Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Первобытная культура



2.1. Вводный раздел………………………………………………………23

2.2. Культура палеолита………………..………………………………..24

2.3. Культура мезолита…………………………………………………...26

2.4. Культура неолита…………………………………………………….27

2.5. Первобытные верования……………………………………………..29

2.6. Первобытное искусство……………………………………………..31

2.7. Первые города-государства………………………………………….32

Тема 3. Культура Древней Месопотамии

3.1. Исторические сведения………………………………………………37

3.2. Религия и мифология………………………………………………...41

3.3. Искусство……………………………………………………………..47

3.4. Наука и просвещение………………………………………………..50

Тема 4. Культура Древнего Египта

4.1. Природные условия………………………………………………….54

4.2. Краткий исторический очерк………………………………………..55

4.3. Социальная структура………………………………………………..60

4.4. Основы духовной жизни……………………………………………..63

4.5. Искусство и наука……………………………………………………67

Тема 5. Культура античной Греции

5.1. Природные условия…………………………………………………74

5.2. Краткий исторический очерк………………………………………74

5.3. Реформы Солона и Клисфена. Зарождение Афинской демократии………………………………………………………………………81

5.4. Социальное и политическое устройство Спарты…….……………83

5.5. Основы духовной жизни……………………………………………85

5.6. Художественное творчество древних греков……………………..88

5.7. Философия, образование, наука……………………………………88

5.8. Основные принципы античной культуры…………………………96

 

Тема 6. Культура античного Рима

6.1. Природные условия……………………………………..………….101

6.2. Краткий исторический очерк……………………..………………..102

6.3. Социально-политическая структура……………………………….110

6.4. Основы духовной жизни древних римлян………………………...112

6.5. Художественное творчество……………………………………….115

6.6. Наука и техника древних римлян………………………………….119

Тема 7. Ветхозаветный монотеизм.

7.1. Предыстория……………………………………………………….122

7.2. Образ Бога и образ человека………………………………………122

7.3. Декалог Моисея…………………………………………………….124

7.4. Идея «избранного народа». Священное Писание………………..126

7.5. Последствия духовной революции………………………………..127

Тема 8. Христианство как фундамент новоевропейской культуры.

8.1. Предыстория………………………………………………………129

8.2. Споры о личности Иисуса Христа……………………………….130

8.3. Сущность св. Троицы……………………………………………...131

8.4. Смысл спасения……………………………………………………132

8.5. Христианские заповеди……………………………………………133

8.6. Направления христианства………………………………………..134

Тема 9. Культура западноевропейского средневековья

9.1. Хозяйственный уклад раннесредневекового Запада……………..136

9.2. Социальная структура раннесредневекового общества…………138

9.3. Основы духовной жизни……………………………………………140

9.4. Литература и искусство раннего средневековья………………….146

Тема 10. Европейское Возрождение

10.1. Историко-политические события в «эпоху перемен»…………..151

10.2. Смена хозяйственного уклада: аграрная революция и

рост городов………………………………………………………158

10.3. Духовная революция эпохи Возрождения………………………160

10.4. Возрождение и Церковь…………………………………………..165

10.5. Художественная культура Возрождения………………………...168

Тема 11. Культура ислама

11.1. Предыстория……………………………………………………….176

11.2. Мифология и догматика ислама………………………………….177

11.3. Установления ислама…………………………………………..…178

11.4. Основные религиозные течения в исламе……………………….182

11.5. Искусство и наука…………………………………………………183

11.6. Ислам и современность…………………………………………..185

Тема 12. Господствующие течения в искусстве Нового времени

12.1. Классицизм……………………………………………………….188

12.2. Идейные установки деятелей Просвещения……………………191

12.3. Романтизм…………………………………………………………193

Тема 13. Глобальные проблемы современности………………….196

13.1. Проблема «демографического взрыва»…………………………198

13.2. Близость экологической катастрофы……………………………199

13.3. Международный терроризм и организованная преступность…200

13.4. Экспансия массовой культуры…………………………………..202

13.5. Проблемы глобализации…………………………………………204

Список рекомендуемой литературы………………………………..206

 

Тема 1. АСПЕКТЫ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ

Определение культуры

Cultura - от латинского colere ¾ возделывать, обрабатывать, взращивать, совершенствовать. Имелась в виду, главным образом, обработка земли. Древний Рим, где этот термин впервые появился, был страной в основном аграрной, так что слово “культура” употреблялось там именно в этом значении.

Постепенно смысл этого понятия начал использоваться в более широком контексте. Собственно культурой впервые стали заниматься, по-видимому, итальянские гуманисты. Постепенно прояснялось и само понятие (впервые у немецкого просветителя XVIII в. Иоганна Готфрида Гердера, в его книге “Идеи к философии истории человечества”).

Тем не менее научное определение слова “культура” - до сих пор представляет собой проблему: существует несколько сот вариантов, значительно друг от друга отличающихся. В самом общем смысле культура - это всё, что создано человеком. В словаре этот термин определяется как “совокупность материальных и духовных ценностей”, но мы ведь не определяем, к примеру, организм как “совокупность” рук, ног, внутренностей и головы! Значит, это определение страдает неполнотой. То же самое можно сказать и о всех других определениях, поэтому в теоретических трудах обычно пользуются теми, которые удобны в контексте конкретного исследования.

Необходимо отметить и то, что термин «культура» в обыденной практике используется в самых разных узких значениях, например:

- степень образованности, воспитанности, просвещённости того или иного человека (“культурный человек”, “некультурный человек”…);

- степень профессионализма в любой области человеческой деятельности (“культура производства”);

- совокупность артефактов того или иного археологического периода (“мустьерская культура”, “олдувайская культура”…);

- круг произведений искусства определенной эпохи (“культура классицизма”, “культура романтизма”) или даже просто искусство;

- специально выращенные растения (“садоводческая культура”…) или специально выведенная в лаборатории микрофлора (“культура бактерий”).

В нашей работе мы будем пользоваться не узкоспециальными, а общенаучными понятиями. Примем следующее определение: культура есть система надбиологических средств регуляции человеческой жизнедеятельности. В этом определении для нас важны по крайней мере три существенных момента:

1. Культура есть средство регуляции человеческой жизни, т.е. это фактор, определённым образом влияющий на способ действий человека и образ его мыслей;

2. Культура есть нечто, выходящее за рамки естественной природы;

3. Культура ¾ не просто сумма социальных явлений и артефактов; она обладает свойством системной целостности.

Культуру мы будем различать ещё по временной, формационной и этнической принадлежности: “первобытная культура”, “древнеримская культура”, “культура эвенков” и т.д.

Контрольные вопросы

— Где возник и что первоначально означал термин «культура»?

— Когда и где этот термин стал употребляться в современном научном смысле?

— Каковы варианты обыденных значений этого термина?

— Какое определение культуры мы берём за основу и почему?

 

Строение культуры

В сферу рассмотрения культурологов попадает практически вся область человеческой жизнедеятельности, так что есть смысл её структурировать, как минимум, по трём основным аспектам:

1. Социальный. Культура социальна по определению. Если человека забросить на необитаемый остров, никакая культура не будет ему нужна. Все культурные навыки формируются у индивида только путём социальных контактов (подражание, научение, воспитание). Социальная организация в человеческом обществе предусматривает две стороны:

А) Нормы поведения: способ социальных контактов «по горизонтали», т.е. способ общения любого человека с любым другим человеком (или группой людей), — в быту, в личных отношениях и общественных местах. Это - нормы поведения, мораль, нравственные заповеди, табу, семейный уклад, местные обычаи. Здесь может иметь место диктуемое культурой преобладание формально-законнических правил над личными отношениями, как на современном Западе, или, напротив, —личностных отношений над формальными нормами поведения (Россия).

Б) Социальная организация: система «вертикальных» связей. Тип власти, политическая система, общественный строй, сословная структура. Это, в основном, связи иерархического порядка: начальник — подчинённый, старший - младший, учитель - ученик. Любая культура предусматривает свои собственные отношения иерархии, от самых жёстких (например, в средневековой Японии) до мобильных и либеральных (в условиях современной демократии).

2. Хозяйственно-экономический. Этот аспект касается прежде всего обеспечения жизни, производства средств к существованию. Здесь мы можем выделить три стороны:

А) Способ хозяйствования. Экономика (плановая, рыночная, смешанная…), тип хозяйствования (присваивающий, производящий), тип производства (аграрный, индустриальный, пост-индустриальный).

Б) Предприятия и организации, занятые производством и хранением материальных ценностей. Институты, осуществляющие передачу экономических и технических знаний (училища, техникумы, вузы). Система торговли и обслужи-вания. Средства транспорта и связи. Спортивные и лечебные учреждения.

В) Материальные объекты, произведённые человеком для его практическихнужд (средства производства и предметы потребления).

3. Духовно-мировоззренческий.

А) Типичное для социума мировоззрение, образ мыслей и представлений, идеология, менталитет.

Б) Институты, организующие создание, хранение и «потребление» духовных ценностей (церкви, монастыри, музеи, библиотеки, концертные и выставочные залы, учебные заведения, где преподаются соответствующие гуманитарные дисциплины).

В) Все формы и виды искусств, религия, богословие, этика, эстетика, теоретическая наука, философия, способы проведения досуга.

К этому необходимо прибавить, что некоторые области человеческой жизнедеятельности невозможно отнести только к одному аспекту культуры, — например, сфера образования может включать в себя одновременно производственно-практические навыки, с одной стороны; усвоение норм социального поведения, с другой; и попутно — формирование нравственно-мировоззренческих позиций учащихся. В культуре всё взаимосвязано. Однако для научного анализа вполне возможна степень абстрагирования, позволяющая отделить одну сферу культуры от другой.

Контрольные вопросы

— Какие главные аспекты включает область культуры?

— Что входит в сферу социального аспекта?

— Какие области человеческой жизнедеятельности охватываются хозяйственно-экономическим аспектом культуры?

— Что представляет собою духовно-мировоззренческий аспект культуры?

 

Основные функции культуры

1. Человекотворческая. Одно из важнейших следствий культуры — формирование типа личности. Человек, каким он становится в зрелости, есть несомненно продукт своей культуры. Когда мы говорим о ком-то, что он «дикарь», «варвар», - мы имеем в виду, что этот человек не приобрёл социально престижного культурного уровня. Если же говорим о ком-то, что он - человек утончённый, воспитанный, интеллигентный - опять-таки имеется в виду тот тип культуры, благодаря которому эти качества могли быть сформированы. Конечно, многое в человеке определяется его генетическими данными и условиями его личной жизни. Но большей частью стиль его поведения, его представления о ценностях прививаются той культурной средой, в которой он с детства воспитывался.

2. Функция социальной памяти. В жизненной практике людей чрезвычайно важен социальный опыт, обеспечивающий связь поколений. Он передаётся путём научения и воспитания. Всё то, что человек знает о своей стране, её истории, её старинных и новых обычаях, о народном творчестве, манере поведения, принятой именно в этой стране и больше нигде в мире, о природе и отношении к ней, — всё это является достоянием коллективной памяти того или иного народа и впитывается буквально «с молоком матери», т.е. с самого раннего детства, каждым членом социума. По мере овладения этой памятью он становится представителем своей культуры, потому что не только стиль его поведения, но и образ его мыслей полностью ей соответствуют.

3. Аксиологическая функция. Благодаря культуре существуют ценности, на которые человек духовно ориентируется. Зачастую предметы, события и действия приобретают для человека смысл, который выходит за рамки практической необходимости, но в то же время существенно влияет на его духовное развитие. Смысл опредмечивается в творениях человека и в символах, с помощью которых он этот смысл воплощает. Например, романы, стихи, симфонии, живописные полотна и т.п. опредмечивают художественный замысел автора; в религиозных ритуалах, иконах, храмовой архитектуре опредмечивается высокий смысл богослужения; автомобиль, морской корабль, воздушный лайнер опредмечивают идеи инженеров и конструкторов. Чтобы сделать эти артефакты достоянием практической и духовной жизни людей, необходим обратный процесс: распредмечивание. Этим словом мы называем обнаружение смысла с помощью предмета или символа. Читая роман, созерцая живописное полотно или слушая музыку, мы как бы заново обнаруживаем и делаем для себя актуальным смысл, запечатлённый в том или ином произведении искусства. Приводя в действие какую-нибудь машину, мы делаем для себя актуальным (практически полезным) воплощённый в ней конструкторский замысел. Обе стороны процесса: опредмечивание и распредмечивание — это определённого рода духовный труд. Человек живёт в мире смыслов. Воплощая или воспринимая их, он должен так или иначе затратить усилие осознания. Суммой этих усилий как раз и обеспечивается бытие культуры.

4. Коммуникативная функция. Благодаря культуре становитсявозможнойсвязьмежду людьми, народами, этносами, цивилизациями. Связь прошлого и настоящего. Человек не мог бы общаться с другим человеком, не имея определённого набора правил, принятых для общения. Это - с одной стороны. С другой, контакт между социальными группами возможен опять-таки благодаря культуре, вырабатывающей язык и правила общения. Этому помогает некоторое количество культурных норм, установленных международной конвенцией. Достижения культуры прошедших времён и культур других цивилизаций могут быть также усвоены с помощью культурного кругозора, достигнутого образованием. Если бы не культура, люди едва ли могли бы понять не только представителей других цивилизаций, но и друг друга.

5. Семиотическая (языковая) функция. Культура формирует определённый язык: язык науки, искусства, общения, религии. Лишь с его помощью возможна кодировка и передача информации. Общность культуры есть, преимущественно, общность языка (подробнее об этой функции будет сказано ниже).

6. Регулятивная функция. Человек, социализируясь, усваивает нормы и правила поведения, принятые в обществе, профессиональные навыки, обыденные стереотипы решений и действий, - иными словами, определённый способ жизни. В мире дикой природы поведение живых существ регулируется инстинктами и рефлексами, — механизмами, выработанными многотысячелетней эволюцией. Поведение человека не может быть чисто рефлекторным или чисто инстинктивным: всё самое значимое в человеческом поведении является результатом выбора: социально ценным является тут отнюдь не импульсивное действие, а обдуманный и ответственный поступок. Но ответственность перед другими людьми обязательно предусматривает исполнение тех норм, которые ориентированы на непричинение вреда, благоприятный контакт и взаимопомощь. Эти правила культурный человек усваивает в такой степени, что многие из них он способен исполнять почти автоматически, что облегчает ему принятие правильных решений даже в критических ситуациях. То же самое относится к профессиональным навыкам: усваивая до автоматизма технологические навыки своей работы, человек может сосредоточить всё внимание на решении творческих (т.е. нестандартных) задач.

7. Социально организующая функция. Культура - социальный цемент, делающий определённую группу людей устойчивой общностью. Эту устойчивость обеспечивает целый ряд специально созданных структур: система власти, органы управления, экономическая и политическая системы. Кроме того, общие традиции, обычаи и правила поведения облегчают взаимопонимание и взаимопомощь внутри каждой отдельной группы, а это заставляет человека стремиться к общению с людьми своего языка, своей культуры, своего социального статуса, с людьми родственного мировоззрения и близкого духовного уровня. Вот почему люди объединяются не только по принципу кровного родства или деловой кооперации, как это имеет место и в дикой природе, — а по духовным, мировоззренческим, интеллектуальным интересам, не говоря уже о гражданской, государственной общности. Чем дальше человек от культуры, тем ближе его социальность к стадному инстинкту, что нередко приводит к печальным явлениям национального эгоизма и ксенофобии. Наоборот, высокая культура подвигает человека к социальности всё более и более высокого порядка, вплоть до идей всеобщей любви и всемирного братства.

8. Духовно направляющая функция. Культура может быть либо средством духовного роста, либо стимулом к реализации самой жизни в её повседневных, обыденных явлениях, либо, в извращённых своих формах, она открывает путь к распаду сознания. Назовём эти три варианта культуры — культурой духовной ( ­ ), культурой светской ( ® ) и инфракультурой ( ¯ ). Этим трём вариантам соответ-ствуют: этическое, эстетическое и стихийно-подсознательное начала. Символы, представленные в скобках, образно выражают тенденции, свойственные каждому из них. Духовная культура повышает уровень сознания человека. Она всегда связана с определённой духовной работой, которую он должен проделать. Например, восприятие серьёзной музыки, драматургии, поэзии, — вообще любого высокого искусства, — все виды творчества, религиозная и духовная практика, философская и научная мысль трансформируют сознание, меняют человека изнутри в сторону более совершенной и высокой организации его внутреннего мира. Что касается светской культуры, — она никак не меняет человека, она предназначена для простых потребительских задач, с одной стороны, и для развлечения, с другой. В самом деле: трудно себе представить, чтобы предметы обихода (такие например, как конторская мебель), развлекательная музыка или хоккейный матч каким-то образом меняли человека. Но всё это, так или иначе, — необходимые атрибуты обыденной жизни; человек может развлекаться или пользоваться теми или иными вещами дома и на производстве, это ему всегда необходимо, хотя и никак не связано с его духовной работой. В практическом отношении светская культура безусловно полезна. Она необходима для поддержания жизни и пригодна в самых разнообразных игровых ситуациях, так или иначе украшающих нашу повседневность. Инфракультура — другое дело. Она эксплуатирует низменные инстинкты человека и тем самым разрушает его сознание. Как правило, это связано с коммерческой выгодой для определённых групп людей. Лучшим примером здесь может служить так называемая «массовая» культура (дешёвые детективы, эротические шоу, фильмы ужасов и т.п.). Массовая культура не обращается ни к интеллекту человека, ни к его чувствам, ни к его нравственному сознанию, — вообще ни к чему человечному в человеке. Она обращается к простейшим инстинктам (агрессия, страх, вожделение), причём не только их эксплуатирует, но и всячески разжигает. Это деструктивное явление порождено, тем не менее, определённым типом культуры, и мы не можем его игнорировать.

9. Защитная (оградительная) функция. Культура, с одной стороны, противодействует разрушительным силам природы, и с другой - разрушительным силам, таящимся в самом человеке. Известно, что дикая природа далеко не всегда является средой, благоприятной для нашего обитания. Даже в климатически умеренных областях человека подстерегают опасности в виде наводнений, ураганов, торнадо, землетрясений и т.п., не говоря уже о малоприятных контактах с хищниками и насекомыми. Человек, в течение многих столетий укрощая дикую природу, сумел обеспечить себе относительно комфортную и спокойную жизнь. Почти вся материальная культура служит, в конечном счёте, именно этой цели. Гораздо более трудноразрешимой оказалась проблема защиты человека от своей собственной «дикой природы»: инстинктов, доставшихся от животных предков, от проявлений агрессии, от подсознательных импульсов, подвигающих его на полубессознательные и разрушительные действия. Здесь на помощь приходит культура поведения и те результаты, пусть пока ещё скромные, которых достигла к настоящему времени наука о человеке. К этому следует добавить, что кроме предыдущих двух, существует ещё одна «линия защиты», которую активно проводит культура: она активно борется против вторжения чужеродных культурных элементов, неорганичных той или иной социальной общности, тому или иному этносу. Это и есть тот самый эффект отторжения чужеродной ткани, свойственный всему живому, о котором мы уже говорили в том разделе, где речь шла о системных свойствах культуры.

Контрольные вопросы

— Какими бывают функции культуры? Назовите их.

— Что такое человекотворческая функция?

— …аксиологическая?

— …коммуникативная?

— функция социальной памяти?

— …семиотическая?

— …регулятивная?

— …защитная?

 

Концепции культуры

1.4.1. Концепция исторического прогресса.

Её общая идея: культура человечества постоянно развивается - от низших форм к высшим. В любом уголке земного шара культура, быстро или медленно, идёт по пути прогресса, подводя человека к всё более высоким ступеням самосознания и постижения мира. В этом её общечеловеческий смысл.

А) Точка зрения просветителей.

Немецкие и французские просветители второй половины 18 века (Гердер, Лессинг, Дидро, Гельвеций и др.) делают акцент на свободе и суверенности человеческого разума. В своих статьях они обличали социальную несправедливость, невежество и фанатизм. Средством спасения от этих социальных бед они считали просвещение, в котором всегда присутствует начало созидательного, творческого отношения к культуре и миру. Просветители демонстрировали критическое отношение к аристократической культуре, склонялись к всевластию естественной природы с её физико-механическими и причинно-следственными связями, видели корень зла в отклонении от “природы вещей”. Отсюда выводились принципы “естественного права”, “естественной морали”, “естественной религии”. Характерный для них стиль веры - деизм, то есть представление о Творце, который некогда создал мир, но после акта творения уже не вмешивается в ход событий.

Другой их принцип - рационализм. Поскольку разум есть природное явление, то, считали они, законы разума тождественны законам природы. Стало быть, связь вещей в природе должна быть такая же, как связь идей в сознании. Ничто не может быть скрыто от разума. Всё, в принципе, познаваемо. Торжество разума неизбежно. Отсюда - идея исторического оптимизма. Просветители полагали, что разум у всех людей, в силу общих законов логики, действует сходным образом: люди способны мыслить одинаково. Значит, именно разум, в конце концов, может стать той силой, которая соединит людей. Все люди и все народы способны совершенствоваться и достигать идеала.

Б) Эволюционизм (Э.Б. Тайлор, Э. Лэнг, Дж. Фрезер, Л. Фробениус, Л. Морган).

Сторонники эволюционистского взгляда на культуру были учёными-этнографами, изучавшими быт и обычаи сохранившихся в различных уголках земного шара первобытных племён. Знакомясь с их культурой и под влиянием идей Дарвина они пришли к выводу, что, поскольку человечество представляет собою единый вид, эволюция общества и культуры везде подчиняется одним и тем же законам, идёт от простого к сложному, от низшего к высшему. Характер культуры соответствует стадии эволюции, на которой находится общество. Сходства и различия между культурами определяются прежде всего степенью их развитости.

Эволюционисты считали, что культура движима не столько разумом, сколько силой инстинктов, привычек и простых ассоциаций.

В) Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс).

Этот подход сводится к идее общественно-исторических формаций, по которым человечество восходит, как по ступеням лестницы - от первобытно-общинной до коммунистической. Стимулом такого движения является необходимость соответствия производительных сил (людей и средств производства) производственным отношениям (формам социальной организации, таким как структура власти, тип производства, характер экономики, способ распределения жизненных благ и т.д.). Поскольку развиваются производительные силы, — это происходит в частности благодаря техническому прогрессу, — должны совершенствоваться и производственные отношения, что неизбежно выражается в революционной смене общественных формаций, от архаических и примитивных к всё более прогрессивным, вплоть до идеально справедливого общества — коммунистического. Соответственно этому должна совершенствоваться, так же неизбежно и непрерывно, вся человеческая культура.

 

Г) Точка зрения К. Ясперса.

Этот выдающийся немецкий философ-экзистенциалист ХХ столетия предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Указывая на неправомерность применения биологических критериев к культуре, он отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, ибо в истории культуры духовные факторы важнее экономических. Культуру К. Ясперс понимает как линейный процесс, имеющий смысловое завершение. В общечеловеческой истории культуры он выделяет четыре периода: Прометеевская эпоха, эпоха великих культур древности, эпоха духовной основы человеческого бытия (“осевое” время) и эпоха развития техники.

Прометеевская эпоха, обнимающая долгие века первобытного существования человека, была временем, в течение которого шло формирование человека как вида с его характерными склонностями и свойствами: возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнём. Одновременно появилялись и “способы формирующего человека насилия над самим собой” (табу, инициация…), образовывались группы и сообщества; духовная жизнь обогащалась мифами.

Второй период — первые государства древности, возникшие одновременно в трёх областях (север полуострова Индостан, междуречье Тигра и Евфрата, долина реки Нил). Здесь родилась городская культура, возникла специфическая форма человеческой общности — государство, появились институты власти, чётко обо-значенные формы религии и искусства, сословия, имущественное неравенство, начатки законотворчества, письменность, образование, первые попытки философски и научно осмыслить мир.

“Осевое время” (термин самого К. Ясперса) обнимает период 500-200 гг. до н.э. По выражению того же К. Ясперса, это — “духовное основоположение человечества”. В течение этого времени возникли первые философские тексты Индии (упанишады), проповедовали великие духовные учителя Заратуштра, Будда, израильские пророки, Конфуций, Лао-цзы, мыслители Др. Греции, такие как Сократ и Платон. Их проповеди, творчество и учения “сводятся к тому, что человек осознаёт бытие в целом, самого себя и свои границы. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. Стоя над пропастью, он ставит радикальные вопросы, требует освобождения и спасения”. В этот же период, согласно Ясперсу, происходит и становление мировой истории, а не только истории локальных сообществ. В частности, именно в это время возникла дихотомия Восток-Запад. “В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей. Во всех направлениях совершался переход к универсальности”.

Современная научно-техническая эпоха (четвёртый период) по своей значимости соответствует Прометеевской. Это — создание принципиально новых технологий, сети коммуникаций, открытие новых источников энергии. Она послужит в дальнейшем основой для создания новых великих культур, а затем - и нового “осевого времени”, к подлинному становлению человека.

Контрольные вопросы

— Что означает, в общих чертах, концепция исторического прогресса культуры?

— Точка зрения европейских деятелей Просвещения?

— Точка зрения эволюционистов?

— Что представляет собою формационный подход к истории культуры?

— Какова точка зрения К. Ясперса?

 

1.4.2. Концепция локальных культур (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби).

Суть этой концепции: нет никакой единой общечеловеческой культуры; есть замкнутые образования, развивающиеся по собственным законам, подобно живым организмам в природе. Каждая культура проходит свой цикл рождения, роста, становления, расцвета, надлома, упадка и угасания. У каждой из культур свой неповторимый облик и неповторимая судьба.

А) Концепция Николая Данилевского.

Русский учёный Н. Данилевский - по-видимому, первый, кто подал эту идею. Его труд “Россия и Европа”, вышедший во второй половине XIX в., считали “библией славянофильства”. По профессии он был зоолог и культуру рассматривал с точки зрения зоолога — как единый организм. Данилевский насчитывал около 30 культурно-исторических типов (“положительные деятели в истории человечества”) и ещё культуры типа викингов или татаро-монголов, роль которых - разрушать отживающие культуры (“отрицательные деятели…”). В его классификацию входили, кроме того, отдельные племена, которые представляют собою “сырой” этнографический материал, - они ещё не успели или не смогли сформировать цельную культуру. Каждый самобытный культурно-исторический тип, по мысли Данилевского, естественным образом эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации.

Далее, он насчитывает четыре направления культурной деятельности человека (“основы”):

- деятельность религиозная;

- деятельность культурная в узком смысле (научная, техническая, художест-венная);

- деятельность политическая;

- деятельность общественно-экономическая.

В соответствии с этим он делит культуры на: первичные илиподготовительные(они лишь вырабатывают условия жизни в организованном обществе); одноосновные (еврейская, греческая, римская), в которых превалирует всего лишь одна основа культуры; двуосновные(например, германо-романская - “политико-культурный” тип). В идеале должна быть четырёхосновнаякультура, где представлены все четыре направления культурной деятельности человека. Она только формируется. Эту перспективу он отводил славянскому культурно-историческому типу.

Культуры отдельных народов и цивилизаций Н. Данилевский считал самодостаточными, самобытными и непроницаемыми для чуждых влияний. Соответственно, он отрицал саму возможность единства человечества, возможность общего исторического прогресса.

Б) Концепция Освальда Шпенглера.

Освальд Шпенглер — выдающийся немецкий философ и культуролог начала ХХ столетия. Его главный труд - «Закат Европы» (1914). Как и Данилевский, этот мыслитель отрицал общий поступательный ход развития культуры. Для него существует лишь круговорот локальных культур, каждую из которых он уподобляет живому организму. Культуры зарождаются неожиданно и «вырастают с возвышенной бесцельностью, подобно цветам в поле». Под культурой он понимает внешнее проявление внутреннего строя души народа. Каждой такой «душе» присущ свой первосимвол. Например, для европейской культуры Нового времени («фаустовская душа») таким первосимволом выступает только ей свойственный способ переживания пространства и времени - устремлённость к бесконечности. Отражения этой идеи - идея бесконечности в математике, подзорная труба, дальнобойное орудие, Суэцкий канал, перспектива в живописи и т.д. В античной культуре («аполлоновская душа») господствует принцип обозримого предела. Греки воспринимали только доступное зрению трёхмерное пространство. Им было чуждо всё иррациональное, неизвестен нуль и отрицательные числа.

Культура живёт своей обособленной жизнью, культивируя свой «вкус», «такт», «ритм», «тональность». Культуры самодостаточны и потому диалог между ними невозможен. Подобно Данилевскому, он считал, что «единство человечества» - пустой звук.

«Жёсткие» формы культуры - технику, право, идеологию и т.п. он называет цивилизацией, и это - предсмертная стадия в развитии культуры. Здесь мировые столицы впитывают в себя всю творческую энергию общества и перерабатывают её в жёсткие окостеневшие формы. Вместо духовного творчества — физическая экспансия, вместо любви к родине - космополитизм. Всё определяют деньги. Цивилизация переживает «империалистическую» стадию. Культура становится эклектичной, массовой. На этом основании он пророчил скорую гибель европейской цивилизации.

В) Концепция Арнольда Тойнби.

Главный труд - «Постижение истории» (12 томов).

Для него человеческая культура — не что иное как - круговорот «локальных цивилизаций». Каждая цивилизация проходит цикл развития, состоящий из пяти стадий: возникновение, рост, надлом (связанный с «истощением жизненных сил»), разложение и гибель. Цивилизация может зародиться лишь под действием определённого стимула, а именно: умереннонеблагоприятная среда бросает вызов обществу, которое, благодаря усилиям некоего «творческого меньшинства» оказывается способным этот вызов принять (вызов не должен быть ни слишком слабым, ни слишком суровым). В результате общество приводит себя в состояние более высокой организации, что, собственно говоря, и следует расценивать как процесс роста культуры. Поступательное движение цивилизаций осуществляется благодаря «порыву», влекущему их «от вызова через ответ к дальнейшему вызову». Надлом цивилизации начинается тогда, когда её элита не способна дать эффективный ответ на «вызов».

А. Тойнби считает, что высшим достижением исторического развития является образование мировых религий. В отличие от пессимиста Шпенглера он видит спасение цивилизации в её оцерковлении и одухотворении.

Контрольные вопросы

— Что представляет собою, в общих чертах, концепция локальных культур?

— Какова точка зрения Н. Данилевского?

— Точка зрения О. Шпенглера?

— Точка зрения А. Тойнби?

1.4.3. Психоаналитическая концепция (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм)

А) Зигмунд Фрейд.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь