Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Идейные установки деятелей Просвещения



Эпохой Просвещения в истории европейской культуры считается XVIII век. Здесь мы находим некоторые черты, развивающие тенденции предыдущей эпохи, и, вместе с тем, признаки активного противодействия классицистскому мировоззрению: то, что идейно подготовило приход Великой французской революции 1789 г.

Само название эпохи ¾ «Просвещение» ¾ возникло благодаря тому, что именно в это время жили и действовали замечательные мыслители и художники (Вольтер, Дидро, Руссо, Гримм, Гольбах, Гельвеций и др.), основной жизненной задачей которых было просвещение широчайших масс читателей. С этой целью было задумано небывалое по значимости и размаху издание: «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел». К 1780 году вышло 35 томов. Здесь содержались в полном объёме краткие сведения о достигнутых к тому времени знаниях, имеющих отношение к природе, обществу, наукам и искусствам. Авторы Словаря получили в истории культуры название «энциклопедистов».

Что явилось побудительной причиной для появления столь масштабной работы? В первую очередь, конечно, ¾ усиливающийся год от года интерес к естествознанию и технике. Всё большую популярность завоёвывали труды Ньютона и Лейбница в области физики, оптики и математики; шведский учёный Карл Линней опубликовал свой труд «Система природы», где он дал классификацию растительного и животного мира; астрономы начали рассчитывать движение комет и составлять карты звёздного неба; были изобретены паровая машина, отражательный телескоп, коксовая печь, ртутный термометр и т.д. Европа пожинала первые реальные плоды научных знаний; это порождало в среде мыслителей массу самых радужных надежд.

Главной же причиной появления Энциклопедии была идеологема, захватившая все передовые умы Западной Европы, и получившая название ¾ КУЛЬТ РАЗУМА. Умение мыслить считалось главным свойством, отличающим человека от остального животного мира. Просвещённый разум, по мнению энциклопедистов, гарантировал цивилизованный подход к реалиям человеческой жизни во всех её областях. Они были убеждены, что законы разума ¾ одни и те же у людей во всех уголках Земли, и поскольку главный из них указывает на неизбежность расширения и совершенствования разума, ¾ энциклопедисты верили, что любая нация, сделавшись просвещённой, неизбежно выйдет на прямую дорогу прогресса.

Здесь, по видимому, следует искать и причину антиклерикальной направленности в публицистике названных мыслителей: католическую Церковь они считали виновницей того, что массовое сознание всё ещё продолжало оставаться в омуте невежества (правда, справедливости ради следует сказать, что энциклопедисты боролись не с самой религией, а со средневековыми пережитками в церковной идеологии). Итак, два врага прогресса культуры существовало в их понимании: сословное неравенство с одной стороны, и церковный обскурантизм, с другой… Отсюда же и задача ¾ всемерно способствовать образованию и просвещению возможно большего числа людей. Они свято верили, что массовое просвещение само по себе способно исправлять нравы: просвещённый правитель не может не быть гуманным и справедливым; просвещённые граждане естественным образом сделаются ответственными и законопослушными.

С задачей просвещения связана вторая очень важная составляющая идеологии энциклопедистов, прямо противоположная идеологии классицизма: ИДЕЯ РАВЕНСТВА ЛЮДЕЙ, вошедшая, как необходимая часть, в лозунг Великой французской революции: « Свобода, Равенство, Братство ».

Прямым следствием этого явилось требование демократизма в искусстве, которое просветители выдвигали в противовес классицистской идее элитарности «высоких» искусств. В частности, именно по этой причине энциклопедисты приветствовали мастеров итальянской музыкальной комедии («оперы-буффа»), посетивших Париж в 1752 г. В помещении Королевской Академии музыки итальянцы поставили комическую оперу Перголези «Служанка-госпожа». Эта постановка вызвала небывалый общественный резонанс. В театре, во время исполнения этой оперы, шла скандальная перебранка между «буффонистами», находившимися под ложей королевы, и «антибуффонистами», места которых были под ложей короля. Шум иногда заглушал певцов и оркестр. Парижская публика явно склонялась в сторону простонародных спектаклей; большая её часть бойкотировала постановки «лирических трагедий». Дело кончилось тем, что буффоны были королевским указом изгнаны из Франции. Но своё дело они сделали: идея демократического искусства пустила в Париже прочные корни.

Эта идея, в свою очередь, опирается на концепцию естественного человека, также разработанную в трудах энциклопедистов. Значительную роль в её формировании сыграл роман Д. Дефо «Робинзон Крузо», где была показана победоносная эпопея единственного спасшегося после кораблекрушения путешественника, оказавшегося, волею обстоятельств, за пределами цивилизации. Концепцию «естественного человека» наиболее последовательно развивал Ж.-Ж. Руссо в трактатах «О происхождении и основаниях неравенства между людьми» и «Об общественном договоре». Идею «естественного человека» он противопоставлял опасностям цивилизации, налагающей на человека множество цепей.

Характерно, что для просветителей культ разума вовсе не означал склонности к сухому доктринёрству или абстрактной рассудочности. По их мнению, разум был для человека столь же естественным свойством, как для птицы ¾ умение летать. Только это свойство и могло сделать человека существом, способным к самосовершенствованию и самостроительству. Благодаря именно этому свойству человек, начиная с доисторических времён, неуклонно движется от тьмы к свету.

Закономерным образом этот взгляд на человека приводил просветителей к концепции исторического оптимизма. «Прекрасное и величественное зрелище, ¾ писал Руссо, ¾ являет собою человек, выходящий, если можно так выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной, и что ещё величественнее и труднее ¾ углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и его назначение».

Романтизм

Крах Великой французской революции кардинально изменил мировоззрение мыслящих европейцев. Поначалу революция казалась триумфальной победой разума: в одном из парижских соборов даже был совершён обряд поклонения «богине» (наряженной в античные одежды уличной танцовщице), олицетворявшей Разум. Это было прямое подражание древнему язычеству. Вакханалия массовых казней и убийств, захлестнувшая страну после прихода якобинцев к власти, была предвестием катастрофы, а диктатура Бонапарта окончательно обрушила все иллюзии XVIII века.

Что же произошло? Произошло то, что идеи просветителей оказались бессильными перед тёмной, иррациональной стихией, господствовавшей в душах людей. Разум показал себя полным банкротом: выяснилось, что сам по себе он бессилен в борьбе против злого начала в человеческой природе, что он один никак не сможет привести человечество к «золотому веку» свободы и процветания. Это было массовым разочарованием, ¾ оптимизм сменился скепсисом и сомнением, прогресс человечества теперь почти никому не казался реальной и близкой перспективой.

Эти настроения породили новое направление в европейском искусстве, названное романтизмом. Оно захватывает всю первую половину XIX века (в музыке его влияние было значительно более долгим). Обратимся к основным идейным установкам романтизма. Как мы сейчас убедимся, они почти везде абсолютно противоположны классицистским принципам.

1. Примат чувства над разумом. Поскольку вера в исключительное значение разума померкла, пристальное внимание мыслителей и художников устремилось в область чувств, к эмоциональному отклику на события жизни. Лозунгом эпохи становится высказывание немецкого композитора Роберта Шумана: «Разум ошибается ¾ чувство никогда! ». Преимущественный интерес к человеческим чувствам начал проявляться в литературе уже в предромантическую эпоху (конец XVIII в.), названную историками искусства сентиментализмом, или ¾ «эпохой носового платка». Провозвестником этого течения явился знаменитый роман В. Гёте «Страдания юного Вертера», герой которого ¾ чувствительный юноша, покончивший с собой в результате несчастной любви. Романтики развили эту чувствительность до гиперболических размеров: героем становится или персонаж, обуреваемый сильными страстями, вся жизнь которого ¾ порыв и смятение (Чайльд Гарольд, Манфред, Демон, Летучий Голландец); либо вполне обыкновенный «маленький» человек, мучительно-остро переживающий драму своей жизни. Среди чувств преобладают ¾ меланхолия, тоска, боль… Всё светлое отдано иллюзиям, надеждам, воспоминаниям о невозвратно прошедших днях. Таков романтический герой, которого предыдущая эпоха не только не знала, но даже не могла себе представить! Закономерно, что жанровые предпочтения в эпоху романтизма отданы не эпосу, а лирике во всём многообразии её форм, а в самих сюжетах больший акцент сделан не на действии, а на переживании.

2. Разлад с действительностью. Окружающая жизнь не удовлетворяет романтика. Светлые идеалы и мечты слишком далеки от реальных условий человеческого существования. Где же, если не в искусстве, он может дать жизнь (пусть призрачную) этим грёзам и мечтам? Возникает тенденция бегства от действительности: художник уходит либо в мир фантастики (таковы, например, новеллы Гофмана), либо в мир экзотики (образы Востока, красочные картины из жизни Испании и т.д.), либо в ситуацию давно минувших времён. В отличие от деятелей искусств эпохи классицизма, романтики искали вдохновения не в античной истории, а ¾ в средневековой: от них она была уже достаточно далека и окутана ореолом тайны; это было время легендарных рыцарских подвигов и героических приключений. Рыцарская тема широко использовалась, например, в романах В. Скотта, операх Р. Вагнера. Тайна сама по себе настолько привлекает воображение романтика, что ночь становится для него едва ли не самым излюбленным временем суток, ¾ ночь, полная таинственных шорохов и скользящих во тьме привидений, где разум молчит, а говорят лишь страсти. Опять-таки, ничего похожего на «полуденный» колорит классицизма! К этому необходимо прибавить, что тяга романтиков ко всему загадочному и таинственному далеко не всегда объяснялась «мотивом бегства», ¾ романтизм вообще тяготеет к поискам неизведанного. Это стремление в никуда, порыв к запредельному, вне-будничному объясняет, в частности, и тот факт, что романтикам были свойственны эксперименты (порой весьма смелые) в области жанров и форм всех видов искусства. Никаких жанровых границ, никаких запретов! Романтики разрабатывают синтетические виды искусств, где могут сочетаться поэзия, музыка, живопись и танец, где комическое свободно сочетается с трагическим, а формы колоссальной протяжённости соседствуют с миниатюрами.

3. Разлад с самим собой. Время «цельных» героев пьес Корнеля и Расина кануло в прошлое. Романтик ¾ человек с внутренне противоречивым, «разорванным», болезненно ранимым сознанием, неизмеримо глубже понимает человеческую природу; его уже не устраивает примитивная типизация характеров. Он стремится изображать людей во всей сложности и противоречивости их натуры. Романтик стремится к психологической правдивости в изображении своих героев даже там, где эти герои выглядят внешне яркими и колоритными личностями, картинно выделяющимися из окружающей толпы. Внутренний разлад в человеческой душе более всего объясняет трагизм мироощущения романтиков. Неизбежным следствием этого является пессимистическая суть мировоззрения многих романтиков, пристальное внимание к темам смерти и злой судьбы («рока»). Эти настроения весьма красноречиво выразил П.И. Чайковский своей музыкой, а также в письме к Н.Ф. фон Мекк: «Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжёлой действительности со скоропреходящими сновидениями и грёзами о счастье… Пристани нет… Плыви по этому морю, пока оно не охватит и не погрузит тебя в глубину свою».

4. Субъективизм. Если художники эпохи классицизма чрезвычайно редко писали о себе и, во всяком случае, никогда не ставили свои личные проблемы в центр изображаемых явлений жизни, то романтик пишет не только от собственного лица, но и нередко ¾ о себе самом. Сплошь и рядом в ткань романтических произведений вторгаются автобиографические мотивы. Лирическая исповедь становится весьма популярным жанром. На первый план здесь выступает уже не диалог (как нередко в классицизме), а монолог. Предтечей романтиков в этом смысле является Ж.-Ж. Руссо, написавший свою знаменитую «Исповедь». Проблемы собственной души ¾ гораздо важней для романтика, чем объективный мир. Даже если романтик изображает картины природы, то природа для него имеет ценность не сама по себе, а лишь как контрастный «фон», живописное средство, способное выразительно оттенить и подчеркнуть его скорбное одиночество. По словам поэта Новалиса ¾ «Самым чудесным и вечным феноменом является наше собственное бытие. Величайшей тайной для человека является он сам».

5. Вновь появившийся интерес к религии и мистике. Справедливости ради следует сказать, что интерес к религии едва ли достигает у романтиков таких глубин, как, например, в творчестве И.С. Баха или В. Тициана. Это просто один из аспектов запредельного, куда постоянно устремлена их мысль. Сверхчувственный мир интересен романтику скорее как область фантастического и волшебного, где открыт простор его необузданной фантазии. Временами кажется, что в этом мире романтического художника интересуют отнюдь не божественные, а скорее демонические тайны: колдуны, привидения, заклятья, обитатели инфернального плана… В особенности это чувствуется в произведениях западноевропейских музыкантов-романтиков: «Лесной царь» и «Двойник» Шуберта, «Вольный стрелок» Вебера, финал «Фантастической симфонии» Берлиоза с изображением ночного шабаша ведьм, мир подземных карликов-нибелунгов в операх Вагнера и т.д. Русский гений также внёс свою лепту в эту живописно-зловещую мистическую панораму романтизма (достаточно вспомнить «Демона» Лермонтова, «Страшную месть» Гоголя, или «Франческу да Римини» и «Пиковую даму» Чайковского).

6. Внимание к национальному фольклору. Тяга ко всему необычному и красочному возбудила интерес романтиков к народному творчеству, которое едва ли пользовалось официальным признанием в эпоху классицизма. Учёные и литераторы начали разыскивать и публиковать распространяемые в среде простонародья мифы, сказки, тексты и музыку песен. В Чехии, Норвегии, Польше, Венгрии, России возникают национальные композиторские школы. Профессиональное искусство почти во всех своих видах и жанрах активно впитывает колорит, поэтический строй и мудрость народных преданий.

 

Контрольные вопросы

1. Что представляет собою придворная эстетика классицизма и в чём её истоки?

2. Поясните принцип типизации в классицистской литературе.

3. Что означает термин «рококо»?

4. Как проявил себя принцип рационализма в искусстве эпохи классицизма?

5. Кто такие энциклопедисты?

6. На чём был основан исторический оптимизм деятелей Просвещения?

7. В чём состояла критика классицизма со стороны просветителей?

8. Чем сменился культ Разума при переходе от Просвещения к романтизму?

9. Каково было отношение романтиков к обыденной действительности?

10. На чём зиждется психологизм искусства романтиков?

11. Почему монолог в эпоху романтизма становится господствующей формой высказывания?

12. В чём (в общих чертах) состояло новаторство романтиков?

 

 

Тема 13. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРМЕННОСТИ

В первой половине ХХ в. завершается становление индустриальной цивилизации и начинается переход к постиндустриальной. После экономической депрессии 1929 ¾ 33 г., потрясшей западное общество, президент США Ф. Рузвельт провозгласил «новый курс», который значительно усиливал роль государства в организации и регулировании экономики. В ходе этой реформы были обеспечены социальные гарантии для граждан. Поведённые мероприятия позволяли поддерживать устойчивый спрос, одновременно расширяя сферу потребления. Это в свою очередь, создавало благоприятные условия для расширенного воспроизводства, которое становилось всё более массовым. Появились необходимые предпосылки для возникновения общества потребления, сложившегося в странах Запада к концу 50-х гг. Капиталистическая система, выйдя из опасного кризиса, сумела себя укрепить и перестроить таким образом, что стала обеспечивать интересы не только монополистов, но ¾ большинства граждан, составляющих т.н. средний класс.

В то же самое время первая половина ХХ столетия ознаменовалась двумя катастрофическими мировыми войнами и большевистской революцией в России. Эти события вызвали глубокий кризис гуманистический ценностей западной культуры. На карте мира стали появляться тоталитарные режимы. После II мировой войны этот процесс привёл к тому, что мир раскололся на две разные политические системы ¾ капитализм и социализм. Конкуренция этих систем, борьба между ними (названная «холодной войной») продолжалась свыше 40 лет, вплоть до краха тоталитарного режима в России и распада социалистического «блока» государств Варшавского договора в конце 80-х ¾ начале 90-х гг.

Не менее, но, пожалуй, гораздо более значимые революционные процессы происходили ¾ они происходят до сих пор ¾ в области науки и техники. На смену механицизму пришла неклассическая наука, связанная с именами А. Эйнштейна, К.Г. Юнга, А. Гейзенберга, Н. Бора, Н. Винера и других выдающихся учёных. Стремительно развились новые науки: ядерная физика, квантовая механика, астрофизика, генетика, кибернетика, квантовая химия и т.д. Это не могло не привести к мощному развитию техники, преобразившей повседневную жизнь людей. Речь идёт о научно-технической революции (НТР), в результате которой в середине ХХ столетия в развитых странах произошли капитальные изменения не только в бытовых условиях жизни большинства людей, но и в самом их мировоззрении. НТР позволила осуществить прежде всего переход к совершенным технологиям, что позволило сделать производство массовым, способным удовлетворить материальные потребности подавляющего большинства населения развитых, и даже в какой-то степени отсталых стран. Новейшие средства массовой информации (радио, телевидение, спутниковая связь, компьютерные системы) сделали любое сообщение легко доступным во всех уголках земли; современные транспортные средства (скоростные поезда, морские лайнеры, самолёты) обеспечили возможность перемещения огромных людских масс с одного континента на другой.

Все эти достижения цивилизации Новейшего времени, однако, не смогли решить главных проблем, связанных с извечным стремлением человека к господству над природой и над другими людьми; более того, они породили новые проблемы, которые в наши дни серьёзно угрожают не только человеческому благополучию, но и самому существованию жизни на Земле.

Здесь мы коснёмся, в общих чертах, лишь некоторых аспектов основных глобальных проблем современности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-09; Просмотров: 738; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь