Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 5. КУЛЬТУРА АТИЧНОЙ ГРЕЦИИ



5.1. Природные условия.

Побережье Средиземного моря послужило некогда колыбелью первых европейских цивилизаций. Это были города-государства (полисы), разбросанные по западным окраинам Малой Азии, югу Балканского полуострова и многочисленным островам между ними. Сама природа позаботилась о том, чтобы ограниченные участки суши, пригодные для земледелия, были надёжно изолированы друг от друга ¾ горами или морскими проливами. Благодаря этому в течение многих веков Греция была, по сути дела, конгломератом множества небольших государств, между которыми шли нескончаемые войны, а также существовали тесные межкультурные и торговые связи. В результате, в течение многих сотен лет, культура греческих полисов приобрела общие черты по двум, по крайней мере, важнейшим показателям: языку общения и религии. Это и позволяет нам рассматривать их в рамках единой культуры, выделяя лишь некоторые (например, Спарту) по особым признакам.

Лишь на последнем этапе существования Древней Греции, начиная с эпохи завоеваний царя Филиппа II и затем его сына Александра Македонского, раздельно управляемые территории сделались составными частями единого государства.

Мягкий благодатный климат Восточного Средиземноморья как нельзя более способствовал земледелию. Однако земли, пригодной для возделывания, в гористой местности не так уж много, да и сама эта земля требует немалого искусства для надлежащей обработки. Этим почва на территориях, обитаемых древними греками, сильно отличалась от пахотных земель Египта и Месопотамии, где, при хорошей ирригации, можно было получать по два урожая в год, не особенно утруждая себя техническими проблемами в процессе обработки этих земель. Греки же, стремясь обеспечить стабильный урожай, вынуждены были совершенствовать агротехнику, а вместе с нею ¾ и ремесленное производство, благодаря чему довольно рано в недрах этой цивилизации сформировался класс ремесленников. Это повлекло за собою и рано сформировавшуюся специализацию производства, а следовательно, и развитие товарно-денежных отношений. Всё, это, как мы убедимся позднее, послужило базой для социальных преобразований, имевших огромные последствия не только для Греции, но и для всей Европы.

Краткий исторический очерк.

Историю культуры древней Греции принято делить на шесть периодов:

¾ критский,

¾ микенский,

¾ гомеровский (тёмные века),

¾ архаический,

¾ классический,

¾ эллинистический.

Ряд исследователей объединяют первые два периода в один, называя его «Крито-Микенским» или «Крито-Минойским». Эта позиция, однако, основана лишь на том факте, что Критская и Микенская цивилизации долгое время существовали параллельно одна с другой. Но это были две существенно разные культуры, носителями которых были разные этносы, отличающиеся друг от друга по своей ментальности. Поэтому правильнее, на наш взгляд, различать их, попутно выделив те их особенности, которые позднее образовали тот блестящий культурный синтез, который мы называем античной цивилизацией.

Первое древнегреческое государство (вероятно, первая вообще европейская цивилизация) сформировалось в начале III тыс. до н.э. на острове Крит, расположенном в Средиземном море к югу от Балканского полуострова. Мы до сих пор не знаем, люди какого племени населяли этот остров и на каком языке они говорили. Они построили величайший в мире дворец в городе Кноссе, посылали морские торговые корабли во все страны обитаемого тогда мира, поклонялись Богине-Матери и божеству в образе Священного Быка, знали письменность. Загадочные таблички с письменами, расположенными по спирали («линейное письма А») до сих пор не расшифрованы.

Предполагают, что на острове существовала монархия, где царь исполнял функции верховного жреца. Изображения на фресках и на вазах не содержат никаких сцен войны. Вокруг критских городов не найдено развалин крепостных стен. Вероятно, критяне долго жили в условиях относительного мира, не зная иноземных вторжений (военный морской флот в те далёкие времена ещё не существовал).

О жизни на Крите мы можем судить, главным образом, именно по этим сохранившимся живописным изображениям на вазах и фресках, и по характеру архитектуры. Прежде всего, обращает на себя внимание блестящая эстетическая культура этого народа, в основе которой ¾ любовь к природе, тонкое ощущение свободной пластики и цветовой гармонии. Женщины, изображённые на фресках, носят изысканные наряды и украшения. Краски на рисунках ¾ лёгкие и праздничные. Природа воспринималась критянами не как вместилище таинственных сил и не как повод для суеверного страха, а как живая красочная среда, предмет восхищения и любования. Любопытно, что гармония Кносского дворца образована не прямоугольной монументальностью и не строгой симметрией (как это характерно, например, для Египта), а живописным равновесием свободно сочетаемых форм.

Итак, культурным основанием Критской цивилизации, судя по сохранившимся её артефактам, присущи такие особенности, как любовь к жизни, свобода, жизнерадостный реализм, эмоциональность, близость к природе, чувство изящества и красоты. Мы обращаем особое внимание на эти качества потому, что много позже они были органично включены в контекст античной культуры.

История этой цивилизации, после полутора тысячелетий безмятежного процветания, кончилась, можно сказать, в одночасье: примерно в середине II тыс. до н.э. на маленьком островке Фера, рядом с Критом, случилось катастрофическое извержение вулкана, и гигантская волна цунами, в купе с сильным землетрясением, произвели на Крите большие опустошения. Вскоре после этого к острову причалили боевые корабли ахейцев ¾ воинственного племени, прибывшего с континента. У критян не было ни сил, ни средств сопротивляться этому вторжению. Критская культура перестала существовать.

Ахейцы, населявшие юг Балканского полуострова, были воинственным племенем (именно эти люди впоследствии сделались героями мифических сказаний, послуживших основой для гомеровской «Илиады»). На полуострове они образовали содружество городов, самыми мощными среди которых были Микены и Тиринф. Вероятно, уже в Микенской Греции складывается тип отдельно существующих поселений-государств (прообразы будущих полисов): зона жилых домов и укреплённый кремль-акрополь, где стоит дворец правителя. Раскопки в Микенах обнаружили остатки дворца и крепостных стен, сложенных из гигантских каменных блоков, словно бы их строили сказочные великаны-циклопы… Центральным помещением дворца служил большой прямоугольный зал мегарон, посередине которого горел очаг. Отдельных храмовых помещений в Микенах (как и на Крите) не обнаружено, ¾ видимо, и микенский дворец (так же как Кносский) служил одновременно храмом, а царь («ванака») ¾ верховным жрецом.

Микенская цивилизация, расцвет которой приходится на XV ¾ XII вв. до н.э., была цивилизацией воинов: об этом свидетельствует роспись на микенских вазах, где изображались, в основном, сцены охоты или войны. В этом обществе в большом почёте была идея героизма и культ силы. Ахейцы хоронили знатных воинов в грандиозных купольных гробницах, а также в гробницах-шахтах, вырубаемых в скальном грунте. Рядом с почившим воином хоронили самое драгоценное его достояние: оружие, богато украшенное, а на лицо помещали золотую маску, повторявшую черты лица покойного.

Некоторые сохранившиеся остатки фресок на стенах микенского дворца выдают сильное влияние критских мастеров (вероятно, ахейцы некоторых из них, увезённых в плен, привлекали для художественных работ). Микенцы знали и письменность: так называемое «линейное письмо Б». Таблички с этой письменностью удалось расшифровать, причём на них уже значатся имена богов ¾ Диониса и Зевса. Вероятно, уже в те времена начал формироваться культ олимпийских божеств.

При изучении микенской культуры складывается впечатление, что ахейцы были весьма энергичными и воинственными людьми, осуществлявшими экспансию во все сопредельные земли. При этом они были, вероятно, блестящими мореходами, сумевшими построить морские боевые корабли, позволявшие им совмещать торговлю с пиратством.

Конец Микенской цивилизации был вызван, как и на Крите, сочетанием двух факторов: природного и военного. В первую очередь, сильная многолетняя засуха вызвала голод и заставила наиболее активную часть мужского населения сесть на корабли и отправиться на завоевание новых земель. Эти агрессивные и бесстрашные люди, вторгшиеся в Египет (египтяне их называли «народы моря») и затем в хеттское царство, рассеялись, сгинули на новых землях, ¾ правда, уже после того, как разрушили государство хеттов и доставили немало неприятностей фараону Рамзесу III. На тех же, кто остался дома, обрушилась другая напасть: с севера вторглись племена полудиких дорийцев и захватили почти все земли полуострова (за исключением Аттики). Завоеватели разграбили и разрушили до основания богатые города ахейцев. Монархия легендарных воинов перестала существовать.

XI, X и IX века до н.э. известны в истории древнегреческой культуры как «гомеровский период». В это время в Греции, на обломках разрушенной цивилизации, влачили скудное существование архаические племёна, едва перешагнувшие стадию первобытно-родового строя. Во многих областях жизни, по сравнению с микенским периодом, здесь наблюдается очевидный упадок: забыта письменность, каменное строительство, искусство кораблевождения (впрочем, нет и морского флота); процветают родовая вражда и кровная месть; вместо торговли ¾ натуральное хозяйство и военный разбой. Даже сами цари, ¾ «басилеи», ¾ являвшиеся выборными военными вождями племён, жили в деревянных домах с земляным полом и соломенной крышей. В могилах этого периода археологи не обнаружили почти никаких ценных вещей. Упадок культуры сказался и на росписи глиняных сосудов: вместо изящных изображений воинов или животных ¾ примитивный «геометрический» стиль.

Таким образом, дорийское завоевание отбросило культуру материковой Греции на много столетий назад, к тому состоянию, в котором она находилась ещё до зарождения Микенской цивилизации.

Тем не менее важно отметить, что появилось в этот период и нечто новое, ¾ то, что позже послужило стартовой площадкой для триумфального расцвета новой культуры (её-то, собственно, и подразумевают под термином «греческая античность»). В первую очередь, это был железный плуг, позволивший существенно улучшить земледелие. Дорийцы умели добывать и обрабатывать железо, что позволило им использовать орудия из этого металла как в хозяйственных, так и в военных целях. Далее, именно дорийцы начали строительство специальных храмов, «домов бога», с деревянными колоннами и двускатной крышей (прообраз будущих беломраморных шедевров эпохи классики). Вероятно, именно дорийцы привели в некоторую систему древние мифы, что позволило двум поэтам, Гомеру и Гесиоду, на их основе создать знаменитые эпические поэмы. Вообще тяготение дорийцев к системе и порядку можно уловить хотя бы в манере геометрического орнамента на вазах, где наличествует обдуманный графический рисунок и чёткий ритм.

Дорийцы же, с их тяготением к замкнутой земледельческой общине, сформировали и некоторые полисные образования на полуострове. Однако в Гомеровский период ещё не было существенной разницы между «городом» и «деревней». Основную массу общины («демоса») составляли земледельцы и скотоводы, а не ремесленники. Главной экономической ячейкой гомеровского общества была патриархальная моногамная семья.

В течение этих трёх «тёмных» веков подспудно копились силы для нового расцвета, ¾ и наконец он произошёл.

VIII век до н.э. ¾ рубеж, с которого начинается стремительный взлёт древнегреческой культуры, продолжавшийся три века (эпоха архаики). Началом этого взлёта послужило возобновление торгового мореплавания. Греки начали совершать длительные путешествия в доступные их кораблям области ойкумены (обитаемого мира). Они искали земли, удобные для новых поселений, и находили их: в приморских областях Африки, на италийских землях, на побережье Крыма и Малой Азии. Освоение этих земель послужило поводом называть эту эпоху эпохой великой колонизации.

Кроме освоения новых земель, греки познакомились с великими цивилизациями: Вавилоном, Финикией, Египтом. Эти цивилизации уже имели свою многотысячелетнюю историю, здесь было чему поучиться. Греки оказались весьма способными учениками: в Египте они учились каменному строительству, геометрии, медицине и искусству ваяния каменных статуй; в Вавилоне ¾ математике и астрономии, из Финикии они взяли идею фонематического письма (добавив в алфавит гласные буквы). Благодаря этому стала возможной запись поэм Гомера и Гесиода, и следовательно, ¾ оформление и фиксация обширной древнегреческой мифологии, что способствовало окончательному становлению культа олимпийских богов.

Новая письменность дала дорогу систематическому образованию. В отличие от Египта и Вавилона, оно не было лишь средством (для немногих) получить место писца при дворе: образование в Древней Греции было доступно любому свободному гражданину. В свою очередь, стремительно распространявшаяся грамотность способствовала расцвету лирической поэзии и философии, начавшемуся с VI в. до н.э.

Архаика ¾ время зарождения и расцвета античной архитектуры. В городах Древней Греции, как на островах, так и на континенте, начинается активное строительство каменных храмов, форма которых сильно отличалась и как от прямоугольных мегалитов Египта, и от колоссальных ступенчатых святилищ Месопотамии. Храмы повсюду украшались скульптурами. Беломраморные статуи, поначалу сильно напоминавшие манеру древнеегипетских скульпторов, вскоре приобретают облик, хорошо нам знакомый по репродукциям: греки везде, где только можно, воспевают в камне пластику и красоту человеческого тела. Появляется также небывалый в Греции жанр искусства: театр. С VI в., по инициативе тирана Писистрата, в Афинах ставится первая трагедия.

В то же самое время (с VIII в. до н.э.) начинается эпоха массовых спортивных игр, среди которых наибольшей популярностью пользовались Олимпийские. Они проводились регулярно (раз в 4 года) в Олимпии, и на период этих игр прекращались все военные распри между греческими полисами. Греки придавали огромное значение военной и физической подготовке; в школах она занимала почти половину учебного времени.

Таким образом, новый расцвет древнегреческой культуры можно считать синтезом предыдущих трёх её этапов: античность впитала в себя ощущение радости жизни и поклонение красоте, свойственные критянам; героизм, культ физической силы и воинской доблести, свойственный ахейцам, и рационализм, соединённый с чувством меры, характерный для дорийцев.

Но появилось и нечто совершенно новое, ¾ то, что сделало античную Грецию на долгие века образцом социальной организации, резко отличающей культуру Востока от культуры Запада: идея гражданского равенства. Именно характер гражданственности, связанный с личной ответственностью каждого за судьбу своего государства, отличает полис от нома. Если восточный ном, городская община земледельцев, есть место соединениянеразличимой массы подданных (царя, с одной стороны, и бога-покровителя, с другой), то полис ¾ это община граждан, принимающих сообща важнейшие решения. Кроме того, в Древней Греции, к периоду архаики, собственно городское население уже сильно отличается от сельского наличием большой массы ремесленников. Это ставит городского жителя, имущественно и психологически, в особое положение по сравнению с жителем сельской местности. Ремесленники теперь составляют значительную прослойку общества и населяют целые кварталы древнегреческих городов. Так например, в Коринфе существовал квартал гончаров ¾ Керамик. Аналогичный квартал существовал в Афинах. Греческие ремесленники активно совершенствуют техническое оснащение своих мастерских. За всю последующую историю античного мира никогда больше не было сделано столько открытий и изобретений, как за три столетия, составляющие архаический период.

Основные проблемы своей внутренней жизни греки научились решать гласно и сообща (это решительным образом отличает их общество от восточной системы «поголовного рабства», где почти каждый человек чувствовал себя в центре расширяющихся кругов власти). Именно это привело, в конце концов, один из сильнейших полисов ¾ Афины ¾ к первой в Истории демократической форме правления.

Наивысший расцвет древнегреческой культуры приходится на V в. до н.э., ¾ эпоху классики. В этом веке развернулось творчество величайших зодчих Греции (Иктип, Калликрат), непревзойдённых скульпторов (Фидий, Мирон, Поликлет), драматургов (Эсхил, Софокл, Еврипид), философов (Сократ, Платон). Тот же V век ¾ это и замечательная эпопея греко-персидских войн, когда грекам, впервые сплотившимся против общей опасности, удалось в трёх сражениях разбить многократно превосходящее их числом войско персов, вторгшееся на земли греческих полисов. На этот период времени приходится и правление величайшего из правителей Афин ¾ Перикла.

Завершающий период древнегреческой культуры (IV, III вв.) принято называть эпохой эллинизма. Пышный закат этой цивилизации ознаменовался завоевательными войнами македонских царей, Филиппа II и его сына Александра. Результатом этих походов явилось не только превращение всей территории Грации в единую монархию, но и создание огромной империи, раскинувшейся на двух континентах ¾ от Египта до Индии.

Царь Александр Македонский был во многих отношениях уникальной личностью. Человек необычайной энергии, воспитанник знаменитого философа Аристотеля, он был прежде всего представителем своей культуры, которую, по мере возможности, распространял на завоёванных землях. Вслед за собою он привозил греческих художников, скульпторов, учёных. Александр основал около 40 городов, самый большой из которых, Александрия, был расположен на севере Египта, в дельте Нила. Там он основал знаменитую александрийскую библиотеку, куда свозились отовсюду пергаментные и папирусные свитки, содержащие лучшие философские, мифологические и поэтические творения той эпохи. При этой библиотеке работали учёные и переводчики. Она просуществовала без малого тысячу лет, вплоть до вторжения мусульман. В городе был также создан мусейон, ¾ научное учреждение, в котором учёные занимались исследованиями в области филологии, астрономии, математики, ботаники и зоологии с использованием самого современного для того времени оборудования.

Культуртрегерская работа Александра отнюдь не носила одностороннего характера: он был весьма восприимчив к культурным влияниям Востока и старался перенять всё, что ему нравилось. Так, он завёл при своём дворе пышные восточные церемонии, ранее не свойственные греческим правителям, проявил склонность к изысканной роскоши. Своих полководцев он женил на восточных царевнах. Столицей своей империи избрал Вавилон (там, по преданию, он и умер, приказав перед смертью перенести себя под сень роскошных висячих «садов Семирамиды»)...

Эллинизм, в результате, явился своеобразным синтезом древнегреческой и ближневосточной культур. В греческом искусстве той эпохи появляются черты, свойственные традицям Востока: монументальность в зодчестве, экспрессивная эмоциональность в рельефах и фресках, изысканный эротизм в скульптурах. Это ¾ именно та эпоха, когда начали создаваться так называемые «чудеса света»: храм Артемиды в Эфесе, монументальная гробница полководца Масола, стодесятиметровый Фаросский маяк, «Колосс родосский» (бронзовая статуя бога солнца Гелиоса высотой 37 м) и т.д. Изменилась и планировка некоторых греческих городов: центром города теперь становится не храм, а дворец, что в большей степени характерно для восточных традиций архитектуры.

Но самыми значительными достижениями эпохи эллинизма явилось, несомненно, широкое распространение идей древнегреческой науки и философии, включая оригинальные тексты таких философов как Платон и Аристотель. Это в дальнейшем оказало несомненное влияние на динамику культуры всей Юго-Восточной Европы и Передней Азии, и в особенности ¾ на формирование христианской религии.

Что касается культурного центра древнегреческой цивилизации, каковым мы по праву считаем Афины, то к III в до н.э. этот город окончательно утратил своё идейное и политическое влияние, и превратился в тихую музейную провинцию, вплоть до того момента, когда в 146 г. до н.э. вся Греция уступила напору римских легионов и превратилась в римскую провинцию Ахайю.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь