Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (Близко к нам небо, но мы далеки от него)



Свт. ИННОКЕНТИЙ ПЕНЗЕНСКИЙ

ПРОПОВЕДИ.

Оглавление

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (Путь к вертепу Предвечного Младенца открыт всем) 1

СЛОВО В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ (Долготерпение продолжается; ведь есть ищущие Господа, которые непрестанно уготовляются Ему во сретение. Удаление от мира и от себя приближает к Богу) 2

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ФОМЫ (Велик труд познать Господа) 5

СЛОВО В ДЕНЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ (Близко к нам небо, но мы далеки от него) 7

СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА (О действиях Духа Божия и духа вражьего) 10

СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТАГО ДУХА (Дух Святой созидает все на земле) 12

СЛОВО В ДЕНЬ СВЯТОГО БЛАГОВЕРНОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО (Каждый человек рожден для неба и для наследия славы) 32

СЛОВО В ДЕНЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (Начало и конец нашей веры есть жертвоприношение Богу) 38

СЛОВО В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя) 21

СЛОВО В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (Путь, дела и слова праведные примиряют человека с Богом) 52

СЛОВО В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (Мир внешний утвержден внутренним, мир человеческий — Божиим, и земные царства посвящены единственно Царству Божию) 60

СЛОВО В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА («Блажен народ, у которого Господь есть Бог его! ») 67

СЛОВО В ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (В каких видах открывается гневное посещение Божие на грешных и нечестивых) 73

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ (Жить — значит ежедневно с усилием отражать нападения и стрелы врагов наших) 78

СЛОВО В ДЕНЬ ТЕЗОИМЕНИТСТВА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ КОНСТАНТИНА ПАВЛОВИЧА (Нечестие разливается всюду и, потопляя непорочность с добродетелью, угрожает страшными бедствиями) 83

Слова и речи, произнесенные на разные случаи. 89

Слово по избрании судьей от Санкт-Петербургского дворянства (Об обязанностях судей судить со страхом Божиим) 89

Слово на случай приведения к присяге избранных судей (Богобоязненный суд, совершается по образу суда Божия над всем миром) 95

Слово по случаю введения инвалидов в дом, устроенный князем П.А. и графом Д.А. Зубовыми («Блаженны милостивые») 101

Слово при отпевании тела графини Н. В. Салтыковой, урожденной княжны Долгорукой (При гробе более всего является цель бытия и немощь усилия человеческого) 107

Речь, произнесенная Преосвященным Иннокентием, по пострижении его в монашество (благодарения Владыке) 111

Слова, сказанные в высокоторжественные дни. 112

Речь, обращенная к Преосвященным, при посвящении во иеродиакона (моление св.Иннокентия) 112

Речь к Преосвященным, произнесенная в день наречения во епископа. 113

Поучения, извлеченные из речей преосвященного Иннокентия. 114

ИЗ СЛОВА НА НОВЫЙ ГОД («Не сообразуйтесь с веком сим») 114

ИЗ СЛОВА НА НОВЫЙ ГОД (Время жизни есть искус, когда надобно все приобрести, все изготовить, всем запастись) 119

ИЗ СЛОВА В ДЕНЬ АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА И ПРОЧИХ БЕСПЛОТНЫХ СИЛ (О добром семени и о плевелах) 122

ИЗ СЛОВА В ДЕНЬ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ, О БЛАГОЧЕСТИИ.. 124

ИЗ СЛОВА О ЧАДАХ БОЖИИХ И НАСЛЕДНИКАХ ЦАРСТВИЯ НЕБЕСНОГО ОТЦА.. 128

СИЛА БОЖИЯ В НЕМОЩИ СОВЕРШАЕТСЯ.. 131

О ПОВИНОВЕНИИ ВЛАСТЯМ... 133

 

 

СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА (Путь к вертепу Предвечного Младенца от­крыт всем)

Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям (Лк.2, 10.)

 

Тайна, леты вечными умолчанная, наконец открывается во граде Давидове. В последние времена посылает Бог Единородного Сына Сво­его, родившегося от Жены.

Я возвещаю вам радость! Ночь ужасная, в коей рыкают львы, ищущие добычи для насыщения своей алчности, прошла, держава смерти рушится. Смертные! Как нам не радоваться?

Я возвещаю вам радость великую, которая будет всем людем. Слушатель! Ангел, обрадовавший пастырей, и нас, столь поздних потомков, обрадовал: которая будет всем людям сказал он. Кто бы то ни был: благородный или низкий, славный или бесчестный, богатый или нищий, благочестивый или нечестивый, старик или младенец, юноша или дева, муж или жена — всем благовествуется радость в день сей. Ибо ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь (Лк. 2, 11).

Бог снисходит на землю, столь низко при­клоняется к падшему человеку, чтобы восставить его. Рождается Иисус Христос — Он спасет людей Своих от грехов их (Мф.1, 21). И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, ле­жащего в яслях (Лк.2, 12). Всеобъемлющий повит пеленами; Отчее сияние в яслях; Бог — Младенец; вертеп уже есть небо — Престол Херувимский — вместилище Невместимого; яс­ли — все тайна! Все непостижимо!

Но, по крайней мере, приблизимся ко яс­лям, в коих лежит ныне Родившийся, и посмот­рим, кто и как приходит к Нему.

Путь к вертепу Предвечного Младенца от­крыт всем. Ни расстояние далеко живущих, ни бедность нищих, ни страх робких, ни слабость де­тей не могут быть препятствием к совершению пу­ти сего. Итак, приходят к Нему пастыри, иудеи, эллины, волхвы; спешит Ирод и, наконец, христианин. Но первые из всех, по благовествованию Ангела, притекают пастыри. Простота и смирение, одушевленные верою, прежде всех созерцают открытие тайн; простые стражи овец прежде всех видят Младенца, пеленами повитого, лежащего в яслях скотских. И что же? — удивление и пламенный восторг подвигли пастырей на проповедь, побудили восклицать везде песнь ангельскую: Слава в вышних Богу, и на земле мир; в человеках благоволение (Лк.11, 14).

Возбужденный слухом, приходит в вертеп иудейский книжник — читайте во взорах его мысли и чувства сердечные. Наморщенное чело, понижение бровей, грызение уст изъясняют его любопытство и негодование. Это ли есть Царь иудейский, это ли Князь мира, Освободитель от тягостного рабства, это ли начальник будущего века? Младенец слабый, столь бесчестно повер­женный, столь грубо начинающий жизнь — в скотских яслях — нет! Иудей ожидает другого Мессию, славного и сильного; иудей, по-види­мому, ошибся, что поверил слуху и приник к яс­лям Младенца родившегося. Таким образом, вымытая свинья снова идет валяться в грязи (2 Пет. 2, 22).

Приходит к яслям Христовым и эллин. Но: человек душевный не приемлет того, что от Духа Божия (1Кор. 2, 14). Внимательный его взор, изощренный ум, рассудок, все подводящий под свои правила, находят в яслях младенца обык­новенного. По его суждению, Бог и Человек, Слово воплотившееся есть невозможность, явное противоречие. Но добровольно ослепившийся ни­когда не узрит света. Таким образом, и сей ревностный защитник тонкой мудрости, как пес, возвращается на блевотину свою (2 Пет.2, 22).

Эллины, ученики мира, ищут премудрости, обезумевшей в своих правилах. Во тьме и смертной тени не обрести света. Но восточные мудрецы, конечно, искали премудрости небесной; конечно, волхвы просвещеннее эллинов; поскольку явившаяся звезда вела их к Солнцу Правды, к Источнику самой премудрости. И эти цари бо­гатые и знаменитые, из столь отдаленных стран приходят к родившемуся сегодня Иисусу. В знак же, что исповедуют Его Царем царствующих, повергают к стопам Его злато; в знак Его Бо­жества приносят ладан, и в знак человечества — смирну. Ни дальность, ни трудность пути, ни другие подобные препятствия не удержали рев­ностного желания — видеть Бога воплотившего­ся. Счастливое желание! Примерная ревность! Владыки и цари земные! Научитесь! Вельможи, князи, сильные и могущие, властелины и благо­родные! Слышите: Волхвы, пав, поклонились Иисусу (Мф.2, 11).

Но и Ирод, царь иудейский, хочет покло­ниться Иисусу родившемуся. Он повелевает вол­хвам, возвратившись, сказать, где Христос ро­дился (Мф.2, 8). Ирод хочет поклониться! Все готово к его путешествию: вопль младенцев, плач и рыдание матерей уже возвещают его намере­ние; невинною кровию умащается перст его; ты­сячи трупов младенческих составляют торжест­венную пышность злочестия! Подлинно, Ирод хочет поклониться! Так ангел тьмы является в образе светлого. Злоба и ненависть всегда прячутся, чтобы успешнее обнаружиться. Ирод хочет поклониться! Хочет повергнуть в дар пред Иисусом — смерть Ему. Но младенствующий Христос, Господь жизни и смерти поражает ею прежде самого Ирода. Так ненависть всегда сама себя уязвляет прежде, нежели уязвит невинность. Ров изры, и ископа, и падет в яму, юже содела (Пс.7, 16). Умерли искавшие души Младенца (Мф.2, 20).

Слушатель! Неужели и ныне есть желаю­щие поклониться Иисусу так же, как Ирод?! Может быть, к сожалению нашему, и найдутся подобные; доколе тьма с светом не разделена, всегда будут враги света.

Христос в яслях! Как поклонится Ему чело­век высокорожденный? Для него это низко. Как приступит облеченный в одежду светлую? Он должен пожалеть свое облачение. Как прибли­зится человек изнеженный? Позволит ли время прийти на поклонение человеку должностному и заботящемуся о своем доме, детях, пекущемуся об угождении высшим, об их надобностях, луч­ше сказать, пекущемуся только о себе самом?

Христианин! Кроткий христианин! Видно, тебе одному предоставлено приходить к яслям Младенца Вечного; тебе одному не низко быть в вертепе, не трудно поклониться в яслях лежаще­му; для тебя всегда есть время.

Слушатели благочестивые! Вы, придя в этот храм, приступили к яслям Младенца, ныне ро­дившегося. Вот здесь в пеленах повитый! Звез­да, недавно явившаяся вам от этого алтаря, остановилась сверху, там, где Отрок; Христос ро­дившийся здесь присутствует.

Вам, слушатели, благовествуется радость великая. Приблизьтесь еще ко Христу не телом вашим, не стопами, но кротостию и верою.

Приступите, не бойтесь! Младенец не стра­шен. Христос до скончания века для нас младенчествует. Бедные и сирые! В яслях лежащий утешает вас в бедности. Кроткие и смиренные! Возрадуйтеся, увидев кроткое и смиренное сердце Богочеловека. Грешные и нечестные! Приступи­те и вы — Он спасет вас от грехов ваших. Славные и богатые! Поклонитесь, как цари пер­сидские, поклонитесь верою. Бог не требует ва­шего сокровища.

Боже Превечный! Родившийся и Рождае­мый! Сам научи нас всю жизнь приходить и по­клоняться Тебе; научи нас и радоваться радос­тью великой в день сей, да так и устами и серд­цем воскликнем песнь ангельскую: Слава Богу! На земле мир! И в нас грешных благоволение! Аминь.

 

СЛОВО В ДЕНЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ (Долготерпение продолжается; ведь есть ищущие Господа, которые непрестанно уго­товляются Ему во сретение. Удаление от мира и от себя приближает к Богу)

 

Он взял Его на руки, и благословил Бога (Лк. 2, 28).

 

Под бременем лет и тяжестию ветхого кро­ва души не изнемог верою долголетний старец. Крепостию упования преодолевая все трудности в возвышении от плоти и мира, прежде оком внутренним в обещании Духа, потом очами те­лесными встретил спасение, уготованное пред лицем всех народов (Лк. 2, 27, 32).

Взор, омраченный суетностью, ничего бы не нашел в Отроке, принесенном в церковь по обычаю закона, кроме человека подзаконного; но чающий вечного утешения созерцает в Нем утеху своей старости и всего Израиля; младен­ческая слабость не препятствует видеть в Нем Вождя (Мф.2, 6) Израилева, победителя ми­ра и ада, греха и смерти; пелены, покрывающие тело, не сокрывают света, который проливается от Него далее людей Божиих — в просвещение народов (Лк. 2, 32). Объятый благоговейным ужасом праведник, в избытке восхищения, прежде всего указал на конец жизни, в продол­жении которой обещано ему видеть Христа Господня. Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко (Лк. 2, 29), — восклицал Симеон к держимому на руках своих. Не младенец в объ­ятиях старца, но Вседержитель на руках челове­ческих, но Бог Слово внемлет изнемогающему человеку; Спаситель мира приемлет служение от спасаемого. Сколько наград за кратковременное чаяние, хотя бы оно простиралось далее всего рода человеческого!

Но столь благая участь не есть достояние единого человека — и Авраам увидел день сей, озаряющий сиянием все времена и веч­ность; и он так силен верой, что издалека, от лет древних, встретил грядущее избавление, и возрадовался (Ин. 8, 56). Не для известного времени, но и для нас, слушатели, продолжает­ся сей вечный день, в котором можем встретить спасающего Господа. Ежели нам не преуготовано очами телесными видеть и руками осязать Его, по крайней мере, даровано созерцать ве­рою и встречать духом. Пришедший единожды ко всему миру, многократно приходит к каждо­му человеку, возбуждая его во сретение себя. Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр.13, 8). Сказавший однажды, говорит по­стоянно всему миру; доколе не уготовит всех во сретение славного и последнего Своего прише­ствия.

Небесный Жених грядет к каждой душе че­ловеческой. Остановимся на сем пути тайного шествия и со светильником веры рассмотрим, кто уготовляется и идет во сретение или удаляется от Него.

Евангелие, возвестившее ныне исполнение закона над Христом Господним, принесенным во Иерусалим, указует тех, которые встречали Его, поставляемого в церкви перед Господом. Из многочисленных обитателей Иерусалима, наименованного местом селения славы Господ­ней, не узнали своего посещения ни Ирод, ко­торому более всего должно было видеть с вы­соты престола столь славное пришествие Царя царей во град его; ни мудрые фарисеи, которые исчисляли и видели время сего пришествия; но только человек благочестивый и праведный именем Симеон, который, отложив все чаяния, чаял утешения Израилева; и дочь Фануилова восьмидесятичетырехлетняя вдова, которая не отходила от храма, служа Богу день и ночь (Лк. 2, 25-36).

Так встречают небесное посещение знаме­нитые грады и мир весь. Сильные века сего, как Ирод, стараются только ограждать себя безопас­ностью — и умножать блеск земного величия; увлекаясь сею мечтою, они удаляются от Госпо­да. Мудрые мира, подобно фарисеям и книжни­кам, исполненные к себе любви и самонадеяния, не откладывают этого лакомства даже тогда, ког­да осязают сходящую к ним небесную пищу; и, не находя в нем земной сладости, удаляются от него к ядовитому самоуслаждению. Напротив, удаляющиеся от мира, как дочь Фануилева и Си­меон, вопреки общественному мнению, идут на­встречу Господу и еще во дни земного бытия встречают Его. Ближайшее воззрение на пути тех и других научит нас ближе рассматривать собст­венные пути наши.

Многообразный путь мира есть тьма и ползок (Пс.30, 6). Суета и непостоянство, ложь и законопреступление ждут каждого всту­пающего на него. Идущие по нему, принимая на себя руководительство других, как слепые вож­ди слепых, постоянно увлекают их к заблужде­нию и сами увлекаются ими; подавляют преды­дущих и подавляются последующими. Тьма есть путь мира и ползок. На нем столь легко совершается движение от порока к пороку, сколь удобно двинутый с вершины горы скаты­вается вниз.

Едва возникнет законопреступная мысль, от нее рождается желание, от желания действо, из повторенных действий страсть, от страсти много­численные и непрерывные попечения: сии до тех пор будут обременять и стеснять сердце, пока оно не ожесточится подобно камню. Таким обра­зом, последняя искра света, сокрытая во глубине души — стремление к вечному Источнику благ, погаснет и превратится в зерно пепла хладного и мрачного — в стремление к суете мира.

Пусть бы столь скорое и явное отпадение от путей Божиих не простиралось на всех идущих по путям мира; но кто не знает, что исполняю­щие обычай века только для того, чтобы не уда­литься от известного общества и не навлечь на себя злословия, столь же нечаянно удаляются от света Божия, как один из ревностных учеников Христовых, который, избегая опасности быть на время поруганным первосвященниками иудей­скими, подвергся опасности быть в вечном удале­нии от своего Учителя. Забываться среди шумных забав только для отдохновения от труда — не есть ли забывать на время Понесшего на Се­бе все труды и болезни (Ис.53, 3) наши? С по­спешностью стремиться за блеском и величием — не есть ли в то же время бежать от Научающе­го кротости и смирению (Мф.11, 29)? К цар­ству света нет пути по мрачным стезям мира: тот уже расточает, кто не собирает благ вечных; кто не со Мною, — говорит Господь, — тот против Меня (Лк. 11, 23).

Мудрые, вступающие на оный путь, тьмою покрываемый, скоро снисходят самолюбием к са­мим себе — и тем далее отходят от Господа. Они, ощущая мрак, в котором блуждают многие, поставляют себя выше сего ослепления. Наблю­дательный взор, исчисляющий чуждые слабости, скоро возвращается на свои преимущества, тем удобнее, что мерою чужих недостатков умаляет или совсем закрывает свои слабости. Удовольст­вие слышать и произносить обличение другим в ослеплении есть свидетельство нашего ослепле­ния (поскольку в себе не желаем видеть того, что находим в других), есть обличение нас в любви к себе, хотя бы мы и не примечали. Из этого малого и, по-видимому, ничтожного праха самодовольствия рождается тот исполин, ко­торый воспитывается похвалами, возрастает среди угодливости, усиливается до самонадеяния, созревает в забвении Бога. Он тем опас­нее, чем скрытнее побеждает ум и сердце; тем успешнее направляет все деяния в свою пользу, что любит только свое и отворачивается от чужого.

Сей дух любви к себе, укорененный во глу­бине души, вместе с ее повреждением, как древ­ний змий, уязвляет каждую мысль; как искрен­ний советник, назначает блистательные подвиги и отлагает менее видные; как верный друг, защи­щает от оскорблений и мстит оскорбителям; как мощный враг, вооружается на намерения к уничижению; как хитрый тать похищает самые мо­литвенные возвышения; как державный владыка, все находит в себе самом; и как жалкий нищий, от всех ожидает себе милости — всюду ищет се­бя самого.

Не мечтание производит столь мрачные черты любви к себе, но и легкий опыт над че­ловеком ветхим откроет каждому, что на сем основании утверждаются все губительные стра­сти с того времени, как льстивый обет — боги будете (Быт.3, 6) — услышан в сердце и принят за благовестие. Сим духом бурным в древние времена сокрушались горы Божий, и кротость Давидова помрачалась невинным убийством, и мудрость Соломонова превраща­лась в безумие.

Умерщвлена вражда на Бога, но снова воз­рождается самонадеянием и усиливается по ме­ре самолюбия. Надеющийся на свои силы про­тивоборствует силе Божией, которая в немощах совершается (2Кор.12, 9); сознание своих по­двигов великими умаляет подвиги, понесенные за весь мир Небесным Ходатаем. Сею внутрен­нею силою удержаны были фарисеи и книжни­ки выйти на встречу Христу Господню; так и все почивающие на самонадеянии не видят посе­щения, в котором является Господь Своею по­мощью и силою.

Иисус Христос, подходя ко Иерусалиму, по словам свидетелей, увидев город и зло, в нем совершающееся, заплакал о нем (Лк.19, 41). О, Вечный Ходатай! Не каждый ли град извлекает слезы Твои, где пререкания заглушают слова вечной жизни, беззаконие и труд пре­граждают пути к закону Твоему, лихва и лесть (Пс.54, 10) скрывают свет и истину Твою?

Боже Милосердый! Не над каждою ли ду­шою мы оставляем Тебя плакать, когда с весе­льем предаем ее в руки врагов Твоих и сами неусыпно трудимся, приближая свою погибель.

Но утешимся, слушатель! Долготерпение продолжается; ведь есть ищущие Господа, нахо­дятся те благие души, которые непрестанно уго­товляются Ему во сретение. Удаление от мира и от себя приближает к Богу.

Когда разрушается союз с миром, мрак, по­крывающий ум и сердце, редеет; открывается в нем то, что скрывалось по причине тесного со­единения. Вблизи от него слух может различать, что шум мира слагается из воплей, подобных беснующимся, и стенаний, свойственных угнета­емым, из жалоб и клеветы, из распрей и злосло­вия, из смеха и драки. Око, проникающее в блеск и величие, созерцает в них бремя, которым прельщаются только неопытные, но которое при­гибает дух к земле и затрудняет истинное возвы­шение. Тогда носящие узы мира являются до­стойными сожаления невольниками, мудрыми только на изобретение своей и чужой погибели. Чем больше становится виден сей тягостный дом работы, тем сильнее ускоряется удаление от него. Из Египта удаляется в пустыню; впрочем, не туда, где снова слышны ропот и жалобы, но в жилище тишины, где можно внимать гласу вечному, собирать манну, не тело, но дух пита­ющую. Туда, где гаснет всякий блеск земной и уничижается величие. Исходящие из Египта ми­ра, прежде, чем замечают, руководствуются Вождем невидимым. Он, даруя желание уда­литься от суеты, подкрепляет его внушением обетов, изводит тайною силою и идет впереди, указуя путь правый. То, чем устрашается мало­душие, утешает оставляющих суету мира. Они, как удаляющиеся из древнего дома работы, с по­спешностью проходят чрез воду, омываясь сле­зами покаяния; через огонь, в котором сгорает все нечистое; через горы (Ис.42, 2; 45, 2), где испытуется истинное величие в высоких подвигах; чрез пропасти (Евр.11, 38), в прохожде­нии которых является мера терпения и упования. Не человек своею силою, но Господь, при иску­шении даст и облегчение (1 Кор.10, 13), про­водит по стезям столь трудным для плоти, при самом пробуждении духа ослабевающей.

Сей невидимый Вождь и видимо встречает бегущих от мира; но тогда, когда нужно обнаде­жить их обетованием, яко Авраама, оставивше­го дом отца своего (Быт.12, 1, 7); нужно уте­шить благословением, как Иакова (Быт.35, 1), удалившегося от брата своего; вооружить силою чудес, как Моисея в победу над фараоном. Ис­шедшие от мира знают время и образ Божест­венного сретения; если только не вынесли с со­бою останков прежнего дома, подобно Рахили, для утешения в малодушии.

Истинно оставляющие мир оставляют вся­кую собственность и, удаляясь от внешней суе­ты, особенно удаляются от самих себя — суеты внутренней.

Если тело не поддержится собственною си­лою, то повергнется на землю. Отлагая надежду на свои духовные силы, человек ветхий падает с высоты вниз, от величия в смирение, от мечты в самосознание. Свет веры озаряет это счастливое падение и открывает: " Познай, о, человек! Ты и нищ: нет на земле в тебе ничего собственно твоего, кроме изобретений твоих — колыбели, мно­гообразных пелен и гроба; ты и слеп (Апок.3, 17): покрывало лежит на сердце твоем, мешающее видеть согревающий тебя свет вечный; разум же пресмыкается по одной видимости тленного мира, познавая ее только осязанием. Не исчисляй твоих прославленных подвигов: они, как смоков­ные листья, не скрывают внутренней наготы тво­ей и духовного ничтожества".

По мере того, как внешний человек падает и тлеет, восстает внутренний и обновляется (Еф.4, 22). Смирившийся, ощущая немощь духа и тела, в то же время борясь с врагами внешними и внутренними, как борющийся со смертью, от всей души и изо всей силы вопиет о помощи: Возстани, Господи, в сретение мое (Пс.43, 5).

Но духом и телом спеша совершить путь свой, хотя бы не находил вышнего подкрепле­ния, видит еще степень, на которую должно сойти, дабы пасть к подножию Спасителя. Зрит гроб, через который прошел Иисус Христос, и без замедления, силою любви Божией, поверга­ет в него всего ветхого человека, умерщвляет все вожделения, склонности и самую мысль о своем смирении.

Кто не видит здесь, что удаляющийся от се­бя самого идет во след Господа, смирившегося до младенчества и яслей, от Престола славы нисшедшего на крест и во гроб? Если бы эта мера духовного истощания в слабом и немощном чело­веке не достигала меры возраста Христова, то восполнит ее Тот, Который, Сам быв искушен, ведает, как искушаемым помочь (Евр.11, 18). Чувственное око не видит, как Руководитель не­бесный снова совершает путь истощания вместе с избранным Своим. Но и чувственное ухо слы­шит, как укрепляется всесовершенная немощь в победу сил противоборствующих: не бойся, глаголет Господь смирившемуся, Я с тобою, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей (Ис.41, 10).

Но хотя бы тот самый, кто непрестанно восходит и приближается к грядущему Госпо­ду, не ощущал на земле Божественного срете­ния, упование уверяет нас, что он готовится к сретению торжественному и последнему. Тог­да, как Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела, сойдет с небес (1 Фес. 4, 16), чающие Его на земле, попираемые (1Кор. 4, 13) всеми, окрылятся, как орлы, и полетят, пред свидетелем миром, в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будут (1 Фес. 4, 17).

Не одни избранные от мира бдительно тру­дятся уготовить себя во сретение скоро и внезап­но грядущего Бога: совоздыхание и соболезно­вание с ними твари, в круговращении, в превратностях и тлении приближает весь мир к ве­ликому сретению свободы славы детей Божиих (Рим.8, 19—21). Весь мир идет во сретение Господу — медление некоего числа людей не удержит всемирного шествия.

Веруем, Господи, мы и в настоящем време­ни, и в конце времен грядущему Твоему срете­нию! Желая приблизиться к Тебе, многократно удаляемся от суеты, но опять встречаемся с нею. Оставляем самих себя, но только во гневе на слабости наши; по пренесении же легкого труда возвращаемся к себе любовию. Скудость веры оставляет нас в таком малодушии; но желание встретить славу Твою еще не оставляет нас. Здесь простираем к Тебе руки наши с молени­ем, да достигнет десница Твоя до глубины души и сила Твоя предварит восстание духа нашего во сретение Тебе: Веруем, Господи, помоги нашему неверию! Аминь.

 

Произнесено 2 февраля 1814 года

 

 

СЛОВО В НЕДЕЛЮ ФОМЫ (Велик труд познать Господа)

Господь мой и Бог мой! (Ин. 20, 28.)

 

Так восклицал Фома после долговременно­го сомнения о воскресении Иисуса Христа! Много нужно было времени, чтоб его косное сердце приготовить к верованию! После восьми дней пришел Иисус к ученикам, и Фома был с ними (Ин. 20, 26~27). Апостолы прежде виде­ли и веровали; а Фома не хотел верить до тех пор, пока десницею своею не осязал тела Вос­кресшего, пока перстов руки своей не вложил в язвы рук Христовых и в язвы ребр, копием прободенных. Медленно возрастала вера его, но когда явившийся Иисус Христос дал осязать ему бренными руками нетленное Свое тело, когда и язвы от гвоздей показал во уверение маловерно­го, тогда и язык, и сердце, и весь дух Фомы во­зопил к Воскресшему: Господь мой и Бог мой! То есть — ныне верую, Господи! Верую от всей души, что Ты воистину воскрес! Верую, что в воскресении являет Свою силу, Свое владычество и Божество не другой кто, но Ты — един Господь мой, Ты — един Бог мой!

Эта повесть евангельская утешает нас, слу­шатель, и научает. Утешает потому, что милосер­дный Господь приемлет веру и тех, которые по­здно пробуждаются и начинают верить: что бла­годать Божию можно обрести и в мужеском воз­расте, и в старости так же, как и в юных летах, хотя с продолжением лет час от часу умножают­ся трудности к сему приобретению. Научает же и тому, как должно веровать.

Продолжим, слушатель, беседу Небесного Учителя с учениками Своими нашею беседою и, утешаясь милосердием, научимся, как в Него ве­ровать, чтобы Он, как явился перед учениками в доме, когда двери были закрыты, явился и в на­ших сердцах, еще закрытых для Него, и закры­тых, может быть, крепче, чем всякий дом.

Если бы кто спросил нас, имеем ли мы ве­ру, конечно, ответили бы утвердительно. Когда же всякий спросит сам себя: " Есть ли во мне ве­ра, хотя столь малая, как зерно пшеницы или как зерно горчичное", — должен признаться, что не имеет и сей малой веры, так как Господь сказал: если будете имееть веру с горчичное зерно, то можете и горы переставлять (Мф.17, 20); а мы не только не переставляем горы, но даже сами се­бя не можем подвигнуть от нечистоты в чистоту. Не имеем ли мы хотя бы сознания, что слаба ве­ра наша? Нет, и сего не имеем; ведь тогда про­сили бы с апостолами: Господи, умножь в нас веру (Лк. 17, 5). Наконец, не желаем ли, по край­ней мере, иметь истинную веру? Ах, слушатель, мы не желаем, так как молились бы с отцом бо­лящего сына, упоминаемым в Евангелии: Верую, Господи, помоги моему неверию (Мф.9, 24). Итак, что вера наша? — Она, по выражению Писания, есть вера мертвая (Иак.2, 3). Мертвый не слышит, не видит и не действует; так и вера наша, так и мы, слыша слова Божий — не слышим, видя щедроты Божий — не видим, и, действуя, ничего не делаем для славы Божией. Кто верит во Иисуса Христа, тот знает Его, лю­бит и прославляет, то есть объемлет Его умом — поскольку здесь есть место знанию; объемлет Его сердцем — здесь есть место любви; объемлет Его всеми силами — действующими; здесь явля­ется слава Господня, сияющая подобно свету для других. Итак, познавать, любить и прославлять Иисуса Христа — значит, в Него веровать.

Велик труд познать Господа, но он облегча­ется тем, что Церковь постоянно к Нему возво­дит мысли наши. В ней, как в училище, каждый день возвещается Иисус Христос, в ней и пение, и молитвы, и изображения указуют на Иисуса Христа, Распятого, Воскресшего и со Отцом Седящего. Нужно только открыть слух, нужно толь­ко вслушаться — много услышим о Господе Спа­сителе и Ходатае нашем. Не слышат сего только те, которые не слушают или не хотят слышать.

Если хочешь слышать — отбрось различ­ные помышления, как прах, успокойся от всех забот домашних, житейских. Не думай ни о чем, кроме того, что слышишь в храме — воистину услышишь то, что тебе и всякому человеку пода­ется Тело Иисуса Христа, подается Кровь Его из Чаши, царям свойственной. О сем помышляй, о сем радуйся, сего устрашайся — и тогда всем умом, всею мыслию обымем Господа и восклик­нем со апостолом: Господь мой и Бог мой! Здесь, пред алтарем, осязаю тело Твое распятое, здесь вижу кровь, из ребр Твоих текущую, Ты един, а не иной кто да будет Господь мой во все дни жизни моей.

Познав Господа, должно любить Его. Каж­дый из нас что-нибудь любит: иной злато и со­кровища, другой честь и славу, а иной только свое тело, и потому весь занят пищею, питием и одеждою. То, что любим, наполняет всю глуби­ну сердца нашего так, что в нем не остается ме­ста для Иисуса Христа. Как полный сосуд воды уже ничего не вмещает более, так и сердце на­ше, будучи наполнено любовью суетной, иногда гнусною, не приемлет любви ко Иисусу Христу. И до тех пор принять не может, пока не умень­шится любовь к вещам тленным.

Иисус Христос троекратно вопрошал уче­ника Своего: Петр! любишь ли ты Меня? Петр! любишь ли Меня? любишь ли Меня? (Ин. 21, 15—17). И этим троекратным вопрошанием очищал его от троекратного отверже­ния. А потому столько бы раз надлежало во­прошать каждого из нас, слушатель: " Любишь ли Иисуса Христа? " — сколько предметов, сколько вещей мы любим, забывая о любви Христовой. Столько раз вопрошать надлежало, сколько раз мы любовью от Христа обращаем­ся ко всему земному. Да вопрошает о сем каждый сам себя, да вопрошает свое сердце: любит ли оно Иисуса Христа более всего и крепче всего?

А чтобы узнать, любит ли истинно, Господь положил признаком этой любви исполнение запо­ведей: Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки (1 Ин. 5, 3). Все, что ныне делаем во угождение себе, во угождение нашим прихотям, есть заповеди мира, заповеди суетности, или за­поведи греха. Этим заповедям повинуемся, а Божий нарушаем, хотя меньшего труда стоит хожде­ние по заповедям Божиим, чем по закону грехов и бесчисленной суеты. И до тех пор нарушать бу­дем заповеди Божий, пока хотения наши не управим волею Божией. Воля же и любовь Божия к нам столь близки, что Иисус Христос говорит: Я с вами во все дни (Мф.28, 20); столь велики, что так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин. 3, 16), как с Ним не дарует и нам всего? (Рим. 8, 32) Столь неот­ступны, что — се стою, — говорит Господь, — се стою у двери сердца каждого и стучу; если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему (Апок.3, 20); и тогда только откроются двери сердца для Господа, когда Господь войдет в него, воскликнет все сердце наше: Господь мой и Бог! Воскликнет и почувствует Его, вкусит сла­дость неизреченную и возрадуется о Господе.

Любящие Господа прославляют Его. Как горящий светильник разливает свет и освещает дом, так человек, любящий Господа, светит меж­ду другими людьми и освещает их темноту. Его дела представляются взору всех, и такие дела, что, видя их, нельзя не прославить Господа, нельзя не сказать: Слава Богу! И между нами есть ищущие Господа, есть любящие Его. Свет во тьме утаиться не может; любовь к Богу в сердце человеческом рано или поздно открывает­ся на лице, является во взгляде кротостью и сми­рением, является в устах хвалою Бога и благо­словениями ближнего, является во всех движени­ях тела благоустроением и святыней. Тогда весь человек исполняет то, что предписывает Дух Святый: едите ли, пьете ли, или иное что де­лаете, все не в свою славу, но делайте во сла­ву Божию (1Кор.10, 31) и еще: прославляйте Бога в душах ваших, и не в душах только, но и в телах ваших (1Кор. 6, 20).

Да не прельщаем, слушатель, сами себя, что будто мы прославляем Бога, когда язык наш хва­лит Его чужими словами, будто мы любим Его, когда посвящаем несколько минут на богослуже­ние Ему. Нет, пока сердце наше не воскликнет ко Господу словами апостола: Господь мой и Бог мой! — то есть Ты мой Господь, а мир, а сует­ность, а грех надо мною не господствуют; Ты мой Бог — Тебе Единому поклоняюсь, Тебе Единому служу и для Тебя живу, а прочее все, как идолов, как гнусность, как погибель, отме­таю и ненавижу; до тех пор вся любовь наша есть только наружная, и вся вера — неверие.

Итак, отдадим все силы наши Господу, вос­кликнем к Нему из глубины души: Веруем, Господи, помоги нашему неверию (Мф.11, 24); не перестанем молиться, пока Господь не приложит вере нашей Свой дар — Свою веру. Аминь.

 

 

О ПОВИНОВЕНИИ ВЛАСТЯМ

 

Сочинитель объясняет истину, что власть предержащие постановляются от са­мого Бога, а потому мы должны им повино­ваться и проч.

— Итак, мы верим, что дающий жизнь и бытие дает средства к продолжению их. Соеди­няющий различные способности, различные на­клонности и умы воедино, объединяющий многих в одно семейство, избирает единого попечителя, отца, которому вручает судьбу семейства: всякая душа да будет покорна властям, ибо нет вла­сти не от Бога (Рим. 13, 1), — слова Апосто­ла Павла. Еще: надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 5).

Устремление различного рода людей к еди­ной цели есть не что иное, как согласование мно­горазличных звуков в одну приятную гармонию. Согласовать звук струн может только рука, оду­шевленная искусством художника, располагаю­щая их по мере, числу и тону...

Лица, составляющие многочисленное обще­ство, это струны: какая же рука может распола­гать ими, ударять, для общественного согласия, если не рука, одушевленная искусством того, ко­торый должен быть весь око, весь ухо. Не это ли самое есть, по свидетельству Писания, перст Божий (Исх. 8, 19)?

Перст Божий! Как, подлинно, не удивлять­ся! Один человек столькими умами людей, раз­личных по возрасту, состоянию, наклонностям, по месту и времени, управляет к единой цели! Как не удивляться, что ему, который еще не прошел общих границ человечества, который есть также, как слабое растение, чья жизнь, как полевой цвет, зеленеющий утром и увядающий к вечеру, — этому одному человеку миллионы лю­дей подчиняются? Какая это сила, какое очаро­вание! Это не очарование, но сила Божия. Бог стал в сонме богов, — говорит царь и пророк, — посреди богов произнес суд (Пс. 81, 1). Бог в сонме богов, в сонме тех, кого Сам учинил бога­ми над жребием прочих людей, как некогда Мо­исея над фараоном: Я поставил тебя Богом фараону (Исх. 7, 1), изрекает Свой суд, осве­щает волю Свою, просвещает разум их, освеща­ет истиною, увенчивает правдою. Бог в сонме богов: чего же опасаться им?


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь