Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Особенности зрительного восприятия
Чтобы изучить зрительные иллюзии, необходимо сначала ознакомиться с процессом восприятия человеком информации. Жизнь представляет собой неустанный процесс приема, обработки и оценки информации, получаемой из окружающей среды. Центром, обрабатывающим информацию, служит головной мозг, который содержит около 10000 млн нервных клеток (нейронов). Еще в древности (в 150 г.) врач и теоретик медицины Клавдий Гален считал, что глаз — это часть мозга. Из глаза выходят лучи, которые как бы ощупывают предметы, а сетчатка глаза — это чувствительный «отросток» мозга, находящийся в глазном яблоке. В сетчатке глаза и в высших отделах головного мозга с помощью химических и электрических процессов концентрируется информация о цвете, размерах, движении и других характеристиках изображения. Синтез этой информации составляет зрительное восприятие. Поздние исследования показали, что конкретное и абстрактное восприятия в некоторой степени разделены и обеспечиваются по преимуществу разными полушариями мозга. В каждом полушарии существуют анатомически разделенные системы, обеспечивающие восприятие цвета, формы, величины и т.д. Левое полушарие воспринимает абстрактную информацию, отвечает за речь и письмо. Правое полушарие распознает зрительные образы, осязает, определяет качество предмета, угадывает опасность. Как правило, мы распознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро. Поэтому может создаться впечатление, что эти операции распознавания просты. На самом деле инженерный опыт говорит о том, что это далеко не так. Пока еще нет машин, способных распознавать символы и звуки окружающей среды в той мере, которая присуща человеку. Чтобы понять механизмы человеческого восприятия, необходимо выявить ряд общих принципов. Начнем с изучения распознавания образов. Самый простой из всех возможных способов распознавания образов — сравнение с эталоном. Чтобы реализовать этот способ, необходимо иметь какой-нибудь шаблон — эталон для каждого из образов, которые надо определить процесс распознавания осуществляется путем сравнения внешнего сигнала-раздражителя с набором внутренних эталонов. Нахождение эталона, который лучше других соответствует сигналу, и означает «опознание». Наиболее простой пример практического использования системы сравнения с эталоном — это сортировка почты при сканировании конвертов, на которых в углу есть цифровая сетка с условным обозначением индекса территории. Сравнение с эталоном — наиболее простая схема распознавания, но в то же время самая ненадежная (не хватает эталонов, разнообразия, нет вариантности образов). Более совершенный способ распознавания образов — интерпретация зрительной информации. Для того чтобы процесс интерпретации достиг уровня сознания, необходимы специальные приемы: сначала изображение упрощается, затрудняя интерпретацию; затем создаются конкурирующие образы, т. е. возможность неоднозначной и противоречивой интерпретации одного и того же изображения; наконец, создаются образы, лишенные определенного смысла, для того чтобы выяснить, какое влияние оказывает прошлый опыт на процесс интерпретации. Важные аспекты интерпретации зрительной информации можно продемонстрировать на иллюзиях. Цель иллюзии состоит в том, чтобы дать на вход зрительной системы неоднозначную информацию. После анализа ошибок, которые делает при этом система восприятия, необходимо выявить некоторые скрытые свойства этой системы. Восприятие пространства тоже можно причислить к пространственным иллюзиям. Обычно мы воспринимаем пространство как трехмерное. Удаленные предметы видны под меньшим углом, чем близкие, имеющие те же размеры. Так как человек живет и движется в трехмерном мире, естественно, что сложившаяся у него в процессе эволюции зрительная система приспособлена к тому, чтобы воссоздавать трехмерность объектов, которые в ней отображаются. Способность видеть глубину не зависит от знакомства с объектами наблюдения. Иллюзия глубины трехмерного пространства Хорошо видна на картине Дж.Стила «Эксперимент в стиле барокко: Фред Мэддокс», которая создается умелым использованием перспективы при бесконечном повторении (рис. 4.1). Чтобы дать информацию о Шубине, можно использовать различные виды текстур на плоскости (рис. 4.2). Есть еще один иллюзионный способ, позволяющий понять принципы зрительной организации фигур в трехмерном пространстве, — построение фигур, части которых нельзя логически объединить в одно целое. Рис. 4.1. Иллюзия перспективы при бесконечном повторении узора Рис. 4.2. Иллюзия глубины, создаваемая различными видами текстур на плоскости На рис. 4.3 представлен так называемый треугольник Пенроуза, изображающий «невозможную» фигуру, угловые фрагменты которой противоречат интерпретации целого. На рис. 4.4 представлена фантастическая «лестница», по которой можно бесконечно спускаться, если идти по ходу часовой стрелки, и бесконечно подниматься, если совершать обход против хода часовой стрелки. Рис. 4.4. Фантастическая «лестница» Рис. 4.3. Фантастический «треугольник Пенроуза» Если имеется зрительный образ, содержащий сходящиеся линии или ребра, возможны два решения в его интерпретации: одно — фронтальное расположение двухмерного объекта, когда линии сходятся в перспективе; другое — трехмерный объект, рассматриваемый под некоторым углом, когда линии параллельны, а кажущаяся сходимость — результат их удаления от глаза. С Этой точки зрения интересны различные перспективные построения. Например, в пещерах Аянты (Индия) встречаются настенные росписи VI в., на которых использовано несколько точек схода для одних и тех же линий, другими словами, имеется несколько горизонтов. Еще более замечательной особенностью обладают произведения китайской живописи X —XIII вв.: на них линия горизонта помещена позади зрителя. Иллюзии изменения формы В моделировании одежды необходимо учитывать законы зрительных иллюзий. Зрительные иллюзии, как правило, используются, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной: сделать рост выше, фигуру стройнее, плечи рке или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т.д. Иллюзию, или зрительный обман, использовали в одежде очень давно. В истории костюма можно проследить, как «сужали» талию с помощью очень широких юбок, делали ноги длиннее с помощью завышенной талии, создавали иллюзию маленькой головки большим воротником «фреза», увеличивали рост с помощью вертикальных декоративных отделок в костюме и т. п. В современной одежде сохранились подкладные плечи, прокладки в области груди в пиджаках и специальное белье в вечерних туалетах, позволяющее добиваться идеальной фигуры. Но эти приемы значительно упростились, потому что изменились эталоны красоты. Первый путь создания иллюзий в одежде — изменение зрительного образа с помощью приемов создания зрительных иллюзий: подчеркиваются вертикали любыми средствами моделирования для придания фигуре стройности, используются клетчатые и полосатые ткани, особое внимание отводится моделированию воротников и выреза горловины и т.д. Второй путь использования зрительных иллюзий — создание модельной одежды в стиле оп-арт, который требует геометрически точных сопряжений линий, полосок, клеток, а также превращения плоскости ткани в иллюзорное объемное пространство. Таким образом, использовать зрительные иллюзии в одежде можно не только Для того, чтобы сделать фигуру более или менее идеальной, но и для достижения эстетически значительного и в то же время парадоксального восприятия художественного образа модели. Рассмотрим зрительные иллюзии, которые важны для моделирования одежды. Иллюзия переоценки вертикали. Вертикальное кажется больше равновеликого ему горизонтального. Иногда эта иллюзия очень значительна и может Приближаться к разнице в 1/3. На рис. 4.5 вертикальная линия кажется больше Горизонтальной. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в нижней его части. Эта Иллюзия характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Тождественные отношения, например, длины блузы и юбки, зрительно чуть сдвигаются в пользу верха, и эта неявная разница вносит беспокойство, так как глаз начинает сравнивать: что больше и что меньше по длине. Разница должна быть явной, т.е. «читаться глазом». Иллюзия заполненного промежутка. Иногда заполненное декором или деталями костюма пространство кажется больше, чем равное ему незаполненное. Причем иллюзия возникает при частом заполнении промежутка. При редком заполнении промежутка иди фигуры, например одной полосой, возникает прямо противоположная иллюзия. Нужно избегать нагромождения деталей на той части фигуры, видимые размеры которой опасно увеличивать (рис. 4.6), Иллюзия переоценки острого угла. Расстояние между сторонами острого угла кажется большим, чем есть на самом деле, а вершина острого угла сужает пространство. На рис. 4.7 окончания сторон острого угла зрительно расширяют плечи и бедра. Кроме того, важно само расположение острого утла (в виде края или отделки на одежде), от которого зависит иллюзия сужения и расширения на фигуре. На рис. 4.8 помещены два примера такого рода: а — острый угол сужает талию; б — стороны острого угла, упираясь в линию бедер, расширяют ее. Иллюзия контраста. Рассмотрим контраст форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой кажется еще меньше, большая форма в окружении маленьких кажется еще больше. В моделировании контраст используйся весьма широко и действие его достаточно очевидно. Например, в большом головном уборе голова будет казаться меньше, чем в маленьком; если вырез воротника широк, то тонкая шея будет казаться еще тоньше; худая рука з просторном рукаве — еще худее, широкие бедра при сильно стянутой талии будут еще шире. Рис. 4.7. Иллюзия переоценки острого угла Рис. 4.6. Иллюзия заполненного промежутка Рис. 4, 5, Иллюзия переоценки вертикали Иллюзия «крученого шнура». Эффект заключается в том, что шнур, скрученный из двух полосок разных цветов (например, черной и белой) и помещенный на полосатую или клетчатую ткань, дает интересный оптический эффект изменения плоскости ткани: прямые линии приобретают вид изогнутых, сдвинутых, сломанных, спиральных. Используя иллюзию «крученого шнура» на полосатых и клетчатых тканях, можно создать интересные творческие модели в стиле оп-арт. Однако иллюзия «крученого шнура» носит довольно частный характер и встречается редко. Иллюзия «подравнивания». Этот вид иллюзии заключается в том, что линия, на концах которой помещены обращенные внутрь углы, кажется короче (рис- 4.9, а), чем равная ей линия, у которой стороны на концах обращены наружу (рис. 4.9, б). Например, при широких плечах эффект подравнивания в линиях кокетки особенно заметен. Рукав с манжетом, отвернутым вверх, кажется короче, чем рукав с опущенным вниз манжетом, который удлиняет руку. Иллюзия ассимиляции (уподобления, слияния). Иллюзия заключается в том, что «подобное уничтожается подобным», когда линии, размеры, формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины повторяет квадратный подбородок, узкое лицо делается уже при узком вырезе горловины. Иллюзия замкнутого и незамкнутого контуров. Этот вид иллюзии заключается в том, что фигура с замкнутым контуром кажется меньше, чем фигура с незамкнутым контуром. Иллюзия незамкнутого контура применяется тогда, когда нужно изменить размеры чего-либо. Если шея короткая, то нельзя делать воротник «под горло», если плечи широкие — не нужно подчеркивать их ширину такой же формой выреза горловины или воротника. На рис. 4.10, а приведен пример иллюзии замкнутого контура, который укорачивает шею, на рис 4.10 б, в — незамкнутого контура, который удлиняет шею. Иллюзия полосатой ткани. Выбор расположения полос (вертикальное или горизонтальное) на полосатой ткани для придания стройности полной фигуре зависит от ширины и частоты полос, их ритмичности (рис. 4.11). При сложном Расположении полос (например, под углом) нужно учитывать, что если углы, образуемые встречными полосами, направлены острием вверх, то это сокращает ширину бедер полной фигуры (рис. 4.12, а). Углы полос, расположенных острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже несмотря на наличие вертикальной вставки посередине (рис. 4.12, б). Рис. 4.8. Модели с иллюзией переоценки острого угла Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями. На рис. 4.13 эта иллюзия создается тем, что правая половина из белой ткани, левая — из черной; правый рукав из черной ткани, левый — из белой, т.е. используется прием асимметрии. Иллюзия расчленения формы. Форма одежды читается нечетко, если заполнена активным, достаточно крупным рисунком или декором (рис. 4.14). Рис. 4.10. Иллюзия замкнутого (а) и незамкнутого (б, в) контуров Рис. 4.9. Иллюзия «подравнивания» в линиях кокетки Рис. 4.11. Иллюзия полосатой ткани Рис. 4.12. Иллюзия ткани при сложном расположении полос под углом Рис. 4.13. Иллюзия сокращения объема при использовании комбинации контрастных тканей 4.14. Иллюзия Расчленения формы Рис. 4.15. Иллюзия расчленения формы с введением трехмерного пространства Рис. 4.16. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении декора Наряду с этим в современных коллекциях 2000 — 2001 гг. используется прием расчленения целостности одежды путем исключения симметрии (один ру. кав, половина куртки или юбки, одна половина брюк и т.д.), таким образом чистая форма визуально дробится, распадается на отдельные части. Прием расчленения формы часто используется при моделировании на полную фигуру. При этом применяются ткани с очень крупным раппортом декора иди, монораппортные композиции, которые скрывают очертания фигуры. Иногда предлагаются модели с иллюзией пространственного решения рисунка, намеренно прорывающего плоскость двухмерного решения, в виде монокомпозиции или крупнораппортной ткани. На рис. 4, 15 показан пример расчленения формы с введением трехмерного пространства. На рис. 4.16 показана иллюзия пространственное при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани в модели стиля оп-арт. Иллюзия психологического отвлечения. Чтобы скрыть определенный недостаток фигуры, внимание направляют на другое место в одежде или целенаправленно подчеркивают достоинства внешности человека. Например, при «фундаментальном» низе фигуры композиционным отвлекающим акцентом может быть оформление шеи, плечевого пояса, лица с помощью украшений, декора, дополнений. При моделировании на полную фигуру можно использовать один из двух совершенно разных методов: «французский» — подчеркивание достоинств фигуры человека; «русский» — скрывание недостатков фигуры. Например, если у женщины с полной фигурой тонкая талия, то французы подчеркивают ее кроем одежды или красивым поясом, привлекающим внимание. Сочетание тонкой талии и Рис. 4.17. Иллюзии с подчеркиванием узкой талии в моделях Дж. Версаче коллекции лета 2001 г. Рис. 4.18. Иллюзия движения в рисунка тканей в моделях коллекции лета 2001 г.: а - модели Дж. Версаче; б - модель Сааб Рис. 4.19. Иллюзия объема и пространственное в коллекции лета 2001 г.: а — модель Тацуно; б — модель Валентино; в — модель Ю.Шимада полных бедер является волнующим, как считают французы. Русская полная женщина с тонкой талией наденет полосатое прямое платье. Неизвестно, что лучше! На основании всего сказанного можно сделать вывод, что знание и использование зрительных иллюзий в моделировании одежды позволяют грамотно решать задачи проектирования. В коллекциях одежды «прет-а-порте» 2001 г. впервые появились модели с использованием в полосатых тканях иллюзий, с помощью которых подчеркивают стройность фигуры. Например, в коллекции Дж. Версаче в моделях акцентировались узкая талия и чуть расширенные бедра (рис. 4.17), применение в моделях полосатых тканей с разным ритмом полосок с иллюзией движения (рис. 4.18), иллюзией объема и пространственности (рис. 4.19) придало острый Динамизм и декоративность всей коллекции лета 2001 г. Интересный «обманный» эффект использовал французский модельер Паскаль Умбер. Он нанес все детали кроя и швы на готовое изделие, изменив общий вид так, что туника выглядела как имитация пиджака (рис. 4.20, а). Кроме того, на плоский крой был нанесен рисунок, который имитировал объемные складки на платье (рис. 4, 20, б). Все это придавало неожиданный Юмористический характер моделям, а присутствие юмора в одежде — одна из примет постмодерна. Рис. 4.20. «Обманный» эффект в моделях П.Умбера
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 2471; Нарушение авторского права страницы