Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Приемы гармонизации композиции



Композиция определяет общие закономерности построения формы в дизайне одежды. Целью композиции является получение утилитарно оправданной формы вещи, которая имеет функциональную, конструктивную и эстетическую ценность, Композиционный поиск основан на применении для решения проектной задачи определенных приемов: контраст, нюанс, тождество; масштабность, масштаб; симметрия, асимметрия; статика, динамика.

Контраст — резкое различие формы, размеров, пластики, цвета, фактур. Контраст очень важен в моделировании, так как создает наиболее выразительную форму в целом, подчеркивает разность характеристик и придает динамичность общей форме костюма (рис. 3.18). Контрасты являются воздействующей силой композиции и определяют ее выразительность. Значение контрастов как сочетание противоположного в восприятии чрезвычайно велико. Человек воспринимает окружающие его предметы прежде всего по контрасту их силуэтов в окружающей среде. Знакомые фигуры, предметы мы узнаем с большого расстояния по силуэту, который имеет большое значение в искусстве. Форму предмета человек воспринимает только благодаря контрасту света и тени. Полное отсутствие светотени создает иллюзию плоскости. Существенную роль в композиции костюма играют контрасты величин, масс (больших и малых).

Рис. 3.18. Эскизы моделей с контрастными формами в композиции костюма

рис. 3.19 показаны примеры контраста в композиции костюма в коллекциях одежды 2000 г.

Нюанс — незначительное различие характеристик с элементами подобия. Нюансные отношения довольно часто встречаются в моделировании одежды: в конструктивных линиях, деталях, цвете, фактурах и, наконец, в соотношении самих форм. Элементы подобия встречаются в конструктивных линиях, деталях формы там, где одна деталь развивается и повторяется в различных вариантах уменьшения или увеличения. Хорошо воспринимаются цветовые нюансные отношения в общей колористической гамме модели, когда Используются соотношения пастельных цветов. Фактурные нюансные отношения ос-

Рис. 3.19. Варианты контрастных частей костюмов в коллекциях одежды 2000 г.

Лаваны на применении в одной модели тканей (или полотен)-компаньонов, в которых идет развитие фактур от гладкой до сложной. При использовании нюанса незначительная разница элементов характеристик должна четко восприниматься, читаться глазом.

Тождество — равенство характеристик форм, размеров, пластики, цвета, фактур.

Масштабность — соразмерность формы костюма и ее элементов фигуре человека. С масштабностью связаны устойчивость и равновесие формы. Другими словами, масштабность — это контраст форм, не доведенный до абсурда. Все формы, составляющие костюм, должны подчиняться пропорциям реальной фигуры человека.

Масштаб — относительная величина предмета. На рис. 3.20 приведен пример применения ткани разномасштабного рисунка в композиции костюма.

Симметрия — одинаковость расположения элементов относительно точки, оси или плоскости. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе: листьев, цветов, трав, насекомых, кристаллов и т.д. Тело человека — симметричная форма с вертикальной осью симметрии, проходящей сверху вниз через середину тела. Ось симметрии зрительно разделяет тело человека на правую и левую половины, что характеризует равновесие целого. Существуют разные виды симметрии:

классическая (симметрия отражения, переноса, поворота в пространстве, поворота на плоскости);

аффинная (симметрия растяжения, сжатия, сдвига);

подобия (симметрия подобия К-симметрия подобия В);

криволинейная (симметрия кручения, сдавливания, слома, простого изгиба).

Симметрия является одним из важных композиционных средств достижения единства и художественной выразительности проектируемой модели (рис. 3.21).

Асимметрия — расположение элементов при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии. Асимметрия придает форме различную степень динамики, которая может быть внутренней и внешней. С точки зрения динамики важны расположение акцентов в костюме, зрительная уравновешенность всех его частей (рис. 3.22). Строго симметрична композиция исключает в одной модели использование приема асимметрии и наоборот. В симметричных композициях чаще всего имеется ярко выраженный центр. В асимметричной децентрализованной композиции иногда равновесие сознательно ослабляется или даже отсутствует.

Рис. 3.20. Применение разномасштабного рисунка ткани в композиции костюма

Рис. 3.21. Вертикальная симметрия в моделях одежды

Рис. 3.22. Асимметрия в моделях одежды

Статика — устойчивое положение формы в пространстве. Статика характеризуется равновесием частей формы. Как правило, костюм с вертикальной осью симметрии статичен.

Динамика — неустойчивое положение формы в пространстве с элементами движения внутри формы при общей ее статичности; вне формы вследствие асимметричности формы; вне формы в результате выхода в пространство деталей костюма, а также сочетание внутренней и внешней динамики с движением самой фигуры человека. Динамика в современной одежде проявляется в асимметричном крое; в разрушении комплекса костюма (одна штанина, полотна юбки или куртки); в свободно падающих полотнищах ткани в платьях, юбках, длинных шарфах; в свободно драпирующихся деталях (рукава, полочки блуз, жакетов, лифах), в широких клешеных юбках; в асимметричном декоре или в комбинациях тканей; в поперечных сборках рукавов, брюк, юбок; в крупных рисунках тканей; в костюмах стиля «оп-арт» с иллюзией движения полос, углов, ромбов, кругов.

Цвет в композиции костюма

Теория цвета. Знание о цвете занимало умы ученых и художников еще с античных времен. Леонардо да Винчи, изучая теорию цветовых сочетаний, считал, что основных цветов только пять: желтый, синий, красный, зеленый, белый. Кроме того, он составил символический цветоряд, который обозначал: белый — свет, желтый — земля, зеленый — вода, синий — воздух, красный — огонь.

Древние инки использовали свои обозначения цветов, обожествляя их: белый — мир, красный — богатство, желтый — золото, зеленый — маис, малиновый — война, синий — религия.

Древнегреческий ученый и философ Аристотель вывел свои цветовые обозначения: белый — воздух, желтый — огонь, черный — земля, а цвета фиолетовый и малиновый называл великолепными.

Английский математик и астроном И.Ньютон, занимаясь теорией цветовых сочетаний, попытался построить цветовой аналог музыкальным гармониям. Он составил цветоряд, привязав его к семи музыкальным нотам: до — красный, ре — оранжевый, ми — желтый, фа — зеленый, соль — голубой, ля — синий, си — фиолетовый. Свои выводы он построил на длине световых волн спектральных цветов. Ньютон открыл, что призма разлагает луч солнца на цвета Радуги, т.е. цвета спектра, которые, в свою очередь, при воссоединении образуют белый цвет. Красный и синий цвета он назвал однородными, простыми.

Современник Ньютона Х.Гюйгенс выдвинул волновую теорию света, утверждая, что цвета — это волны эфира различной длины и различной частоты Колебания. Английский ученый Т. Юнг также выдвинул волновую теорию света сформулировал принцип интерференции, высказал идею поперечности световых волн, объяснил аккомодацию глаза, разработал теорию цветового зрения, вычислил для каждого цвета длину волны: самая длинная волна у красно-малинового цвета, а самая короткая — у фиолетового.

Систематическое и научное изучение цвета началось с XIX в. и связано с членами Гете, Гельмгольца, Оствальда и др. В их трудах были предприняты п°пытки определить принципы цветовой гармонии, явления контраста, оптического смешения цветов. Много внимания уделяли теории цвета художники-импрессионисты: Ж. Сера, А. Сислей, П. Синьяк. В XX в. с интересными цветовыми теориями выступили: В.Кандинский, П.Клее, С.Делоне, П.Мондриан, Свой вклад в колористику внесли русские художники (М.Матюшин, П. Кончал овский, Н.Крымов, А.Волков).

Современное понимание теории цвета связано с квантовой теорией света, из которой следует, что наиболее возбужденные электроны излучают фиолетовые цвета спектра, а наименее возбужденные — красные.

Теория цвета не может обойтись без помощи научного цветоведения. Немецкий физик В.Оствальд при создании в 1917 г. своей системы цветов попытался расположить цвета в трехмерном пространстве. Он предложил объемное цветовое тело в виде двух конусов, имеющих общее основание (рис. 3.23, а). Вертикальная ось, проходящая через два конуса, располагает на себе ахроматические цвета от белого до черного. Если провести вертикальное сечение через вершины этого сложного геометрического тела, то в сечении получится ромб, по обе стороны которого по вертикали «черно-белой» оси располагаются два треугольника, содержащие дополнительные друг к другу цвета, которые называются «чистыми тонами» (рис. 3.23, б). По сторонам ромба располагаются цвета, содержащие постоянное количество белого или черного цвета. При проведении горизонтального сечения объемного тела получим располагающиеся в общем горизонтальном основании два конуса чистых насыщенных цветов, которые и будут образовывать «цветовой круг» (рис. 3.24).

Система Оствальда представляет интерес для художников, интересующихся эффектами смешения белой, черной и цветных красок для подбора гармоничных сочетаний. Кроме того, он составил цветовой атлас, в котором представил 24 спектральных цвета с восемью ступенями по светлоте и насыщенности для каждого цвета.

Цвет как средство композиции костюма. Смена модных цветовых сочетаний происходит быстрее, чем смена формы или деталей. Часто ассортимент одеж-

Рис. 3.23. Объемное цветовое тело В.Оствальда: а — общий вид; б — вертикальное сечение

дЫ остается постоянным в базовых вещах (брюки, юбки, пиджаки, блузки, ^айки, жилеты), а меняется или дополняется только цветовая гамма.

Цвета подразделяются на хроматические (окрашенные) и ахроматические (неокрашенные). К ахроматическим цветам относятся черный, белый и все их сочетания между собой (оттенки серого). Для ахроматических цветов характерны светлотные отношения, т. е. различие по светлоте*.

Изучение цвета в композиции костюма начинается с ахроматических цветов. Для того чтобы изучить форму, силуэт, линии и все композиционные закономерности, относящиеся к основам моделирования костюма, необходимо сначала просмотреть его в черно-белой графике. Увязать форму и цвет очень сложно. Поэтому сначала работают с формой, которая выражается в линиях, пятне, объеме, фактуре, за^ем переходят к разработкам ахроматических композиций с добавлением серого цвета.

В художественной практике часто используются трехтоновые композиции, состоящие из черного и белого цветов и их сочетаний разной светлоты. В сочетаниях из трех тонов и более идет светлотное смягчение контраста белого и черного, появляется богатство светлотных оттенков серого цвета, что приводит к компромиссу между контрастными ахроматическими цветами. Ступенчатые градации по светлоте — это постепенное, различимое глазом насыщение белого черным или черного белым цветом. В профессиональной ср^де такой прием называется «растяжка цвета». Она отличается от приема достижения незаметного перехода от белого цвета к черному тем, что разница градации каждой светлоты четко выделяется. Для того чтобы растяжка цвета была Постепенной, в ней должно быть не меньше пяти градаций, например черный, темно-серый, серый, светло-серый, белый.

Растяжка цвета дает навыки в работе с ограниченной гаммой цветов. Допустим, глаз может различать семь градаций чистого серого, а если 15 каждую градацию растяжки добавить чуть-чуть другого цвета, то можно получить огромное количество тонких сочетаний «разного серого», а если глаз Сможет их различить, значит эти тонкие сочетания мы можем и воспроизвести.

Таким образом, работа с растяжками цвета вырабатывает определенную профессиональную культуру цвета. При использовании растяжек белого и черного цветов интересные результаты получаются с применением эффекта контраста внутри формы и «краевого контраста», при котором белый ц черный Цвета расположены в виде контуров, линий, обводок. Можно добиться эффек-Та «свечения», или «горения», белого цвета, окружив мотив концентрическими растяжками серого, постепенно доходящего до черного цвета.

Рис. 3.24. Цветовой круг насыщенных цветовых сочетаний, образованный двумя контрастными парами цветов

Следующим этапом в изучении тонких цветовых сочетаний является применение так называемой ограниченной гаммы, когда к белому и черному цветам добавляется только один любой другой цвет, например коричневый. Коричневых цветов на самом деле много: марс коричневый, сепия, красная охра, шоколадный, кофе с молоком, красное дерево, цвет дуба, цвет корицы. Коричневые цвета всех оттенков часто встречаются в одежде. Это цвет натуральной кожи, замши, меха. Коричневые цвета привлекают своей практичностью, возможностью сочетания с любым другим цветом и хорошо подходят к цвету кожи человека.

Таким образом, включая в исследование цвета в костюме соотношения белого, черного, оттенков серого и множества оттенков коричневого, мы получаем практически неограниченную палитру тончайших цветовых сочетаний, которые прекрасно взаимодействуют между собой. Это подтверждают расписные и набивные ткани народов Африки — ткани, в которых гармония строится на трех цветах: белом, коричневом и черном. С точки зрения использования ограниченной гаммы изысканны отличающиеся неброской красотой народные костюмы Бретани (Франция), где издавна сочетали в одежде только черный, коричневый и серый цвета, дополняя их фантастическими накрахмаленными белыми головными уборами.

Кроме ахроматических существуют хроматические цвета, которые характеризуются насыщенностью, тоном, светлотой.

Насыщенность — это предельность, другими словами, это степень наличия чистого пигмента в цвете. Например, насыщенный красный значит «очень красный».

Цветовой тон — это, во-первых, качество цвета, благодаря которому данный цвет отличается от другого цвета (например, красный отличается от синего); во-вторых, общий тон светотеневой или цветовой строй произведения, т.е. тон — это наличие в одном цвете примесей другого цвета, что характеризует отличие одного цвета от другого. Например, в красном с малиновым оттенком присутствует какая-то незначительная доля синего цвета, а в красном с оранжевым оттенком — доля желтого цвета. Таким образом, по тону эти красные цвета разные.

Светлота хроматических цветов — это степень их разбеления. Сильно разбеленные цвета малой насыщенности называются «пастельными» (от цветных мелков «пастель»). Гармония пастельных цветов достигается наличием в каждом цвете белого цвета, который все нивелирует, сглаживает.

Цветовая гармония пастельных цветов — это цветовое равновесие, при котором ни один цвет не выделяется. Цветовое равновесие характерно и для гармонии, которая называется «разное черное». В этом случае присутствие черного в насыщенных цветах также нивелирует яркость, создает едва различимые, почти черные, но цветные сочетания. Таким образом, можно сказать, что сочетания пастельных цветов — это светлая гамма, а «разное черное» — темная гамма.

Цветовая гамма — ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (теплая, холодная, светлая, темная и т.д.). Можно сказать, что гамма — это ряд цветов, имеющих общие цветовые особенности. Например, зеленая гамма может включать в себя все оттенки зеленого: изумрудную зелень, травяной зеленый, ярко-зеленый, бутылочный, цвет яблока, морскую волну, бирюзовый и т.д.

В теории гармоничных цветовых сочетаний рассматриваются различные закономерности. Существуют гармонии спектральных чистых цветов, которые располагаются в жестком порядке. Это цвета радуги: красный — оранжевый — желтый —зеленый — голубой—синий—фиолетовый. Чтобы запомнить этот порядок, придумано много шутливых скороговорок: «Каждый охотник желает знать, где сидят фазаны» или «Как однажды Жак — звонарь головой сломал фонарь», где первые буквы слов — первые буквы названий цветов.

Гармонии цветового круга. Гармония — соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органичное целое. Одна из цветовых гармоний — это гармония цветового круга. Цветовой круг строится на контрастных парах (красный —зеленый, желтый — синий) или на четырех основных цветах, которые находятся на концах диаметров круга (см. рис. 3.24). Кроме того, между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого). Если цветовой круг разделить по основным цветам на четыре четверти, то каждой четверти будет соответствовать своя гармония родственных цветов, которые находятся внутри этой четверти.

Первая четверть (верхняя правая) цветового круга содержит цвета от желтого до красного пигмента через теплый желтый, оранжевый и красно-оранжевый.

Вторая четверть (нижняя правая) цветового крута включает в себя цвета от красного до синего пигмента через холодный красный, фиолетовый и сине-фиолетовый.

Третья четверть (нижняя левая) цветового круга содержит цвета от синего до зеленого пигмента через сине-зеленый, цвет морской волны, холодный зеленый. Это гармонии родственных цветов холодной гаммы.

Четвертая четверть (верхняя левая) цветового круга заключает в себе род-ствешаде гажгл от задгеното до желтого зеленей и желто-зеленый.

Каждая четверть круга содержит гармоничные сочетания родственных цветов, а если взять цветовые сочетания от желтого до синего (т. е. правую половину цветового круга), то получим гармонии родственно-контрастных сочетаний Цветов.

Сочетания родственных цветов — это сравнительно сдержанная уравновешенная спокойная колористическая гамма, особенно когда нет резких свет-лотных противопоставлений.

Родственно-контрастные цветовые сочетания — сочетания родственных Цветов и контрастных пар. Они характеризуются яркой цветовой активностью вследствие контраста. Использование родственно-контрастных цветов дает более яркую картину, так как теплые желто-красные родственные цвета дополняются холодными красно-сине-фиолетовыми. Например, если две левые чет-ВеРти цветового круга объединить, то получим родственно-контрастные сочетания цветов, где встречаются и теплая, и холодная гаммы зеленого цвета.

Теперь рассмотрим верхнюю и нижнюю половины цветового круга. Верхняя Головина соответствует теплой, а нижняя — холодной гамме цветов. Так как цветовой круг построен на двух контрастных парах, которые находятся друг против друга (красный—зеленый, желтый—синий), то существуют гармонии контрастных цветов. И если проводить диаметры через центр круга, например от красных до зеленых цветов, то каждому оттенку красного цвета будет соответствовать определенный оттенок зеленого цвета, причем ясно видно, какому красному соответствует какой зеленый. Но такой цветовой крут не учитывает сложных и многообразных сочетаний цветов с белым и черным цветами. Если к каждому основному цвету круга прибавлять белый цвет в определенной пропорции, то получатся внутренние концентрические круги разбеленных цветов, сходящиеся к центру цветового круга. Если к каждому основному цвету круга прибавлять черный цвет с постепенным увеличением его доли, то получатся внешние концентрические круги зачерненных теневых цветов, уходящие в пространство.

В графических работах приходится вводить черный цвет и собственно белый. От этого композиция только выигрывает, приобретает выразительность.

В текстильных композициях существует одна закономерность: чем больше цвета отличаются один от другого, тем труднее получить цветовую гармонию, т. е. цветовое равновесие, при котором нет преобладания какого-то одного цвета. Поэтому в цветовых композициях очень важен размер цветовых пятен. Если одно цветовое пятно больше остальных, то оно преобладает по цвету, выделяется среди всех цветов, и гармонии не достигается. Равновесие достигается при следующих условиях:

равного количества пятен основных цветов; равной светлоты в разбеленных сочетаниях; равной насыщенности ярких цветов.

Таким образом, гармонии цветовых сочетаний — это совокупность комбинаций цветов с учетом насыщенности, светлоты и тона, они зависят от эстетических взглядов общества в разные периоды времени.

Гармоничность является одним из наиболее широко употребляемых понятий в теории цвета.

Гармония состоит из пяти основополагающих компонентов:

1) повторяемость целого в частях — выделение ведущего цвета и повторение его в разбеленных сочетаниях и затем смешивание с другими цветами. Но этот основной цвет остается ведущим;

2) соподчиненность частей с целым — объединение частей на основе их различия при выделении главного, второстепенного, дополнительного;

3) соразмерность частей в целом — оптимальное пропорциональное отношение элементов цветовой гаммы;

4) уравновешенность частей — гармония контрастов, т. е, усиление каждого цвета при взаимодействии;

5) принцип единства — целостность всей структуры. По количеству основных цветов композиции могут быть: одноцветными (но со множеством оттенков одного цвета); двухцветными (сочетание дополнительных, близких к ним или смежных

цветов);

трехцветными (сочетание цветов, расположенных на равных расстояниях друг от друга в цветовом круге или смежных цветов);

многоцветными (сочетания цветов, образующих общую тональность цвета).

В работе художника, дизайнера интуиция, помноженная на знание, решает очень многие психологические задачи, связанные с цветом: создание иллюзий, фактуры, пространства и светотени, создание эмоционального фона для восприятия, которое является первым этапом освоения предметно-пространственной среды обитания человека.

Цвет можно подразделить на несколько категорий:

содержательную — смысл, значение, самостоятельное содержание независимы от формы. Содержательность — это миф, символ, аллегория, образ, знак;

физическую — пространство, масса, свет;

эстетическую — прекрасное, безобразное.

Все эти категории в каждом произведении, объекте дизайна существуют не смешиваясь.

Семантика цвета. Семантику цвета (от греч. зетапйкох — обозначающий) можно определить как значение цвета.

Характерные особенности цветовой семантики — это многозначность и амбивалентность*. Другими словами, семантика цвета — это многозначность и двойственность.

Каждый цвет включает в себя множество понятий. Значение каждого цвета может быть как позитивным, так и негативным, т.е. может соотноситься как с понятиями добра, так и зла.

Понятие «семантика цвета» возникло из аналогии и ассоциации с предметом, воспринимаемым визуально, например красное солнце, красная кровь, красный цветок. Кроме того, существует связь с ассоциациями беспредметными: слуховыми, вкусовыми, эмоциональными, символическими.

В искусстве символ (от греч. знак, опознавательная примета) — это характеристика художественного образа с точки зрения его осмысленности, выражения им некоторой художественной идеи.

Говоря о цвете, мы встречаемся с такими понятиями, как цветовые символы, например небо — синее, кровь — красная; цветовые аллегории, например скука зеленая, желтая пресса, желтая карточка, белый билет; цветовой знак, например голубые береты, белые воротнички.

Когда мы обращаемся к исследованию цвета, то выясняется, что его воз-Действие на нашу жизнь намного глубже, чем это представляется на первый взгляд. В сознании человека закреплялись выработанные тысячелетиями определенные цветовые ассоциации с реальными жизненными явлениями. Считается, что близкие и выступающие цвета — красный, оранжевый, желтый; далекие и отступающие цвета — синий, фиолетовый, зеленый; легкие цвета — светло-голубой, светло-желтый; тяжелые цвета — черный, коричневый, малиновый, лиловый.

Из экспериментов, которые проводились в ленинградской лаборатории при Академии художеств СССР, были получены интересные результаты, которые были предназначены для предполагаемого строительства Дворца Советов:

цвет влияет на форму;

геометрические формы, окрашенные в холодные цвета, воспринимаются как ограненные;

теплые цвета способствуют восприятию форм как округлых;

цвет может «вытягивать» форму по горизонтали или вертикали;

при взаимодействии цвета и звука низким звукам соответствует темно-красный цвет, а высоким — желтый, синий, зеленый цвета.

Расстояние, с которого глаз человека начинает воспринимать цвет и форму, называется порогом видимости. Это расстояние, с которого начинает восприниматься пятно площадью 1 см2. С большого расстояния наиболее заметны трапеция и треугольник, меньше всего заметен прямоугольник.

Древние живописцы, расписывая храмы, учитывали восприятие с больших расстояний и в зависимости от этого вносили поправки в свои монументальные произведения.

Обладать цветовым зрением — это значит иметь возможность получать и перерабатывать большое количество информации о внешней среде. Способность видеть цвет имеет для нас очень большое значение в эстетическом плане. Цвет как источник эстетического наслаждения стоит в одном ряду с музыкой, литературой и искусством, а они являются продуктом деятельности необычайно развитого мозга, который обладает до конца не исследованными резервными возможностями. Реализация этих возможностей ведет к появлению сложной культуры, которая считается высочайшим достижением человечества.

Наряду с человеком способностью воспринимать в цвете образы окружающего мира обладают и животные. Цветовое зрение развито у тех животных, которые по условиям своего существования и поведения нуждаются в хорошем зрении. У ночных земноводных цветовое зрение или очень слабое, или отсутствует вообще. Все рыбы и птицы обладают очень развитым цветовым зрением. Рыбам оно необходимо потому, что в сумерках водной стихии разница в цвете становится жизненно важной. Птицы во время полета очень быстро перемещаются и при этом высматривают себе пищу и охотятся с большой высоты.

Человек с нормальным цветовым зрением может воспроизвести видимые оттенки светового пятна любого цвета с помощью подходящей смеси трех основных цветов: красного, зеленого и синего. На этих предпосылках основана трехцветная теория зрения (теория Юнга—Гельмгольца), которая получила наибольшее признание. Любой воспринимаемый нами цвет — продукт работы мозга. Неудивительно, что разные люди по-разному видят краски, неодинаково ощущают гармоничность или диссонансность их сочетаний. Даже среди художников одни больше преуспевают в изображении форм, а другие лучше чувствуют цветовую живопись. История живописи сохранила нам имена выдающихся колористов — Веласкеса, Тициана, Веронезе, Рафаэля.

Систематизация цвета. На практике дизайнеры постоянно сталкиваются с недостаточной информированностью в области измерения и систематизации цвета. Систематизация цвета является одним из направлений науки о цвете. Системное расположение цветов должно помочь понять закономерности цветовых сочетаний, что необходимо для определения цветовой структуры объектов дизайна.

Для художников, архитекторов и дизайнеров создаются специальные карт& или атласы цветовых сочетаний, которые подбираются определенным образом-{Саждый образец или выкраска цвета характеризуется такими свойствами, как тоН, насыщенность и светлота. Цветные атласы в основном ограничиваются набором цветов, соответствующих конкретной области применения. Например, «Атлас системы Манзелла» насчитывает 1200 цветовых сочетаний, из которых на практике применяется только около 30. Хорошим примером набора цветов для специалистов служат карты, выпускаемые Королевским обществом садоводов. Этот набор состоит из S00 цветных поверхностей, которые подобраны для распознавания цветов и йх окраски. Новейший Британский стандарт 1972 г. состоит из 86 образцов, сгруппированных таким образом, чтобы дизайнер смог легко подобрать нужную ему цветовую комбинацию.

Специально для дизайнеров выпущены следующие цветовые атласы:

«Атлас Хессельгрена» — шведская система естественных цветов;

японские атласы «Хрома космос 5000» и «Хроматон 707»;

каталог «Регистр цветов лакокрасочных материалов» RAL (Германия), который широко используется в международной практике для цвета в любой области;

«Атлас системы Манзелла» — образцовый в мировом масштабе, на нем основаны обозначения, система наименований и выбор цветов американских, японских и британских стандартов на цвета стройматериалов;

«Система Евроколор», в которой охвачены все цветовые сочетания, применяемые в любой области.

В разных странах существуют институты, центры цвета, которые способствуют централизации и распространению информации о цветовых прогнозах. Например, в 1967 г. создана Международная ассоциация цвета (International Color Association), которая объединяет национальные организации по цвету Австрии, Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Индии, Италии, Испании, Канады, Китая, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Германии, Швеции, Швейцарии и Японии. Раз в три года проходят конгрессы Международной ассоциации цвета, на которых представляются доклады по самым разным проблемам цвета.

Ежегодно дома моды предлагают в одежде цветовую гамму сезона, новый свежий Доминирующий цвет. Сейчас мода очень демократична и не оказывает предпочтений какому-то одному цвету. Появляются новые цвета: цвет металла, серебра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, много блестящих поверхностей, светящихся «КИСЛОТНЫХ» цветов.

Каждый дизайнер имеет свою стратегическую концепцию цвета в одежде. Например, японский дизайнер И.Мияке в своих коллекциях использует только яркие «радостные цвета», он считает, что цвет одежды должен вызывать положительные эмоции, доставлять людям радость. Большим колористическим даром обладает французам кутюрье К.Лакруа, который в своих моделях изощренно применяет неожиданные многоцветные сочетания тканей, рисунков и фактур. Японка Р. Кавакубо — предъявитель деконструктивизма в дизайне одежды — подчеркивает новизну острой формы своих моделей черным, серым и белым цветами, а японский дизайнер К.Ямамото творил в начале 1980-х гг. Париж коллекциями, в которых были модели только черного цвета.

Делалось множество попыток выявить закономерности развития модной кетовой гаммы. Смена модных тенденций в области цвета в целом соответствует циклам развития модной формы костюма: новая форма (новые силуэты, объемы, пропорции), как правило, появляется в черном цвете, а уходящая форма разрабатывается в сложной гамме, преобладают оттеночные решения цвета. В целом модная цветовая гамма («теплая» или «холодная») актуальна примерно столько же времени, сколько и ведущая базовая форма. Однако прогнозирование цвета в костюме основано не только на изучении динамики развития модной формы, но и на исследовании цветового восприятия и цветовых предпочтений людей, принадлежащих к разным возрастным группам, которые проводятся под эгидой Международной ассоциации цвета. На основе этих исследований строятся прогнозы цветовых предпочтений, которые и реализуются впоследствии в виде модных тенденций.

Выбирая отдельные цвета, их оттенки и сочетания, дизайнер может сделать форму эмоционально окрашенной: праздничной, торжественной, деловой, придать ей оттенок грусти или трагичности.

Цветовые предпочтения потребителей. Цвет изделий является сложным стимулом для зрительной системы человека. В пределах зрительного восприятия цвет вызывает разную эмоциональную реакцию у каждого человека. Эмоциональное воздействие цвета связано с физиологическим воздействием и ассоциациями, присущими этому цвету. Например, красный цвет обладает большей силой воздействия, чем голубой. Красный цвет возбуждает нервную систему и активизирует мышечную силу. Синий цвет оказывает тормозящее действие. Теплые цвета являются цветами экстраверсии (обращенные наружу), синие, фиолетовые, зеленые — цветами пассивной интроверсии (обращенные внутрь).

Японский исследователь цвета Х.Тидзиива сделал вывод, что у молодежи слабее, чем у людей старшего поколения, развито чувство социальной общности, она менее привержена традициям и обычаям, поэтому не придерживается цветовых ассоциаций, ей свойственна непосредственная реакция на цвет.

Испытания, проведенные Американским бюро стандартов, показали, что цветовосприимчивость меняется с возрастом и состоянием здоровья. Положительные эмоции увеличивают чувствительность глаза к красно-желтой части спектра. Отрицательные эмоции повышают чувствительность глаза к сине-зеленой части спектра.

Исследования в области цвета применительно к потребностям человека показали, что при выборе цвета любой вещи, предназначенной для человека, необходимо учитывать его цветовые предпочтения. Так, дети в возрасте до одного года независимо от расы и места проживания предпочитают одинаковые цвета: красный, оранжевый, желтый. Среди подростков и взрослых цвета по своей популярности распределяются следующим образом: голубой, зеленый, красный, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый.

Закономерная картина цветовых предпочтений может временно видоизменяться под влиянием моды. Модный цвет нужен не только для одежды. Модный цвет связан с костюмом, интерьером, бытовыми предметами и архитектурой. Мода на определенный цвет зарождается исподволь, предварительно появляются незначительные признаки того или иного модного цвета.

Японские специалисты отмечают, что колористический облик промышленной продукции колеблется в зависимости от изменений общественного вкуса. Систематический учет и анализ тенденций цветовых предпочтений позволяют предвидеть их развитие. Специальные системы тестов по цвету выявляют соотношение изменений цветовых предпочтений определенных групп людей (колористов и обычных потребителей). В то же время японские специалисты относятся весьма критически к тенденциям предпочтительности цветов, считая, что среда может стать слишком активной по цвету. Может даже возникнуть нежелательный эффект от противного.

При всей общности представлений о красивых и некрасивых цветах даже у дизайнеров, занимающихся проектированием изделий, нет единства представлений о цвете этих изделий. Что приобретает покупатель, в каком количестве и по какой цене — это проблемы, превращающие производство и сбыт продукции в своего рода рискованную операцию. Данные статистики о наиболее популярных цветах для товаров широкого потребления не дают исчерпывающего ответа на все вопросы, но ценность этого исследования заключается в том, что оно отражает жизненный опыт и мировосприятие человека. Если, например, рассматривать самые популярные у японцев цвета 30 товаров широкого потребления отдельно по тонам, то станет ясно, что чистые и пастельные цвета будут занимать 60 % всех цветов.

Уже известно, что различным цветам приписывают различные значения. Встают вопросы: могут ли изменения цвета влиять на систему оценок этого предмета? Не будут ли выглядеть товары, окрашенные в яркие цвета, более дешевыми, чем товары, окрашенные в пастельные сочетания?

Потребитель воспринимает цвет как характерную черту либо самого товара, либо его упаковки. Здесь очень важно правильно выбрать фирменный стиль всей продукции.

Проблема цветового предпочтения является весьма актуальной с точки зрения достижения оптимального цветового ассортимента товаров народного потребления и предъявляет повышенные требования к ц


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 4660; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.062 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь