Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство Древней Месопотамии



Ни один архитектурный памятник, из тех, что были созданы в рамках этой цивилизации, не дошёл до нас в сколько-нибудь сохранившемся виде. Виной этому ¾ не только разрушительные катаклизмы, свойственные природе Двуречья, но и тот факт, что абсолютное большинство зданий делались из кирпича-сырца, при почти полном отсутствии месторождений строительного камня. Между тем в письменных источниках сохранились указания на роскошь дворцов Вавилона, Ура и Ниневии, на великолепие и величие шумерских храмов.

Некоторые из раскопанных археологами храмовых комплексов поддаются условной реконструкции (на чертежах), так что мы можем приблизительно представить себе облик святилищ, где обитали великие боги Древней Месопотамии. Это были огромные ступенчатые пирамиды, ориентированные по четырём сторонам света. Пирамиды, подобные этим, (в науке такое сооружение обозначается как зиккурат), археологи находят в некоторых других частях света, например, в Южной Америке. На том месте, где когда-то стоял город Ур, удалось освободить от песка и частично восстановить главный храм города, состоявший из трёх ступеней: нижняя была выкрашена в чёрный цвет и символизировала землю, средняя была выкрашена в красный цвет и символизировала воздушное пространство, верхняя ¾ в белый. На самом верху возвышалось святилище бога, помещение для его статуи (целла), выложенное голубым глазурированным кирпичом.

Самый большой зиккурат, состоявший из 7 ступеней и посвящённый богу Мардуку, был построен в Вавилоне. Библейское сказание повествует о дерзком замысле жителей города, вознамерившихся построить здание высотой до самого неба, за что были наказаны Богом, смешавшим языки строителей этого храма. После того, как строители перестали понимать друг друга, они бросили свою затею и разбрелись во все концы земли, образовав различные племена и народы… На самом деле храм был полностью построен; это сооружение наблюдал воочию древнегреческий историк Геродот, оставивший нам его описание. Характерными приметами месопотамских зиккуратов являются широкие лестницы и террасы, по краям которых насыпалась почва и высаживались деревья. Аналогичные искусственные насаждения широко практиковались во дворцах; из них так называемые «висячие сады Семирамиды», устроенные царём Навухудоносором Вторым, вошли в число Семи чудес света. Остатки этого сооружения, вместе с трубами искусственоого орошения, были также обнаружены археологами.

Изобразительное искусство народов Древней Месопотамии представлено скульптурами, рельефами на каменных стелах и на остатках дворцовых построек, фрагментами дворцовых фресок, резьбой на каменных печатях.

Скульптура, за отсутствием подходящих скальных пород, не могла быть монументальной: это были глиняные и каменные фигурки, дошедшие до нас в отдельных захоронениях. Скульптуры людей отличаются рядом характерных особенностей: пропорции частей тела искажены; позы, как правило, статичны, ¾ вообще не похоже, чтобы месопотамских скульпторов хоть в какой-то мере интересовала телесная пластика. Руки сложены возле груди, с соединёнными ладонями, в смиренной, молитвенной позе. На головах обращают на себя внимание удлинённые уши (по-шумерски «мудрый человек» звучит как «человек уха»). Самая же главная отличительная особенность месопотамской скульптуры ¾ огромные, выразительные, прямо-таки «огненные» глаза, в орбиты которых, по-видимому, помещались сверкающие драгоценные камни.

Резьба на каменных печатях не ограничивается надписями: на этих печатях иногда можно увидеть рельефные изображения, почерпнутые из мифов. Рельеф делался вогнутым, в расчёте на то, что каменный цилиндр (именно такую форму имела печать), когда его прокатывали по глине, мог бы оставить выпуклое рельефное изображение. Такая резьба была, конечно, результатом весьма искусной работы и пользовалась большим спросом. Таким образом, художественный промысел, посвящённый резным изображениям на мелком камне ¾ глиптика ¾ был достаточно хорошо развит в Древней Месопотамии.

Письменные памятники, сохранившиеся от цивилизаций Двуречья, довольно многочисленны. Именно им мы и обязаны большинству сведений, почерпнутых учёными о месопотамской культуре. Надписи эти были сделаны на практически вечном материале ¾ на глиняных табличках, обожжённых или высушенных на солнце. Глинистые почвы в изобилии поставляли этот «писчий материал». На первых порах письменность была рисуночной (пиктография). Она возникла для чисто практических надобностей: необходим был учёт храмовых и царских сокровищ, количества скота, инвентаря, зерна и т.д.

Знаки постепенно становились условными, обозначающими не только понятия, но и любые отдельные слова, даже звуки. Сложился и тип письма ¾ клинопись ¾ система отпечатков от конца заострённой тростниковой палочки (в виде клиньев, особым образом сочетающихся друг с другом). Письменность приобрела со временем достаточно совершенный вид, чтобы с её помощью можно было запечатлевать на глине любую речь и любые мысли. Так появляется, с течением лет, первая клинописная литература: гимны в честь богов и царей, царские указы, распоряжения, тексты свадебных и любовных песен, басни, пословицы, поучения, ¾ и, наконец, в вавилонской литературе появляется первое в мире литературное произведение крупной формы: знаменитый эпос о Гильгамеше.

Прототипом эпоса, по всей вероятности, явился исторически реальный персонаж: царь Урука Гильгамеш, который был первым объединителем номов на юге Месопотамии после победы над Аггой, царём Уммы, и пятым правителем Первой династии Урука. После смерти он стал героем многочисленных мифов, которые и послужили основой для поэмы анонимному поэту-сказителю. В эпических текстах Гильгамеш почти обожествлён: он представлен как сын царя и богини. Его богатырские подвиги (победа над чудовищем Хумбабой в кедровых лесах Ливана, схватка со священным быком Инанны и пр.) были воспеты в эпических песнях ещё в III тыс. до н.э.

Безымянный автор, несомненно, был знаком с различными версиями сказаний о Гильгамеше. Воспользовавшись некоторыми из них, он создал собственной произведение, которому суждено было стать одним из величайших в древневосточной литературе.

Канвой сюжета послужила история дружбы двух героев ¾ Гильгамеша, царя Урука, и Энкиду, дикого человека, жившего в степи. Энкиду не знал цивилизации. Он жил невинной жизнью вместе со степными зверями до тех пор, пока блудница Шамаш, соблазнив отшельника, не приобщила его к миру людей и цивилизованной жизни. Гильгамеш, обладавший богатырской силой, лишь в лице Энкиду нашёл равного себе героя. Вместе они совершили ряд подвигов, главным из которых была победа над лесным чудовищем ¾ Хумбабой. К трагической кульминации повествование подходит после того, как Гильгамеш отвергает любовные домогательства богини Иштар. Оскорблённая богиня, замышляя погубить героев, насылает на них своего священного быка, но друзья-герои убивают чудовище, и Энкиду оскорбляет Иштар, швырнув срамную часть убитого быка ей в лицо.

После этого следует наказанье: Энкиду поражён внезапной болезнью, и умирает на глазах убитого горем друга. Смерть Энкиду потрясла Гильгамеша не только потому, что тот был его единственным другом: перед духовными очами урукского царя словно упала пелена, и ему открылась воочию горестная судьба всех людей Земли, от ничтожного нищего до всевластного царя: все они равны перед лицом неизбежной смерти! Где же справедливость, если бессмертие дано лишь своенравным и жестоким богам, а человеку ¾ только тщета жизни и бесполезные страдания?

И Гильгамеш делает то, что только и должен был осуществить герой в подобных обстоятельствах: он восстаёт против несправедливости судьбы, он отправляется в потусторонний мир, «Страну без возврата», на поиски бессмертия. Там он встречается с единственным человеком, которому за особые заслуги было даровано бессмертие, ¾ его звали Утнапиштим. От этого человека Гильгамеш услышал историю Всемирного Потопа, и то, как он единственный, вместе со своей семьёй, спасся от потопа в специально построенном ковчеге. (Таблички с описанием Потопа почти текстуально воспроизводят некоторые детали описания аналогичного события в книге Бытия Ветхого Завета).

Сжалившись над героем, Утнапиштим сообщает ему секрет бессмертия: нужно достать со дна моря цветок, сохраняющий молодость. Гильгамеш воспрял духом: «Принесу я цветок в Урук ограждённый, накормлю народ мой, цветок испытаю, если старый человек от него молодеет, я поем от него ¾ возвратится моя юность! ». Увы, судьба распорядилась иначе: цветок утащила змея, пока Гильгнамеш, утомлённый, спал на берегу. Герой так и не достиг бессмертия, к которому стремился, и не смог подарить его людям.

Поэма имеет глубокий философский подтекст: человек, даже самый мужественный и дерзкий, неизбежно должен примириться со своей трагической участью на Земле.

Наука и просвещение

В Древней Месопотамии, особенно в вавилонский период её истории, существовал определённая система первоначальных научных знаний. От них эти знания заимствовали практически все народы Передней Азии. Важно отметить, что эти знания систематизировались только в ходе школьного преподавания, и вся наука была непосредственно с ним связана.

Первые школы возникли ещё в Шумере, около 5 тыс. лет назад. На первых порах главной задачей таких школ было обучение письму и счёту. Письмо, вначале рисуночное, а затем иероглифическое, имело вид нанизанных друг на друга клиньев, которые выдавливались на сырых глиняных табличках углом среза тростниковой палочки. Таблички затем высушивались на солнце или обжигались, благодаря чему эти письменные документы могли храниться почти неограниченно долго, не подвергаясь разрушению. Система клинописи включала несколько сотен знаков, обозначающих слова, группы слов или отдельные слоги. Такой характер письменности предполагал систему зазубривания списка знаков и различных терминов, которые могли встретиться в хозяйственных документах. Это было тем более необходимо, что в шумерских школах (они назывались э-дуба ¾ «дом табличек») обучали, в основном, будущих жрецов и царских чиновников.

Такое обучение, конечно, было весьма трудоёмким и приносило учащимся немало горьких испытаний, тем более что палка была едва ли не единственным «учебным пособием» в руках педагога. Зато выпускник на всю оставшуюся жизнь был избавлен от забот о хлебе насущном: должность чиновника или писца была ему обеспечена.

Кроме письма, очевидна была необходимость в умении считать, но здесь шумерская цивилизация не остановилась на простом счислении, а пошла значительно дальше: возникла математическая наука (в школах решали даже квадратные уравнения), и на её основе ¾ математическая астрономия, с помощью которой вавилонские математики научились предсказывать лунные затмения. Основаниями для счёта служили цифры 5, 10 и 60. Следы шестидесятиричной системы счисления мы можем наблюдать до сих пор (24 часа в сутках, 60 минут в часе, 60 секунд в минуте, 360 градусов в окружности). Существовали также системы единиц длины, площади, веса. Поздневавилонскими астрономами был введён специальный знак для обозначения нуля. Со средневавилонского периода появляются серии клинописных таблиц, представляющих собою сборники алгебраических задач, сгруппированных по типам хода решения.

В Месопотамии существовал лунный календарь. К лунному году (354 дня) время от времени добавлялся дополнительный ¾ «високосный» ¾ месяц.

Важную роль играли геометрические задачи, связанные главным образом с рытьём каналов и бассейнов, вычислением объёма зернохранилищ, строительством дамб и т.д. Решения большинства задач должно было выводиться путём последовательных логических умозаключений. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что вавилонская математика, созданная ради школьного преподавания будущим писцам и администраторам, выросла в науку, целью которой была уже не столько хозяйственная практика, сколько «мудрость», т.е. умение поразить своей мыслью, в том числе и путём решения головоломки. Таким образом, в данном случае мы сталкиваемся, быть может, с первым в Истории зарождением «чистой» науки, развивающейся по собственным законам и не имеющей практического применения.

С каждым столетием увеличивались число дисциплин и объём знаний, получаемых в школах. До нас дошёл перечень (не полный) экзаменационных требований для выпускников э-дубы четырёхтысячелетней давности. Он весьма впечатляет! Оканчивающий учение писец должен был уметь устно и письменно переводить с шумерского на аккадский и наоборот, знать наизусть шумерские писцовые и грамматические термины, спряжение и склонение, различные виды каллиграфии и тайнописи, жанры культовых песнопений, должен был уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами, уметь составить, завернуть в глиняный конверт и опечатать юридический или хозяйственный документ любого рода, знать математику, уметь подсчитать и распределить рационы для работников, знать различные нормы расходования материалов и продуктов, уметь вычислить объём землекопных работ и т.д.

Отдельной ¾ причём, очень важной ¾ наукой в Месопотамии считалось гадание. Гадали по внутренностям жертвенных животных, по маслу, накапанному в воду, по дыму благовоний, по полёту птиц и так далее. Были составлены обширные списки предзнаменований, включавшие в себя и народные «приметы», возникшие путём многолетних наблюдений над природными явлениями. Особое значение придавалось пророческим снам. Вавилонский царь, прежде чем принять важное государственное решение, отправлялся в храм Мардука, где проводил ночь, и затем рассказывал свой сон главному жрецу, чтобы тот истолковал его, опираясь на свои тайные знания.

Summary

Если мы попытаемся представить себе достижения месопотамской цивилизации в виде некой суммы идей, универсально значимых в контексте мировой культуры, то целесообразно выделить следующие:

¾ идея государственности;

¾ патернализм и связанная с ним парадигма восточной деспотии;

¾ общинный характер социальных связей;

¾ религия личного бога;

¾ идея предопределения и связанный с нею фатализм, ничтожество человека перед вышней волей;

¾ приоритет духовного начала по отношению к материальному, сознание непрочности и преходящести материального мира;

¾ первые ростки духовно независимого творчества (математика и литература);

¾ начало идеи спасения (эпос о Гильгамеше).

Контрольные вопросы

1. Что собой представляла письменная культура Месопотамии?

2. В чём значение мифа об Энки и Нинмах?

3. Что такое религия личного бога в условиях Месопотамии, и какие она имела культурные последствия?

4. Тематика и значение эпоса о Гильгамеше.

5. Что собой представляла система научных знаний в Вавилоне?

6. Что скрывается за понятием «восточная деспотия»?

7. Что собой представляла социально-политическая структура Месопотамии в период III династии Ура?

8. Что такое фатализм и почему он зародился в условиях Месопотамии?

 

Т Е С Т Ы

 

1) Имя героя месопотамского эпоса «О всё видавшем»

Ашшурбанипал

Навуходоносор

Гильгамеш

Ур-Намма

2) Кто такой лугаль?

Горшесник

Торговец

Жрец

Военный вождь города

3) Кто установил деспотическое правление в Мемопотамии?

Утухтенгаль

Гильгамеш

Набонид

Саргон Древний

4) Материал для письма в Месопотамии?

Папирус

Бумага

Глиняные таблички

Береста

5) Что такое зиккурат?

Храм в форме ступенчатой пирамиды

Печать

Оборонительный вал

Речная дамба

6) Кто такая Инанна?

Жрица храма Неба

Правительница Шумера

Богиня плодородия

Храмовая танцовщица

7) Кто считается автором первого в Истории свода законов?

Царь Вавилона Хаммурапи

Гильгамеш

Саргон Древний

Навуходоносор

==========================================================

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь