Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные религиозные течения в исламе
Сунниты ¾ приверженцы ортодоксального ислама; среди верующих мусульман их абсолютное большинство (около 90 %). Сунниты почитают Сунну наравне с Кораном. Глава общины суннитов ¾ выборное лицо; его родственные связи (в т.ч. какое-либо отношение к потомкам Пророка) не имеют никакого значения. Суннизм был официальной религией Арабского Халифата. Шииты ¾ последователи четвёртого халифа Али, зятя и двоюродного брата Мухаммада, трагически погибшего в междоусобной войне. Для шиитов он ¾ наиболее почитаемый святой. Шииты придерживаются принципа наследственной духовной власти: духовным главой мусульман может быть только один из отпрысков семьи Пророка. Согласно их верованиям, таинственная эманация ¾ «свет Мухаммада», первое творение Аллаха ¾ распространяется на людей, избранных Аллахом, начиная с Адама. После Мухаммада этот свет распространяется только на его потомков. В частности, этим даром Аллаха были отмечены 12 имамов из числа прямых потомков Али. Из них первые 11 погибли мученической смертью, а последний, 12-й, таинственно исчез. Он пребывает в убежище и оттуда неким мистическим образом управляет шиитской общиной. Шииты поклоняются этому «скрытому» имаму. Они верят, что перед Страшным судом он явит себя в образе махди, как мессия и спаситель человечества. Шииты, как и сунниты, чтят святость Корана, но в Сунне они признают лишь те хадисы, авторами которых был Али и его последователи. В отличие от суннитского ислама, у шиитов широко распространён культ святых мучеников. Суфии ¾ мусульманские мистики. Название этого течения, вероятно, исходит от слова «суф» (плащ из белой шерсти, отличавший их одежду). Первые мистики были аскеты (вполне вероятно, испытавшие на себе влияние христианского монашества). Их цель ¾ освободиться от «видимой» реальности (в т.ч. от собственной личности) и раствориться в реальности «невидимой» ¾ в Боге. Их главноым исходным тезисом бала мысль о том, что всё исходит из Божественной сущности, чтобы в конце концов в неё возвратиться. В среде суфиев были популярны мистические радения: экстатический танец, в процессе которого они повторяли один и тот же стих Корана: «О те, которые уверовали! Вспоминайте Аллаха частым упоминанием и прославляйте Его утром и вечером! ». С помощью этого танца они достигали изменённого состояния сознания, которое приводило их к желанной цели: соединиться с «душой Аллаха». Именно в среде суфиев появились дервиши (монахи) и факиры (люди, совершающие аскетические подвиги). Они основали монастыри и монашеские ордена, а также распространяли культ святых. Подобно шиитам, они особенно почитали Али, считая его предтечей мистической традиции. Всё это плохо совмещалось с ортодоксальным исламом, идеологи которого не поощряли ни аскетизм, ни поклонение святым, противоречащее единобожию. Кроме того, некоторые из суфиев ставили размышление выше проповеди и пренебрегали религиозными обрядами. Поэтому в первые века существования ислама суфии в некоторых странах подвергались гонению, пока в XI в. выдающийся мусульманский богослов аль-Газали не привёл ортодоксальный ислам к компромиссу с мистиками. Искусство и наука Эстетическое чувство арабов наиболее ярко отразилось в поэзии. Ещё в языческой Аравии кочевники-бедуины могли экспромтом слагать стихи и устраивали поэтические состязания на торговых ярмарках. Стихи, признанные лучшими, вышивались на шёлке и вывешивались на стенах Каабы. Популярные поэты были в каждом племени; считалось, что их искусство обладает магическими свойствами. Можно предположить, что именно связь древней арабской поэзии с языческими ритуалами побудила Мухаммада к порицанию этого искусства в 26-й суре Корана, однако на последнем этапе своей деятельности Мухаммад вполне благосклонно относился к поэтам, слагавшим в его честь стихи. Любопытно, что поэзия эпохи ислама так и не стала религиозной: она воспевала радости жизни, красоту женщин и достоинства царствующего владыки. Поэты-суфии проявили себя как мастера поэтическо-философской лирики. Среди халифов считалось правилом хорошего тона оказывать покровительство знаменитым поэтам. Изучение поэзии входило в программу общего образования. Средневековая поэзия в странах мусульманской культуры в IX ¾ XIII вв. достигла пышного расцвета. Среди авторов, переводимых на все языки мира, по сей день широкой известностью пользуются Хафиз, Низами, Саади, Омар Хайям, Джелаладин Руми. К наиболее значительным произведениям, созданным в прозе, принадлежит знаменитый цикл арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Сказка в рамках культуры ислама ¾ один из самых органичных жанров, если вспомнить, что для верующего мусульманина вся земная жизнь есть не что иное, как цепь чудес Аллаха. Этим, вероятно, объясняется и тот факт, что в литературе ислама нет жанра трагедии: в мире происходит лишь то, чего хочет Аллах; Его желание священно… Арабы вообще с большим почтением относились к письменному слову: искусство каллиграфии доходило у них до предела совершенства. Широкое распространение в исламе получила наука о буквах. Буквам приписывались магические и даже физические свойства, познание которых даёт ключ к тайнам природы. Большим спросом пользовалось искусство складывания писем: некоторые мастера изящного слога могли существовать исключительно за счёт дохода от заказов на письма, не занимаясь никакой другой работой. Мастера устной речи пользовались также уважением и почётом. В большом ходу была ритмизованная проза, ¾ особенно в речах древнеарабских ораторов. Своеобразие архитектуры мусульманских городов сосредоточено в культовых зданиях: мечеть, медресе (духовное училище) и мавзолеи (усыпальницы знатных лиц). На заре исламской цивилизации сооружались колонные мечети с плоским покрытием, затем в архитектурной традиции прочно утвердилась купольная мечеть. Главным помещением мечети является молитвенный зал, где богато украшенная ниша ¾ михраб ¾ указывает направление на Мекку. К залу примыкает крытое помещение с фонтаном (или бассейном), где верующие совершают омовение перед молитвой. Над зданием мечети возвышается минарет ¾ высокая башня с балконом, с которой слепой муэдзин сзывает народ на молитву. Все мечети богато украшены цветными поливными изразцами и орнаментом. Мавзолеи не уступали в великолепии мечетям (прекраснейший образец мавзолея ¾ знаменитый Тадж-Махал в Индии). Особой пышностью отличалась дворцовая архитектура: открытые дворы, украшенные колоннадами, резные арки, зеркальные бассейны, искусственные ручьи и фонтаны… Замечательным образцом дворцового зодчества является дворец-крепость Альгамбра в испанской Гранаде. Религия ислама запрещает делать изображения человека: тут сказывалась боязнь идолопоклонства, а также запрет подражать Аллаху (лишь Ему одному дозволено создавать формы живых существ! ) Кроме того, мусульманские богословы считали, что если художник изобразит в скульптуре или на картине живое существо, то в день Страшного Суда «изображение» потребует себе от художника душу… По всем этим причинам в искусстве ислама мы не увидим ни скульптурных изображений, ни живописи в нашем понимании этого слова. Главным элементом изображения для художника становится орнамент: растительный (арабеска), или геометрический. Исключением была лишь книжная миниатюра: там можно увидеть фигуры людей и животных, но все они довольно статичны и декоративны, т.е. выполняют фактически ту же роль, что и орнамент. В средневековом арабском мире существовал настоящий культ научного знания: в самом Коране встречаются стихи, призывающие человека к размышлению над тайнами природы, ибо они несут на себе печать мудрости и благости Творца. Более того, Коран объявляет человека наместником Божиим на земле, призванным не только изучить мир, но и преобразовать его. Сам основатель ислама объявил занятие наукой «обязанностью каждого мусульманина». Наука становится популярной в средневековом исламе ещё и потому, что широкая доступность образования и отсутствие каких-либо формальных ограничений (кастовых, расовых, этнических) на приобретение знания открывали перед каждым честолюбивым юношей перспективы повышения личного социального статуса. Высокому положению знания соответствовало также почтительное отношение к книге. Весь мусульманский мир покрылся сетью многочисленных и разнообразных библиотек ¾ дворцовых, частных и публичных. Некоторые из них были хранилищами сотен тысяч томов ¾ цифры, несопоставимые с библиотеками средневековой Европы. Огромную роль в распространении знаний среди мусульман сыграл так называемый «Дом мудрости» в Багдаде, открытый в начале IX в. халифом аль-Мамуном. Он совмещал в себе библиотеку, академию и переводческое бюро. Трудами учёных этой академии были переведены многие произведения эллинистической научно-философской литературы, в частности, труды Аристотеля, оказавшие решающее влияние на мысль многих арабских философов. Благодаря «переводческому движению», было спасено для истории немалое число античных источников, сохранившихся таким образом лишь в своей арабской версии. Учёные мусульманского средневековья были энциклопедически образованными людьми. В одном лице часто совмещались философ, математик, физик, медик, историк, географ, поэт и филолог. В мусульманском мире экспериментально проверялись и пересматривались догмы астрономической системы Птолемея, аристотелевской физики, пифагорейской оптики и теории музыки. Арабские учёные явились создателями современной алгебры, открыли десятичные дроби, предложили приближённые методы извлечения квадратных и кубических корней, создали основы тригонометрии. От имени учёного аль-Хорезми было образовано слово алгоритм. Аль-Бируни считал язык математики наиболее совершенным языком науки. Во многих городах (например, в Багдаде, Дамаске, Самарканде) были созданы астрономические обсерватории. Арабские учёные занимались также исследованиями в области таких «паранаук», как астрология и алхимия. Арабские географы и путешественники оставили описания многих стран Европы, Азии и Африки. Что касается медицины, то на мусульманском Востоке в средние века она не знала себе равных по сравнению с медициной христианских стран. Основатель ислама поощрял врачевание, ибо, по его словам, «Бог не посылает болезни, от которой не было бы соответствующего лекарства». Фармакология впервые у мусульман стала самостоятельной наукой. Большое распространение получили больницы и передвижные лечебницы для сельских местностей. Медицинские знания мусульманского Средневековья стали известны Европе, в частности, благодаря переводам энциклопедических сочинений Ибн-Сины (Авиценны), ¾ таких, как его 18-томный труд, под названием «Книга исцеления», в которой, кроме медицинских знаний, содержались сведения по логике, физике, математике и метафизике. Ислам и современность В настоящее время наблюдается тенденция к усилению позиций ислама в мире и его повторной (спустя тысячелетие) мировой экспансии. Социологи и политологи отмечают резкое усиление роли ислама в экономической, политической и духовной жизни восточных народов. Жизненность и гибкость мусульманской религии, тотальный охват всех сфер жизнедеятельности верующих, простота и доступность способствуют большей устойчивости ислама в мире, чем, к примеру, западное или восточное христианство. Мусульманские теологи считают, что Мухаммад ¾ «печать пророков» ¾ был последним посланником Бога на земле и что именно он принёс человечеству окончательную истину. По их мнению, это свидетельствует об исключительном значении мусульман как избранного народа и особом положении ислама в сравнении с другими религиями. Отсюда понятны возрождаемые сегодня тенденции к объединению всех мусульман мира в единое государство. Концепция «исламской солидарности»» обрела своё практическое воплощение в деятельности мусульманских международных организаций. Первая организация такого типа ¾ «Всемирный исламский конгресс» ¾ возникла в 1926 г. В настоящее время большим влиянием обладают сформированная в 1962 г. «Лига исламского мира» и наиболее представительное международное объединение на правительственном уровне ¾ «Организация исламской конференции» (основана в 1969 г.). Весьма заметной тенденцией в современном исламе является возрожденчество, или исламский фундаментализм. Одним из ярчайших проявлений этой тенденции была исламская революция 1979 г. в Иране. Идейные истоки фундаментализма следует искать в ваххабизме, основателем которого был Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703 ¾ 1787). В основе его религиозной доктрины лежит мысль о необходимости возврата к «истинной вере» и признание авторитета исключительно Корана и Сунны. Большое внимание аль-Ваххаб уделял очищению ислама от несвойственный Корану наслоений, самым страшным из которых считалось отступление от принципов единобожия. В частности, он выступал против поклонения святым, и даже считал греховным поклоняться пророку и строить мечети в тех местах, которые связаны с его жизнью. Вахаббизм в современном мире связывают с появлением экстремистских движений в исламе, активно противостоящих западной цивилизации, одним из проявлений которых является в наши дни международный терроризм. Контрольные вопросы 1. Расскажите вкратце о жизни и деятельности основателя ислама. 2. Что такое «пять столпов» ислама? 3. В чём состоит идея предопределения? 4. В чём мусульманские теологи видят причину жизнестойкости ислама? 5. Что означают слова: хиджра, шахада, михраб, минарет, имам, хадж? 6. Почему в изобразительном искусстве ислама ведущую роль выполняет орнамент? 7. Что вы можете сказать о научных достижениях мусульман? 8. Что такое Кааба? 9. Чем объясняется параллелизм сюжетов Библии и Корана? 10. Какую роль в искусстве ислама играет поэзия? 11. Что собой представляют основные направления мусульманской религии? 12. Что Вы можете сказать о месте ислама в современном мире? =========================================================== Т Е С Т Ы 1. Шахада ¾ это: а) утренняя молитва; б) символ веры; в) обязательная милостыня; г) пост в месяц Рамазан. 2. Мусульмане совершают паломничество в: а) Мекку; б) Медину; в) Дамаск; г) Иерусалим. 3. Хиджра ¾ это: а) жертвоприношение; б) паранджа, закрывающая лицо женщины; в) вечерняя молитва; г) переселение Пророка из Мекки в Медину. 4. Мусульманскими мистиками являются: а) суфии; б) сунниты; в) шииты; г) ваххабиты 5. Война за «истинную веру» в исламе носит наименование: а) михраб; б) шариат; в) джихад; г) сунна. 6. В семейной традиции ислама практикуется: а) промискуитет; б) моногамия; в) полигамия; г) свободное сожительство. 7. Имя дочери Мухаммада: а) Зарема; б) Айша; в) Зулейка; г) Фатима. 8. Название храма «Кааба» означает: а) сферу; б) пирамиду; в) куб; г) октаэдр.
Тема 12. ГОСПОДСТВУЮЩИЕ ТЕЧЕНИЯ В ИСКУССТВЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Классицизм Классицизм как направление искусства зародился во Франции в середине XVII столетия. Это было время правления Людовика XIV, время расцвета абсолютистского режима ¾ централизованной власти короля. Режиму личной власти монарха во Франции способствовал, с одной стороны, высокий социальный престиж, которым эта власть пользовалась со времён победы Франции в Столетней войне (1337 ¾ 1453), с другой ¾ умелые действия великих правителей и администраторов, таких, как кардинал Ришелье, министр финансов Кольбер и др. В эпоху Людовика XIV Франция была процветающим и сильным государством, по военной мощи ¾ первым в Европе. «Король-Солнце» (как льстиво именовали его придворные), ограничивший политические права дворян и уничтоживший местное самоуправление, имел все основания заявить своему парламенту: «государство ¾ это я! ». Как все амбициозные правители, Людовик XIV придавал огромное значение парадному оформлению придворного быта. Его двор сделался самым многолюдным и самым блестящим во всей Европе. Пышный церемониальный этикет (например, обязательное участие придворных в утреннем облачении короля), бесконечная череда балов, маскарадов, театральных представлений, строительство роскошных зданий Версальского дворца, ¾ всё это должно было утвердить в столице Франции неугасающую атмосферу радостного торжества, ¾ естественного выражения того благоденствия, которым должен наслаждаться народ под управлением столь великого монарха. Всё это не могло не отразиться на художественной культуре Франции той эпохи. Стиль искусства, сложившийся в XVII в. во Франции, вошедший в историю под наименованием французского классицизма, оказал мощное влияние на некоторые другие страны Европы и в какой-то мере был воспринят российским придворным искусством в царствование Екатерины Великой. Суммируя основные свойства и признаки французского классицизма, мы можем выделить в нём следующие черты: 1. Придворный официоз как доминирующая тенденция в искусстве, и придворный характер самого искусства. Это сказывалось как на преобладающих жанрах («лирическая трагедия» в опере, парадный портрет и аллегорические сюжеты из античной истории в живописи, хвалебная ода в поэзии), так и на выразительных средствах. Например, в поэзии, опере и драме был в ходу тяжеловесный, велеречивый, торжественный стиль, не свойственный обыденной речи. Постановки лирических трагедий в Парижском королевском театре отличались столь кричащей роскошью, что о французской опере злые языки говорили: «рай для глаз и ад для ушей». Автор музыки этих оперных произведений, итальянец Люлли, считался ведущим композитором Франции. На драматической сцене царили Корнель, Расин и Мольер. Придворный поэт Буало сочинял оды, прославляющие величие короля. Служение монарху и отечеству считалось главной добродетелью, поэтому главным психологическим конфликтом в трагедиях Корнеля и Расина был конфликт между чувством и долгом, который разрешался всегда в пользу последнего. Сюжеты античной истории, получившие новую жизнь в этих пьесах, служили лишь аллегориями, помогающими возвеличить благодатную для подданных идею сильной государственной власти. Дворянству, гражданские права которого были сильно урезаны, никто, однако, не мешал наслаждаться жизнью; гедонизм был в большом ходу среди французских аристократов. При дворе весьма популярны были амурные интриги и приключения. С ними, большей частью, связано само понятие «галантного века», распространившегося и на всю первую половину XVIII столетия. Наряду с официальным, парадным, лжеклассическим стилем, как пикантное «дополнение» к нему, явился камерный стиль рококо, жеманный и слащавый. Его выражением были многочисленные украшения в виде вензелей и завитушек на всех предметах, используемых в дворянском быту, изящные кадансы в музыкальных фразах, многочисленные поклоны и реверансы в придворных танцах. Тот же стиль господствовал в балетных постановках, возникших в ту же эпоху; это особенно касалось т.н. «пасторалей», где танцоры представляли якобы сюжеты из сельской жизни: по сцене бегали козочки с шёлковыми ленточками на рожках и пастý шки с веночками в волосах и платьями на кринолине. В таких постановках нередко принимала участие королевская чета. Все подобные представления имели, конечно, счастливую концовку: тут своё мощное влияние оказывал официальный оптимизм: в государстве, управляемом столь благодетельным монархом, не должно было быть несчастий и тяжёлых драм… Ни одна сильная власть в мире не терпит упадочных настроений в искусстве! 2. Рационализм. В данном случае его истоки имеют двойную природу. С одной стороны ¾ это требование дисциплины и порядка, естественные для абсолютистского режима. С другой ¾ веяние времени: недавняя эпоха Ренессанса, среди возрождённых из тьмы забвения античных идеалов, вновь подняла на щит принцип рациональности. Кроме того, именно к этой эпохе относится деятельность французского философа-рационалиста Декарта, с его знаменитым лозунгом «cogito, ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»). На искусстве классицизма этот принцип отразился, прежде всего, в строгой иерархии жанров: были «высокие» искусства (поэзия, музыка, драма) и ¾ «низкие» (комедия, фарс, балаган). Смешение жанров не допускалось. В сценических пьесах строго соблюдался принцип единства места, времени и действия. Красота и гармония понимались в нормативном, несколько «геометрическом» духе ¾ это в особенности касалось симметричных композиций архитектурных ансамблей и репризных форм музыкальных пьес. К началу Нового времени рационалистический принцип получил вполне определённую психологическую подоплёку: молодая наука, воспрявшая из небытия, принесла вместе со своими первыми открытиями иллюзию возможности полного понимания мира средствами человеческого разума. Мир выглядел теперь ясным и устойчивым, как пейзаж в ясный солнечный полдень. Неразрешимых проблем и роковых вопросов не существовало. Именно поэтому в частности, художники эпохи классицизма избегают какой бы то ни было оккультной или религиозной мистики. Секулярному сознанию постренессансного просвещённого европейца был чужд обскурантизм, в особенности тот, который исходил от отцов Церкви. Как писал по этому поводу философ и музыкальный теоретик Эрнст Курт: «Классицизм обрёл умиротворяющее равновесие в мировоззрении, которое преодолело власть тёмных жизненных сил и освободилось от устремлённости в потусторонний мир и от страха перед бесконечностью. Это мировоззрение поставило человека с его сознанием собственной силы в центр всех явлений, а в своём жизнеощущении и в художественном выражении повернулось к свету и чувственной красоте. Классическое мировосприятие возникло из ощущения полной победы сознательного над бессознательным». 3. Склонность к типизации: художники эпохи классицизма стремились воплотить лишь общее, но НЕ индивидуальное. В трагедиях и драмах героями были исключительные личности (боги, цари, полководцы), и в их характере, как правило, подчёркивалась какая-то одна главная черта: мужество, страстность, способность к самопожертвованию и т.п. Отрицательные же герои были воплощением всех возможных пороков (лживость, жестокость, вероломство…). Ни о каком психологизме в этих условиях невозможно говорить. Индивидуальные проблемы никого не интересовали. Классицисты не обнаруживали ни внимания, ни способности к правдивому показу внутреннего мира человека. 4. Тяготение к объективному началу. Что бы ни выражал художник, он никогда не писал о самом себе. В этом смысле искусство эпохи классицизма тяготело к описанию преимущественно внешних событий, которые оценивались художником по меркам и канонам его эпохи. Объективизм эпохи классицизма, как правило, сводился к общему знаменателю: с одной стороны ¾ рационалистически ясная картина мира, и с другой ¾ моральный долг служения высоким общественным идеалам. 5. Следование античным образцам. Следует заметить, что этот принцип, заимствованный из эпохи Ренессанса, носит в классицизме достаточно формальный и поверхностный характер. В скульптуре, живописи и драматургии, где усердно заимствовались сюжеты из античных мифов и античной истории, речь идёт лишь о внешней подражательности. То же самое можно сказать и об архитектуре, с её античными фронтонами, капителями колонн и мраморными портиками… Настоящим смыслом всего этого была задача достичь внешнего выражения красоты и величия, адекватного запросам королевского двора. Античный декор был вполне подходящим для этого средством. Но важно отметить, что здесь был ещё и элемент противодействия всевластию церковной средневековой доктрины: эпоха тирании папства окончательно канула в прошлое. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 843; Нарушение авторского права страницы