Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Экологическая ориентация дизайна



Экологическое направление в дизайне. В 1970-х гг., когда впервые в мире заговорили о реальной угрозе стоящих перед человечеством экологических катастроф, возникло экологическое направление в дизайне, ставшее откликом на негативные последствия технологической революции. Оно ориентировано на активное влияние дизайна на охрану и восстановление природной среды, т.е. на максимальную экономию ресурсов и материалов, достижение оптимального соотношения затрат при производстве изделия и его долговечности, разработку новых материалов и технологий, не наносящих вред окружающей среде. Экологический подход к проектированию стал принципиально новым, поставив перед дизайном совершенно новые задачи.

В 1980-х гг. окончательно сложились новые концепции в дизайне («альтернативный дизайн», «новый дизайн», «метафорический дизайн», «антифункционализм»), которые на первый план выдвинули социокультурные функции дизайна. Так называемый культурологический подход в дизайне рассматривает Дизайн-деятельность как закономерный продукт развития человеческой культуры, высоко оценивая способность дизайна не только к инновациям, но и к воссозданию традиционных ценностей. Поиски места дизайна в новой ситуации стали одной из причин формирования парадигмы средового проектирования в дизайне, радикально пересматривающей средства, методы и ценности дизайна. Парадигма средового проектирования предполагает включение дизайнерского проекта в реально существующий культурный контекст с учетом экологических факторов. Вещь (объект дизайн-деятельности) является символом образа жизни в целом, подтверждающим его оправданность и привлекательность, поэтому дизайн способен влиять на формирование определенного образа жизни, определять структуру потребностей, способствуя утверждению экологических ценностей в обществе.

Разрушение природной среды в разнообразных формах превратилось в общемировой процесс, последствия которого приводят к необходимости кардинальных изменений во многих областях человеческой деятельности. Современные философы, социологи, экологи, культурологи сходятся во мнении, что мы живем в эпоху смены цивилизаций: в эпоху «заката» технологической эры, «индустриальной цивилизации» и становления новой цивилизации, которая получила определения «постиндустриальная эра», «информационная цивилизация», «экологическая цивилизация» и «ноосфера». Экологический кризис требует от человечества глубокого переосмысления средств и методов достижения целей, пересмотра приоритетов в политике и экономике, поскольку экологические проблемы были порождены в первую очередь причинами не материального, а духовного порядка. Преодоление кризиса возможно только при условии фундаментального изменения нашего мышления и ценностей, поскольку экологические проблемы вызваны, как считают экологи, традиционными для западной цивилизации моделями взаимоотношения человека и природы, основанными на убеждении человека в собственном превосходстве. Формирование новых основ мировосприятия означает переход к новому этапу гармонизации события человека и природы. Человечеству необходимо перестроиться, отказаться от привычных, унаследованных ог прошлых поколений стандартов в отношении к природе, характерных для технократического мышления.

Переход к экологическому мышлению означает утверждение экологического гуманизма в качестве основополагающей установки в деятельности человека. Экологическая ориентация привела к утверждению новой системы ценностей в дизайне. «Экологическое проектирование» не имеет четко обозначенных границ — экологическим может быть названо любое направление в дизайне, утверждающее принципы экологической этики и ориентирующееся на гармонизацию отношений человека с окружающим миром.

Экологические проблемы находят отклик и в творчестве дизайнеров одежды. Впервые экологическая тема возникла в конце 1970-х — начале 1980-х гг., когда появился «экологический стиль»: в моду вошли одежда из натуральных, преимущественно льняных и хлопчатобумажных тканей, естественные цвета, Ручная работа в отделке и т.п. Вновь «экологический стиль» напомнил о себе в 1993—1994 гг. Однако за прошедшее с тех пор время произошли значительные изменения в понимании влияния экологических проблем на дизайн одежды, Стронувшие прежде всего принципы проектирования одежды. Сегодня экологическое направление в дизайне более связано с вопросами этики профессиональной деятельности, с изменением целей и задач дизайна в современном мире. В связи с этим можно выделить следующие векторы приложения усилий современного экологически ориентированного дизайна: экологизация потребления, поиск новых «экологичных» материалов и технологий, экологизация сознания, решение проблем, связанных с экологией человека и экологией культуры.

Экологизация потребления. Одной из причин экологического кризиса может являться неумеренное потребление «цивилизованным» человеком материальных благ. Вещный фетишизм является типичным признаком буржуазного сознания в индустриальном обществе, когда критерием жизненного успеха выступает показатель объема личного потребления. Темпы роста потребления особенно усилились после Второй мировой войны, когда на Западе сформировалась идеология «общества потребления». Потребление стало стилем жизни и способом самовыражения. «Вещизм» изменил традиционное отношение к вещи — основным требованием рынка к товару вместо качества и долговечности стало удобство в употреблении и модность, распространились вещи одноразового использования. При проектировании вещи специально предусматривается быстрое физическое и моральное устаревание (концепция «планируемого устаревания»), потребителя заставляют тратить деньги на приобретение все новых и новых более совершенных товаров. Требования рыночной экономики привели к значительному сокращению продолжительности модных циклов. Рост потребления вызван порождением новых потребностей, причем то, что еще недавно являлось предметом роскоши для немногих, быстро становится предметом необходимости для многих.

Однако бесконечное развитие существующей тенденции роста потребления на Западе и распространение западной модели потребления на остальной мир представляется невозможным, поскольку существуют пределы роста. Порождение все новых потребностей и их удовлетворение в ущерб природным системам находятся в тесной взаимосвязи, образуя единый механизм, являющийся причиной глобального экологического кризиса.

Назрела необходимость формирования новой системы ценностей, которая способствовала бы гармоничному сосуществованию человека и природы, определяя превосходство качества жизни над количеством потребляемых благ. Многочисленные исследования показали, что не существует прямой зависимости между темпами экономического роста и качеством жизни, между объемом потребления и удовлетворенностью человека своей жизнью. Отсюда вытекает важнейшее направление изменения образа жизни — экологизация потребления, означающая разумное сокращение потребления, распространение норм экологически правильного потребления, возврат к вещам длительного пользования.

Проблема экологизации потребления привела к качественному изменению задач дизайна — на первый план вышло не столько совершенствование формы и функции, сколько сокращение избыточного количества продуктов дизайна, пересмотр материалов и технологий, формирование новой структуры потребностей. Снизить объемы потребления можно путем продления срока пользования изделиями, достижения оптимального соотношения затрат на производство вещи и срока ее использования, отказа от вещей одноразового пользования (там, где это разумно и обоснованно), предпочтения качественных вещей длительного пользования. Разочарование в «обществе потребления» выразилось в стремлении потребителей к «качественному» потреблению и «органичному образу жизни» — к разумному ограничению неестественно преувеличенных потребностей и возврату в какой-то степени к традиционной модели потребления.

В области дизайна одежды эта тенденция приняла вид контрмоды, когда модные образцы лишаются основной закономерности моды — изменчивости — и превращаются в образцы классических стилей. Классика в одежде — это «вечность» вещи, срок использования которых связан скорее с физическим, чем с моральным износом. Некоторые фирмы сознательно ориентируются на выпуск своих старых знаменитых моделей, стремясь приобрести имидж фирм, производящих классические изделия высочайшего качества. (Тем более что согласно исследованиям эстетических предпочтений потребителей образ изделий высокого качества в сознании потребителей среди прочих имеет и такую характеристику, как «хорошо знакомый».)

Так, французская фирма по производству модной одежды и аксессуаров из кожи «Гермес» с 1956 г. постоянно выпускает модель сумки, получившую название «сумка Келли» (в честь принцессы Монако Г.Келли, которая носила сумки этой фирмы), ставшую символом высочайшего качества, классического стиля, роскоши и престижа среди прочих аксессуаров. Такой же имидж имеет и другая, не менее знаменитая продукция фирмы «Гермес» — шелковые платки «каре Эрмес» с традиционным рисунком, которые впервые были выпущены в 1937 г. Аналогичный пример — знаменитая стеганая сумочка на цепочке фирмы «Шанель», разнообразные модификации которой предлагаются каждый сезон. Именно К.Шанель впервые поставила перед собой цель создать стиль, который бы освободил женщину от тирании изменчивой моды. Она стремилась предложить вещи, которые способны много лет не выходить из моды: классический трикотаж, маленькое черное платье, костюм «в стиле Шанель». Она говорила: «Для меня роскошь — это хорошо сшитая одежда, костюм, который можно носить лет пять, потому что он идет тебе. Моя мечта — старые костюмы, поношенные вещи»... «Я против моды, которая быстро проходит... Не могу видеть, как выбрасывают одежду, потому что пришла весна. Я люблю только старую одежду»*. Такой же точки зрения придерживался и И.Сен-Лоран, считая самым трудным в своей профессии именно создание вещей, которые не выходят из моды. Так, в 1966 г. он впервые показал смокинг для женщин, в 1970 г. — платье-смокинг, различные варианты которых присутствуют в каждой коллекции «Ив Сен-Лоран».

Снижению объемов потребления способствует приверженность современного дизайна одежды не только к вещам длительного пользования (классические аксессуары и трикотаж, «джинсовый» стиль, вещи направления «хай-тек»), но и к вещам многофункциональным. Многие современные модельеры являются сторонниками идеи минимального гардероба, состоящего из вещей, подходящих для любого случая и не принадлежащих к какой-либо определенной ассортиментной группе. Подобная универсальная вещь может заменить собой множество других. Эклектизм современной моды, многообразие стилей, форм и образов также способствуют тому, что, комбинируя вещи, придумывая новые сочетания, соединяя старые вещи с новыми, можно продлить срок использования одежды. В 2000 — 2001 гг. в моду вошло направление vintage — использование старой одежды, созданной знаменитыми дизайнерами прошлого, или передслів перекраивание старой одежды, из которой создают новые вещи. Тем более и дизайнеры, и критики моды утверждают, что сегодня главное не мода, а стиль — индивидуальный стиль человека. Следование этой концепции «свобод дает от необходимости непременно следовать изменениям сезонной моды, что тоже приводит к разумному сокращению потребления.

Формирование экологически верного стиля потребления предполагает только его сокращение, но и ориентацию на потребление экологически без. опасных продуктов, изготовленных с применением безвредных и безотходных технологий.

Экологи выделяют несколько направлений экологически верного поведе, ния потребителей:

ограничение потребления;

изменение спроса в пользу экологически безвредных продуктов;

приобретение экологически эффективных товаров;

рециркуляция, т. е. утилизация в целях повторного использования отходов выделение и устранение ядовитого мусора;

жалобы и протесты по экологическим вопросам;

программы по уменьшению упаковки продуктов — ликвидация лишних слоев обертки, максимизация повторного использования необходимых элементов упаковки и т.п.

Экологизация производства. С экологизацией потребления связано еще одно направление приложения усилий экологически ориентированного дизайна -экологизация производства. Это направление решает проблемы, связанные с технологическим процессом: экономией природных, ресурсов, безвредными и безотходными технологиями, вторичным использованием изделий, экологическим «круговоротом». В дизайне одежды эти проблемы решаются следующим образом.

Во-первых, отказываются использовать искусственные синтетические материалы, которые практически не ассимилируются в окружающей среде; их производство загрязняет окружающую среду; они негативно влияют на здоровье человека (в частности, накапливают статическое электричество). Синтетику предлагают заменить естественными материалами, традиционными для изготовления одежды: льном, хлопком, шелком, шерстью. С конца 1970-х гг. синтетика, которая пережила бум в 1960-е гг., стала ассоциироваться с бедностью и плохим вкусом; качественная и дорогая одежда стала изготовляться преимущественно из натуральных материалов (или с добавлением синтетики, например шерсть с лайкрой). В связи с этим стал цениться эффект измятости одежды, свидетельствующий о подлинной натуральности льняной или хлопковой ткани. Однако стили «гранж», популярный в начале 1990-х гг., и особенно «нео-панк» (1994 1995 гг.) вновь вызвали интерес к синтетике, хотя она и не сумела вернуть утраченные позиции в полной мере. Синтетические материалы имеют право на существование, если обладают свойствами натуральных материалов, или превосходят их (например, высокотехнологичные многослойные ткани-бутерброды, которые используют для профессиональной одежды, воздухопроницаемые «дышащие» ткани с мембранным покрытием).

Во-вторых, в связи с движением «зеленых» за охрану животных в дизайн одежды предлагается заменить натуральные кожи и меха искусственными (особенно это относится к меху диких редких животных, перьям экзотических птиц занесенных в Красную книгу).

Однако известно и неоднозначное отношение к этой проблеме некоторых зайнеров, поскольку мех и кожа являются не просто предметами роскоши, но и традиционнымн с древности материалами для изготовления одежды. Так, К Лагерфельд, который работает для фирмы «Фенди», считает, что отказаться от одежды из натурального меха и обуви из натуральной кожи столь же трудно как и от потребления мяса. В конце 1990-х гг. натуральные мех, кожа и перья вернулись на подиумы и в бутики, что дало повод «зеленым» обвинить дизайнеров и топ-моделей в лицемерки. Так или иначе, сегодня это вопрос свободного выбора и дизайнеров, и потребителей: отказываться или не отказываться о: использования кожи и меха.

Также нет и однозначного решения вопроса, каким образом должны применяться в одежде заменители. Так, считается, что синтетика не должна маскироваться под натуральные материалы, а открыто демонстрировать свою «искусственность», например за счет ярких цветов (хотя и натуральные мех и кожу также красят иногда в яркие цвета, например в 2000—2001 гг.). Некоторыми дизайнерами был предложен игровой вариант решения этой проблемы, когда в качестве заменителя натурального меха для шуб и шапок используются детские плюшевые игрушки (рис. 1.5).

В 1990-е гг. дизайнеры одежды вновь увлеклись материалами-заменителями; популярными стали искусственные кожа и мех, винил и пластики, а также искусные имитации натуральных материалов (например, имитации меха редких животных, занесенных в Расную книгу). Тем более что совсем отказаться от синтетики и вернуться к натуральному сырью нереально, хотя синтетические материалы практически не ассимилируются в среде и их производство является более перспективным.

Рис. 1.5. Шуба из плюшевых мишек Ж.-Ш. де Кастельбажак

Также разработка безвредных и безотходных технологий производства в целях получения экологичной продукции с учетом всего производственного процесса.

В-третьих, экологизация производства означает не только щадящее ресурсопотребление, когда потребности удовлетворяются с помощью минимальных объемов наиболее подходящих сырья и материалов, но и разработку новых безвредных и безотходных технологий, а также реабилитацию традиционных технологий.

В этом отношении показателен опыт американской компании «Эспри», которая с 1992 г. выпускает «Эколлекции» — экологически корректные коллекции. «Эколлекция» представляет собой коллекцию моделей из неокрашенного хлопка (поскольку самый! большой вред окружающей среде наносит процесс окраски тканей) с латунными молниями и пуговицами из натуральных материалов (дерева, перламутра, кости). Этическая позиция фирмы выражается и в том, что при изготовлении одежды используется ручной труд безработных и привлекаются рабочие руки в странах третьего мира. Датская компания «Новотекс» не отказывается от процесса окрашивания ткани, но старается максимально уменьшить вредное воздействие технологического цикла на окружа-1 ющую среду. Для своих изделий она использует хлопок, выращенный без применения дефолиантов и собранный вручную, а также тщательно следит за уничтожением отходов, образующихся при крашении.

Один из путей решения проблемы безопасной для окружающей среды технологии окраски тканей — обращение к традиционным растительным красителям (например, опыт американской фирмы «Ливайс», которая проводит специальные исследования в поисках стойких растительных красителей для своих коллекций джинсов). Традиционное отношение к материалу, ремесленный подход к созданию вещей являются симптомами стремления вернуться к традиционной модели деятельности в дизайне.

Еще один путь решения этой проблемы — использование замкнутых ресурсов, поскольку «мусорный кризис» стал наиболее ощутимым признаком нерационального использования сырья. Вторичные переработка и использование сырья являются сегодня, пожалуй, самым популярным способом решения проблемы загрязнения окружающей среды. Дизайн одежды предлагает множество вариантов ее решения: от применения переработанных отходов (например, трикотаж из переработанной шерсти) до продления срока жизни бывшей в употреблении одежды (морально устаревшей). Об этом свидетельствует расцвет в 1990-х гг. бизнеса «сэконд хэнд». Увлечение современной моды различными стилями в духе «ретро» и одеждой прошлого (стиль vintage) также способствует продлению срока жизни устаревшей одежды, которая через некоторое время вновь входит в моду.

Отдельно можно выделить направление «мусорного дизайна», который пока имеет мало общего с массовой одеждой, где для создания одежды используются промышленные отходы и бытовой мусор.

Известны коллекции «Гринпис», представляющие одежду из бутылочных пробок, банок из-под пива, пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов и т.п. Однако появляющиеся все чаще в моделях профессиональных модельеров такие нетрадиционные

материалы, как старые газеты, коробки из-под стирального порошка, пакеты или текстильный лоскут, свидетельствуют об интересе к возможностям «мусорного дизайна».

Одним из примеров поиска дизайнерами одежды своеобразных безотходных технологий является одежда из бумаги — материала, который в силу своих специфических свойств диктует нетрадиционные решения. Например, американка С.Лейн с 1969 г. выпускала свадебные платья из бумаги, на которых можно оставить автографы, а затем поместить в раму на память. Большой резонанс в 1994 г. вызвала коллекция выпускника лондонского колледжа Св. Мартина Х.Чалаяна, представившего платья и костюмы из бумаги для авиационных конвертов, которые после показа он сжигал (хотя качество бумаги позволяло не только носить эту необычную одежду в течение сезона, но даже стирать), подтверждая идею быстротечности моды.

Применение в формообразовании любых нетрадиционных материалов способствует поиску новых возможностей материала, новых форм и новых образов. Интересную концепцию экологического производства предлагают сторонники «альтернативной экономики», которые считают, что любое производство должно базироваться на совершенной технологии, обеспечивающей минимальные потери сырья, и на мелкосерийном производстве, учитывающем юнкретные потребности небольших групп людей, что приводит к колоссальной экономии ресурсов, поскольку производится только то, что действительно необходимо. Парадоксально, но многообразие стилей, дифференциация проектирования (в конечном счете рассчитанного на малую группу или на отдельного человека) оказываются гораздо менее расточительными и более экологичными, чем единообразие массового серийного производства. Ориентация на выполнение индивидуального заказа является, таким образом, одним из путей борьбы с избыточным производством.

Экологическая пропаганда. Несмотря на всю важность экологизации производства, поиска новых технологических решений, экологическая проблема связана прежде всего с сознанием человека. Разрешить экологический кризис можно, только изменив отношение человека к окружающему миру. Необходимым условием решения экологической проблемы является формирование экологической культуры на всех уровнях — от тех, кто принимает решения на государственном уровне, до рядового потребителя. Экологизация сознания означает экологизацию потребностей, мотивов поведения и самого поведения современного человека. Основой формирования экологического сознания является экологическая информация. Поэтому на Международном Форуме «Мода и экология» (Берлин, август 1994 г.) была особо подчеркнута важность обеспечения торговли и потребителей достоверной информацией о воздействии тех или иных товаров на человека. Было принято решение о создании банка данных об экологически чистой продукции с учетом всего производственного цикла. Принцип стимулирования производства и потребления экологической продукции постепенно становится всеобщим. Решить задачу утверждения в общественном сознании ценностей экологической этики можно путем продвижения на рынке продуктов, способствующих экологически верному поведению, агитации потребителя в пользу «органичного образа жизни». На это ориентируется реклама тех компаний, которые специализируются на производстве экологически чистой продукции. Так, американская компания «Эспри» в рекламе своей недешевой одежды делала акцент на то, что полученная прибыль пойдет на борьбу против уничтожения

лесов по берегам Амазонки. Становится общепринятым, что источником средств для борьбы с загрязнением окружающей среды являются расходы потребителей на приобретение экологически чистой продукции.

Помимо рекламы экологически чистой продукции существует и «экологическая пропаганда», которую ведут дизайнеры одежды, выпуская одежду с экологическими лозунгами (такая одежда происходит от маек сторонников «зеленого» движения). Большинство дизайнеров считают, что в современной ситуации в своем творчестве необходимо затрагивать важнейшие проблемы, которые стоят перед обществом.

Например, французский дизайнер Ж.-Ш. де Кастельбажак посвятил свою коллекцию весна/лето 1994 г. проблемам детей в современном мире, о которых должны были напоминать надписи и портреты детей на одежде. Он считает, что «наступил момент, когда модельер должен думать не только о моде». Подобной позиции придерживаются и британские дизайнеры одежды К. Хемнетт и X. Старей, помещающие на своих моделях экологические лозунги или рисунки (рис. 1.6). Сторей считает, что необходимо наполнить модную форму актуальным содержанием, чтобы дизайнер и потребитель могли таким образом выразить свое отношение к миру. Даже французский кутюрье К.Лакруа, который в 1980-х гг. делал веселые и беззаботные коллекции, в 1990-х гг. считал дизайн средством демонстрации своей этической позиции: «Восьмидесятые были годами моды ради моды... В настоящее время одежда больше не будет униформой, символизирующей определенное социальное положение, а станет знаком политической позиции, высказыванием на такие темы, как СПИД или окружающая среда»*.

Рис. 1.6. Майка с надписью К.Хемнетг

Продукты дизайна должны выступать стимуляторами экологического сознания, наглядными аргументами в пользу экологичного и экономного потребления в соответствии с одним из требований экологической эстетики, которая становится одним из перспективных направлений в современной эстетике. Она основывается на признании главенства экологических ценностей: охраны природы, защиты естественных потребностей, поддержания экологического равновесия, развития творческого потенциала человека. Экологическая эстетика предъявляет к продукту дизайна определенные требования, устанавливает нормы и ограничения, что должно изменить и уже сейчас меняет установку современной культуры на вседозволенность и безграничную свободу, характерные для ситуации постмодерна, меняет установки дизайнеров, вынужденных думать о перспективах развития общества.

Экология человека и гуманизация дизайна. Выход из экологического кризиса видится именно в изменении самого человека, так как совокупность экологических, экономических и духовных проблем современного общества можно назвать «антропологической катастрофой» (определение философа М.Мамардзщвили). В последнее время обозначился явный разрыв между образом «экономического» человека, который соответствовал идеологии индустриального общества, и новой ситуацией в мире. Основными характеристиками «экономического» человека являются технократическое мышление, рациональность, преобладание материальных интересов над духовными, этический индивидуализм и прагматизм, отделенность от природы и стремление к господству над пей. Индивидуальность ассоциируется с материальным обладанием или профессиональным статусом. Установка «я есть то, чем владею» и «я есть то, что я делаю» больше не соответствует реалиям современного общества. Перед современным обществом поставлена задача формирования нового образа человека, более соответствующего «постиндустриальной эре» и «экологической цивилизации».

В качестве альтернативы индустриальной цивилизации, приведшей к кризису самого человека, появились концепции «экоразвития», «органичного образа жизни», ориентированные на гуманизацию бытия современного человека. Это направление в науке, получившее название «экология человека», изучает проблемы адаптации человека в окружающем мире, охраны его физического и нравственного здоровья, создания гармоничного общества и формирования гармоничной личности. Человек «нового мира», как его назвал американский философ Л.Мамфорд, обладает свободой в проявлении «органичных потребностей»: в любви, дружбе, в общении, игре, творческом развитии своих способностей. Вместо прежнего идеала «роста благосостояния» он стремится к идеалу «духовности и самоограничения». Именно человек является главным объектом экологических изменений, определяющим фактором эволюции биосферы.

Концепции «социального дизайна», вопрос о человеке будущего связывают с целенаправленной деятельностью общества по созданию «желаемых образцов будущего» и их постепенному претворению в действительность, а также с основными установками экологически ориентированного дизайна.

Кризис «культуры потребления» вызвал проблему поиска образов «нового человека», раскрепощения нереализованных способностей, творческого потенциала личности, поскольку в XX в. человек часто становился объектом тотальной манипуляции, исключающей развитие его индивидуальности. «Престижное потребление» привело к вырождению человека из «творца» в пассивного потребителя готовых материальных благ. «Новый человек» ориентирован не на деньги и карьеру, а на разнообразное проявление себя. Экология человека помимо проблем охраны его физического здоровья выдвигает проблему удовлетворения духовных запросов личности, раскрытия его творческих возможностей и способностей. Ориентация на самореализацию личности пока не привела к реальной трансформации общества, однако вполне соответствует наметившейся тенденции перехода от экономики, ориентированной на поточное Производство и безудержный рост, к экономике мелкосерийного производства, основанной на энерго- и материалосберегающих технологиях.

Полный учет «человеческого фактора» является необходимым условием дизайн-деятельности. В современном дизайне усилился интерес к личности — и к личности дизайнера, и к личности потребителя. При этом меняются присущие европейской традиции представления о человеке: вместо идеи о человеке как «хомо сапиенс» (человеке разумном) все большее распространение приобретают концепции «хомо сенсус» (человека чувствующего), «хомо фабер» (человека делающего), «хомо люденс» (человека играющего), вместо концепции «человека технического» появились концепции «человека экологического» и «человека культуры». Именно такие представления о «человеке нового мира» обусловили основные принципы средового подхода в дизайне, ставшего следствием экологической ориентации дизайн-проектирования:

включение проекта в реальный культурно-исторический контекст С учетом экологии природы и культуры, а не тотальное проектирование среды;

обращение в проекте к конкретному индивиду, а не абстрактно-типологическое моделирование потребителя;

соавторство с пользователем, признание его равным участником средового творчества, а не руководство им;

активная трансформация пользователем своей предметно-пространственной среды, а не пассивное использование продуктов дизайна по заданной проектировщиком схеме.

Высшими целями дизайна, ориентированного на «экологию человека», являются развитие творческих способностей личности, создание благоприятной и комфортной для человека среды, насыщенной образами. Экологически ориентированный дизайн руководствуется экологической эстетикой, которая требует от продуктов дизайна, чтобы они:

были чувственно воспринимаемыми, привлекательными; благоприятно воздействовали на психику человека, передавали ему ощущение покоя, естественности, раскованности; вызывали положительные эмоции;

предоставляли человеку возможность творчества, свободного самовыражения.

Ориентация дизайна на качественное улучшение жизни человека в сложных, часто дискомфортных условиях современной жизни соответствует наметившейся трансформации системы ценностей на Западе — такие ценности, как карьера и материальное благосостояние, сменяются ценностями творческого самовыражения, взаимопонимания и равноправия. В дизайне в связи с этим появились концепции сотворчества потребителя и потребления-развлечения.

Например, Союз дизайнеров ФРГ с 1983 г. требовал наличия в промышленных изделиях «духовно-смасловой стимуляции», развлекающей и радующей пользователя, стимулирующей ею разум, пробуждающей в нем любознательность, побуждающей к игре и созданию собственных образов, апеллирующей к чувству юмора, вызывающей иронию или отчужденность. Такая ориентация дизайна изменила отношение к функции вещи: ранее считалось, что важнейшим социальным значением вещи является ее утилитарная ценность или функция. Теперь критерий полезности отошел на второй план; утилитарная ценность уступила место игре, фантазии, способствующей творческому развитию личности потребителя продуктов дизайна. От продуктов дизайна требуется активное интеллектуальное и эмоциональное воздействие на пользователя, побуждающее его к самостоятельной организации своей среды и созданию своего образа.

Общей чертой различных направлений современной проектной культуры является образность предметной среды. Образность вещи, среды и пространства являются важнейшими категориями дизайна, поскольку эмоциональная и содержательная выразительность предметного окружения, многозначность и разнообразие — необходимые условия для развития в человеке стремления к свободному самовыражению, Парадоксы, неожиданные ассоциации, символы обогащают образно-выразительный язык современного дизайна, одной из задач которого является смысловая актуализация предметной среды, насыщение ее образностью. Высокая оценка образности для дизайна становится принципиальной — образное мышление становится даже новым способом проектирования. Эстетическое разнообразие и эмоциональная насыщенность предметной среды являются важнейшими показателями ее комфортности для потребителя. Сутью дизайнерской деятельности становится не столько создание предметов, сколько разработка «сценариев» образа жизни, коммуникация с помощью вещей с потребителем. Меняющиеся образы человека — главный объект проектирования в дизайне одежды. Понимание новой роли дизайна в ситуации духовного кризиса цивилизации начинает распространяться и в дизайне одежды — области, которая традиционно находилась несколько в стороне от теорий и концепций дизайна.

Дизайн является деятельностью не только по формированию потребностей, но и образа жизнедеятельности человека. Социальные установки дизайнеров посредством создаваемой ими предметной среды способны воздействовать на реальный образ жизни людей. Поэтому очень важной представляется установка современного дизайна на самореализацию и творческую активность субъекта дизайн-деятельности.

Современный человек разучился делать что-либо своими руками, из творца он превратился в потребителя готовых продуктов. Гуманизация дизайна означает всемерное содействие превращению отчужденного современного человека, пассивного потребителя готовых благ в творца, планирующего и проектирующего свою пространственную и социальную среду. Понятие «проектирование потребителя», являвшееся одним из принципиальных для функционализма, сегодня себя исчерпало, поскольку обнаружились несоответствия между профессиональными представлениями дизайнеров о человеке и его действительными запросами, требованиями, поведением.

Первой откликнулась архитектурная теория — появились концепции «архитектуры без архитектора», которые ориентировались не на результат работы, а на сам процесс Проектирования. Профессионалы стали подражать продуктам самодеятельного творчества потребителей. Возникла концепция «компромиссной эстетики». Хорошим дизайном и кичем», которая пыталась соединить достоинства формы «хорошего дизайна», с точки зрения профессионалов, с эмоциональной притягательностью кича, являющегося плодом самостоятельного выбора потребителей. Принцип соучастия означает, что архитектура приобретает смысл и культурное содержание только с того момента, когда человек входит в дом и начинает его преобразовывать согласно Своим субъективным представлениям о красоте и пользе. Происходят активизация саeмодеятельного творчества, включение потребителя или зрителя в процесс создания произведения — можно говорить о тенденции, общей для всех областей культуры. Воз, никла «провоцирующая эстетика», активно побуждающая публику к открытому выражению своей реакции (идеи театра-участия, фильма-участия и т.п.). Сотворчество соучастие зрителя являются одной из возможностей стереть грань между искусством и жизнью, превратить процесс потребления в развлечение, игру.


Поделиться:



Популярное:

  1. Влияние экологических факторов на организм. Законы минимума и максимума. Толерантность и экологическая пластичность вида
  2. Внимание, ориентация и габитуация
  3. ВОПРОС:11. Понятие экологической толерантности. Закон минимума Ю. Либиха. Закон толерантности В. Шелфорда. Экологическая валентность.
  4. Геоэкологическая характеристика макрорегиона современного мира
  5. Государственная экологическая экспертиза
  6. Е годы 20 века в Европейском дизайне (стримлайн, ар-деко) и особенности советского дизайна в предвоенный период.
  7. Значение и экологическая роль применения удобрений и пестицидов
  8. История становления русского дизайна
  9. Конструктивизм и функционализм в процессе становления практики дизайна.
  10. Общественная экологическая экспертиза
  11. Ориентация на отношения психотерапевт—пациент: разговорная психотерапия
  12. Ориентация на себя и ориентация на других.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2769; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь