С-П., 1905.

48. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? (1784). // И. Кант Сочинения в 6 т. Т. 6. М., 1966.

49. Кант И. Критика практического разума // И. Кант. Лекции по этике. М., 2000.

50. Кант И. Критика способности суждения. М., 1994.

51. Кант И. Критика чистого разума. Санкт-Петербург, 1993.

52. Кант И. Основание метафизики нравов // И. Кант. Лекции по этике. М., 2000.

53. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

54. Вышеславцев Б. П. Этика Фихте. М., 1914

55. Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

56. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. М., 1966.

57. Шеллинг Ф. В. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Сочинения в 2 т. Т. 1. М., 1987.

58. Гулыга А. В. Шеллинг. М., 1984.

59. Лазарев В. В. Философия раннего и позднего Шеллинга. М., 1992.

60. Гегель Г. В. Ф. Первая программа системы немецкого идеализма. // Г. В. Ф. Гегель. Работы разных лет. В 2 т. Т. 1. С. 211-213.

61. Гегель Г. В. Ф. История философии. В З т. С-П., 1993-1994.

62. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. М., 2006.

63. Гегель Г. В. Эстетика. В 4 т. М., 1968-1971.

64. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. М. 1986.

65. Лазарев В. В., Рау И. А. Гегель и философские дискуссии его времени. М., 1991.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 3908; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь