Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Дизайн как творческая деятельность



Дизайн является проектной деятельностью и связан с культурой нового типа — проектной культурой, объединившей научно-техническую и гуманитарную культуры на качественно ином уровне, когда определяющей чертой современного мышления стала проектность, связанная с творческой деятельностью человека и соответствующая новому положению человека в мире, его взаимоотношениям с окружающей средой. В условиях научно-технического прогресса проектность является основным способом воспроизводства проектной культуры, которая ориентирована на непрерывное изменение образа жизни и охватывает во взаимосвязи все аспекты деятельности по созданию нового изделия — технические, экономические, социальные, эстетические.

Эпоха проектной культуры началась в период Возрождения, сменив тысячелетнее господство канонической культуры, к которой можно отнести культуру Древних цивилизаций, Средневековья, а также культуру стран Востока — Индии, Китая, Японии. Каноническая культура была ориентирована на устойчивый уклад жизни, который воспроизводился на протяжении веков и даже тысячелетий. Формой воспроизводства традиционной канонической культуры является ритуал. Каноническая культура была анонимной и передавалась в результате непосредственного контакта учителя и ученика. В качестве образцов для подражания служили традиции, возникшие в далеком прошлом. Проектная же культура является авторской, в ней субъект приобрел право на «проектирование», которое прежде было божественной прерогативой. Созидание нового в проектов культуре невозможно без разрушения старых канонов: без этого нет творчества во всех областях (технической, гуманитарной и художественной), где формовалась проектная культура. Однако технократическое и техноцентристское мышление нового времени уже с середины XIX в. стало объектом критики за дегуманизацию культуры. Теоретики дизайна конца XIX — начала XX в. (начиная с Д. Рёскина и У. Морриса) культу машины противопоставили идею возвращения утраченной целостности культуры. Эта идея получила развитие и в современных концепциях дизайна.

Дизайн должен преодолеть разрыв между хозяйственно-производственной деятельностью и искусством: в проектной культуре объединяются красота и польза.

Дизайн как проектная деятельность удовлетворяет разнообразные потребности человека и общества.

Потребность определяется как осознанная или неосознанная необходимость в тех или иных условиях или предметах для нормального функционирования социальной системы или жизни человека.

Для того чтобы понять сущность дизайна, необходимо дать определение понятию «предметная среда». Предметная среда — это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения материальных и духовных потребностей человека.

Дизайн — творческая проектная деятельность, целью которой является создание гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека.

Специалист, работающий в сфере дизайна и обеспечивающий высокие потребительские свойства и эстетические качества изделий и предметной среды, называется дизайнером.

В структуру дизайна входят следующие элементы: субъект дизайн-деятельности — дизайнер и потребитель; объект дизайн-деятельности — дизайн-проект и дизайн-продукт; среда — различные системы деятельности.

Объектами дизайна могут быть промышленные изделия, элементы и системы городской, производственной и жилой среды, визуальная информация. С самого начала осмысления дизайна как особой профессиональной деятельности он претендовал на охват всей среды обитания человека в качестве объекта проектирования (например, в 1910-х гг. — «от софы до среды города»). В зависимости от объекта проектирования дизайн подразделяется: на индустриальный (так называемые изделия группы «А» — орудия труда и механизмы, средства транспорта и вооружение — и группы «Б» — предметы массового потребления: посуда, бытовые приборы, мебель);

архитектурной среды (дизайн интерьера и дизайн внешней архитектурной среды);

графический (промышленные графика и упаковка, фирменные знаки, рекламная продукция); компьютерный; фотодизайн; ландшафтный; одежды; артдизайн.

Существует даже понятие «социальный дизайн».

Если первоначально под дизайном понимали проектирование промышленных изделий, то теперь к нему относят и уникальные проекты, существующие часто в единственном экземпляре (артдизайн, элитарный дизайн). Объединяет все эти различные виды дизайна то, что дизайн является компоновочной деятельностью, проявлением особого компоновочного мышления, похожего на эвристическое мышление.

Дизайн является и одной из форм массовой коммуникации в современном обществе, так как осуществляет связь производства и потребления через торговлю, регулирует взаимодействие спроса и предложения, покупательскую активность массового потребителя. Дизайн — это социокультурный регулятор потребительского общества, необходимый для его функционирования и воспроизводства. Покупая товар, потребитель приобретает не только вещь для удовлетворения своей потребности, но также символ определенного социального статуса, помогающий ощутить себя в той социальной роли, которую он играет. Таким образом, дизайн — одна из форм маркетинга, коммуникации между потребителем и производителем: «рассмотренный социологически, дизайн есть система управления взаимодействием промышленности и рынка в массовом потребительском обществе путем придания внешним формам изделий символов престижа, благополучия, лояльности. Рассмотренный культуроведчески, дизайн — искусство».

Дизайн одежды

Одежда и ее элементы являются такими же объектами дизайна (частью предметной среды), как мебель, посуда, инструменты, автомобили и самолеты. Костюм является неотъемлемой частью предметной среды, наиболее тесно связанной с человеком и отражающей изменения его образа жизни.

Одежда — это совокупность покровов на теле человека, защищающих его от неблагоприятных воздействий окружающей среды: холода и зноя, дождя и ветра, от укусов насекомых, зубов и когтей диких животных, от ударов копьем или мечом, нанесенных врагом в бою, от пули и отравляющих веществ. В древнем и традиционном костюме одежда защищала человека не только от физических воздействий, неблагоприятных климатических условий, но и от влияния злых сил, обеспечивая магическую защиту. Таким образом, одеждой можно назвать и боевую раскраску, и татуировку у первобытных народов, и латы средневекового рыцаря, и современные бронежилет и противогаз, и модное платье. Современное понятие одежды включает в себя платье (надевают непосредственно на тело человека), обувь, головные уборы, дополнения и аксессуары (перчатки, шарфы, пояса, сумки и т.п.). Основные функции одежды — защитная (физическая и моральная защита) и утилитарно-практическая, так как одежда всегда связана с какой-либо деятельностью человека, имеет определенное назначение, помогая ему приспосабливаться к окружающему миру.

Любой предмет одежды — это вещь, которой пользуются и которая выполняет одну или несколько функций. Но при этом одежда имеет и эстетическую функцию — она украшает человека, в ней неразрывно связаны понятия красоты и удобства. Как и любая вещь, одежда является предметом потребления. Ношение одежды — это процесс потребления данного продукта. Одежда может быть изготовлена по индивидуальному заказу для конкретного человека или быц продуктом массового промышленного производства, когда один образец тиражируется в сотнях, тысячах, а то и миллионах экземпляров и находит своего «хозяина» уже в процессе распределения. В любом случае она удовлетворяет определенные потребности конкретного человека.

Дизайн одежды — одно из направлений дизайн-деятельности, целью кото, рого является проектирование одежды как одного из элементов предметной среды, удовлетворяющей соответствующие материальные и духовные потреб, ности человека.

В зависимости от способа ношения, характера крепления на теле человека ц кроя одежда подразделяется на следующие виды:

драпированная (некроеная, несшитая) — это одежда из одного куска ткани, которым обертывают или драпируют тело;

накладная — это одежда, которую надевают через голову. Она может быть несшитой — в виде куска ткани с вырезанным отверстием для головы (древние плащи, пончо), может быть кроеной и сшитой (туникообразный покрой, если основой такой одежды является согнутое пополам полотнище ткани без плечевых швов — тип туники или рубахи);

распашная это кроеная и сшитая одежда, имеющая спереди застежку сверху донизу (тип халата или кафтана);

кроеная и сшитая европейского типа — это одежда, повторяющая формы тела человека за счет кроя, который представляет собой развертки объемных форм на плоскости (рельефы, вытачки и т.п.).

В зависимости от назначения и использования в различных сферах деятельности современная одежда делится на группы: по половозрастному признаку, способу изготовления, сезону, назначению (на бытовую, спортивную, производственную, форменную, зрелищную и т.д.).

С понятием «одежда» неразрывно связано понятие «костюм». Костюм (от итал. costume — обычай, нравы) — это определенная система предметов и элементов одежды, объединенных единым замыслом и назначением, отражающая социальную, национальную, региональную принадлежность человека, его пол, возраст, профессию. Костюм тесно связан с бытовой традицией, характеризуя обычаи и нравы определенного региона, конкретного исторического периода, народа, или этноса, а также с социальным положением, поведением и образом конкретного человека, выражая его индивидуальность. Будучи связанным уже с конкретным человеком или социальной группой, костюм выполняет те же функции, что и одежда: защитную и утилитарно-практическую. Однако важнейшая функция костюма — знаковая, так как костюм является особым видом коммуникации, т.е. сообщает окружающим информацию о человеке: его социальном статусе, политических пристрастиях, религиозной принадлежности, эстетическом вкусе, культуре. Кроме того, костюм выполняет следующие функции:

сообщает о возрасте. Так, современный европейский костюм может определять или маскировать возраст человека; национальный костюм четко определял возраст, например цвет одежды у таджиков, цвет головного убора в венгерском женском национальном костюме;

сообщает о социально-половой принадлежности. Например, практически в юбоМ национальном костюме обозначен не только пол человека, но и его семейное положение: незамужняя ли это девушка «на выданье», просватанная невеста, замужняя женщина или вдова и т.п. В традиционном обществе попытка носить не принадлежащую по праву одежду строго пресекались. В современном же костюме эта функция почти исчезла: не только семейное положение, но и пол человека часто невозможно определить по его костюму (стиль унисекс обозначает сословную (групповую) принадлежность человека к определенному сословию (в сословном обществе), социальному классу или социальной группе (в классовом обществе), выявляет или маскирует социальный статус человека;

обозначает профессиональную принадлежность человека, указывает на род его занятий. Особенно четко это было обозначено в средневековом костюме, когда представители определенных профессий (врачи, адвокаты, университетские преподаватели) и члены ремесленных цехов носили особую одежду, которая различалась по покрою и цвету. В современном костюме эта функция проявляется в производственной и в гораздо меньшей степени в бытовой одежде для работы. Однако без труда по костюму можно отличить делового человека от представителя «свободных профессий»;

указывает на климатические особенности региона, образ жизни и национальные традиции проживающих в нем народов. Так, костюм бедуинов Аравийского полуострова в той же степени учитывает особенности климата, что и костюм коренных народов Крайнего Севера. По костюму можно судить о принадлежности человека к определенному этносу, хотя в современном костюме европейского типа сложился так называемый интернациональный стиль, стирающий все национальные особенности;

указывает на религиозную принадлежность человека. Например, в Индии первоначально только мусульмане носили кроеную и сшитую одежду, кожаную обувь, а индусы — драпированную одежду; во Франции в XVI в. можно было по костюму отличить католика от гугенота (протестанта), в Англии в ХУГГ в. — сторонника англиканской церкви от члена религиозной секты (пуританина). И в современном мире сохраняется эта функция костюма: иудея, например, трудно спутать с кришнаитом, хотя и можно говорить о том, что в современном костюме эта функция имеет не столь существенное значение, как это было раньше.

В современном костюме европейского типа часто вообще трудно выделить определенную функцию. Костюм стал многофункциональным, а сама функция — многозначной. Хотя костюм по-прежнему выполняет такие функции, как этическая и эстетическая. В этом смысле костюм выражает как индивидуальный эстетический вкус человека, так и общие для данного времени пред-вления о красоте. Индивидуальный выбор костюма (не только стиль, сочетание цветов или отдельных предметов одежды, но и соответствие фигуре и стройности человека, а также конкретной ситуации) свидетельствует об образованности и общей культуре человека, о его социальном происхождении. В сооответствии современной моде отсутствуют прежние эталоны «хорошего вкуса», но сохраняется свое значение понятие «культура одежды», которое предполагает прежде всего соответствие костюма ситуации, в которой находится человек. Кроме того, в костюме проявляется эстетический идеал конкретного времени.

Разрабатывая современный костюм, необходимо учитывать, какие функ. ции в нем должны преобладать. Это определит и конструктивное решение, ц выбор материалов, и образное решение костюма. Такой подход к проектирова. нию вещи получил определение «функциональный подход», когда проектиру. ют не вещь, а пользу, которую она должна принести потребителю (с этой точки зрения проектировать нужно не мост, а переправу, не светильник, а освещение, не нарядное платье, а хорошее настроение и уверенность в себе не губную помаду, а возможность стать красивее и т.п.). Функциональный подход при проектировании вещи предполагает предварительное изучение про. цесса ее функционирования, разработку модели идеального функционирова-ния системы в целом и в результате — создание объекта с принципиально новыми функциями, позволяющего удовлетворить разнообразные и меняющиеся потребности человека.

В зависимости от того, что является объектом проектирования, дизайн одежды подразделяется на дизайн костюма, трикотажных изделий, обуви, головных уборов, аксессуаров, украшений и т. п. Как уже было сказано выше, одежда — это предмет потребления и в современной ситуации, как правило, продукт массового производства, поэтому дизайн одежды является проектированием преимущественно промышленных коллекций. Такого специалиста называют или дизайнером одежды, или стилистом. В нашей стране до недавнего времени представителя этой профессии называли модельером (специалист по изготовлению моделей одежды — образцов, служащих эталонами для серийного производства одежды, обуви, головных уборов).

В сфере производства готовой одежды существует понятие «прет-а-порте», возникшее в 1950-х гг. Прет-а-порте (букв, «готовый к носке») — это готовая одежда высокого качества, на которой стоит имя известных модельера или фирмы.

Первая ярмарка промышленной моды была проведена в 1948 г. в Дюссельдорфе, в 1951 г. состоялись первые показы женской моды во Флоренции, в 1956 г. — первый салон прет-а-порте в Париже. Города, где устраиваются крупнейшие ярмарки промышленной моды и презентации сезонных коллекций, дважды в год становятся настоящими столицами моды (в Дюссельдорфе с недавнего времени было решено проводить ярмарки четыре раза в год). В Париже два раза в год проводятся недели прет-а-порте, салоны женской и мужской моды, в Милане — показы женской готовой одежды (первый прошел в 1969 г.), во Флоренции — показы мужской (с 1972 г.) и детской моды и одежды из трикотажа, в Дюссельдорфе — показы женской моды, в Кёльне — показы мужской моды, выставка детских и юношеских товаров, в Нью-Йорке — показы мужской и женской моды. В Москве также регулярно устраиваются выставки товаров текстильной и легкой промышленности отечественных и зарубежных производителей.

Понятие «дизайн одежды» распространяется на деятельность по созданию костюма вообще, а не ассоциируется только с массовой одеждой, изготовленной промышленным способом, или даже более узко — одеждой, предназначенной для выполнения определенной функции (например, спецодежда в 1960-х гг. дизайном начали считать создание промышленных коллекций одежды. Высокая мода была отнесена к сфере элитарного дизайна. К области дизайна одежды стали относить и творчество кутюрье* (считавших раньше свою профессию прежде всего ремеслом) и стилистов.

Синдикат французской высокой моды, основанный в 1868 г. в Париже англичанином ггафом Бортом (1825—1895), объединил модные салоны, в которых одевались представители высших кругов общества, и должен был, с одной стороны, защищать извечных портных от копирования их моделей (так как Синдикат высокой моды охраняет права своих членов), с другой стороны, обеспечивать уникальность моделей своих клиентов, стремившихся отличаться от простых буржуа. Синдикат высокой оды напоминает средневековый цех, а кутюрье могут называться только члены этой организации. Чтобы быть принятым в Синдикат, необходимо соответствовать определенным требованиям: изготовлять модели только по индивидуальному заказу и только с применением ручной работы (что и обеспечивало исключительность на фоне распространения швейных машин), иметь особую клиеитуру. Впоследствии в устав Синдиката высокой моды добавились иовые требования — проводить регулярные показы моделей для клиентов и прессы, а также регулярно показывать новые сезонные коллекции. В настоящее время кутюрье может называть себя тот, кто является членом Синдиката высокой моды, имеет салои (Дом высокой моды) в Париже, в штате которого должны работать не менее 20 сотрудников и 3 постоянные маиекенщицы, и соблюдает определенные правила: при изготовлении моделей использует преимущественно ручиую работу (сейчас допускается до 30 % машинных строчек), применяет ткаии определенной стоимости, дважды в год показывает новые коллекции (в июле — осенне-зимиие, в январе — весеиие-летние), которые должны включать в себя не менее 75 моделей в год.

Дизайн одежды имеет свою специфику, которая обусловила некоторую его оторванность от дизайна в целом. В этой сфере не существует традиции обсуждать профессиональные проблемы на съездах и конференциях, нет союзов и ассоциаций, объединяющих дизайнеров разных стран. В какой-то степени эту роль играют многочисленные ярмарки моды, салоны прет-а-порте и недели высокой моды, хотя их основные задачи совершенно другие — реклама и контакты между производством и торговлей. Также не существует устоявшейся традиции среди дизайнеров одежды выражать свою творческую концепцию в виде теорий и манифестов: как правило, словесное обоснование той или иной концепции модельера возникает уже после демонстрации моделей (в виде интервью или пресс-релиза). Ведущая роль при этом принадлежит не самим дизайнерам, а критикам и модным обозревателям, в чьи обязанности и входят обоснование и реклама нового модного направления.

Дизайнер одежды воплощает свои идеи прежде всего в моделях одежды, свою творческую концепцию — в форме модного показа, что связано с необходимостью регулярно демонстрировать сезонные коллекции одежды, если речь идет о промышленной или высокой моде. Но все это не означает, что в дизайне находят воплощения основные тенденции развития современной культуры: в нем можно обнаружить реализацию важнейших концепций и идей, определяющих суть современного дизайна. Деятельность создателей высокой и промышленной моды так же, как и творчество архитекторов и дизайнеров, отражает общие тенденции развития проектной культуры: например, К. Шанель придерживалась таких же принципов при создании одежды, что и функционалисты 1920-х гг. (например, советские конструктивисты).

Объект дизайна одежды — утилитарная вещь, которая имеет практическое назначение и помимо эстетической функции как у произведения искусства выполняет множество других функций. Дизайнер создает предметный мир, а не изображает его. Устремленность проектной культуры в будущее, ее динамизм, установка на проектирование нового образа мира определяют основную задачу дизайна — формирование новых культурных образцов вещей, создание новых вещей, а не «художественных» вариантов старых. Поэтому дизайн одежды должен быть ориентирован на проектирование новых функций и качеств одежды в соответствии с изменением образа жизни и потребностей людей, а не быть «украшением» традиционных форм.

Одежда является вещью или совокупностью вещей и выполняет следующие функции:

инструментальную, связанную с назначением вещи в конкретной деятельности человека (утилитарно-практическая функция одежды);

адаптивную, обеспечивающую комфортность предметно-пространственной среды, облегчающую процесс адаптации человека к окружающему миру (особенно важной эта функция вещи является с Точки зрения экологических проблем);

результативную, связанную с социальным функционированием вещи, ее способностью содействовать достижению цели как отдельным человеком, так и обществом в целом;

интегративную, связанную с тем, что в вещи объединены и проявляются качества культуры в целом: смысл (смысл вещи — ее роль в социально-культурном процессе жизнедеятельности), традиции, ценности, выраженные в материале и форме.

Таким образом, вещь является отражением образа жизни в целом, а одежда — отражением образа человека и образа его жизни.

Некоторые теоретики дизайна рассматривают дизайн как новую форму существования искусства в современных условиях. На первый взгляд особенно много общего у дизайна и у прикладного искусства, произведением которого являются вещи, имеющие и практическое назначение (например, посуда, гобелены, украшения). Поэтому костюм также считают предметом прикладного искусства. Произведением прикладного искусства можно считать вещь, в которой объединены материально-практические н художественно-эстетические достоинства. Костюм, обладающий художественной ценностью, несомненно, можно считать произведением искусства. Однако есть и различия между дизайном и искусством: дизайн ориентирован на решение новых функциональных задач, продиктованных реальными потребностями человека и общества, а не на создание художественного варианта уже существующего типа изделия, как в прикладном искусстве. Дизайнер работает вместе с конструктором или самостоятельно разрабатывает конструктивное решение новой вещи, а художник-прикладник решает свои творческие задачи после того, как инженер сконст-уирует функционально-техническую форму предмета. Кроме того, дизайн — особый вид искусства, который превращает в явления культуры вещи человеческого обихода, промышленные изделия. Эстетическое начало присутствует не только в самом творческом процессе создания новой вещи, но и в готовом продукте, который должен быть целостным. Достижение целостности требует от дизайнера не только исследовательских способностей, умения анализировать научные данные и факты, но и обладания даром творческого воображения, эстетического чувства, фантазии, которые характерны именно для художника, тем более что современная промышленность становится областью, где могут взаимодействовать наука и искусство.

Интегрирующий характер творческого таланта дизайнера выразил в своем определении итальянский дизайнер Э.Сотсасс, который сказал, что «дизайнер - это высшего класса художник, ремесленник, философ». Философом дизайнер должен быть потому, что, создавая проект изделий для человека в соответствии с его потребностями и вкусами, проектируя вещи и предметную среду в целом, дизайнер проектирует самого человека: его облик, эмоции, стиль жизни. Непосредственно дизайнер проектирует вещь, а опосредованно — человека и общество. Таким образом, действительная цель дизайна — проектирование человека, его облика, его образа жизни, поэтому основой проекта должна быть концепция образа человека, концепция общества.


Поделиться:



Популярное:

  1. E) Воспитание сознательного отношения, склонности к труду как основной жизненной потребности путем включения личности в активную трудовую деятельность.
  2. I. Драма одаренного ребенка, или как становятся психотерапевтами.
  3. I. Философия как мировоззрение, основной круг проблем
  4. I.1 Творчество как средство социализации и развития личности
  5. I.2. Самореализация подростков через творческую и культурно-досуговую деятельность.
  6. II.1 Досуг как средство творческой самореализации личности
  7. III. Презрение как заколдованный круг .
  8. III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации
  9. IV. Дипломатическая деятельность 1627 - 1630
  10. MS Word. Как поменять начертание шрифта на полужирный?
  11. Non Role-Play (сокращение NonRP) - нереальная игра, действие, как данный персонаж не поступил бы в жизни. Нарушение RP режима.
  12. PAGE7. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 3911; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь