Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 4. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА



Древний Египет ¾ очаг одной из самых ранних цивилизаций Земли; время её возникновения примерно совпадает с Шумером (конец IV тыс. до н.э.). Не смотря на то, что эта цивилизация прекратила своё существование много столетий назад, она лучше других поддаётся изучению: в Египте сохранилось много артефактов и письменных памятников, позволяющих судить о важнейших сторонах её жизни.

Природные условия

Египет ¾ страна, расположенная на северо-востоке африканского континента. С далёкой древности там не наблюдается дождей; единственным источником влаги (и тем самым, единственным источником жизни) является мощная водная артерия ¾ река Нил, пересекающая страну с юга на север. На восток и на запад от Нила простирается огромная пустыня, на юге ¾ непроходимые нильские пороги, а с севера Египет примыкает к Средиземному морю, так что с глубокой древности страна находилась в относительной изоляции от остального мира. Это сказалось и на представлениях египтян: долгое время они считали свою страну единственной на свете. Одно и то же слово у них обозначало «землю» и Египет, одним и тем же словом обозначались понятия «египтянин» и «человек». В силу этой естественной изоляции египтяне довольно долго, (по крайней мере первую тысячу лет своего цивилизованного существования) не были жертвами внешней агрессии, что, конечно, капитальнейшим образом отличало условия их жизни от тех, которые пришлись на долю жителей Месопотамии.

Нельзя также не обратить внимания на строгую симметрию (относительно реки Нил), которой всегда отличался пейзаж этой страны к югу от дельты: по обе стороны располагались сначала пойменные земли с зарослями тростника, затем мощные скалы, обрамляющие ложе великой реки, и далее ¾ на восток и на запад ¾ простиралась пустыня. Эта геометрическая правильность ландшафта сыграла, по-видимому, большую роль в характере мышления древних египтян, склонных к симметрической правильности своих мифологических конструкций и каменных сооружений.

Природа Египта, ¾ в этом ещё одно существенное отличие от Двуречья, ¾ не знала катастрофических стихийных бедствий. Река Нил ежегодно (в июле) разливается в результате таяния снегов в горах Эфиопии. Этот паводок приносит из южных тропических лесов частички перегнивших растений ¾ плодородный ил, который египтяне специально задерживали на своих полях с помощью системы дамб (в результате чего в Египте возникла бассейновая система орошения). Таким образом, река Нил представляет собою уникальную гидросистему: ежегодно река обновляет почву поймы, покрывая её свежим маслянисто-чёрным слоем ила (отсюда и название Египта, данное самими жителями: Та-Кемет, что значит «Чёрная Земля»). Благодаря этому египтяне могли уверенно снимать на своей земле по два урожая в год. Земледелие в таких условиях не требовало сложной агротехники: зерно веером рассыпали по всей площади поля, после чего пускали туда стадо овец, чтобы они втоптали зерно в землю.

Прибавим к этой картине множество скал на крутых берегах (неиссякаемый источник строительного камня), медные и серебряные рудники на юге страны, богатейший животный мир долины Нила ¾ и мы получим приблизительное представление о природе Египта, весьма щедрой, надёжной и благоприятной для процветания одной из древнейших цивилизаций мира.

Краткий исторический очерк

В четвёртом тысячелетии до н.э. в долине Нила существовали отдельные крупные поселения земледельцев (44 нома). В результате многочисленных войн между ними образовались два самостоятельных государства: Верхний Египет и Нижний Египет. Наконец, приблизительно к 3100 г. фараон Менес объединил обе территории в единое государство, положив начало Первой династии. С этих пор цари Египта стали именовать себя «владыками северных и южных земель», и на царской короне были два цвета: белый символизировал Верхний Египет, красный ¾ Нижний Египет.

В истории этой цивилизации исследователи насчитывают пять крупных периодов: Ранее царство, Древнее царство, Среднее царство, Новое царство и Позднее царство. Каждый из этих периодов отмечен своей спецификой.

РАННЕЕ ЦАРСТВО (3100 ¾ 2649) ¾ это зарождение и укрепление египетской государственности, возникновение письменности, строительство единой сети плотин, дамб и ирригационных каналов, появление крупных земледельческих хозяйств, постепенное формирование, на основе местных номовых культов, единого обще-египетского пантеона богов. На протяжение этого периода номы Нижнего Египта, не желавшие, видимо, смириться с победой южных завоевателей, неоднократно восставали, и на их усмирение уходило много времени и сил. Медленно, но неуклонно Египет становился монолитным и централизованно управляемым государством. Именно в эту эпоху формируется обще-египетский государственный аппарат и большое, многоотраслевое царское хозяйство. Столицей государства, в конце концов, становится Мемфис, чей бог-покровитель Птах долгое время считался создателем мира и всех живых существ.

В составе царских имён (теофорных, т.е. включающих имя бога-покровителя) мы часто встречаем имя бога солнца Гора; это даёт нам право предположить, что именно Гор был на первых порах главным в пантеоне древнеегипетских богов.

Орудия труда были из меди, кремня и дерева; дома египтяне строили пока ещё в основном из кирпича-сырца; керамическая посуда изготовлялась без применения гончарного круга. Основными растительными культурами были ячмень и пшеница. Широко было развито домашнее скотоводство. Дошедшие до нас из погребений того времени полотна свидетельствуют о развитии льноводства и ткачества. Египтяне занимались также рыболовством, разведением водоплавающей птицы, охотой.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО (2649 ¾ 2150 гг.) ¾ время правления следующих четырёх династий ¾ выделено в отдельный период благодаря тому, что начало в этого времени отмечено окончательной консолидацией Египта в единое государство и прекращением гражданских войн. Древнее царство ¾ первый по времени расцвет древнеегипетской цивилизации.

Основателем Древнего царства (и 3-й династии) считается фараон Джосер, заупокойная пирамида которого ¾ ещё ступенчатая ¾ открывает собою эпоху строительства этих грандиозных сооружений, создававшихся именно во времена Древнего царства. В этот период в полную ширь развернулось каменное строительство: не только пирамиды, но и жилые дома строились из камня (мягкого песчаника). Окончательно сформировалось единое хозяйство огромной страны: система дамб и оросительных каналов, хорошо налаженное сельское хозяйство, разнообразное ремесленное производство, меновая торговля. Товары, доставляемые издалека, везли на огромных папирусных лодках по Нилу ¾ единственной в то время торговой артерии.

В этот период главными ценностями были ¾ созданные поколениями материальные ценности, собственность, здравый смысл, инициатива и личный успех. Египтянин мог надеяться, что его личное достояние не будет разрушено: порукой тому была крепкая государственная власть и подчиняющаяся вечным законам природа, которая в этой стране «работала», как часы. Египтяне весьма ценили материальную благоустроенность своей жизни ¾ здесь, на земле, среди живых, ¾ и «там», в Царстве мёртвых, где человек, по их представлениям, наслаждался столь же полнокровной и благоустроенной жизнью.

Уже в период Древнего царства египтяне предпринимали успешные военные походы: на Запад, против ливийцев, на юг, против Северной Нубии и на Восток, против азиатских племён. Эти военные экспедиции не были ни частыми, ни длительными, но неизменно они приносили военный успех и значительную добычу.

Ничто, казалось, не предвещало катастрофы… Но во времена правления 5-й и 6-й династий постепенно назревал конфликт между верховной царской властью и властью вельмож (руководителей номов: номархов). Номархи, владевшие обширными территориями, богатейшими личными хозяйствами и даже собственными военными подразделениями, стремились к неограниченной власти на своих землях, их не устраивала роль фараоновых слуг. В то же время механизм централизованной власти постепенно расшатывался и приходил в упадок. Согласно данным археологических исследований, в течение последних двух столетий Древнего царства заупокойные пирамиды фараонов становятся всё скромнее по размерам, в то время как пышность и размах гробниц номархов ¾ всё время возрастает. Постепенно номархи, чувствуя свою силу, всё более и более подрывают могущество царской власти… Всё это кончилось распадом Египта на множество независимых областей ¾ номов.

Начинается первая для Египта эпоха смутного времени: распад единой хозяйственной системы, гражданские войны, хаос в политической жизни, за которым приходят голод и эпидемии. Письменные памятники говорят о пашнях, превратившихся в болота и непроходимые заросли, о пустующих полях, которые некому обрабатывать ¾ целые области страны обезлюдели. Вот, например, о чём повествует так называемый «папирус Ипувера» (современника изображаемых событий):

«Грязь по всей стране. Нет человека, одеяние которого было бы белым в это время. Воистину: земля перевернулась как гончарный круг. Грабитель стал владельцем богатств; богач превратился в грабителя. Воистину: чужой землёй стал Египет. Номы разгромлены. < …> Благородные женщины скитаются по стране. Владычицы дома говорят: «О, если бы мы имели, что поесть! ». Тела их страдают от лохмотьев, сердца их разрываются, когда они молят богов о здоровье того, кто раньше молился сам… Воистину: смех забыт. Он нигде не слышен. То, что можно услышать в стране, ¾ это стенания, смешанные с воплями. Воистину: волосы выпали у всех. < …> Воистину: человек ожесточившись сердцем, говорит: если бы я знал, где бог, то принёс бы ему жертву! Воистину: убивает человек братьев матери своей. < …> Страна в бессилии своём подобна сжатому льняному полю. Воистину: зерно гибнет на всех путях. Едят траву и запивают её водой, отнимают пойло ото рта свиней. < …> свитки законов выброшены, и ходят по ним на перекрёстках. < …> Смотрите: тот, кто не мог построить себе даже хижины, теперь владеет домом, а придворные изгнаны из домов царя. Смотрите: владелец роскошных одеяний теперь ходит в лохмотьях < …>

Что и говорить! Для людей, долгие века живших благополучной жизнью, смутное время оказалось чудовищным стрессом. Некоторые источники даже сообщают, что крокодилы, жившие в Ниле, чрезвычайно размножились: люди сами шли к ним в пасть; жизнь для них потеряла всякую ценность.

В это неустроенное время правители отдельных номов нередко объявляли себя фараонами и правили одновременно с соседями. Счёт династий здесь неоднозначен. Египетский историк Манефон относит на период смуты время правления 7¾ 10 династий. В конце концов, на юге страны усилился фиванский ном, и его царь Ментухотеп, представитель 11-й династии, становится фараоном вновь объединённого Египта.

СРЕДНЕЕ ЦАРСТВО (2040 ¾ 1640 гг.) Этот период отмечен некоторыми подвижками в хозяйственной жизни страны: появляются бронзовые изделия, усовершенствованный плуг, широко развитая специализация производства. В Файюмском оазисе строится огромное водохранилище. Возрастает число средних и мелких хозяйств. Египтяне ведут интенсивную торговлю с Восточным Средиземноморьем. Огромный размах приобретает храмовое строительство (самым почитаемым богом теперь становится бог полуденного солнца Ра ). Особенно поражают своими размерами заупокойные храмы Ментухотепа I и Аменемхета III.

Кульминацией этого этапа древнеегипетской цивилизации явилось правление фараонов 12-й династии, перенесших столицу в город Ит-Татуи. Цари этой династии вели успешные войны с ливийцами и переднеазиатскими племенами, а также с Нубией, откуда поступали золотые и медные слитки, слоновая кость и редкие породы дерева. Самым воинственным царём этой династии был Сенусерт III, совершивший несколько военных походов на юг от нильских порогов. По его приказу для облегчения прохода военных судов через пороги был выбит в скале обводной канал, а к югу от 2-го нильского порога были выстроены две крепости. В своей выбитой на каменной стеле надписи он завещал потомкам прочно стоять на этих границах. Его сын Аменемхет III, последний из великих царей 12-й династии, завершил строительство грандиозных ирригационных сооружений в районе Файюмского оазиса.

Среднее царство распалось по той же причине, что и Древнее: слишком сильны были властные амбиции номовой знати, с которыми царям так и не удалось справиться. Как мы можем судить из документов, подспудная борьба местных правителей и центральной власти, внутренние беспорядки и волнения, заговоры и дворцовые интриги происходили в Египте уже в период правления царей 12-й династии. Аменемхет I и Аменемхет II стали жертвами покушений. Династия прекратила своё существование со смертью последнего его представителя, женщины-фараона Нефрусебек, и вслед за этим снова ¾ более чем на два столетия! ¾ Египет погружается в хаос смутного времени.

Распад государства сопровождался усилением внутридинастической борьбы: достаточно отметить, что дошедшие до нас царские списки сохранили имена более двух сотен фараонов. Такое обилие царствующих особ за двухвековой период однозначно говорит о том, что царский трон стал игрушкой в руках многочисленных претендентов на власть. В довершение ко всем бедам, на Египет обрушились орды азиатских кочевников. Это были гиксосы, которых египтяне называли хека хасут, что значит «властители пустынных нагорий». Они имели на вооружении конные боевые колесницы, внушавшие ужас египтянам, никогда доселе не занимавшимся разведением лошадей. 110 лет гиксосы находились в Египте, однако полностью завоевать его так и не смогли: юг Египта сохранил свою независимость.

Освободительную Войну с захватчиками начали цари города Фивы, постепенно с боями продвигаясь на север. Окончательную победу над ними одержал основатель 18-й династии Яхмес. Ему удалось покончить с хаосом и полностью объединить страну. Время его правления открывает новый и самый блестящий период в истории древнеегипетской цивилизации.

НОВОЕ ЦАРСТВО (1552 ¾ 1069). Уже в самом начале этого периода произошли большие сдвиги во всех областях хозяйства. Бронзовые орудия труда получили повсеместное и широкое распространение. Появляется ткацкий станок, водоподъёмные сооружения («шадуфы»), развивается новая для страны отрасль ремесленного производства ¾ стеклоделие. В обширных хозяйствах появляются новые виды домашних животных (в т.ч. лошадь и верблюд), повозки, запряжённые волами, начинают использоваться в перевозке тяжестей. В пустынных каменоломнях развернулась огромная по своим масштабам добыча камня для строительства монументальных храмов и новых жилищ. Страна переживает новый расцвет торговли. Денежным эквивалентом выступает серебро.

Столицей Нового царства окончательно становятся Фивы, а фиванский бог Амон приобретает значение всеегипетского бога под именем Амона-Ра.

Пожалуй, самой главной особенностью Нового царства явился новый статус Египетского государства: если прежде, несмотря на военные походы, внешние завоевания были спорадическими и не слишком обширными, то теперь, начиная с завоеваний Тутмоса III, Египет становится мощной империей, распространившей своё влияние далеко за пределы своей традиционной территории. Соответственно, огромный поток товаров поступает в Египет с захваченных областей и стран: медь из Палестины и Сирии, золото из Эфиопии, серебро из страны хеттов, строевой лес из Ливана.

Небывалый подъём военной активности египтян в эпоху Нового царства объясняется отчасти тем, что для освобождения страны от захватчиков потребовалось создание небывало мощной армии, которая теперь, после изгнания гиксосов, из средства освобождения превратилась в орудие разбоя. Лишь 20-летнее правление царицы Хатшепсут, которая была регентшей при малолетнем Тутмосе III, а затем узурпировала власть, военные походы сменились активным храмовым строительством. Но с её смертью этот недолгий мирный период кончился, и воинственно настроенный Тутмос III начал свои знаменитые военные походы, стяжавшие ему среди историков славу «египетского Наполеона». На юге он расширил владения Египта вплоть до IV нильского порога, на северовостоке ¾ до Митаннийского царства. Последующие фараоны продолжили эту завоевательную политику. Среди них особенно колоритной фигурой выглядит Рамзес II, отважный воин и неистовый любовник, оставивший после своего 67-летнего правления массу легенд о своих военных подвигах и достаточно обильное потомство: свыше 200 отпрысков от многочисленных жён и наложниц. Египет в то время был, вероятно, самым сильным государством в Африке и Передней Азии. В крупных переднеазиатских городах стояли египетские гарнизоны, а наследники их правителей содержались как заложники при египетском дворе. Египет превратился в мировую державу.

Огромная часть добычи передавалась храмам и храмовому жречеству. Жреческая каста стала особенно могущественной в период Нового царства, потому что ещё во времена освободительной борьбы с гиксосами, осквернявшими древнеегипетские святилища и не почитавшими египетских богов (за исключением Сета, бога пустынного ветра), ¾ эта война велась под знаменем возвращения старой веры, и фараоны делали всё от них зависящее, чтобы поддержать храмовое жречество и тем самым ¾ отчую веру египтян. Но ко времени правления Аменхотепа IV возросшее могущество жрецов становится угрожающим: их влияние уже простирается в область политической власти. Жречество, к тому же, было тесно связано со старой знатью, которая, как мы помним, в силу своих властных амбиций неоднократно была виновницей смут и распада государства.

Борьба Аменхотепа IV с засилием фиванского жречества и старой знатью приняла вид религиозной реформы, в ходе которой единственным богом Египта был объявлен Атон (солнечный диск), храмы Амона-Ра ¾ повсюду закрыты, а имя этого бога выскоблено с надписей на камне. Фараон взял себе новое имя ¾ Эхнатон, что означает «угодный Атону», и отстроил новую столицу Ахетатон («небосклон Атона»). Правление этого болезненного монарха было недолгим, всего 17 лет; после его смерти фиванское жречество сумело вернуть себе прежние выгодные позиции и возродить прежний культ Амона-Ра, а заодно и своё экономическое могущество. Усиление власти жречества обернулось в конце концов очередной смутой: верховный жрец фиванского храма Амона-Ра Херихор низложил последнего представителя XX династии, Рамзеса XI, и сам объявил себя фараоном. Однако Нижний Египет не признал власти узурпатора, что и привело к распаду единой державы Нового царства.

После этого Древний Египет очень быстро сам становится военной добычей своих соседей и надолго теряет самостоятельность. До времён так называемого ПОЗДНЕГО ЦАРСТВА (664 ¾ 332 г. до н. э.) страной овладевали то ливийцы, то эфиопы, то ассирийцы, а после усиления Персидской державы ¾ персы. На короткий период Египет освободился от них, ¾ это была недолгая иллюзия возрождения самостоятельности… Затем последовало новое завоевание страны персами, которые продержались в там вплоть до завоевания Египта Александром Македонским, утвердившем на египетском троне династию Птолемеев и основавшим новую столицу Египта ¾ Александрию.

Социальная структура

На вершине власти в этой стране стоял фараон (это древнегреческое наименование утвердилось за царями Древнего Египта). На протяжение всей истории древнеегипетской цивилизации статус царя был особым: его считали живым божеством, сыном бога солнца. Необходимо сразу подчеркнуть разницу между божественностью древнеегипетского царя и самообожествлением царей других древних стран (явление, не такое уж редкое в древнем мире). Если обожествление, например, римских императоров было всего лишь церемониальным актом, обозначающим абсолютную власть, то египетский фараон для простых граждан своей страны был настоящим богом: он был центральной фигурой общегосударственного мифа. Как живой бог, он нёс ответственность за процессы, происходящие в природе. Например, перед разливом Нила фараон торжественно выезжал в барке на середину реки и бросал в воду свиток папируса, в котором содержалось «распоряжение» Нилу ¾ разлиться… Природа должна была подчиниться приказу живого бога. На людях фараон вёл себя почти так, как каменная статуя в каком-нибудь храме: он сидел на троне неподвижно, скрестив на груди руки, держащие плеть и жезл ¾ символы власти. Фараон должен был подчиняться множеству обязательных ритуалов, и, стало быть, он не мог быть абсолютно свободен в своих действиях.

На ступеньку ниже по социальной лестнице находились номархи (руководители номов) ¾ вельможи, в чьих владениях находились города и области. Формально каждый из них считался слугой фараона и находился при дворе на определённой должности. На самом деле во времена Раннего, Древнего и Среднего царств номархи находились на положении местных царьков. Каждый из них имел огромное дворцовое хозяйство с многими сотнями работников самых разных специальностей, собственную армию, а также возглавлял культ местного божества, причём в своей титулатуре называл себя сыном этого божества. Некоторые номархи даже вели собственное летоисчисление. Они окружали себя пышной свитой, строили себе обширные гробницы, иногда превосходящие размерами усыпальницы царей! Именно эти люди, каждый из которых тянул одеяло власти на себя, были причиной катастрофических кризисов и «смутных времён» в истории Египта. Во времена Нового и тем более Позднего царств их власть заметно пошла на убыль, поскольку на командные высоты в это время выдвинулось жречество и служилая аристократия.

Ещё ступенью ниже находились писцы, чиновники и зажиточная прослойка ремесленников (в Среднего царстве их называли «неджес», в Новом ¾ «немху»). Со временем они приобретали всё большее влияние в государстве, поскольку фараон, имевший все основания опасаться интриг со стороны номархов, активно привлекал их на службу и опирался на их поддержку.

Особым статусом в государстве обладали жрецы. Это была замкнутая каста, рекрутировавшая в свои члены только посвящённых. Жрецы были грамотными и учёными людьми; они обладали научными и тайными магическими знаниями. Они обладали также духовной властью и экономическим могуществом: в тайных святилищах содержались пожертвованные сокровища, к храмам были приписаны земли и множество рабов. При этом нужда в жрецах всё время возрастала: фараоны и номархи строили себе заупокойные храмы, для которых требовались всё новые жрецы. Со временем их влияние настолько усилилось, что к концу Нового царства Египет, по сути дела, стал теократическим государством, а верховный жрец фиванского храма Амона взял на себя всю полноту власти.

До сих пор мы говорили о людях, находящихся вне сферы непосредственного производства. Кто же кормил, благоустраивал и вооружал страну? Основные производители материальных благ назывались в Египте хемуу нисут (царские хемуу), то есть ¾ работники царя. К этой категории относилось практически всё трудящееся население этого государства. И обслуживали они, конечно, не только царя, но и всех привилегированных лиц. Каждый такой работник был связан с определённой профессией: земледельцы, пастухи, садовники, огородники, рыбаки, птицеловы ¾ все те, кто трудится в поле, на пастбищах, в разных промыслах; это также и многочисленные слуги, кравчие, танцоры, певцы, музыканты, брадобреи, учителя, т.е. люди, непосредственно обслуживающие хозяина, его родственников и приближённых в его доме.

Царские хемуу приставлены были к своему виду работ с ранней юности, при этом ни один из них не имел права на самостоятельный выбор профессии. Данное обстоятельство очень важно учитывать, чтобы понять особенный статус трудового населения Египта. Ежегодно в каждом номе устраивались смотры для детей царских хемуу, достигших совершеннолетия. Обстановка этих смотров напоминала ежегодный военный призыв: юношей «распределяли» по специальностям, исходя только из воли высшего начальства ¾ для земледелия, ремесленного производства, службы в армии, низшего жречества и т.д. Основным критерием были не способности распределяемых, а насущные потребности египетского хозяйства. Принудительная профессия чаще всего была пожизненной. К этому следует прибавить, что любой «хему» по воле начальника мог быть направлен на тот участок работы, где на данный момент времени требовалась рабочая сила: строительство дамб, рытьё каналов, строительство гробницы и т.д. Эти люди были лишены собственности на орудия и средства производства, трудились в хозяйствах, которые им не принадлежали, и сами находились во владении либо должностного лица, либо принадлежали храмам и государственным учреждениям. Инвентарь, одежду, пищу, предметы быта они получали с государственных складов. Всё это по совокупности позволяет утверждать, что перед нами ¾ образец самой настоящей трудовой армии, мало чем отличавшейся от месопотамских гурушей времён III династии Ура. Разница лишь та, что эти люди не жили в казармах, что они могли иметь дом и семью… но самим себе они всё-таки не принадлежали.

Если учесть, что на таком положении находилось практически всё трудовое население Египта, ¾ вырисовываются довольно определённые, зловещие очертания особого государственного механизма, соответствующего «азиатскому способу производства», суть которого ¾ в тотальная тягловая повинность всего трудового населения страны, реально не имеющего никакой собственности и живущего лишь за счёт государственного пайка.

Другой социально зависимой категорией людей, гораздо меньшей по количеству, чем царские хемуу, были баку ¾ рабы в полном смысле этого слова. Они были личной собственностью состоятельных людей и эксплуатировались в их хозяйствах. Они не были собственностью государства и, следовательно, не участвовали в «распределении» рабочей силы. Самое большое их количество приходится на период Нового царства, когда завоевательные войны способствовали огромному притоку пленников, превращённых в рабов.

Основы духовной жизни

«Отец истории» Геродот, в годы своих странствий побывавший в Египте, назвал египтян «самым набожным народом на свете». Для этого у него были все основания. Египтяне преданно, истово почитали своих богов, выполняли неукоснительно все связанные с их культом ритуалы, заботились о своих священных животных. За порядком в богослужении следила многочисленная каста специально посвящённых жрецов, обладавших магической мощью и тайными знаниями. Самые роскошные и монументальные, до сих пор поражающие мир каменные сооружения служили жилищами богов.

Как и в Месопотамии, многочисленные боги египтян сначала были покровителями номов, а затем, после объединения страны, вошли в единый пантеон, обретая дополнительные функции и свойства, (иногда ¾ полностью изменив место и значение в небесной иерархии). Религиозные мифы древних египтян со временем также менялись, ¾ не в последнюю очередь благодаря богословским спекуляциям жрецов.

Главным божеством Древнего Египта во все времена был бог солнца, известный под разными именами: Гор (глава совета богов), Хепри (бог утреннего солнца), Ра (бог полуденного солнца), Атум (бог вечернего солнца), Атон (солнечный диск), и так далее.

Среди многочисленных религиозных мифов важное место в древнеегипетской мифологии занимает эннеада ¾ миф о «девятке богов». Вкратце, суть этого мифа состоит в следующем: в начале начал была водная бездна, безграничный хаос Нун. Посреди этого хаоса вырос островок, на нём появилось золотое яйцо, из которого возникло первое божество Атум (по другой версии на островке вырос и расцвёл лотос, из запаха которого появился бог Ра ). Атум, имя которого на языке древних египтян одновременно означало «всё» и «ничего», недолго пребывал в одиночестве. Из самого себя он породил двух богов, ставших первой божественной супружеской парой: Шу, бога воздуха, и Тефнут, богиню влаги. От этой пары богов произошли двое других ¾ Геб, бог земли и Нут, богиня неба.

Обращает на себя внимание необычное распределение божественных «функций»: ведь в мифологиях других стран земное божество являет собою женское начало, а небо ¾ мужское, что вполне естественно, если мы вспомним, что Земля рождает всё, что на ней может произрасти, после того, как Небо оплодотворяет её своею влагой. Но в Египте ¾ небосклон всегда чист! И оплодотворяющая влага идёт не сверху, не от дождевых туч, а только снизу, от самого Нила, ¾ отсюда и мужская стать земного божества. Согласно мифу, Геб и Нут были весьма скандальной парой, они часто ссорились, и их отец, бог Шу, решил наконец разделить их. На многих рисунках, сохранившихся на папирусных свитках, богиня неба Нут изображена в виде женщины, на манер арки изогнутой над землёю (пальцы её рук и ног касаются обоих краёв земли), а бог Шу поддерживает Нут в этом положении, держа её на вытянутых руках. По другому варианту мифа, Нут предстаёт как небесная река, по которой плывёт ладья, управляемая богом солнца Ра. Ночью этот бог плывёт по подземной реке в обратном направлении, с запада на восток, и после сражения с чудовищным демоном (в качестве такового фигурирует подземный змей Апоп ) ¾ вновь, в полном своём блеске, появляется на небосклоне. Ещё одни вариант изображения богини неба ¾ «небесная корова», четыре ноги которой поддерживают восемь специально созданных для этой цели божеств. На спине коровы восседает всё тот же блистательный Ра, которого называли «телёнком небесной матери». Каждый вечер «небесная корова» проглатывала этого телёнка, каждое утро ¾ заново его рожала.

Столь различные представления о богине неба, с точки зрения древних египтян, совсем не противоречили одно другому; они отражали разные свойства одной и той же божественной сущности (как видим, логика мифа абсолютно не похожа на известную всем рационалистическую логику! ).

Эта вторая пара богов, также ставших мужем и женой, породила ещё четырёх, вошедших вместе с прежними в состав «девятки». Это были: Озирис, вначале бог прорастающего зерна, а затем владыка Царства Мёртвых; Изида, его жена, богиня плодородия и супружеской верности; Сет, бог пустынного ветра, и Нефтида (функция этой богини не выяснена до сих пор, известно лишь, что египтяне называли её «владычицей дома»).

Кроме этой канонической Девятки богов огромную роль играло множество других, среди которых выделяются:

Птах ¾ бог-покровитель Мемфиса, некогда считавшийся создателем Вселенной и всех остальных богов;

Тот ¾ бог мудрости, письма и счёта;

Маат ¾ богиня истины и справедливости;

Анубис ¾ бог бальзамирования, помощник Озириса.

Важную роль в древнеегипетских религиозных представлениях играл миф об Озирисе и Изиде. Он существует во множестве вариантов, но основная его сюжетная нить сводится к следующему:

В глубокой древности, когда ещё люди вели полудикий образ жизни, питаясь лишь случайными дарами земли, явился к ним Озирис, муж светлый и праведный, и научил людей всем полезным навыкам: ремеслу, скотоводству, земледелию, ткачеству, использованию металлов и другим полезным занятиям. Какое-то время он был фараоном египтян. Его родной брат, жестокий и коварный Сет, завидовал славе и удаче Озириса и искал случая погубить его. Однажды, когда Озирис решил устроить праздник в честь своей победы над кочевниками, Сет явился туда и принёс с собою саркофаг, пообещав подарить его тому из пирующих, кому он придётся в пору. Саркофаг египтяне считали посмертным жилищем, ¾ это был дорогой и желанный подарок. Все, кто посетил праздник, пытались улечься в него, но без особого успеха: для них он оказался слишком велик. Сет на это и рассчитывал, ибо сделал саркофаг по мерке своего брата, не имевшего равных ни в росте, ни в мощи телосложения. Наконец, улёгся в саркофаг и Озирис, и он оказался ему в пору. Однако радость простодушного героя была недолгой: коварный брат быстро закрыл саркофаг крышкой, запаял её и приказал своим слугам выбросить саркофаг в Нил.

Несчастная Изида безутешно оплакивала гибель своего мужа (с тех пор среди египтян возникло поверье, что ежегодные разливы Нила ¾ это слёзы Изиды)… Наконец она нашла саркофаг на дне реки, но злой Сет отобрал у неё тело, разрубил его на 14 частей и разбросал по всему Египту. Верная Изида собрала эти части, соединила их и оживила мужа всего на одну ночь, чтобы зачать от него ребёнка. Здесь проявилась её магическая мощь богини плодородия. Вторично умерший Озирис был с почестями погребён и сошёл в Царство Мёртвых, а Изида, после того, как родила мальчика, названного Гором, ¾ воспитывала его в болотах Дельты, в тайне от Сета, опасаясь, что Сет погубит её сына.

Гор вырос похожим на Озириса: таким же статным и сильным, и, обратившись к совету богов, обвинил Сета в убийстве своего отца. Было решено, что Гор должен доказать свою правоту в поединке. Сет и Гор сразились, и злой бог был побеждён, после чего Гору было разрешено посетить отца в Царстве Мёртвых и объявить небывалую милость: Озирис мог вернуться в мир живых и по-прежнему царствовать там. Гор поступил так, как было решено богами ¾ он вошел в царство Мёртвых и увидел своего отца на троне. Но когда он рассказал отцу о решении совета богов, Озирис отказался от предоставленной ему милости. Он рассудил так: «Я останусь фараоном в Царстве Мёртвых, а тебе, мой сын, я поручаю быть владыкой в мире живых! »

Ключевой смысл этого мифа, который может служить типичным образцом богословского творчества египетских жрецов, ¾ в мифологическом оправдании божественности власти фараона. Он указывает на то, что умерший фараон на самом деле продолжает быть богом, ¾ но теперь уже в царстве мёртвых, где он соединился в одно целое с Озирисом. И в то же самое время, с благословения отца, его наследник становится божественным царём в мире живых, соединяясь с Гором, солнцеликим предводителем богов.

Здесь было сказано: соединился с Озирисом, соединился с Гором. Как это возможно? Дело в том, что среди религиозных традиций египтян существует важный постулат: все живые существа ¾ боги, люди, звери ¾ состоят из одной и той же сверхприродной субстанции. Эта оригинальная точка зрения, едва ли встречающаяся где-либо ещё в религиях мира, давала право египтянам предполагать, что бог может принимать облик животного, человек может становиться Озирисом и сами боги могут соединяться друг с другом… На этом основании, например, номовый бог Фив Амон был соединён с богом солнца Ра и в этом качестве стал обще-египетским богом Амоном-Ра.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь